Зовущая на подвиг: с чего начиналась «родина-мать»

Меч Родины Матери.

Длина меча Родины Матери достигает 33 метров, вес меча – 14 тонн. Изначально он был выполнен из стали. С течением времени из-за сильного ветра конструкция была деформирована, и появился неприятный звук металла. В 1972 году меч реконструировали: лезвие было заменено на новое, более устойчивое к погодным условиям. Это лезвие было изготовлено из фторированной стали.

Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха. Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл-фронту!». Вторая часть — это «Родина–мать» в Волгограде. Третья часть «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке в Берлине.

По первоначальной задумке в руках Родина Мать должна была держать знамя вместо меча, а у ее ног, преклонив колени, должен был стоять солдат.

Устранение недочётов конструкции

Опасение за устойчивость конструкции появились ещё на этапе строительства. За 2 года до окончания, проверяющая комиссия из Госстроя порекомендовала руководству усилить грунт из опасения «сползания» к берегу реки. В результате было выполнено капитальное дополнительное армирование и бетонирование на самом основании статуи.

Спустя год после открытия, появилась ещё одна проблема. Меч статуи, сделанный из нержавеющей стали и обшитый титановыми листами был выполнен с ошибками в расчётах. Широкое полотно стало причиной появления излишнего напряжения, в результате чего происходило раскачивание. За зиму металл деформировался и начал издавать резкий скрипящий звук.

Меч был заменён новым, отлитым на местном металлургическом заводе «Красный Октябрь». Теперь он был изготовлен из стали. Парусность была снижена добавлением отверстий в верхней части. Очередное обследование 1986 г. выявило ещё ряд отклонений от заданных параметров. По полученным рекомендациям были выполнены работы по укреплению остова и фасада.

Ключевая ошибка в ходе строительства была сделана не по вине архитектора и рабочих. «Родина-мать» возводилась в тяжёлое для страны время. Многие города ещё не были восстановлены из руин, поэтому все средства были направлены на строительство, а не на разработку новых инновационных технологий, позволяющих улучшить качество бетона.

Результатом стало периодическое выветривание и мелкое растрескивание конструкции под ультрафиолетом и сильными степными ветрами. Поэтому каждый год она подвергается мелкому декоративному ремонту.

Концепция памятника

Центральный образ монумента — решительная женщина-мать, которая готова пожертвовать собой ради семьи и Родины. Волевые черты лица выдают в фигуре целеустремлённость и желание трудиться во благо советского коммунизма. В левой руке женщина держит герб РСФСР. За её плечами развевается шаль, которая придаёт памятнику некую лёгкость и одухотворённость.

Жители Калининграда в шутку называют монумент «Родиной-отцом». Если взглянуть на памятник со стороны, женская фигура приобретает забавные сходства с мужской. На фоне платья с декольте, в которое «облачён» монумент, это выглядит весьма экстравагантно.

Существует и другое объяснение. В XX веке на постаменте был установлен бронзовый Иосиф Сталин. Так что калининградцы отдают дань уважения городскому прошлому, в шутку называя памятник отцом.

Sergey

Незабвенный Сталинград

Волгоград — город, который во время войны пережил, пожалуй, самые трагичные моменты всей своей истории. Именно здесь разыгрались многомесячные кровавые сражения немецких и советских войск. Чтобы увековечить память обо всех защитниках города, еще в конце войны было принято решение построить в городе монумент, который бы своим видом напоминал новым поколениям людей о страшных событиях той войны. По всему Советскому Союзу был объявлен конкурс на создание памятника. В адрес отборочной комиссии поступили сотни тысяч рисунков, но все они по тем или иным причинам были отклонены. Комиссия не могла определиться с основной концепцией скульптуры. И тогда появился эскиз знаменитого советского художника-ваятеля Евгения Вучетича. Идея очень понравилась правительству, и было дано добро на начало работ по сооружению монумента. Специально по проекту на Мамаевом кургане была сделана насыпь высотой с пятиэтажный дом. Внутри нее располагались захоронения защитников города.

Экскурсии на Мамаев Курган. Цены

Мамаев Курган является местом, где до сих пор ощущается горечь потерь и радость победы в Великой Отечественной Войне. Ознакомиться с основными достопримечательностями, экспозициями мемориального комплекса можно самостоятельно или воспользовавшись услугами экскурсоводов.

Обзор начинается и заканчивается в одном месте: у подножья перед лестницей, состоящей из 200 ступеней, аналогично количеству дней, которые продолжалась Сталинградская битва. В качестве примерного ознакомления ниже, в таблице, приведены сведения о стоимости экскурсионных услуг музея-заповедника «Сталинградская битва» (Мамаев Курган).

Категория, гражданский статус туриста
Стоимость услуг, руб.
Группы граждан РФ и республики Беларусь количеством от 1 до 5 1 200 для группы
Группы иностранных граждан количеством от 1 до 5 2 500 для группы
Гражданин РФ и РБ 250
Ученики РФ, РБ, абитуриенты высших учебных заведений очной формы обучения 150
Ученики средних образовательных учреждений РФ, РБ 100
Граждане иностранных государств 400

Стоимость оказания услуг приведена в соответствии с приказом музея-заповедника «Сталинградская битва» от 22.02.2018г.

Высота памятника «Родина-мать зовёт!»

Изначально планировалось, что высота памятника составит всего лишь 36 метров. Но Хрущев дал распоряжение серьезно увеличить высоту статуи для того, чтобы «обогнать» статую Свободы в США (высота которой без пьедестала равняется 46 метрам). Распоряжение было выполнено.

Высота статуи составляет 87 метров. Длина поднятого в правой руке меча — 33 метра.

После завершения работ Родина-мать стала самой высокой статуей на планете (и остается таковой, если не брать во внимание религиозную статую Будды в Китае). Фигура женщины высотой 52 метра стоит на высоком монументе — общая высота композиции составляет 87 метров

Разногласия

Не все согласны с основной версией появления плаката. Есть и другие варианты истории создания образа Родины-Мать. В книге «День М» автор Виктор Суворов повествует, что плакат «Родина-Мать зовет!» появился еще в довоенное время. Он был выпущен в конце 1940 года в тайне большим тиражом и разослан по военным комиссариатам в секретных пакетах, которые должны были распаковать в день «М». Также есть некоторые исследователи, утверждающие, что плакат появился в первый день войны, что означает, что он был подготовлен заранее.

Некоторые исследователи предполагают, что на плакате изображена не жена Тоидзе, а он позаимствовал образ с других изображений на военную тему. Также есть мнение, что на плакате не русская женщина, а грузинка, так как жест поднятой руки отражает характер этой национальности.

Однако нет никаких документальных доказательств, свидетельствующих о достоверности данных утверждений. И один из первых экземпляров, который хранится в Российской Государственной библиотеке по сегодняшний день, датирован июлем 1941 года.

Техника создания плакатов в Советском Союзе

Первые социальные плакаты берут начало в 1919 году, в годы Первой Мировой Войны. На технику исполнения оказали влияние экономическое и политическое состояние страны. В начале ВОВ появилась специальная форма таких плакатов, которая получила название «Окна ТАСС»-эта была линейка плакатов с агитационным подтекстом. Их авторами были известные художники, поэты, состоявшие в литературно-художественных отделах.

Технология производства данных плакатов имела ряд кропотливых действий:

  1. От руки рисовали один или два экземпляра, чаще нанесение было клеевой краской;
  2. Далее из картона или пластика вырезали по первоначальному рисунку трафарет и с его помощью создавались копии первых экземпляров, это было тогда самым быстрым способом изготовления больших партий. Поскольку в военное время типографии мало обеспечивали, такая техника позволяла экономить на материалах.

Основными цветами агитационных плакатов были красный, черный и серый, как на изображении «Родина-мать». Большинство плакатов изготавливалось в полевых условиях в военных машинах, и попутно распространялись по всей стране. За все годы Второй Мирровой было создано около 1300 разных работ. После каждого сообщения Совинформбюро мгновенно выпускалось по несколько плакатов, поэты сразу писали к ним лозунги и стихи, а художники набрасывали эскизы.

В каждом городе, из которого были выведены немецкие войска сразу на всех улицах появлялись «Окна ТАСС». Враги начали узнавать руку авторов плакатов, это было для них, как еще одно оружие.

История монумента

Автором памятника является архитектор Е. В. Вучетич (он является автором множество скульптурных композиций). По его проекту эта скульптура строилась с 1959 по 1967 гг.

Всеми расчётами занимался доктор технических наук Н. В. Никитин (он также проектировал и рассчитывал Останкинскую башню в Москве и здание МГУ там же).

Военным консультантом был маршал В. Чуйков. Именно он командовал 62-й армией,  во время обороны Сталинграда и именно он отдал приказ до последнего солдата оборонять Мамаев курган.

Место для монумента было выбрано не случайно. Недалеко от памятника находится легендарная 102 высота, которую советские солдаты обороняли более 140 дней (здесь погибло 34 505 солдат). Вся земля рядом с памятником пропитана кровью защитников Отечества. Именно поэтому, все приходящие сюда люди испытывают чувство гордости за совершенный их предками подвиг и чувство горечи от невосполнимой утраты.

Монумент отливали прямо на Мамаевом кургане согласно макету, уменьшенному в 10 раз (отливка статуи шла согласно макету, каждой его части). Только голова и меч создавались в другом месте и были привезены к кургану на вертолете и с помощью него же установлены.

С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводятся работы по укреплению и реконструкции памятника. В  2010 году здесь также начали проводить работы по обеспечению безопасности монумента. На кончике меча и внутри статуи установлены специальные датчики, которые постоянно отслеживают показатели устойчивости статуи.

Внутрь статуи могут попасть только учёные, отслеживающие её состояние; лифтов внутри нет, так что на самый верх учёным приходится подниматься пешком.

Современные типографии

В настоящее время типографии существуют по всему миру, и техника их создания сильно шагнула вперед. На современных машинах плакаты создаются в огромных количествах и в короткие сроки. Они содержат в себе не только лозунги с ограниченной цветовой гаммой. В основном они носят рекламно-информационный характер. Разноцветные яркие изображения можно встретить на каждом шагу: реклама фильмом, концертов, различных мероприятий, все это идет в основу создания современных плакатов.

Одной из известных типографий России является winnerprint. Можно написать книгу самому и издать, сколько стоит указано на сайте типографии. Кроме плакатов фирма занимается изданием любых печатных форм: визиток, брошюр, календарей, журналов, книг в любом количестве и в кротчайшие сроки.

Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.

Статуя является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Это один из самых высоких памятников во всем мире: высота статуи Родины Матери в Волгограде без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом целых 85! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч Родины Матери весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствует о силе и уникальности.

Автором статуи Родина Мать в Волгограде является скульптор Евгений Викторович Вучетич, именно по его проекту статуя строилась с мая 1959 по октябрь 1967 года. Статуя «Родина Мать Зовёт!» на Мамаевом Кургане занимает 11 место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-памятников мира. В ночное время суток статуя освещается разноцветными огнями. Скульптура «Родина Мать Зовет!» призывает людей объединиться и выстоять в нелегком бою.

Это интересно: 1383,Памятник Петру I в Москве

Сравнение статуи с другими большими памятниками в мире

Статуя «Родина-Мать» в Волгограде, высота которой позволяет ей входить в 10 самых высоких монументов, изображающих фигуру человека в полный рост. Если говорить о российских скульптурах, превышает её только монумент Петру I, расположенный на Москве-реке.

Однако, если учитывать, что волгоградскому экспонату более 50 лет, а московскому всего 21 и представить разницу технологического прогресса этих времён, предпочтение отдаётся первому. Высота человека всего 18 м, а 98 достигается с учётом ансамбля из мачт корабля.

Статуя свободы в Нью-Йорке

«Statue of Liberty» в переводе с английского означает «Озаряющая мир свобода». Находится она неподалёку от Нью-Йоркского Манхеттена, на острове, посередине бухты. Монумент был сооружен в конце XIX века как напоминание о столетии независимости Соединённых Штатов. Что примечательно, стройкой статуи занимались не американцы, а французы, а сам элемент был преподнесён в качестве подарка.

Монумент представляет женщины, одетую в хитон, покрывающий все её тело, за исключением головы, рук и ступней.
Босыми ногами она стоит на разорванных цепях, олицетворяющих независимость. На голове расположена 7-конечная корона, в правой поднятой руке – зажжённый факел, в левой – скрижаль, напоминающий о дате принятия Декларации Независимости.

В отличие от волгоградского памятника, для возведения здесь использовались тонкие медные листы, которые чеканились в деревянных формах и устанавливались на стальную основу.

Ознакомиться с техническими характеристиками Статуи свободы можно в таблице, представленной далее:

Статуя Христа в Рио де Жанейро

Бразильская статуя отнесена к Новым 7 чудесам света. Её высота 38 м, но из-за того что расположена она на самой высокой точке, периодически она становится так называемым громоотводом. Примерно 4 – 5 раз в год в неё попадает молния.

Работы над ней были начаты в 1922, спустя 9 лет постройка была завершена. Уникальность выполненных работ заключается в том, что по ряду причин выполнить их на месте не представлялось возможным. В результате производство каркаса происходило во Франции. Для этого использовался железобетон и талькохлорит.

Ознакомиться с общими техническими характеристиками статуи Христа Искупителя в Рио де Жанейро можно в таблице:

Статуя Будды в Японии

На японском она называется Усику Дайбуцу, что в переводе означает Большой Будда, находится она в городе Усику. Это третья по величине статуя в мире и самая крупная из изготовленных из бронзы. Поднимается над землёй на высоту в 120 м, из которых размер платформы всего 20 м.

Своим внешним видом она показывает, что передаёт учение последователям, направляющимся по верному пути просветления. Правая рука находится в поднятом состоянии, левая опущена вдоль тела. Ладони при этом развёрнуты в сторону наблюдателей. Указательный и большой палец каждой из них соединён в кончиках, остальные — прямые.

Технические характеристики монумента приведены в таблице:

Родина-мать в Украине

Монумент был открыт в 1981 г. Это был первый стальной памятник таких размеров, построенный на территории Советского Союза. Работу над внешним видом статуи выполнял Е. В. Вучетич, создававший «Родину-мать» на Мамаевом Кургане. Внезапная смерть скульптора не остановила работ. Его дело продолжил Василий Бородай и ряд других специалистов, трудившихся при Евгении Викторовиче.

Статуя на берегу Днепра изображена в виде женщины, держащей в одной руке меч, а в другой щит, символизирующий защиту Отечества. Конструкция полая, внутри неё имеется 2 лифта, предназначенных для передвижения обслуживающего и ремонтного персонала. В начале 2000-х экскурсантам было разрешено подниматься в верхнюю часть статуи, где была оборудована смотровая площадка.

Однако, в 2003 г. произошёл случай падения посетителя, в результате чего, вход внутрь был ограничен.
Регулярные осмотры технического состояния позволяют предполагать, что запас прочности монумента «Родина-мать» имеется более чем на 150 лет.

Ознакомиться с техническими характеристиками статуи можно в таблице:

Статуя «Родина-мать» подчёркивает высокий моральный дух русского народа, творца великого исторического события, преломившего ход Великой Отечественной войны. Бои за Волгоград (Сталинград) раскрыли безответную любовь солдата к отчизне вне зависимости от национальности и гражданского статуса.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Прообраз статуи

Статуя Родина-мать в Волгограде, высота которой была абсолютным рекордом того времени частично напоминает лицо супруги скульптора.

Существует мнение, что вдохновителями автора были другие люди и античные фигуры:

  1. Девушки, позировавшие ему, но не подозревающие для каких целей: А. А. Пешкова; В. Изотова; Е. Гребнева.
  2. Спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, с которой он лепил фигуру.
  3. Фигура «Марсельезы», нанесённой на Триумфальную арку в Париже.
  4. Античная статуя Ники Самофракийской.

Чей образ на самом деле Евгений Викторович брал в качестве прообраза, не узнает никто. Автор скончался в возрасте 65 лет, спустя 7 лет после открытия его скульптуры.

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Общая информация

Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.

Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

В ночное время скульптура освещается прожекторами.

Основные моменты

Скульптура «Родина-мать зовет»

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.

Лестница, ведущая к мемориалуПлощадь Скорби

Вероятность разрушения статуи

Статуя «Родина-мать» в Волгограде, высота которой достигает 85 м, способна простоять ещё длительное время. Несмотря на многочисленные конструктивные ошибки, о которых говорилось ранее, вероятности разрушения не наблюдается. При соответствующем обслуживании и контроле, один из уникальных памятников, признанных чудом России останется целым на долгие годы.

Начиная с 1966 г. статуя начала отклоняться от своего изначального положения. Однако, расчётные сведения показывают, что в этом нет ничего критичного, превышающего допустимые нормативы. Например, в период с 2000 до 2008 гг. она сместилась на 16 мм. Конструктивные особенности проекта предполагают и допускают отклонение от вертикальной оси на 272 мм.

Одно из самых уникальных строений России на протяжении всей истории существования преследуют различные легенды и рассказы. Если одни из них являются реальными, то ряд других – просто вымысел.

Если говорить о фактах из настоящего прошлого, можно выделить следующие:

Среди сказок наиболее распространёнными являются 2:

  1. История о лифте, ресторане и смотровой площадке, функционирующих много лет назад о, которых говорилось ранее.
  2. Миф о том, что после того как монумент был открыт внутри него потерялся один из членов приёмной комиссии. Несмотря на огромное количество небольших помещений, заблудиться в них проблематично.

Конструктивные особенности монумента

«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.

Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.

Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:

  • 77 — внутри туловища;
  • 10 — в левой руке;
  • 12 — в правой руке.

Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.

Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.

История строительства памятника «Родина-мать зовёт»

Статуя «Родина-мать» в Волгограде, высота которой позволила ей попасть в книгу рекордов Гиннеса, строилась практически всем Советским Союзом. В качестве примера можно привести воспоминания рабочего одного из уральских металлургических заводов» «Узнав, что наш металл пойдет на изготовление каркаса памятника, хотя для этого и потребуется работать в 2 смены, мы единодушно согласились».

Представленный пример не единичен. На этапе заливки фигуры, любой простой мог стать причиной схватывания бетона и образования между слоями микрозазора. Чтобы не допустить этого, автомобили, доставляющие материал помечались специальными лентами, позволяющими проезжать «на красный» свет светофора.

Возведение монумента было начато летом 1959 г. Длилось оно 8 лет и закончилось осенью 1967 г. За это было использовано большое количество строительного материала, в результате чего стены постамента толщиной 0,3 м. Фундамент, полностью врытый в землю у основания, углублён на 15 м. для чего был вырыт котлован более 8 м.

Всего было израсходовано:

  1. Бетона – 5500 т.
  2. Металлоконструкций и арматуры — 2 500 т.

Главными лицами, руководящими возведением были скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин, под руководством которых трудилось много других специалистов, задействованных в различных направлениях.

Например:

  1. Музыкальное сопровождение и озвучивание каждой скульптурной композиции ансамбля на Мамаевом Кургане – диктор А. И. Левитан, звукорежиссёр А. И. Гераськин, режиссёр В. К. Магатоев.
  2. Консультант по военной тематике маршал СССР, принимавший прямое участие в обороне Сталинграда – В. И. Чуйков.

История плаката «Родина-Мать зовет!»

Одним из самых значительных плакатов в период ВОВ, известным до сих пор, был «Родина-Мать зовет!». На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга». Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.

Художник, ставший автором самого известного постера, Ираклий Тоидзе. История плаката Родина-Мать началась в 1941 год. Сразу после услышанного сообщения от Совинформбюро, 22 июня художник приступил к его созданию. Уже к июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины. Его популярность мгновенно охватила всю страну. Он побуждал добровольцев отправиться на войну и придавал им дополнительный стимул.

Очевидцы того времени сообщают, что данный плакат можно было встретить на вокзалах, на проходных заводов, на заборах, в военных частях, в колхозах, в госучреждениях. Это был образ Матери, в котором каждый видел родного для себя человека. Типографии стали даже выпускать марки, карточки, мини-плакаты с «Родиной-Матерью». У каждого солдата на фронте было это изображение, оно имело значение подобно иконе Божьей Матери.

В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.

Слова «Родина-Мать зовет!» и текст присяги, которую женщина держит в руках, был переведен на все языки Советского Союза.

Позировала для создания Родины-Матери сама жена автора, Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции жены художника. После услышанного сообщения, она вбежала в дом испуганная и с криком произнесла: «Война!». В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться. Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновило его на создание этого плаката. На момент его создания Тамаре было 37 лет, однако выглядела она гораздо моложе. Супруг изобразил жену более суровой и старше своих лет, для придания образу некой мощности и защищенности.

Кумиром художника был поэт Андрей Белов, именно его стихотворение вдохновило Ираклия на создание крылатой фразы.

Через сутки плакат был уже готов. История плаката Родина-Мать зовет, кратко взывающая к защите своей страны, началась 23 июня 1941 года. Первый тираж был более миллиона экземпляров, он разлетелся по стране с огромной скоростью.

В военное время заслуги победы были не только благодаря нашим солдатам, но и авторам агитационных плакатов. У Гитлера был черный список с именами некоторых художников, он считал их личными врагами.

Как добраться

Достопримечательность расположена в северо-восточной части города. Сюда можно доехать на общественном транспорте: автобусах, троллейбусах или маршрутных такси.

В окрестностях памятника «Родина-мать» находятся две остановки:

  1. Ленинский проспект. В этом направлении курсируют 27 городских автобусов. Кроме них, можно воспользоваться троллейбусом или маршруткой. Если смотреть в направлении движения транспорта, памятник будет возвышаться с правой стороны.
  2. ТЦ Маяк. Здесь останавливаются только автобусы. За зданием расположен фонтан. От него тянется аллея, ведущая к монументу «Мать-Россия».

Схема движения общественного транспорта

Городское такси представлено службами «Европа», «777-Калининград», «Виктория», «Боро-Боро» и пр. Доступна возможность вызова машины с помощью мобильных приложений: Uber, Яндекс. Такси, Gettaxi или Maxim.

Туристам на арендованном транспорте стоит придерживаться Ленинского проспекта и двигаться на юг. После перекрёстка с улицей Черняховского по правой стороне появится сквер с монументом.

Экскурсию к «Родине-матери» можно совместить с осмотром других достопримечательностей. Среди них — собор Христа Спасителя, часовня Петра и Февронии. К ним примыкает площадь Победы с одноимённым обелиском.

Видео: прогулка по скверу и возле памятника «Родина-мать» в Калининграде

Реставрация

Проект реставрации статуи подготавливался с 2008 по 2016 годы. В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи; это был последний частичный её ремонт. В 2017 году проводились противоаварийные работы: были заменены канаты внутри статуи, обеспечивающие её устойчивость, отремонтированы внутренние помещения, заменены освещение и система пожаротушения. В марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую планируется завершить к марту 2020 года. Для этого вокруг скульптуры были созданы 30 ярусов строительных лесов высотой 60 метров и весом 270 тонн. Основные цели — очистка статуи от грязи и мха, возвращение ей первоначального цвета и заделка трещин в бетоне, общая длина которых, по подсчетам реставраторов, составила 13 километров. Кроме того, производится восстановление частей заржавевшей арматуры. Столь масштабная комплексная реставрация памятника проводится впервые.

Реставрация монумента

За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.

Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.

Реконструкция включала следующие работы:

  • замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
  • монтаж наружного освещения;
  • противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
  • устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
  • частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
  • восстановление заржавевшей арматуры;
  • очистку от мха, грязи, плесени;
  • обработку защитными составами;
  • благоустройство прилегающей территории.

Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.