Оглавление
От небольшого восстания к большему
Поначалу римляне не воспринимают Спартака и его последователей серьезно. Что являлось большой ошибкой, как выяснилось позже. Потому что через несколько месяцев беглецы окапываются и укрепляются на горе Везувий. Рим должен срочно действовать: претор Гай Клавдий Глабер отправляется, чтобы схватить повстанцев. Под его командой около 3000 солдат. Численное превосходство римских воинов, казалось должно неумолимо истребить Спартака и его последователей. Ситуация и впрямь казалась безнадёжной. Но Спартак наносит дерзкий удар: однажды ночью он атакует ничего не подозревающих осаждающих римских солдат и обращает их в бегство. Сенсационная победа.
То, что начинается как обычные небольшие беспорядки, превращается в общенациональное восстание. Тысячи людей присоединяются к Спартаку и его гладиаторам: рабы, лишившиеся свободы, включая женщин, детей и стариков. Скоро их численность составила от шестидесяти до ста тысяч человек. И восстание распространяется все дальше и дальше: побеждая отряды римской армии, Спартак и его люди вскоре захватят южную Италию.
Экранизации
Кирк Дуглас в роли Спартака в фильме Стэнли Кубрика
В 1960 году вышел фильм «Спартак» режиссера Стэнли Кубрика. Главную роль там сыграл американский актер Кирк Дуглас. В центре сюжета — восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака, который бросает вызов римской власти.
В фильме в декорациях античного Рима освещаются острые общественные проблемы, характерные для США того периода, — расовая дискриминация, преследование «идеологически неправильных» деятелей культуры и прочее.
В 1926 году вышла советская историческая драма «Спартак», где роль главного героя сыграл актер Николай Антонович Дейнар. В основу сценария лег одноименный роман итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли. Роман основан на исторических фактах, но писатель ввел в него вымышленную любовную линию.
Горан Вишничев в роли Спартака
Романтическая связь возникает между Спартаком и Валерией, знатной патрицианкой, а в героя тем временем влюблена греческая куртизанка, которую Спартак отвергает. История любви Спартака и Валерии, супруги римского диктатора Суллы, перенесена и в фильм. Лента была черно-белой и немой.
В 2004 году вышел боевик «Спартак» режиссера Роберта Дорнхельма с актером Гораном Вишничем в главной роли. Сценарий этого фильма основан на романе о Спартаке, написанном американским писателем Говардом Фастом. Этот же роман лег в основу фильма Стэнли Кубрика 1960 года, но новая экранизация куда ближе к роману по сюжету.
Создатели экранизации 2004 года в массе деталей повторили фильм Кубрика, использовав идентичные костюмы и декорации, но в этой версии были исправлены исторические несоответствия, которыми грешил «Спартак» Кубрика.
Энди Уитфилд в роли Спартака
В 2010 году начал выходить американский исторический сериал «Спартак». Главную роль в первом сезоне сыграл актер Энди Уитфилд, которого в последующих сезонах сменил Лиам Макинтайр. В русском дубляже Спартака озвучивает Денис Беспалый. Сериал не отражает реальные исторические события, но зато насыщен яркими сценами и проявлениями жестокости.
Всего вышло три сезона сериала. В первом сезоне — «Спартак: Кровь и песок» — сюжет крутится вокруг конфликта фракийских племен с союзниками-римлянами, который возник из-за того, что римляне нарушили условия договора. В результате вождь фракийцев Спартак оказывается у римлян в плену.
Лиам Макинтайр в роли Спартака
Герой и другие его пленные соотечественники вынуждены сражаться на арене. В конце сезона один знатный римлянин покупает Спартака для собственной школы гладиаторов.
Во втором сезоне, который называется «Спартак: Месть», происходит восстание гладиаторов, которое повергает Рим в ужас. Власти отправляют войска в город Капую, где расположился Спартак с войском освобожденных рабов, чтобы уничтожить это войско прежде, чем то отправится уничтожать римскую власть. В завершающем сезоне — «Спартак: Война проклятых» — конфликт достигает апогея и завершается смертью главного героя.
Кадр из сериала «Спартак: Война проклятых»
Помимо трех сезонов, вышел еще шестисерийный приквел «Спартак: Боги арены». Здесь главный герой — не Спартак, а Ганник, один из гладиаторов дома Батиата, знатного римлянина, который купил Спартака в первом сезоне. Спартак здесь появляется только в последней серии в виде голоса, который слышат умирающие Батиат с супругой в последние секунды фильма.
Почему армия разделилась
Что мы действительно знаем, так это то, что в какой-то момент в 72 г. до н.э. после нескольких важных побед против римской армии Крикс и Спартак решили разделить свои боевые силы.
Некоторые историки полагают, что это произошло из-за конфликта между Криксом и Спартаком, когда сторонники первого желали идти в Рим, а Спартак хотел идти на север. Тем не менее, это могло быть стратегическим решением, и две армии планировали встретиться позже.
В любом случае, этот выбор оказался фатальным. Крикс и его группа из 30 000 человек подверглись нападению со стороны армии Луция Геллиуса Публичного возле горы Гаргано на юго-востоке Италии. Победа римлян была решающей, и Крикс погиб, сражаясь.
Актеры и персонажи
Раб
- Энди Уитфилд в роли Спартака — фракийского воина, приговоренного к рабству как гладиатор.
- Ману Беннет в роли Крикса — галла , главного гладиатора Батиата; до Спартака. Любовник Невии и невольный любовник Лукреции.
- Питер Менса в роли Эномая / Доктора — африканского раба, который служит тренером гладиаторов Батиата.
- Ник Э. Тарабай в роли Ашура — бывшего гладиатора из Сирии, чья нога была искалечена на арене Криксом ; теперь служит Батиату бухгалтером и прихвостнем.
- Джей Кортни в роли Варрона — римского гражданина, который продался лудусам, чтобы поддержать свою семью, и который вскоре становится доверенным лицом Спартака в лудусах.
- Антонио Те Майоха в роли Барки по прозвищу «Зверь Карфагена», он является одним из самых успешных гладиаторов Батиата, служит телохранителем его доминанта .
- Эка Дарвилл в роли Пьетроса — молодого любовника и партнера Барки-гея.
- Лесли-Энн Брандт в роли Невии — верной телесной рабыни Лукреции. Она становится любовницей Крикса.
- Джессика Грейс Смит в роли Дионы — рабыни в доме Батиата.
- Эрин Каммингс — Сура — жена Спартака.
- Катрина Лоу в роли Миры — рабыня, посланная соблазнить Спартака и ставшая его любовницей под угрозой смерти.
- Дэн Фейерригель в роли Агрона — нового рекрута немецкого гладиатора, который помогает Спартаку организовать его восстание.
Роман
- Джон Ханна , как Квинт Лентул Батиат — это lanista и Спартака Dominus .
- Люси Лоулесс в роли Лукреции — жены Батиата.
- Вива Бьянка в роли Илифии — дочери римского сенатора Альбиния и жены легата Гая Клавдия Глабера.
- Крейг Паркер в роли Гая Клавдия Глабера — легата в римской армии , ответственного за порабощение Спартака.
- Крейг Уолш Райтсон в роли Солониуса — бывший близкий друг, но теперь величайший соперник Дома Батиата.
- Аарон Якубенко в роли Сабинуса
- Брук Уильямс в роли Аурелии — жены Варро.
Телеграм
А в начале июня медийная активность Заремы вышла на новый уровень — она завела канал в телеграме, став сама себе СМИ.
Начав с программного и пространного текста про сексизм в России, она довольно быстро вернулась к любимым темам: провальные трансферы «Спартака» и некомпетентные менеджеры бывшие (Газизов) и действующие (Попов).
Периодически она отвлекалась на вопросы болельщиков: про лучшего российского тренера (Слуцкий), будущее Черчесова в «Спартаке» («Только через мой труп!») или лучшем гендиректорое «Спартака» (Жирков), но всегда возвращалась к любимым темам.
Зарема, Федун и Станислав Черчесов
https://globallookpress.com/
Постепенно активность Заремы в телеграме выросла до 20 с лишним постов за сутки, в какой-то момент она даже перешла на голосовые сообщения. Без ее внимания не оставались ни отставка Олича в ЦСКА, ни назначение Кержакова в «Нижний Новгород».
Соцсети открыли в Салиховой, как и во многих до нее, не слишком приятные черты, скрытые за шелухой внешней цивилизованности.
Несмотря на трактат о сексизме, с которого она начала свой канал, появление Ольги Бузовой на «Матч ТВ» она прокомментировала репликой о «сиськах на спортивном канале». Ольге Смородской, покритиковавшей ее, досталось за лишний вес.
Судебную тяжбу Шамиля Газизова со «Спартаком» по поводу компенсации за увольнение она комментировала называя менеджера «знатным аферистом» и рассказывая, как он пытался настроить ее против Тедеско рассказами про то, что немец гей, в она не потерпит таких в клубе.
Ну, а после того, как она написала, что Газизов во время работы в «Спартаке» использовал ресурсы клуба для помощи «Уфе», башкирский клуб пригрозил иском на миллион рублей за нанесение ущерба деловой репутации.
Тем временем главный тренер «Спартака» Руй Витория ознакомился с критикой в свой адрес со стороны Заремы и отреагировал дипломатично.
Это нормальное явление, часто случается в крупных клубах. Я тот, кто выигрывал титулы и раскрывал игроков. Такова жизнь. Первый наш разговор с ней был неплохой и дальше дела пойдут в гору. Работа тренера такова, что ему и аплодируют, и критикуют. Первый разговор с ней прошел хорошо. Детально познакомился с командой, знаю их семьи, детей, машины, сколько времени до базы.
Руй Витория
Спортивный директор Дмитрий Попов тоже пытался огрызаться на постоянные претензии в свой адрес.
Ответственность за тренера — на мне. Я готов к любому решению, если что-то пойдет не так. Не перед Заремой, а перед болельщиками. Понятны ли мне претензии Заремы? Нет. Какие критерии? Титулы, игра в атаку.
Дмитрий Попов
Но любые попытки противодействия только раззадоривали Салихову на новые нападки. Тем более, что очень удобно веси пикировку, когда твой оппонент работает на твоего мужа и вынужден сдерживаться.
Как я могу верить спортивному директору, который с марта пытался «донести», что Ларссон не решает, его надо продавать за 12 этим летом, Мозеса вообще зачехлить и не выкупать у «Челси», а Джикию, капитана, не продлевать? Одной мне нужны были эти трое в составе. Ты точно не вредитель? ЛА (Леонид Арнольдович Федун — прим. LiveSports.ru) меня услышал и переписал твой трансферный план. Не забывай, Дима, тебя взяли в клуб привозить качественных бразильцев — таких, как Веллитон и Алекс. Соцсети — это вообще не твое. За каждым твоим действием теперь будут смотреть не только я, но и все болельщики.
Зарема Салихова
Доставалось от Заремы и спортивным журналистам, но в спорах с ними можно было нарваться на симметричный ответ.
Так, Дмитрий Егоров напомнил Салиховой, как Федун выгонял ее с совета директоров, «потому что все устали от ее ора». В ответ Салихова обвинила в сливе информации ….директора Попова и назвала журналиста «писюном».
Егоров «лысый писюн», ор был правда. Я сказала им всем «Вы ######?» после того, как Дмитрием были произнесены фамилии Кудряшов и Смольников. А после фразы: «Это игроки сборной» я поняла, что мне нечего делать в этом совете директоров и «Спартаке». Но тем не менее это сработало! Трансферный план Леонид Федун скорректировал. Команда сохранится.
Зарема Салихова
Как было в реальности
Однако реальность восстания рабов во главе со Спартаком не так проста, как истории, сформированные популярным мифом. Спартак был не единственным лидером восстания в 73 г. до н.э., и, действительно, его отношения с товарищами по командованию могут объяснить окончательный провал его борьбы против римского правления.
Хотя имя Спартака вошло в историю, его со-командир Крикс, возможно, сыграл столь же значительную роль в восстании, и его отношения со Спартаком стали важным фактором в формировании результата.
По словам историка Кейта Брэдли, мало что известно об отношениях Спартака и Крикса вне контекста Третьей войны рабов — именно под этим названием теперь известно восстание.
Считается, что Спартак был наемником из Фракии, который сбежал из римской армии, но в итоге оказался в тренировочном лагере гладиаторов в Капуе. Именно здесь он столкнулся с Криксом, рабом, который, как полагают, был родом из Галлии.
Жизнь в качестве гладиатора была тяжелой и обычно короткой. Условия в тренировочном лагере были ужасными, и к 73 г. до н.э. порабощенные бойцы отчаянно пытались сбежать. Однажды ночью, после неудачной попытки побега, Спартак, Крикс и около 80 гладиаторов захватили оружие из тренировочного лагеря и пробились к свободе.
Спартак – гладиатор, восставший против Рима
На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.
Коронавирус: новая страховка покрывает до 2 000 000 руб. >>
Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.
Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.
Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.
Интересные факты
Спартак — символ футбольного клуба
- В честь Спартака названы два московских спортивных клуба — хоккейный и футбольный. Некоторые болельщики «Спартака» используют как эмблему гладиаторский шлем.
- В советское время образ Спартака как «бойца за социальную справедливость» активно тиражировался и стал популярным. Люди начали давать имя Спартак своим детям. Известен, например, советский актер Спартак Мишулин.
- Писатель Говард Фаст писал свой роман о Спартаке в американской тюрьме, куда попал за приверженность коммунистическим взглядам.
Гай Юлий Цезарь
Некоторые исследователи полагают, что в подавлении восстания Спартака участвовал Гай Юлий Цезарь. Якобы Цезарь мог заниматься подготовкой новобранцев и даже участвовать в боевых действиях, в ходе чего сошелся близко с командующим Марком Крассом, который позже поспособствовал карьере Цезаря. Не известно наверняка, так ли это на самом деле, это только предположение.
Восстание Спартака
Восстание Спартака началось в гладиаторской школе Лентула Батиата, недалеко от Капуи. В 73 году до н.э гладиаторы вышли из своих казарм и одолели охранников при помощи кухонной утвари. Захватив повозку с оружием эта небольшая группа рабов вооружилась, став опасной и грозной боевой единицей. Восстание возглавлял фракиец- Спартак.
Когда весть о восстании достигла Рима, на поиски беглых рабов был брошен отряд из 3000 солдат под командованием Клавдия Глабра. Плохо подготовленный и приспособленный только для борьбы с беспорядками,отряд не имел никаких шансов против хорошо обученных и закаленных в боях гладиаторов.
После первого поражения Рим направил еще два легиона под командованием Публия Вариния. К тому моменту армия повстанцев насчитывала уже более 40000 человек, включая местных пастухов, хорошо знавших окрестности Везувия. Вариний местность не знал, был простужен и что самое главное- он не видел в рабах серьезной угрозы.
Спартак уничтожил армию, а сам Вариний сбежал. У рабов остались знаки его боевых отличий, что являлось самым большим позором для солдата. Рим был обескуражен этой новостью. Двигаясь на север, армия Спартака продолжала разрастаться.
После того, как от Спартака отделился Крикс и напал на ряд деревень, Рим перестал воспринимать восстание Спартака как очередной безобидный мятеж. Сенат направил еще две армии на борьбу с гладиаторами весной 72 года до н.э. Армии уничтожили войско Крикса, несмотря на ожесточенное сопротивление. Тем временем, Спартак воспользовался зимней передышкой, чтобы развернуть и укрепить в Аппенинах лагерь. В лагере новоприбывшие рабы обучались военному делу. На тот момент войско составляло уже более 70000 человек.
Война с Виторией и Поповым
Кроме того, выборы нового тренера «Спартака» послужили началом конфликта между Салиховой и спортивным директором Поповым, возвращение которого в клуб она лоббировала сама.
Зарема просила его сформировать список тренеров, который должен был быть вынесен на обсуждение в совет директоров клуба.
Однако Попов думавший, что это рекомендация, а не прямое указание, решил на правах спортивного директора представить совету готовую кандидатуру Витории на пост главного тренера команды без альтернатив, имея только одобрение Леонида Федуна.
Демарш Заремы продолжился громким интервью «Спорт-Экспрессу» в конце мая, в котором она озвучила вертевшийся у многих на языке вопрос — зачем в юбилейный год «Спартака» приглашать тренера, который занял 15 место с самым богатым клубом Саудовской Аравии.
Кроме того, Салихова не забыла пнуть проштрафившегося Дмитрия Попова, заявив, что тот (как раньше и Газизов), не не предоставил спортивную стратегию развития «Спартака» даже на ближайший год, не говоря о среднесрочном и долговременном периодах.
«Стать чемпионом» — это не стратегия, это лозунг. Это не придирки к спортивному департаменту. Стратегию развития я требую от каждого департамента, так как необходимо заранее закладывать в бюджет затраты и ожидаемые прибыли. Я неоднократно требовала этой стратегии и ответы на поставленные вопросы как на рабочих еженедельных совещаниях, так и в групповых клубных чатах и личных сообщениях. Надеюсь, скрины не нужно прикладывать.
Зарема Салихова
Кто бы мог подумать, к чему это приведет всего через пару месяцев….
Эффектным завершением интервью стал совсем не тонкий намек Заремы Салиховой на то, что второе место «Спартака» в сезоне 2020/21 — это в первую очередь ее заслуга.
Я оставляю клуб на втором месте с Йорданом Ларссоном и Виктором Мозесом (они были куплены по рекомендациям Франко Камоцци), с хорошей боевой командой и отличным коллективом в зоне еврокубков. За тот год, что я проработала в клубе, впервые за долгое время болельщики, руководство, тренер и команда были едины, равнодушных менеджеров в офисе не было, у всех горели глаза, и все на сто процентов выкладывались, чтобы сделать «Спартак» лучше.
Зарема Салихова
Упоминания в культуре
Жизнь и деятельность Спартака оцениваются по-разному. Некоторые считают его первым освободителем рабов, мятежником, достойным уважения. А другие видят в нем предателя. Ведь римляне обучали его всему, чем он воспользовался против них. Хотя ему приходилось участвовать в жестоких боях, его жизнь была лучше, чем у других пленных.
Спартак много раз упоминался в разных произведениях искусства:
- опера Джузеппе Порсиле,
- трагедия Бернара Жозефа Сорена,
- драма Эрнста фон Вильденбуша,
- скульптура Винченцо Вела,
- роман Рафаэлло Джованьоли,
- пьеса Роберта Монтгомери Берда.
Опера Порсиле впервые была показана в городе Вене, здесь прославлялась победа римлян, а сам Спартак был злодеем. Трагедия француза Сорена противоположная по значению. В ней гладиатор — положительный герой, а римляне — безжалостные рабовладельцы. Немецкий писатель фон Вильденбуш больше внимания уделил личной жизни мятежника. В своей драме он описал его любовь к дочери Красса и все проблемы, связанные с этими чувствами.
Джованьоли создал свое произведение во время национального подъема Италии. Тогда было актуально изображать реальных мятежников в исторических образах. Роман писателя был посвящен Джузеппе Гарибальди. А пьеса Берда стала известной в США во время борьбы против рабства в южных штатах. А в произведении Спартак восхваляется как национальный освободитель и настоящий герой.
Гладиатор стал известен не только в Италии, но и в Греции, Франции, Германии, даже в Советском Союзе. Его увековечили в виде скульптур, установленных в Париже, Москве. О Спартаке было снято множество фильмов и сериалов, а также документальных кинолент.
В некоторых странах его имя стало нарицательным: так называют освободителей, повстанцев, мужественных и сильных людей. Ведь бесстрашный гладиатор стал одним из первых, кто бросил вызов рабовладельцам. Он мечтал получить свободу для себя и своих близких даже ценой собственной жизни.
История восстаний Спартака
В 74 году до н.э. в школе гладиаторов возник заговор рабов, который был возглавлен отважным и предприимчивым Спартаком. Заговор раскрыли и пытались подавить, однако 70 рабам удалось бежать и расположить свой лагерь на горе Везувий. Постепенно число восставших увеличивалось за счет присоединения к ним других рабов и крестьян с соседних деревень.
Первая победа во главе со Спартаком состоялась в 73 году до н.э. Лагерь беглых рабов на вершине Везувия был окружен римским войском и перекрыта единственная дорога, ведущая на верх. Тогда Спартаком было принято решение перехитрить римлян: ночью рабы сплели веревки из виноградной лозы, спустились по ним и зашли в тыл армии римлян. Неожидавшие такого, римляне были атакованы и разбиты.
Вторая армия, посланная уничтожить беглых рабов так же потерпела неудачу. Многие римские наемники отказывались сражаться и присоединялись к Спартаку. Обладая превосходыми организаторскими способностями, Спартак сумел превратить свой лагерь восставших в полноценное войско: велось обучение бою, воины-рабы были обеспечены оружием, в армии существовала иерархия. Постепенно численность восставших во главе со Спартаком возросла и по разным подсчетам составляла от 60 до 120 тыс.человек.
Постепенно между Спартаком и его соратниками возник спор о дальнейших действиях. Спартак предлагал предоставить рабам возможность вернуться к себе на родину, вместо того, чтобы нападать на Рим, поэтому большая часть общего войска двинулась на север. Меньшая часть осталась на юге, которая впоследствии была разбита римскими легионерами. Спартак решился вернуться на юг с целью поднять сицилийское восстание. Чтобы помешать этому, против Спартака были выдвинуты две армии римлян, которые вскоре были побеждены.
Из-за успешного командования Спартака римские полководцы долгое время отказывались возглавлять поход против восставших. Наконец было задумано отправить новое войско во главе с жестоким и хитрым полководцем Марком Лицинием Крассом. Первый шаг остановить армию рабов при подходе к Сицилии оказался неудачным: войско Спартака прорвала укрепление, вырвалось из окружения и направилось в морской портовый город Бриндизи. Прибыв туда, Спартак узнал о том, что в Бриндизи не только направляется армия Марка Красса, но и две армии полководцев Гнея Помпея и Лукулла Луция Лициния.
В 71 году до н.э. в Апулии произошло последнее сражение между армией Спартака и римскими легионерами. Спартак погиб в бою, до последнего поднимая геройский дух своего войска. Большинство рабов были убиты, а по дороге от Капуи в Рим были казнены около 6 тыс. восставших рабов.
Мятежная армия рабов
В управлении беглого войска возникли разногласия. Спартак хотел пересечь Альпы, чтобы вырваться из Рима на свободу. Крикс же настаивал на необходимости нападения на Римскую Империю и увеличении войска за счет новых рабов. В результате, Крикс отделился от основной группы, забрав с собой 30 тысяч человек. Отряд совершил набег на деревню, в результате которого был повержен, а самого Крикса убили.
Спартак выиграл еще три боя, потом по неизвестным причинам изменил своему плану. Вместо того, чтобы пересечь Альпы, он напал на Рим. Римская армия, возглавляемая Марком Крассом, была направлена на борьбу с мятежной армией рабов. После долгих преследований и ряда сражений войско Спартака потерпело поражение на юге Италии, возле верховья реки Силер. Спартак был убит, но его тела так и не нашли. Около 6000 мятежных рабов были распяты, в назидание другим. Спартак вошел в историю, как символ несломленного духа и ожесточенной борьбы за свободу. Его образ послужил вдохновением для авторов многих книг и фильмов.
Рабские восстания были не новы для Рима. Империя славилась своим жестоким отношением к рабам, поэтому бунты происходили регулярно. Первое масштабное восстание произошло на Сицилии в 135 году до н.э. Более 70 тысяч рабов взялись за оружие и яростно сражались с надзирателями, пока через несколько лет римская армия не одержала победу над повстанцами. Вторая война рабов случилась на том же острове, в 104 году до н.э. Тогда 40 тысяч рабов пытались вести борьбу за право владеть землей. Война длилась четыре года и в результате восставших рабов захватил консул Маний Аквилий для сражений с дикими зверями на арене.
Образ Спартака в искусстве
Жизненный путь Спартака вдохновлял многих скульпторов, поэтов, музыкантов и художников. Сохранилось множество их работ, посвященных рабу-гладиатору, бросившему вызов целой системе.
В 1874 году итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли выпустил в свет подробный и исторически достоверный художественный роман «Спартак, рассказывающий его историю.
В 1956 году на свет появился балет «Спартак» с музыкой Арама Хачатуряна, постановки которого не прекращаются уже более 50 лет. Гладиатору посвящены два мюзикла – Джефа Уэйна (1992) и Эли Шураки (2004).
С появлением такого жанра, как кино, про знаменитого раба было снято четыре знаменитых фильма в 1926 (СССР), 1953 (Италия/Франция), 1960 (США) и 2004 (США) годах, а также в США в 2010 году вышел сериал «Спартак: кровь и песок», который, к слову, не имеет исторической достоверности.
Сюжет
Создатели в невероятно красочной, яркой и правдоподобной манере рассказывают историю человека, жившего сотни лет назад и не теряющего своей популярности до сих пор; человека, о котором знает каждый школьник и которого уважают за невероятное мужество и увековеченные подвиги. Если идти по списку в порядке всех сезонов сериала «Спартак», то действие начинается с резкого разрыва союзных действий римлян и фракийцев. Изначально они объединили свои усилия для того, чтобы отбиться от еще более сильного врага — гетов.
Однако дружба долго не держится, и знатный римский посол нарушает условия договора. Фракийцы на такую дерзость обозлились и ответили тем же, после чего Спартака, который являлся одним из их вождей, бесцеремонно похитили хитрые римляне. Тут и начинается его достойная восхищения и ужасно печальная история. Спартака насильно делают рабом, жену вообще продают в дальние земли, а затем готовят зрелищное его убийство у всех на виду
Однако сильный духом и телом Спартак прилюдно побеждает обидчика, после чего на него обращают внимание важные люди. Далее начинается его обучение гладиаторскому искусству, приведшее вскоре к великим победам не только на публичных побоищах, но и в масштабах целой Империи
Происхождение личности
Некоторые историки считают Спартака фракийцем, которого захватили в рабство римляне. Другие настаивают на том, что он мятежник или дезертир из вспомогательных войск Македонии. Армия тогда состояла из добровольцев, набранных из мужчин в захваченных империей странах.
Но подобное происхождение Спартака подвергается сомнению. Когда он мог быть захвачен в плен, Рим действительно сражался с противниками на территории Македонии и Фракии. Но в то время все гладиаторы делились на две группы:
- галлы,
- фракийцы.
У первых была хорошая экипировка: копья, шлемы, особые щиты. Вторые участвовали в боях практически обнаженными. Любой раб мог быть учеником одной из этих двух школ. Это касается и Спартака: скорее всего, он фракиец по стилю боя, а не по принадлежности к народу. В сражениях ему практически не было равных.
Как исторического персонажа Спартака описывали Плутарх и Аппиан. Первый считал его греком, так как молодой человек был таким же культурным и образованным, как и этот народ. А второй считал, что воин был на стороне римлян, а позже его пленили и продали в гладиаторы.
О детстве Спартака практически ничего не известно. Но ученые установили, что он обучался в школе Лентула Батиата. Юноша придерживался философии Глая Блоссия из Капуи. Основной тезис его жизни звучал следующим образом: «Последний станет первым (и наоборот)».
Другие СМИ
Романы
В 2012 году компания Titan Books объявила о публикации серии романов по мотивам « Спартака: Кровь и песок» . Первая, названная « Спартак: Мечи и прах» , была написана Дж. М. Клементсом и выпущена 3 января 2012 года. Второй книгой в этой серии была книга Марка Морриса « Спартак: Моритури ».
Настольная игра
В 2012 году Gale Force Nine объявила о создании лицензионной настольной игры по мотивам сериала. Релиз на английском языке, Spartacus: A Game of Blood and Treachery , был выпущен ограниченным числом на Gen Con 2012 и общедоступным для магазинов игр и товаров для хобби 28 сентября 2012 года. В игровом процессе игроки берут на себя роль Доминуса или главы отдела. римский дом в Древнем Риме, покупка и торговля активами, интриги с другими игроками и против них, а также сражения на арене. В мае 2013 года было выпущено расширение под названием Spartacus: The Serpents and the Wolf . Расширение допускает двух дополнительных игроков (обновленное максимальное количество — шесть) с добавлением еще двух домов и включает альтернативные правила, разрешающие групповые сражения на арене.
Комиксы
Ранее, в 2009 году, Devil’s Due опубликовала четырехсерийный комикс-приквел под названием « Спартак — Кровь и песок» . В каждом выпуске освещался персонаж из запланированного телесериала, в основном второстепенные гладиаторы из основного состава.
Сериал был адаптирован как адаптация анимационного комикса из 4 частей под названием Spartacus — Blood and Sand — Motion Comic . На роль были сыграны Рэй Парк и Хит Фриман . Кайл Ньюман был режиссером, а продюсерами были Энди Коллен и Джефф Крелиц .
# | Заголовок | Прожекторы | Писатель | Художник | Время выполнения (анимационный комикс) |
---|---|---|---|---|---|
1 | На песках возмездия | Аркадиос, Красный Змей | Стивен С. ДеНайт | Адам Арчер | 16 минут |
2 | Тени Шакала | Близнецы Гарган | Джимми Палмиотти | Декстер Сой | 16 минут |
3 | Зверь Карфагена | Барка, зверь Карфагена | Тодд и Аарон Хелбинг | Джон Боско и Гильерме Бальби | 9 минут |
4 | Тень смерти | Теоколес, Тень Смерти | Миранда Квок | Аллан Джефферсон | 12 минут |
Максимус – гладиатор или вымышленный герой
Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.
Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.
Советуем прочитать:
Лучшие фильмы про гладиаторов — ТОП 10Бои гладиаторов на арене Колизея в РимеИнтересные факты и легенды о Колизее
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (28)
- Районый и кварталы (11)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Биография Спартака
О детстве и юности Спартака практически ничего неизвестно. Все источники называют его фракийцем – представителем древнего народа, относящегося к индоевропейским племенам и обитавшем на Балканском полуострове.
Биографы Спартака сходятся во мнении, что он был свободнорожденным. Со временем, по неизвестным причинам он стал рабом, а потом и гладиатором. Доподлинно известно, что его продавали не менее 3-х раз.
Предположительно, Спартак стал гладиатором в возрасте 30 лет. Он показал себя храбрым и искусным воином, имеющим авторитет среди других воинов. Однако прежде всего он прославился не как победитель на арене, а как предводитель знаменитого восстания.