История жизни и невероятной любви детского писателя владимира сутеева

Оглавление

Мультипликация

Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Вместе с ним на курсах учились его родной брат Вячеслав Сутеев (1904—1993), а также двоюродный брат Дмитрий Боголепов (1903—1990) — впоследствии режиссёры научно-популярного кино. Ещё во время учёбы Владимир примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес). Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации.

В 1924—1925 годах Сутеев проявил себя в рекламном плакате, создав несколько киноплакатов к зарубежным фильмам, вышедшим в советский прокат: «Безбилетный пассажир», «Девушка в маске», «Жена фараона», «Кожаные перчатки», «Куртизанка», «Поташ и Перламутр», «Похождения американки», «Принц по милости сказки (Жена Сабеида)», «Сердце гор», «Три мушкетёра». Также известен его плакат 1934 года к фильму «Весёлые ребята», созданный совместно с Дмитрием Бабиченко.

В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе со Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Смирнова (вначале на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм»), где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм».

С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, воевал до последнего дня. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году неожиданно прекратил режиссёрскую деятельность и уволился со студии, не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Пантелеймоном Сазоновым).

Его внезапный уход родные и коллеги связывали с неразделённой любовью к мультипликатору Татьяне Таранович, которая присоединилась к коллективу в 1946 году. Она была моложе Сутеева на 13 лет, состояла в браке и имела дочь. Сохранились сотни писем Сутеева, адресованные Таранович. Лишь 37 лет спустя Татьяна и Владимир — на тот момент оба вдовцы — поженились. Ей было 67, ему исполнилось 80. «Молодые» прожили в счастливом браке 10 лет и умерли в один год.

В дальнейшем Сутеев сотрудничал с «Союзмультфильмом» преимущественно как сценарист. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.

Детство и юность

Владимир Григорьевич Сутеев появился на свет пятого июля 1903 года в столице нашей необъятной родины — Москве. Его отец — Григорий Осипович — слыл по тем временам непревзойденным эскулапом, многое сделавшим для науки. Григорий Осипович считался видным профессором, удостоившимся Сталинской премии за неоспоримый вклад в медицину. Заведовал венерологической кафедрой, проводил самостоятельные исследования. Папа Владимира любил рисовать, петь, время от времени выступал с концертами. Любовь к творчеству, определенно, перешла мальчику по наследству. Сначала Владимир ходил в гимназию, а потом родители перевели его в обыкновенную общеобразовательную школу.

Уже будучи подростком начал подрабатывать на ниве рисования — помогал оформлять выставки. Создавал сюжеты на тему здравоохранения. Помимо рисования пробовал себя и в других профессиях: работал помощником в госпитале, был инструктором общей физической подготовки для младших школьников. От рождения молодой человек обладал неординарным талантом — он одинаково хорошо владел обеими руками. При создании рисунка он мог одновременно писать кому-нибудь письмо свободной рукой. Этот навык ни раз пригодился Сутееву в будущем.

Примечания[править | править код]

  1. Гордадзе Г. Н., Зенайшвили О. П. Памяти Г. О. Сутеева // Медицинская паразитология и паразитарные болезни : журнал. — 1960. — Т. 29. — С. 505—506. — ISSN 0025-8326.
  2. 1 2 Клюева, И. В. Грани скульптурной вселенной. Произведения Степана Эрьзи в музеях Саранска. — Саранск: Издательство Мордовского университета, 2008. — С. 37. — 291 с. — ISBN 978-5-7103-1727-3.
  3. 1 2 Сутеев В. Г. Кто сказал «мяу»? (Художник рассказывает о себе) // Детская литература : журнал. — 1990. — № 6. — С. 60—64.
  4. Сутеев Г. О. Скульптор Эрьзя / сост. Г. С. Горина. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1968. — 142 с.
  5. ↑ Владимир Григорьевич Сутеев // Азовская городская ЦБС
  6. 1 2 Мастера советской мультипликации / сост. Д. Н. Бабиченко. — М.: Искусство, 1972. — С. 155—158. — 190 с.
  7. Онопко Н. И. Советский киноплакат двадцатых годов : (Обзор киноплакатов к художественным фильмам, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина) // Труды / Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. — М. : Книга, 1958. — Т. II. — С. 252—280. — 281 с.
  8. Ерёмин В. Н. Творцы притч и иллюзий. Жизнеописания славных писателей-сказочников. — Ногинск: Остеон-Фонд, 2016. — С. 328. — ISBN 9781772466751.
  9. ↑ Сутеев Владимир Григорьевич, 1941 // Память народа
  10. ↑ Сутеев Владимир Григорьевич, 1942 // Память народа
  11. Александр Маянцев. Утенок + Цыпленок. Российская газета (30 июня 2016).
  12. Татьяна Уланова. «Золотой мой цыплёнок!» История любви Владимира Сутеева и Татьяны Таранович. Аргументы и факты (12 марта 2017).
  13. ↑ Могила В. Г. Сутеева
  14. ↑ К 100-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Сутеева
  15. ↑ Сутеев Владимир Григорьевич, 1985 // Память народа

И, конечно, о любви…

В 1947 г. на киностудии «Союзмультфильм» Сутеев познакомился с Татьяной Александровной Таранович. Женщина была на 13 лет моложе его, замужем, имела дочь… Владимир Григорьевич влюбился в нее без памяти и на всю жизнь. Говорят даже, будто писать сказки для детей он начал под воздействием этого светлого чувства.

Сам Сутеев к тому времени был в разводе – жена ушла от него сразу после возвращения Владимира Григорьевича с фронта. Чтобы не разбивать семью Таранович, Сутеев поспешно женился второй раз — на своей бывшей однокласснице Соне. С Софьей Ивановной они прожил в согласии до ее смерти в 1982 году. К тому времени Татьяна Александровна уже 8 лет как была вдовой. В 1983-м они наконец-то поженились – 80-летний Сутеев и 67-летняя Таранович. Почти 10 лет были они по-настоящему счастливы. Под конец жизни писатель ослеп. Владимир Григорьевич Сутеев скончался 10 марта 1993 года за четыре месяца до своего 90-летнего юбилея.

Творчество этого всесторонне одаренного человека можно и нужно считать нашим национальным достоянием, которым мы вправе гордиться ничуть не меньше, чем гордятся американцы шедеврами Уолта Диснея. Ведь на сказках и мультфильмах Сутеева выросло не одно поколение. И они до сих пор радуют как читателей, так и зрителей. Раньше с родителями, а теперь уже с собственными детьми мы смеемся над непостоянством медведя из сказки «Дядя Миша», восхищаемся смекалкой Ежа («Палочка-выручалочка»), волнуемся, успеет ли Снеговик доставить письмо Деду Морозу («Елка»), с улыбкой следим за приключениями заботливого отца многодетного заячьего семейства («Мешок яблок»). И даже известные народные сказки, такие как «Терем-теремок», в пересказе Сутеева и в сопровождении его точных красочных рисунков становятся интереснее и содержательнее.

К сожалению, вклад этого человека в развитие нашей детской литературы оценен недостаточно. Правда, в 1965 году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», но этим и ограничились. Даже спустя 21 год после его смерти мемориальная доска на московском доме, где жил художник, так и не появилась. Что уж говорить об установке памятника или хотя бы бюста. А как было бы здорово создать детский парк, оформленный по иллюстрациям Сутеева и наполненный его замечательными персонажами! Получился бы маленький мир доброго и любимого всеми нами гениального сказочника.

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

Сказочная любовь

У Сутеева тоже была семья, и в течение многих лет Владимир Григорьевич и Татьяна Александровна виделись на «Союзмультфильме», поддерживая служебные отношения. Порой он часами простаивал позади рабочего стола Татьяны и наблюдал, как рождаются её эскизы, иной раз ненавязчиво давал советы. Через некоторое время между ними все же произошло объяснение и завязался роман в письмах и картинках. Уже после смерти Татьяны Александровны её родные нашли бережно хранившуюся пачку писем от Сутеева. Наверняка более необычной и неповторимой корреспонденции влюблённых никто не встречал. Эта переписка велась в особой «мультипликационной» манере. В письмах было мало слов, а в большинстве – чудесные рисунки, словно взятые из сюжетов сутеевских мультфильмов.

Владимир Григорьевич изображал себя в виде симпатичного утёнка, а его муза Татьяна Александровна была представлена в виде милого цыплёнка. Сюжеты этих своеобразных писем таковы: утенок и цыплёнок смотрят друг на друга сквозь прутья соседних клеток, и утёнок кричит: «Люблю!» Получается, что они совсем рядом, видят друг друга, но свобода ограничена прутьями клеток. Вот ещё несколько сюжетов: утёнок бежит к цыпленку с букетом; утёнок падает, молитвенно сложив крылышки, к подножию огромной буквы Т, светящейся лучами. Большинство писем заканчивались нежными словами: «И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви».

Все эти годы каждый из них прожил в своей семье. Сначала овдовела Татьяна Александровна, спустя десять лет не стало супруги Владимира Григорьевича. Через год он сделал предложение руки и сердца своей возлюбленной. К счастью жениха, предложение были принято. Ему было уже 80 лет, невесте 67. Состоялось официальное бракосочетание, с огромным букетом цветов, обручальными кольцами, в присутствии многочисленных гостей. Счастливый брак продлился десять лет. По воспоминаниям родных, муж и жена обращались друг к другу исключительно на «вы». Все эти десять лет были наполнены удивительной гармонией и долгожданным счастьем. 8 марта 1993 года ушёл из жизни Владимир Григорьевич, всего за несколько месяцев до своего 90-летия, а осенью не стало Татьяны Александровны. Родные похоронили супругов в одной могиле.

Мультипликатор и иллюстратор. Классик детской литературы

1923 – первое появление в печати иллюстраций Сутеева к произведениям К. Чуковского и С. Маршака.

1924 – поступает на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии.

1925 – дебютирует как художник-мультипликатор: участвует в создании первого советского полнометражного мультипликационного фильма «Китай в огне».

1928 – окончил учебу и принят на работу на кинофабрику «Межрабпомфильм».

1931 – создан первый в СССР звуковой мультфильм «Улица поперек». Фильм пропагандировал соблюдение правил дорожного движения. Это режиссерский дебют Сутеева.

1933 – выход мультфильма «Сказка про белого бычка». В нем Сутеев впервые выступил как автор сценария. Всего по сценариям Владимира Григорьевича сделано более 40 мультфильмов для детей, последний из них, «Пропал Петя-петушок», вышел в 1986 году.

1936 – начал работать на киностудии «Союзмультфильм». Один за другим в предвоенные годы в его режиссуре вышли черно-белые мультфильмы «Отважный моряк», «Шумное плавание», «Муха-цокотуха» и другие, ставшие классикой советской мультипликации.

1941, июнь – мобилизован на фронт. Воевал на Юго-западном фронте, принимал участие в освобождении Белоруссии, окончание войны встретил в звании лейтенанта.

1947 – после демобилизации вернулся к работе на «Союзмультфильме». Одновременно начал работать в Детгизе как художник-иллюстратор детской литературы. С его иллюстрациями были изданы книги Г. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, В. Берестова, Г. Остера, Дж. Родари. Самые известные произведения, иллюстрированные Сутеевым: «Доктор Айболит», «Тараканище», «Федорино горе, «Мойдодыр» К. Чуковского; «Дядя Степа» С. Михалкова, «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду Л. Муур, «Котенок по имени Гав» Г. Остера, «Приключения Пифа»

Его иллюстрации не просто привлекали внимание, они помогали детям понять характеры и поведение героев, развивали и давали уроки доброты и любви.

1948 – оставляет студию «Союзмультфильм», навсегда прекращает режиссерскую работу.

1949 – издана первая книга, в которой Сутеев указан как автор, – «Сто картинок». Это были истории для малышей в картинках, текст в книге отсутствовал

1952 – начало карьеры детского писателя

Вышла книга «Две сказки про карандаш и краски», в которой Владимир Григорьевич был не только иллюстратором, но и автором текста. Сутеев – автор более 30 сказок для детей. Наиболее известные из них: «Кто сказал мяу?», «Под грибом», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Три котенка», «Мы ищем кляксу». Это добрые остроумные истории, в которых иллюстрировано почти каждое предложение. Сутеев создал новый жанр детской литературы – книжки-картинки. Его рисунки напоминают кадры мультфильмов: динамичные, выразительные, с живой мимикой и узнаваемыми свойствами персонажей. По многим из сказок созданы мультфильмы по сценарию автора. В Советском союзе его книги многократно переиздавались огромными тиражами.

1955 – вышло первое издание «Приключений Чипполино» Дж. Родари на русском языке с иллюстрациями Сутеева. Персонажи всемирно известной сказки в изображении Сутеева стали каноническими и послужили образцами для детских игрушек.

1963 – издана книга «Сказки и картинки», самое полное на тот момент собрание сказок Сутеева.

1965 – присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1993, 8 марта – Владимир Григорьевич скончался.

Автор добрых историй, ненавязчиво объясняющих ребенку простые истины, создатель целого мира любимейших детских персонажей, не имел родных детей. Впечатляет история его любви, пронесенной через всю жизнь с достоинством и благородством.

«Союзмультфильм»

С 1947 года работал в «Союзмультфильме». Здесь к мультипликатору пришло настоящее признание. Из-под его пера вышли более сорока мультфильмов. Сюжет для своих произведений он писал сам. Впоследствии практически все его работы были экранизированы. Сутеев оформлял сказки Чуковского, Маршака. С его помощью увидели свет сказки зарубежных писателей: «Чиполлино», «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду», «Гном Гномыч и Изюминка».

Все мультфильмы Сутеева написаны с юмором. Он старался сделать так, чтобы через простые и яркие образы дети постигали самые главные вещи в жизни. Через своих персонажей Владимир Григорьевич говорил с детьми о добре и зле, справедливости и нравственности. Его герои в большинстве своем зверята, наделенные человеческими качествами: храбрые и изобретательные, добрые и отзывчивые. Они всегда находили ключик к детским сердцам.

Работая над рисунками, Сутеев старался максимально обозначать детали. Делал он это специально для самых маленьких. Ребенку, когда ему всего 3-4 годика, еще сложно самому представить персонажа мультика или сказки. А о героях в самом произведении, порой, сказано не так и много: завистливая женщина, злая колдунья, прекрасная принцесса и добрая волшебница. Этих эпитетов недостаточно, чтобы полностью воспроизвести образ персонажа в воображении. Здесь на помощь и приходил художник. Посредством рисунков он преподносил яркий сильный образ, который будет понятен малышу. 

Его герои настолько полюбились родителям и детям, что и по сей день их можно встретить в оформлении детских садиков, поликлиник, парикмахерских, всевозможных товаров для ребят. Их можно увидеть на одежде, мыле, полотенцах. Персонажи сутеевских сказок разлетелись по всему миру.

Истории и сказки Владимира Сутеева

Сутеев Владимир Григорьевич сказки писал для самых маленьких. Он замечательно понимал маленьких детей. На первый взгляд, эти истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором.

В сказке «Под грибком» все лесные зверьки и насекомые (Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Зайчик) прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе.

Мультипликация

После окончания в 1928 году техникума Владимир отправился трудиться по специальности — на кинофабрику. Работы было хоть отбавляй — как, впрочем, и возможностей для творчества. Уже через три года он создал первый советский звуковой мультфильм «Улица поперек». Сутеев никогда не работал «потому что так надо»: он творил, воплощал в жизнь свои идеи, придумывал персонажей. Чего стоит одна только Клякса, каждая деталь которой прорисована и продумана до мелочей!..

22 июня 1941 года в Комитете кинематографии Сутеев представил свой мультипликационный фильм «Муха-Цокотуха». А через два дня ушел на фронт. Практически сразу попал в окружение, затем был освобожден. Лишь два года спустя было принято решение использовать его художественный талант на благо армии. Владимиру поручили создавать учебные картины на военную тематику. С поставленной задачей он справлялся блестяще, но мечтал совершенно о другом: как вернется домой, как на шею ему бросится любимая жена…

Когда война завершилась, Владимир пришел в пустую квартиру. Супруга не вынесла одиночества и нашла утешение с другим мужчиной. С горя художник запил: что ждать теперь от жизни после такого предательства?..

Работая до войны на студии «Союзмультфильм», Владимир Сутеев продолжил трудиться там и после Победы: надо было жить дальше. Однажды, в 1946 году, он увидел на студии молодую женщину. Раньше художник ее не замечал. «Новая сотрудница», — шепнули ему. Тане Таранович на тот момент было 30, Сутеев на 13 лет старше. Но какое значение имеет разница в возрасте, если мужчина буквально потерял голову?!


Коллеги отговаривали: отступись, Татьяна счастлива в браке, воспитывает дочку. Но как совладать с нахлынувшими чувствами? Тем более было понятно: ей Владимир тоже небезразличен. Вскоре вся студия наблюдала за тем, как Сутеев пытается покорить неприступную вершину, а та нехотя держит оборону.

Владимир Григорьевич писал Татьяне письма -длинные, пронзительные. В них он называл себя Утенком, а ее — Цыпленком, совсем как в сказке, которую сочинил сам. В Таранович художник находил вдохновение и каждую иллюстрацию посвящал ей. «Вы, конечно, знаете: все кошки, собачки, зайцы, уточки и птицы объясняются вам в любви», — признавался он. Ради своей Тани Сутеев бросил курить, пообещал ей больше не брать в рот ни капли спиртного. Однако все было тщетно: верная жена, она не могла оставить мужа.

После двух лет безуспешных попыток Владимир Сутеев сдался. Он уволился со студии, даже не закончив свою последнюю работу. Просто не мог больше находиться рядом с любимой женщиной, которая принадлежала другому.

Сутеев Владимир Григорьевич. Иллюстрации к детским книгам. Мультфильмы


Сутеев Владимир Григорьевич — Биография Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев (5 июля 1903, Москва — 10 марта 1993, Москва) — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор.

Родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.

Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.

Мультипликация

Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комиссаренко,Черкес Даниил Яковлевич). Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод анимации. В 1928 году окончил уч:) и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм)», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции.

С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошёл всю войну. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Сазоновым).

В. Г. Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников,Е. Н. Райковский и др.

Детская литература

С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».

книга оформленная В. Г. Сутеевым Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и т. д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Скончался 10 марта 1993 года.

Мультфильм раскрашен, черно-белые только титры.

Сценарий Сутеева:

Мультфильм срежиссированный Сутеевым.

Личная жизнь

В личной жизни Владимира Григорьевича, наконец, тоже наступила белая полоса. Он во второй раз женился — на подруге детства Софье. В браке был счастлив. Или хотел казаться счастливым… Привычное течение жизни прервала новость: в 1972 году стало известно, что Татьяна Таранович овдовела. Его любимая Танечка теперь свободна! Столько лет он хранил в своем сердце ее образ… Но, несмотря на душевное смятение, бросить жену Владимир Григорьевич не мог. Еще десять лет он оставался в браке, ухаживал за супругой, когда та заболела. Лишь изредка позволял себе заходить в гости к Танечке и оставаться на чай. А спустя ровно десятилетие и сам стал вдовцом. Еще год художник носил траур по Софье и лишь после этого отправился к Татьяне делать предложение руки и сердца.


Владимиру Сутееву к тому моменту было уже 80, его возлюбленной — 67 лет. В 1983 году они поженились. «Не может быть, чтобы Таня Таранович стала моей женой!» — воскликнул художник, выйдя из загса. Впереди у пары было десять лет счастья. Они боялись даже минуту потратить впустую: вместе читали, гуляли, работали над книжными иллюстрациями.

Она

Фото: Из архива семьи Таранович

Татьяна Таранович к моменту встречи с Сутеевым работала на “Союзмульфильме”. За 20 лет работы на студии она отрисует более 40 мультфильмов, ставших настоящими бриллиантами советской мультипликации – “Серую Шейку”, “Дюймовочку”, “Путешествие Нильса с дикими гусями”, “Цветик-семицветик”, “Кошкин дом”. “Шейка” получит международную премию в Карловых Варах, а “Кошкин дом” – в Венеции. Правда, все эти награды осядут в кабинетах высоких чиновников “от культуры”.

– Лично маме эти премии не вручали, за границу она не ездила, – вспоминает дочь художницы Элеонора Сергеевна.

Да что там заграница. К теплому морю удалось поехать не сразу. Загадочный “юг”, куда Ласточка уносит Дюймовочку, художница рисовала так, как подсказывало воображение.

Она была безумно влюблена в свою работу.

– Мама часто работала дома, я так ее помню – не у плиты, как многие дети, а за столом, с красками, набросками, – вспоминает дочь художницы.

В квартире не было свободного места, где на пергаментных листочках не лежали бы эскизы. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах – тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

– Она была перфекционисткой. Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как персонаж двигает хвостом, – вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская. – Бабушка вставала перед зеркалом на стул, привязывала к копчику что-то, похожее на хвост и часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм.

– Мы позировали ей часами, изображая то уточку, то зайчика, – вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. – Потом знакомые отмечали, что тот или иной персонаж в новом мультфильме очень на меня похож.

К сожалению, Татьяна Таранович рано оставила любимую работу: врачи диагностировали у нее серьезное заболевание сердца и определили “нерабочую” группу. Но пока могла – работала в полную силу. И в профессии была диссиденткой – водила внучек на закрытые показы диснеевских мультиков на “Союзмультфильме”.

Где бы бы Сутеев ни появлялся, вокруг него мигом образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация

Но к успехам коллег была справедлива. Однажды поделилась с домочадцами: “К нам на студию пришел удивительно талантливый мальчик, Юра Норштейн”.

Мимолетная встреча с ней для Сутеева оказалось роковой. Фронтовик понял: его сердце ранено! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не оставила коллеге шансов: тогда ей было 30, она была замужем, подрастала 10-летняя дочь.

Одно из тысяч признаний в любви. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. К тому времени та успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.

– Видимо, со стороны это трудно было скрыть, – вспоминает дочь художницы. – Владимиру Григорьевичу неоднократно говорили, чтобы он оставил свои надежды, что у нас замечательная семья. Папа знал, что в маму страстно влюблен другой мужчина, но сцен ревности в доме не было. Владимира Григорьевича в детстве помню. Видела его у мамы на работе или встречала на демонстрациях. Но то, что иногда пишут, что он официально посвящал мне какие-то книги, был вхож в нашу семью, нет, этого не было. Я знала его как коллегу мамы, не более.

Ранние годы

Родился в семье врача Григория Осиповича Сутеева (1879—1960), выпускника Московского университета, впоследствии доктора медицинских наук, профессора, видного советского дерматовенеролога, миколога, заведующего венерологической секцией Мосгорздравотдела, удостоенного Сталинской премии за вклад в исследование актиномикоза. Мать — Зинаида Васильевна Сутеева. Отец увлекался живописью, пением, выступал с концертами в Благородном собрании. Был близким другом Степана Эрьзи, для которого позировала его жена и который оказал большое влияние на Владимира; уже после смерти Г. О. Сутеева его заметки и воспоминания о друге были изданы в виде книги «Скульптор Эрьзя».

Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.

Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать. Первую известность получил как художник-карикатурист.

Владимир Сутеев. Сказки для детей. Произведения и биография

Волшебный магазинБабочкаДядя МишаЗайкин корабликЕлкаКорабликКто сказал «мяу»?МешокМышонок и КарандашПод грибомРазные колёсаЯблокоПалочка-выручалочкаЦыплёнок и УтёнокКот-рыболовМешок яблокБабушкин огородЖивые грибыКак зима кончиласьКак я ловил рыбуКапризная кошкаМамин праздникМы — артистыМы в лесуМы ищем кляксуМы уже в школеПетух и КраскиПетя и Красная шапочкаПро Айболита и Чапкин портретПро бегемота, который боялся прививокПро ёлкиПро снегурочки и снежинкуРаз, два — дружно!СалютСнежный зайчикСнеговик-почтовикТерем — теремокТри котёнкаУ всех праздникУмелые рукиПетя Иванов и волшебник Тик-ТакЦыпленок и утенокЭто что за птица?


Читать все сказки Сутеева.Список произведенийЧитать сказки других авторов

Книги Владимира Сутеева вызывают восхищение взрослых людей, которые перечитывая и пересматривая их вместе с детьми и внуками, не устают восторгаться творчеством доброго сказочника.
Он подарил детям радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос – в любви и доброте.