Свято-троицкий монастырь (тарасково)

Оглавление

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории Музея народной архитектуры и быта с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей. 

Автор фото: IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру: необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.

Если статья понравилась, расскажите друзьям 🙂

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559–1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635–1638 годах
    • с юга — трёхэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI–XVII веков
  •  В 1686–1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692–1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Скиты

Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита

  • Гефсиманский; он существует с 1844 г. примерно в 6 км от лавры; его главная святыня – Черниговская икона Богородицы; скит не только открыт для паломников, но несет даже социальное служение: например, при нем работает детская воскресная школа;
  • Параклит, который находится близ Гефсиманского; он также действует с середины XIX в., закрывался во время гонений советских лет, возрожден с 1990-х; подвизается здесь только несколько монахов, но идут ежедневные богослужения, на которые могут приезжать миряне;
  • Покровский; он находится в с. Сабурово, еще с XVII в. принадлежавшем обители; скит образовался с начала 1990-х, когда несколько монахов занялись возрождением местного храма, поселившись рядом;
  • Сергиевский в с. Благовещенье; первоначально, с конца 1980-х, здесь было подсобное хозяйство медленно возрождающейся лавры; ныне это скит с примерно 20 насельниками, живущий по Афонскому уставу; миряне допускаются на службы, включая ночные, которые начинаются около 2 ч.

Киево-Печерская

Она считается старейшей на Руси, хотя из летописи известно, что и до появления обители в Киеве были монахи. Однако прославилась чистым житием своих иноков именно эта, основанная, по слову летописца, потом и трудами монахов.

Киево-Печерская Лавра, г. Киев

Краткая история

Временем появления обители считается 1051 г., когда в пещере близ Киева поселяется  Антоний, славянин из Любеча, постриженик Святого Афона. Вскоре к нему собираются ищущие пустынной жизни и монашества.

В 1073 г. строится первый храм – Успенская церковь, которую современники именовали «небеси подобной». В первые десятилетия существования монастырь уже именовали Лаврой.

При нашествии монголов монастырь разорен, затем оказался на территории Великого княжества Литовского. После вхождения Украины в состав России статус Лавры был подтвержден.

При советской власти обитель ликвидировали (1930), вновь открыли в 1940-е. Во время гонений 1960-х гг. Печерский снова был закрыт (здесь был музей), а  возобновлен только с 1988 г.

Главные святыни 

В пещерах можно поклониться нетленным останкам Киево-Печерских подвижников, прославленным чудотворениями и даже мироточением.

Чтимая святыня – образ Успения Пресвятой Богородицы. Это копия чудотворной иконы, утраченной в 1941 г. Она пребывает над царскими вратами Успенского собора. Среди других почитаемых образов: иконы Богородицы Черниговская-Гефсиманская, Живоносный Источник, Всецарица.

Храмы 

Успенский собор – центр богослужебной жизни насельников. Его нынешнее здание вновь отстроено после взрыва 3 ноября 1941 г. Полное восстановление завершено только в 2013 г. Всего действует 9 церквей.

Расписание богослужений 

С 6.00 ежедневно совершается Полунощница в Крестовоздвиженской церкви. По будним дням служится 3 литургии:

  • в Дальних пещерах (с 5.30 ч.);
  • в Крестовоздвиженской церкви (с 6.30 ч.);
  • в Успенском соборе (9 ч.).

В воскресенье литургии совершаются в большинстве церквей, расписание их на сайте обновляется. Исповедь принята здесь до начала литургии.

Святыни женского монастыря

Наиболее значимая святыня Островоезерского комплекса — икона Божией Матери «Экономисса» (она же «Домостроительница»). Она расположена в Храме Михаила Маленина и представляет собой точную копию чудотворной иконы, принадлежащей монастырю Великая Лавра на святой горе Афон. Данная икона создана монахами Великой лавры специально для Островоезерской обители. На её обратной стороне монахи афонского русского Свято-Пантелеймонова монастыря оставили свои подписи в знак духовного единства двух обителей.

Lyudmila_Klyopova

В этом же храме можно увидеть список чудотворной иконы «Старица» (или «Геронтисса»), привезенный со святой горы Афон из монастыря Пантократор, и икону Преподобного Силуана Афонского. На многих посетителей производит впечатление икона Николая Чудотворца, так как она единственная сохранилась от старого монастыря.

Свято-Троицкий собор отличается иконой Святого Великомученика Пантелеймона Целителя с частицей мощей. К ней обращаются за помощью в исцелении недугов.

Основные характеристики

Лавр – комнатное растение, уход за которым под силу даже начинающим цветоводам. В естественных условиях произрастания это дерево способно достигать в высоту 18 метров. Кстати, в районе Сочи можно встретить экземпляры, имеющие 15-метровую высоту.

Несмотря на то что лавр особого ухода не требует, все-таки желательно создать наиболее благоприятную для растения обстановку. Комнатная культура предпочитает находиться на солнечном месте, однако и в тени будет расти неплохо. Также не боится сквозняков и засухи такое растение как лавр. Уход в домашних условиях должен осуществляться так, чтобы он не испытывал стресса из-за отсутствия воды, или, наоборот, не страдал от переувлажнения почвы.

Что такое «λαύρα»

Греческое «λαύρα» означает ряд домов, или узкий проход. Иногда  так же именовали большое поселение. Видимо, именно в этом значении слово начали употреблять палестинские иноки, начиная с IV в.

Особенностью лавр было то, что:

  • иноки жили в отдельных кельях;
  • как правило, лавриоты молились уединенно всю седмицу или большую ее часть;
  • при этом накануне воскресений, праздников, они регулярно собирались на совместные богослужения.

Таким образом, лавра – не обитель отшельников и не «киновия» (полностью общежительный монастырь). Она сочетает обе эти формы подвижничества.

Еще одна особенность таких монастырей – их населенность. Обычно количество монахов превышало несколько сотен или даже тысяч, что говорило о преуспеянии обители, духовном и материальном. Поэтому со временем лаврами также стали называть вообще большие, значимые монастыри.

Первые обители в истории монашества, носившие это звание

Считается, что первый монастырь, сочетающий отшельничество с традициями общего жития основан прп. Харитоном в Иудейской пустыне возле источника, именуемого Фара. Сначала авва намеревался подвизаться один, но постепенно желающие иноческого пути стали селиться рядом.

При этом прп. Харитон духовно руководил собравшейся братией. Так около 323 или 330 г. возникла Фаранская Лавра, давшая начало вообще такого рода подвижничеству.   Среди других известных обителей такого типа:

  • монастырь прп. Герасима Иорданского (455 г.);
  • обитель прп. Саввы Освященного (VI в.); разработанный им Устав ныне именуется Иерусалимским; к нему восходит традиция совершения всенощного бдения перед воскресными и праздничными днями;
  • ученики прп. Саввы основали 13 монашеских общин лаврского типа по всей Палестине.
  • Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне – первый известный здесь монастырь (X в.);
  • Гареджийская (Грузия), известная с VI в., основатель ее – прп. Давид.

Правила посещения Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Дорогие и уважаемые туристы!Троице-Сергиевская лавра в первую очередь является действующим мужским монастырем Русской Православной церкви. Просим вас при посещении лавры с уважением относится к правилам посещения и поведения в подобных местах.С правилами можно ознакомиться на странице Правила посещения церкви и монастырей.

Монастырский квас.

Завершить экскурсию по Троице-Сергиевой лавре я советую настоящим монастырским квасом. Правда, у этого кваса есть один существенный недостаток – попробовав его вы уже вряд ли захотите пить другие напитки, которые явно лишь по недоразумению именуются «квас». Настоящий квас — это монастырский квас!

Колокольня, высотная доминанта обители

Севернее монумента о собственной героической истории Троице Сергиева Лавра осенена самым высоким своим строением. Первоначально звонница предполагалась трехъярусной, такой ее видели придворные зодчие Шумахер и Мичурин. Выполнять собственный проект доверили Дмитрию Ухтомскому, учившемуся у Мичурина и унаследовавшего должность главного архитектора Москвы. Высоту сооружения он увеличил почти до 88 метров, превзойдя на 6 метров колокольню Ивана Великого. Украшения заставили упростить против предлагаемых.

Тем не менее колокольню Троице Сергиева Лавра обрела замечательную во всех отношениях. Не даром прошло три десятилетия от решения о постройке и менялись исполнители. Солидный четверик, зрительно облегченный пилястрами, венчают четыре менее габаритных яруса. Они декорированы парными колоннами с малыми портиками, украшенными по углам вазами. Открытые проемы и сужение контуров создают впечатление воздушной легкости. Красочно смотрится необычное завершение колокольни, и не только за счет позолоты.

Ближайшее соседство – усыпальница Годуновых

Меньше двадцати метров отделяют от колокольни усыпальницу Годуновых, где упокоились останки трагического царя с семьей. Не совсем обычного облика строение возведено в 1782 году, намного позднее скоропостижной смерти Бориса Федоровича. Естественность его кончины ставилась под сомнение, но злого умысла не доказано. Точно так же Годунова подозревали в устранении царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Появление двойников погибшего наследника престола было предопределено, разразилось Смутное время.

Как проявила себя в этот период Троице Сергиева Лавра, уже в обзоре отмечалось и увековечено монументом. При этом причины захоронения именно здесь семейства Годуновых не вполне понятны. Однако 13 лет регентства плюс 7 лет правления после законного избрания (хотя были сомневающиеся) для России немало. Но не будем бередить исторические загадки, ответы на которые дать не можем. Усыпальница стоит у главного входа в крупнейший храм на территории старейшей обители, никому не мешает.

Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Начался период испытаний в истории Троице-Сергиевой лавры.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Перечень всех русских и украинских обителей

В нашей стране утвердилась традиция понимания лавры как значимой, широко прославленной многолюдной обители, тогда как сочетание отшельничества с  киновией было далеко не везде. Так называли монастыри:

  • Киево-Печерский; его именуют лаврой уже документы XIII в;
  • Троицкий прп. Сергия Радонежского;
  • основанный митр. Алексием Московским Чудов (Москва, XIV в.);
  • Успенский Кирилло-Белозерский, а также множество других.

Интересный фактС XVIII в. Священный Синод начинает официально присваивать названия  лавры  отдельным монастырям, ориентируясь при этом на их значение. а не на формы подвижничества. 

Сейчас так именуются 2 обители на территории России – Троице-Сергиева и Александро-Невская.

На Украине их 3: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская. Этот статус  говорит об их историческом, духовном значении. По принятой с 2009 г. практике настоятель такой монашеской общины является епископом.

Как добраться

Город Сергиев-Посад находится в Московской области. С Ярославского вокзала отправляются каждые полчаса электрички в нужном направлении. В Сергиев-Посаде, выйдя на вокзале, можно дойти до лавры пешком. Если же пешая прогулка не вызывает энтузиазма, можно проехать одну остановку на маршрутке и выйти у стен монастыря.

Помимо электричек, до города курсируют автобусы. От ВДНХ можно уехать, начиная с половины седьмого утра и до одиннадцати вечера. Актуальное расписание следует уточнить на месте. Из Сергиев-Посада также нетрудно уехать обратно. Автобусы отправляются с самого раннего утра и до девяти вечера.

На своём автомобиле из Москвы необходимо выезжать по Ярославскому шоссе. Поворот на Сергиев Посад — через 45 километров. Уже на въезде в город будет виден комплекс лавры.

Фильм-паломничество о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Другие достопримечательности

На квадратной площади за территорией монастыря находится оживлённый рынок, торгующий товарами религиозной направленности и изделиями кустарного промысла. Справа на склоне холма располагается златоглавая церковь Святой Параскевы Пятницы и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, обе построены в 1547 году. Чуть далее, вблизи Вечного огня в память о погибших во время Великой Отечественной войны, расположен Келарский пруд, окружённый садовой оградой, с берегов которого открывается великолепный вид на монастырь; эти места летом часто посещают художники.

На дальнем берегу пруда в здании из красного кирпича, расположенном по проспекту Красной армии, 15, находится музей игрушки, демонстрирующий прекрасную коллекцию исторических игрушек. В конце XIX века художник В.П. Звёздочкин придумал повсеместно распространённую теперь куклу-матрёшку, и до сих пор ещё в городе сохраняется традиция её изготовления. Вы можете приобрести понравившиеся вам игрушки на рынке или в сувенирной секции музея.

Троице-Сергиева лавра на карте

Святогорская

Святогорская Лавра, г. Святогорск

Эта обитель получила статус Лавры недавно, 9 марта 2004 г. Она находится в местности «Святые горы» Донецкой области. Здесь на берегу р. Донца в меловых пещерах с XV в. известны иноки-отшельники.

Краткая история 

Впервые обитель упоминается с 1624 г. Тогда она имела не только духовное, но и оборонительное значение, так как эту местность не раз грабили крымские татары. Во времена Екатерины II монастырь упразднили, и возродиться ему удалось лишь в XIX в. К началу XX в. здесь жили до 700 монахов, обитель имела мельницы, мастерские,  торговые лавки.

Обитель закрыта с 1922 г. Лишь с 1992, спустя 70 лет здесь поселились первые 5 насельников. К настоящему времени здесь 8 церквей и 4 часовни.

Святыни 

Паломники приезжают сюда, чтобы увидеть:

  • Святогорскую икону Богоматери, написанную афонским иноком для монастыря еще в 1844 г.;
  • образы Богоматери Казанская, «Троеручица»:
  • образы свт. Николая, вмчч. Варвары, Татианы.

Расписание богослужений 

Утренние службы начинаются с 6 ч. Вечернее богослужение – с 17 ч.

Эти святые обители, прославленные в истории – наши духовные маяки. Пронеся веру через столетия, они и до наших дней своей жизнью свидетельствуют истину христианства.

Наталья Сазонова

Посещение Троице-Сергиевой лавры

Традиционно паломники совершали целое путешествие к святым местам. Направлявшегося сюда царя Алексея сопровождали две сотни глашатаев с дюжиной лошадей, впряжённых в карету царицы и в следовавшую за ней меньшую золотую карету, в которой следовал младенец Пётр, а набожный царь Алексей Михайлович, желая подражать обычным паломникам, шёл к монастырю пешком. Традиции православия предполагали не ехать к монастырю, а идти пешком, превозмогая символические трудности и лишения – ведь во время паломничества нужно было строго поститься.

Если вы путешествуете не на автомобиле, то самым лёгким способом попасть сюда является заказ экскурсии. Для того чтобы остаться в лавре подольше или сэкономить на дороге, воспользуйтесь одним из автобусов до Сергиева Посада, которые отъезжают от метро «ВДНХ», или сядьте на электричку на Ярославском вокзале; самый быстрый из поездов – Ярославский экспресс (1 час в дороге). Сохраняйте билеты до возвращения в Москву, они понадобятся вам для прохода через вокзальные турникеты.

Трапезная палата

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

В Сергиевом Посаде вам нужно будет совершить 10-15-минутную пешую прогулку от остановки автобуса или вокзала к монастырю. Монастырь открыт ежедневно с 10 до 18 часов, хотя его церкви закрыты по официальным праздникам и выходным дням, а музеи не работают по понедельникам. В воротах находится касса, продающая входные билеты. Вам понадобятся отдельные билеты, для того чтобы посетить музей и ризницу, билеты продаются на месте; но всё же ни один музей не сравнится с самим монастырём.

Внутри церкви Сергия

Так как это действующий монастырь, следует одеться соответственно (короткие платья и брюки у женщин не допускаются), женщинам полагается покрыть голову, запрещается фотографировать в церквях и музеях и курить на территории лавры. Пообедать вы сможете в Макдоналдсе, расположенном на проспекте Красной армии, 194 или в одном из двух ориентированных на туристов ресторанов, расположенных ближе к монастырю.

Ресторан «Русский дворик» на улице Красной армии, 134, часто занят туристическими группами; в ресторане «Трапеза на Маковце» открываются прекрасные виды на монастырь, средний счёт в этом ресторане составит 700 рублей. Если вы пожелаете остановиться в небольшой, удобной, сельского стиля гостинице «Русский дворик» на улице Миткина, 14/2, то это будет намного лучше, чем поселиться в безликой гостинице «Загорск», расположенной по адресу Красный проспект, 171. Около южной стены монастыря есть почтовое отделение и узел телефонной связи.

Южный придел Троицкого собора

Свято-Троицкая Сергиева Лавра — старые фотографии, изображения, рисунки, гравюры, схемы, эскизы

Троице-Сергиева лавра Х За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.Читать далее… основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю Х Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название.Читать далее… России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского Х Сергий Радонежский

Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина…Читать далее… в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора Х Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю…Читать далее… над гробом Сергия.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

Лавра в городе или город вокруг монастыря

В общем-то вопрос, сформулированный в подзаголовке – слегка надуманный. Ведь существует понятие «градообразующее предприятие», когда строительство крупного завода, вынуждено, сопровождается созданием необходимой инфраструктуры. Другой вариант градостроительства – постепенное расширение и увеличение населенного пункта, возникшего, например, на пересечении главных торговых магистралей.

Можно сказать, что Сергиев Посад (Сергиев, Загорск) является примером двух вариантов развития городов одновременно. С одной стороны, датой его образования считается 1337 год – время поселения преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец и первых шагов по созданию обители. То есть не будь на этом месте монастыря, не стали бы появляться вокруг слободы и села.

С другой стороны, не сам монастырь, как хозяйствующий субъект, способствовал экономическому развитию региона. Говоря современным языком, он не создавал рабочих мест и не выступал гарантом занятости растущего числа населения.  Но его авторитет в Русской Православной Церкви был притягательным как для простого люда, так и для власть предержащих сторонников создания мощного централизованного государства.

Троице-Сергиева

Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад

Это, пожалуй, самый известный и большой (около 200 насельников) монастырь страны. Его священноархимандрит – Патриарх Московский и всея Руси.

Краткая история

Прп. Сергий первоначально удалился в леса на уединенное подвижничество. Лишь через несколько лет сюда стали приходить иноки. Обитель известна с 1337 г.

Духовное значение монастыря связано как с личностью прп. Сергия, так и с деятельностью его учеников. Ими основано около 70 монастырей.

8

Июня
1744 года

Обитель официально получила именование Лавры согласно указу императрицы Елизаветы Петровны.

К началу XX в. количество насельников обители достигло 400.

В 1920 г. она закрыта, начались аресты монахов, многие из которых были расстреляны. Новое открытие состоялось в 1946 г. Монастырь стал местом пребывания Патриархов, здесь же долго проводились Поместные Соборы.

Главные святыни

Паломники приезжают, прежде всего, поклониться «игумену всея Руси». Его честные останки пребывают в Троицком соборном храме. Многие также стремятся увидеть:

  • Богородичные образы Черниговская, Тихвинская;
  • икону свт. Николая;
  • мощи свв. Максима Грека, Антония Радонежского, Никона Радонежского, Иннокентия Московского.

Храмы 

Из 10 ныне действующих наиболее известны:

  • Собор Св. Троицы, XV в.; сюда потоком идут паломники к прп. Сергию и Никону;
  • Собор Успения Богородицы, выстроен по инициативе Ивана Грозного (XVI в.), который присутствовал при закладке;
  • храм св. Иоанна Предтечи (XVII  в.) над вратами, здесь обычно проходит исповедь;
  • небольшая церковь Явления Богородицы прп. Сергию (построена в 1734 г.).

Расписание богослужений

В Успенском соборе ежедневно служится две литургии, с 6.30 и 8.30 ч. Вечером служба начинается с 16.45 ч.

Троицкий храм открывается с 5.30 по будним дням, с 5.00 по воскресным – в это время здесь молебен братии прп. Сергию. С 6.30 начинается литургия. Молебные пения, акафисты преподобному служатся каждый день с 8 до 21 ч. каждые 2 часа.

Храмы и соборы монастыря

Сейчас Троице-Сергиева лавра – это 9 церквей

древнейшая из них – Троицкий собор; строительство его завершено в XV в.; к нему примыкает церковь прп. Никона; 

  • построенный повелением Ивана IV Успенский собор, считающийся «летним»; роспись храма сделана спустя практически 100 лет после окончания строительства, в конце XVII в., иконописцами из Ярославля; при храме построена усыпальница рода Годуновых; в крипте собора – могилы патриархов Алексия I, Пимена;
  • надвратный храм Рождества св. Иоанна Предтечи (XVII в.);
  • к XV в. относится Церковь Сошествия Св. Духа; она находится там, где была первая монастырская церковь св. Троицы; это уникальный для своего времени храм «иже под колоколы»: звонница расположена непосредственно над нефом, где собираются молящиеся; сами колокола раскачивали с земли, прикрепив специальные веревки;
  • так называемая «больничная церковь» прпп. Зосимы и Савватия Соловецких; это единственный шатровый храм лавры; его посвящение связано с монастырским келарем начала XVII в., Александром, пострижеником Соловецкой обители; восстанавливая Сергиев после потрясений Смутного времени, он пожелал построить храм любимых святых;
  • церковь прп. Сергия при Трапезной; сам храм построен в 1680-е гг., архитектурный стиль относят к так называемому «нарышкинскому барокко»; его отличительная черта – нарядность, декоративность;

два небольших храма известны с XVIII в.: это церковь Явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию над гробницей прп. Михея, и храм Смоленской иконы Богородицы, чтимая икона которой находится на восточной стене церкви, снаружи. 

Святыни и престольные праздники

Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.

Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.

Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы. Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место

Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни

Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин  пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века  в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры.  А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д. 

Автор статьи: Касаткина Татьяна