Оглавление
Глава 2. Путешествие за границу
Привилегия для оканчивавших Академию художеств состояла в том, что они получали полную свободу и вольность, однако и после окончания Шубиным Академии переписка о нем тянулась не один год — слишком медленными были колеса российской бюрократической машины. 7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: «Удостоившихся за хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение из учеников Петра Матвеева сына Гринева, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почетным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почетному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах, на три года». Трем пенсионерам выдают на дорогу по 150 рублей, дают указание голландскому комиссионеру Академии переводить им по 400 рублей в год. По реестру им вручают приданое: по 6 рубах верхних, по 3 исподних, по 6 галстуков, по 6 простыней, по 3 наволочки и прочее, включая верхнее платье и башмаки.
Одетые во все новое, при шпагах, пройдя таможенный досмотр, свободные от долгов, «в вечные роды» вольные, 23 мая 1767 года входят три российских пенсионера на корабль — в их паспортах «божиею милостью самодержица всероссийская» предписывала всем и каждому «не токмо свободно и без задержания везде пропускать» молодых художников, «но и всякое благоволение и вспоможение» им оказывать. Рапорты пенсионеров донесли до нас все подробности путешествия, продолжавшегося около полутора месяцев с 12 июня по 23 июля 1767 года, когда молодые художники прибыли в Париж и поселились в гостинице «Туринский крест» на улице Гране. Неделю ждали возвращения князя Голицына с королевской охоты, были им приняты и вручили запечатанный малой академической печатью диплом почетного члена Академии художеств. Такой же диплом привезли и Д.Дидро.
Восторженный тон первых отчетов доносит до нас атмосферу радостной новизны отношений между художниками и людьми ранга Дидро и Голицына — отношений, характерных для Франции эпохи Просвещения и совершенно неожиданных для тех, кто по-прежнему привычно подписывается под рапортом в Академию: «всепокорнейший и всепослушнейший раб». Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, 29 июля Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю — весьма уважаемому мастеру Ж.-Б. Пигалю. Начинается новый период жизни скульптора. Жан-Батист Пигаль — один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов, которые дадут впоследствии основания назвать его «беспощадным». В мастерской учителя Шубин лепит с натуры — нередко рядом с маэстро и с той же модели, — копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля. Принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV. Во второй половине дня ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. «Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума», — писал Шубин в Петербург.
Путь в мануальную терапию, новая встреча с Еленой Малышевой, работа в «Жить здорово!»
1989-й год, когда будущий талантливый мануальный терапевт стал работать в районной больнице, был предвестником «лихих девяностых». Медики, как и другие специалисты, сильно пострадали в те годы: зарплата мизерная, никаких условий для профессионального роста, по стране хаос, цены растут каждый день. И Шубин принимает решение поменять профиль: его заинтересовало модное тогда направление мануальной терапии. Он идет учиться к профессорам Ярославскому и Осну, которые тогда были самыми известными специалистами в этой области, а потом отправляется работать в Польшу.
Затем – переезд в Югославию, и снова работа мануальным терапевтом. Невероятно, но Дмитрий Шубин сразу и в Польше, и в Югославии убедил высшее медицинское руководство в профессиональной пригодности, доказал высокую компетентность по специальности. Работа давала неплохой доход, но все равно хотелось вернуться на родину и лечить «своих», приносить пользу россиянам. И Шубин возвращается в Россию, устраивается на работу в Центр мануальной терапии. Кроме отличных знаний неврологии и мануальной терапии, доктор показал себя и великолепным диагностом. Это позволило ему стать хорошим специалистом по лечению болезней позвоночника. «Сарафанное радио» пациентов, которым доктор оказал помощь, быстро разнесло новость: есть врач, который разбирается в болезнях позвоночника и сосудов, плюс он знающий рентгенолог.
Как уже известно, Дмитрий встречался иногда с Еленой Малышевой, учась в медицинском вузе, но они почти не общались. И вот новая встреча: ведущую известной на всю страну программы «ЖЗ!» привели к Шубину общие знакомые. Конкретно порекомендовал обратиться к этому доктору Малышевой основатель Центра, профессор Ситель, под руководством которого и работал тогда Шубин.
«Я пришла к Диме, полная высокомерного недоверия. До этого у него были уже на приеме по рекомендации Сителя два моих друга, и они вернулись от него с мистическим восторгом, но я им не очень доверяла», – так вспоминает Малышева о первом визите к Шубину. У нее очень болела голова, и стандартное лечение помогало мало. Дмитрий Николаевич пригласил коллегу по Центру, профессора Нефедова, ультразвукового диагноста, и предложил для начала измерить кровоток в позвоночных артериях.
Дальше было так. «Измерили. Потом Шубин проделал надо мной какие-то свои манипуляции. Снова измерили. Кровоток вырос в два раза!» Это – дословный пересказ от имени Елены Малышевой, так она убедилась в эффективности мануальной терапии. Почти сразу ведущая «ЖЗ!» предложила Дмитрию участвовать в ее программе, и он согласился. Его слова: «Я понял – такой шанс упускать нельзя. Если говорить с экрана ТВ с миллионами, можно помочь не одному человеку в кабинете при общении один на один, а очень многим».
Начались съемки в передаче, которые проводятся три дня в неделю – в пятницу, субботу и воскресенье. Это дает возможность Шубину трудиться в остальные дни на основном рабочем месте. Главная «троица» медиков (Малышева, Гандельман, Шубин) делает упор при съемках на «эмоционально окрашенную память», как они говорят. «Мы можем привести сухую статистику, дать зрителям факты в цифрах, но это скучно и почти сразу забудется. Самые высокие достижения медицины можно сделать «народными», смешными, интересными, и тогда информация сохранится в памяти».
Яркий пример такой «народной» съемки – передача про открытие относительно аспирина. Было установлено, что малые дозы аспирина ежедневно снижают риск рака толстого кишечника на семьдесят процентов! Были пошиты два костюма в виде таблетки, один для Дмитрия Николаевича, второй детский. Шубин вышел на сцену в костюме огромной таблетки, а маленький одели на ребенка. А Малышева рассказывала аудитории: «Не большой дядька, а вот эта малая доза (ребенок) должна приниматься каждый день, тогда будет ожидаемый эффект».
Шубин стал еще одним «доктором из телевизора», которому после каждой передачи мешками приносят письма с благодарностью или просьбой помочь. Он старается ответить на каждое письмо, но и про основную работу не забывает. В Центре мануальной терапии доктор иногда принимает до сорока пациентов за два-три дня – немыслимая работоспособность! Вот несколько последних отзывов благодарных пациентов с официального сайта Центра:
Кроме курсов повышения квалификации по мануальной терапии в России, Шубин прошел обучение и за рубежом. В 2016-м он поехал в США, в Нью-Йорк, и там обучался в центре «Управление болью». Дмитрий Николаевич занимается реабилитацией больных после инсультов, ортопедических и нейрохирургических операций.
Шубин в России[править]
Знают Шубина и в России. Рассказывали о старике Шубине и питерские диггеры. На Урале, согласно одной из версии, горный мастер Шубин прославился своей жестокостью — он до смерти забивал шахтеров прямо в забое, за что и был однажды убит сам. Но и после смерти изувера дух его, как гласит легенда, не дает покоя трудягам: тот, кто его встретит, пусть прощается с жизнью. В России иногда так и говорят: «ему пришел шубин». Увидевшего Шубина обычно либо погребает обвал, либо он плутает до смерти и его потом находят с выражением ужаса на лице. Шубин особенно не любит две вещи: когда люди ругают шахту, в которой находятся, и когда они не верят в него, Шубина.
Пиво «Добрый Шубин»
Донецкий Шубин
На родине
В 1775 году появилось на свет одно из самых великолепных произведений скульптора Шубина. Это бюст князя Голицына, екатерининского блестящего дипломата, образованного вельможи, светски изысканного и утончённого, умного. И сегодня мы можем рассматривать эту работу в гипсе в Государственном Русском музее, а в мраморе — в Третьяковской галерее. Как великолепно передал Шубин облик слегка усталого стареющего человека со спокойным чувством собственного превосходства над окружающими, как выразительно и проникновенно!
Складки одежды струятся и, кажется, находятся в движении, так динамичен поворот плеч и головы дипломата. Особенно хорошо это видно в мраморе. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. А годом раньше, в сентябре 1774-го, Академия художеств вынуждена была нарушить собственный устав. Звание академика никогда не давали художнику, если его произведение не несло исторической или мифологической нагрузки. У Шубина в его портретном бюсте Екатерины Великой на тот момент не было ни того жанра, ни другого. Но звание академика он получил.
(1740—1805)
Нелегок был путь к вершинам мастерства для основоположника русской портретной скульптуры Федота Ивановича Шубина. Сын холмогорского помора, земляк М. В. Ломоносова, с малых лет он познал и тяжесть крестьянского труда на скудной северной земле, и опасности рыбацкого промысла. Но были в его детстве и светлые минуты приобщения к художественному творчеству. В семье Шубиных исстари занимались резьбой по кости, и юный Федот вместе с опытными резчиками работал над поделками из моржовой кости и перламутра.
Неутолимая жажда знаний, пример великого земляка привели девятнадцатилетнего Шубина в Петербург. Здесь заметили одаренность молодого резчика, и он получил возможность поступить в скульптурный класс Академии художеств. Годы учения в Академии, работа в Париже под руководством лучших французских скульпторов того времени, изучение памятников античности и Возрождения в Риме приобщили Шубина к высшим достижениям мировой художественной культуры, но не прервали его духовную связь с народным творчеством.
Живым ощущением натуры, стремлением раскрыть индивидуальное своеобразие личности, полноту ее душевных движений проникнуты уже ранние, выполненные в Риме скульптурные портреты Ф. Н. Голицына (1771, ГТГ 1 ) и А. Г. Орлова (1771, ГРМ 2 ).
Признанным мастером вернулся Шубин в Петербург в 1773 г. Столичные вельможи спешили заказать ему свои портреты. Отныне почти все время скульптор отдает портретным бюстам.
Среди первых петербургских произведений Шубина — мраморный бюст А. М. Голицына (1775, ГТГ). Смелый поворот и гордая осанка головы, скептическая усмешка изящно вылепленного рта, небрежно распахнутый кружевной воротник рисуют образ блестящего царедворца и дипломата и одновременно живого и умного человека, изображенного без идеализации и льстивого раболепия. Духовную стойкость и энергичный характер сумел разглядеть Шубин за внешней непримечательностью, даже заурядностью облика полководца 3. Г. Чернышева (1774, ГТГ).
С годами все более совершенствуется глубоко реалистическое искусство Шубина в создании психологически неоднозначного, многогранного образа. Знаменитый мраморный бюст Павла I (ок. 1797, ГРМ) на первый взгляд граничит со злой карикатурой, настолько подчеркнуты в нем дегенеративность облика самодержца, его приплюснутое лицо, вздернутый нос, капризно выпяченная нижняя губа. Но высокий лоб и скорбные глаза вносят новые оттенки в характеристику Павла, делают портрет психологически сложным.
Образы дорогих и близких скульптору людей согреты теплотой непосредственного чувства, проникнуты искренним уважением. Это портреты преподавателя Академии художеств И. Г. Шварца, М. В. Ломоносова (оба бюста — 1792, ГРМ).
В конце XVIII в. наступила эпоха блестящего расцвета скульптуры русского классицизма. Однако и в лучших своих работах младшие современники и преемники великого мастера не смогли превзойти гуманистичность и глубокий психологизм его поздних произведений. Вместе с Ф. С. Рокотовым и Д. С. Левицким Шубин вошел в историю русского искусства как создатель реалистичных портретных образов, утверждавших непреходящую ценность и неповторимость человеческой личности.
О личной жизни
Известный мануальный терапевт был женат дважды. Первая его жена – Ольга Викторовна Шаляпина, они вместе учились в институте. У них родилась дочь Даша, и папа Шубина, по словам сына, приехал к молодой паре в Кемерово, жил с ними на съемной квартире, смотрел за ребенком, чтобы родители не отвлекались от учебы.
Сейчас Дмитрий Николаевич благодаря Дарье уже дедушка: у него есть внучка Саша. Из-за финансовых трудностей, а потом по причине долгой работы Шубина за границей, брак к сожалению не выдержал испытаний и распался. Дочь, Дарья Шубина, пошла по стопам папы и тоже окончила медицинский вуз, она стоматолог.
Второй раз женился доктор Шубин… на своей пациентке! Оксана пришла в Центр лечиться, а вовсе не из желания стать женой известного доктора. Вот как она вспоминает о первой встрече: «Я сидела в коридоре, ждала своего врача, а он шел в кабинет. Щелчок в голове, и что-то в этом человеке меня зацепило». Еще ее слова: «Когда начали общаться, от него в мою сторону пошла аура спокойствия, уверенности, и не только как врача, а как настоящего мужчины».
Когда Шубина спрашивают, понял ли он, что эта девушка – его судьба, он с улыбкой отвечает: «О да!» Но это был не «мгновенный» роман: больше года Дмитрий ухаживал за будущей супругой. Доктор сказал в одном интервью: «Вот говорят – конфетно-букетный период. То, что многие люди забыли про ухаживания и романтические подарки, делает большинство браков неустойчивыми».
На фото Дмитрий Шубин с женой и детьми
Оксана Шубина по образованию педагог, и ей супруг полностью доверяет воспитание детей. Их трое: сын Ваня, дочки Антонина и Варя
Но и сам Дмитрий Николаевич уделяет внимание детям, особенно их здоровью. Сын и старшая дочка ходят на плавание: по словам папы, этот вид спорта максимально полезен для детей, для гармоничного развития организма
Свою супругу Шубин обожает и так говорит про нее: «Наша семья – монолит благодаря Оксане. Она отличный воспитатель, повар, шикарная хозяйка! А еще она очень красивая женщина и душевный человек».
Добрый Шубин[править]
Шахтерская фантазия приписывала Шубину самые необычные поступки: то он защекотал до полусмерти старика-стволового в рудничном дворе, то явился в шахте к забойщику, человеку трудолюбивому, рубившему в узком забое — печке крепкий пласт. Забойщик увлекся и забыл обо всем на свете. Вдруг «кто-то дернул его сзади за чунь». Забойщик подумал, что это кто-то из шахтеров шутит, и продолжал старательно орудовать обушком. Его снова дернули. Шахтер ругнулся, но не стал отвлекаться. Но вот его дернули снова несколько раз, и он гневно обернулся в сторону назойливого шутника. Но… в печке никого не было. А потом уже дернули его с такой силой, что забойщик кубарем выкатился из печки на продольный ход. И в тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало… Вырвались столбы черной угольной пыли, сплошным потоком стали выкатываться из печки крупные куски угля, и навалило их скоро огромную кучу. Забойщик, выходит, благодаря заботе Шубина и сам спасся, и заработал в эту ночь уйму денег.
Вот история, описанная в свое время газетой «Донбасс». Один проходчик решил отдохнуть во время смены. Прилег на распилы и провалился в полудрему. Вдруг чувствует — его кто-то расталкивает. Открыл глаза — в темном мареве, где-то метрах в десяти, в розоватом ореоле видится сухонький, сгорбленный мужичок в старой шахтерской куртке. В одной руке держит допотопную лампу с тоненьким горящим фитильком, в другой — обушок. Попросил дать чего-то попить — мол, горло просохло. Проходчик поднялся с распилов, пошел к старичку со своей флягой. Успел сделать несколько шагов, как вдруг в том месте, где он только что лежал, обрушилась кровля.
В другой истории у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтер вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонек. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.
Записаны рассказы о том, как Шубин помогал шахтерам в их тяжелом труде, например сам гонял вагонетки с углем. А самодуру хозяину шахты, закричавшему: «Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!», Шубин доказал, кто тут на самом-то деле хозяин, совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями.
Поверье, что Шубин предупреждает шахтеров об опасности живет среди шахтеров Донбасса и в наши дни.
В апреле 2007 года горный мастер из Луганской области рассказывал: «Я услышал, что стало потрескивать. Мы перестали работать отбойными молотками, но гул все нарастал. Звук такой, будто по потолку кто-то топает ногами. У нас говорят, что это Шубин гуляет и предупреждает о беде. Поняв, что сейчас все обрушится, мы бросились к выходу. И тут нас придавило».
«Антишубин». Митрополит Луганский Иоанникий в шахте
Обучение мастерству
Работая в мастерской у Пигаля, Федот Афанасьевич тщательно копировал и современную французскую скульптуру, и античные статуи, и во множестве лепил барельефы с полотен Пуссена и Рафаэля, и особенно много его времени занимала работа с натуры.
Практически каждый вечер Федор Шубин-скульптор работы свои начинал в натурном классе Академии художеств Парижа, но время от времени пропадал от всего мира и в Королевской библиотеке, и в мастерской какого-нибудь известного французского скульптора. Иногда он писал письма о своих впечатлениях, и некоторые ещё и сегодня можно прочитать, удивляясь ученическому рвению крестьянского сына. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын. А сын делал много, очень много. И так миновало три года.
Во Франции
Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.
Шубин Федот Иванович1740–1805
17 мая 1740 (деревня Течковская (Тючковская) Архангелогородской губернии) — 12 мая 1805 (Санкт-Петербург)
Скульптор, график
Родился в семье черносошных (т. е. некрепостных) крестьян. С детства занимался резьбой по моржовой кости — ремеслом, процветавшим в Архангелогородской губернии (резчиками были также братья Шубина). В 1759 с обозом рыбы приехал в Петербург, где продолжил работать как резчик по кости и перламутру. В 1761 при содействии М. В. Ломоносова определен штатным придворным истопником. Пробыв в этой должности три месяца, в августе того же года по ходатайству И. И. Шувалова уволен от двора и зачислен в ИАХ. В 1761–1766 учился в классе «орнаментальной» скульптуры у Н.-Ф. Жилле, с 1766 состоял в «скульптурно-статуйном» классе. В 1763 и 1765 был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1766 за барельеф по заданной Советом ИАХ программе «Убиение Аскольда и Дира, князей Киевских…» удостоен большой золотой медали. В 1767 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника с правом пенсионерской поездки за границу.
В мае того же года отправился в Париж, где продолжил образование в мастерской Ж.-Б. Пигаля. Занимался лепкой с натуры, рисованием и копированием с гипсов. Одновременно посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1770 переехал в Рим. Ежедневно посещал занятия во Французской Академии в Риме. Изучал коллекции Ватикана, виллы Фарнезе. После окончания пенсионерского срока в апреле 1772 некоторое время оставался за границей. В 1772–1773 сопровождал Н. А. Демидова в путешествии по Италии. В мае 1773 переехал в Париж, откуда совершил поездку в Лондон. В 1773 за «барельеф с натуры» удостоен звания члена Климентинской Академии города Болоньи.
В июле 1773 возвратился в Петербург. В том же году за выполненную в Париже статую «Молодого пастушка греческого» избран «назначенным» в академики. В 1774 за мраморный портрет Екатерины II удостоен звания академика.
Много работал в области декоративной скульптуры. В 1774–1775 создал 58 портретов-медальонов великих князей, царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны для Чесменского дворца; в 1775–1782 — статуи и барельефы для Мраморного дворца; в 1786–1789 — шесть рельефов и двадцать статуй святых для Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1789 по заказу Г. А Потемкина создал статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца. В 1780-х совместно с Я. И. Земельгаком работал над мраморным мавзолеем П. М. Голицына. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, выполнив статую «Пандорра».
В 1781 стал профессором Екатеринославского университета с правом обучать учеников в Петербурге. В 1794 утвержден в звании профессора ИАХ (без денежного содержания). В 1795 назначен членом Совета Академии.
Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1941, 1955 в Государственной Русском музее, в 1991 — в Государственной Третьяковской галерее.
Шубин — выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и выдающихся людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, И. И. Шувалова, Демидова, Потемкина, братьев Орловых, А. М. Голицына, А. Н. Самойлова, И. И. Бецкого, З. Г. Чернышева, Н. В. Репнина, П. В. Завадовского. Для его работ характерны глубина и многогранность психологических характеристик в сочетании с внешней строгостью и классицистической идеализацией образов. Шубин сравнительно редко прибегал к бронзе, предпочитая мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать сложных живописных эффектов. Творческая манера мастера отличается необычайным артистизмом: он по-разному обрабатывал отдельные части скульптуры, находя различные, но всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей волос и париков. Подчас эффект его произведений построен на игре шероховатой матовой фактуры и гладкой отполированной поверхности камня. Так, тончайшая моделировка лица, с мягкими переходами, рождала богатейшую и вместе с тем легкую игру светотени. Отдельные детали (например, волосы) выполнял обобщенно, сохраняя матовую поверхность мрамора.
Произведения Шубина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
Другие реформы
Предпринята одна из первых попыток создания свода законов. Все последующие правители России вплоть до настоящего времени пытались создать свод наподобие «Кодекса Наполеона» во Франции. Никому это не удалось. Мешала бюрократия. Хотя при Павле происходила «дрессировка» бюрократии, но от этой дрессировки она стала только крепче. * Указы было объявлено не считать законами. За 4 года царствования Павла I было выпущено 2179 указов (по 42 указа в месяц).
* Провозглашен принцип: «Доходы государственные, а не государя». Проведены ревизии государственных учреждений и служб. Значительные суммы взысканы в пользу государства. * Прекращен выпуск бумажных денег (к этому времени I бумажный рубль стоил 66 копеек серебром). * Был сделан упор на раздачу земель и крестьян в частные руки (за время царствования — 4 года), пожаловано 600 тыс. душ, за 34 года Екатерина II пожаловала 850 тыс. душ. Павел считал, что помещики лучше будут содержать крестьян, чем государство. * Учрежден «Заемный банк» и принят «банкротский устав». * Освобождена от подушного оклада семья академика М. Ломоносова. * Освобождены из заключения польские повстанцы во главе с Т. Костюшко.
Возвращение в Россию
В Петербург он возвратился в августе 1773 г., полный творческих планов. Екатерина II тут же привлекла его к созданию галереи портретов современников, в основном примечательных людей и своих фаворитов. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.
В 1773 г. Шубин создал портрет вице-канцлера А.М. Голицына.
Ф. Шубин. Портрет Александра Голицына (1773). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Этот бюст прославил Шубина. Сам Фальконе хвалил его за мастерство. Чёткий силуэт, мягкость складок плаща и локонов парика переданы виртуозно. После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда Шубина не определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Академия художеств присуждает Шубину за портретный бюст императрицы звание академика.
Ф. Шубин. Портрет Екатерины Великой (нач. 1770-х). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Бюст богатого промышленника И.С. Барышникова создан в строгой манере. Умный и расчётливый делец, Барышников представлял собой нарождающийся буржуазный класс.
Ф. Шубин. Портрет Ивана Барышникова (1778). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва) В 1774-1775 гг. Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля). Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789). Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г.А. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией.
Ф. Шубин. Екатерина-законодательница (1790). Мрамор. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». К тому же Шубин выполнял портреты без приукрашивания личности, избегал идеализации, а это не всегда нравится публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Заказов становится всё меньше, доходов тоже, а семья большая, и скульптор решает обратиться к Екатерине за помощью. Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Шубин продолжает работать, его портреты второй половины 1790-х годов отличаются глубоким раскрытием характера человека.