Статуя зевса в олимпии (фото). описание статуи зевса олимпийского

Оглавление

Эпитеты, связанные с погодой

Так как Зевс был связан с погодой, то к нему часто обращались при помощи соответствующих эпитетов. Считалось, что именно этот бог управляет всем, что касается неба.

Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.

То, как называли Зевса в этом случае, отображало его роль и в земледелии. Именно от погоды зависели урожаи и возможность людей прокормиться.

Есть такие эпитеты Зевса (Юпитера) метеорологического характера:

  1. Астрапей – похожий на молнию, такой же быстрый, огненный, как вспышка молнии.
  2. Икмейский – пропитанный влагой. Эпитет, тоже связанный с дождями, с возможностью Зевса вызывать дожди.
  3. Керавн – ещё один известный эпитет Зевса. Он означал «тот, кто поражает молнией». Этот бог был громовержцем, его главным оружием являлась молнию. Зевс часто изображался с одной молнией или пучком.
  4. Омбрий – дарующий дождь. От этой функции Зевса зависели будущие урожаи.
  5. Бронтий – громовержец.
  6. Ourios – бог благоприятного, попутного ветра.

Бассейн, расположенный у подножия статуи

У подножия статуи по распоряжению Фидия обустроили бассейн. Он был наполнен сначала водой, а потом оливковым маслом (сверху). Проникавший через открытые двери и ниспадавший на бассейн свет отражался в маслянистой глади, окутывая таинственно плечи и лицо скульптуры. Из-за регулярной тщательной обработки оливковым маслом вся фигура бога блестела. Делалось это для того, чтобы избежать появления на слоновой кости трещин, поскольку материал этот чутко реагировал на влажность. Ежедневно жрецы осуществляли такую обработку. Масло, по словам Павсания, было для статуи чрезвычайно полезным, так как предохраняло от порчи, которую болотистый воздух Альтиса мог принести с собой в храм. Находящийся перед скульптурой пол выстлан был черным мрамором. Приподнятой полосой, выполненной из паросского мрамора, было окаймлено это отдельное пространство. Ее функция состояла в задержке сливающегося масла.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Статуя Зевса Олимпийского была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале — 9,5 на 6,5 метров.

Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней

Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова — на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

Судьба третьего чуда света[править | править код]

Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофоном.

Согласно Светонию, около 40 года н. э. римский император Калигула хотел перенести статую Зевса к себе в Рим: «Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими», когда же приступили к исполнению «статуя Юпитера, которую он приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались». В скором времени император был убит.

Лукиан Самосатский упоминает о серьёзных повреждениях статуи в конце II века, во время гражданских смут и дерзких набегов северных соседей:

В 391 году н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил язычникам не только публичные богослужения и жертвоприношения, но даже и просто вход в языческие храмы, каравшийся смертью. Вставал вопрос об имуществе языческих храмов, многие из которых, в том числе и храм Зевса Олимпийского, были весьма состоятельны. После многочисленных войн и грабежей, последовавших за смертью Феодосия, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры.

Последнее упоминание о статуе относится к 363 году н. э. В XI веке византийский историк Георгий Кедрин записал местное «предание», согласно которому в начале V века н. э. статуя Зевса была ещё цела. По его сведениям, её перевезли в Константинополь и установили во дворце Лавса, где она сгорела во время пожара в 475 году. По другой версии, статуя погибла вместе с храмом от пожара в 426 году

Что случилось со статуей Зевса в Олимпии?

У историков есть два варианта ответа на вопрос о судьбе статуи Зевса. Они основываются на трудах византийского историка Георгия Кедрина, который в XI веке записал местное предание. Оба варианта сводятся к огню, что не удивительно, ведь каркас статуи — деревянный.
1) В 426 году нашей эры Феодосий II издал указ о борьбе с язычеством во всех видах и проявлениях. Считается, что в 426 году нашей эры статуя Зевса в Олимпии сгорела.
2) Статую Зевса увезли в Константинополь, где она была утрачена в результате пожара в 476 году нашей эры.

Статуя Зевса в Олимпии, как третье Чудо Света, просуществовала почти тысячу лет.

Попытка свержения

Но там, где есть сила и власть, всегда найдутся те, которых не устраивает новый порядок. И у Зевса власть решили отнять Посейдон, Гера, Афина и Аполлон. Собственно, однажды Зевс слегка задремал. И в этот момент предатели приковали его цепями к кровати и уже собрались отправить верховного бога в Тартар.

Однако Зевса спасла его возлюбленная Фетида. Та самая, которая дала ему совет, в борьбе с Кроносом. Она позвала на помощь гекатонхейра Бриарея, который выручил Зевса, и заговор провалился.

После провала, Посейдон и Аполлон отправились строить стены знаменитой Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях, между небом и землей. Казалось бы, самое время взять в законные супруги Фетиду. Но его остановил Прометей, которому был видение, что сын Зевса и Фетиды будет более могущественным, чем его отец. Верховный олимпиец не хотел рисковать властью и обуздал свои порывы.

Опрос: Что вас привлекает в Зевсе?
Его невероятная сила и храбрость. 27.27%

Его красота и находчивость. 9.09%

Его потомство. 36.36%

Его поступки. 27.27%

Проголосовало: 11

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии: сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы. Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае, которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах. Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб. Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Авторство восточного фронтона приписывают Пеонию, а западного – Алкамену старшему. Однако вопрос о количестве авторов до сих пор остаётся открытым.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Статуя Зевса в Олимпии

  • Храмы, посвященные Зевсу, находились во всех больших городах Греции. Самым культовым местом считалась Олимпия. Именно в этом городе расположилось большое количество храмов для обрядов.
  • Третьим чудом древнего мира считается статуя Зевса в Олимпии. Особенность памятника архитектуры заключается в гигантских размерах, технике исполнения и использовании драгоценного материала. Зевса изобразили сидящем на троне со скипетром в руках. В его правой руке разместили Богиню победы Нику. У основания трона были размещены львы и кентавры.
  • Часть тела Зевса была накрыта мантией с золотым напылением. На мантии были врезаны очертания животных. На голове у Зевса красовался оливковый венок. Золотистые блики на фоне слоновой кости придавали статуе божественное сияние.


Статуя

  • Статуя вместе с основанием трона достигала более 20 м в высоту. К примеру, глаз Зевса можно было сопоставить с размером мужского кулака. Человек рядом со статуей выглядел как маленькое насекомое.
  • Величественная статуя возведена в огромном храме их слоновой кости. Огромные блоки из камня и массивные колоны еще больше подчеркивают величие Зевса. Статуя Зевса была разрушена в результате землетрясения.
  • Зевс является героем множества компьютерных игр и кинематографических фильмов. Роль Зевса сыграли такие знаменитые актеры как Шон Бин, Лиам Нисон, Люк Эванс.

Рассказ Павсания

Описание самой престижной статуи сделал греческий историк и географ Павсаний.

По словам этого автора, Зевс был изображен с обнаженным торсом и восседал на троне. Его ноги были прикрыты плащом, а голову венчала оливковое дерево. Бог смотрел вниз, что придавало ему отеческий вид.

В правой части скульптуры была изображена Ника (богиня победы, обычно изображаемая в виде крылатой женщины), а в левой — скипетр, увенчанный орлом. Плащ на ногах был украшен лилиями, а сандалии были из золота.

Трон был изготовлен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Подлокотники, спинка, перекладины и ступни были вырезаны и украшены рельефами, отсылающими к греческой мифологии. На одной из самых впечатляющих изображена резня детей Ниобы.

Основание скульптуры Зевса было украшено рождением Афродиты. По словам Павсания, можно было увидеть богиню, выходящую из моря и приветствуемую Эросом.

Как выглядела статуя Громовержца

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

Открытие статуи

На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.

Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.

Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

История

Статуя была установлена ​​в храме Зевса в Олимпии около 430 г. до н.э. Там он оставался до 395 г. С.

К тому времени христианство распространилось, а древние религии и боги подверглись гонениям. Однако в 382 г. н.э. C., указ разрешил храму вновь открыться, чтобы население могло созерцать находящиеся в нем произведения искусства.

Это открытие длилось недолго и в 392 г. С., новый указ приказал закрыть все языческие храмы. Также были запрещены Олимпийские игры.

Согласно одной из существующих теорий, статус Зевса был перенесен в 395 году в Константинополь, современный Стамбул. Его целью был дворец Лаусо, где он оставался до тех пор, пока в 475 году пожар не опустошил здание и все, что в нем находилось, включая скульптуру.

Современные копии


В 1861 году из Италии мраморную копию статуи Зевса привезли в Эрмитаж, где она и сегодня находится. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок неподалеку от Рима во второй половине XVIII века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в первом веке до нашей эры.
В начале девятнадцатого века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он разорился, а имущество его было конфисковано и реализовано с аукциона. Лучшие предметы  коллекции разорившегося итальянца, в том числе и копия статуи Зевса, попали в Эрмитаж благодаря проворности тогдашнего директора Эрмитажа и его специальной договоренности с властями Италии.

Италия

Рим

Сидящая статуя Тиберия в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. Середина I в. н. э. Ватиканские музеи, Григорианский светский музей. Рим, Италия

Статуя Тиберия из Привернума в позе Юпитера. Мрамор. 20—30-е гг. н. э. Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XXI. 3.Рим, Италия

Сидящая статуя Юпитера (т. н. Юпитер Вероспи). Мрамор. Датировка: 80—100 гг. (Спинола) / III в. н. э. (другие ученые). Античной является только верхняя часть тела до ног; руки, части лица и волос и остальная часть тела дополнены в XVIII веке. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов. Рим, Италия

Голова Зевса Отриколийского. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

Зевс. Мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца конца V — начала IV вв. до н. э. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс. Рим, Италия

Статуя Клавдия в образе Юпитера. Мрамор. 40—50-е гг. I в. н. э. Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда. Рим, Италия

Голова Зевса. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э. Высота 38 см. Капитолийские музеи. Рим, Италия

Фронтон храма Юпитера Капитолийского (деталь рельефа «Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому»). Мрамор. 176—180 гг. н. э. Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница. Рим, Италия

Капитолийская триада. Мрамор. II в. н. э. Римский национальный музей, Термы Диоклетиана. Рим, Италия

Рея подает Кроносу запеленутый камень. барельеф, III в. до н.э. музей Капитолия, Рим, Италия

Коза Амалфея, вскормившая младенца Зевса, и сатир. Джованни Лоренцо Бернини, 1615 г. Галерея Боргезе, Рим, Италия

Статуя бога Зевса в фонтане четырёх рек Бернини на площади Пьяцца Навона.  Рим, Италия

Римини

Юпитер. Рельеф на арке Августа, тондо на юго-восточной стороне. 27 г. до н. э. Римини, Италия. Беневенто

Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий. Мрамор. 114—117 гг. Арка Траяна, Беневенто, Италия

Верона

Миф о Фаэтоне. Стенка саркофага. Мрамор. III в. Музей-лапидарий Маффеи. Верона, Италия

Декоративная подвесная маска (oscillum). Мрамор. II в. н. э. Музей-лапидарий Маффеи. Верона, Италия

Неаполь

Император Август в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. 45—50 гг. н. э. Голова современная. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Зевс на квадриге поражает гигантов молнией. Камея. Никелин. III—II вв. до н. э. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Император Клавдий в образе Юпитера Капитолийского. Мрамор. 49—50 гг. н. э. Голова современная, работы Филиппо Тальолини. Национальный археологический музей. Неаполь, Италия

Палермо

Сидящая статуя Зевса из Солунта. Известняк, мрамор. II—I вв. до н. э. Региональный археологический музей Антонио Салинаса.Палермо, Италия

Утрата и разрушение

По словам римского историка Светония , римский император Калигула приказал, чтобы «статуи богов, которые особенно славились своей святостью или художественными достоинствами, в том числе статуя Юпитера в Олимпии, были привезены из Греции, чтобы удалить им головы. и поставил свое на их место «. Прежде чем это могло произойти, император был убит в 41 году нашей эры; его смерть якобы была предсказана статуей, которая «внезапно издала такой громкий смех, что леса рухнули, и рабочие бросились наутек».

В 391 году нашей эры христианский римский император Феодосий I запретил участие в языческих культах и закрыл храмы. Святилище в Олимпии вышло из употребления. Обстоятельства возможного разрушения статуи неизвестны. Византийский историк XI века Георгиос Кедренос записал традицию, согласно которой он был перенесен в Константинополь , где был уничтожен во время большого пожара во дворце Лаус в 475 году нашей эры.

Кроме того, статуя погибла вместе с храмом, который сильно пострадал от пожара в 425 году нашей эры. Но более ранняя потеря или повреждение подразумевается Лукианом из Самосаты в конце 2-го века, который ссылается на это в Тимоне : «они возложили руки на вас в Олимпии, милорд Верховный Громовержец, и у вас не было сил разбудить собак. или позвать соседей; наверняка они могли прийти на помощь и поймать ребят до того, как они закончили собирать добычу «.

Фотография (2005 г.) мастерской Фидия в Олимпии.

Хронология и карта семи чудес древнего мира , включая статую Зевса в Олимпии

Образ Зевса

  • Изображение образа Зевса еще больше подчеркивает его силу. Густая борода и локоны дополняют образ мифического бога мужественностью.
  • Изображение Бога всегда сопровождает оружие. В его руках мы видим трезубцы, метающие молнии. Он перемещается на колеснице с орлами, подчеркивающими божественное величие. В руках Зевса встречаются скипетр и молот, похожие на орудие скандинавского бога Тора.
  • Щит, обтянутый кожей, получил название Эгида. Отсюда появилось одно из имен Зевса – Эгидодержец. Иногда Зевса изображают с Никой в руках – Богиней победы.


Зевс

  • Великие дела порождали новые имена Зевса. Управление над всеми Богами происходит на горе Олимп – отсюда выходит Зевс Олимпийский. Радушие и гостеприимство Зевса зародило обращение Зевс Ксений.
  • Управление торговлей на рыночной площади зародило имя Зевс Агор. Хранение многочисленных клятв порождает название Зевс Горький.
  • Зевс обладает даром перевоплощения. Его страсть к женщинам навевает образы облака, лебедя, золотого дождя. В любовных отношениях от Зевса исходит доброта и нежность.
  • Во многих произведениях искусства Зевса изображали как персонажа любовных интриг, обманывающего женщин в различных обличьях.
  • Зевса воспринимали как «отца людей и богов». Он всегда жестоко наказывал за ошибки и несправедливость. Титан Прометей, наказанный Зевсом за похищение огня, был прикован к скале на вечное кормление птицам.


Жильцы дома

  • За человеческое беззаконие Зевс послал на землю потоп и развязал Троянскую войну.  
  • Дважды предпринимались попытки свергнуть Зевса. Одна из его жен вместе с детьми приковали греческого Бога к его ложу, пытаясь отправить его в подземное царство. На помощь Зевсу пришла его возлюбленная Фетида. Богиня Гера, выступившая против главного Бога Олимпии, получила наказание – ее заключили в золотые цепи и подвесили между небом и землей.
  • Второй попыткой свергнуть Зевса стало пророчество нимфы Фетиде о рождении сына, который станет сильнее отца. Зевс долгое время проявлял интерес к Фетиде и преследовал ее. Ему удалось своевременно узнать о предсказании от Прометея. Чтобы сохранить свою власть, Зевс выдал Фетиду замуж за земного человека.

Семья Зевса

  • Зевс очаровал огромное количество красавиц. Его возлюбленными были такие Богини как Деметра, Европа, Евринома. Статуса жены удостоились Богиня мудрости Метида, богиня правосудия Фемида и богиня бракосочетаний Гера.
  • Метида напророчила Зевсу рождение сына, который превзойдет могущество своего отца. Переживая за свое будущее, громовержец проглатывает свою жену. Растворившись в своем муже, Метида становится главным советчиком Зевса.
  • Дети Зевса – Эвномия, Дике и Эйрейн появились на свет от супруги Фемиды. Супруга Гера родила Зевсу жестокого бога войны Ареса. Его кровавые войны подтолкнули греков назвать четвертую красную планету Арес.


Дети

  • Римляне же в последствие переименовали ее в Марс. Еще одним сыном Геры и Зевса стал хромоногий бог Гефест. Дефект ног наделил особым даром его руки, и Гефест стал Богом кузнечного дела.
  • Согласно мифу, одной из супруг Зевса стала титанша Метис. Поглощенная Зевсом, она родила ему дочь в утробе мужа. Древнегреческого Бога стали беспокоить головные боли, и он подарил своей дочери свободу. Так появилась Богиня войны Афина.
  • От возлюбленной Майи у Зевса родился сын Гермес – Бог торговли, находчивости и хитрости. Гермеса Трисмегист считали покровителем химии, а после стали ассоциировать с медициной. Порошки, обладающие исцеляющим действием, называли герметическими порошками.
  • Золотой жезл Гермеса, обвитый змеями, стал символом профессии медиков. Римское название планеты Меркурий считается производной от греческого имени Гермес.


Жезл

  • От титанши Лето у Зевса родилось двое близнецов – Артемида и Аполлон. Детей изображали в виде двух младенцем со стрелами.  Артемиду считали Богиней охоты. Аполлон был признан идеалом мужской красоты.
  • Дети Зевса Арес и Афродита стали родителями Эроса – Бога любви. Его изображение со стрелами мы часто видим в день влюбленных на открытках. Имя Купидон стало римской производной от греческого Эроса.

Судьба статуи Громовержца

Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.

Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.

Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.

https://youtube.com/watch?v=uWyb05LhS1M

По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.

Где можно увидеть копию Громовержца

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

История храма

Первые камни Олимпейона, как еще называют античный храм Зевса, были заложены предположительно в 520 году до н.э. Идея возведения грандиозного святилища принадлежит афинскому правителю-тирану Писистрату, стремившемуся сделать Афины культурным центром Древней Греции. Он выбрал для этого очень интересное место, где ранее уже стояла еще более древняя постройка в честь Девкалиона — мифического «праотца греков».

Дело в том, что в древнегреческих мифах, как и в христианских писаниях, также есть свое сказание о всемирном потопе. Согласно ему, от бедствия из всех людей удалось спастись только Девкалиону, который вместе с семьей построил огромный ковчег. Считается, что от сына Девкалиона, юноши Эллина, и ведут свой род все греки.

Словом, место для постройки храма Зевса было выбрано удачно, однако Писистрат не успел осуществить задуманное, и за это взялся его старший сын Гиппий. Строительство началось с размахом, был заложен огромный для тех времен фундамент, но и в этот раз проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Гиппий был свергнут демократами и на долгое время стройка остановилась.

Вплоть до 175 года до н.э. недостроенное здание понемногу разрушалось, а материалы с него использовались для устройства оборонительных сооружений. С приходом к власти сирийского царя Антиоха IV Эпифана история Олимпейона получила новый виток. Царь изменил проект здания, заменил непрочный известняк на красивый и долговечный мрамор, однако тоже не смог довести задумку до конца.

И вновь практически на двести лет храм Зевса был обречен на медленное разрушение, на некоторое время часть украшений с его нарядных колонн даже увезли в Рим. Завершилась масштабная стройка лишь в 131 году нашей эры, во время правления императора Адриана — большого поклонника эллинской культуры. В 132 году храм был освящен, и после он еще около столетия являлся важным центром религиозной и культурной жизни Афин. Более того, посмотреть на это чудо архитектурного искусства приезжали знатные особы и простые паломники из многих стран.

По мере распространения в Греции христианства, как и следовало ожидать, Храм Зевса терял свое значение. В 267 году он сильно пострадал во время войны с древнегерманскими племенами герулов, после чего так и не был восстановлен. А запрет языческих культов положил окончательную точку в его истории — с тех пор это древнее святилище стремительно разрушалось, а материалы использовались для возведения новых построек.

Результаты работы археологов

Первые археологические работы в городе Олимпия проводились учеными из Франции в 1829 году. Археологи определили месторасположение Храма Зевса и нашли фрагменты скульптуры, на которых были запечатлены подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены во Францию, и по сегодняшний день они являются экспонатами Лувра. Следующая экспедиция прибыла из Германии в 1875, группа археологов работала только летом в течение пяти лет. За это время археологам удалось составить карту большинства зданий Олимпии, а также обнаружить дополнительные фрагменты Храма, и некоторые элементы бассейна у подножия статуи, в котором содержалось оливковое масло. Сегодня на месте Храма Зевса находится действующий археологический музей, в котором созданы редчайшие экспонаты из канувшего в лету храма – элементы мозаики, части скульптур других богов, фигуры с фронтонов храма. Содержится в музее и картина, на которой изображена статуя Зевса.

Статистика

Создан: 31.01.2010 Записей: : Написано: 51527

Отчеты: Посетители Поисковые фразы

Пятница, 17 Февраля 2012 г. 18:24 + РІ цитатник

Интересно Города и страны

интересно чудеса света статуя Зевса Греция  

&laquo Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы:

Sergey1958   обратиться по имени Пятница, 17 Февраля 2012 г. 19:21 (ссылка)

Добротно сделанный пост! Спасибо, Мариша!

Ответить С цитатой В цитатник

A-delina

Всегда рада)) Спасибо))

РћС‚РІРµС‚РёС‚СЊС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

auriki   обратиться по имени Пятница, 17 Февраля 2012 г. 22:53 (ссылка)

Великолепная работа, столько интересного. Спасибо

Ответить С цитатой В цитатник

A-delina

Всегда рада)) Спасибо))

РћС‚РІРµС‚РёС‚СЊС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

dab13   обратиться по имени Пятница, 17 Февраля 2012 г. 23:17 (ссылка)

A-delina, Спасибо за работу и чудесные фото!

Ответить С цитатой В цитатник

A-delina

Всегда рада)) Спасибо))

РћС‚РІРµС‚РёС‚СЊС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Рочева   обратиться РїРѕ имени Суббота, 18 Февраля 2012 г. 01:41 (ссылка)

Спасибо . Пост великолепен . Так интересно по разному видят Зевса художники…

Ответить С цитатой В цитатник

Зевс и люди

Издавна Зевс считается покровителем всех тех, кто просит о помощи. И иногда он спускался на Землю, дабы проверить, живут ли люди по его законам. И один из таких случаев и дошел до наших дней.

Однажды Зевс и Гермес, переодевшись людьми, спустились на землю, в какой-то город, после захода солнца. Они стучались во многие двери, просили еды, питья и ночлега, однако им все отказывали.

Лишь только поздней ночью путники постучали в невзрачную хижину, невероятно бедную с виду. Дверь им отворили старики – Филемон и Бавкида. Добрые люди не только впустили переодетых богов в свой дом, но и угостили их едой и питьем, которое у них было.

Однако вечер все проходил и проходил, а еда и питье – не заканчивались. При этом посуда из глиняной превратилась в золотую. Тогда-то старики и признали в путниках богов и упали перед ними на колени.

В ответ на это Зевс приказал старикам следовать за ним, на вершину горы. Поднявшись туда и обернувшись, они увидели, что их город потоплен, и единственное место, которое уцелело – это их дом. Но теперь, вместо него, там располагался шикарный храм.

Зевс пообещал исполнить любое желание стариков. Однако хорошие люди пожелали только остаться жрецами при храме и умереть так, чтобы не видеть смерти другого. Зевс исполнил желание людей. До своих последних дней они оставались жрецами в новоявленном храме, а после смерти превратились в сплетенные дуб и липу, растущие из одного корня.

История создания

Зевс с городом Олимпия был связан непосредственно – именно в Олимпии будущий громовержец победил собственного отца Крона. В честь этого события жители Олимпии приняли решение раз в четыре года устраивать Олимпийские игры, а спустя три века – создать Храм и скульптуру, увековечивающие подвиг Зевса.
Идея создания статуи Зевса принадлежит властям Эллады. Во второй половине V века до нашей эры организаторы Олимпийских игр решили дополнить статуей недавно воздвигнутый Храм Зевса, который был построен на деньги, полученные с пожертвований.
Стремясь превзойти своих соперников из Афин, олимпийцы пригласили признанного скульптора Фидия, который мог бы создать шедевр, затмевающий все существующие греческие достопримечательности (к тому времени Фидий уже успел создать две выдающихся статуи – «Афина Парфенос» и «Афина Промахос»), а также был известен как создатель плана реконструкции столицы Греции.
Мастер создавал свой шедевр в специально построенной мастерской, которая находилась в 80 метрах от Храма и имела такие же, как храм, размеры. Работа велась скрыто от посторонних глаз. Фидию помогали его брат Панон и ученик Колот.