История двух столиц. часть 2. санкт-петербург

Оглавление

«Пристанище коммерции»

Первоочередной задачей для Санкт-Петербурга было развитие оборонных отраслей промышленности, обеспечивающих нужды армии и флота. Но растущие потребности населения города вызвали бурный рост торговых отношений с остальной Россией.

Большое внимание стало уделяться строительству дорог, связывающих Санкт-Петербург с различными торговыми центрами страны – Новгородом, Ригой, Москвой. Однако и об основном предназначении новой столицы не забывали

Благодаря инициативе Петра, стремившегося превратить город в «пристанище коммерции», происходит быстрая переориентация Санкт-Петербурга на торговые связи с Европой. За считанные годы столица обрастает гостиными дворами, таможнями и биржами

Однако и об основном предназначении новой столицы не забывали. Благодаря инициативе Петра, стремившегося превратить город в «пристанище коммерции», происходит быстрая переориентация Санкт-Петербурга на торговые связи с Европой. За считанные годы столица обрастает гостиными дворами, таможнями и биржами.

Особенности возведение новой столицы

Несмотря на то, что французская архитектура не слишком нравилась Петру I, создание градостроительного плана было поручено французу Жану-Батисту Леблону. Впрочем, с архитектором у царя нередко происходили конфликты.

Следуя указаниям государя, Леблон поместил административную часть города на Васильевском острове, в результате чего территории Литейной части и Выборгской стороны оказались за городской чертой. А вот сама стройка должна была происходить на болотистой местности, чем царь остался недоволен. В дальнейшем у Леблона и Петра возникло ещё немало разногласий.

Георгий Песис «Петр I на строительстве Санкт-Петербурга»

Что интересно, народ на климат Петербурга начал жаловаться едва ли не с первых дней существования города. Петру же такие особенности его собственного “парадиза” нравились, а неудобства — забавляли.

Царь писал, что “зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели”. Впрочем, в основе архитектурного плана лежал голландский принцип градостроительства, что было обусловлено не только вкусовыми предпочтениями царя, но и схожестью климата.

В качестве основных строительных материалов использовались завозные камни и кирпич (из Голландии), использовались известь и сосны. Для укрепления насыпей использовали крепко связанные прутья.

Алексей Венецианов «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»

По сути, все главные здания вдоль Невы были возведены на своеобразных “островах”, изготовленных из тысяч свай. В момент перехода от деревянных построек к каменным Пётр I издал указ о запрете каменного строительства по всей стране — на этом этапе материал использовался лишь при возведении зданий Петербурга.

Создавая дома для себя, Пётр I отталкивался от личных предпочтений. Ему нравились скромные здания, низкие потолки, уютные помещения. Однако это не значит тяготения к простецкому стилю. В Меншиковском дворце, где царь проводил приёмы, заметны элегантность и изысканная роскошь, обилие украшений и декоративных элементов.

Петр Великий в Санкт-Петербурге / Mark Makovey (5518 Studios) / 5518studios.artstation.com

Исторические предпосылки к основанию Петербурга

Известно, что царь Петр I с самого детства интересовался кораблестроительством. Он прикладывал немало усилий, чтобы создать один из сильнейших флотов в Европе, поэтому ему необходимо было иметь достаточно верфей и портовых городов. Одним из наиболее интересных мест оставалось Балтийское море, так как там влияние Российской Империи было минимально.

В мае 1703 года, в ходе боевых действий Российской Империи со Швецией, происходила битва близ крепости Ниеншапц. На ее захват были брошены немалые силы, однако суровый климат не позволял вести полноценные действия без военной базы. Именно по этой причине Петр Великий приказал создать военный городок близ территории боевых действий.

Поиски подходящей территории производил лично царь. Его условием было близкое расположение морских вод и пригодные условия для жизни его солдат. В ходе поисков его выбор пал на Заячий остров, где в течении ближайших недель были возведены военные строения.

В будущем, царь утверждал, что одной из причин выбора данного места была необходимость в портовом городе в данных широтах. Данный факт еще раз подтверждает высокий уровень тактического мышления царя, так как он продумывал развитие своего государства на годы вперед.

Значение Петербурга для Российской Империи

Решение царя Петра Великого о возведении новой столицы может восприниматься по-разному, однако подвиг строителей города невозможно переоценить. Несмотря на то, что Петру I не удалось интегрировать государство в европейскую систему, именно Петербург дал толчок к развитию страны в целом.

Так, например, именно здесь зарождалась первая промышленность в стране. Вскоре после завершения строительства города здесь появилось Адмиралтейство, Монетный двор, шпалерная и шелковая мануфактуры, оружейные заводы и множество других предприятий.

В целом, Санкт-Петербург – это важный исторический и культурный центр современной России, с которым должен познакомиться каждый. Будьте уверенны, что любой человек здесь найдет что-либо интересное и уникальное для себя!

Основание Санкт-Петербурга

Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать «окном в Европу» — способствовать вхождению России в более живую и тесную связь с общеевропейской жизнью. Заложенный как крепость, Петербург уже в 1712 году становится столицей России, оставаясь ею более двухсот лет (до 1918 г.).

Первые постройки Петербурга преследовали утилитарные и прежде всего оборонительные цели. На маленьком островке в дельте Невы начинает строиться Петропавловская крепость с земляными стенами. Ниже по течению, на левом берегу самого большого рукава невской дельты, устраивают Адмиралтейскую верфь (нач. в 1704 г.), также окруженную стенами, бастионами и рвами.

Жилые постройки были вначале совсем примитивными. Даже царское жилище — сохранившийся доныне домик Петра I (1703) на правом берегу Невы выше крепости срублен из бревен, подобно обычной русской избе. Однако уже очень скоро строительство приобретает большой размах, начинает вестись более планомерно под руководством профессиональных архитекторов. Возникает задача регламентации ведущейся застройки, разработки проекта города.

В отличие от городов Древней Руси, развивавшихся стихийно, длительно и органично, Петербург создается в исторически короткий срок по регулярному плану. В 1706 году для ведения всеми строительными делами была учреждена специальная Канцелярия городовых дел.

В 1714 году в целях ускорения строительства был принят указ, воспрещающий возводить где-либо помимо Петербурга каменные дома. В это же время разрабатываются «образцовые» проекты домов для различных слоев жителей: «именитых», «зажиточных» и «подлых».

В 1716 году был утвержден первый план застройки Петербурга, исполненный архитектором Доменико Трезини, работавшим в городе со времени его основания. По этому плану, согласно желанию Петра, центр столицы предполагался на Васильевском острове, омываемом двумя главными рукавами невской дельты.

Весь остров должен был пересекаться прямоугольной сетью улиц и каналов, прорываемых для осушения территории. В том же 1716 году в Петербург приехал французский зодчий Жан-Батист Леблон, который был назначен главным архитектором города.

Памятник Петру I у Константиновского дворца (Стрельна)

Пос. Стрельна, Берёзовая аллея, д. 3

Памятник, открытый 27 мая 2003 г. перед Константиновским дворцом, не является оригинальным произведением монументального искусства. Немецкий скульптор Г. Шмидт-Кассель создавал статую для памятника в Риге. Его торжественное открытие в присутствии Николая II проходило 4 июля 1910 г., когда отмечалось 200-летие взятия Риги в ходе Северной войны.

Во время Первой мировой войны было решено эвакуировать скульптуру в Петроград, однако судно, перевозившее её, было торпедировано немцами и затонуло в Балтийском море. Статую нашли и подняли со дна эстонские водолазы в начале 1930-х гг., но при подъёме её пришлось разрезать на куски. Рижские власти выкупили скульптуру, и в 1999 г. рижский предприниматель Е. Гомберг начал реставрировать статую, а петербургский скульптор А. А. Мурзин восстановил недостающие детали. Однако Рижская городская Дума отказалась от намерения установить памятник Петру I на его историческом месте. Оригинал бронзовой скульптуры остается в Риге до сих пор.

По решению администрация Санкт-Петербурга к 300-летию города была изготовлена копия статуи. Отливка в бронзе по гипсовым моделям, вывезенным из Риги, осуществлялась в петербургской мастерской Д. В. Гочияева. Архитектурная привязка и постамент принадлежат архитекторам Е. Ю. Меркурьеву и Г. В. Михайлову. Установка памятника в Стрельне явилась логическим завершением формирования дворцово-паркового ансамбля, созданного по воле Петра I.

Новые хозяева

Одновременно, по данным ЕГРН, появился и новый собственник земли, точнее собственники. Земля оформлена на владельцев паёв закрытого инвестиционного фонда «Зенит–М» (как и в случае с офшорными фирмами, конечных владельцев при такой схеме быстро определить затруднительно).

По данным Центробанка, фонд создан в марте нынешнего года и был сформирован примерно за 2 недели. Он управляется московским ООО «УК “Меркури кэпитал траст”», которое зарегистрировано на трёх частных лиц. Договоры доверительного управления действуют до марта 2036–го.

Кроме того, по данным системы «Контур.Фокус», летом нынешнего года изменилась структура собственности ООО «Ленэкспо» — компании с 1,2 млрд рублей на балансе, зарегистрированной по адресу выставочного комплекса и обладающей правами на его товарные знаки. Была перераспределена доля самого общества в уставном капитале, составлявшая 42%.

Она, напомним, образовалась в 2019–2020 годах в результате выхода из капитала «Ленэкспо» ООО «Газэнергопром девелопмент» и ООО «Петроземпроект». Их доля досталась ООО «Оберон истейт», которое в итоге контролирует 75% «Ленэкспо». В свою очередь, «Оберон истейт» более чем на 99% принадлежит УК «Меркури кэпитал траст». Оставшиеся же 25% акций «Ленэкспо» управляются УК напрямую.

Сэкономить на логистике

Рынок строительных материалов в последние годы был достаточно инертным, и ещё год–два назад ничто не предвещало начала строительного бума. Однако ослабление рубля, а также снижение ипотечной ставки стимулировали рост спроса на недвижимость. Девелоперы Санкт–Петербурга продолжили вводить новые коммерческие и жилые объекты. Кроме того, пандемия стимулировала ажиотажный спрос на строительство загородных домов в Ленинградской области.

Параллельно с этим значительно сокращался импорт, а местным дистрибьюторам не удалось накопить товарные запасы за зиму: из–за тёплой погоды продажи были высокими и вне традиционного строительного сезона. Всё это привело к дефициту, а затем и к резкому скачку цен на стройматериалы.

Вслед за этим крупнейшие производители теплоизоляции заявили об инвестициях в расширение мощностей и о строительстве новых заводов. В том числе группа Rockwool — во Франции, Saint–Gobain — в Кузбассе, «ТехноНиколь» — в Санкт–Петербурге, Приморье и Казахстане. В числе производителей, имеющих заводы в Северо–Западном регионе, можно также назвать компании Isover и Paroc.

Спрос со стороны петербургских застройщиков на материалы, которые планирует выпускать корпорация в Санкт–Петербурге, достаточно высок и стабилен, но пока «ТехноНиколь» доставляет их из других регионов, говорит директор по экономике компании «Главстрой Санкт–Петербург» Андрей Антипин.

«Естественно, локализация производства имеет большой экономический смысл. В 2021 году затраты на логистику значительно выросли, и наличие местной производственной площадки благоприятно скажется на ценообразовании для заказчиков, а также минимизирует риски несвоевременной поставки», — полагает Андрей Антипин.

В группе «ЦДС» сообщили, что активно закупают продукцию корпорации для жилых домов, паркингов и социальных объектов. «Мы работаем с разными поставщиками, у многих из которых производства или склады находятся в других регионах или даже странах СНГ. Логистика может существенно увеличить сроки поставки материалов. Крупным застройщикам как ведущим потребителям тепло– и звукоизоляции будет на руку, если производства ключевых стройматериалов будут находиться в том же регионе, что и сам застройщик», — отмечает руководитель группы маркетинга группы компаний «ЦДС» Наталья Кукушкина. По её мнению, сокращение расходов на логистику поможет снизить себестоимость продукции.

У заводов вроде того, что собиралась строить в Петербурге «ТехноНиколь», достаточно низкая рентабельность: высокая стоимость оборудования при не особо высокой стоимости продукции, говорит собеседник «ДП» из промышленных кругов. По его оценке, без господдержки завод за 7 млрд рублей будет окупаться не меньше 15 лет.

Трудовые будни

Возведение города на болотах требовало множества строительных материалов и большого количества рабочей силы. Петр приказал привозить камни со всех концов страны и указами сгонял на строительство сотни тысяч крестьян. Работать им приходилось в тяжелейших условиях, рабочий день начинался ранним утром и заканчивался ночью. Крестьяне жили в землянках и шалашах. Их косили холод, грязь и сырость. Многие из строителей убегали, не выдерживая таких условий. По царскому указу за побег сажали в тюрьмы родственников крестьян и держали там до тех пор, пока беглецы не находились.

Принято считать, что город построен на болоте. Однако это не более чем легенда. Петербург возник вовсе не на пустынной местности. До его возведения на этой земле существовало примерно 40 различных поселений, причем большинство из них были еще до прихода шведов.

Там, где сейчас находится Адмиралтейство, в XVI веке располагалось поселение шведов. В устье Фонтанки — деревня под названием Каллила, позже русские окрестили ее Калинкой. В районе Смольного находилось село Спасское. Также имелись села Сабирино, Кухарево, Волково, Купчино и другие.

Сложно сказать, что породило легенду о построении города на пустом месте. Возможно, это объясняется грандиозным и стремительным процессом возведения Санкт-Петербурга. В каком году построен этот замечательный город, теперь известно.

«Медный всадник»

Сенатская площадь

Самый знаменитый памятник Петру I – это, конечно же, «Медный всадник». Хотя скульптура бронзовая, такое название закрепилось благодаря поэме А. С. Пушкина. Для работы над монументом Екатерина II пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. По его признанию, голова императора ему не удавалась, и ее автором стала ученица Фальконе М. Колло. Первый скульптурный монумент России работы был торжественно открыт 7 августа 1782 г. Образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы, – гениальная находка Фальконе. Постаментом скульптуре служит цельный «Гром-камень», найденный в Лахте и доставленный в Санкт-Петербург по Финскому заливу и Неве на специально построенном судне. Надпись накладными бронзовыми литерами на русском и латинском языках  – «ПЕТРУ ПЕРЬВОМУ / ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ / лѣта 1782» и «PETRO PRIMO / CATHARINA SECUNDA / MDCCLXXXII» выполнена по тексту, редактированному самой императрицей.

Судьба монумента, являющегося одним из символов Санкт-Петербурга, неотделима от истории города. В 1803, 1903 и 2003 годах рядом с памятником проходили церемонии, связанные с юбилеями города. «Медный всадник» «видел» восстание декабристов на Сенатской площади. В годы героической обороны Ленинграда памятник был бережно укрыт. Накануне 300-летия Санкт-Петербурга памятник был полностью отреставрирован.

101–й остров

В конце июля нынешнего года в КГИОП была подана историко–культурная экспертиза земельных участков, подверженных воздействию строительных работ, выполненная в отношении территории «Ленэкспо» по заказу ООО «Сити консалтинг девелопмент» компанией ООО «НИИиПИ “Спецреставрация”». В акте экспертизы его автор Светлана Шуньгина ссылается, в частности, на технический отчёт с результатами изысканий для строительства многофункционального жилого комплекса «101–й остров» в квартале, где сейчас находится «Ленэкспо».

На площадку, можно сказать, уже вышли, поскольку в мае нынешнего года на участке была произведена археологическая разведка (нашли, например, нечто похожее на булыжную мостовую). А в июне–июле 2021–го проводились инженерно–геологические изыскания, в ходе которых пробурили 83 скважины.

Также из материалов экспертизы становится ясно, что заказчик столкнулся с трудностями при получении градплана участка из–за создания градостроительной комиссии — и для ускорения процесса экспертизу делали без этого документа.

«В связи с тем, что с мая 2021 года выдача градостроительных планов земельных участков регламентируется постановлением правительства Санкт–Петербурга № 314 от 24.05.2021 “О создании Градостроительной комиссии…” и на сегодняшний день регламенты работы данной комиссии не утверждены, у нас отсутствует возможность предоставить вам указанный документ (предусмотренный договором от апреля 2021 года к предоставлению градплан. — Ред.)», — говорится в письме гендиректора «Сити консалтинг девелопмент» Анастасии Эзрохиной гендиректору «Спецреставрации» Игорю Пасечнику. Письмо датировано 1 июля 2021 года.

Градостроительная комиссия, напомним, понадобилась Смольному, чтобы эффективнее торговаться с застройщиками за создание социальной инфраструктуры.

Вокзал пока уцелел

Между тем строительство жилого комплекса (а также гостиниц, торговли и других сооружений) здесь было предусмотрено проектом планировки, разработанным по заказу АО «Экспофорум» («Ленэкспо» управлялось той же компанией, что и «Экспофорум» на въезде в Пушкин) и утверждённым ещё в 2019 году.

Проект этот предполагал снос не только выставочных павильонов, которые редко относят к архитектурным шедеврам, но и, например, демонтаж сталинского здания с башенкой 1947–1949 годов постройки, выходящего к въезду на территорию со стороны Среднего пр. В.О.

Возведённая на месте разрушенной в войну Опытной авиационной станции первой в России части морской авиации, постройка относилась к Научно–исследовательскому морскому институту связи и телемеханики, а в последние годы там был административный корпус «Ленэкспо». Сталинка не охраняется как памятник архитектуры и потому может быть снесена.

Модернистический Морской вокзал, за судьбу которого переживают многие архитекторы, за границами участка проектирования.

В ООО «Экспофорум–интернэшнл», которое ранее управляло «Ленэкспо», сообщили «ДП», что «компания не является оператором ни выставочного комплекса, ни госпиталя». А потому ничего комментировать не будет.

Скульптурная группа «Петр I целует малолетнего короля Людовика XV»

Петергоф, Нижний парк

Первоначальная установка в Петергофе скульптуры «Пётр I целует малолетнего короля Людовика XV» была приурочена к визиту в Россию президента Франции Э. Лубэ в мае 1902 г. Тогда было сочтено уместным напомнить о поездке Петра I в 1717 г. в Париж, где царь пробыл с 26 апреля по 9 июня. Людовику XV в это время было всего семь лет.

29 апреля Людовик XV нанёс визит царю, остановившемуся в особняке Ледигьер. По словам герцога Сен-Симона, «было удивительно видеть, как царь берёт короля на руки, поднимает и целует…». На следующий день состоялся ответный визит. Король встретил царя у лестницы дворца Тюильри, поднимаясь по которой, Петр снова взял мальчика на руки. По легенде, царь при этом сказал: «Всю Францию на себе несу».

Скульптура, изображающая царя с малолетним королем Франции на руках, была показана скульптором Л. А. Бернштамом на Парижской выставке в 1900 г. По заказу Николая II её бронзовая отливка в 1902 г. была установлена на постамент недалеко от Купеческой гавани Петергофа. В 1920-е гг. памятник был перенесён на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы войны уничтожен.

К 300-летию Петергофа было решено восстановить памятник. Моделирование для отливки в бронзе проводилось по старым фотографиям и подлинной авторской гипсовой модели скульптором Н. А. Карлыхановым. Памятник установлен на гранитном постаменте в западной части Нижнего парка, вблизи дворца «Марли».

Sankt Petersburg название

С тех пор город трижды менял свое название:

Санкт-Петербург (16 (27) мая 1703–18 (31) августа 1914) – столица государства;

Петроград (18 (31) августа 1914–26 января 1924) – переименован после вступления России в Первую Мировую войну в связи с царящими в то время антигерманскими настроениями;

Ленинград (26 января 1924–6 сентября 1991) – переименован в честь В.И. Ленина после его смерти;

Санкт-Петербург (6 сентября 1991–н. вр.) – возвращено историческое название.

Пётр I Алексеевич, прозванный Великий (30 мая  1672 года – 28 января  1725 года) – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. До своей смерти в 1696 году формальным соправителем Петра был его брат Иван.

После смерти Петра у власти сменилось 13 правителей, каждый из которых как-то изменил облик Санкт-Петербурга.

Дочь Петра Елизавета (царствовала в 1741–1761 гг.) основала в Петербурге, чье население увеличилось до 74 тысяч человек, Пажеский корпус, Академию художеств, создала первую в России профессиональную драматическую труппу.

При ней было начато строительство Зимнего дворца, возведены Шереметьевский дворец и Смольный собор. Ее любимой летней резиденцией стал Петергоф.

При Екатерине II (1762–1796) место летнего отдыха правителей сменилось на Царское Село, а в Санкт-Петербурге были открыты Публичная библиотека и Эрмитаж. Берега Невы, Фонтанки и Екатерининского канала (Мойки) оделись в гранит. В этот период возводятся Таврический и Мраморный дворцы, Гостиный Двор, установлен памятник Петру I «Медный всадник».

К концу XVIII века население Петербурга достигло 230 тысяч.

При Александре I (1801–1825), в городе возводятся Смольный институт, Казанский собор и Биржа, а число жителей приближается к 400 тысячам.

В тот же период, в 1824 году, Петербург пережил самое разрушительное за свою историю наводнение, во время которого погибло более 500 человек, были уничтожены хранившиеся в подвалах многочисленные запасы, разрушено множество домов.

Правление Николая I (1825–1855) в истории города связано с подавлением восстания декабристов и открытием в 1837 году первой российской железной дороги.

Тогда же окончательно cформировался ансамбль центральных площадей и Невского проспекта, были построены Александринский театр, Михайловский дворец, Главный штаб.

При Александре II (1855–1881) в Петербурге начинают работу Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, открывается Мариинский театр, проведен водопровод. Население столицы насчитывает 861 тысячу человек. 1 марта 1881 года Александр II был убит террористами у Михайловского сада.

Позднее на месте этой трагедии заложили храм Спаса-на-Крови.

Во время правления последнего императора Николая II (1894-1917) город на Неве продолжает свое развитие: заканчивается строительство на Васильевском острове и Петроградской стороне, пущен трамвай, улицы освещаются электричеством, на них появляются автомобили. Число жителей Санкт-Петербурга увеличивается почти до двух миллионов.

В 1917 году к власти приходят большевики во главе с В.И. Лениным, и уже через полгода Петроград перестает быть столицей. Начинается советский период истории города: переименовываются улицы и проспекты, разрушаются старые памятники, создаются новые.

«ЦАРСТВУЮЩИЙ ГРАД»

Мог ли Петр Первый заложить в 1703 году в этом месте именно столицу государства, столичный царствующий град? Если оглядываться из нашего времени назад, то это кажется несомненным: стратегический ход, в Европу прорубить окно, и все такое.

Но если оценить ситуацию реально? Все побережье от Прибалтики и вплоть до Карелии контролируется шведами. Швеция — мощнейшая военная держава. И вот тут мы врезаемся в самую серединку и устраиваем себе столицу. Столицу! С огромным гражданским населением, необходимостью создания инфраструктуры, организации снабжения — и все это под носом у шведских армий.


Петр выбрал неплохое место для основания Санкт-Петербурга

Даже крайне экстравагантному или, если хотите, гениальному Петру такая идея в голову бы не пришла. Речь шла как раз о создании крепости — фортеции, имевшей конкретное военное предназначение — обороняться от шведов.

Санкт-Петербург получил шанс стать столицей только после Полтавской битвы, полного поражения шведов и исчезновения шведской угрозы. Именно тогда Петр написал графу Апраксину: «Ныне уже совершеной камень во основание Санктпетербурха положен с помощью Божиею».

Памятник у Сампсониевского собора

Большой Сампсониевский пр., д. 41

Открытие памятника Петру I у Сампсониевского собора состоялось 27 июня 1909 г., в дни празднования 200-летия Полтавской победы. Битва произошла 27 июня 1709 г., в день памяти преподобного Сампсония Странноприимца. Отсюда посвящение Сампсонию храма на Выборгской стороне – своеобразного архитектурного мемориала Полтавскому сражению. Деревянный храм, заложенный в год Полтавской виктории, перестраивался в камне в 1728-1740 гг.

Памятник Петру I отлит в бронзе по модели, выполненной скульптором М. М. Антокольским в 1872 г. Автор постамента – Н. Е. Лансере. Монумент создан на средства графов С. Д. и А. Д. Шереметевых, праправнуков сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, командовавшего русской армией под Полтавой.

В 1929 г. монумент демонтировали. Восстановить памятник на историческом месте решено было к 300-летию Санкт-Петербурга. Отливка статуи в бронзе производилась с авторской гипсовой модели. Была изготовлена копия постамента из красного гранита с накладной бронзовой доской на лицевой стороне, воспроизводящей текст со старого памятника: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия…». Открытие возрожденного памятника состоялось 24 мая 2003 г.

Первый памятник, отлитый по модели М. М. Антокольского, был установлен в Петергофе в 1884 г., затем появились монументы в Таганроге (1903 г.), на Кирочной улице Санкт-Петербурга (1910 г.; утрачен) и Шлиссельбурге (1957). Уменьшенная копия памятника в 1914 г. установлена в Архангельске.

«Здесь будет город заложен»

С момента основания Петербурга и до начала его бурного развития прошло почти 100 лет. Безусловно, город рос и в XVIII столетии, но не так активно — до начала XIX века не было ни одного года, когда в Петербурге возвели хотя бы 100 каменных домов (временные деревянные постройки, понятное дело, учету не поддаются). Пик приходится на 1800 год — именно тогда был впервые достигнут этот показатель.

Но вот преодолеть его удалось еще нескоро — больше сотни домов впервые удалось построить лишь в 1880 году.

Первым периодом активной стройки, как ни странно, стали 1830-е, несмотря на вспышку холеры, которая бушевала не только в Петербурге, но и во всей Европе. Затем развитие пошло на спад, который продолжался до последней четверти века.

Следующей пиковой точкой в застройке Петербурга стал 1900 год, когда было возведено, судя по официальным данным, более 245 домов. Это абсолютный рекорд. Однако этой цифре не следует доверять безоговорочно — в советское время из-за халатности некоторым домам той эпохи даты постройки присваивались наобум.

Время до Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы стали периодом простоя, который очень легко объяснить. Зато когда власти начали восстанавливать разрушенную страну, начался настоящий строительный бум — он приходится на 1960-е, подарившие Ленинграду знаменитые хрущевки.

До развала СССР в стране велась активная стройка, которая практически замерла в 1990-е — в это десятилетие Петербургу было не до реализации масштабных строительных проектов. Ситуация начала меняться в 2000-х, когда стали появляться слова вроде «девелопмент», «билдинг» и «концептуальный дизайн». Пиком стал 2007 год, стройка начала восстанавливаться, однако вскоре последовал удар — экономический кризис сильно ударил по отрасли, дав ей опомниться лишь спустя несколько лет.

А ГДЕ БЫЛ ПЕТР?

Самое интересное в этой истории, что Петра в этот день здесь просто быть не могло. Не мог он ничего закладывать, копать и так далее. Совершенно четко, по документам, установлено, что 11 мая он уехал в Лодейное поле, откуда вернулся в Шлотбург только 20 мая. В походном журнале Петра (Преображенском журнале) зафиксировано:

Это официальный документ, который велся дежурными офицерами, и он является столь же неопровержимым документом, как судовой журнал или судебный протокол. Не мог быть Петр Первый 16 мая на Заячьем острове. Более того, и название «Санкт-Петербург» ни в одном документе ни разу не упоминалось ни в мае, ни в июне 1703 года.

После возвращения из Лодейного поля на Неву Петр подписывал и письма и указы «из лагеря, при Шлотбурге», то есть Ниеншанце. Ни о каком Санкт-Петербурге и речи не было.

Взгляд в небо

Начиная с 1980-х годов в Петербурге начинают все чаще появляться высотные здания — город постепенно уходит от малоэтажного строительства. А уже с 2000-х сложно представить себе застройщика, в портфеле у которого не было бы хотя бы одной высотки. При этом этажность постепенно растет — если сталинки были высотой 9-12 этажей, то сегодня для петербургских окраин 25-этажные дома стали фактически нормой.

Высотки сегодня — это зачастую проекты экономкласса, наиболее доступные по стоимости. Безусловно, есть высотные проекты элитного жилья и жилья комфорткласса, но, как правило, они не выше 10-12 этажей. Исследование показывает, что в последние годы девелоперы делают ставку на недорогие квартиры, которые сегодня более востребованы.

Сейчас центр города не позволяет высотного строительства. Такие проекты переезжают на окраины Петербурга и в ближайшие пригороды — Кудрово, Мурино, Девяткино, Шушары и другие. Именно в этих направлениях в будущем и будет развиваться город, так как в его черте все меньше свободных пятен под застройку, а Ленинградская область может предложить очень привлекательные варианты. Так что у высотного строительства весьма хорошие перспективы.

Михаил Медведев
, генеральный директор ГК «ЦДС»:

«Конъюнктура стабильна: качество преобразования городской среды постепенно повышается и облик Петербурга меняется в лучшую сторону. Напротив, в волатильной ситуации о росте качества можно будет забыть. Строиться будет только то, за что клиент готов заплатить. Чем больше рисков, тем меньше готовности меняться, пробовать новые решения и инвестировать в развитие продукта».  

Беслан Берсиров
, заместитель генерального директора АО «Строительный трест»:

«Сегодня близкие к городу и перспективные территории для застройки в Ленобласти уже практически исчерпаны. Освоение же более отдаленных участков требует серьезных вложений в инфраструктуру и создание рабочих мест. В целом, я считаю, что будущее областной застройки за комплексами средней этажности — 9-12 этажей».

Дмитрий Коновалов
, управляющий партнер Glorax Development:

«Полагаю, что курс, взятый девелоперами, будет и дальше ориентирован на лучшие образцы европейской городской застройки. Это уже не та точечная застройка, когда компании строили дома без привязки к окружающему ландшафту. Сегодня все большее значение приобретают принципы урбанизма, которыми руководствуются многие застройщики, привлекая к работе над проектами лучших специалистов».

Евгений Богданов
, основатель проектного бюро RUMPU:

«Значительное влияние на конъюнктуру рынка оказывает текущий экономический кризис, в результате которого в 2 раза обесценилась валюта и возросла инфляция. В этих условиях, особенно при учете высокой рыночной конкуренции, повысить стоимость квадратного метра не представляется возможным, а в некоторых случаях приходится и демпинговать».

Николай Урусов
, генеральный директор строительной компании «Красная Стрела»:

«Один из основных путей преобразования Петербурга в ближайшие годы — редевелопмент бывших промышленных территорий в рамках серого пояса. Так как эта зона непосредственно примыкает к историческому центру города и занимает тысячи гектаров, вокруг нее развернутся ожесточенные споры и длительные дискуссии представителей власти и общественности».

Андрей Дорожный, Ирина Ананина

Все статьи автора

7 апреля 2017, 11:41


38644

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!