Оглавление
ТВОРЧЕСТВО
Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции. Работы художника относят к романтизму. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи.
Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.
Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню.
В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.
Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А.С.Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же; и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Многократно варьирует он и свои автопортреты.
С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.
Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный «передвижникам». Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски.
Загадочная судьба портрета
О том, что в дальнейшем происходило с картиной, на которой был запечатлён известный всему миру поэт Александр Пушкин, существует целая история. Сам Соболевский рассказывал историю о мистической пропаже портрета. В 1828 году он собирался уехать за границу, поэтому и заказал уменьшенную копию портрета. Художница Елагина сделала такую, а Соболевский, уезжая, забрал с собой копию.
Оригинал тропининской работы остался у Киреевского, который тогда жил у Елагиных. Когда же Соболевский вернулся на родину, обнаружил, что рамке уже была «скверная копия с оного». Он его тут же выбросил в окно, но зато подлинное полотно пропало. После этого о судьбе холста ничего не было известно до 50-х годов 19 века. Пока остаётся загадкой, где портрет был в течение двадцати лет.
И лишь только в середине 19 века этот тропининский холст с изображением Александра Пушкина неожиданно был обнаружен в московской лавке какого-то менялы. Интересен тот факт, что эта самая лавка находилась на улице Волхонке, недалеко от того места, где Василий Андреевич и написал этот портрет. Стоила картине чуть больше ста рублей, поэтому её тут же приобрёл князь Оболенский, который в то время был директором архива Министерства иностранных дел в Москве.
То, что найденная картина подлинная, подтвердил сам художник, который смотрел после этого портрет Пушкина. Глядя на свою работу, он испытал сильнейшее волнение, так как всплыли в памяти часы, которые он провёл наедине с великим поэтом. Но Василию Андреевичу хотелось и плакать, так как полотно было испорчено: в нескольких местах были трещины.
Тропинин согласился подновить его, не трогая черты поэта, поэтому вскоре художник тут же приступил к работе. А вот Соболевский обиделся на князя Оболенского, что тот не вернул ему портрет. В настоящее время это полотно хранится в Третьяковской галерее. Все копии картин хранятся в разных пушкинских музеях.
Описание картины Василия Тропинина «Портрет Пушкина»
Василий Тропинин, 1827 год, картина «Портрет Пушкина», Фото: art-portrets.ru
Название | Портрет Пушкина |
Страна, художник | Россия, Василий Тропинин |
Год | 1827 |
Жанр | Портрет |
Находится | Пушкинский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
История происхождения этой картины является загадкой. Некоторые исследователи считают, что его заказал друг Пушкина Соболевский. Другие уверены, что поэт сам обратился к художнику за собственным изображением. В любом случае, из-за известной неусидчивости Александра Сергеевича, Тропинину приходилось ловить его в гостях и делать эскизы буквально в походной обстановке.
Тропинин выбрал поясной портрет, изобразив литературного гения сидящим за письменным столом. Одной рукой он облокотился на столешницу, из-под широкого рукава видны бумажные листы – возможно, это новая незаконченная поэма.
Выбор наряда для героя можно считать вольной фантазией живописца. Одежда на поэте совсем простая, домашняя, словно в противовес портрету Кипренского, где художник изобразил Пушкина настоящим денди, одетым по последней моде.
Александр Сергеевич облачен в белую рубашку с поднятым воротником, вокруг шеи повязан шелковый изумрудный шарф, а на плечи небрежно наброшен домашний свободный халат – в девятнадцатом веке такая одежда считалась признаком свободолюбия и вольного нрава.
На ухоженной руке с длинными заостренными ногтями надеты два перстня. Один был подарен поэту Елизаветой Воронцовой – этой женщине были посвящены многие пушкинские стихотворения. Пушкин считал кольцо своим талисманом, приносящим удачу, и никогда с ним не расставался. О происхождении второго перстня историкам ничего не известно.
Других значимых деталей на холсте нет, поэтому внимание зрителей сосредотачивается на лице героя. Современники отмечали, что художнику удалось передать настоящее, «живое» выражение лица, которое было свойственно Александру Сергеевичу
На портрете зритель видит Пушкина как умного, свободомыслящего человека, ценящего правду и справедливость. Также видны порывистость и неусидчивость поэта – кажется, что он вот-вот вскочит со стула и пойдет по комнате в поисках ускользающей рифмы
Современники отмечали, что художнику удалось передать настоящее, «живое» выражение лица, которое было свойственно Александру Сергеевичу. На портрете зритель видит Пушкина как умного, свободомыслящего человека, ценящего правду и справедливость. Также видны порывистость и неусидчивость поэта – кажется, что он вот-вот вскочит со стула и пойдет по комнате в поисках ускользающей рифмы.
Тропинин, как талантливый портретист, с точностью ухватил не только внешние черты, но сумел отобразить внутренний мир гения. Благодаря этому современные читатели могут узнать знаменитого поэта чуточку лучше.
19 марта (30 марта по новому стилю) 1776 г., село Карповка Новгородская область – 3 мая (15 мая по новому стилю) 1857 г., Москва
Лучший портретист первой половины XIX века. Из под его кисти вышла целая московская летопись той эпохи.
Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха. Так сложилось исторически, что общество негативно относится к крепостничеству. Однако и тут была своя иерархия, и семья Тропининых занимала высокое место в ней. Отец русского художника за службу управляющим получил личную свободу, правда, семья его осталась крепостной. Четыре года мальчик обучался в новгородской «народной школе».
В 1790-х годах Тропинина передали новому хозяину – графу И. Моркову, который женился на дочери Миниха, Наталье Антоновне. Отклонив просьбы отца Тропинина обучать мальчика живописи, граф Морков отправляет юношу учиться в Петербург на кондитера в 1793 году.
Не смотря на это, позднее, граф сделал Тропинина своим доверенным лицом и оценил его творчество. В то время многие дворяне жили трудами крепостных, потому что так диктовала эпоха крепостничества, даже либеральные. По другому они жить не умели.
В Петербурге, посилившись у графа Завадовского, обуреваемый страстью к живописи, молодой художник берёт уроки у проживавшего там же профессионального художника. За что получал наказания. Жена кондитера приводила Тропинина с уроков живописи за уши и давала указания высечь ученика.
Не смотря на то, что у Тронинина был мягкий характер, он был настойчив и твёрдо шёл к своей цели. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Началась война с Наполеоном, граф Морков, как начальник московского ополчения, с двумя сыновьями, едет на войну. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.
В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Росла слава портретиста, известные люди ходотайствовали Моркову освободить Тропинина, дать ему вольную. В 1823 году Тропинин стал свободным человеком, а его жена и сын ещё пять лет находились в крепостничестве. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Спустя год, за картину «Портрет медальера К.А. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву.
С 1824 года, на протяжении тридцати лет, Тропинин живёт в доме Писаревой на Ленинке близ Большого Каменного моста. Тропинин писал портреты знаменитых людей, становился известным и общепризнанным художником, у него было много заказов. Русский художник близко сошёлся с другим не менее известным художником – Брюлловым.
В 1856 году русский художник потерял жену, с которой жил душа в душу. Тропинин переезжает в свой домик в Замоскворечье. Сын Арсений создал в доме хорошую обстановку, чтобы хоть как-то сгладить горе отца.
Ах, не говорите этого… Старуха моя умерла, да и дверей тех нет…»
Тропинин В.А.
Художник имеет в виду двери на Ленинке, на которых посетители оставляли автографы, не застав художника дома. «Был Брюллов», «Был Витали», «Снова был Брюллов».
«Кружевница»
В. Тропинин «Кружевница» (1823). Холст, масло. 74,7 х 59, 3 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)«Кружевница» написана в 1823 г., который стал для художника годом освобождения от крепостной зависимости: он покинул имение графа Моркова и создал новый шедевр. На выставке в Академии художеств эта картина с интересом была встречена зрителями и сразу же стала широко известной. Но после освобождения художник решил жить в Москве – этот город он давно любил. Здесь он создаёт ряд картин, изображающих молодых женщин за рукоделием: «Золотошвейка», «Кружевница», «За прошивками» и др. Возможно, это были крепостные рукодельницы.«Кружевница» стала новым явлением в живописном искусстве того времени. В.А. Тропинин создал тип жанрового портрета-картины. Есть в этом портрете черты сентиментальности, идеализации, но всё это было и в личности художника: он много перетерпел в жизни, но был скромен, незлобив, умиротворён, несмотря ни на что. Он понимал и любил человека труда. И в этом портрете художник трогательно изобразил чувство внутреннего достоинства, сохраняемого в личности независимо ни от каких условий.Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой … «Кружевницу» Тропинина, как и других его рукодельниц, часто сравнивали с «бедной Лизой», героиней повести Н. Карамзина.Один из современников В. Тропинина отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того, в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, – и все это изображено с такой правдой и простотой».За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал много замечательных портретов, но эти три портрета, о которых мы сегодня рассказали, являются непревзойдёнными шедеврами в его гуманном творчестве.
- < Назад
- Вперёд >
Пример работы
Восхитительный портрет сына Тропинина наполнен любовью и нежностью. На картине изображен маленький и озорной мальчик
Голова его немного повернута в сторону: возникает ощущение, что Арсений засмотрелся на что-то очень важное. Скорее всего, юноша задумался о жизни
Если вглядеться, можно заметить, что его глаза выражают теплоту и радость.
Ребенок устал, но не готов отрываться от позирования и лишать художника возможности передать посредством кисти настоящие качества. Арсений помогает отцу изобразить самые важные и до мелочей знакомые родительскому сердцу черты. Возможно, он делает это, потому что сам тоже хочет стать великим художником.
Шея юноши не прикрыта плотной рубашкой. Воротник расстегнут, словно раскрывая характер мальчика и его раскрепощенное поведение. Несложно заметить, что Арсений полностью расслаблен. Обстановка во время работы довольно уютная. Такие чудесные моменты укрепляют отношения отца и сына.
Фон, который выхватывает из темноты лицо мальчика, ослаблен, но через него можно заметить прекрасную юношескую беззаботность и свободу. В облике парня проскальзывает истинное благородство. Образ наполнен восхищением, исполнен родительской любовью и уважением. Портрет притягивает наблюдателей, преподнося мир духовности, великолепия, покоя. Удивительно, что лицо юноши занимает картину практически полностью. Благодаря этому возникает ощущение, что можно заглянуть Арсению в душу и проникнуться его чувствами.
Академик
1823 жылы 47 жасында Тропинин ақыры еркін адам болып, көшіп кетті Мәскеу. Сол жылы ол өзінің суреттерін ұсынды Шілтер жасаушы, Қайыршы және Суретші Скотниковтың портреті Императорлық Өнер академиясына және суретшінің ресми сертификатын алды (Свободный Художник). 1824 жылы ол академик болып сайланды.
1833 жылдан бастап ол Мәскеу Қоғамдық өнер сабағы кейінірек танымал болды Мәскеу кескіндеме, мүсін және сәулет мектебі. 1843 жылы ол құрметті мүше болып сайланды Мәскеу көркемөнер қоғамы. Ол 1857 жылы қайтыс болды және оған араласылды Ваганково зираты. Тропинин өмірінде 3000-нан астам портрет салған.
1969 жылы Тропинин мұражайы Мәскеуде ашылды.
Контекст
Женские портреты Тропинина — веха в истории русской живописи
Мало кому удавалось с такой нежностью, вниманием и чуткостью показать красавиц. Одни из них заняты повседневными заботами, другие — выхвачены из суеты
Не было социальных различий между типажами, каждая девушка в первую очередь олицетворяет женственность, даже если одета она как простая крепостная.
На картине довольно подробно выписаны инструменты мастерицы, занятой «подушечным кружевом». Это коклюшки (катушка с ручкой, на которую наматывались нитки), иглы, валик (его называли «подушка» или «бубен») и подставка.
«Золотошвейка», 1826. (wikipedia.org)
↑ Биография и творчество Василия Тропинина
Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С.Миниха 19(30).03.1776 года. Отец его был управляющим у графа и за усердие к работе получил вольную. Семья же оставалась в крепостной зависимости. Новым хозяином Тропинина стал граф И.Морков. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при Академии художеств.
Годы, проведенные в Академии, стали самыми счастливыми в судьбе Тропинина. Они совпали с его стремлением во что бы то ни стало стать художником, с проснувшимся призванием к живописи. Попал туда Тропинин по настойчивой просьбе двоюродного брата графа, желавшего, чтобы самоучка развил свой природный талант. Так, в 1799 году Тропинин стал учеником художника Степана Щукина, имевшего славу придворного портретиста.
Товарищами Тропинина по учению были Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский, Александр Иванов. Они как могли, помогали 19-летнему юноше, понимая, как тяжело ему, попавшему сюда недавно, и куда легче им, обучавшимся здесь с детства. Копирование картин великих мастеров в Эрмитаже оттачивало стремительно растущее мастерство самого Тропинина. Его прозвали «русским Грёзом» — за пристрастие к копированию детских головок. Одна из работ приглянулась императрице Елизавете Алексеевне.
Граф Строганов стал хлопотать об освобождении Тропинина из крепостной зависимости. Щукин же написал Моркову письмо с тем содержанием, что, дескать, если не хотите потерять хорошего слугу, то забирайте его скорее обратно. Так мечты разбились о грубую реальность. Тропинина отозвали обратно на Украину, и он занял место между поваром-кондитером и личным лакеем графа.
Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен! Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию.
Москва приняла Тропинина. В доме на Ленивке он прожил 32 года. Он стал известным портретистом и вскоре, как полушутя выражались современники, переписал чуть ли не всю Москву. Первый и последний раз Тропинин выставил свои работы на академической выставке 1824 года. От заказов и без того не было отбоя. Неожиданно радостным для Тропинина оказался 1836 год. Он познакомился и близко сошелся с Карлом Брюлловым.
Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Возводил ее, кстати, тоже сам Тропинин, за плечами которого к тому времени было шесть лет учения в Академии художеств. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Вот и заставил своего крепостного заниматься строительством – ремеслом, которым тот не владел вовсе.
Последние годы Тропинин провел в небольшом домике в Замоскворечье. Умер Василий Андреевич 3(15).05.1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы.
Вариант 2
Каждый раз, проглядывая изумительной красоты работы Василия Тропинина, удивляешься творческой русской натуре, способной красками на полотне изобразить абсолютно все: от красочных пейзажей дикой и нетронутой природы до нежной и задумчивой портретистики
В данном контексте хотелось бы заострить внимание на произведении «Портрет сына», принадлежащее пылу и нраву Василия Андреевича
Основным обьектом, как ни странно, является миловидный и щуплый на вид мальчишка лет 10-12, устремляющий свои карие очи вдаль, окидывая пространство вокруг себя. Кудрявые русые волосы нежно лоснятся по румяному лбу и затылку, орнаментируя профиль, дополняя его элементами нежности и благородства. Распахнутый горчично-белый воротник рубашки в горошек символизирует необузданную стихию, юношескую прыть, колебания и потуги молодого сердца и ума. Приподнятые брови свидетельствуют о доли удивления, которое в данный момент испытывает мальчишка, с обнадёживающим и ласковым взглядом взирая на обьект, так заинтересовавший его. Возникают почему-то такие ассоциации касательно индивидуальных характеристик юнца: он упрям и целеустремлён, не терпит наглого подхалимства и приторной сервильности, является этаким «бойцом за права обездоленных», немного осовремененным Робин Гудом, который не гнушается положить на алтарь благородных поступков свою жизнь.
Удивляет тот факт, что его лицо специально озарено ярким искусственным светом, что должно иметь под собой причины
Как мне кажется, автор полотна пытался сосредоточить и сконцентрировать всё внимание именно на прекрасном лице мальчишки, которое имеет правильные пропорции и симметрию. Василий Тропинин явно завуалировал весь смысл картины среди пышных и утончённых губ, немного вздёрнутого носа, пронзительно-чистых глаз, стройной и белоснежной шеи
За нелёгкую работу хочется сказать ему огромнейшее спасибо. Культура будет жить до тех пор, пока её будут чтить, уважать и помнить. И мы должны внести свою лепту в это важнейшее дело нашего народа.
`
Судьба художника
Родившийся в семье крепостного, с детства Василий увлекался рисованием. Порой, забывшись, он писал ваксой портреты на стенах вместо того, чтобы этой ваксой чистить обувь господ. Отец Тропинина после получения вольной хлопотал о сыне и просил графа Ираклия Моркова отправить талантливого ребенка на учебу в Петербург. Но граф был иного мнения о перспективных профессиях — повелел Василию быть кондитером, ведь, по логике Моркова, печь торты и готовить варенья гораздо полезнее.
Портрет А. С. Пушкина, 1827. (wikipedia.org)
Тропинин не перечил, но с неколебимой верой продолжал заниматься живописью. В Петербурге он нашел учителя, стал вольнослушателем в Академии. Графу пришлось уступить и отправить Василия учиться живописи. В течение пяти лет он побывает во всех прославленных мастерских столицы, с восторгом будет пользоваться доступом к Эрмитажному собранию. Но счастливая пора прервется, когда Морков решит отправиться в свои новые украинские владения. Тропинин должен был участвовать в строительстве и росписи церкви. Кстати, в ней же он обвенчается со своей женой Анной Катиной. Вольная, выходя замуж за крепостного художника, она теряла свободу. Их супружество продолжалось 50 лет.
До 47 лет Василий Тропинин был в крепостном плену у графа Моркова. Знаменитый своим своеволием, граф в течение долгого времени не соглашался дать художнику вольную, несмотря на уговоры. В 1823 году Тропинин, уже будучи известным даже императорской семье как непревзойденный живописец, был все же освобожден.
Портрет сына художника Арсения. (wikipedia.org)
Жена и сын получат вольную через 5 лет. Чтобы обеспечить финансовую независимость семье, Тропинин перерисует всю Москву. Горожанам нравились его «уютные» портреты: в халатах, домашней обстановке, без парадного мундира. Для собственного интереса он писал «незаметных» жителей города: стариков, мальчиков на побегушках, нищих. Предпочитающий обычно показывать улыбающиеся лица своих заказчиков, в серии жителей московских улиц Тропинин с серьезностью и уважением изображает непростую участь людей, у которых не остается сил на простые радости, а жизнь кажется беспросветной.
Скончался живописец в своем доме в Замоскворечье. Его наследие стало основой для развития реализма в работах последующих поколений художников.
Шедевр Тропинина В.А. – картина «Кружевница»
Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. В композиции и прописке образа героини проявился академический стиль письма, что никак не повлияло на художественную ценность произведения. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Тропинин очень любил «жанровый портрет». Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия, и женскими «головками», и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Жанровый портрет отличается своеобразной сюжетной линией, благодаря которой удаётся ярче выразить человеческий тип.
Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Колорит выполнен в сближенных тонах. Серый фон оживляет – по контрасту – сиреневую ткань косынки, накинутой на плечи кружевницы. В руке девушка держит коклюши. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Внизу веден фрагмент тонких кружев.
Мальчик с жалейкой
Портрет князя М.А. Оболенского ребёнком
Портрет Арсения Тропинина, сына художника
Портрет А.С. Пушкина
Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля
Кружевница
Девушка с горшком роз
Гитарист
Портрет К.Г. Равича
Портрет Ю.Ф. Самарина в охотничьем костюме
Семейный портрет графов Морковых
Старуха с курицей
Золотошвейка
Сочинения
Художник Тропинин родился крепостным, но несмотря на это, сумел стать известным портретистом. Сначала он работал домашним художником у господина Моркова, рисуя портреты близких и людей своего окружения. После получения свободы Василий Андреевич Тропинин добился признания, и стал признанным мастером реалистического и романтического портрета.
Тропинин: картина Портрет сына
Чаще всего Василий Тропинин изображал на своих полотнах детей. Их портреты и заняли основное место в творчестве художника. Среди портретов детей наиболее известной работой стала картина Голова мальчика, или как еще называют эту работу, Портрет сына. Эту работу Василий Андреевич написал в 1818 году. Картина стала порывом вольности, и писалась художником с особым воодушевлением.
Описание картины
На картине Портрет сына живописец изобразил своего ребенка Арсения. Сейчас передо мной находится репродукция полотна, она и дает возможность описать картину Портрет сына в моем сочинении. Эта работа действительно какая-то особенная, наполненная любовью, нежностью, теплом и добротой. Создавая ее в теплых коричнево-золотистых оттенках, автор представил зрителю образ мальчика, своего сына, чье лицо освещает неяркий свет.
Ребенок изображается погрудно, сидит вполоборота, его голова повернута в сторону, а взгляд больших карих глаз устремился вдаль. Может там окно, в котором мальчик увидел своих друзей, резвящихся во дворе. А может там его ждет любимое занятие, от которого оторвал отец. Лицо ребенка серьезное, но в то же время просматривается некая игривость. Она и создает ощущение неусидчивости. Еще немного, и мальчик сорвется с места и побежит на улицу.
Тропинин со всем мастерством отнесся к созданию этой картины, и прорисовал каждую деталь. Здесь и глаза, полные тепла и нежности, и пухлые губки, которые мальчик сжал, и приподнятые детские брови, и слегка вздернутый кверху носик. А эти кудрявые волосы, которые делают образ милым и даже ангельским?
Одет мальчик в пеструю рубашку с подшитым белым воротником. Рубашка не застегнута до конца, давая возможность рассмотреть тонкую длинную шею. Поверх рубашки наброшен пиджак. Легкая небрежность в одежде и слегка взлохмаченные волосы говорят о том, что мальчик любит побегать.
Картина подкупает своей искренностью, простотой и чистотой, что просматривается в образе сына Тропинина. В созданном художником образе легко заметить благородство и красоту, что исходит изнутри. Портрет сына дает в полной мере прочувствовать гордость отца за своего ребенка. Он словно олицетворение детства, с его невинностью и озорством.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!