Владимир татлин: каким был основоположник конструктивизма?

Оглавление

Известные работы

Башня Татлина (слева) на марке 2000 года

  • Поднимающий спички, 1910, бумага на картоне, тушь, 26х18 см., ГТГ.
  • Матрос (Автопортрет), , Русский музей, Петербург.
  • Букет, 1911, холст, масло, 93х48см., ГТГ .
  • Продавец рыб, 1911, холст, клеевые краски, 77х99см., ГТГ .
  • Арлекин, эскиз святочного костюма, 1912, картон, тушь, 32х24см., ГТГ .
  • Шесть эскизов декораций и костюмов для неосуществленной постановки оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», 1913 (Поляк, Антонида, Мужик, Бал, Лес, Спасские ворота), ГТГ ..
  • Рельеф, 1914-1915, металл (медь), дерево, 62х53х13 см, дар Г.Д.Костаки, ГТГ.
  • Контр-рельеф, 1916, полированное красное дерево, кровельное и оцинкованное железо, дерево, цинк, 100х64х34 см., ГТГ .
  • Доска №1 (Старо-Басм(анная), 1916, дерево, темпера, позолота, 100х57 см., ГТГ .
  • Первая модель «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина», 1920-1921.
  • Вторая модель «Памятник III Интернационала» или «Башня Татлина», 1930, дерево, железо, плексиглаз, высота 500 см, руководитель Д.Н.Димаков.
  • «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1929—1932, Музей истории авиации, Монино, Московская область.
  • Женский портрет, 1933, Дерево, масло, 55х47 см., дар Г.Д.Костаки, ГТГ.
  • Букет, 1940-е годы, дерево, масло, 32х24 см., ГТГ .
  • Мясо, 1947, холст на картоне, масло, 67х71,5 см., дар Г.Д.Костаки, ГТГ .
  • Череп на раскрытой книге, 1948—1953.

Примечания

  1. ↑ Татлин Владимир Евграфович // Большая советская энциклопедия:
  2. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 86. — ISBN 5-274-01554-9.
  3. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 89. — ISBN 5-274-01554-9.
  4. . ЦГА Москвы.
  5. ↑ . rusavangard.ru. Онлайн-энциклопедия русского авангарда.
  6. . artchive.ru.
  7. , с. 68.
  8. Стригалёв А. А. «Университеты» художника Татлина // Вопросы искусствознания. — 1996. — Вып. 2. — С. 405—438.
  9. Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В., Бражик Д., Каракис И. И.; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0. (рус.)
  10. Юрий Нагибин в эссе «Владимир Татлин» утверждает, что у Татлина и Корсаковой был роман до её замужества. Её мужем стал Борис Семенович Лунин. После его смерти в 1976 году Корсакова объявила себя вдовой… Татлина.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2009.
  12. . TATLIN. Дата обращения: 25 июня 2021.
  13. . Зодчество (6 июля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2020.

Второе рождение

Случилось так, что не только идея Владимира Евграфовича Татлина была похоронена, но и два макета его башен потерялись загадочным образом. Но остались проектные материалы, рисунки, фото. И уже в наши дни нашлись энтузиасты, начавшие по ним реконструировать проект. Первым за это дело взялся англичанин М. Чалк, но наилучших результатов достиг художник из Пензы Дмитрий Тимаков. Благодаря ему сегодня в Третьяковке снова можно видеть макет башни Татлина.

Д. Тимаков преподает в том самом художественном училище в Пензе, где когда-то учился Татлин. Работу по реконструкции он начал еще в советское время, но, поскольку производил он ее за свой счет, ему никто не мешал (лишнее доказательство, что масштабы советского идеологического прессинга сильно преувеличиваются). За основу реконструкции он взял исходный проект 1920 года, и уверен, что результат его работы походит на оригинал примерно на 90%.

Уже после распада СССР проводились выставки работ Татлина и в нашей стране, и за рубежом. В Пензе его имя носит художественная школа, есть улицы Татлина в Пензе и в столице.

Библиография[править | править код]

Публикации Владимира Татлинаправить | править код

Татлин В. Искусство в технику // Бригада художников. — 1932. — № 6.

Владимир Татлин: Органичность // Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 851–892. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9.

Книгиправить | править код

  • Пунин Н. Памятник III Интернационала. — П.: Издание Отдела Изобразительных Искусств Н. К. П., 1920.
  • Пунин Н. Татлин (Против кубизма). — Пг., 1921.
  • Жадова Л. А. В. Е. Татлин. Заслуженный художник РСФСР: . — М., 1977.
  • Zsadova L. A. Tatlin. — Budapest: Corvina, 1983. — 533 p.
  • Milner John. Vladimir Tatlin and the Russian avant-garde. — New Haven: Yale University Press, 1983.
  • Zhadova Larissa. Tatlin. — London: Thames and Hudson, 1988. — 533 p. — ISBN 0-500-23478-7.
  • Jadova Larissa. Tatline: Masterskaia Tatlina. — Paris: P. Sers, 1990. — 554 p. — ISBN ISBN 2-904057-32-3.
  • Владимир Татлин. Ретроспектива: / Под общей редакцией А. Стригалёва и Ю. Хартена. — Köln: DuMont, 1993. — 416 с. — ISBN 3-7701-3250-5.
  • Н. Пунин о Татлине / Под общ. ред. В. Ракитина и А. Сарабьянова; авт. вступ. ст. В. Ракитин; сост. И. Пунина, В. Ракитин, Л. Зыков; комм. А. Каминской, В. Ракитина. — М.: RA, 2001. — 128 с. — (Архив русского авангарда). — 2000 экз. — ISBN 5-85164-079-0.

Статьиправить | править код

  • Абрамова А. Татлин // Декоративное искусство СССР. — 1966.
  • Жадова Л. А. К выставке Татлина — одного из основоположников советской школы дизайна // Техническая эстетика. — 1977. — № 7.
  • Стригалёв А. «Бионические основы» творческой концепции В. Е. Татлина // Проблемы формообразования в советской архитектуре. — М., 1978. — Вып. 4. — С. 29—32.
  • Дуксина И. Н. К новому или к нужному. Манифест Дж. Балла в прочтении В. Татлина // Русский кубофутуризм. — СПб., 2002.
  • Дуксина И. Н. Гончарова и Татлин (1913—1915) // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — М.: Наука, 2004. — С. 111—124. — ISBN 5-02-010251-2.
  • Стригалёв А. А. Владимир Евграфович Татлин // Мастера советской архитектуры об архитектуре. — М.: Искусство, 1975. — Т. 2. — С. 68—79.
  • Милнер-Гулланд Р. Поэт и художник (По поводу стихотворения В. Хлебникова «Татлин, тайновидец лопастей…») // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 302—308. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Дуксина И. Н. Ранний театр Владимира Татлина // Mit voller Kraft. Russische Avantgarde 1910—1934: Каталог выставки. — Гамбург, 2001.
  • Данин Д. Улетавль // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сборник 17. — М., Советский писатель, 1983. — с. 340-365

Пролетарское единство

Начнем с организации. В 1919 году по инициативе Ленина было возрождено международное объединение левых партий, движений и групп – Интернационал. У истоков этой глобальной идеи стоял К. Маркс, ставший создателем первого Интернационала (именно этой организации изначально принадлежал знаменитый девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).

Ленинский Интернационал по счету был третьим. К его названию добавилось еще и слово «коммунистический», поскольку классические социалистические партии в то время уже считались оппортунистическими (для этого была и объективная причина – поддержка многими из них агрессивных планов своих правительств в мировой войне и шовинистический настрой).

В 1919 году в Советской России мало кто сомневался в близком торжестве мировой социалистической революции, и III Интернационал в перспективе рассматривался как нечто вроде современной ООН.

Творческий путь

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!».

«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.

И третье тоже

И уже в наши дни идеи Татлина были неожиданно возрождены… в Индонезии. В этой стране представлен проект, представляющий собой очевидное развитие концепции русского конструктивизма. Башня Татлина должна была быть не административным, а жилым и хозяйственным комплексом. Предполагается, что такое строение даст приют 9000 людей, которые там же будут работать на фермах по производству различных продуктов питания (в том числе мяса и риса). Продукция будет частично использоваться для их собственных потребностей, частично – для продажи. Так власти островного государства с очень высокой плотностью населения собираются решить проблему чрезмерной нагрузки на экологические системы. Такой вот индонезийский колхоз получается…

Но наши современники все же считают удачей то, что проект Татлина не был реализован. Они уверены, что он уничтожил бы архитектурный ансамбль любой из столиц (были идеи по сооружению башни Татлина в Москве и в Петрограде). Впрочем, точно так же думали Ги де Мопассан и Дюма-сын, протестуя против творения Г. Эйфеля. Возможно, что и критики Татлина ошибаются…

Забытые коммунисты

Гораздо хуже сложилась судьба многих из тех, кто должен был работать в башне Татлина. Да, СССР спас жизни многим коммунистам, подвергавшимся репрессиям на родине. Но немалое их количество поплатилось уже в стране своей мечты за какие-то разногласия с доминирующей «линией партии». Среди них оказалась даже такая знаменитость, как создатель Венгерской Народной республики Б. Кун.

А в 1943 году Интернационал был распущен. Таким образом Йосиф Виссарионович Сталин налаживал отношения с партнерами по антигитлеровской коалиции, намекая им на отсутствие намерений далее поддерживать мировое коммунистическое движение. Намеки не соответствовали действительности, но все равно идея всемирного пролетарского единства была принесена в жертву политической целесообразности.

Технические хитрости

Но все равно проект Владимира Татлина был намного хитрее любого из прототипов. Предполагалось, что основными строительными материалами станут стекло и металл (новая эпоха все-таки, не из кирпича же строить!). При этом стекло должно было быть двойным и позволять поддерживать внутри комфортную для человека температуру при минимуме затрат на отопление.

Здание должно было иметь 3 уровня различной геометрической формы (куб, пирамида, цилиндр), где могли бы разместиться руководящие структуры трех властных веток Коммунистического Интернационала — законодательной, исполнительной, информационной. Назначение четвертого, полусферического уровня, так и осталось невыясненным. При этом внешние металлические конструкции объединяли их в единую сложную фигуру спиралевидной формы.

Предполагались и другие технические нововведения. Так, каждому уровню должно было быть придано вращение вокруг своей оси разной периодичности (соответственно, на оборот 1 год, 1 месяц, 1 день). В башне должны были также располагаться специальные прожекторы, способные проецировать разработанные информационным отделом тексты прямо на облака.

Память

  • 125-летию со дня рождения Владимира Татлина была посвящена его выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, открывшаяся 5 октября 2011 года. В экспозиции было представлено около 60 работ, четверть из которых — реконструкции.
  • Улица Татлина в Пензе.
  • Улица Татлина в Москве.
  • «TATLIN» — екатеринбургское издательство, специализирующееся на архитектурной тематике.
  • Tatlin — семейство систем хранения данных производства Yadro.
  • В 2010 году Союзом архитекторов России была учреждена «премия Владимира Татлина» — российская национальная премия в области архитектуры. Премия вручается ежегодно за лучшие проектные предложения и авторские концепции в смотре-конкурсе «Архитектурные произведения». Лауреатам вручается приз в виде стилизованной Башни Третьего Интернационала, автором которого стал Юрий Аввакумов.

Матрос, бомбист, кобзарь, авангардист…

Теперь познакомимся с человеком. Татлин, Владимир Евграфович, 1885 года рождения, из семьи железнодорожника. Из его биографии может получиться неплохой приключенческий роман.

Мать героя рано умерла, с отцом отношения не сложились. В 13 лет Володя Татлин отправился в самостоятельное плавание в буквальном смысле – сбежал из дому и поступил в юнги. Затем чем он только не занимался! Подрабатывая декоратором в театрах, обнаружил в себе художественные способности, поступил было в Москве учиться живописи, но почти сразу «вылетел» за неудовлетворительное поведение. В 1905 году был участником революции, и каким – вооруженным бойцом-террористом (тогда таких часто называли бомбистами)! Затем до 1910 года все-таки изучал живопись в Пензе. В 1906 году поехал с выставкой, посвященной русским кустарным промыслам, в Париж в роли… слепого украинского кобзаря (видел при этом прекрасно)! В 1914 году добрался в столицу Франции по собственной инициативе, побывал в мастерской Пикассо, заразился от него авангардизмом, а на дорогу зарабатывал тем же кобзарским искусством. Принимал участие в деятельности нескольких русских футуристических обществ, дружил с К. Малевичем, потом шумно разругался с ним…

Октябрьскую революцию Владимир Евграфович Татлин безоговорочно принял. Так поступило большинство русских футуристов (вспомним хотя бы Маяковского!). И в 1919 году создание Коммунистического Интернационала подвигло его на разработку проекта сооружения, что должно было стать символом этой организации, ее штаб-квартирой, а также новым «лицом» России, освобожденной от косных традиций прошлого.

Построение нового мира

Почему футуристы благосклонно отнеслись к большевикам? Потому что большевистская идея полного обновления общественной системы хорошо соотносилась с их собственными замыслами полного обновления искусства. Их не расстраивали снесенные памятники царской эпохи – они считали это нормальным. Новаторы не сомневались в своих способностях создать представления о прекрасном заново, с чистого листа.

Вот только им не хватало большевистского единства мнений, и прекрасное они представляли очень по-разному. На этой почве и поругались Татлин с Малевичем. Автор «Черного квадрата» больше упирал на цвет, а Татлин – на конструкцию. Он стал «отцом» конструктивизма в русском искусстве и архитектуре. Это то, чем пронизана башня Татлина.

биография

Владимир Евграфович Татлин родился в Москве , Российская Империя . Его отец, Евраф Никофорвич Татлин, был потомственным дворянином из Орла , инженер-механик, окончил Технологический институт в Санкт-Петербурге и работал на Московско-Брестской железной дороге в Москве. Его мать, Надежда Николаевна Татлина (Барт), была поэтессой, симпатизировавшей революционному движению « Народная Воля ». После ее смерти в 1887 году его отец снова женился и переехал в Харьков. Его отец, у которого он жил после того, как не учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, умер в 1904 году, поэтому юному Владимиру пришлось прервать учебу в Харьковском художественном училище и уехать в Одессу, чтобы стать курсантом морского торгового флота. По его собственным воспоминаниям, море и далекие земли давали ему средства к существованию и источник вдохновения; он переплыл все Черное море, а также в Египет .

Татлин познакомился с творчеством Пабло Пикассо во время поездки в Париж в 1913 году.

Татлин прославился как архитектор, спроектировавший огромный памятник Третьему Интернационалу , также известный как Башня Татлина . Татлин начал проектировать его в 1919 году. Памятник должен был быть высокой башней из железа , стекла и стали, которая затмила бы Эйфелеву башню в Париже (памятник Третьему Интернационалу был на треть выше, на высоте 400 метров). Внутри железной конструкции из двойных спиралей проектом предусматривались три строительных блока, покрытых стеклянными окнами, которые будут вращаться с разной скоростью (первый — куб — раз в год, второй — пирамида — раз в год). в месяц; третий, цилиндр, раз в сутки). Все здание должно было разместить исполнительную и законодательную власть Коминтерна и стать центральной площадкой для создания и распространения пропаганды. Однако по финансовым и практическим причинам башня так и не была построена.

Татлин также считался родоначальником советского постреволюционного конструктивистского искусства с его дореволюционными контррельефами, трехмерными конструкциями из дерева и металла, некоторые из которых размещены по углам (угловые контррельефы), а другие — более условно. Татлин задумал эти скульптуры, чтобы поставить под сомнение традиционные идеи искусства, хотя он не считал себя конструктивистом и возражал против многих идей движения. Позднее видными конструктивистами были Варвара Степанова , Александр Родченко , Мануэль Рендон Семинарио , Хоакин Торрес Гарсия , Ласло Мохоли-Надь , Антуан Певснер и Наум Габо .

Хотя коллеги в начале своей карьеры, Татлин и Малевич яростно и публично поссорились во время выставки 0,10 в 1915 году (задолго до рождения конструктивизма), также называемой «последней футуристической выставкой», очевидно, из-за « супрематических » работ. Малевич там выставлялся. Это привело Малевича к дальнейшему развитию своих идей в городе Витебске , где он основал школу под названием УНОВИС ( Защитники нового искусства).

Татлин также посвятил себя изучению одежды, различных предметов и полетов, что привело к созданию личного летательного аппарата Летатлина.

В 1930 году он преподавал в Киеве, где одним из его учеников был Иосиф Каракис .

С 1930-х годов Татлин работал в разных театрах Москвы, а во время Великой Отечественной войны — в Горьком . Он также работал во многих советских художественных организациях, в том числе в отделе изящных искусств (ИЗО) Наркомпроса .

В 1948 году он подвергся резкой критике за якобы антикоммунистическую позицию и потерял работу, но не был репрессирован.

Татлин умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище .

Успех и забвение

Тем не менее в 1920 году проект рассмотрели во время съезда Советов, в 1924-м второй, переработанный вариант был отправлен в Париж на международную выставку. Но реализовать его было невозможно из-за катастрофического состояния производства, да и оценки авторитетов сильно разнились (нарком Луначарский, к примеру, был шокирован).

Когда же ситуация в экономике улучшилась, изменилась идеологическая составляющая. Авангардисты вышли из моды – народные массы их не воспринимали (надо признать, это действительно непросто!), власть начала считать слишком странными и неуправляемыми. Доминирующим направлением стал социалистический реализм.