Мультфильмы в ссср

Оглавление

Примечания

  1. . tvkultura.ru. Дата обращения: 12 февраля 2019.
  2. Ивано-Вано И. П. Кадр за Кадром. — М.: Искусство, 1980. — С. 23—41, 81. — 239 с.
  3. Ирина Марголина. . Студия М.И.Р. (2015).
  4. Ирина Марголина, Эдуард Назаров. «Анимация от А до Я», выпуски 22—23. REN-TV, 1997 год.
  5. Капков С. В. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм-книга, 2006. — С. 14—17, 315—316, 615—616, 687—688. — 813 с. — ISBN 5-9265-0319-4.
  6. Асенин С. В. Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и своем искусстве / сост. С. В. Асенин. — М.: Искусство, 1983. — С. 20. — 207 с.
  7. Ирина Марголина. . Студия М.И.Р. (2010).
  8. Ирина Марголина, Эдуард Назаров. «Анимация от А до Я», выпуски 5, 23. REN-TV, 1997 год.
  9. Публикация и комментарии С.Ким и А.С.Дерябина. . Киноведческие записки (2001).
  10. Элеонора Гайлан. . Киноведческие записки (2005).
  11. С. М. Хентова. Шостакович в Петрограде-Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 110—115. — 301 с.
  12. Волонихин И. «Шапокляк — это полный антипод моей тещи» // Огонек. — 2020. — № 30 — 34. — С. 50.
  13. Евгений Мигунов, Георгий Бородин. . Киноведческие записки № 73 (2005).
  14. Ирина Марголина, Эдуард Назаров. . Студия М.И.Р. (2012).
  15. Наталья Лукиных. . Суздальфест (2003).
  16. Иосиф Боярский. . Русский переплёт (1995).
  17. Наталья Лукиных. . Мастер-фильм (2004).
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 ноября 2019.
  19. Н. Н. Константинов, В. В. Минахин, В. Ю. Пономаренко. . Опубликовано в журнале: «Проблемы кибернетики», выпуск 28, с. 193-209 (1974).
  20. Георгий Бородин. . Газета.Ru (5 марта 2010).
  21. . Первый канал (2010).
  22. Лариса Малюкова. Кристмас Филмз. А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? // Сверхкино. Современная российская анимация. — Спб.: Умная Маша, 2013. — С. 44—51 ISBN 978-5-9904193-1-5
  23. . www.it.mgppu.ru. Дата обращения: 13 декабря 2015.
  24. . ascinemadoc.ru. Дата обращения: 13 декабря 2015.
  25. М. Терещенко «Россия между двумя „Винни-Пухами“», «Как до Китая»

Зарождение рисованной, пластилиновой и компьютерной анимации

Самыми первыми мультфильмами считают начертанные  от руки и раскрашенные простые пантомимы, которые могли длиться до 15 минут. Уже тогда ставили эксперименты со звуковым сопровождением и старались синхронизировать его с движущейся картинкой. Однако человеком,  который впервые придумал мультфильмы принято считать Эмиля Райно француза по происхождению создавшего прибор под названием праксиноскоп состоящего из крутящегося барабана, простой зеркальной системы и небольшого фонаря. Этот импровизированный аттракцион изобретатель запустил в 1892 году и нарек его– оптический театр, так и появилась первая анимация в мире. В нем он показывал непродолжительные смешные сюжеты. 

Спустя некоторое время американец О’брайэн начал трудиться над первым пластилиновым мультфильмом. Самый известным из них стал проект под названием «10 000 лет до нашей эры» выпустившийся  в 1916 году. Это повесть о плутоватом почтальоне решившем оболгать своего соперника, отправив поддельное послание его девушке. Несчастная вместо любовного признания была опорочена и оскорблена. Конкурент, узнав об этом  прибегнув к помощи динозавра, сурово наказывает обидчика. Однако из-за дороговизны пластилиновой анимации производство таких мультиков приостановилось до 50-х годов. 

Современные разработчики мультипликаторы все чаще прибегают к компьютерной 3D технологии. Эпизоды моделируют в трехмерной графике, а персонажи имеют виртуальный скелет.  Первопроходцем в разработке визуальных  эффектов был А. Сазерленд именно он начал эру компьютерной графики в 1961 году. А вот в СССР, уже в 1968 появился компьютерный фильм «Кошечка» повторяющий в каждом шаге движение кошки. 

Первый мультфильм России

Первый мультипликационный фильм в России вышел в 1910 году. Его название «Прекрасная Люканиде или Война усачей с рогачами». Сюжет описывает историю средневековой войны.

В главных ролях выступают насекомые, отчаянно дерущиеся из-за прелестной дамы. В картине показаны поединки на шпагах, осады крепостей и замков, взрывы и трюки, выполняемые насекомыми.

История его создания поражает. Автор картины В. Старевич был учёным – биологом. Он решил снять документальный фильм о жизни и драке двух жуков – оленей.

Фильм был снят, но в процессе съёмки Старевич вдохновился идеей создания мультика с этими жуками. В картине он действительно снимал препарированных жуков. Он прикрепил к ним проволоку для передвижения их в кадре.

Презентация картины происходила в «Покровских воротах».

Владислав Старевич был талантливым человеком. Большая часть проектов снималась только им одним. Этот гений российской мультипликации никогда не просил помощи.

Он самостоятельно выстраивал мизансцены, сам шил кукол и костюмы для них, сам мастерил необходимые для съёмки декорации. За всё время своей рабочей деятельности возле него не было замечено ни одного ассистента, кроме его жены и любимой дочери.

Другие мультипликационные фильмы России, претендующие за первенство:

  1. «Каток». Точная дата выпуска данного шедевра не известна. Режиссёр утверждает, что снимал его по мотиву сказки российского писателя Корнея Чуковского. Сюжет основывается на противостоянии добра и зла, высветляет справедливость и хорошие поступки.

    Главные герои:

    • Мальчик с добрым сердцем и чистыми помыслами.
    • Разбалованный парнишка, стремящийся нанести вред окружающим.
    • Девочка – фигуриста.

    По сюжету разбалованный парнишка преграждает путь девочке, катающейся по льду. Смелый и озорной главный герой помогает фигуристке избавиться от назойливого разбалованного малыша.

  2. «Стрекоза и муравей». Дата выхода – 1913 г. Режиссёр – В. Старевич. Это первый мультфильм с титрами. Он снимался на основе одноимённой басни Ивана Андреевича Крылова.

    Данный мультик запомнился зрителю ещё тем, что Старевич лично его представил публике при императорском дворе, чего он не делал раньше. За талант и вклад в развитие российской мультипликации режиссёру подарили перстень.

  3. «В Африке жарко» — первый проект российской студии «Союзмультфильм». Сюжет описывается приключение животных.
  4. «Лиса и Волк» — это первый мультипликационный шедевр, снятый в цветовом формате. Выпустила его киностудия «Мосфильм».

По сюжету лиса начинает охоту на курицу, которая в последний момент убегает от хищницы. В данном проекте описывается жизнь российских крестьян, показывается их привычный устой и образ жизни.

В конце лиса встречает волка, с которым становится друзьями. Длительность картины – 18 минут 13 секунд. Но сегодня увидеть концовку её не получится. Окончание фильма не сохранилось.

Важно! Большая часть российских мультфильмов снималась по мотивам сказок, басней, повестей и рассказов известных писателей.

Другие первые мультики

Первый мультфильм:

  1. Союза Советских Социалистических Республик – «Советские игрушки». Его презентовали публике в 1924 г. Картина предназначалась для просмотра взрослым, а не детям. Сюжет описывается становление Советского Союза на мировой арене. Снимал его режиссёр Давид Кауфман.

    Мультик описывает жизнь рабочих, крестьян, красноармейцев и их недругов. В сюжете чётко высветляется линия защиты людей. Заканчивается мультфильм победой главных героев, обороняющих свою родину от недругов.

    В конце можно наблюдать салют и новогоднюю ёлку, куда был повешены в качестве игрушек недоброжелатели весёлого народа.

  2. Компании Уолта Диснея – «День Алисы на море». Дата выхода – 01.03.1924. Это не просто мультфильм, это целый мультипликационный сериал, состоящий из 56 серий.

Особого внимания заслуживает первая кукольная мультипликационная постановка под названием «Цирк лилипутов». Она снималась в 1898 г. Авторы работы – Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Смит.

Конец 90-х: «первые ласточки»

Впервые какой-то просвет в жизни российской анимации появился в 1998 году. Тогда одна из небольших частных студий, которая сумела адаптироваться к новым условиям жизни, начала «собирать» заказы от иностранных клиентов.

Сегодня это студия «Пилот», создатель серии «Гора самоцветов». В те же времена в ней творили анимацию для Cartoon Network и вели совместные проекты с американскими партнерами («Майк, Лу и Ог», «Мистер Бин»).

Работы над такими проектами было много. Сейчас подобные заказы американцы направляют в основном в Китай или Корею. В конце же 90-х годов российские, белорусские и украинские аниматоры предлагали куда более доступные цены за свои услуги. И благодаря этому целый сегмент смог выстоять. Хотя и потерял экспертов.

Подвести итог по этапу затяжного кризиса длиной почти в 20 лет можно короткой оценкой Георгия Бородина: «В определенном смысле для меня 90-е были большой дырой: фильмы, которые определяли характер эпохи, смотреть не хочется. Некоторые из них я просто не понимаю, скажем, картины Золотухина и Геллера, а другие фильмы, например, Валентина Ольшванга, ценю, но не люблю».

Найда

1984 год, режиссер Олег Чуркин

Школьница Саша вместе со своей собакой по кличке Найда приезжает на каникулах в гости к своему дяде — брату матери — в живописное лесное место. Верная собака Найда при случае всегда выручает свою хозяйку, находит дорогу домой, когда Саша заплутала в лесу. Однако девочка не отвечает взаимностью на бескорыстную любовь Найды, упрекая ее в том, что с собаками много хлопот.

«Хорошо, вот этот мультик можно отнести к полезным, потому что тут показаны тупость, безответственность и моральное уродство людей: девочка любила свою собаку, а потом ей надоело и она ее просто бросила, весь мультик собака мучается». 

Советская мультипликация в 20-30 годы

Прародителем советской мультипликации можно считать биолога Владислава Старевича, снявшего картины о жизни жуков, используя насекомых в качестве марионеток. Позже режиссер снял еще несколько кукольных мультфильмов, таких как “Стрекоза и муравей”, “Ночь перед Рождеством”, “Сценки из жизни животных”. Однако, во время революции Старевич уехал из страны, из-за чего развитие анимации на некоторое время остановилось.

Один из первых мультфильмов «Стрекоза и муравей»

В 1924 году Юрий Меркулов с другими режиссерами организовывают Экспериментальное бюро мультипликации, где создают ряд кукольных мультфильмов. В то же время другие художники на студии “Культкино” работали над созданием рисованных мультфильмов, имеющих в основном сатирический характер и ориентированных на взрослую аудиторию.

Первыми детскими мультфильмами, созданными в СССР, считаются “Каток” и “Сенька-Африканец”, вышедшие на экраны в 1927 году. Тогда же вышел кукольный фильм “Мойдодыр” и рисованный “Тараканище”.

Знаковым этапом в истории советской анимации можно считать картину “Почта”, вышедшую в 1929 году, которая стала первым цветным и озвученным мультфильмом. Картина была показана зарубежным зрителям и высоко оценена критиками. В 1935 году была создана картина “Новый Гулливер”, где на ряду с куклами снимались настоящие актеры.

Один из героев советского мультфильма 20-40 годов

Мнение эксперта
Артур Оганезович Вартанян
Оператор-постановщик, помощник режиссера киностудий «Ленфильм», «Киевской киностудии научно-популярных фильмов», а также «Центральной киностудии детский и юношеских фильмов им. М.Горького».

В 30е годы советские аниматоры знакомятся с творчеством Уолта Диснея, и его работы признаются эталоном, на который пытаются ровняться отечественные мультипликаторы. Под влиянием диснеевских мультфильмов в СССР в 1935 году создается студия “Союзмультфильм”, где аниматоры пытаются копировать технику западных коллег.

До свидания, овраг

1981 год, режиссеры Вадим Курчевской и Вячеслав Шилобреев.

Стая бездомных собак жила в овраге за новостройками на краю города. Поблизости была конечная остановка городского автобуса, там регулярно сидел хромой пес и ждал подачки. Однажды из автобуса вышел человек, вытряхнул из спортивной сумки маленького пёсика и уехал. Песик по имени Крошка остался на остановке, там его увидел художник и нарисовал. Крошка познакомился с собаками из оврага и услышал их грустные истории…

«Да, снова „Союзмультфильм“ мучает животных и нервные клетки детей: в овраге пытаются выжить стая собак, которые регулярно становятся жертвами издевательств от людей, но за одного песика заступился человек, однако это делает мультик еще печальнее».

Первый мультфильм с СGI

Сейчас мы часто можем разглядеть лица знаменитостей в мордочках мультперсонажей, они, по сути, играют в мультфильмах, так как техника СGI позволяет списать реальные выражения лиц людей и перенести их на героев мультфильмов. Вспомните «Подводную братву», к примеру.

Но началось все это уже в 2001 году с мультфильма «Последняя фантазия: Духи внутри» японского игрового дизайнера Хиронобу Сакагучи. Именно там люди выглядели настолько реалистично, что даже немного пугали — это нарисовано или снято? Сейчас мы видим такие мультфильмы и фильмы гораздо чаще, они нас уже не удивляют, но в 2001 году это был прорыв, хоть и провалившийся в прокате.

Студия «Пилот»[ | код]

В 1986 году было создано ВТПО «Видеофильм», ставшее осуществлять запись отечественных кино- и телефильмов на видеокассеты, а также производство фильмов-концертов и заказ производства художественных фильмов, а в 1988 году при ней возникает «студия Пилот» осуществляющая производство мультфильмов для их последующей записи на видеокассеты. В данную студию перешли ряд сотрудников Студии мультипликационных телефильмов Творческого объединения «Экран». Ею также производились короткометражные мультфильмы или циклы короткометражных мультипликационных фильмов (такие как «Лифт»). Вследствие полного отсутствия на отечественном видеорынке каких-либо правовых норм и неподписания Россией Бернского соглашения о защите авторских прав, ВТПО «Видеофильм» (реорганизованное в 1991 году в АОЗТ «Корпорация „Видеофильм“») в 1993 году отказалось от производства и тиражирования видеопрограмм и занялось телевизионным вещанием, приватизирована также оказалась и студия «Пилот». В последующие периоды различные частные анимационные студии произвели несколько мультфильмов для просмотра на видеокассетах, самым знаменитым из которых стал мультфильм «Незнайка на Луне», снятый частной анимационной студией «FAF Entertainment» в 1997—1999 годах и имевший телевизионную версию, которая фактически представляет собой 12-серийный мультипликационный телефильм (каждая версия с титрами, в версии для видеокассеты деление на 12 серий также присутствовало но не играло никакой роли, а титры шли только после окончания кассеты).

Телевизионная мультипликация

Стремительный рост телевизионной сети в 1950—1960-е годы привёл к появлению телевизионной кинематографии, а затем и мультипликации. Ещё в мае 1959 года руководство «Союзмультфильма» обратилось в ЦК КПСС с предложением развернуть производство телеверсий мультипликационных киноработ. В феврале 1960 года с инициативой создания телевизионной студии мультипликации выступил комитет Союза работников кинематографии. В 1970 году Гостелерадио СССР стало регулярно заказывать производство детских художественных и мультипликационных телефильмов — часть мультфильмов для комитета производило его подведомственное предприятие «Творческое объединение «Экран» (создано 1967 году на базе Отдела производства фильмов Центрального телевидения в связи с введением в строй апппаратно-студийного комплекса в Останкино), часть — главные редакции производства телефильмов местных телестудий («Куйбышевтелефильм», «Свердловсктелефильм», «Саратовтелефильм», «Пермьтелефильм», «Волгоградтелефильм», первоначально они использовали мультипликацию для оформления эфиров, создания титров и заставок телепередач, но вскоре перешли на производство собственных картин), часть — киностудиями по его заказу (больше всего — Свердловская киностудия, «Киевнаучфильм», «Беларусьфильм»), данная практика продолжалась организациями-преемниками Гостелерадио СССР — Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания и Российская государственная телерадиокомпания «Останкино».

За время своего существования для Гостелерадио СССР и его преемников были созданы такие известные мультфильмы как мультфильмы о коте Леопольде, домовёнке Кузе, поросёнке Фунтике, многосерийные мультфильмы (с короткометражными сериями) «Приключения капитана Врунгеля», Алиса в Стране чудес, Алиса в Зазеркалье, В стране ловушек, циклы короткометражных мультфильмов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Мюнхаузена», «Доктор Айболит», полнометражные мультфильмы «Остров сокровищ» и «Энеида». В 1981 году в Творческое объединение «Экран» пришёл Александр Татарский, который начал с экспериментов с пластилином («Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»), перенеся затем эту эстетику и на рисованные фильмы. С конца 1980-х годов студия перешла к упрощённому стилю рисунка с грубыми штрихами («Следствие ведут Колобки», «Здесь могут водиться тигры»). Мультфильмы Геннадия Тищенко одни из немногих избежали этого.

Возникновение

Кадр из мультфильма Александра Ширяева

Кадр из мультфильма Старевича

Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создатель первых в мире кукольных мультфильмов. С 1906 по 1909 год он поставил ряд лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Фильмы были сняты на 17,5-миллиметровую плёнку. Создание первого фильма заняло три месяца. За это время Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно находился между кинокамерой и декорацией.

Свои работы он показывал лишь знакомым и студентам в образовательных целях, на широкий экран они не выходили и в советское время были почти забыты. В 1995 году историк балета и киновед Виктор Бочаров заполучил архив Ширяева, где обнаружил ряд документальных и художественных фильмов, а также рисованные и кукольные мультфильмы. Среди них были «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают, и крутятся в воздухе, что удивляет даже современных мультипликаторов.

До открытия Бочарова первым русским мультипликатором и первым в мире режиссёром кукольных фильмов считался Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, в 1910 году он решил снять обучающий фильм Lucanus Cervus о битве жуков-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тонкие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово. Фильм в прокат не вышел, но способствовал приходу режиссёра на кинофабрику Александра Ханжонкова.

В той же технике Старевич снял вышедший в широкий прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей вплоть до середины 1920-х годов, а в отзывах критиков сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

Вскоре после «Люканиды» на экраны вышли кукольные короткометражки «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), «Лилия Бельгии» (1915), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрировал в Италию, затем — во Францию, где продолжил снимать мультфильмы. Среди его работ был первый в мире полнометражный кукольный фильм «Рейнеке-Лис» (1930). В 1956 году кинопродюсер Александр Каменка организовал встречу Старевича и Ивана Иванова-Вано и предложил съёмки совместного фильма, на что оба режиссёра с охотой согласились. По словам Иванова-Вано, его коллега мечтал вернуться на Родину и передать свой опыт молодым художникам, однако советские чиновники ответили отказом.

«Союзмультфильм» (1930—1960)

Заставка мультфильма про Микки Мауса, восхитившего Фёдора Хитрука.

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера Дух Гения. Он был абсолютно поражён плавной сменой кадров, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея.

Кадр из м/ф «Снегурочка» (1952)

В 1935 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм» (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино, Межрабпомфильма и Экспериментальной Мультипликационной Мастерской (т. н. студия Смирнова)), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

В 1941—1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы.

По словам художника Леонида Шварцмана (работал на «Союзмультфильме» с 1948 года) советская послевоенная мультипликация была основана на мультфильмах Уолта Диснея:

Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры (multiplan — камера, укрепленная над многоярусным съемочным станком, позволяющая делать глубинные наезды и фокусировать либо размывать разные планы). Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» в 1953 году. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер», например в «Пропавшей грамоте» 1945 года, «Каштанке» 1952 года. Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность, например, «Федя Зайцев» и «Часовые полей». В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — «Снежная королева» (1957).

Северная сказка

1979 год, режиссер Раса Страутмане

Добрая и трудолюбивая мать троих детей с утра до вечера была занята домашними заботами, а ее трое сыновей играли целый день и совсем не хотели ей помогать. Однажды мама заболела, но дети так были увлечены игрой «в оленя», что даже не обратили на это внимания. А когда вечером они вернулись домой, то увидели, что мама превратилась в птицу и улетела.

«Тут, наверное, создатели хотели повоспитывать ребенка, но, скорее всего, сломали  психику: трое сыновей не хотели помогать маме, она заболела, ПРЕВРАТИЛАСЬ В ГОЛУБЯ И ПРОСТО УЛЕТЕЛА, БРОСИВ ДЕТЕЙ НА ВЫЖИВАНИЕ В СТУЖЕ И МЕТЕЛИ О Д Н И Х».

Становление и развитие технологии

Через пятнадцать лет после премьеры первого мультика (1898 год) начинается работа с пластилином. Первым автором такого мультика был Уильямс О’Брайан, главным произведением которого была картина «1000 лет до нашей эры», созданная в 1916 году.

В центре событий почтальон и его возлюбленная, у которой, к несчастью, есть любимый человек. Дабы опорочить имя своего конкурента, почтальон подделывает письмо девушке, где пишет невообразимые оскорбления от имени возлюбленного барышни. Когда молодой человек узнал об этом, то он жестоко расплатился с коварным почтальоном.

Новая работа вызвала фурор в широких массах. Однако создание пластилиновых мультфильмов приостановилась до 1950 годов, потому что такая анимация была намного дороже и сложнее рисованной.

Развитие мультфильмов стало возможным благодаря компаниям, которые сосредоточили все свои усилия на создании этого уникального продукта. Первым произведением студии Disney был чёрно-белый немой фильм «Алиса в море». Он совмещал в себе и фильм, и мультфильм, так как там существовали нарисованные вставки. Приключения Алисы мир увидел в марте 1924 года. Через 4 года студия выпускает первый звуковой мультик, который называется «Пароходик Вилли». А ещё через 8 лет Дисней создает первый цветной мультфильм под названием «Цветы и деревья».

Это первый мультик, который номинировался на премию Оскар, так как поразил зрителей своей яркостью и новизной. Изначально мультик планировался в чёрно-белом варианте, однако первопроходец Уолт Дисней освоил работу с Сoloro, и фильм был переснят уже в цвете. Интересно то, что первый цветной фильм был снят только в 1934 году, что на 2 года позже, чембыл создан первый цветной мультфильм.

Сейчас практически ни один фильм не обходится без анимации. Знаменитые фантастические блокбастеры не обходятся без нарисованных монстров, интересных локаций и других эффектов, созданных с помощью технологии мультипликации, только очень усовершенствованной и дорогой. Впрочем, каждый человек, используя интернет и видео-уроки, может научиться делать свои мультики. Сейчас есть много готовых программ, которые значительно упрощают работу мультипликатора. Поэтому все чаще мы видим анимированную рекламу — сделать ее проще и быстрее.

Кризис длиной почти в 20 лет

Долгое время считалось, что причиной кризиса «Союзмультфильма» стал распад СССР. Страны не стало, наступили сложные времена, людям не до мультиков — в ответ на падение спроса исчезло и предложение, точнее — финансирование.

Но это не совсем верно. Как вспоминает Георгий Бородин (историк анимации, работник НИИ киноискусства), падение началось несколько раньше: «Союзмультфильм на рубеже 90-ых не был готов к коммерческой самостоятельности и перестал быть законодателем мод уже в 1989-м». Оказалось, что началось все не с распада страны, а с крайне неудачной правительственной реформы во времена перестройки в 80-е. Последующие события только сделали последствия этой реформы необратимыми:

  • распад СССР принес с собой полный хаос в системе финансирования;
  • работники оказались в растерянности;
  • у государства уже не было средств даже на необходимые расходы, не говоря о выделении денег на то, чтобы создавать анимацию.

Итог был печален: многие специалисты из студии вынужденно ушли, обслуживать все свои помещения компания не могла. Пришлось даже вернуть РПЦ здание бывшей церкви, в которой находилось кукольное объединение.

Фестивальные и массовые проекты

Впрочем, о полной остановке творчества речи не шло. Для него оставался слабый, но мотив: имя «Союзмультфильма» все же было значимым, а потому его представителей постоянно приглашали на всевозможные фестивали.

Правда, показывать там уже было почти нечего. Да и пользы для анимации в глобальном смысле такие мероприятия давали мало. Как отмечает Георгий Бородин: «В те годы произошло разделение анимации на претенциозное авторское кино, которое смотрела фестивальная тусовка, и массовое — зрелищное, но лишенное авторского высказывания».

С участием в фестивалях в 1990-е была еще одна проблема: из-за слабого финансирования, общей растерянности и дефицита квалифицированных кадров анимации делали немного. Дошло до того, что на I открытом анимационном фестивале в Тарусе пришлось показывать все, что было отснято за целых 3 года (и ведь не хватило — вместе с мультфильмами выставляли заставки, рекламные ролики, короткометражные клипы).

Вместе с привычной организацией жизни в то десятилетие рухнула и организация на производстве анимации. Учета не велось, на фестиваль поехали далеко не все готовые продукты и даже «…до сих пор всплывают какие-то фильмы того периода, которые почти никто не видел», — вспоминает Георгий Бородин.

Восстановление фильмов

В 1992 году компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation. Мультфильмы были переозвучены, однако качество музыкального и речевого озвучивания в новом варианте значительно уступает оригинальному. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу «Бибигон».

В 2000 году ряд советских мультфильмов 1940-50-х гг. (главным образом «Чужой голос», «Кукушка и скворец», «Машенькин концерт», «Лев и заяц», «Золотая антилопа», «Гуси-лебеди», «Мойдодыр» и другие, всего 37 мультфильмов) были отреставрированы и переозвучены ООО «Студия АС» и выпущены ООО «Детский сеанс 1» в 2001 году. В новых версиях была полностью заменена фонограмма (вместо классической музыки звучал синтезатор), к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества. Руководство «Союзмультфильма» заявило о непричастности «Союзмультфильма» к переозвучке.

Сейчас в России восстановлением отечественных лент занимается кинообъединение «Крупный план».

2017 год

Три богатыря

№ 1

Три богатыря

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость:

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: aUNCТираж: 450 тыс.

Три богатыря (цветная)

№ 2

Три богатыря (цветная)

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость: UNC — 1400 р.

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: UNC в буклетеТираж: 50 тыс.

Винни-Пух

№ 3

Винни-Пух

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость:

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: aUNCТираж: 450 тыс.

Винни-Пух (цветная)

№ 4

Винни-Пух (цветная)

Год: 2017
Металл: Мельхиор
Нормативная масса: 10,0 гНормативный диаметр: 27 ммСредняя рыночная стоимость: UNC — 1400 р.

Номинал: 25 рублейМонетный двор: ММДНормативная толщина: 2,3 ммГурт: 180 рифленийКачество исполнения: UNC в буклетеТираж: 50 тыс.

Первый этап развития советской мультипликации

К концу 1920-х годов в СССР появляются свои первые мультипликаторы и снятые ими анимационные картины. Более того, чуть позже, в начале 1930-х годов в Советском Союзе появляются уже свои серьезные школы мультипликации и их авторы.

Признанный мэтр отечественной мультипликации Владислав Старевич после революции уехал в Европу, работал в Италии и Испании. А у нас первые попытки возродить мультипликацию были предприняты Ю. Меркуловым и Д. Черкесом, однако это были анимационные картинки, которые демонстрировались при прибытии в города и на станции агитационных поездов.

Чуть позже Юрий Меркулов организовал уже свою студию при техникуме кинематографии. С ним работали будущие классики советского кино: сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева и Владимир Сутеев. Снятые ими в 1924 и 1925 годах первые мультфильмы «Межпланетная революция» и «Китай в огне» были очень позитивно оценены зрителями. А «Китай в огне», шедший более 50 минут экранного времени стал первым полнометражным мультфильмом на отечественных экранах.

В это же время сформировалась и другая студия – Культкино, она занималась созданием сатирических короткометражных мультфильмов. Известные мультипликаторы Дзига Вертов и Александр Бушкин сняли серию мультфильмов: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Случай в Токио», «Советские игрушки» и «Юморески». Использование шаржевого стиля и жесткая сатира также снискали любовь зрителя.

В 1927 году Иван Иванов-Вано снимает первые два детских мультфильма «Сенька Африканец» и «Каток». Появилась и студия «Межрабпром», которая позже войдет в состав «Союзмультфильма». С этого момента детская мультипликация окончательно начинает вытеснять агитационные и пропагандистские картины, происходит своеобразная революция. Именно в это время взрослые мультипликаторы начинают ориентироваться на детей и закладывать в свои картины ещё и воспитательные моменты. Высокая эстетичность и плавность кадра была в мультфильмах «Органчик» и «Царь Дурандай», Н. Ходатаева и И. Иванова-Вано.

Уже с этого времени, вплоть до 1934 года, когда произошел коренной перелом в отечественной мультипликации, появляется целая плеяда заметных отечественных мультфильмов. А студии «Совкино» выходят: «Тараканище», «Самоедский мальчик» и «Почта» Михаила Цехановского («Почту» показали Уолту Диснею, и он высоко её оценил). На «Межрабпроме» – «Мойдодыр» и «Приключения китайчат». А на «Мосфильме» вышли «Приключения Братишкина» и «Новый Гулливер», до сих пор считающийся классикой полнометражной кукольной анимации. «Новый Гулливер» опередил на два года вышедший в Германии в 1937 году мультфильм Старевича «Рейнеке лис». Поэтому пальма первенства в кукольных мультфильмах осталась у нашей страны.