Интересный факт!

Оглавление

Описание скульптуры

Центральная скульптура архитектурного памятника «Героям Сталинградской битвы» является уникальным памятникам во многих отношениях. К его созданию привлекали различных специалистов: архитекторов, скульпторов, инженеров, металлургов.

Высота и материал памятника

Скульптура одна из самых высоких в мире. Причём её высота и вес считаются в двух категориях – с мечём и без меча.

Высота:

  • без меча – 52 м;
  • с мечём – 85 м (длина меча отдельно -33 м).

Примечание! Для сравнения – высота самых известных мировых статуй, таких как Статуя Свободы в США и Статуя Христа в Бразилии не превышает 50 метров.

Вес:

  • без меча – 8 т. тонн;
  • с мечём – 22 т. тонн (вес меча отдельно – 14 т. тонн).

В книге рекордов Гиннеса статуя (по габаритам) занимает 11 место в мире (изначально, в 1967 году, она занимала по высоте и весу первое место в мире).

При строительстве статуи использовались разные материалы. Но в основном металл (2500 элементов металлической конструкции) и бетон (5500 тонн).

Технические характеристики статуи таковы:

  • фундамент (глубина 15 м);
  • плита над фундаментом (2 м);
  • толщина стен памятника (30 см);
  • металлические тросы (95 штук).

Меч статуи изначально был изготовлен из обычной стали, но под воздействием различных природных факторов он начал деформироваться и издавать неприятные звуки при ветре. Именно поэтому в 1972 году меч заменили. Новый клинок был выполнен из формированной стали, боле устойчивой к воздействию дождя и ветра.

Полезно знать! Внизу, перед статуей, находятся специальные ниши для установки домкратов (на случай падения статуи). Они были спроектированы  одновременно с самой статуей. До наших дней эти ниши с домкратами ни разу не использовались.

Образ Родины-матери

Существует несколько легенд о том, что или кто послужил прообразом скульптуры. Первая легенда говорит о том, что Вучетичу позировали три простых девушки из Волгограда. Вторая указывает на то, что архитектор «списал» свою статую с фигуры парижской «Марсельезы». Также некоторые специалисты утверждают, что при работе над платьем Родины-матери скульптор брал за основу силуэт знаменитой греческой Ники Самофракийской.

Первая легенда более правдоподобна. В Волгограде до сих пор живёт Валентина Изотова, которая в возрасте 26 лет позировала Вутечичу, работавшему над статуей. Скульптора привлекло её выразительное лицо и спортивная фигура. На работу у них ушло коло 2 лет. Долгое время женщина молчала об этом скромном факте своей биографии, так как профессия натурщицы в 50-60ые гг XX  века в СССР считалась, мягко говоря, неприличной.

В целом, у архитектурно-проектировочной группы получилась женщина, которая делает решительный шаг на встречу врагам, а в руках держит меч, поднятый против оккупантов, пришедших на её землю. Рот её открыт в призывном крике, одежда развивается, она энергична, полна сил и решимости.  Понятно, что это своеобразная аллегория. Родина завёт своих детей подняться на борьбу с врагом.

«Родина-мать зовёт!» История создания памятника.

  • Консультации с военной точки зрения при строительстве давал маршал Василий Чуйков, который в годы Великой Отечественной войны руководил 62-армией, которая и участвовала в боях за Сталинград. Согласно его завещанию был впоследствии захоронен у подножья этого монумента, рядом со своими воинами.
  • От подножия до верхней площадки памятника 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. По плану и внутри должно было быть двести, но из-за пролетов их стало двести три.
  • Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали и обшит титановыми листами. Но такая громадная масса вместе с высокой парусностью меча стали вызывать деформацию меча и движения титановых пластин, к тому же создавая шум гремящего на ветру металла. Поэтому в 1972 году меч был заменен на полностью стальной клинок с отверстиями в верхней части, чтобы уменьшить парусность.
  • Фигуру женщины, «Родины-матери» отливали на месте. Рядом находил уменьшенный макет статуи в масштабе 1:10, с него же ярус за ярусом создавали этот грандиозный памятник. Во избежание внезапных остановок в строительстве все грузовые машины с бетоном были помечены специальном цветом, что давало им право проезда «на красный», а сотрудникам ГАИ было запрещено их останавливать. Голова отливалась отдельно и позже поднималась вертолетом.
  • Евгений Вучетич вспоминал в разговоре с советским ученым Андреем Сахаровым , «что когда его спрашивало начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво, он отвечал, — А она кричит — за Родину… вашу мать!»

Достоверных данных, с кого лепил скульптор эту фигуру нет. Наиболее вероятным считается, что это была советская легкоатлетка, метательница диска Нина Думбадзе, а лицо с собственной жены скульптора Вучетича. Хотя есть и другие версии.

На момент постройки статуя была внесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая высокая на тот момент в мире. Сейчас эта скульптура-статуя занимает 11 место в мире по высоте и является самой высокой нерелигиозной статуей в мире.

Особенности статуи

Однако к возведению монумента приступили лишь в 1959 году.  На кургане перед Сталинградом (ныне – Волгоградом) были установлены строительные леса, создана насыпь, на которой и должна была в дальнейшем появиться «Родина-мать». Однако процесс  создания длился восемь долгих лет.

Считается, что источником вдохновения для создания знаменитой скульптуры для Евгения Вучетича стал барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже. Кроме того, заметно сходство «Родины-матери» с известной античной статуей Ники Самофракийской.

Франсуа Рюд Барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке, 1836 год, Париж, Франция

Неизвестно, с кого скульпторы лепили своё великое изваяние. Предположительно фигура была создана с Нины Думбадзе, советской спортсменки, а вот лицо «Родины-матери» очень напоминает облик супруги Вучетича.

С процессом возведения было связано немало сложностей. Одна из них крылась в особенностях материала, из которого была создана статуя. «Родина-мать зовёт!» – первое железобетонное изваяние. Конечно, железобетон принадлежал к одним из самых дешёвых материалов, однако он не был долговечным.

Уже через год после создания монумента стали проявляться микротрещины, что грозили уничтожить результат восьмилетнего труда ваятелей за недолгий срок. Из-за этого скульптуру стали ежегодно обильно покрывать водоотталкивающим составом.

Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э.Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Ржевский мемориал Советскому Солдату

Где находится: Тверская область, Ржевский район, ХорошевоВысота: 25 мСкульптор: А.КоробцовГод создания: 2020 г.

Мемориальный комплекс с грандиозной 25-метровой скульптурой посвящен воинам Красной Армии, павшим в кровопролитных боях под Ржевом, длившихся более года с 1942 по 1943. Здесь Советская армия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 1 млн 300 человек — что делает битву под Ржевом одной из самых масштабных и драматических в истории человечества.

Символика монумента навеяна знаменитым стихотворением Расула Гамзатова «Журавли»:

Создатели следовали традициям советского реализма: в героическом образе ржевского Воина отчетливо угадываются определенные черты «Воина-освободителя», установленного в Берлине в 1949 г. Фигура защитника одновременно героическая и трагическая, монументальная и невесомая — отстояв родную землю, он словно растворяется в воздухе, оставляя за собой светлую грусть, превращаясь в память — нечто небесное и недосягаемое.

На барельефе с южной часть холма высечены строки стихотворения «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского:

Мемориал под Ржевом создан по просьбам ветеранов. Торжественное открытие комплекса состоялось в 2020-м году и было приурочено к 75-летней годовщине Победы СССР в Великой Отечественной Войне.
_______________________

В рамках статьи мы, конечно, рассмотрели далеко не все памятники и скульптуры посвященные Победе в Великой Отечественной войне. Монументальные и совсем небольшие, посвященные подвигам конкретных людей и безымянным солдатам — они все одинаково важны как живое олицетворение нашей памяти высеченное в камне, также как и важен был личный подвиг каждого конкретного человека для достижения общей Победы. Ни один из них не забыт и никогда не будет.

«Памятник защитникам советского Заполярья 1941–1945» («Алеша»)

Где находится:Высота:Скульптор:И. Д. БродскийГод создания:

Открытие памятника было приурочено к 30-летнию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Установлен он на сопке, где размещались зенитные батареи, защищавшие Мурманск от авианалетов.
Интересно, что здесь враг не смог зайти вглубь нашей страны дальше, чем на 30 километров от государственной границы. Советские защитники в ожесточенных боях на берегу реки Западная Лица поставили непреодолимый заслон перед неприятелем. Место битвы было позднее переименовано в Долину Славы — именно туда устремлен взгляд «Алеши».

Памятник занимает 7-е по высоте место среди всех монументов России, его видно из любой точки Мурманска.

«Алеша» — это народное название памятника, почему выбрано это имя сказать сложно, однако многие одиночные памятники советских солдат в других городах также называют именно Алешами. Есть версия, что так повелось после того, как на всю страну стала известна песня «Алеша — в Болгарии русский солдат», посвященная одноименному памятнику в болгарском Пловдиве.

История создания

Мужество, проявленное советскими воинами при обороне Сталинграда, а также победа в Сталинградской битве стали решающим моментом в ходе Великой Отечественной войны. Конкурс на создание монумента был объявлен ещё в 1944 году. Участвовать в нём могли все желающие.

Свои эскизы, воплощающие идею защиты Сталинграда, присылали и именитые архитекторы, и солдаты, участвовавшие в битве. Замыслы были самыми разными. К примеру, предложением Андрея Бурова стало создание 150-метровой пирамиды с переплавленными танками в верхней части.

Выбор места для монумента символичен – для всего мира оборона Сталинграда стала примером непревзойдённого героизма и мужества советского солдата / Г.Зельма,1942 год,

Мне сложно представить, насколько непростой была задача по выбору одного предложений из целого моря самых разных (и нередко – прекрасных) идей. В итоге была выбрана работа скульпторов Евгения Вучетича и Николая Никитина.

Кстати, первоначально скульптура должна была выглядеть несколько иначе. Согласно замыслу ваятелей, на ней изображалась женщина, Родина, которой коленопреклонённый солдат отдавал свой меч. Однако было принято решение изменить суть композиции. К тому времени война ещё не закончилась, а потому отдавать меч не стоило.

Высоко поднятый меч олицетворяет силу и готовность к борьбе с врагом

«Перемиловская высота»

Где находится: Подмосковье, Дмитровский городской округ, ЯхромаВысота: 28 мСкульптор: А.Постол, Н.Любимов и В.ФедоровГод создания: 1966 г.

Перемиловские высоты на севере Москвы — это важнейший стратегический рубеж обороны и место кровопролитных боев, шедших здесь с 27 ноября по 5 декабря 1941 года. Высоты представляют собой холмы на левом (восточном) берегу канала имени Москвы — они возвышаются на 50 метров ввысь и тянуться примерно на 2 километра вдоль берега

Их удержание было критически важно, так как с такой естественной возвышенности наступающий с западного берега противник был «как на ладони», кроме того контроль над самим каналом был жизненно важен с точки зрения снабжения Москвы по воде. Бой на Перемиловский высотах, где враг был остановлен — это одно из ключевых сражений битвы за Москву в тяжелый первый год войны

После освобождения Яхромы советские войска начали победное контрнаступление под Москвой.

К 25-летию этого сражения на месте боев был установлен памятник, представляющий собой фигуру воина с автоматом, бросающегося в атаку. На гранитном постаменте рядом высечены стихи Роберта Рождественского:

«Тыл — фронту»

Где находится: МагнитогорскВысота: 15 мСкульптор: Л.ГоловницкийГод создания: 1979 г.

Первый памятник данного триптиха — это «Тыл — фронту» в Магнитогорске. На нем запечатлен символический момент передачи меча от уральского рабочего советскому солдату. Магнитогорск выбран для установки памятника неслучайно — на территории Магнитогорского металлургического завода (ММК) в годы ВОВ разместились 43 предприятия, эвакуированных из европейской части страны за Урал. Можно условно подсчитать, что каждый второй советский танк был сделан из магнитогорской стали. Без тружеников тыла победа была бы невозможной.

Рабочий обращен лицом в направлении ММК, лицо солдата обращено на запад — туда откуда на Советский Союз наступал враг.

Галина Анатольевна Титова

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Анатольевна Титова
Блог
Триптих Меч Победы
ЗАПИСЬ #1302 В ЗАКЛАДКИ

05 мая 2015, 16:16, автор — хозяйка блогаГалина Анатольевна Титова

Мало кто знает, что скульптура
«Родина-мать зовёт!»
на Мамаевом кургане в Волгограде — только вторая часть композиции из трёх
монументов, объединённых общей идеей.

Этот триптих включает в себя также монументы
«Тыл — фронту», который установлен
в Магнитогорске, и
«Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в
Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы.

Первая часть трилогии
«Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске,
символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной
войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Рабочий
ориентирован на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината,
а воин — на запад, в сторону, где находился враг. Магнитогорский памятник «Тыл
— Фронту» был первым масштабным монументом,
 возведенным в СССР в честь подвига работников
тыла.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала честь стать первым российским
городом, где поставили величественный памятник труженикам тыла, удивления не
вызывают. По статистике — каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан
из магнитогорской стали. Отсюда и символичность монумента — работник завода,
стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который
направляется на Запад.

Подразумевается, что меч, выкованный на Урале, в дальнейшем был поднят

«Родиной-матерью» в Сталинграде, городе, в котором наступил коренной перелом в
войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных
поражений.

Третий монумент серии
«Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове
врага — в Берлине. Центром композиции является бронзовая фигура советского
солдата, стоящего на обломках свастики. «Воин-Освободитель» опускает его на
свастику, довершив разгром фашисткой Германии.
 В одной руке солдат держит опущенный меч, а
другой поддерживает спасенную им немецкую девочку.

Аналогов
этому триптиху, конечно, больше нет.

Все красиво, символично и логично.

2015-05-05 19:24:13 — Лариса Алексеевна Тюлинаспасибо, интересно. Не знала про памятник в Магнитогорске. Про остальные два рассказывала детям, надо будет дополнить рассказ
2015-05-05 19:29:34 — Галина Анатольевна ТитоваМногие, наверное, Лариса Алексеевна, не знали о магнитогорском памятнике.
2015-05-05 20:19:13 — Юлия Алексеевна _______________Спасибо, Галина Анатольевна, интересная информация!
С наступающим праздником ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
2015-05-05 21:06:51 — Светлана Анатольевна ЩедринаВы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
2015-05-05 21:08:06 — Раиса Поликарповна ТрефиловаСпасибо, Галина Анатольевна! Интересные сведения.
У нас в Перми на эспланаде есть памятник, который показывает
единство фронта и тыла — монумент
`Героям фронта и тыла от благодарных потомков`.Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
2015-05-05 21:18:08 — Валентина Вениаминовна КоролеваЗнаем, но спасибо.
Приглашаю в Трептов -парк!www.proshkolu.ru/user/valent5/blog/507279

Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Описание монумента

Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.

О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.

В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы

Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.

Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.

Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годыМестонахождение: Волгоград, Россия

А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.

Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге

Где находится:Высота: Скульптор:Год создания:

На постаменте в виде танка стоят пожилой рабочий и молодой солдат-танкист, символизируя единство тружеников тыла и фронтовиков, а также преемственность поколений и вклад Уральской земли как в производство танков, так и в непосредственное активное участие в боях.

В 1943 году уральские рабочие собрали и полностью укомплектовали техникой собственного производства целый танковый корпус, работая сверхурочно. Порядка 11 000 уральцев записались в корпус добровольцами, а центром сбора стал город Свердловск. Непосредственно отсюда — с привокзальной площади города, где сейчас стоит этот памятник — уральские танкисты-добровольцы отправлялись непосредственно на фронт. Впоследствии они принимали участие в битве на Курской дуге, освобождали Украину, Польшу, Чехословакию, дошли до Германии.

«Подвигу 28» (Героям-панфиловцам»)

Где находится: Подмосковье, Волоколамский район, ДубосековоВысота: 10 мСкульптор: А.Постол, Н.Любимов и В.Федоров, В.Датюк, Ю.Кривущенко, С.ХаджибароновГод создания: 1975 г.

Памятник посвящен легендарному подвигу героев-панфиловцев: 28 бойцов дивизии 316-й стрелковой под командованием генерал-майора Ивана Панфилова ценой своих жизней преградили здесь путь 18-ти немецким танкам. Неравный бой произошел 16 ноября 1941 г. и продолжался 4 часа, почти все панфиловцы погибли, но при этом не уступили ни пяди земли захватчикам. Считается, что во время именно этого боя политрук Клочков произнес ставшую знаменитой фразу:

28 ноября 1941 г. в газете «Красная звезда» была опубликована статья об подвиге панфиловцев, который стал одним из символов невероятной доблести и мужества советских солдат, проявленных при обороне Москвы и в целом на протяжении войны.

Мемориал состоит из 6-ти10-метровых фигур, олицетворяющих 6 разных национальностей бойцов, состоявших в дивизии Памфилова и, соответственно, является напоминанием не только об их личном подвиге, но и о том, что Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была «одной на всех», достигнутой благодаря содружеству народов.

В 2016 году создан одноименный фильм «28 панфиловцев» — изначально «народный проект», собиравший финансирование на платформе краудфандинга (микроинвестиции), он затем получил широкую огласку и финансовую поддержку Министерства культуры Рф и Министерства культуры Казахстана.

Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»

Где находится: Санкт-Петербург (ранее — Ленинград), Московский район, Площадь ПобедыВысота: 48 м (обелиск)Скульптор: В.Каменский, С.СперанскийГод создания: 1975 г.

Монумент посвящен ленинградцам, пережившим блокаду, равной которой не было в мировой истории (почти 900 дней), а также солдатам Красной армии державшим оборону в 1941 г. на Пулковских высотах и прорвавшим кольцо блокады в битве за Ленинград 18 января 1943 г.

В центре композиции 48-метровый обелиск, у его подножия расположения скульптурная группа «Победители» — две бронзовые фигуры солдата и рабочего, олицетворяющих единение фронта и тыла. На пьедесталах вокруг расположено еще 26 фигур — рабочих, солдат, горожан, лица которых обращены к Пулковским высотам. Мемориальный комплекс дополнен залом памяти в форме разомкнутого кольца, что символизирует прорванную блокаду.

Комплекс строился частично на пожертвования горожан, его создатели (скульпторы В.Каменский, С.Сперанский и архитектор М.Аникушин) лично участвовали в обороне города. Памятник установлен там, где непосредственно проходил второй рубеж обороны Ленинграда.

Старая мельница Гергардта

«Помнит» раны жестоких боев в Сталинграде и старая паровая мельница. Здание было построено в начале XX в. предпринимателем Гергардтом. Позже она стала носить имя К. Грудинина.

Паровая мельница функционировала вплоть до начала боевых действий, пока 14 сентября 1942 г. две фугасные бомбы не причинили ей значительные разрушения.

Мельница Гергардта

Во время войны мельница, расположенная в непосредственной близости от Волги, стала важным опорным пунктом. Владение зданием позволило советским солдатам контролировать большую территорию и отвоевать дом Павлова.

Сейчас мельница закрыта для туристов, рассмотреть ее можно только снаружи. Здание мельницы входит в экспозицию музея-панорамы «Сталинградская битва».

Дом Павлова

Продолжая прогулку по военным местам города-героя, стоит упомянуть четырехэтажный дом возле площади Ленина, получивший свое название по фамилии сержанта Павлова.

До войны этот дом был в числе самых престижных в городе. Благодаря удобному местоположению, жильцы с легкостью могли дойти до берега Волги по вымощенной до самого порога дорожке.

Дом Павлова

Во времена Сталинградской битвы дом стал опорным пунктом советской армии. 58 дней осенью 1942 г. военные группы сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева держали оборону здания, спасая жизни мирных сталинградцев, укрывшихся в подвале дома. Примечательно, что за время боев потери с нашей стороны в доме Павлова были минимальны (всего 3 убитых), в то время как вражеских фашистов при обороне дома погибло больше, чем при взятии Парижа.

После войны дом Павлова восстановили одним из первых. Современное здание украшает стена-руина и мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на доме Павлова

«Родина-Мать зовет!»

Где находится:Высота: Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:

«Родина-Мать зовет!», соответственно, является второй частью триптиха. Скульптура шагающей вперед женщины с высоко поднятым мечом представляет собой аллегорический образ Родины, призывающей всех объединиться во имя защиты своей земли. Именно там — в кровопролитной битве при Сталинграде (ныне Волгоград), длившейся несколько месяцев с июля 1942 по февраль 1943-го, наступил переломный момент Великой Отечественной войны, а 6-я армия вермахта под предводительством генерала Паулюса капитулировала.

В Сталинградской битве только со стороны СССР принимало участие порядка 1,1 млн человек.

Возведение этой грандиозной скульптуры велось с 1959 по 1967 год. На момент создания в 1967-м и далее еще на протяжении 22 лет «Родина-мать» являлась самым высоким памятником на планете. В настоящее время она 11-я по высоте.

В 1972 году были проведены работы по замене первоначального меча. 33-метровая конструкция из нержавеющей стали в титановой оболочке весила 14 тонн и сильно раскачивалась в ветряную погоду, в связи с чем было решено заменить лезвие на другое — из фторированной стали чтобы уменьшить эффект парусности.

Общая информация

Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.

Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Основные моменты

Скульптура «Родина-мать зовет»

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.

Лестница, ведущая к мемориалуПлощадь Скорби

Памятник собакам-подрывникам, истребителям танков

Ну и, наконец, четвертым и на сегодня последним пунктом в списке военных достопримечательностей города-героя Волгограда станет памятник собакам-подрывникам. Он установлен на площади Чекистов 28 мая 2011 г. Автор скульптуры Н. Карпов.

Памятник собакам-подрывникам

Как ни странно это звучит, но собаки города Сталинграда тоже внесли вклад в победу. Самый известный – подвиг 28-го отряда собак-подрывников, подчиненный 10-й дивизии НКВД. На их счету: 2 уничтоженных бронемашины, около 42 танков, сотни солдат, а также вражеских офицеров. Однако из числившихся в отряде 202 солдат и 202 собак в период с августа по октябрь осталось в живых только 54 бойца со своими четвероногими напарниками. 148 человек и 148 собак погибли во время боев.

***

И еще, вам наверняка будет полезно почитать о том, как добраться до Волгограда.

Конструктивные особенности монумента

«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.

Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.

Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:

  • 77 — внутри туловища;
  • 10 — в левой руке;
  • 12 — в правой руке.

Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.

Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.

«Воин-освободитель»

Где находится: Трептов-паркВысота:Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:

Третья часть триптиха — «Воин-освободитель» отражает финальный разгром Германии советскими воинами и полное освобождение Европы от фашизма. Скульптура представляет собой воина с девочкой на руках, его опущенный меч приживаем к земле гитлеровскую свастику.

Монумент был торжественно открыт практически сразу после завершения войны — в 1949-м и посвящен памяти советских воинов. Надпись на русском и немецком языке гласит:

Интересно, что по дате создания (1949-й) — это самый первый памятник из триптиха, причем, вероятно, на момент его установки идеи триптиха еще не существовало. По изначальной задумке воин должен был стоять с опущенный автоматом, однако, сам Сталин при утверждении макета предложил заменить его на меч. В результате именно меч и стал тем связующим элементом между всеми тремя композициями.

Следующей — в 1967-м была закончена «Родина-мать», а первый по образной хронологии памятник «Тыл — фронту» был создан последним уже в 1979-м, когда скульптора Вучетича, создавшего «Воина-освободителя» и «Родину-мать» уже не было в живых.

Памятник Солдату и Матросу в Севастополе

Где находится: Севастополь, мыс ХрустальныйВысота: 41 мСкульптор: Е. Белостоцкий, Г. Петрошевич, О. Супрун.Год создания: 2007 г.

Изначально задумывался как памятник защитникам Севастополя, одновременно прославляющий несколько разных родов войск. В итоге для композиции были выбраны именно солдат-пехотинец и моряк.

«Город-герой»

Возведение мемориального комплекса по ряду причин сильно затянулось — началось еще в 1972 г., однако, к 1983-му был установлен лишь пьедестал под памятник, а к 1989-му скульптура была готова примерно на 70%. В период перестройки работы вовсе приостановились из-за недостатка финансирования и только в 2007 монумент предстал в своем окончательном виде — и сразу превратился в один из символов города.

Реставрация монумента

За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.

Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.

Реконструкция включала следующие работы:

  • замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
  • монтаж наружного освещения;
  • противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
  • устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
  • частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
  • восстановление заржавевшей арматуры;
  • очистку от мха, грязи, плесени;
  • обработку защитными составами;
  • благоустройство прилегающей территории.

Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.