Святой варфоломей

Оглавление

Храм в Чехии

Почитание этого ближайшего ученика и последователя Иисуса Христа имеет давнюю традицию как среди православных христиан, так и среди представителей Западной церкви. В честь великого подвижника освящены приделы церквей и возведены храмы, наиболее известным из которых является кафедральный собор святого Варфоломея в чешском городе Пльзене (фото приведено выше). Его закладка, осуществленная в 1322 году, дала толчок к строительству всего этого исторического и культурного центра.

В нем также хранится часть мощей святого апостола, помещенных в серебряную раку, изготовленную на пожертвования короля Иоанна Люксембургского. Рядом с ней возвышается статуя Пельзенской Девы Марии, широко почитаемая во всем католическом мире. Вместе эти святыни ежегодно привлекают в собор тысячи паломников.

Православная Жизнь

Размышления иерея Андрея Чиженко.

Имеется в виду евангельский отрывок:

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:43–51).

Центральное место в диалоге между Спасителем и святым апостолом Нафанаилом (Варфоломеем) – Нафанаил ЧТО-ТО делал под смоковницей, и Господь знал, что именно он делал и о чем думал. И когда Он об этом будущему апостолу сказал, то Нафанаил признал Его Мессией.

Итак, что же делал Нафанаил под смоковницей?

Обратимся к Священному Писанию Ветхого Завета:

«И жил Иуда и Израиль спокойно, каждый под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Цар. 4:25);

«Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих. 4:4).

Мы видим, что образ сидения под смоковницей подразумевает состояние мира, покоя, тишины. В сущности, смоковница – это дерево, которое дает хорошую тень, а тень в южных солнечных странах очень важна. Потому южный восточный человек привык под смоковницей отдыхать. «Сидение под смоковницей» – это символ, аллегория отдыха, мира и покоя, но не только физического. Еще это символ богообщения, потому что древние иудеи очень часто молились под смоковницей, в ее прохладе и тени. «Сидение под смоковницей» является также символом духовного покоя и тишины, в котором рождаются молитва к Господу и общение с Ним.

Очевидно, святой апостол Нафанаил – продолжатель этой древней и благочестивой иудейской традиции. И у него под смоковницей, где он молился в тишине, прохладе и одиночестве, случилось духовное видение. Он молитвенно общался с Богом. И, конечно, об этой радости богообщения мог знать только Господь, с Которым апостол и общался. Именно поэтому Нафанаил тут же признает Христа за Мессию, потому что его тонкое духовное очень личное переживание мог знать только Бог.

Нам же, дорогие братья и сестры, в этой земной суете также полезно «садиться под свою смоковницу» и в молитве обретать Бога, ведь не материальные блага дают нам жизнь, но Единый Господь – Податель и Источник жизни. И Он, как любящий Отец, приклоняет ухо Свое, когда Его дитя возлюбленное становится на молитву. И тогда благодать Святого Духа входит в человека, и начинается таинственное, чудное, радостное и спасительное преображение души.

Иерей Андрей Чиженко

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин сказал: «Одержимый гордыней лишается благодати». Тот, кто ставит себя на место Бога, кто отвергает Бога, кто опирается на свою силу, кто чувствует ненужность Бога для самого себя, тот лишается благодати. И мы знаем, как в одночасье богатые становятся бедными, здоровые становятся больными, как жизнь молодых, полных сил людей пресекается преступными деяниями и пороками. Знаем также, в каком тяжелейшем состоянии находится весь мир, вся небольшая человеческая семья, живущая на одной планете, – сколько войн, сколько несправедливости, сколько страданий, сколько горя! Но на этом взгляд гордого человека не задерживается – он по-прежнему упивается своей властью, лишаясь Божией благодати.

Свадьба Генриха Наваррского и покушение на адмирала Колиньи

Знаменитой Варфоломеевской ночи предшествовали два не менее значимых события. Екатерина Медичи, мать Карла IX, которая по факту держала в своих руках бразды правления Францией, попыталась упрочить религиозный мир в стране браком своей дочери Маргариты, верующей католички, и самого знатного предводителя гугенотов Генриха Наваррского.

Это вызвало раздражение среди знати, к тому же оказалось, что у Маргариты уже есть возлюбленный — герцог Гиз. Когда ее уже у алтаря спросили, согласна ли она выйти замуж за Генриха, Маргарита не проронила не слова, и тогда король больно ущипнул ее. Она вскрикнула «Уиии!», а по-французски это похоже на «Да!», поэтому свадьба все же состоялась.

На церемонию приехал весь цвет гугенотского дворянства, чем парижане были крайне недовольны. И уже через четыре дня после церемонии, 22 августа 1572 года, было совершено покушение на одного из самых уважаемых предводителей гугенотов, . Его только ранили, но протестанты были в ярости, угрожая собрать войска и начать новую войну, если им не будет выдан нападавший.

Карл IX увидел в этом возможность раз и навсегда прекратить религиозные войны. Он собрал совет, где было решено арестовать и частично перебить гугенотскую верхушку, пока они так удачно собрались в одном месте. Возможно, этот сбор состоялся по настоянию Екатерины Медичи, которая ненавидела Колиньи и боялась его влияния на короля. Тем не менее, часы уже стали отсчитывать время до одного из самых кровавых событий XVI века — Варфоломеевской ночи.

Предания[править | править код]

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.

Согласно армянской традиции, апостол Варфоломей исцелил царя Санатрука или сына царя Трдата от проказы у источника молока. В ознаменование этого события в области Албак была построена церковь святого Варфоломея. Согласно другой традиции, на этом месте ранее стоял языческий храм.

Смертьправить | править код

Страдания апостола Варфоломея (Джованни Тьеполо, 1722 год)

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении».

Существуют при этом различные версии отождествления города Альбаны (Албанополь, Урбанополь):

  • православная традиция отождествляет его с Баку, в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола;
  • по мнению Мишеля ван Эсбрука, под Альбаной понимается понтийский город Никополь;
  • по другой версии, апостол Варфоломей захоронен на юго-востоке современной Турции, в армянской исторической области Васпуракан, где в XIV веке на месте предполагаемого захоронения был построен армянский монастырь святого Варфоломея.

Около 410 года мощи Варфоломея были перенесены из Ахбака в Мартирополь, а около 507 года в город Дара (Месопотамия). При нашествии персов в 574 году, по сообщению Григория Турского, раку с мощами бросили в море, и она чудесным образом приплыла к острову Липари. Около 838 года мощи перенесли в Беневенто, где они хранятся в настоящее время в Базилике Сан Бартоломео. С X века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина (Рим) в церкви Сан-Бартоломео, посвящённой апостолу. Частицы мощей апостола Варфоломея хранятся также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку (передана в 2003 году Константинопольским патриархом) и других местах.

Память апостола Варфоломея совершается:

  • в Православной церкви 25 августа (7 сентября) шестеричным богослужением — перенесение мощей, а также 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня — смерть, 30 июня (13 июля) —Собор двенадцати апостолов,
  • в Католической церкви — 24 августа,
  • в Армянской апостольской церкви почитается как её основатель, к которому возводится апостольская преемственность её иерархии, дни памяти — 25 февраля и 8 декабря.

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Варнавы

глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/ Егоже ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:/ молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостола Варнавы

глас 3

Господень был еси всеистинный служитель,/ апостолов же явился еси седмидесятих первый,/ озарил еси и с Павлом проповедь твою,/ всем возвещаяй Христа Спаса,/ сего ради песнопении// Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

Молитва преподобному Ефрему Новоторжскому

О священная главо, великий и предивный чудотворче, отче наш Ефреме! К тебе, скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику, смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас, скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас, чад твоих, отче священнейший, но поминай нас присно в небесных богоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши, и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемся страстьми и не имамы дерзновения ко Творцу, просити Его о помиловании и спасении. Темже тебе предлагаем, яко умилостивителя пред Господем, и тобою уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити и спасение вечное унаследовати, да славим и поем величие и благодать и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чудеса, явленные по молитвам апостолов

Исполняя свою великую миссию, они постоянно подвергались злобным нападкам со стороны окружавших их язычников. Много раз апостолы и их спутница были побиваемы камнями и освистаны толпой. Однако Господь укреплял их и всячески поддерживал. Известен, например, случай, когда в одном из селений святой Варфоломей силой молитвы уничтожил гигантскую ехидну, которой местные жители поклонялись как некоему божеству. Благодаря явленному на их глазах чуду многие из них уверовали во Христа и порвали с язычеством.

Среди прочего в апокрифах упоминается и случай чудесного избавления апостола Варфоломея от смерти. Описывается, как нечестивый правитель сирийского города Иераполя, разгневанный тем, что Христовы проповедники, вернув силой молитвы зрение слепому, многих обратили в свою веру, приказал распять их на площади. Однако, когда они были вознесены на кресты, грянул гром, и разверзшаяся земля поглотила его, а все присутствующие бросились спасать распятых. После снятия с креста апостол Филипп вскоре скончался, а святой Варфоломей и блаженная Мариамна продолжили свой путь.

Местоположение мощей

Погребенные в Альбане мощи святого явили множество чудес. Паломники стали стекаться к могиле святого. В начале 6 века раку перенесли в город Дара. Когда город захватили персы, христиане пытались спрятать святыню, но их загнали на берег Черного моря.

Тогда отчаявшиеся люди опустили ковчежец в море, и он поплыл. Вместе с мощами Варфоломея острова Липара по морю чудесным образом достигли и раки с мощами других святых. На берег Липары вышел епископ Агафон, которому было видение. Святой отец перенес мощи в храм Божий.

В 9 веке раку перевезли в церковь небольшого городка вблизи Неаполя, в 10 веке мощи с почетом отправили в Рим.

Мощам святого апостола можно поклониться:

  • храм Сан-Бартоломео, остров Тиберина, Рим;
  • собор Жен-Мироносиц, Баку;
  • церкви Афона.

К мощам ученика Христа стекаются тысячи христиан, чтобы удостоиться благодати Божией, обратиться с просьбами и молитвами.

Характеристика имени по буквам

В – умение легко находить общий язык с людьми, творческие способности, единение с природой, реалистичный взгляд на жизнь. Носитель имени с этой буквой обладает богатой фантазией, развитой интуицией и даром предвидения. В любви становится романтичным и страстным партнером. Не способен на предательство. Буква «В» в начале имени призывает к победе любой ценой.

А – активность, тяга к начинаниям, желание достичь успеха в жизни, стремление к комфорту. Носитель имени с этой буквой обладает силой и стойкостью духа, самостоятельностью, внешней яркостью, лидерскими качествами. Поступает по-своему, не любит подстраиваться под других людей.

Р – смелость, стремление к активным действиям, ответственность, умение вникать в суть происходящего, уверенность в своей правоте. Носитель имени с этой буквой – оптимист. Не унывает и не сдается при неудачах. Склонен к риску. В качестве спутника жизни выбирает сильного духом, верного и способного поддержать в трудную минуту партнера.

Ф – нестандартное мышление, инициативность, уверенность в своих силах, смелость, жизнестойкость. Такой человек жаждет славы и одобрения со стороны окружающих. Может воспользоваться своим авторитетом для извлечения выгоды. В любви склонен больше брать, чем отдавать.

О – активность, упрямство в достижении желаемого, стремление к чувственному познанию мира и себя, проницательность. Носитель имени с этой буквой умеет распоряжаться деньгами. Это жизнерадостный, добрый и отзывчивый человек. В любви способен на глубокие искренние чувства. Повтор буквы в имени наделяет его обладателя умением реалистично смотреть на вещи, усиливает интуицию.

Л – эстетический взгляд на вещи, творческие способности. Такой человек интересен в общении, умеет располагать к себе, уступать и подстраиваться под других людей. Обожает сюрпризы и нестандартные ситуации. Умеет любить, хранит верность избраннику. Желает делиться знаниями, эмоциями и ощущениями со второй половинкой. Сильно привязан к родным людям.

М – внутренняя сила, умение решать сложные задачи, любознательность и стремление все попробовать на своем опыте. Носитель имени с этой буквой любит планировать будущее. Это отзывчивый, заботливый человек. Умеет учитывать чужие интересы. В любви готов жертвовать собой.

Е – настойчивость в достижении целей, общительность, потребность в личностном росте и самовыражении, стремление к власти, проницательность. Обладатель имени с этой буквой способен на решительные поступки. Часто действует на эмоциях, не задумываясь о последствиях. В конфликтах предпочитает выступать посредником. Наделен простотой и обаянием, способен магнетически действовать на окружающих. Из-за любви к свободе бывает одиноким по жизни.

Примечания

  1. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 106. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  2. 12М. А. Маханько. Варфоломей // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2003. — Т. VI. — С. 706—711. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  3. Евсевий Кесарийский. Церковная история. V, 10
  4. 123Димитрий Ростовский . Житие и страдания святого апостола Варфоломея
  5. Апостол Варфоломей
  6. О часовне апостола Варфоломея в Баку
  7. Маркова А. А. Святые Апостолы. — М.: Благовест, 2013. — ISBN 978-5-9968-0285-2.
  8. Basilica di San Bartolomeo Apostolo.
  9. Константинопольский Патриарх передал православным Азербайджана часть мощей св. апостола Варфоломея
  10. Перенесение мощей апостола Варфоломея

Иконография

На иконах Нафанаила пишут в традиционных для античных времен одеждах. Волосы и борода чаще черные (иногда седые), характеризуют средний возраст. Руки апостола подняты для благословения, на многих иконах Варфоломей держит свиток с проповедью.

Во многих древних храмах (Равенна 5-6 век) сохранились ранние изображения Варфоломея на церковной утвари, иконах, алтарной части, в нефе. Апостола пишут вместе с другими учениками Спасителя, Нафанаил входит в групповые сценки, иллюстрирующие события Евангелия, рядом с Христом и Богородицей.

Лик Варфоломея можно увидеть на литургических сосудах, окладах икон, на реликвариях, в которых хранятся мощи святого. В России сохранились фрески 12 века в церкви во Владимире. Много древних изображений Нафанаила имеется на Кавказе.

В традициях западной церкви писать Нафанаила на иконах с ножом в руках, истекающим кровью после мучений, накрытым, как плащом, собственной кожей.

Память: 11 / 24 июня, 30 июня / 30 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов), 25 августа / 7 сентября (Перенесение мощей)

В Новом Завете Варфоломей упоминается
только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф. 10:3;
Мк. 3:18; Лк. 6:14; Деян. 1:13). «Варфоломей», вероятно,
является распространенным арам. патрономическим именем
(отчеством) — «сын Фалмая» или «сын Толомея».

Апостол Варфоломей. Икона

Ставшее традиц. отождествление
Варфоломейя с ап. Нафанаилом (Ин. 1:45-51) аргументируют
болландисты, ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя,
напр., блж. Августин выступал против их отождествления.

В. и ап. Нафанаила отождествляют,
основываясь на том, что имя Варфоломея приводится в
списках апостолов синоптических евангелий, тогда как
евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром
синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских
списках апостолов, где имена приводятся попарно,
Варфоломей стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет
сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин
1:43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает
Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила
очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на
Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели
этого чуда, — апостолы (Ин. 21:1-14). Наконец, поскольку
Варфоломей — патрономическое имя апостола, допустимо,
что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам. Натанаэл),
тогда полное арам. имя Варфоломея Натанаэл бар Толами.

Визант. агиографическая традиция или
рассматривала ап. Нафанаила (пам. 22 апр.) как отдельное
лицо, или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом.
Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап.
Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих
Церквей. В новейших трудах греч. агиографы либо
склоняются к идентификации апостолов Варфоломея и
Нафанаила, либо приводят обе версии: отождествление
Нафанаила с Варфоломеем и с Симоном Зилотом. РПЦ в XIX
в. еще безусловно следовала греч. Традиции, но уже при
издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих
Миней свт. Димитрия Ростовского…», их комментатор
видит в Нафанаиле одно лицо с Варфоломеем, хотя
упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с
Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов).

О жизни Варфоломея Свящ. Писание не
сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же
(Варфоломее — с т. зр., их отождествляющей) известно со
слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской
(Ин. 21:2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп,
Андрей и Петр) нашли Мессию — Иисуса, «Того, о Котором
писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1:45-46).
Нафанаил, однако, сначала выразил нек-рое недоверие
этому сообщению: «…из Назарета может ли быть что
доброе?» Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим
среди иудеев представлением, согласно к-рому Мессия не
может прийти из Галилеи (Ин. 7:40-44). Нафанаил, видимо,
хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение
евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его
позвал Филипп: в раввинистической лит-ре место под
смоковницей часто представлялось как наиболее удобное
для бесед раввинов о смысле Писания. Истинный
израильтянин, «в котором нет лукавства», Нафанаил в
результате исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты
Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус в ответ на эти слова
обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому —
«небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих
к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51).

Смерть апостола Варфоломея

На обратном пути апостол достиг пределов Великой Армении. Там он изгнал бесов из идолов, заставив их навеки умолкнуть, а также исцелил мучимую бесом царевну. Пораженные такими чудесами, царь со всей своей семьей и двором обратились ко Христу.

Но и здесь жрецы стали интриговать против ученика Христова, они обратились к брату царя Астиагу. Тот настиг апостола в городе Альбане (его местоположение точно не известно, но многими отождествляется с современным Баку) и велел повесить Варфоломея на кресте вверх ногами.

Однако и распятый Варфоломей не прекращал своей проповеди. Тогда Астиаг приказал снять с апостола кожу, но и это мучение святой перенес, не умолкая. Наконец, по приказу Астиага палачи отрубили апостолу Варфоломею голову.


Фундамент часовни на предполагаемом месте гибели апостола Варфоломея