Оглавление
История
В ходе эксплуатации в войсках шлемов СШ-36 были выявлены их недостатки и начались работы по созданию нового общевойскового шлема. В 1937—38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Именно эта модель была взята за основу при создании шлема
Контур шлема (изначально получившего известность как СШ-39) приобрел новые очертания. Вес СШ-39 составлял 1 250 грамм, толщина стенок 1,9 мм, он изготавливался из стали лучшего качества.
Перед войной испытания СШ-40 проводились на Щуровском полигоне под Москвой. Ведущий специалист по броневым шлемам — подполковник В. Орлов.
В годы войны выпускался металлургическими заводом «Красный Октябрь» в Сталинграде и Лысьвенским металлургическим заводом, затем в связи с боями в Сталинграде только последним. Приёмочные испытания готовой продукции включали выборочную (от партии) оценку бронестойкости шлема в тире предприятия обстрелом простой пулей, патрон с приведённым (уменьшенным) зарядом, из 7,62-мм винтовки образца 1891/30 годов. Дистанция стрельбы составляла 25 метров. Скорость предела кондиционных поражений (ПКП) шлема составляла порядка 300 м/с.
На фото СШ-39 «трёхклёпка». СШ-40 в обиходе часто именуются шестиклёпками.
Конструкция СШ-40 отличается от предыдущей модели, СШ-39, используемым подтулейным устройством, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подтулейное устройство состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой.
В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.
СШ-40
Русские солдаты в касках СШ-40
СШ-40 был последним и наиболее часто используемым шлемом, который Советский Союз использовал во время Второй мировой войны. Единственным внешним отличием между СШ-39 и СШ-40 были шесть заклепок в нижней части шлема, а не три в верхней части корпуса СШ-39. Размещение заклепок в СШ-40 было связано с недавно представленной гильзой, более простой и прочной, чем в предыдущих версиях. Подкладка состояла из трех (позже четырех в послевоенное время) матерчатых или клееных подушечек, соединенных хлопковой завязкой для регулировки размера. Подбородочный ремень был тканевым и соединялся с d-образными кольцами на каждой стороне корпуса язычками. Концы подбородочного ремня были соединены с помощью скользящей пряжки, и полукруглая металлическая деталь была зажата на конце длинного подбородочного ремня. В отличие от СШ-36 и СШ-39, СШ-40 выпускался только в трех типоразмерах: 1–3. СШ-40 дополнили СШ-60 и, наконец, заменен СШ-68, хотя многие из них использовались в советский период и в последующий период. СШ-40 обычно путают с Чехословацкий Vz. 53 шлем.
От каски к стальному шлему (Часть I)
Стальной шлем (каска) образца 1928 года Появление огнестрельного стрелкового оружия положило начало кризису защитного индивидуального снаряжения. В течение многих столетий для изготовления средств индивидуальной бронезащиты использовались естественные природные материалы: кожа буйволов, крепкое дерево, кость, прочные ткани и т. д. Применение этих материалов обеспечивало надежную защиту от оружия с низким уровнем энергии воздействия. Но еще более пяти тысяч лет назад началось производство средств индивидуальной бронезащиты из металлических материалов: сначала из бронзы, а затем из железа и стали. Металлические материалы характеризовались высокой технологичностью, стабильностью свойств, а изделия из металла обеспечивали необходимый уровень защиты. По мере совершенствования средств поражения доспехи становились крайне тяжелыми и значительно ограничивали подвижность. Стремительное совершенствование стрелкового оружия в XIX века, связанное с изобретением бездымного пороха, нарезного стрелкового оружия и оболочечных пуль с высокой начальной скоростью и энергией, обладавших значительным пробивным действием, окончательно вытеснило последние образцы защитного снаряжения (латы, кирасы, нагрудники) и надолго определило скептическое отношение к средствам защиты тела от ранящих снарядов.
Металлические латы и шлемы на поле боя в полном смысле слова «убила» артиллерия! Именно она с начала XVII столетия определила тактику, структуру армий и общие требования к вооружению. Доспехи не выдерживали тяжелой картечной пули. Холодное рубящее оружие осталось только у кавалерии, которая чем дальше, тем больше отходила на второй план, а главная роль на поле боя переходила к пехоте. Для нее первостепенным был фактор подвижности; защитное снаряжение должно было приспосабливаться к этому требованию. Постепенно вслед за изменением тактики и унификацией пехотного оружия оно выходило из употребления. Дольше всего продержались на вооружении кираса и металлический шлем — в середине XIХ века они еще входили в снаряжение тяжелой кавалерии — кирасирских полков.
В начале ХХ столетия динамичное поступательное развитие получили новые достижения технического прогресса, что способствовало бурному росту исследований в научных и промышленных отраслях знаний, что, в свою очередь, привело к качественному рывку в области военного дела и в военной технике. Это было обусловлено введением бездымных порохов, появлением многозарядного, в том числе и автоматического стрелкового оружия (пулеметов), осколочно-фугасных (бризантных) снарядов (гранат), скорострельных орудий, а также улучшением прицельных приспособлений. Все это вместе взятое резко повлияло на повышение эффективности воздействия стрелкового оружия и артиллерии на противника. Так, фундаментальное открытие французских конструкторов-оружейников в области артиллерийского вооружения — гидропневматическая система отката, сконструированная при создании 75-мм полевой пушки М 97, позволило повысить практическую скорострельность артиллерийских орудий от 3 до 5 раз. Бризантные взрывчатые вещества, заменившие черный порох, при разрыве снаряда, давали большее количество осколков с увеличенной убойной силой, чем при прежнем наполнении артиллерийских снарядов.
В те годы шло постоянное наращивание эффективности наступательных вооружений, в ущерб разработке защитного вооружения. Хотя еще в 1900 году в Германии были проведены опытные стрельбы по животным, на головы которых были надеты кожаные шлемы разных конструкций, наглядно доказавшие, что даже самые маленькие осколки снарядов пробивают не только кожаные шлемы, но и черепа их носителей. Однако этому не было придано никакого значения.
Италия
В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адриана модели 1915 года и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновили итальянское правительство на разработку собственных касок. Первая экспериментальная модель появилась в Италии в 1931 году. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини, он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако он стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался в вооружённых силах страны вплоть до 80-х годов ХХ в.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
Шлем имел официальную маркировку «Шлем стальной модели 1933 года», но поставки его начались в армию в 1937 году. Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперёд форму, как у легионеров древнеримской армии. М 33 изготовляли из сплава стали и никеля (были также шлемы из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции). Вес шлема составлял 1100-1200 граммов в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Подшлемник делали из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена пропитанной воском тканью). Он состоял из восьми язычков, скреплённых в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Кожаная полоска подшлемника крепилась к нижней части двойного обруча, которая не соприкасалась со шлемом, что обеспечивало хорошую амортизацию при ударах, а также циркуляцию воздуха. Второй обруч крепился к раковине шлема с помощью трёх клёпок с вентиляционными отверстиями. Между собой обручи соединялись пятью вертикальными металлическими полосами. Шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное вентиляционное отверстие. Подбородочный ремешок изготавливался из кожи и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застёжкой.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
В разное время итальянский шлем М 33 окрашивался в разные цвета. С 1936 по 1940 год – в серо-зелёный цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год в серо-зелёный цвет только тёмного оттенка, с 1947 года в хаки, с начала 50-х годов – в оливковый. Итальянские шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период гражданской войны, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1939-1940 годов.
Появление боевых шлемов во Франции
Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.
Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.
Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:
- Колпака;
- Гребня;
- Юбки.
Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:
- Россия;
- Румыния;
- Италия;
- Португалия;
- Великобритания.
Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.
СШ-36
СШ (стальной шлем, или стальной шлем) 36 был разработан Александром А. Шварцем и начал производство в 1936 году. Его большой передний обод и широкие заслонки над ушами обеспечивали хорошую защиту для владельца. Немецкий M35 , представленный на год раньше российского СШ-36, послужил образцом для разработки СШ-36. СШ-36 также был снабжен гребнем сверху для вентиляции. Были также апокрифические утверждения, что гребень предназначен для отражения сабельных ударов.
СШ-36 крупным планом
Ранние СШ-36 изготавливались с обшивкой из хрупкой кожи. Из-за ненадежности этих ранних моделей с кожаной подкладкой в более поздние версии были введены тканевые подкладки. Подобные проблемы также возникали с ранними кожаными подбородочными ремешками, поэтому кожаные подбородочные ремешки были постепенно заменены тканевыми моделями. На протяжении всего их производства выпускались четыре размера: маленький, средний, большой и очень большой.
СШ-36 носили советские солдаты в нескольких кампаниях конца 1930-х и 1940-х годов, в том числе во время кампании Халкин-Гол против японцев в 1939 году (получившей прозвище «Халкинголка»), Зимней войны в Финляндии 1939-1940 годов, 1939 года вторжение в Польшу , вторжения 1940 года в Прибалтику и Бессарабию , а также во Вторую мировую войну, или, как ее называют в России, Великую Отечественную войну . Он также был распространен среди солдат- республиканцев во время гражданской войны в Испании в связи с советской поддержкой правительства Испании.
Производство СШ-36 закончилось в 1941 году. Сегодня это редкая и дорогая вещь для коллекционеров.
СШ-39
Каска СШ-39, обратите внимание на высокое размещение заклепок
СШ-39 имел простую, более современную конструкцию и был намного проще в производстве, чем СШ-36. СШ-39 будет стандартной конструкцией советских шлемов на следующие 29 лет, с небольшими изменениями за это время. Это также дизайн шлема на Могиле Неизвестного солдата в Москве . Шлем был изготовлен в основном на трех заводах, то Сталинградский тракторный завод (обозначенный CT в штампе с чернилами), то Красный Октябрь завод (ЗКО) и в Сталинграде , и Лысьва металлургический завод (ЛМЗ). Первым вкладышем был кожаный вкладыш с восемью пальцами, похожий на немецкий M35-M42. Затем последовало короткое производство вкладыша с восемью пальцами из Gralex. Окончательный вариант гильзы СШ-39 был тканевым, аналогично гильзе СШ-36. Все три варианта лайнера подвешивались к шлему на трех металлических язычках, которые были приклепаны к корпусу в верхней части. Этот шлем, как и СШ-36, участвовал в многочисленных кампаниях, прежде чем в 1942 году был заменен на СШ-40.
Испытания
Сразу после появления первых многоопытных образцов каски начались ее испытания на соответствие требованиям заказчика. Оказалось, что каска, выполненная из броневой стали И-1 толщиной 1,2 миллиметра являлась верным средством защиты от пуль и осколков артиллерийских снарядов. Данные характеристики стального шлема были подтверждены с помощью отстрела из 3-х линейной винтовки, а также пистолетов марки «Наган» и «ТТ». В ходе первых испытаний в тире завода в стальной шлем били с расстояния 10 метров из винтовки Мосина, рассчитанной на дальность стрельбы от 800 до 1000 метров, а также из «нагана». Испытания новоиспеченная каска с честью выдержала. Затем на полигоне стальной шлем расстреляли из автомата ППШ с дистанции 115 метров, результат также очутился удовлетворительным. Данные испытаний аккуратно заносились в соответствующие журналы и сохранились до наших дней. Одновременно, новую советскую каску сопоставили с аналогичными стальными шлемами, стоящими на вооружении армий Германии, Швеции и Италии. При этом отметить, что к началу войны у немцев было несколько модификаций стальных шлемов, но как показали натурные испытания, все они существенно проигрывали СШ-40 в пулестойкости, а также легкости и возможности использования в зимних условиях. Самое увлекательное, что во время войны сталь для каски, как и ее форму неоднократно пытались усовершенствовать, но добиться характеристик лучших, чем у стали И-1 и более оптимальной конфигурации, чем у СШ-40 так и не смогли. Данный факт был зафиксирован после войны специальной комиссией Министерства Обороны СССР.
Современные шлемы
Однако старичок СШ-68 уже не отвечает требованиям современного боя. Ему на смену в 80-е годы стали приходить новые разработки отечественных конструкторов.
Шлем СТШ-81 «Сфера»
Шлемы разделились на сугубо армейские и те, что предназначены для полицейских операций. Те и другие пошли по пути резкого увеличения защиты и использования первоклассных современных материалов. Из армейских можно выделить титановый шлем СТШ-81 «Сфера», обладающий очень неплохой защитой. А из полицейских в нашей стране надолго заняли нишу шлемы с забралом, считающиеся аналогами знаменитого TIG, – «Алтыны», «Рыси», «Маски» и другие. Подобно древним шлемам витязей, они надежно защищают наших спецназовцев даже от прямых попаданий пистолетной пули.
Шлемы с забралами производные от шлема Tig Psh-77
А вот армейские коллеги сейчас используют передовой мировой опыт «шлемостроения». Если в 90-е наблюдался некий застой, то сейчас наши шлемы ничем не уступают, а по массе иногда и превосходят американские аналоги. Перескочив через 2000-е годы, мы сразу приступили к производству современных армейских шлемов, таких как 6Б7, 6Б27 и им подобных.
Современные каски 6б47 «Ратник»
Но и они не задержались в войсках. Сейчас наши солдаты получают шлемы 6Б47 из экипировки «Ратник». Оснащенный креплениями для приборов ночного видения, фонарей и других необходимых дополнений шлем активно используется в Сирии и уже показал себя лучшим образом не только по ставшему привычным нам оценочному сочетанию «цена – качество», но и по надежности, защитным свойствам. По крайней мере, сами пользователи его хвалят.
Бойцы ССО РФ в современных касках в Сирии
Но эволюция не стоит на месте, и в новое десятилетие XXI века мы входим с новыми шлемами. «Безухие», радиофицированные шлемы с полной интеграцией в экипировку уже присутствуют в самых элитных подразделениях как в России, так и за рубежом. Недалёк и тот день, когда их сменят цифровые шлемы нового поколения. Кстати, у России есть все возможности производить их сейчас, опираясь на тысячелетний опыт создания надежной защиты для воина.
Обложка: pinterest.ru
СШ-36
СШ (стальной шлем, или стальной шлем) 36 был разработан Александром А. Шварцем и начал производство в 1936 году. Его большой передний обод и широкие заслонки над ушами обеспечивали хорошую защиту для владельца. Немец M35Представленный за год до российского СШ-36, послужил образцом для разработки СШ-36. СШ-36 также был снабжен гребнем сверху, обеспечивающим вентиляцию. Были и апокрифические утверждения, что гребень предназначен для отражения сабельных ударов.
СШ-36 крупным планом
Ранние СШ-36 изготавливались с обшивкой из хрупкой кожи. Из-за ненадежности этих ранних моделей с кожаной подкладкой в более поздние версии были введены тканевые подкладки. Подобные проблемы также возникали с ранними кожаными подбородочными ремнями, поэтому кожаные подбородочные ремни были постепенно заменены тканевыми моделями. На протяжении всего их производства выпускались четыре размера: маленький, средний, большой и очень большой.
СШ-36 носили советские солдаты в нескольких кампаниях конца 1930-х — 1940-х годов, в том числе Халкин-Гол кампания против японцев в 1939 г. (получившая прозвище «Халкинголка»), то Финская зимняя война 1939-1940 гг. 1939 вторжение в Польшу, 1940 г. вторжения в Прибалтику и Бессарабия, а во время Второй мировой войны, или, как ее называют в России, Великая Отечественная война. Он также был распространен среди Республиканец солдаты гражданская война в Испании в сочетании с советской поддержкой правительства Испании.
Производство СШ-36 закончилось в 1941 году. Сегодня это редкая и дорогая вещь для коллекционеров.
Современные модели российских военных касок
Так как в настоящее время касок СШ-68 гораздо больше, чем это требуется российской армии, их производство прекращено. Теперь российская военная промышленность осваивает производство новых моделей шлемов, которые выполнены из новых и современных материалов на тканево-полимерной основе. Новые модели касок гораздо легче и удобнее, чем их стальные аналоги, а главное — их защитные свойства превосходят свойства касок из стали.
Первый шлем, который был произведён в России с использованием современных материалов, называется 6Б7. Он поступил на вооружение российской армии ещё в 2000 году. Подобную защиту получали российские спецназовцы, части ВДВ, морская пехота и прочие подобные подразделения.
Военные каски, которые были незаслуженно забыты, вновь вернулись на мировую военную арену после начала Первой Мировой войны. В настоящее время новейшие военные каски представляют собой не просто защиту головы бойца – это настоящий компьютер, оснащённый современной электроникой.
Бацинет
В начале XIV столетия появился бацинет. Кузнечные технологии к тому времени сделали шаг вперёд, и поэтому новый вид защиты изготавливался уже из одного куска металла. Это заметно увеличивало его прочность.
Шлем имел полукруглую форму, оставлял открытым лицо воина, но защищал щёки и затылок. Чаще всего к нему крепили бармицу — кольчужную сетку, дававшую дополнительную защиту шее и лицу.
На картинке хорошо заметны крепежи, на которые можно было установить забрало или бармицу
Первоначально бацинет считалсямалым» шлемом, который надевали подбольшой» рыцарский шлем. Но очень быстро у рыцарей этот головной убор получил забрало и стал полноценной часть доспеха. А у пехоты превратился в один из излюбленных видов защиты.
Барбют
Эпоха Возрождения сопровождалась массовым интересом к античности. Люди стали читать греческих и римских авторов, архитектура вместо готики начала ориентироваться на Парфенон и Пантеон, а в вооружении появились элементы классического стиля. Так, в XV столетии появился барбют — убор, созданный по образцу греческих шлемов, которые находили при раскопках поселений в Южной Италии.
Барбют формой напоминал бацинет, однако защищал не только голову и щёки, но и бо́льшую часть лица. На передней части шлема располагался вырез в виде буквы Y, по которому барбют очень легко опознать. Этот элемент защиты головы обрёл популярность только в Италии, где увлечение античностью было наиболее сильным.
Для конного боя этот шлем оказался неудобен, поэтому стал исключительно пехотным.
Военные шлемы в Германии
Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.
В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.
Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:
Польский поход;Халхин-Гол;Финская война;Гражданская война в Испании;Битвы на озере Хасан.
Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.
Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:
Он изготавливался из легированной броневой стали;Толщина стенок равнялась 1,9 мм;При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.
Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:
СШ-68М;СШ-68Н.
Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.