Серебряный век. символизм

Оглавление

Символизм в искусстве

В литературе

Как уже было отмечено ранее, символизм зародился во Франции на рубеже XIX – XX веков. Тогда основной задачей этого течения служило противопоставление классическому реализму и буржуазному искусству того времени. Одним из главных произведений символизма служит книга Жана Мореаса «Манифест символизма» (1886 год). Именно в ней писатель указывает основу течения, его нормы, правила и идеи. Такие работы как «Проклятые поэты» Поля Верлена и «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса также укрепили положение символизма в литературе. Каждое символистическое произведение было подкреплено какой-либо идеологической философией, будь то Кант, Ницше или Шеллинг.

Главная отличительная черта такой литературы – музыкальность. Впервые это наблюдается в стихотворении Поля Верлена «Поэтическое искусство», а позже и в цикле «Песни без слов». Новаторство символизма – новый тип стихосложения – свободный стих (верлибр). Примером могут служить произведения французского поэта Артюра Рембо.

В Бельгии символизм прославлял Морис Метерлинк (трактат «Сокровище смиренных», сборник «Теплицы», пьесы «Синяя птица» и «Там, внутри»). В Норвегии – Генрик Ибсен, автор пьес «Кукольный дом», «Дикая утка» и «Пер Гюнт». В Англии – Оскар Уайльд, а в Ирландии – Уильям Батлер Йейтс. В Германии – Стефан Георге и в Италии – Габриэле Д’Аннунцио.

В живописи

Символизм в живописи противопоставлялся реализму и натурализму. В каждой своей картине художник–символист старался поместить смысл в символ, вызванный его фантазией или настроением. Практически в каждой работе присутствует мифологический подтекст.

По мнению живописцев, картина должна показывать простые, абсолютные истины через знак, символ, который донесет смысл точнее и тоньше, без лишних красок. А вот вдохновение они черпали отовсюду: из книг, галлюцинаций, снов и т.д. Кстати, именно символисты «воскресили» шедевры Босха, гениального средневекового художника, который своей неукротимой и самобытной фантазией надолго перегнал свое время.

К характеристикам этого течения в живописи принято считать:

  • Проба нового, ранее неизведанного, отказ от реалистических канонов;
  • Они выражают мир в неочевидных знаках и аллюзиях;
  • Присутствие какой-либо тайны на полотне, ребуса, требующего разгадки;
  • Спорность;
  • Умалчивание некоторых моментов, условность изображаемого фона, акцент делается на символе, который выражает идею, а не на технике.

В музыке

Символизм также повлиял и на музыку. Одним из самых выдающихся представителей считается Александр Николаевич Скрябин, русский пианист и композитор. Именно он является основателем теории и понятия «цветомузыка». В своих музыкальных произведениях Скрябин часто обращался к символу огня. Его композиции отличаются своим нервным, тревожным характером.

Главным произведением считается «Поэма экстаза» (1907 год).

Особенности новой литературной школы

Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.

Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».

На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях

Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы

Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.

Символизм в русской литературе

Определение 1 Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.

Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.

Замечание 1

В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.

Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России символисты разделились на два «лагеря»: старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского смысла. Они считали, что от всей мирской суеты, человек должен уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировались в своем творчестве на «особых» читателей, которые в процессе прочтения таковых произведений становились не просто читателями, а соавторами. Это объяснялось тем, что каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. Читатель должен был после прочтения стихов разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Символизм в русской литературе 410 руб.
  • Реферат Символизм в русской литературе 240 руб.
  • Контрольная работа Символизм в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:

  1. Разделение символизма на еще два направления, определившие течение символизма в России.
  2. Использование средств выразительности не только литературного языка, но и простонародного. Использование как возвышенной, так и «низкой» лексики.
  3. Черты неясного смысла, когда читатель может додумать, что угодно. В этом случае, как уже говорилось выше, читатель является «соавтором» произведения.
  4. Использование вполне определенных и понятных символов, которые понимаются всеми одинаково.

Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.

Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.

Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Символизм в искусстве

После литературы символизм распространился и на другие виды искусства, такие как: изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр.

Представители этого направления отказались от натурализма — они стали изображать своё субъективное представление реальности и эмоций. Это видение повлияло на развитие других направлений искусства XX века.

Символизм в живописи

С помощью символизма художник пытается выразить свои идеи и эмоции. Эти художники отвергали общепринятый натурализм. Они считали, что искусство должно отражать эмоции и идеи, а не строгую объективность реализма или импрессионизма.

«Маски, противостоящие смерти», художник Джеймс Энсор, 1888 г.

В этой работе художник придаёт черепу (смерти) и человеческим маскам жизненные качества. Смерть имеет главную роль, а вокруг неё маски, скрывающие пустоту духа. Яркие цвета наводят на мысль о причудливости.

«Плачущий паук», художник Одилон Редон, 1881 г.

Человеческое лицо паука с пустыми глазами говорит о пустоте желаний. Жизнь представляется паутиной из наших решений, которую мы сами плетём, но потом сами же в неё попадаем. Слёзы паука — символ его сожалений. А пустота фона символизирует поддельность жизни.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

тайный смысл произведения передается с помощью символов;
основу составляют философские работы и мистицизм;
появляется собственная мифология;
образцом служит литература великих классиков;
особое внимание уделялось ритму стихотворений;
мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Символисты серебряного века:

Старшие — так называемые «декаденты» — Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Федор Сологуб — отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма. Младшие символисты — А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, И. Анненский — помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности. Живoпиcный cимвoлизм в Poccии пpeдcтaвлeн имeнaми М. Врубеля, B.Бopиcoвa-Mycaтoвa, xyдoжникaми oбъeдинeний «Mиp иcкyccтвa» и «Гoлyбaя poзa». Эcтeтикa cимвoлизмa чacтo лoжилacь в ocнoвy cтиля мoдepн, пpeoблaдaвшeгo в eвpoпeйcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe вeкoв.

Теория символа

В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы — это распространенный прием,
как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.

В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.

Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа. Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией. Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.

Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения
за иносказаниями и образами.

Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.

Особенности русского символизма

Русский вариант течения изначально имел те же особенности и характеристики, что и западный, однако со временем показал свои особенности. Эстетизация жизни и панэстетизм – это база, которой обладал русский символизм. Что такое это? Под этим понимают желание заменить существующею логику и мораль разнообразными новаторскими формами.

Русских символистов вдохновляют исторические эпохи романтизма, античности и Ренессанса. Искусство начинает восприниматься как хранитель всего прекрасного и чистого. Особенно важна связь культуры с народом, государством, и почвой. Это отличало символизм России от течения в других странах.

Символизм в русской литературе

Как движение в искусстве символизм начал активно существовать в 1890-х годах именно в литературе. Русская литература увидела два поколения писателей этого движения, которых принято различать как старшие и младшие символисты.

Старшие символисты начали это движение в русской поэзии (в 1890-х). Это такие писатели и поэты, как:

  • В. Я. Брюсов;
  • Ф. К. Сологуб (Тетерников);
  • Д. С. Мережковский;
  • К. Д. Бальмонт;
  • Н. М. Минский.

Младшие символисты (младосимволисты) появились уже после, в 1900 – 1904 гг. Эти писатели и поэты развили и придали форму символизму, получили реализованное независимое литературное течение, и сделали русскую литературу богаче. Это были, например:

  • А. А. Блок;
  • Эллис (Л. Л. Кобылинский);
  • В. С. Соловьёв;
  • А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Символизм Серебряного века

Символизм стал одним из главных направлений данной эпохи. Серебряный век русский литературы — это эпоха, уступающая Золотой, пушкинской. Серебряный век длился примерно с 1890 до 1920-х годов. Писатели и поэты символисты Серебряного века:

  • А. Блок;
  • Д. Мережковский;
  • Ф. Сологуб;
  • В. Брюсов;
  • Ю. Балтрушайтис;
  • З. Гиппиус;
  • М. Лохвицкая.

Александр Блок

* * *
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

10 октября 1912

РАВЕННА

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.

Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.

Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.

А виноградные пустыни,
Дома и люди – всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.

Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.

Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

май – июнь 1909

* Равенна – старинный итальянский город, давший последний приют знаменитому флорентийцу Данте (1265–1321). (Прим. ред. ЧМГ)

* * *
Что будет в сердце, в мыслях и в уме,
Когда, любя таинственно и нежно,
Вампира ты увидишь в полутьме
С глазами, полными, как океан безбрежный?

Я вижу женщину. Она бросала страсть
Глазами чудными и страшными, как пламень.
Казалось, вся земли и неба власть
Таилась в них,— а сердце было камень.

Она смеялась смехом сатаны,
И этот смех отталкивал и жалил.
Глаза сверкали, радости полны,
И каждый в них хоть часть души оставил.

О, если б броситься и жадно обнимать,
И целовать, и выпить страсть вампира,
Потом убить, на части растерзать
И части сердца трепетно слагать
К ногам на миг забытого кумира!

30 сентября 1898

* * *
В голубой далекой спаленке
Твой ребенок опочил.
Тихо вылез карлик маленький
И часы остановил.

Всё, как было. Только странная
Воцарилась тишина.
И в окне твоем — туманная
Только улица страшна.

Словно что-то недосказано,
Что всегда звучит, всегда…
Нить какая-то развязана,
Сочетавшая года.

И прошла ты, сонно-белая,
Вдоль по комнатам одна.
Опустила, вся несмелая,
Штору синего окна.

И потом, едва заметная,
Тонкий полог подняла.
И, как время безрассветная,
Шевелясь, поникла мгла.

Стало тихо в дальней спаленке —
Синий сумрак и покой,
Оттого, что карлик маленький
Держит маятник рукой.

1905

* * *
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

август 1905

ДЕМОН

Иди, иди за мной — покорной
И верною моей рабой.
Я на сверкнувший гребень горный
Взлечу уверенно с тобой.

Я пронесу тебя над бездной,
Ее бездонностью дразня.
Твой будет ужас бесполезный —
Лишь вдохновеньем для меня.

Я от дождя эфирной пыли
И от круженья охраню
Всей силой мышц и сенью крылий
И, вознося, не уроню.

И на горах, в сверканьи белом,
На незапятнанном лугу,
Божественно-прекрасным телом
Тебя я странно обожгу.

Ты знаешь ли, какая малость
Та человеческая ложь,
Та грустная земная жалость,
Что дикой страстью ты зовешь?

Когда же вечер станет тише,
И, околдованная мной,
Ты полететь захочешь выше
Пустыней неба огневой, —

Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.

И, онемев от удивленья,
Ты узришь новые миры —
Невероятные виденья,
Создания моей игры…

Дрожа от страха и бессилья,
Тогда шепнешь ты: отпусти…
И, распустив тихонько крылья,
Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой
Уничтожаясь на лету,
Ты полетишь, как камень зыбкий,
В сияющую пустоту…

9 июня 1910

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.

Он превращал аккорды в символы. Таким стал «прометеев» аккорд или «прометеевский» аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.

Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.

Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

Александр Блок

Произведения Александра Блока – это смешение собственного «я», окружающего мира и мистического мира. В своем творчестве поэт пытается найти гармонию между этими составляющими.

Для Блока одной из важнейших ценностей является родина, отношение к которой поэт выражает через чувства к женщине. Образ «Прекрасной Дамы» в стихах Блока олицетворяет Россию. Именно родина является для поэта путеводной звездой, вселяющей надежду в трудные времена. Автор вкладывает в понятие родины не столько государство, сколько народ и судьбу нации.

Творческий подъем Александра Блока относится к периоду Великой Октябрьской революции. В 1918 году параллельно происходящим в стране событиям выходит в свет его поэма «Двенадцать». Произведение отражает дух того времени. В поэме описано то, какой ценой дается народу свержение старого мира и становление нового:

«Двенадцать» по праву считается вершиной творчества Александра Блока.

Значимые произведения А. Блока: стихотворения «Незнакомка» (1906), «Русь» (1906), «О доблестях, о подвигах, о славе… » (1908), «Россия» (1908), цикл «Снежная маска» (1907), цикл «Через двенадцать лет» (1909-1910), поэмы «Двенадцать», «Скифы», «Соловьиный сад».

Философия

Символизм в культуре занимает двоякое положение. С одной стороны, он носит переломный характер (изменение прошлых норм и правил в искусстве), а с другой сам стал классикой, на которую до сих пор опираются многие творцы. Более того, его же нововведения были подвергнуты переоценке и критике акмеистами. Они пропагандировали естественность и простоту образа, отрицали насыщенность и непонятность символистских стихов. Это течение, в отличие от других, рассматривало не просто обыденную жизнь человека, а его сложные моменты и переживания, и обывателю не были близки эти темы. Кроме того, некоторые проявления течения смотрятся искусственно и слишком уж эстетично, поэтому некоторые художники и поэты не разделяли восхищения начитанных интеллектуалов и боролись за упрощение искусства.

Что касается наследия символизма, то здесь стоит отметить, что именно это течение принесло за собой новые идеи и образы. Оно сменило бесчувственный и прозаичный реализм. Каждый поэт старался смысл всего произведения поместить в какой-либо символ. Но его было не так просто найти и понять, поэтому такие игры со словом «были по вкусу» не многим.

К символистской поэтике принято относить:

  • Знак, символ. В каждом произведении этого течения заложен незаурядный, подчас обескураживающий смысл. Чаще всего, он связан именно с символом. Читателю необходимо его найти и понять, разобрать и декодировать посыл автора.
  • Элитарный характер. Символист обращается не ко всему обществу, а к избранным, способным понять идею и прелесть произведения.
  • Музыкальный характер. Главная особенность произведений символизма — музыкальность. Поэты специально старались «насытить» свой материал повторами, ритмами, правильной интонацией и звукописью.
  • Мифопоэтика. Символизм и миф объединяет то, что смысл всего произведения заключается в символе.

Советский поэт и писатель Андрей Белый утверждал, что символизм – это не просто течение. Это своеобразное миропонимание. Он черпал вдохновение у Фридриха Ницше, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра и Владимира Соловьева. На основе этого он строит «метафизику символизма», наполняя изящную форму глубоким философским смыслом. Творчество он считал новым мышлением, на его языке он общался с миром и постигал таинства идей, ранее не доступных человечеству, которое еще не открыло для себя символы, как универсальный язык.

Андрей Белый

Родина                                       В.П.Свентицкому*

Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле – неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля – Посылает нам крик: «Умирай –

Как и все умирают»… Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: – Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слёз.

Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой – Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?

1908

История возникновения

Символизм (от французского symbolisme и греческого symbolon – символ, знак) – течение модернизма, которое затронуло некоторые виды искусства, такие как литература, живопись, музыка. Главным его нововведением считается образ-символ, который пришел на смену традиционному художественному образу. Если раньше поэзия или изобразительное творчество читались буквально и зачастую изображали ровно то, что человек видел, то новый метод предполагал широкое использование аллюзий и отсылок, а также скрытых смыслов, вытекающих из забытой или мало известной сущности явления или предмета. Таким образом, произведения стали более многогранными и сложными. Теперь они в большей степени отражали интуицию и незаурядное мышление творца, а не его технику или эмоциональный заряд.

История символизма началась в середине XVIII во Франции. Именно тогда известный французский поэт Стефан Малларме со своими коллегами по творчеству решили объединить свои стремления и создать новое течение в искусстве. Первые изменения коснулись литературы. Характерные черты символизма, такие как универсализм, наличие символа, двух миров, нашли свое отражение в романтической поэзии Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо и многих других. Также отгремели скандальные выставки живописцев, которые начали рисовать символами. Но развитие течения не стояло на месте — изменения пришли и в театр. Благодаря драматургу Гуго фон Гофмансталю, писателю Морису Метерлинку и поэту Генрику Ибсену зрители стали принимать участие в постановках, произошло смешение видов искусства. В драме появлялся тайный подтекст, так как ее сочинением не брезговали литераторы из новой школы. Позже перемены начались и в музыке. Это заметно на примере произведений Рихарда Вагнера, Мориса Равеля и Габриэля Форе.

Затем символизм вышел за пределы Франции. Это течение “подхватывают” и другие страны Европы. В конце XVIII века он приходит и в Россию, но об этом позже.

Значение символизма заключается в том, что это течение придало произведениям глубину, гипертекстуальность, музыкальность; появились новые, ранее неизвестные приемы. Теперь у поэтов и других деятелей искусства появился иной язык, на котором они смогли по-новому, не банально выразить мысли и чувства. Авторские стили стали более витиеватыми, оригинальными и таинственными. Иносказательность и эзопов язык со временем полюбились читателям, даже настолько, что представители этого течения популярны до сих пор.

Впервые термин «символизм» был использован французским поэтом Жаном Мореасом.

Как известно, символизм входит в глобальное культурное явление «модернизм». Его признаки не могли не повлиять на течение. Его основными характеристиками считаются:

  • Совокупность нескольких стилей, направлений, эклектика – смешение совершенно разных жанров и стилей;
  • Наличие философской основы;
  • Поиск новых форм, радикальное отрицание старых;
  • Избранный, элитарный характер.

Модернизм включается в себя кубизм (главный представитель – Пабло Пикассо), футуризм (в лице Владимира Маяковского), экспрессионизм (Отто Дикс, Эдвард Мунк), абстракционизм (Казимир Малевич), сюрреализм (Сальвадор Дали), концептуализм (Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский) и т.д. У нас есть целый доклад о модернизме, можете узнать о нем подробнее.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.