Оглавление
Архитектура и оформление
Здание театра вечером, 2020 год Строительство здания театра шло с 1934 по 1940 год на Суворовской площади, которая в то время носила название площадь Коммуны. Архитекторами здания выступили Каро Алабян и Василий Симбирцев при участии Бориса Бархина. Это первое театральное здание, спроектированное и возведённое в Москве после революции. В основу плана легла эмблема советской армии — пятиконечная звезда. На Суворовской площади рядом с театром находятся и другие армейские учреждения: Центральный дом Российской армии и Центральный музей Вооружённых Сил.
По первоначальной задумке здание должно было представлять собой постамент, на самом верху которого планировалось установить фигуру красноармейца. Однако эта идея так и не была реализована. Внешняя и внутренняя организация подчинены форме строения. В двух передних лучах расположены парадные зрительские лестницы, в трёх других — лестницы для артистов и пандус для подъёма декораций. Здание занимает десять надземных и десять подземных этажей. Внутренние помещения театра просторны и объёмны. При их отделке использовались натуральный камень и дерево. В оформлении интерьеров приняли участие советские художники-монументалисты. Объём театра вмещает два зала — Большой, рассчитанный на 1520 человек, и Малый на 400 зрителей. Театр оборудован самой большой в Европе сценической площадкой, которая позволяет инсценировать сражения с танками и кавалерией. Над механикой главной сцены работал инженер Иван Мальцин. Росписи акустического потолка были выполнены Львом Бруни, парадные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова, плафоны в амфитеатре были сделаны Александром Дейнекой и Ильёй Фейнбергом.
Здание является примером архитектуры сталинского ампира. Внешний образ театра и его интерьеры отражают особенности архитектурной направленности второй половины 1930-х годов, периода отхода советской архитектуры от рационализма и увлечения классическим наследием русской и мировой архитектуры. Свидетельством этого являются осевая пирамидальная композиция здания, колоннады и скульптурное оформление. Здание обрамляют 96 колонн высотой 18 метров. По легенде, во время Великой Отечественной войны немецкая авиация использовала пятиконечную форму здания как ориентир. Концы звезды указывали на крупные транспортные узлы — Белорусский, Савёловский и Рижский вокзалы, Комсомольскую площадь, а пятый — на центр столицы.
В 1982 году перед зданием театра установили памятник полководцу Александру Суворову работы скульптора Олега Комова.
Творческий коллектив
Каждый театр имеет «своего» зрителя, который следит за всеми премьерами, ходит на все спектакли, где заняты любимые актеры. Есть такой преданный зритель и у ЦАТРА, чья труппа заслуженно считается одной из лучших в Москве.
В течение 71 года и вплоть до недавнего времени на сцене театра выступал Владимир Зельдин. Невзирая на почтенный возраст, он всегда работал с самоотдачей, за что снискал любовь как зрителей, так и коллектива.
Сегодня известные актеры Театра Армии — Людмила Чурсина, Александр Петров, Ольга Богданова, Валерий Абрамов, Лариса Голубкина — продолжают выступать, передавая опыт новому поколению.
С 1995 г. ЦАТРА руководит Борис Морозов. Ему удалось вернуть интерес зрителя к театру, немного ослабевший в предыдущие годы. Под его руководством созданы новые спектакли по произведениям мировой классики, а также современные постановки, полюбившиеся зрителям и отмеченные критикой.
От агитбригады до театра
История ЦАТРА началась в 1929 году, когда Политуправление Красной армии предложило создать на базе нескольких агитбригад профессиональный театр. Сталину идея понравилась, и уже в феврале следующего года состоялась премьера. Этот день, 6 февраля 1930 г., принято считать днем рождения театра.
Поставленная тогда пьеса называлась «К.В.Ж.Д.» и посвящалась военному конфликту между СССР и Китаем из-за Транссибирской магистрали.
В 1929 году Красная армия разбила китайские войска, восстановив тем самым контроль над железной дорогой. Пьеса о победе как нельзя лучше подходила для молодого театра, созданного в целях военно-патриотического воспитания.
Первые годы собственной сцены у коллектива не было, актеры выступали в Доме Красной армии. Кроме того, по примеру агитбригад, часто гастролировали по военным округам.
География этих гастролей включала как Ленинградскую область, так и Дальний Восток. Таким образом Министерство обороны организовывало культурный досуг красноармейцев, совмещая его с идеологической работой.
Великие кормчие
Возглавлял Театр Советской армии (адрес: Москва, Суворовская площадь, № 1 – здание ЦДКА им. Фрунзе) в первые годы его существования Владимир Месхетели. Ему удалось привлечь легендарного Юрия Завадского к должности художественного руководителя. Но последний прослужил на этом посту недолго. Расцвет театра неразрывно связан с именами отца и сына Поповых, которые руководили коллективом – старший Алексей Дмитриевич – с 1934 по 1958 годы, младший, Андрей Алексеевич (легенда кино и театра Советской России), возглавит труппу в 1963 году. Ему на смену в 80-е годы придет ученик Борис Афанасьевич Морозов, который после блестящей карьеры на посту главного режиссера этого театра покинет его. Вернется он на этот пост по приглашению директора театра Виктора Якимова в 1995 году. В этой должности, совмещая ее с преподавательской деятельностью, профессор Борис Морозов состоит и поныне. К лучшим, знаковым спектаклям театра на протяжении всей его деятельности можно отнести блестящие постановки, которые осуществлялись под руководством именно этих главных режиссеров – А. Д. Попова, А. А. Попова и Ю. А Морозова. Неоднократно постановки театра удостаивались театральных премий, в том числе «Хрустальной Турандот».
Архитектурный облик здания[ | ]
Портрет Доменико Жилярди Ансамбль зданий ЦДРА (главный корпус, южный и северный флигели, парадный двор с оградой и Екатерининский парк) является памятником архитектуры со второй половины XVIII века. Центральная часть главного здания возведена в 1779 году. В связи с переездом сюда Екатерининского института, в 1802—1807 годах здание было перестроено. К центральному фасаду был пристроен десятиколонный портик, поднятый на аркаде. Боковые западающие оси здания были укрупнены, а торцевые части объединены с имевшимися пристройками простым фасадом. В 1818—1827 годах архитекторы Доменико Жилярди и Афанасий Григорьев значительно расширили бывший особняк, добавив к торцевым плоскостям дома новые объёмы. В 1918—1928 годах здание было реставрировано по проекту Сергея Торопова.
Зал Большой и Малый
Однако ЦАТРА впечатляет зрителя не только сценой. Большой зал, который вмещает более полутора тысяч человек, не имеет себе равных среди драматических театров мира. А ведь есть еще и Малый зал. Таким образом, почти 2 тысячи зрителей могут одновременно следить за игрой актеров.
Над зрительными залами была устроена художественная мастерская с мостками под потолком, откуда удобно наблюдать за подготовкой гигантских декораций и при необходимости вносить в них изменения.
Маршал Ворошилов любил театр, особенно музыкальные постановки, и принимал активное участие в создании Театра Армии. Он лично просматривал эскизы, наблюдал за росписью потолка в Большом зале, отбирал мебель из дорогих пород дерева, сейчас замененную на современную.
Кстати, по поводу зрительских кресел «Техника- молодежи» писала в 1940 г., что, в отличие от буржуазных театров, где заботились только о богатых посетителях партера и лож, в советском храме Мельпомены все сидения одинаково хороши и удобны.
Спектакли
Спектакль «Давным-давно», 2020 год Мюзикл «Человек из Ламанчи», 2015 год Ниже представлены спектакли театра по официальному сайту и архиву ЦАТРА.
Основная сцена
- «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, постановка Александра Бурдонского
- «Деревья умирают стоя» Александро Касона, постановка Александра Бурдонского
- «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, постановка Андрея Бадулина
- «Много шума из ничего» Шекспира, постановка Бориса Морозова
- «На бойком месте» Александра Островского, постановка Леонида Хейфеца, музыка Геннадия Гладкова, стихи Д. Сухарева
- «На дне» Максима Горького, постановка Бориса Морозова
- «Севастопольский марш» по мотивам произведений Льва Толстого, постановка Бориса Морозова, музыка А. Петрова
- «Сердце не камень» Александра Островского, постановка Бориса Морозова
- «Скупой» Мольера, постановка Бориса Морозова
Малый зал
- «Арфа приветствия» Михаила Богомольного, постановка Александра Бурдонского
- «Ваша сестра и пленница…» Людмилы Разумовской, постановка Александра Бурдонского
- «Вишневый садик» Алексея Слаповского, постановка Ильдара Гилязева
- «Дуэт для солистки» Тома Кемпински, постановка Александра Бурдонского
- «Загнанная лошадь» Фансуазы Саган, постановка Николая Пинигина
- «Любовь Дона Перлимплина» Федерико Горсии Лорки, постановка С. Усман-аль-Бажа (Сирия)
- «Любовь — книга золотая» Алексея Толстого, постановка Андрея Бадулина
- «Поздняя любовь» Александра Островского, постановка Ансара Халилуллина
- «Приглашение в замок Ж. Ануй», постановка Александра Бурдонского
- «Старый холостяк, или Распутники» Уильяма Конгрива, постановка Виталия Стремовского
- «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика, постановка Сергея Колосова
- «Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнема, постановка Александра Бурдонского
Спектакли для детей
- «Доктор Айболит, или Путешествие в Страну обезьян» — зоологическая оратория Андрея Бадулина по произведениям Корнея Чуковского и Вадима Коростылёва
- «Приключения Чиполлино» Джанни Родари, постановка Андрея Бадулина
- «Удивительный волшебник страны Оз» — мюзикл для детей и взрослых в двух действиях по сказкам Лаймена Баума, постановка Андрея Бадулина
- «Похищение принцессы фей» — мюзикл для детей и взрослых в двух действиях по мотивам современных сказок, постановка Андрея Бадулина
Проект – в жизнь
Внешнее оформление здания так и не было закончено – помешала война. Например, предполагалось устроить на крыше Большого зала летний сад для прогулок зрителей в антракте. Задуманная фигура красноармейца, которая должна была венчать 62-метровое сооружение, также не была установлена, как и скульптурные группы над центральным фронтоном.
Несмотря на это, Театр Армии, построенный в виде пятиконечной звезды, стал первым московским небоскребом. К слову, звезды в здании присутствуют почти везде, даже монументальные колонны имеют сечение в форме звезды.
Грандиозная высота сооружения сыграла с театром злую шутку во время войны – он был виден на расстоянии 40 км, поэтому служил немецким летчикам отличным ориентиром. Весь коллектив театра, от актеров до технического персонала, принимал участие в работах по маскировке здания.
Сцена и закулисье
Архитекторы постарались воплотить мечты партийного руководства не только во внешнем облике, но и во внутренней проектировке театра. Иногда актеры говорят, что проработав лет 20, а то и больше, они так и не побывали во всех его уголках.
Сцена создавалась в расчете на постановку эпохальных спектаклей и предоставляла режиссерам невиданные возможности. На ней запросто можно развернуть батальон пехоты, кавалерию, есть даже специальный въезд для танка. Таков Театр Армии. Москва может гордиться тем, что самая большая театральная сцена в Европе принадлежит ей.
Правда, монументальные размеры ухудшают акустику. От актеров требуется высокая техника мастерства и определенные навыки выступления. Например, чтобы быть услышанными всеми зрителями, они должны обращать свои реплики только в зал, а не говорить вполоборота.
У персонала, обслуживающего сцену, тоже есть заботы. От него требуется немалое мужество, поскольку высота кулис равна 19 метрам, не говоря уже о верхних колосниках, находящихся на высоте 8-этажного дома. Тем не менее работать здесь всегда считалось престижно, поэтому многие стремились устроиться в Театр Армии.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Центральный академический театр Российской армии — один из самых популярных в Москве.
В истории мировой сценической культуры Центральный академический театр Российской Армии занимает уникальное место.
Созданный в 1930 году, он стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба.
С первые же лет существования театру удалось привлечь к сотрудничеству крупнейших мастеров отечественной сцены: режиссера Юрия Завадского, художников Владимира Дмитриева и Александра Тышлера, композиторов Александра и Бориса Александровых, Дмитрия Кабалевского.
С тех пор Театр Красной (с 1951 года – Советской, с 1993 го – Российской) Армии прочно занял позиции одного из ведущих театральных коллективов страны. С 1935 по 1958 год художественным руководителем становится выдающийся режиссёр и педагог Алексей Дмитриевич Попов, воспитавший целую плеяду молодых артистов, составивших в последствии гордость русской сцены. Многие спектакли А.Д. Попова: «Укрощения строптивой» У.Шекспира, «Давным давно» А. Гладкова, «Степь широкая» Н. Винникова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Поднятая целина» по М. Шолохову – по праву заняли почетное место в истории отечественной сцены. Настоящей театральной легендой стал поставлен ный сразу же после окончания войны В. Канцелем искрометный «Учитель танцев» Лопе де Вега с великолепным В. Зельдиным в роли Альдемаро. Целое десятилетие (1963–1973 гг.) театр возглавлял замечательный актер, режиссер и педагог, народный артист СССР – Андрей Алексеевич Попов, сын А.Д.Попова. Последние десять лет главным режиссёром театра является народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Ученик А.А.Попова, он органично продолжил традиции театра, ориентирующегося на лучшие произведения русской и зарубежной классики и от дающего дань современной пьесе.
Афишу театра изначально украшали звёздные актерские имена. На его сцене блистали Фаина Раневская, Дарья Зеркалова, Любовь Добржанская, Алексей Дикий, Петр Константинов, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Антоний Ходурский, Михаил Майоров, Даниил Сагал, Николай Коновалов, Людмила Фетисова, Вера Капустина, Нина Сазонова… И сегодня в труппе театра – известные и любимые зрителем народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Леон Кукулян, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Фёдор Чеханков.
Патриотическая направленность всегда была характерна для этого творческого коллектива. Последние премьеры театра – «Севастопольский марш» по рассказам Л.Н.Толстого и «Давным давно» А.Гладкова на музыку Т.Хренникова, проникнутые духом патриотизма и любви к Родине, поднимают тему служения Отечеству на новую высоту.
Многие годы Театр Российской Армии исполняет свой гражданский долг. Поездки в Афганистан и к ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, вылеты на таджико-афганскую границу и в Республику Ичкерия, ежегодные поездки по дальним гарнизонам России -всё это прошлое и настоящее театра, который неизменно оказывается там, где труднее всего, в одном строю с воинами.
театр советской армии адрес: | |
Адрес | 117028, г. Москва, Суворовская пл., д. 2 |
Телефон | 8(касса) 8 8 |
Чурсин Иван Иванович Директор Центрального Академического театра Российской Армии, заслуженный работниу культуры Российской ФедерацииМорозов Борис Афанасьевич Главный режиссер Центрального академического театра Российской армии
Труппа
Ниже представлены актёры, работавшие в театре в разное время (указан рабочий период):
- Валерий Абрамов (с 1972 года)
- Николай Абрашин (умер в 2004)
- Елена Анисимова
- Валентина Асланова (с 1973 года)
- Нина Белобородова (1954—1995)
- Алиса Богарт (с 1993 года)
- Ольга Богданова (с 1973 года)
- Александр Бурдонский (1972—2017)
- Анастасия Бусыгина
- Георгий Васильев (1941—1949)
- Пётр Вишняков (1956—1988)
- Валентина Воилкова (1979—1991)
- Анна Воропаева (с 2020 года)
- Виктор Гаврилов (1950—2007)
- Анна Глазкова
- Лариса Голубкина (с 1964 года)
- Алексей Горячёв (с 1979 года)
- Андрей Данилюк (1979—2013)
- Ирина Дёмина (1971—2011)
- Ольга Дзисько (1966—2011)
- Александр Дик
- Константин Днепровский
- Любовь Добржанская (1934—1980)
- Пётр Должанов (1951—1962)
- Александр Домогаров (1985—1995)
- Вячеслав Персиянов-Дубров (с 1974 года)
- Андрей Егоров (с 1993 года)
- Михаил Еремеев (1964—2007)
- Тимур Еремеев
- Алексей Захаров (с 1994 года)
- Владимир Зельдин (с 1945 года, умер в 2020 году)
- Алексей Инжеватов (1967—2010)
- Ольга Кабо (1994—2002)
- Людмила Касаткина (1947—2012)
- Александр Катин
- Анна Киреева
- Ирина Киреева (2003—2009)
- Мария Киреева
- Кирилл Кириличев
- Екатерина Климова (с 1999 года)
- Галина Кожакина (1957—2011)
- Николай Козак (с 2006 года)
- Сергей Колесников (1991—2003, с 2007 года)
- Юрий Комиссаров (1954—2016)
- Александр Кондрашов (1979—1999)
- Константин Корнеев (с 2004 года)
- Геннадий Крынкин (1963—2008)
- Алексей Крыченков (с 1965 года)
- Леон Кукулян (с 1956 года)
- Наталья Курсевич (с 1996 года)
- Денис Кутузов (с 2011 года)
- Николай Лазарев (с 1991 года)
- Александр Леонтьев (с 1983 года)
- Игорь Марченко (с 1994 года)
- Дмитрий Мирон (1999—2002)
- Александр Михайлушкин (с 1975 года)
- Татьяна Михина (2000—2013)
- Антон Морозов (2003—2009)
- Татьяна Морозова (с 2003 года)
- Дмитрий Назаров (1995—2003)
- Ольга Никитина (с 1999 года)
- Виталий Ованесов (с 1969 года, умер в 2013)
- Мария Пастухова (1945—2003)
- Николай Пастухов (1958—2014)
- Александр Петров (с 1952 года)
- Андрей Петров (1939—1990)
- Борис Плотников (1988—2001)
- Нинель Подгорная (1954—2011)
- Вадим Пожарский (с 2001 года)
- Андрей Пойдышев (с 2005 года)
- Алина Покровская (с 1962 года)
- Роман Радов (с 1994 года)
- Александр Разин (с 1872 года)
- Анатолий Руденко (с 2006 года)
- Нина Сазонова (1938—2004)
- Юрий Сазонов (с 1999 года)
- Валентина Савельева (с 1961 года)
- Светлана Садковская (с 1980 года)
- Елена Сванидзе
- Сергей Смирнов (с 2003 года)
- Ираида (Ирина) Солдатова (1940—1942, 1946—2001)
- Владимир Сошальский (1951—2007)
- Евгений Стеблов (1967—1968)
- Виталий Стремовский (с 1972 года)
- Ксения Таран (Мичкова) (с 2003 года)
- Сергей Таратута (1980—1998)
- Людмила Татарова (с 1993 года)
- Владимир Тихонов (1971—1973)
- Татьяна Фёдорова (1971—1990)
- Сергей Федюшкин (с 2004 года)
- Людмила Фетисова (1947—1962)
- Ксения Хаирова (с 1993 года)
- Павел Цитринель (1963—1990)
- Фёдор Чеханков (1961—2012)
- Людмила Чурсина (с 1984 года)
- Александр Чутко (с 1974 года)
- Мария Шмаевич (с 1999 года)
Литература[ | ]
- Александров Ю. Н. Мы наш, мы новый мир построим // Москва: диалог путеводителей. — 2-е, переработанное и дополненное изд.. — М.: Московский рабочий, 1985. — С. 85. — 494 с. — 80 000 экз.
- Анисимов А. В. Театры Москвы. Время и архитектура. — М.: Московский рабочий, 1984.
- Большая российская энциклопедия. Т. 1 / С. Л. Кравец. — 2-е, переработанное и дополненное изд.. — М., 2005. — 766 с.
- Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. Советский театр 1917 – 1991. — М.: Канон, 2013. — 696 с. — ISBN 978-5-88373-337-5.
- Раневская Ф., Щеглов А. «Судьба-шлюха», или Прогулка по жизни (сборник). — АСТ, 2020. — ISBN 9785040801596.
Сталинский ампир
Когда Театр Армии отметил пятую годовщину своего основания, правительство СССР решило построить для него собственное здание. В Москве тех лет шла интенсивная застройка, призванная продемонстрировать величие пролетарского государства.
Одобренный партией новый стиль получил название социалистический реализм. Сегодня градостроительство тех лет часто называют сталинским ампиром, отличительная черта которого – монументальная помпезность.
Как раз в таком ключе и задумали здание, где должен был поселиться Театр Армии. По итогам конкурса лучшим был объявлен проект К. Алабяна и В. Симбирцева.
Перед архитекторами стояла сложная задача – соединить специфическую театральную архитектуру с требованием партии, согласно которому здание должно олицетворять мощь Красной армии.
Около 40 заводов, разбросанных по всему Советскому Союзу, выполняли строительные заказы, поэтому можно без преувеличения сказать, что Театр Красной армии строила вся страна.
Зрители о ЦАТРА
Построенное в помпезной эстетике физкультурных и военных парадов сталинской эпохи, здание Театра Армии до сих пор поражает зрителей, о чем свидетельствуют их отзывы.
Конечно, не ради архитектурного величия москвичи идут в ЦАТРА. Для многих он продолжает оставаться олицетворением высокого актерского профессионализма, даже если речь идет о детском мюзикле.
Например, спектакль о приключениях Маши и Вити идет с аншлагом, а родители вместе с детьми просто в восторге от красочных костюмов, декораций и прекрасной игры актеров.
В условиях такого мегаполиса, как Москва, местоположение театра играет немаловажную роль. В этом отношении ЦАТРА повезло. Три станции столичной подземки имеют выходы на Суворовскую площадь, где как раз и расположен Театр Армии: метро «Новослободская», «Менделеевская» и «Достоевская».