Фальконе этьен: биография, личная жизнь и известные работы

Оглавление

Работы архитектора

Скульптуры Этьена Фальконе, созданные до поездки в Россию, сегодня можно увидеть в Эрмитаже и Лувре. Самые известные его работы, до «Медного всадника» — «Сидящий купидон» (1757 года) и «Зима» (1763 года). Фальконе был приверженцем европейского классицизма, все его фарфоровые статуи нежны и романтичны. Плавные линии, сложные позы и реалистичные образы — классическое виденье искусства 18 века.

Маленького херувима можно увидеть и на статуе «Пигмалион и Галатея».

Сегодня, глядя на ранние работы Фальконе, сложно представить, что именно он стал архитектором «Медного всадника». Монументальная скульптура, дышащая своей мощью, огромная по размерам, агрессивная и в тоже время очень сильная, не идет в сравнение с нежными образами обнаженных дев. В этом и есть гениальность его создателя.

Трансфер в Рим

Измученный и разочарованный антагонизмом в Палермо, Фальконе принял пост в министерстве юстиции в Риме, предложенный ему Клаудио Мартелли , новым министром юстиции в новом правительстве Джулио Андреотти в марте 1991 года. капитуляция Фальконе, но сам он считал это тактическим ходом для лучшей борьбы с мафией. Его первым действием было подготовить указ об исправлении ужасного приговора судьи Верховного суда Коррадо Карневале , известного как «убийца приговоров», который позволил большинству оставшихся обвиняемых Макси-триб выйти из тюрьмы. Указ Мартелли привел к немедленному повторному аресту боссов мафии.

Находясь в Риме, он начал реструктуризацию итальянской системы уголовного преследования, создав окружные отделения для борьбы с мафией и национальное ведомство для борьбы с организованной преступностью. Следующим был его ход, чтобы помешать Карневейлу пересмотреть приговор Макси-триала. Удар по мафии, обвинительный приговор по делу Макси был подтвержден Верховным судом в январе 1992 года. К удивлению многих, переезд Фальконе в Рим оказался очень успешным. Он совершил настоящую революцию в судебной системе. Мафия начала понимать, что Фальконе в Риме был даже опаснее, чем в Палермо.

Ранний период жизни

Фальконе родился в 1939 году в семье среднего класса на Виа Кастрофилиппо недалеко от портового района Ла Калса , района в центре Палермо, который сильно пострадал от воздушных атак во время вторжения союзников на Сицилию в 1943 году. Его отец, Артуро Фальконе, Директор провинциальной химической лаборатории был женат на Луизе Бентивенья. У Джованни было две старшие сестры, Анна и Мария

Родители Фальконе подчеркивали важность тяжелого труда, храбрости и патриотизма; Позже он сказал, что они «ожидали от него максимума». В школе Фальконе дрался с детьми постарше, если он думал, что на его друзей придираются.

Мафия присутствовала в этом районе, но не двигалась; Томмазо Спадаро , мальчик, с которым он играл в пинг-понг в соседнем центре отдыха « Католическое действие» , позже стал печально известным мафиозным контрабандистом и убийцей, но мафиози в его детстве не были заметны. Мальчиками Фальконе и Борселлино, родившиеся в одном районе, вместе играли в футбол на площади Пьяцца Маджионе. У обоих были одноклассники, которые в итоге стали мафиози. Фальконе вырос в то время, когда сицилийцы не признавали существования мафии как сплоченной организованной группы; Утверждения об обратном со стороны других итальянцев часто рассматривались как «нападения с севера».

Получив классическое образование, Фальконе изучал право в Университете Палермо после короткого периода обучения в военно-морской академии Ливорно . Фальконе и Борселлино снова встретились в университете Палермо. В то время как Фальконе отошел от консервативного католицизма среднего класса своих родителей в сторону коммунизма , Борселлино был религиозным и консервативным; в юности он был членом Fronte Университарио d’Azione Nazionale   (Fuan), правого крыла организации университета связаны с неофашистской Movimento Социале Italiano . Однако ни один из них никогда не вступал в политическую партию, и, хотя идеологии их политических движений были диаметрально противоположными, они разделяли историю противостояния мафии. Их разные политические взгляды не мешали их дружбе. Фальконе хотел сделать карьеру военно-морского флота, но отец посчитал его слишком независимым для армии и отправил его изучать право.

Закончив обучение в 1961 году, Фальконе начал заниматься юридической практикой, прежде чем был назначен судьей в 1964 году. В конечном итоге Фальконе склонился к уголовному праву после службы в качестве окружного судьи. Его направили в прокуратуру Трапани и Марсала, а затем в 1978 году в суд по делам о банкротстве Палермо.

Биография вымышленного персонажа

В какой-то момент после убийства Кармине Фальконе Двуликим , Марио и София посетили могилу своего отца, устроив ему посмертную вечеринку по случаю дня рождения с их кузиной Люсией Витти, Селиной Кайл и другими известными мафиози. Бэтмен наблюдает за партией с крыши, пока гангстер не заметил его и не напал на него. Женщина-кошка помогает Бэтмену одолеть головорезов. К моменту прибытия лейтенанта Джеймса Гордона и полиции Марио и остальные члены семьи Фальконе уже сбежали. Позже в поместье Уэйнов Марио навещает Брюса Уэйна и предлагает бизнес-альянс между семьей Фальконе и Уэйн Энтерпрайзис . Брюс отказывается, вызывая недовольство Марио.

Позже Марио вызывает Гордона и окружного прокурора Дженис Портер на могилу своего отца, заявляя, что труп его отца был украден из могилы. София, Анджело Мирти и несколько частных детективов прерывают встречу. Во время рождественского сезона Марио говорит Гордону и Портеру, что София будет жаждать его крови. Позже Марио встречается с Софией и Альберто и утверждает, что их отец все еще жив. (Без его ведома, Человек из Календаря выдавал себя за Кармине, пытаясь свести с ума Марио и Альберто.)

Преступный клан Сала Марони начинает грабить Falcone Imports с помощью Витти и мелкого контрабандиста Тони Зукко . Марио сообщает Софии, что ее активы замораживаются, и угрожает отречься от нее, если она не сможет остановить ограбления. После отъезда Софии Марио разговаривает с неизвестной фигурой, которая заявляет, что теперь она пойдет в единственное место, где ее примут. Когда Марио заявляет, что не хочет, чтобы его имя ассоциировалось с контактом, неизвестная фигура заявляет, что никого нет. интересуется им.

В День матери Марио встречается с банкирами Готэм-сити и Брюсом Уэйном, но встреча прерывается, когда на них нападает Джокер . Затем Джокер похищает Марио и его братьев и сестер и держит их в заложниках в штаб-квартире полицейского управления Готэма . Бэтмен спасает братьев и сестер Фальконе и передает их полиции, но судья обеспечивает их освобождение.

В День Колумба банда Двуликого нападает и убивает всех членов преступного клана Фальконе, кроме Марио, Альберто и Софии. Позже Марио говорит с Гордоном и офицером Джулией Лопес о сделке, которую он заключил с Портером, относительно информации, касающейся перемещений Софии в обмен на защиту. Затем Убийца Палач убивает Альберто и Софию, оставляя Марио единственным выжившим членом семьи Фальконе. Одинокий и подавленный Марио поджигает семейный особняк Фальконе.

Позже Кайл обнаруживает, что Марио открыл магазин в некорпоративной части Готэм-сити. Племянница Марио Китрина умалчивает о побеге Женщины-кошки с территории поместья Фальконе.

Во время драки с Робином Марио угрожает убить бывшую жену Двуликого, Джильду . Двуликий приходит на защиту Джильды и трижды стреляет в Марио, убивая его.

Ранние годы

Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана-Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 году принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе скульптурную группу «Милон Кротонский»; в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.

Работы для церкви Святого Роха

Пьетро Стаджи Пигмалион и Галатея (копия с работы Фальконе из Лувра), 1763. Мрамор. Эрмитаж.

В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо.

Статуи «Музыка», «Грозящий Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 году Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создаёт множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита, изображающих мифологических персонажей и аллегорические фигуры.

Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. А иллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

Выполнил несколько скульптур для церкви Святого Роха в Париже.

Контекст

Постамент представляет не меньшее по силе произведение, правда, уже выполненное природой. Прозванный гром-камнем, он был найден недалеко от деревни Конная Лахта (ныне это район Санкт-Петербурга). Котлован, образовавшийся после извлечения породы из земли, стал прудом, который существует и сегодня.


Петровский пруд, возникший после изъятия гром-камня. (Pinterest)

Камень искали по объявлению, опубликовав в газете обращение к частным лицам.

Нужный образец — весом в 2 тыс. тонн, длиной 13 м, высотой 8 м и шириной 6 м — нашел казенный крестьянин Семен Вишняков, который поставлял строительный камень в Петербург. По легенде, порода откололась от гранитной скалы после удара молнии, отсюда и название «гром-камень».

Самым сложным было доставить камень до Сенатской площади — будущий постамент должен был преодолеть почти 8 км. Операцию проводили всю зиму 1769/1770.

Камень привезли на берег Финского залива, там для его погрузки соорудили специальную пристань. Специальное судно, построенное по уникальным чертежам, притопили и посадили на предварительно вбитые сваи, после чего камень сдвинули с берега на корабль. Та же операция в обратном порядке была повторена на Сенатской площади. За транспортировкой наблюдал весь Петербург, от мала до велика. Пока гром-камень везли, его обтесывали, придавая ему «дикий» вид.


Действие машины для перевозки гром-камня. (Pinterest)

Вскоре после установки вокруг памятника начали плодиться городские легенды и страшилки.

По одной из них, пока Медный всадник стоит на своем месте, городу нечего опасаться. Пришло это из сна некоего майора во время Отечественной войны 1812 года. Ночной кошмар вояки передали Александру I, который как раз отдал приказ о вывозе памятника в Вологодскую губернию — для спасения от приближавшихся французов. Но после таких пророчеств, конечно, приказ был отменен.

Призрак Медного всадника якобы видел и Павел I во время одной из вечерних прогулок. Причем произошло это еще до установки монумента. Будущий император сам рассказывал, что на Сенатской площади видел призрак с лицом Петра, который возвестил, что скоро они вновь встретятся на том же месте. Через некоторое время был открыт памятник.

Жизнь

Аллегория скульптурной статуи, 1746 г. н.э. Этьен-Морис Фальконе. Из Парижа, Франция. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Фальконе родился в бедной семье в Париже

Сначала он был учеником плотника, но некоторые из его глиняных фигур, изготовлением которых он занимался в часы досуга, привлекли внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана , который сделал его своим учеником. Одной из его самых успешных ранних скульптур была скульптура Милона Кротонского , благодаря которой он был принят в члены Академии изящных искусств в 1754 году.

Он привлек внимание публики в Салонах 1755 и 1757 годов своими мраморными изделиями L’Amour и Nymphe, потомками au bain (также называемых The Bather ), которые сейчас находятся в Лувре. В 1757 году Фальконе был назначен директором скульптурного ателье новой Королевской фарфоровой мануфактуры в Севре , где он вдохнул новую жизнь в производство небольших скульптур в виде неглазурованных фарфоровых статуэток из мягкой пасты , которые были специальностью предшественницы мануфактуры в Севре

, Винсеннес .

Влияние художника Франсуа Буше и современного театра и балета в равной степени проявляется в сюжетах Фальконе и его милых, элегантно-эротичных, несколько застенчивых манерах. С самого начала Falconet создал для Sèvres набор белых бисквитных столовых гарнитуров из путти (Falconet’s Enfants ), иллюстрирующих искусство, призванных дополнить грандиозные обеденные сервизы мануфактуры. Мода на подобные небольшие столовые скульптуры распространилась на большинство фарфоровых мануфактур Европы.

Пигмалион и Галатей , Эрмитаж

Он оставался на Севрском посту до тех пор, пока в сентябре 1766 года его не пригласила в Россию Екатерина Великая . В Санкт-Петербурге он вместе со своей ученицей и падчерицей Мари-Анной исполнил колоссальную статую Петра Великого из бронзы, известную как Медный всадник Колло . В 1788 году, вернувшись в Париж, он стал директором Академии изящных искусств. Многие религиозные сооружения Фальконе, заказанные для церквей, были уничтожены во время Французской революции . Его работа по частному заказу была лучше.

Сидящий амур (Amour menaçant), оригинал в Рейксмузеуме , Амстердам

Он нашел время для изучения греческого и латыни , а также написал несколько брошюр по искусству: Дени Дидро доверил ему главу «Скульптура» в Энциклопедии , отдельно выпущенной Фальконе как Réflexions sur la скульптура в 1768 году. Три года спустя он опубликовал Наблюдения за статуей Марка Ореля , которую можно интерпретировать как художественную программу для его статуи Петра Великого. Произведения Фальконе об искусстве, его Oeuvres littéraires достигли шести томов, когда они были впервые опубликованы в Лозанне в 1781–1782 годах.

Несколько приукрашенное и слишком легкое обаяние Фальконе вызвало критику Британской энциклопедии 1911 года: «Его художественные произведения характеризуются теми же недостатками, что и его сочинения, поскольку, хотя и проявляют значительную смекалку и некоторую силу воображения, они во многих случаях демонстрируют ложные и фантастические вкус, скорее всего, результат чрезмерного стремления к оригинальности ».

Памятник в культуре

Попадая в один из самых красивых городов России и прогуливаясь по центральным и значимым местам, вы никогда не сможете обойти стороной Исаакиевский собор и памятник Петру Первому.

И сегодня он поражает своей красотой и величием. Многие россияне, никогда не посещавшие города на Неве, читали Пушкина, и «Медный всадник» знаком им по одноименному произведению.

Когда бронзовый монумент открыли, Екатерина Вторая приказала сделать памятные монеты. Позже юбилейные монетки с «Медным всадником» появятся и в нумизматике советского периода. В настоящее время мы можем увидеть нашего героя на 5 копейках.

В СПб «Медный всадник» — памятник номер один. Описание скульптуры, посвященной Петру Первому, часто встречается в рассказах и стихотворениях известных писателей и поэтов. Во все времена город неразрывно был связан со своим создателем и самым красивым монументом в его честь.

Не обошла стороной «Медного всадника» и филателия. Знаменитую скульптуру можно увидеть на марках 1904 года.

И, пожалуй, самое красивое воплощение в культуре — это яйцо Фаберже. Выполненный по заказу Николая Второго, этот шедевр было подарен царем своей жене на пасху. Сюрприз его заключается в том, что когда яйцо открывается, механизм поднимает золотую миниатюрную статую «Медного всадника».

Где находится памятник, знают не только горожане, но и гости Петербурга: Сенатская пл., Санкт-Петербург, Россия.

Просмотры:
95

Под крылом Лемуана

Позже в своих мемуарах Фальконе описывал первую встречу с Жаном-Луи. Когда он постучал в дверь, на пороге появился невысокий старик в рабочем халате, весь в гипсе и глине. Этьен, не говоря ни слова, протянул ему свой рисунок. Старик несколько минут рассматривал изображение, а затем спросил, есть ли у парня другие работы и давно ли он этим занимается.

В тот же день Этьен Фальконе был принят в ателье Лемуана помощником. У него имелись чудовищные пробелы в образовании, но была огромная любознательность и прекрасная память. Эти качества наряду с привычкой к самостоятельным суждениям и философскому осмыслению всего происходящего посодействовали тому, что впоследствии Фальконе превратился в одного из наиболее оригинальных мастеров искусства.

Однако тогда до этого еще было далеко. Жан-Луи учил юношу по старинке, давал как можно больше упражнений. Неделями и месяцами Этьен Фальконе копировал старинные гравюры, срисовывал древнеримские орнаменты, штудировал натуры, имитировал античные бюсты, головы и торсы. Вместе с Лемуаном молодой скульптор участвовал в украшении Версальского парка, и там впервые увидел произведения Пьера Пюже, выдающегося французского ваятеля.

Жан-Луи Лемуан до самой своей смерти оставался близким другом и учителем Фальконе, а тот, в свою очередь, навсегда сохранил к наставнику чувства уважения и благодарности.

Антимафия бассейн

Листы разоблачены в знак солидарности с Джованни Фальконе и Паоло Борселлино . Они читают: «Вы их не убивали: их идеи ходят по нашим ногам».

Джованни Фальконе и Паоло Борселлино в марте 1992 года. Это изображение двух убитых судей, которое можно увидеть на плакатах и ​​статьях после их смерти, с тех пор стало символом борьбы с мафией.

Фальконе страдал от хронической нехватки ресурсов в качестве магистрата. Закон о новом преступлении заговора мафии и конфискации активов мафии был введен Пио Ла Торре, но его рассмотрение в парламенте было приостановлено на два года. Ла Торре был убит 30 апреля 1982 года. В мае 1982 года итальянское правительство прислало Карло Альберто. Далла Кьеза , генерал итальянских карабинеров , прибыл на Сицилию с приказом сокрушить мафию. Однако вскоре после прибытия, 3 сентября 1982 года, генерал был застрелен в центре города, его молодая жена была рядом с ним. Сицилийцы возмутились. За пределами церкви присутствовавших там политиков издевались, плевали на них и обвиняли сицилийцы в том, что они так долго терпели мафию. В ответ итальянское правительство наконец предложило следователям необходимую им поддержку, и через 10 дней был принят закон Пио Ла Торре .

Обязанности Фальконе в качестве мирового судьи оказали огромное давление на его личную жизнь. В мае 1986 года он женился на своей невесте Франческе Морвилло ; Фальконе поручил лично мэру Леолуке Орландо провести частную церемонию.

Он стал частью неформального пула антимафии Палермо , созданного судьей Рокко Чинничи . Это была группа следователей, которые тесно сотрудничали, делились информацией и разрабатывали новые стратегии расследования и обвинения. Самое главное, они взяли на себя коллективную ответственность за продолжение судебного преследования мафии: все члены пула подписали приказы прокуратуры, чтобы не подвергать кого-либо из них особому риску, например тому, который стоил судье Гаэтано Коста его жизни. Наряду с Фальконе в группу входили Паоло Борселлино , Джузеппе Ди Лель   и Леонардо Гуартотта   .

Фальконе «Грозящий Амур»

Фальконе «Грозящий Амур»

Во второй половине 1750-х годов он работал на Севрской мануфактуре, вначале выполняя модели по рисункам художника Буше, в дальнейшем он вступает на путь самостоятельного творчества. К этому периоду относится его мраморная статуя «Грозящий амур». Античный Амур был веселым, кокетливым, а подчас и жестоким богом любви. Летая повсюду со своим луком и колчаном, наполненным стрелами, он поражал сердца людей, неся им радость и счастье, а порой и жестокие муки любви.

У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Мягкий наклон его головы, хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, — все это наполняет композицию жизнью. Очень выразительно передана прелесть пухлого детского тела, его естественная ребячья грация, его крылья, нежные перышки которых как бы трепещут. О высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью, говорит эта работа.

Источники

  • Фоллен, Джон (2012). Вендетта: мафия, судья Фальконе и поиски справедливости , Лондон: Hodder & Stoughton, ISBN  978-1-444-71411-1
  • Джеймисон, Элисон (2000). Антимафия: борьба Италии с организованной преступностью , Лондон: Macmillan, ISBN  0-333-80158-X .
  • Ла Ликата, Франческо (1993), , Милан: Риццоли
  • Лодато, Саверио (1999), Ученый Джованни Фальконе: исповедь Джованни Бруски , Милан: Мондадори
  • Шнайдер, Джейн Т. и Питер Т. Шнайдер (2003). , Беркли: ISBN  Калифорнийского университета Press 0-520-23609-2
  • Стилле, Александр (1995). Превосходные трупы: мафия и смерть Первой итальянской республики , Нью-Йорк: Vintage ISBN  0-09-959491-9

Сюжет

В августе 1782 года над хладным берегом Невы взвился на дыбы бронзовый конь с бронзовым же императором в седле. Матушка Екатерина, желавшая ненавязчиво обозначить свое величие, приказала на постаменте указать: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Читай: от ученика — учителю.

Одежда на Петре простая и легкая. Вместо богатого седла — шкура, что, по задумке, символизирует дикую нацию, цивилизованную государем. Для постамента — громадная скала в форме волны, что, с одной стороны, говорило о трудностях, с другой, — о морских победах. Змея под ногами вздыбленного коня изображала «враждебные силы». Фигура Петра должна, по задумке, выражать сочетание мысли и силы, единство движения и покоя.


Медный всадник. (Pinterest)

Екатерина ожидала увидеть Петра с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору, а не легионеру. Фальконе же задумал совсем иное: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом».

Идея памятника Петру родилась в голове Екатерины под влиянием ее друга философа Дени Дидро. Он же посоветовал и Этьена Фальконе: «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит… Корысти не знает».

Для создания гипсовой модели Фальконе позировал гвардейский офицер, который ставил на дыбы лошадь. Так продолжалось по несколько часов в день. Кони для работы были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.

Гипсовый эскиз головы Медного всадника. (Pinterest)

Гипсовую модель лепили всем миром: коня и всадника — сам Этьен Фальконе, голову — его ученица Мари Анн Колло, змею — русский мастер Федор Гордеев. Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. Фальконе до того ни разу подобным не занимался, поэтому настаивал на том, чтобы из Франции вызвали специалистов. Вызвали. Французский литейщик Бенуа Эрсман и трое подмастерьев приехали в Петербург не то что со своими инструментами, но даже со своими песком и глиной — мало ли, вдруг в дикой России не найдется правильного сырья. Но и это не помогло ему выполнить заказ.

Обстановка накалялась, сроки поджимали, Фальконе нервничал, Екатерина была недовольна. Нашли русских смельчаков. Отливка памятника продолжалась почти 10 лет. Сам Фальконе не застал завершения работы — в 1778 году он должен был уехать на родину. На торжественное открытие скульптора не пригласили.

Описание памятника

Глядя на памятник на Сенатской площади, сразу бросается в глаза его величие и символизм. Позади Петра Первого — Исаакиевский собор, сам Петр смотрит на Неву, за которой возвышается Петропавловская крепость. Та самая, с которой началось строительство города.

Огромная каменная глыба, на которой установлен бронзовый монумент — высококачественный гранит, весом около тонны. На обоих сторонах монумента написано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782», притом надпись с одной стороны на русском, на второй — на латыни.

Сам бронзовый памятник стоит всего на двух точках опоры — это задние копыта коня. Ни хвост, ни змея не обеспечивают устойчивости статуи.

Лошадь встала на дыбы, Петр Первый восседает на ней, осматривая свои владения с высоты. Он смотрит на город, который построил: красивый, величественный, сильный. Правой рукой он указывает вдаль, на просторы реки Невы. Левой держит поводья. В ножнах у императора меч с головой змеи. На голове — терновый венок. Лицо спокойное, но решительное. По задумке Фальконе, «Медный всадник» смотрит на свой город влюбленными глазами, в глазах Петра зрачки выполнены в виде сердец.

Немаловажный эпизод в монументе — змея, которую давит копытами конь всадника. В ней сосредоточено зло, которое великий государь растоптал и преодолел силой своей власти и духа.

Памятник Петру 1 в Петербурге — «Медный всадник» — одна из самых ярких достопримечательностей города.

В эти дни во Франции отмечают 250-летний юбилей Севрской мануфактуры, которой одно время руководил Этьен Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, находящегося на площади Декабристов в Петербурге. 16+

Известный во всем мире Медный всадник Этьена Фальконе  единственное творение французского скульптора не только в Петербурге, но и во всей России. Между тем в Париже в эти дни отмечают 250-летие создания Севрской фарфоровой мануфактуры, руководил которой одно время и Фальконе.

Из предместья Парижа  репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

В середине XVIII века этой мануфактурой в Севре руководил Фальконе. Около старых печей, где обжигали фарфор, сегодня стоит знаменитый «Грозящий Амур». Авторские мраморные версии этой скульптуры Фальконе находятся в Лувре и Эрмитаже, а здесь до сих пор делают копии из фарфора.

Мишель Руэ  шеф цеха эмали  работает с заготовками, как жонглер. Движения мастера отточены до виртуозности. В процессе нанесения эмали за 250 лет ничего не изменилось. Сначала еще на мягкий фарфор наносится фирменный знак, заготовка обжигается, а потом опускается в ванну с эмалью.

Мишель Руэ, шеф цеха эмали: «На тарелке всегда остаются следы от пальцев. Без них нельзя обойтись. Потом кисточкой или шпателем стараемся убрать все неровности».

Еще в середине XVIII века мастера случайно обнаружили, что покрывать статуэтки эмалью необязательно. Так появились особые бисквитные амуры и психеи. Изящные статуэтки стали воплощением того периода, когда фарфором занимался гениальный скульптор и даже олицетворением стиля «рококо».

На одном из холмов Севра в XVIII веке жила могущественная мадам Помпадур. Через Севрскую мануфактуру к фаворитке короля пролегал путь богачей, знати и куртизанок. Все знали, что герцогиня Помпадур покровительствовала искусству Фальконе и старались купить изящные статуэтки. Поэтому любовница короля Людовика XV обеспечила успех производства.

В музее Севра можно найти все эти вещички а-ля Помпадур. Только вот, что именно принадлежит авторству Фальконе сказать трудно. Его имя ставилось на продукции как имя руководителя. Тем не менее, искусствоведам удалось точно установить, что одна из моделей вылеплена именно Фальконе.

Вероник Меланде, искусствовед Национального музея керамики в Севре: «„Селен с Нимфой“. Это действительно вещь Фальконе. Только он мог передать нежный образ женщины, изгиб тела, это тот тип, который нравился Фальконе».

Модель необыкновенно ценна. Ни в одном каталоге нет ее фарфоровых отливок. Рядом на полке  модели на религиозные сюжеты. На определенном этапе мастерская Фальконе решила уйти от пасторальных сценок, но композиции со святыми не имели коммерческого успеха.

Зато в Севре до сих пор отливают аллегорических героев. На первый взгляд, работа формовщика чисто техническая. Но те, кто работает с фарфором, знают: творчество необходимо на каждом этапе.

Доминик Комбо формовщик: «Особенно, когда открываешь формы и видишь лицо. Будто даешь рождение кому-то, что-то новое явилось в мир».

В специальном хранилище мануфактуры можно найти немало форм времен Фальконе в прекрасном состоянии. В них до сих отливают фарфор.

В 1766 году Фальконе получил приглашение от Екатерины II сделать первый памятник для России. Дидро, который и порекомендовал императрице скульптора, напутствовал друга перед дорогой: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой или создать нечто гениальное». И если бы Фальконе не уехал в Россию, он так и остался бы ваятелем амурчиков и купальщиц.