Союз с мультфильмом: главной анимационной студии исполнилось 85 лет

Оглавление

«Винни-Пух» (1969)

Кажется, секрет, куда идут Винни с Пятачком, все дети нашей страны будут знать всегда. Федор Хитрук, выдающийся мультипликатор, пришел в режиссуру довольно поздно, в 44 года, но ворвался громко — мультдетектив «История одного преступления» (1962) считается вехой в истории студии и всей советской анимации. Стало понятно, что мультфильмы могут быть разными, и необязательно детскими и просто развлекательными.

Любимый жанр Хитрука — философская притча, но наибольшую зрительскую любовь ему принесли два других фильма: ироничная комедия про кинематографическую кухню «Фильм, фильм, фильм» и сериал про мишку-философа Винни-Пуха по мотивам сказки Алана Милна. Художниками цикла стали Владимир Зуйков, ушедший от нас в феврале этого года, и Эдуард Назаров, будущий автор хита «Жил-был пес».

До свидания, овраг

1981 год, режиссеры Вадим Курчевской и Вячеслав Шилобреев.

Стая бездомных собак жила в овраге за новостройками на краю города. Поблизости была конечная остановка городского автобуса, там регулярно сидел хромой пес и ждал подачки. Однажды из автобуса вышел человек, вытряхнул из спортивной сумки маленького пёсика и уехал. Песик по имени Крошка остался на остановке, там его увидел художник и нарисовал. Крошка познакомился с собаками из оврага и услышал их грустные истории…

«Да, снова „Союзмультфильм“ мучает животных и нервные клетки детей: в овраге пытаются выжить стая собак, которые регулярно становятся жертвами издевательств от людей, но за одного песика заступился человек, однако это делает мультик еще печальнее».

Хронология событий киностудии[править]

  • 10 июня 1936 — образование киностудии «Союздетмультфильм».
  • 1936 — выпущен первый мультфильм под названием «В Африке жарко».
  • 20 августа 1937 — переименование «Союздетмультфильма» в «Союзмультфильм».
  •  — начало съёмок цветных мультфильмов.
  • октябрь 1941 — эвакуация в город Самарканд (Узбекская ССР) во время Великой Отечественной войны.
  • 1942 — переход Мстислава Пащенко из «Ленфильма» на «Союзмультфильм» в связи с роспуском мультипликационной студии при «Ленфильме».
  • 1944 — на «Союзмультфильм» пришёл Михаил Цехановский.
  • май-июнь 1943 — возвращение киностудии из эвакуации в Москву.
  • 1945 — выходит первый полнометражный мультфильм «Пропавшая грамота».
  • 1946 — переезд в помещение на улице Каляевской (ныне — улица Долгоруковская), дом № 25 (в здание Церкви святого Николая Чудотворца).
  • 1956 — переезд в помещение в Спасопесковском переулке.
  • 1991—1992 — распад СССР и реорганизация «Госкино СССР» в «Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии» («Роскомкино»).
  • июнь 1999 — создание предприятия «Киностудия „Союзмультфильм“».
  • 2003 год — распоряжением Правительства РФ из киностудии «Союзмультфильм» выделяется Творческо-производственное объединение (ТПО) «Союзмультфильм», а сама киностудия переименовывается в Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“»
  • 10 июня 2011 — «Союзмультфильм» отметил 75-летие.
  • 10 июня 2016 — «Союзмультфильм» отметил 80-летие.

«Снежная королева» (1957)

Лев Атаманов, выпускник мастерской Льва Кулешова, случайно попал в анимацию еще в 1920-е годы — и остался в ней навсегда. После войны режиссер стал работать на «Союзмультфильме», где снял свои лучшие ленты. Из них в первую очередь приходит на ум полнометражная «Снежная королева» — один из первых настоящих хитов советской анимации.

«Золотой фонд» студии стал пополняться еще в 1930-е годы, первые международные награды она получила в 1940-е, но настоящий зрительский успех пришел к ней именно в 1950-е — причем, как внутри страны, так и за рубежом. По словам Хаяо Миядзаки, именно после фильма Атаманова он решил стать аниматором.

Автор типажей — художник Леонид Шварцман, которому в этом августе исполнится 101 год. Часть персонажей оживили методом «эклера» (артистов снимали вживую, а потом покадрово обводили их движения — технологию назвали в честь фирмы станка), но сказочник Оле Лукойе родился под пером мультипликатора Федора Хитрука.

Северная сказка

1979 год, режиссер Раса Страутмане

Добрая и трудолюбивая мать троих детей с утра до вечера была занята домашними заботами, а ее трое сыновей играли целый день и совсем не хотели ей помогать. Однажды мама заболела, но дети так были увлечены игрой «в оленя», что даже не обратили на это внимания. А когда вечером они вернулись домой, то увидели, что мама превратилась в птицу и улетела.

«Тут, наверное, создатели хотели повоспитывать ребенка, но, скорее всего, сломали  психику: трое сыновей не хотели помогать маме, она заболела, ПРЕВРАТИЛАСЬ В ГОЛУБЯ И ПРОСТО УЛЕТЕЛА, БРОСИВ ДЕТЕЙ НА ВЫЖИВАНИЕ В СТУЖЕ И МЕТЕЛИ О Д Н И Х».

И мама меня простит

1975 год, режиссер Анатолий Петров

Поссорившись с мамой, мальчик представляет, как он уходит в воображаемое путешествие, но вскоре возвращается, поняв, насколько плохо жить без мамы.

«Был еще мультик „И мама меня простит“, так он мне всю психику поломал. Там мальчик убегает от мамы, пока его ищут, он чуть ли не помирает в пути и возвращается на ее ДР. Лучше подарок не придумаешь!»

Как вам этот список? Согласны с пользователями соцсетей или любите эти мультики?

Мы, с свою очередь, отметим, что многие из мультфильмов изначально были созданы для взрослых и не позиционировались как развлекательный контент. Тут уже задача родителей — следить за тем, что именно смотрит его чадо. К тому же многие мультфильмы — это экранизации народных сюжетов, а в фольклоре очень много вещей, которые могут показаться жестокими или странными.

Коллектив[править]

Правлениеправить

  • Юлиана Слащёва (с 3 февраля 2017) — председатель правления
  • Антон Гришин (с 2017) — член правления Ассоциации анимационного кино
  • Николай Маковский (с 2017) — продюсер
  • Мария Смирнова (с 2017) — продюсер
  • Борис Машковцев (с 2017) — продюсер
  • Ольга Леонтьева (с 2017) — финансовый консультант

Директораправить

  • Дмитрий Константинович Зотов (1978—1986).
  • Эрнест Ахмедович Рахимов (1997—2004).
  • Акоп Гургенович Киракосян (2004—2009).
  • Тариэл Отарович Хателишвили (2010—2011).
  • Николай Людвигович Маковский (с 26 августа 2011 года по 6 марта 2014 года).
  • Валерий Геннадиевич Бакаев (с 7 по 27 марта 2014 года).
  • Андрей Добрунов (с 28 марта 2014 года по 13 апреля 2016 года).
  • Глеб Давыдов (исполняющий обязанности директора с 14 апреля 2016 года по настоящее время; до назначения работал первым заместителем директора).

Художественные руководителиправить

  • Наталья Борисовна Дабижа (2008—2010)
  • Станислав Михайлович Соколов (2010—2013)
  • Михаил Владимирович Алдашин (2013—2016)

Ведущие режиссёрыправить

Ведущими режиссёрами киностудии «Союзмультфильм» за все годы деятельности являются: И. П. Иванов-Вано, Л. К. Атаманов, М. М. Цехановский, Р. А. Качанов, Ф. С. Хитрук, Б. П. Степанцев, И. А. Ковалевская, А. Ю. Хржановский, Ю. Б. Норштейн, В. М. Котёночкин, А. А. Петров, Г. М. Сокольский и другие.

Найда

1984 год, режиссер Олег Чуркин

Школьница Саша вместе со своей собакой по кличке Найда приезжает на каникулах в гости к своему дяде — брату матери — в живописное лесное место. Верная собака Найда при случае всегда выручает свою хозяйку, находит дорогу домой, когда Саша заплутала в лесу. Однако девочка не отвечает взаимностью на бескорыстную любовь Найды, упрекая ее в том, что с собаками много хлопот.

«Хорошо, вот этот мультик можно отнести к полезным, потому что тут показаны тупость, безответственность и моральное уродство людей: девочка любила свою собаку, а потом ей надоело и она ее просто бросила, весь мультик собака мучается». 

«Жил-был пес» (1982)

Эдуард Назаров как режиссер тоже начал с «Веселой карусели» — для разных выпусков альманаха он снял две миниатюры (в том числе про принцессу и погоду, которые были прекрасные и ужасные попеременно). Но безусловный и ошеломляющий успех ему принесла вторая «полнометражная» десятиминутка «Жил-был пес» по мотивам украинской сказки.

Фильм разошелся на цитаты («Ты заходи, если чё» — фраза, которая, кажется, вошла в национальный культурный код), а роль старого волка, озвученная Арменом Джигарханяном, стала одной из самых узнаваемых в фильмографии артиста. В 2012 году по опросу индустрии «Жил-был пес» был признан лучшим отечественным мультфильмом в истории, обогнав даже «Ежика в тумане».

«Трое из Простоквашино» (1978)

Главные сериалы советской анимации были сняты друг за другом в довольно короткий промежуток времени — на рубеже 1960–1970-х годов. Кроме упомянутых циклов про Чебурашку, Винни-Пуха и «Ну, погоди!», это две части про Малыша и Карлсона, а также дилогия «Бременских музыкантов». Чуть позднее студия выпустила еще один бессмертный хит — и снова по мотивам сказок Эдуарда Успенского.

Первоначально сериал про дядю Федора и кота Матроскина начал выходить на телевизионной мультстудии, но Успенскому он не понравился, и он передал персонажей «Союзмультфильму». И не прогадал. Новую и успешную жизнь «Простоквашино» дали режиссер Владимир Попов (который ранее в тандеме с Владимиром Пекарем сделал «Умку») и художники Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян и Аркадий Шер.

Среди других сериалов позднего СССР также стоит отметить «38 попугаев», «Котенка Гав», «Мартышек» и «Блудного попугая».

«Крокодил Гена» (1969)

С 1954 года заработало кукольное объединение, а на 1960–1970-е годы пришелся расцвет объемной анимации. Считается, что дети кукольные мультфильмы не любят — но, как правило, речь идет о более поздних годах и производстве других студий. Такие картины «Союзмультфильма», как «Кто сказал мяу?», «Я жду птенца», «Клубок» и, конечно, же «Варежка» отлично смотрятся и сегодня.

Наибольший успех — причем, мгновенный — кукольной мультипликации принесла серия про Чебурашку и Крокодила Гену от создателей «Варежки», режиссера Романа Качанова и художника Леонида Шварцмана, основанная на произведениях Эдуарда Успенского. Чебурашка немедленно стал всенародным любимцем, игрушкой пришел в дома по всему Союзу, а в 2000-е стал талисманом Олимпийской сборной.

Про мамонтенка

1983, режиссер Борис Аблынин.

Во время великого обледенения большой ледник надвигается на землю и все животные вынуждены мигрировать на юг. Одна мамонтиха не хочет уходить со стадом, несмотря на уговоры вожака, потому что куда-то пропал ее сын, мамонтенок. Мамонтиха отправляется искать его, а ее сородичи мигрируют без нее. Тем временем мамонтенок, как оказывается, не может уйти из-за своего друга — цветочка. Мать находит его и уговаривает уйти, но мамонтенок всё же не бросает цветок. К несчастью, происходит обвал, и мамонтиха попадает в ловушку…

«Нет, это не тот мамонтенок, который маму ищет, этот ее потерял (ее засыпало камнями), пока пытался спасти цветочек, ну и сам насмерть замерз, все как любит „Союзмультфильм“: мрачные тона, грустная музыка и печальный финал». 

«Ежик в тумане» (1975)

Как Хитрук и многие другие режиссеры, Юрий Норштейн начинал мультипликатором. Став режиссером, он, как и его коллеги по «Веселой карусели», в своих фильмах стремился к «рукодельному» творчеству — большинство функций он выполняет самостоятельно, и даже «под себя» усовершенствовал мультстанок. В то же время его фильмы невозможно представить без постоянных соавторов — художника Франчески Ярбусовой, операторов Александра Жуковского и Игоря Скидана-Босина. Картины он делает в уникальной и чрезвычайно трудоемкой технике многослойной перекладкой мультипликации — причем, порой даже признанные профессионалы за рубежом не могут понять, как сняты некоторые сцены.

«Ежик в тумане» — третья самостоятельная режиссерская работа, которая немедленно вывела Норштейна в первый ряд постановщиков не только студии, но и всего мира. По результатам многочисленных международных опросов эта философская и глубоко личная сказка делит одно из первых мест среди лучших анимационных фильмов из всех когда-либо созданных. Причем нередко она пропускает вперед четвертый фильм Норштейна — «Сказку сказок».

Пингвины

1968 год, режиссер Владимир Полковников

Драматическая история, произошедшая в далекой Антарктиде, куда на лето приплывают пингвины выводить птенцов.

«Я даже не могу вспомнить точно, как я решила его посмотреть, но мне отчетливо запомнилось то состояние, которое не отпускало меня еще долгое время после его просмотра. Да, это именно то послевкусье, которое вызывают у меня чуть ли не шедевры кинематографа! А сколько слез я тогда выплакала! Это единственный мультфильм, после которого я, наверное, еще полдня ходила в каких-то раздумьях, практически ни с кем и говорить-то не могла. Даже сейчас, пересматривая его вновь и вновь, я не могу сдержать слез».

«Этот мультик был первым мультиком, благодаря которому я наплакала лужу слез лет в пять. Пингвин высиживал камень, думая, что это яйцо, и утонул вместе с ним, потому что камень был тяжелым. Зачем это детям?».

«Веселая карусель» (1969)

Свои фильмы 1960-х годов Хитрук создавал вместе с группой единомышленников. Начиная с самого раннего этапа активное участие в работе принимали мультипликаторы — и это была новация: обычно их привлекали на этапе производства, когда основной творческий процесс был позади. В конце 1960-х этот костяк талантливых мультипликаторов продавил идею сборника миниатюр, где они могли бы проявить себя как абсолютные авторы — сценаристы, режиссеры, художники, мультипликаторы. Так началась история альманаха «Веселая карусель», ставшего полигоном для обкатки новых художественных идей, стилей, жанров.

Именно здесь появились знаменитые новеллы про Антошку, «На лугу пасется ко…», «Мы делили апельсин» и многие другие хиты нашего детства. Основатели альманаха — Анатолий Петров, Галина Баринова, Леонид Носырев, Валерий Угаров, Геннадий Сокольский — впоследствии стали классиками анимации, и сняли множество шедевров, от «Шкатулки с секретом» до «Полигона». Выпуски «Веселой карусели» выходят до сих пор, в них дебютируют новые и новые поколения авторов.

«Шайбу! Шайбу!» (1964)

Борис Дежкин — один из первых мультипликаторов (одушевителей) и один из лучших за всю историю. В годы войны он потерял левый глаз, но успешно проработал художником еще полвека. Дежкин пришел в профессию, когда буквально всех аниматоров заворожил диснеевский трюковой фильм, но ему быстро удалось выработать собственную, легко узнаваемую манеру.

В рамках чужих замыслов Дежкину было тесно, поэтому вскоре он сам стал режиссером, а коронным жанром выбрал спортивные комедии с обаятельными плохишами — клоунский нос, улыбка до ушей, прыгающая походка. Раз увидев, забыть их невозможно. Маски с дежкинскими негодяями, например, носят злодеи из недавнего «Майора Грома».

Наверное, самый известный фильм этой серии — хоккейный «боевик» «Шайбу! Шайбу!». Всего Дежкин сделал с десяток спортивных фильмов, но работал и в других жанрах. Среди прочего, ставил и сказки («Чиполлино»).