Оглавление
Июньский кризис
Власти стали вести подготовку к роспуску Думы по двум направлениям. Во-первых, правительство разрабатывало избирательный закон, а во-вторых, прокуратура стала готовить следствие документы в отношении социал-демократов.
1 июня в Думе выступил Столыпин, он предложил лишить 55 депутатов права участия в заседаниях. Однако, согласия среди депутатов разных фракций не последовало. В субботу 2 июня в Петергофе Николай II получил на подпись акт о роспуске Думы. Указ был обнародован 3 июня вместе с новым избирательным законом. Утром депутаты пришли к Таврическому дворцу и обнаружили, что он закрыт и находится под охраной полиции. К дверям был прикреплен манифест о роспуске Думы.
Новый избирательный закон лишал представительства народы Средней Азии и якутов. Представительство польских губерний и Кавказа сократилось, как и количество городов, которые выбирали депутатов отдельно от губерний.
Последовавшие выборы привели к тому, что III Дума открылась 1 ноября 1907 года и в ней расклад был уже не в пользу левых, зато увеличилось представительство монархистов, октябристов и умеренно-правых. Эсеры и народные социалисты бойкотировали выборы.
Первым председателем новой Думы стал Николай Хомяков. В ней было 446 депутатов. Больше всего мест получила партия “Союз 17 октября” – 148 человек. III Дума проработала пять лет – до июня 1912 года.
Рис. 3. Государственная дума 1907.
Это интересно: Укрепление дворянства.
Причины кризиса. Распад третьеиюньской системы
После убийства Столыпина, начатые им реформы даже в своём неполноценном виде стали всячески тормозиться. Процесс наделения крестьян землёй и их переселения стал крайне долгим. Количество злоупотреблений росло. Многие из переселенцев ни с чем возвращались обратно.
Важно! С осени 1911 по лето 1914 года продолжалось всё более ускорявшееся разложение третьеиюньской системы. Последней попыткой приостановить этот процесс был «Новый курс» А
В. Кривошеина. Суть его должна была свестись к переориентации части финансовых потоков из промышленности в сельское хозяйство для преодоления его отсталости. Но в реальности программа Кривошеина осталась просто бумагой, несмотря на поддержку императора.
С 1912 по 1914 год поддержка правительства в кругах как думских правых, так либералов стремительно уменьшается. Нежелание принимать давно назревшие меры по воплощению обещанного ещё в Манифесте 1905 года отвернула от императора и его министров даже самых умеренных депутатов. К лету 1914 года на одном из государственных совещаний император лично ставит вопрос об изменении статуса думы и положения депутатов. Предполагалось лишить её права принятия законов, а депутатов их неприкосновенности. Назрел новый кризис.
Но начавшаяся тогда же Мировая война на несколько месяцев отодвинула развязку — патриотический подъём и всеобщее воодушевление охватили массы народа. Спустя полгода произошёл крах — все усугубляющиеся провалы на фронте и падение в пропасть экономики страны сделали оппозиционными к правительству и императору все партии, кроме оголтелых черносотенцев. Летом 1915 года в Думе формируется оппозиционный «Прогрессивный блок». Третьеиюньская система была разрушена непоследовательностью и поверхностью действий правительства. Россия стала двигаться к новому революционному взрыву.
Рычаги укрепления власти
Сразу же после установления в 1907 году третьеиюньской монархии, вплоть до 1910 года по стране прокатилась волна репрессий
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Весной 1910 года Николай II подписал закон, согласно которому в Финляндии местные органы власти лишались законотворческой функции, которая возлагалась на Государственную Думу. За два года до этого в 3 раза было сокращено количество польских представителей в Думе.
Этими шагами Николай пытался сосредоточить власть в обширной многонациональной стране в своих руках, но именно это повлекло за собой ненависть со стороны автономных земель империи и последующие решительные и безвозвратные отделения Финляндии и Польши.
Главным помощником Николая II в вопросе восстановления порядка в России был П. А. Столыпин.
Рис. 3. П. А. Столыпин.
Он не только сыграл одну из главных ролей в «Третьеиюньском перевороте», но и занимался вопросом крестьянской общины. Задачей его реформы было разрушить крестьянскую общину как элемент коллективного сопротивления крестьян действующей власти. Для этого создавались условия по выходу зажиточных крестьян из общины и предлагались варианты по переселению крестьян в Сибирь. Условия транспортировки были очень жесткие и суровые, поэтому вагоны, лишенные нормальных человеческих условий, в народе стали называть «столыпинскими». Так или иначе, общины покинули 25% крестьян. Реформы главной задачи так и не решили, что также проявилось в 1917 году.
Цели и сущность Третьеиюньской монархии
Основными целями третьеиюньской монархии было:
-
Укрепление самодержавия.
-
Сохранение существующей политической структуры (недопущение принятия конституции и усиления Думы, путём создания ответственного перед ней министерства).
-
Предотвращение нового социального взрыва (путём разрешения социально-экономических противоречий умеренными средствами — речь шла о земельном вопросе, о правах рабочих и жителей национальных окраин).
-
Сохранение и усиление прежней опоры режима — поместного дворянства. Именно поэтому правительство прямо заявляло о недопустимости насильственного выкупа земли у помещиков, а тем более экспроприации.
-
Стабилизация экономической сферы жизни страны путём постепенного снижения социальных противоречий — переселения крестьян из малоземельных районов, улучшения условий труда для рабочих, снижения накала узколобого национализма.
Сущность третьеиюньской монархии — это политическое лавирование и попытка сохранения своего господства путём опоры на крупных землевладельцев с одной стороны и буржуазию — с другой.
Появление Государственной думы
Весной 1907 года всем стало понятно, что революционные настроения сходят на нет. Хотя революционеры и потерпели поражение в противостоянии с властью, все же Николай II пошел на некоторые уступки. Опасаясь вспышек народного гнева, государь провел для отвода глаз политические реформы. Они не решали глобальных проблем. Не ущемляли права правящего класса. Сохраняли в стране абсолютную монархию.
Большой уступкой со стороны Николая II был Манифест от 17 октября 1905 года. Он предусматривал созыв выборного органа власти – Государственной думы. Избиратели делились на четыре курии:
- крестьянскую;
- рабочую;
- городскую;
- землевладельческую.
От каждой курии избиралось определенное количество депутатов. Наибольше прав получали землевладельцы. С этого времени Россия превращалась в конституционную монархию. Хотя изменения в политической системе не были закреплены в конституции. Их отразили лишь в Основных государственных законах.
Предполагалось, что Госдума будет главным органом власти, отстаивающим интересы простого народа. Без одобрения депутатов император и правительство не могли принять новые законы. Но Николай II предусмотрел лазейку – он оставил за собой право на досрочный роспуск думы.
Второй Созыв
В состав Второй попало ещё больше трудовиков, кадетов и социал-демократов (62%). Они напрямую требовали уничтожить самодержавный строй, предоставить им депутатскую неприкосновенность, передать землю в распоряжение селян, освободить политзаключенных. Власть была категорически против этого. Все реформы, созданные депутатами, отклонялись Советом министров, а законопроекты правительства, которое уже возглавлял П. Столыпин, блокировались народными избранниками. Именно эти факторы и стали причинами Третьеиюньского переворота. Также он был вызван желанием царя вернуть все ветви власти в свои руки.
Трибуна председателя и места министров в Госудме России начала прошлого века
Третьеиюньский переворот был проведен по инициативе Николая II, так как он не мог смириться с большинством, состоящим из левых партий. Понимая, что роспуск и созыв новой не изменит ситуацию, он пришел к выводу, что нужно изменить сам избирательный механизм, в частности правила выборов. Однако согласно основным государственным нормам император не имел права единолично, без согласия народных представителей, создавать или вносить поправки в законы. Выходом из сложившейся ситуации стал одновременный роспуск Госдумы и реформирование законопроектов.
Предпосылки
В начале 1905 году в стране началась революция, продолжавшаяся несколько лет. Причиной массовых политических выступлений стало Кровавое воскресенье. Бастующие рабочие вынудили Николая II пойти на уступки. Он подписал Манифест 17 октября 1905 года, который провозглашал ряд гражданских свобод и вводил 2 законосовещательных органа (Госсовет и Госдуму). С этого момента только с согласия этих выборных учреждений новые законы вступали в силу.
I Государственная дума проработала всего 72 дня (с 27 апреля по 08 июля 1906 года). Она не сумела договориться с Госсоветом и отказалась сотрудничать с правительством, в результате чего была распущена. II Государственная дума, начавшая работу 20 февраля 1907 года, была разогнана правительством 02 июня 1907 года из-за сотрудничества с РСДРП. Эта рабочая партия готовила восстания в войсках и государственный переворот.
Связь с РСДРП стала формальным поводом для роспуска Госдумы. На самом деле Дума, состоявшая из социал-демократов, народных социалистов и социал-революционеров, отклоняла все правительственные законопроекты и не устраивала императора. Поэтому Николай II распустил неугодное учреждение и на следующий день принял измененный избирательный закон.
Переворот июня
Но даже подтверждение найденными при обыске у социал-демократов документами существования антиправительственного заговора не ускорило процесс выбора законопроекта. Поэтому П. Столыпин вынужден был без принятия окончательного решения совещанием предложить варианты законов императору на его усмотрение. 29 мая был выбран второй вариант, по которому через два дня был готов его окончательный текст.
1 июня Думе был предъявлен ультиматум правительства. Оно требовало отстранить от заседаний всю фракцию социал-демократов, которые обвинялись в антиправительственном заговоре. Невыполнение этого требования означало немедленный роспуск Думы.
Тем не менее, несмотря на угрозу, депутаты отказались подчиниться ультиматуму до выяснения обстоятельств дела по этому обвинению. Для этого была создана комиссия, результаты работы которой должны были быть изложены 4 июня.
В это же время, 1 и 2 июня, абсолютно секретно готовятся и печатаются окончательные варианты необходимых для роспуска Думы документов, которые в Петергофе сразу же подписывает Николай II. Ночью, в начале 3 июня, они были доставлены правительству, которое немедленно приступило к исполнению императорского манифеста. Явившиеся утром к Таврическому дворцу депутаты обнаружили его закрытым и под охраной, с прикреплённым текстом манифеста на дверях. Считается, что в этот день окончилась Первая русская революция.
Назначенные манифестом выборы прошли по новому закону и их результаты полностью оправдали ожидания императора и правительства. Количество левых депутатов в новом Законодательном собрании резко сократилось, теперь в Думе образовалось стойкое проправительственное большинство, послушное императорской воле. Возникла «третьеиюньская монархия», ставшая последним этапом российского самодержавия.
Государственный переворот 3 июня 1907 года
Процесс выбора избирательного законопроекта затянулся. Премьер-министр Столыпин вынужден был передать императору все три варианта. В итоге 29 мая Николай II на свое усмотрение выбрал второй вариант закона. 31 мая была завершена коррекция новых избирательных статей.
1 июня правительство поставило Госдуме ультиматум. Либо от заседаний отстранялась вся фракция социал-демократов, либо император распускал депутатов. Поскольку причастность членов думы к антиправительственному заговору не была доказана, депутаты отказались выполнять требования. Они предложили дождаться выяснения всех обстоятельств.
4 июня планировалось заслушать результаты работы комиссии, занимающейся делом заговорщиков. Но император и не думал идти на поводу у Госдумы. 1 и 2 июня секретно были напечатаны документы для роспуска II созыва. Николай сразу же их подписал. В ночь на 3 июня документы поступили правительству. Императорский манифест тут же вступил в силу.
Утром 3 июня депутаты пришли на работу. Но Таврический дворец оказался заперт и под охраной. На дверях висел документ о роспуске думы. В этот день официально завершилась Первая революция. Император вернул себе абсолютную власть.
Кризис в отношениях между Госдумой и правительством
20 февраля 1906 года вышел документ «Учреждение Государственной думы». В нем подробно описывался порядок работы органа. Выборы прошли в апреле. I созыв начал свою работу 27 апреля 1906 года. Его состав оказался крайне неудобным для правительства. Большинство депутатов были от левых партий. Либеральные кадеты, социал-демократы, трудовики – не этого ожидал император.
Госдума и правительство имели противоположные экономические и политические взгляды. Депутаты требовали политической амнистии, наделения крестьян землей, равных прав и свобод для всех слоев населения. Поскольку были затронуты интересы правящей элиты, император принял решение досрочно распустить думу. Хотя по закону I созыв мог работать 5 лет, 9 июля 1906 года он прекратил свое существование. Депутаты проработали всего 72 дня.
Вторая Дума была избрана в феврале 1907 года. И она вновь не оправдала надежд Николая II. Лидировали социал-демократы, эсеры, народные социалисты. Левые радикалы и не думали идти навстречу правительству. Законодательные проекты не принимались, поскольку две ветви власти не могли договориться и блокировали друг друга. Императору ничего не оставалось, как объявить о роспуске и II созыва.
История появления термина «Третьеиюньская монархия»
В историографии термин «Третьеиюньская монархия» появился в связи с датой этого события. 3 июня 1907 года с одной стороны стало последним днём первой русской революции, а с другой стороны — началом почти десятилетнего периода, когда правительство пыталось не допустить повторения революционных событий. К началу июня наблюдался значительный спад революционной активности как в городе, так и в деревне. Социально-экономическая ситуация немного стабилизировалась, многие из крестьян, составлявших большинство населения Российской империи того времени, возлагали серьёзные надежды на аграрные реформы, инициированные Петром Аркадьевичем Столыпиным.
Первая и Вторая думы не оправдали надежд правительства на конструктивный диалог. Обе Думы были оппозиционно настроены и саботировали все действия правительства, вносимые на обсуждение. Со своей стороны, правительство, во главе с императором Николаем II, само не шло ни на малейшие уступки Думе.
Принятые в 1906 году дополнения к законам империи позволяли императору:
- Распускать и созывать Думу (назначать дату выборов),
- В период отсутствия Думы самолично принимать законодательные акты.
Со своей стороны Дума могла:
- Принимать или отвергать предлагаемые ею правительством законодательные проекты,
- Утверждать или нет государственный бюджет.
В итоге, процесс взаимодействия правительства во главе с императором и Думы сводился к череде громких политических демаршей и скандалов. Законы могли приниматься и работать только при условии регулярного отстранения «Думы» — её разгонов. Думские комиссии делали всё чтобы максимально затянуть обсуждения законопроектов, если не могли их прямо отвергнуть.
Правительство не устраивали пропорции выборщиков и их качественный состав. В итоге, в начале июня 1907 года, император объявляет о роспуске Думы и не объявляя о выборе новой просто вносит на обсуждение правительства новые законы о выборах. Будучи принятыми эти акты серьёзно изменили структуру выборщиков. Влияние реального большинства населения страны стало в этом представительном органе минимальным. Голоса представителей национальных окраин, рабочих и крестьян имели вес в сотни раз меньший, чем дворян, крупных землевладельцев и буржуа.
Так, голос представителя привилегированного сословия был равен четырём голосам представителей городской буржуазии, 543 рабочих и 240 крестьян. В основу допуска на выборы был положен ещё более завышенный имущественный ценз. В результате из всего правоспособного населения только 13—15% получали возможность осуществлять избирательные права.
В избранной третьей Думе большинство составили крайне правые проправительственные и умеренно правые либеральные депутаты. Такая Дума была гораздо сговорчивее и подконтрольна правительству. Всё десятилетие третьеиюньской монархии (при третьей и четвёртой Думах) от 53 до 65% депутатов разделяли проправительственные настроения.
Представительство в Думе |
Согласно Манифеста 17-го октября 1905 года |
По Избирательному закону от 3 июня 1907 года |
---|---|---|
От Польши, мандатов |
||
От Кавказа, мандатов |
||
От Средней Азии, мандатов |
— |
|
В Европейской России, для курии землевладельцев, % |
50.5 |
|
В Европейской России, для крестьянской курии, % |
22.5 |
|
В Европейской России, для городской курии, % |
27 (но было введено два ценза по уровню достатка с преимуществом для богатых). |
Это интересно: Структура народного хозяйства — объясняем развернуто
Фон
Во время революции 1905 года автократический режим Николая II был убежден принять форму конституционализма в попытке сохранить себя и не дать нации скатиться к откровенному анархизму. Николай впервые издал то, что стало известно как « Октябрьский манифест» 17 октября 1905 года, обещая основные гражданские права и создание парламента, без одобрения которого в России не могло быть принято никаких законов. Новый Основной Закон был опубликован 23 апреля следующего года, в котором Государственная Дума была создана в качестве нижней палаты двухпалатного парламента ( Государственный совет Российской империи , образующей верхней палаты). Таким образом, Дума стала первой реальной попыткой парламентского правления в России. В то время как Государственный совет частично назначался императором и частично избирался различными правительственными, коммерческими и духовными организациями, Дума должна была избираться русскими из различных социальных слоев посредством сложной системы непрямых выборов. Первоначально избирательная система была разработана таким образом, чтобы дать значительное количество выборщиков крестьянам , которые считались лояльными царскому режиму.
Хотя многие революционеры отвергли уступки Императора, большинство россиян решили дать новой системе шанс. Тем не менее, общественное вера в новом порядке встряхивают свежим манифеста, опубликованного 20 февраля накануне нового Основного закона, который существенно ограничивает права вновь образованной Думой. Поскольку абсолютная власть Императора формально не прекращалась до обнародования Основного закона 23 апреля 1906 года, законность этого акта не могла быть оспорена новым законодательным органом. Более того, недавно обещанные гражданские свободы — свобода печати, собраний и выражения мнений, среди прочего, — были значительно ограничены во время антиреволюционных операций в том же году.
Николай II открыл Первую Думу 27 апреля 1906 года тронной речью в Зимнем дворце . В то время как он и его министры надеялись удержать Думу в бездействии, депутаты отказались сотрудничать: они внесли законопроекты об аграрной реформе, против которых яростно возражали помещики, вместе с другими радикальными законодательными предложениями, выходящими далеко за рамки того, что царский режим был готов принять. Он распустил Первую Думу 21 июля 1906 года, но, поскольку выборы во Вторую Думу вернули еще больше радикалов, чем раньше, тупиковая ситуация между законодательной и исполнительной властью продолжалась. Около 20% мест во второй Думе заняли социалисты: меньшевики , большевики (обе фракции Российской социал-демократической рабочей партии ), народные социалисты и эсеры , которые бойкотировали выборы в Первую Думу. Не имея возможности наладить рабочие отношения с новой Думой, имперское правительство во главе с недавно назначенным премьер-министром Петром Столыпиным принялось искать предлог для ее роспуска.
Царский премьер-министр Петр Столыпин , устроивший июньский переворот 1907 года.
Внутренняя политика
После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия».
Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные послереволюционные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование мужду разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов.
Проведение контрреволюционной линии опиралось на «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Местные власти получили право обыскивать помещения любых учреждений и организаций, арестовывать их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные приговоры и казни стали повседневным явлением. Были разгромлены многие организации крестьян, студентов, демократической интеллигенции, закрыта часть профсоюзов, запрещено издание ряда демократических газет и журналов.
Наиболее ярко идейное наступление отразилось в сборнике статей о русской интеллигенции «Вехи» (1909 г.). В нем авторы отстаивали ненужность, вредность революционных действий, благодарили «власть, которая одна своими штыками охраняет нас (либералов.— Авт.) от ярости народной». Церковь призывала к христианскому смирению и сотрудничеству с правительством. Представители черносотенных организаций шли еще дальше, требуя смерти для всех революционеров, прекращения деятельности Думы.
Возможность лавирования и заигрывания правительства с разными политическими силами обеспечивал избирательный закон от 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выборов. По нему 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких городских собственников, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне — больше половины. Правительство убедилось в том, что нельзя рассчитывать на монархическую привязанность крестьянства, которую перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Число депутатов от национальных районов (Кавказ, Польша) сократилось втрое. Выборы в III Думу были невсеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непрямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований.
Есть у революции начало
Константин Морозов:
Революция 1905 года стоит в одном ряду с другими европейскими революциями, которые привели к падению обветшалых и неспособных ответить на новые исторические вызовы абсолютных монархий. Консервация устаревших общественных отношений, нежелание учитывать интересы новых классов (буржуазии, интеллигенции, пролетариата) имела для дореволюционной России тяжелые последствия. То, что самодержавие было анахронизмом и мешало дальнейшему развитию страны, осознавала даже высшая аристократия
Важно понимать, что любая революция сначала происходит в головах людей и лишь потом осуществляется на практике, хотя период ее вызревания может длиться очень долго
Революция 1905 года стала неожиданностью для всех, хотя к ней Россия шла давно. Например, американский историк Ричард Пайпс считает ее прологом студенческие волнения 1899 года. Министр иностранных дел Александр Извольский полагал, что царский режим стал рушиться еще при Александре III, а публицист Марк Вишняк вел отсчет конца самодержавия от середины 1870-х годов, когда Александр II остановил Великие реформы и решил «подморозить» страну. Россию и правящую династию от революции могло спасти только введение конституционной монархии. Но последние Романовы в стремлении сохранить незыблемыми самодержавные основы своей власти в итоге все потеряли и привели страну к катастрофе 1917 года.
Кирилл Соловьев:
Революция — это, прежде всего, диагноз правящего режима. Главной движущей силой русской революции была сама власть, чьи коренные пороки порождали недовольство в обществе. Историк Александр Степанский справедливо говорил, что никто так не способствовал ей, как Николай II (естественно, сам того не желая). Причиной любого восстания становится не сила общественного давления, а внезапная слабость верховной власти, когда она неожиданно обнаруживает вокруг себя вакуум и пустоту, и ей не на кого больше опереться. Подобная ситуация сложилась в октябре 1905 года, когда главной оппозиционной силой стало ближайшее окружение императора, ведь разговоры о конституции в России велись в течение многих десятилетий, и многие представители высшей бюрократии тоже стремились к переменам.
Улица Арбат в баррикадах
После революции Россия стала качественно иной страной. Появилось выборное представительство, свободная пресса, и самое главное — монархия перестала быть неограниченной. Конечно, манифест от 17 октября 1905 года по своей сути был не конституцией, а декларацией о намерениях, но сам Николай II в частной переписке признавал, что подписал именно конституционный акт.
Основные черты нового режима
Третьеиюньская монархия была причудливым сочетанием как авторитарных, так и демократических чёрт:
С одной стороны, имелся и учитывался правительством представительный, избранный народом орган власти. Но его состав не отражал реальных пропорций населения
В рамках работы Думы велась активная политическая борьба. Правительству приходилось учитывать интересы так называемого двойного большинства. Это были возникавшие, в зависимости от ситуации, союзы октябристов (30% депутатских голосов) и крайне-правых (32%) или кадетов и прогрессистов (21% голосов)
Голоса трудовиков и социал-демократов практически всегда можно было не брать в расчёт — их было не более 7% от общего числа депутатов
Правительство стремилось укрепить самодержавие путём проведения ограниченных реформ.
Важно! Попытки правительства предотвратить новую революцию выразились наиболее ярко в деятельности П. А
Столыпина. Центральное место в ней занимала аграрная реформа, а также реформирование земств и местных судов.
В своих действиях правительство не отказывалось и от чисто репрессивных действий (за период руководства Столыпина подверглось репрессиям не менее 30 тысяч человек)
Постепенное нарастание отчуждённости правительства даже от такой лояльной по своему составу Думы. Попытки свести деятельность последней к бюрократической волоките и бессмысленной работе всевозможных комиссий над незначительными законопроектами и поправками к ним
Разработка избирательного закона
О том, что нужно менять избирательный закон, Николай II задумался еще во времена работы думы I созыва. Разработку новых статей император поручил Министерству внутренних дел. Это была тайна за семью печатями. О готовящихся изменениях не знал даже Совет Министров. В мае 1907 года правительство получило три варианта законопроекта:
- Все избиратели разделялись на курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую, еврейскую. Каждая курия имела своих депутатов.
- Результаты выборов предварительно утверждались губернскими избирательными собраниями. Благодаря этому элита могла пропихнуть своих депутатов.
- Депутаты избирались губернскими и уездными земскими собраниями.
Члены Совета Министров обсуждали каждый вариант закона. Совещания были засекреченными. Во избежание утечек информации на них не допускался технический персонал. Поскольку мнения разделились, было решено просить императора о проведении расширенного обсуждения при участии Государственного совета.