1905, 6 авг. положение об образовании государственной думы с совещательными правами

Оглавление

Содержание Манифеста

В течение осени 1905 года чиновники разрабатывали проекты преобразования Госсовета. Один вариант реформы был составлен начальником управления МВД Крыжановским, другой, более умеренный, — государственной канцелярией Госсовета во главе с Сокольским.

В октябре в связи с наделением Думы законодательных прав было решено наделить Совет аналогичными правами. В правительственных органах начались долгие прения по поводу соотношения законодательных прав между Думой и Советом. В феврале 1906 года на II Царскосельском совещании проект преобразования Совета с рядом поправок был одобрен. 20 февраля Николай II подписал высочайший Манифест «О переустройстве Государственного Совета».

В первых абзацах документа было указано, что правительство Манифестами от 6 августа и 17 октября учредило Госдуму и предоставило «новые в делах законодательства полномочия». В связи с этим возникла необходимость «подвергнуть пересмотру учреждение Государственной Думы для согласования его с началами».

В соответствии с Манифестом для участия в законодательной деятельности Совета призывались выборные члены от:

  • духовенства Православной церкви,
  • дворянства,
  • земства,
  • представителей науки, торговли и промышленности.

В таком обновленном составе Госсовету предоставлялись «в делах законодательства равные с Госдумою права». Совместная деятельность этих органов устанавливалась на следующих началах:

  • Законодательные органы ежегодно созываются и распускаются императорскими указами.
  • Совет и Дума проверяют «полномочия своих членов по выборам». Одно и то же лицо не может быть одновременно членом 2-х законодательных органов.
  • Законодательные предложения рассматриваются в Думе, и после одобрения ею поступают в Совет. Предложения, разработанные Советом, рассматриваются Советом и после одобрения передаются в Думу.
  • Законопроекты, одобренные Думой и Советом, предоставляются на рассмотрение императору. Законопроект, не получивший одобрения Думы, считается отклоненным.

Содержание

В конце июля 1905 года на Петергофских совещаниях был рассмотрен булыгинский проект законосовещательной Думы. Большинство участников (члены Совета министров и Госсовета, сенаторы, великие князья и приглашенные лица) одобрили его. 6 августа Николай II подписал Высочайший Манифест «Об учреждении Государственной Думы».

В этом документе было указано, что наступило время «призвать выборных людей от всей земли русской» к участию в законотворчестве, включив для этого в состав высших госучреждений особое законосовещательное установление — Государственную думу. Новый орган наделялся следующими полномочиями:

  • разработка и обсуждение законопроектов;
  • рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

Срок созыва Государственной думы был установлен не позднее января 1906 года.

В тот же день император подписал Положение о выборах в Госдуму. В соответствии с этим документом в выборах могли участвовать лишь отдельные категории граждан мужского пола.

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Реакция народа на манифест

Проект законосовещательной Думы не приняли ни низы, ни верхи. Дворянам не понравился отказ от сословного начала при выборах. Также их не устраивало преобладающее количество выборщиков от крестьян. Низшие сословия тоже остались недовольны. В выборах не могли участвовать женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие, мужчины моложе 25 лет.

Никто не оценил уступку императора создать Государственную Думу. Это было прогнозируемо, поскольку государь несколько запоздало отреагировал на требования народа. Он искренне считал, что увеличением выборщиков от крестьян и землевладельцев создаст по-настоящему народную Думу. Но по факту этот орган ничего не решал.

Осенью 1905 года участились забастовки. В октябре произошла массовая политическая стачка, в которой приняли участие свыше 2 млн. человек. Рабочие, служащие, интеллигенция объединились с требованием свержения самодержавия. Жизнь в России остановилась. Никто не выходил на работу. Власть потеряла контроль над ситуацией. Достаточного количества войск не имела, да и неизвестно чем мог закончиться силовой разгон митингующих.

Историческое значение

Булыгинская Государственная Дума осталась бумажным учреждением. Она никогда не была собрана, поскольку большевики и другие революционные организации призвали бойкотировать выборы. Так и получилось. Более того революционная ситуация в России продолжала накаляться и апогей 1905 года пришелся на начало октября. В результате Николай 2 был вынужден расширить полномочия государственной Думы, которые отразились в Манифесте от 17 октября 1905 года. Новый Манифест, в отличие от Манифеста 6 августа, создавал в Российской Империи законодательный народный орган представительства. Этот орган существовал до 1917 года, до революции и уничтожения российской империи.

Примечания

  1. Высочайший манифест от 6 августа 1905 г.
  2. Артём Кречетников. Сто лет манифеста 17 октября (рус.). Русская служба Би-би-си (30 октября 2005). Проверено 1 декабря 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  3. Глава II. Черносотенные союзы и организации (С. А. Степанов) // Политические партии России: история и современность / Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. — М.: РОССПЭН, 2000. — 631 с. — ISBN 5-8243-0068-2.
  4. Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.

Деятельность

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

6 июня 33-мя депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Думе могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

Ситуация в стране

XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.

Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.

Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.

Это интересно: 2632,Мальдивы самостоятельное путешествие: рассмотрим вместе

Предыстория формирования Государственной думы

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Значение

Манифест 17 октября изменил форму власти в Российской империи. В стране сформировалась дуалистическая монархия, при которой власть принадлежала одновременно монарху и парламенту. При этом монарх был наделен широкими полномочиями и имел право распускать парламент (Николай II дважды воспользовался этим правом) и принимать вето в отношении принимаемых законов.

Правительство, пойдя на значительные уступки манифестантам, рассчитывало на «умиротворение» России. Однако многих не устроила половинчатость проведенных реформ. Волнения и протесты продолжались в стране вплоть до 1907 года.

После издания Манифеста, провозгласившего свободу создания союзов, в Российской империи стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября («октябристы»), Партия народной свободы (кадеты), Союз русского народа и другие. Таким образом, этот документ заложил основы российской партийной системы.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Предыстория

В середине XIX века в России появились политические течения, партии и группы, выступающие за введение представительных форм правления и гражданских свобод. Они пытались наладить диалог с властью и неоднократно поднимали вопрос о политических реформах, но самодержавие отвергало все их попытки.

К началу XX века Российская империя осталась одним из немногих государств с абсолютной монархией, где император обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Все существующие государственные институты – Государственный совет, министерства, Сенат, а также Синод были подотчетны монарху.

Николай II, получив неограниченную власть в 1894 году, твердо заявил, что будет «охранять начало самодержавия». Но через 10 лет ему пришлось пересмотреть свои принципы. В начале XX века в Российской империи усилилось противостояние между царским правительством и оппозицией. В результате в январе 1905 года в стране началась революция.

В феврале Совет министров приступил к обсуждению вопроса о создании народного представительства. В тот момент царю и правительству наиболее удобной формой представительства казался Земский собор (в силу нерегулярности созыва и подотчетности монарху). Однако участники заседаний так и не смогли принять конкретного решения.

18 февраля 1905 года Николай II издал рескрипт на имя главы МВД Булыгина, в котором ему поручалось созвать Особое совещание для разработки закона о создании выборного представительного учреждения. После завершения работы Совещание должно было передать результаты в Совет министров.

В этот же день появился указ правительствующему сенату. В соответствии с ним на Совет министров возлагалось рассмотрение поступающих «от частных лиц и учреждений» обращений и предложений, касающихся вопросов усовершенствования государственного благоустройства.

Российская империя накануне революции

Всемирный экономический кризис 1900-1903 гг. повлёк за собой экономическую депрессию, которая коснулась тяжёлой промышленности. За эти годы в России обанкротились более 3 тысяч предприятий, рухнули 2 мощных банковско-промышленных объединения Мамонтова и фон Девиза. Выросла безработица. На фабриках и заводах условия труда рабочих стали крайне тяжёлыми, заработная плата низкой. Недовольство среди рабочих с каждым годом росло.

Более 70% населения России составляло малоземельное крестьянство, которое влачило нищенское существование, платя огромные подати помещикам.

Среди всех слоёв социума росло недовольство существующей властью, отсутствием гражданских свобод (свобода слова, печати, неприкосновенность личности, правовое равенство), спадом промышленности, военными неудачами в Русско-японской войне, огромным государственным долгом.

Неразрешённые проблемы вызвали возмущение среди рабочих, крестьян, интеллигенции, военных, дворянства, служащих, представителей национальных меньшинств. Недовольство переросло в массовые протесты, длившиеся с января 1905 по июнь 1907 года.

Значение

После выпуска Манифеста 20 февраля роль Госсовета в системе органов государственной власти изменилась кардинальным образом. Преобразованное учреждение было наделено полномочиями, которые соответствовали традиционно сложившимся к тому времени функциям «верхних палат» национальных парламентов. Законопроекты, принятые Думой, поступали в Совет и лишь после его одобрения предоставлялись на утверждение императору.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Роспуск Думы IV созыва

14 февраля Госдума возобновила свою работу, а 25 февраля император подписал указ о прекращении ее заседаний. Парламент не подчинился Николаю II и продолжал собираться в частном порядке. 27 февраля депутатами был создан временный комитет Госдумы, а через несколько дней – сформировано Временное правительство.

В течение 1917 года состоялось еще несколько частных совещаний Думы. 6 октября по указу Временного правительства IV Госдума была окончательно распущена.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Также по теме

«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

  • Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.

Октябрьский Манифест сродни первой конституции

Новое время и возросшая политическая активность городского населения требовали срочных мер от высшей власти. Стачки не прекращались, наоборот, к октябрю 1905 года забастовка в Москве переросла во всероссийскую политическую стачку.

В общей сложности в забастовки было втянуто более 2 миллионов человек. Требовались срочные дополнения к Манифесту «Об учреждении Государственной думы», принятому 6 августа 1905 года.

В конце октября выходит Высочайший Манифест, который был разработан по поручению императора и являлся законодательным актом власти. Манифест был посвящен проблемам усовершенствования государственного порядка и вошел в историю как Октябрьский манифест.

Историческая миссия этого документа заключалась в распределении власти и ответственности за управление государством, которые прежде были единоличным правом императора, а после принятия манифеста предусматривал законодательные инициативы создания и созыва 1 Государственной думы.

Согласно Манифесту, в стране избирался парламент, без одобрения которого не мог вступить в силу ни один закон. Также текстом этого документа провозглашались политические права граждан:

  • свобода слова и свобода совести;
  • свобода создания союзов и проведения собраний;
  • свобода создания ассоциаций;
  • гарантировалась неприкосновенность личности.

Фактически с принятием Манифеста были внесены коренные изменения в законодательство по управлению государством, что по сути явилось созданием первой российской конституции.

За государем сохранялось право «вето» — блокировать решения Думы и распускать ее, право объявлять войну, контролировать православную церковь, право принимать законы в промежутках между сессиями думы.

В связи с тем, что Манифест готовился втайне, власти на местах оказались не готовы отдавать «запретительные приказы» на случай стихийно возникающих союзов, собраний и движений, которые учиняли беспорядки. Ведь провозглашались свободы собраний союзов и неприкосновенность личности. Поэтому в стране стихийно прокатились массовые погромы под флагом «революционных выступлений».

Жертвами беспорядков становились обычные люди, как правило, интеллигенты, студенты и евреи. Всего с момента принятия Манифеста 3500 человек были тяжело ранены, 1600 погибли при столкновениях на улицах; в стране произошло более 600 погромов в различных городах, хотя документ создавался с благими целями и окончательно формировал правила выборов в 1 Гос. думу.