282 лучших портрета в искусстве: от классики жанра до современных художников

Оглавление

Какие инструменты для создания портретов используют художники

В современном мире портрет, написанный на холсте — роскошь, доступная далеко не каждому. Однако портрет считается признаком роскоши и знаком хорошего вкуса. Поэтому люди, у которых в доме или квартире есть данные произведения искусства, приравниваются их знакомыми и друзьями к интеллигенции.

Но хороший портрет должен выйти из под кисти опытного и грамотного художника, который подчеркнет красоту и все изюминки изображенного человека. Также немаловажную роль играют и инструменты, необходимые для рождения шедевра. В качестве таковых могут выступать:

  • краски (гуашь, акрил, акварель) и кисти;

  • карандаши (цветные и даже простые);

  • ручки (обычные шариковые, гелевые) абсолютно любых цветов;
  • пастель;

  • цветные мелки;

  • фломастеры;

  • тушь.

Но это далеко не все, что служит художникам для воплощения их задумок. Бывают оригинальные портреты, выполненные при помощи косметических карандашей (тех, что используют девушки и женщины в создании макияжа), песка и даже овощей или фруктов. Все зависит от фантазии художника и пожеланий заказчика.

Смысл повести

Главная мысль повести «Портрет» заключается в том, чтобы никогда не забывать о своей душе, ограждая себя от пороков и соблазнов. Гоголь считал, что каждый человек обладает всем необходимым для достижения счастья и благополучия в жизни. Не стоит разменивать свою бессмертную душу ради достижения заветной цели – порой, для этого нужно приложить гораздо меньше усилий, чем может показаться на первый взгляд. Главная сила заключается не в деньгах, а во внутренних качествах человека, его целеустремленности и вере в себя.

Во второй части Гоголь уделил много внимания фатальному влиянию денег ростовщика. Но стоит ли приписывать мистике и злому року все беды, что выпали на долю главного героя? Если человек изначально на первое место ставит золото, в его сердце уже нет места для добрых и светлых чувств. Именно по этой причине в Чарткове пробудилась зависть и мстительность, а в счастливом некогда супруге – дикая ревность. Сильная духом личность никогда не позволит столь низким чувствам завладеть собой. Примером тому послужил жизненный путь художника, который нарисовал портрет ростовщика. В этом и заключался философский смысл повести Гоголя.

Проблемы

Проблематика в повести «Портрет» не менее значима для понимания текста:

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Какие проблемы ставит Гоголь в «Портрете», кроме вышеперечисленных? Многомудрый Литрекон дополнит раздел и ответит на этот вопрос, если необходимо. Напишите ему в комментарии.

Пейзаж

Иван Иванович Шишкин – Рожь, холст, масло, 1878 г.

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность) — произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство пейзаж несёт в себе большой мировоззренческий смысл. Изображения природы встречаются ещё в период неолита, когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Древнего Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологический смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер. Большей самостоятельностью обладает эллинистический и древнеримский пейзаж (включающий элементы перспективы).

Пейзаж — традиционный жанр станковой живо­писи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую об­ласть составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.  

Объяснение развязки

Спустя какое-то время история Чарткова несколько прояснилась

В Петербурге состоялся один из аукционов, на котором среди старинных предметов мебели, китайских ваз и картин внимание многих посетителей привлек удивительный портрет, изображающий азиата, чьи глаза были выписаны с таким мастерством, что смотрелись как живые. Начинаются торги: цена на полотно быстро растет

После ее четырехкратного увеличения от начальной выступает художник Б. и заявляет, что имеет особые права на эту картину. Для подтверждения своих слов он рассказывает историю, приключившуюся с его отцом.

Рассказ художника

Сначала Б. обрисовывает Коломну — часть города, где некогда жила его семья, а по соседству — загадочный ростовщик. Его описание:

  • великанский рост;
  • азиатская наружность;
  • страшный взгляд.

Ростовщик не отказывал в ссуде никому — ни нищей старухе, ни расточительному аристократу. Проценты он брал небольшие и сроки выплат были весьма удобными, однако непостижимыми арифметическими расчетами сумма, которую надлежало возвратить, возрастала неимоверно, а тех, кто получал деньги лично из рук азиата, ожидала зловещая судьба. Б. рассказывает несколько историй для примера:

  • Молодойблистательный вельможа, получив деньги от ростовщика, вскоре неузнаваемо изменился. Новый мерзкий характер навлек на него гнев императрицы: вскоре юноша сошел с ума и умер.
  • Родители препятствовали вступлению в брак влюбленной пары из-за расстроенного положения дел жениха. Ради свадьбы с прекрасной девушкой ее избранник делает заем у азиата. За один год семейная жизнь была отравлена капризами, нетерпимостью и ревностью, возникшими вдруг в ранее благородном характере мужа. Он дошел даже до покушения на жизнь жены, а после покончил с собой.

Дальше Б. ведет повествование о своем отце, художнике-самоучке, который задумал написать картину, изображающую дух тьмы. Он нередко поглядывал в сторону страшного соседа, представляя его образ на полотне. Однажды старик сам явился к отцу Б. и прямо потребовал нарисовать с себя портрет, причем так, чтобы выглядеть на картине «совершенно как живой».

Отец с удовольствием взялся за дело, но, чем живее выходили глаза на портрете, тем более тягостное чувство им овладевало. Он настолько проникся отвращением к своей работе, что отказался продолжать писать, несмотря на мольбы азиата. Когда же старик стал объяснять, что он намерен сверхъестественным образом сохранить в портрете свою жизнь после смерти, то отец Б. окончательно испугался и убежал. На следующий же день ростовщик умер, а неоконченное полотно вернула его служанка.

Завершение истории

Постепенно отец Б. начинает замечать в себе перемены к худшему. Он вредит своему ученику из зависти, а в его картинах начинают проявляться глаза азиата. Он решается сжечь страшную картину, но уступает просьбе приятеля и дарит полотно ему. Новый владелец вскоре передаривает портрет племяннику, но и тот быстро избавляется от него.

К отцу Б. приходит догадка, что часть души ростовщика действительно находится в ужасном портрете. Смерти жены, дочери и маленького брата Б. окончательно убеждают его в этом. Он отправляет старшего сына в Академию художеств, а сам живет в монастыре, соблюдая все строгости. Наконец его душа чувствует просветление, и художник снова берется за кисти.

Он целый год работает над картиной под названием «Рождество Иисуса», которая получается чудесной и исполненной святости. С сыном, приехавшим повидать его перед поездкой в Италию, отец делится своими мыслями об искусстве и дает наставления, среди которых — найти и истребить портрет злощастного ростовщика.

Б. завершает свой рассказ сообщением, что после пятнадцатилетних поисков он сможет выполнить наказ отца, так как картина с аукциона и есть искомое полотно. Но когда он вместе со слушателями поворачиваются в сторону портрета, оказывается, что он исчез. Этот краткий пересказ можно использовать в читательском дневнике.

Портрет

Музыкант мандолины, Фешин 75 х 45,5 см.

Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать) — изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Зарождение портрета относится к глубокой древности, когда его назначение было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость «дублирования» модели (портрет как её двойник в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека. Широкий расцвет светского портрета происходит в эпоху Возрождения.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном фоне.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто).

Захоронения

Появление изображений, близких к рисунку, также относится к более позднему периоду, а первые портреты были найдены на древних восточных территориях. В египетском государстве происходило обожествление усопших. При захоронении создавался своего рода портрет, который условно считался двойником умершего. Появился принцип мумифицирования, а затем и портретирования. История жанра портрет содержит множество примеров культовых изображений как в рисунке, так и в скульптуре. Рисунки лиц усопших становились все более похожими на оригинал. А затем копирование лица ушедшего в мир иной заменили на маску. Египетских усопших стали хоронить в саркофагах, на крышке которых изображался умерший в полный рост с красивым стилизованным лицом. Такие похороны устраивались исключительно для знати. Египетские фараоны, например, помещались не только в саркофаг, но еще и в гробницу, которая представляла собой огромное сооружение.

Жанры изобразительного искусства презентация

  1. История искусств: учебник / М.С.Кухта; Томский политехнического университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010. – 269 с.
  2. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул. 1998. – 80 с.
  3. Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.. Педагогика, 1983. – 416 с.
  4. Гнедич П.П. История искусства. — М: АСТ, 2009
  5. Костомаров Н.И. Русская история.-М.:Эксмо.2009
  6. Портнова И.В. Жанр анималистики в русском искусстве XVIII века. К проблеме жанровой эволюции // Вестник КазГУКИ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-animalistiki-v-russkom-iskusstve-xviii-veka-k-probleme-zhanrovoy-evolyutsii (дата обращения: 03.04.2021).

Главные герои и их характеристика

Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

  • Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
  • Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.

Краткий анализ

Год написания – первая редакция – 1833–1834 гг., вторая редакция – 1841–1842 гг.История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.

Тема – искусства, творчества.

Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.

Жанр – повесть.

Направление – реализм, есть черты романтизма.

Жанр и композиция

Жанр «Портрет» относится к фантастическому реализму. Писатель стремился к реальному отображению действительности. Непосредственно характеры главных героев, их цитаты и поступки выглядят органичными и настоящими.

Повесть охватывает короткий временной промежуток, включает небольшое количество персонажей, причем повесть насыщена множеством уточнений и деталей, которые подчеркивают атмосферу того времени.

Само произведение состоит из нескольких частей: первая рассказывает о Чарткове, вторая — об истории покупки им картины.

Композиция повествования классическая:

  • экспозиция, где читателю описывают главного персонажа;
  • завязка, в которой возникает картина;
  • кульминация — здесь описан внутренний конфликт героя;
  • развязка, где Чартков умирает;
  • финал, когда сюжет логично заканчивается.

История создания

История написания повести «Портрет» — это интересные факты из жизни и творчества Гоголя, которые достойны Вашего внимания:

  1. Повесть «Портрет» стала одним из первых творений Гоголя. Идея для этого произведения возникла у него после его проживания в Санкт-Петербурге в двадцатых годах. В этот период Гоголь не смог поступить в театральное училище, жил в бедности и очень нуждался в деньгах. В связи с этим северная столица воспринималась им, как мрачный и холодный город, в котором нет места теплу и доброте.
  2. Сама идея произведения пришла писателю на ум в 1832 году, когда тот непростой период его жизни уже остался далеко позади. Работу над повестью Гоголь начал в 1833 году и закончил уже через год.
  3. Первая версия «Портрета» пришлась не по душе критикам, в частности, В.Г. Белинскому, поэтому Гоголь существенно переработал книгу и выпустил новую версию в журнале «Современник» в 1842 году. Ее-то мы и знаем как основную.
  4. В качестве прототипа художника, нарисовавшего роковой портрет, современники угадывали А.А. Иванова, который трудился над религиозным полотном «Явление мессии».

Девочка с персиками. Пор­трет Веры Саввишны Мамон­товой (1875-1907), в замуже­стве Самариной. 1887

«Девочка
с персиками»
— первое крупное
произведение
Серова, воплотившее
понимание
художником
новых задач
живописи, и, в
част­ности,
живописи портрета.
Холст решен
как портрет-картина,
где человек
дан в наиболее
близком, привычном
для него окружении.
Ли­шенный при
этом черт бытовизма,
образ оду­хотворен
и возвышен.
Правда жизни,
конкрет­ность
психологического
анализа сочетаются
в картине с
поэтическим
преображением,
глубо­кое
проникновение
в натуру — с
задушев­ностью
и искренностью
ее воспрятия.
Выявле­нию
характера
портретируемой
способствует
светлая пленэрная
живопись, проникнутая
све­жестью
и тонким чувством
природы. «Мы
ни­когда не
видели в картинах
ни такого воздуха,
ни света, ни
этой трепещущей
теплоты, почти
осязаемости
жизни», — утверждал
И.Э. Грабарь.

Юноша Серов,
часто гостивший
в Абрамцеве,
был дружен с
детьми С.И.
Мамонтова. В
млад­шей — веселой,
жизнерадостной,
подвижной
девочке — он
нашел то «отрадное»,
о чем меч­тал,
когда, уйдя из
Академии, начал
работать
самостоятельно.
«Идея портрета
зародилась
так, — пишет
посетивший
на следующий
год Абрамцево
М.В. Нестеров.
— Верушка остава­лась
после обеда
за столом, все
ушли, и собе­седником
ее был лишь до
крайности
молчали­вый
Серов. Он после
долгого созерцания
по­просил у
нее дать ему
десять сеансов,
но их оказалось
мало, и он проработал
целый месяц.
Вышла чудесная
вещь, которая
в Париже сде­лала
бы его имя если
не громким, то
извест­ным…».
Сила портрета
не только в
обаянии образа,
звучности,
чистоте и бодрости
колори­та. «Очень
хотелось сохранить
свежесть живо­
писи при полной
законченности»,
— говорил Серов.
В облике Веры
Мамонтовой,
ее костю­ме,
характере
интерьера
старого помещичьего
дома (бывшая
усадьба Аксаковых)
запечатлена
подлинно русская
жизнь, «целая
полоса рус­ской
культуры»
(Грабарь).

Далеко не
многие современники
сумели по
до­стоинству
оценить это
произведение.
В числе тех, на
кого оно произвело
большое впечатле­ние,
был В.В. Стасов.
Считая Серова
самым выдающимся
и талантливым
из новейших
рус­ских портретистов,
он писал: «…молодой
худо­жник овладел
сильным, живописным
и живым колоритом,
который придал
великую прелесть
всем его превосходным
портретам.
Лучшим и совершеннейшим
из всех является,
по моему мнению,
искренно-наивный,
простой, задушев­ный
портрет молодой
девицы, Мамонтовой
(сидящей у
стола)…».

С годами
портрет де­вочки-подростка
приобрел более
широкое и отвлеченное
значение,
превратившись
(как и написанная
Серовым через
год
«Девушка,
осве­щенная
солнцем») в
картину, олицетворяю­щую
собой прелесть
молодости,
извечную ра­дость
бытия. За этот
портрет в 1888 году
художник полу­чил
премию Московского
Общества любите­лей
художеств.

Как определить целевую аудиторию?

Самая сложная и первостепенная задача для бизнеса — это определить целевую аудиторию для своего продукта. От этого шага зависит весь маркетинг — микс, проводимый вашей компанией на рынке. Определение целевой аудитории вы можете осуществлять двумя основными способами: отталкиваться от товара, который вы продаете; или отталкиваться от размера рынка, который хотите захватить. И в том и в другом случае вы должны ответить на 6 ключевых вопросов.

  • Как выглядит социально — демографический портрет моего клиента? (пол, возраст, доход, социальный статус в обществе и т.п.)
  • Какие психографические особенности имеет целевая аудитория?
  • Какие основные требования предъявляет целевой потребитель к продукту?
  • Какие ключевые потребности стремится решить, приобретая товар?
  • Как целевой потребитель предпочитает совершать покупки, что влияет на его выбор?
  • Где целевой потребитель узнает информацию о товаре, с какими средствами коммуникации взаимодействует в течение дня?

Определение целевой аудитории от товара компании

Если у вас есть товар, изменить характеристики которого достаточно сложно, то лучше выбор целевой аудитории осуществлять, отталкиваясь именно от продукта, с которым вам приходится работать. В таком ситуации поиск целевой аудитории оптимальнее осуществлять, руководствуясь следущей схемой работы:

Этап Описание этапа
Анализ товара Проведите подробный сравнительный конкурентный анализ товара, выявите сильные или отличительные свойства своего продукта. Идеально 2-3 ключевых. Это может быть цена, дизайн упаковки, место продажи, условия работы, особые свойства.
Анализ существующих покупателей Опросите текущих потребителей своего товара. Получите от лояльных покупателей ответы на все 6 вопросов, описанных выше. Выясните, за какие характеристики ценится ваш товар на рынке, основные причины его покупки, отличительные особенности от других производителей. Дополните данной информацией предыдущий этап работ.
Краткий SWOT Составьте краткий SWOT анализ продукта. Поймите главные свойства товара, на которых держатся все ваши продажи. Определите слабые места, которые вам вряд ли получится улучшить с помощью имеющихся полномочий и ресурсов. Это будет ваш основной документ, который поможет вам найти вашу целевую аудиторию и ваш рынок.
Проведите сегментирование рынка На основе ключевых свойств, по которым потребители разделяют товар на рынке, проведите сегментирование рынка. Определите следующие сегменты: покупатели, которые сейчас покупают ваш товар; покупатели, которые могут потенциально покупать ваш товар; покупатели, которым никогда не будет интересен ваш продукт. Опишите все сегменты на основе 6 групп вопросов, описанных выше. Портрет целевой аудитории готов.
Составьте план работы с целевым рынком Подготовьте подробный план маркетинговых мероприятий для привлечения и удержания всех потенциальных клиентов рынка: план улучшений продукта и расширения ассортимента; план продвижения и стратегию ценообразования на товары.

Определение целевой аудитории от рынка

Если вы планируете запустить новый продукт для захвата нового рынка, то в этом случае у вас нет ограничений со стороны существующего продукта и сложившегося о нем образа на рынке. В такой ситуации найти наиболее привлекательную целевую аудиторию поможет следующий план работ:

  • Проведите анализ и сегментирование рынка
  • Определите наиболее привлекательные с точки зрения прибыли и принципов работы сегменты
  • Опишите наиболее вероятных потребителей сегмента на основе 6 вопросов, описанных выше
  • Составьте план работы с целевым рынком

    
Предыдущая статья:

Мультиэкспозиция

Ваш фотоаппарат имеет эту функцию «Мультиэкспозиции»? Тогда это просто отлично, потому что ваша техника способна на многое, а именно сделать двойное изображение.

Как пользоваться этой функцией и делать уникальные портретные снимки? Вся соль этого режима заключается в наложении двух изображений друг на друга, при этом сохраняется прозрачность каждого из них примерно на 50%. В Photoshop мы накладываем слои с помощью специальных эффектов. Тот же принцип работает и в фотоаппарате.

Как фотографировать с мультиэкспозицией

Для начала убедитесь, что ваша техника обладает этой функцией. Зайдите в «Меню», найдите «Эффекты». Чаще всего производители прячут ее именно там. После всех настроек можно начинать.

При работе в этом режиме фотоаппарат просигнализирует вам о необходимости сделать два снимка для последующего наложения их друг на друга.

Нажмите на Auto Gain, эта функция позволит фотоаппарату усреднить показатели экспозиции каждого снимка отдельно так, чтобы при наложении их, общий вид снимка не был испорчен. Подготовились? Теперь можно приступать к самой съемке.

Что бы ваша фотография была цепляющей и качественной, проявите весь свой творческий потенциал. Запомните, при создании фотопортрета на одном снимке должен быть запечатлен человек, а на другом – классный фон (это может быть городской антураж или естественная природа).

Соблюдайте еще одно простое правило: фотографируйте в режиме RAW, он сделает фотографию по максимуму четкой и качественной. Откройте меню обработки и наложите оба кадра один на другой. Получившаяся фотография должна быть огонь!

Уверен, что каждый человек видел фото, сделанные с опцией мультиэкспозиции. Такие снимки вызывают восхищение, раздвигают границы понимания, насыщены настоящей магией.