Луддизм

Оглавление

Они отнимут нашу работу!

Страх потери работы объединяет старых луддитов, которые громили ткацкие станки и боролись с быстро богатевшими хозяевами фабрик, с неолуддитами — современными обладателями низких квалификаций, которых потихоньку начинают вытеснять новые технологии. Согласно докладу Всемирного экономического форума, к 2022 году 75 млн рабочих мест исчезнут из экономики. Там же оптимистично обещают, что появятся новые 133 млн рабочих мест, для которых будут нужны специальные навыки, хотя пока сложно представить, как бывший 40-летний сотрудник фабрики обучает нейросети.

Волнение в обществе нарастает, таксисты объединяются в большие протестные группы в разных странах и начинают радикальную войну против корпорации Uber, которая создает неравные условия конкуренции для традиционных таксистов вне корпорации.

Технологический прогресс приводит к отмиранию целых экономических отраслей. Например, беспилотные фуры могут заменить популярную в Америке профессию дальнобойщика, которая позволяет иметь человеку без высшего образования зарплату, как у среднего класса. Без работы останутся 3,5 млн водителей.

Потребности дальнобойщика, в свою очередь, дают работу людям в других отраслях: мотели, рестораны, заправки, автомойки. Сколько людей может остаться без работы после приближающегося технологического рывка — трудно представить, а что каждого безработного обогатит безусловный базовый доход от правительства, представить еще труднее.

Профессор экономики и нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в своей работе «Безработица и инновации» обосновал, почему нужно поаккуратнее внедрять технологии в экономику, и вспомнил Великую депрессию: резкий скачок производства в сельскохозяйственной промышленности привел к краху экономики и массовой безработице. Тогда с этой проблемой справились с помощью «Нового курса» Рузвельта, а как решать проблему со страхом перед массовой безработицей из-за роботизации сегодня — пока непонятно.

Теоретическое решение предлагает старейшина компьютерных технологий Билл Гейтс. Он активно рассуждает об угрозах новых технологий и критикует их так яро, что в 2015 году они на пару со Стивеном Хокингом и Илоном Маском стали номинантами антипремии «Луддит года».

Луддизм во время Чумы и Темные Века[]

Принципы луддистского учения были применены на практике после Ошской катастрофы, когда сильнейшее и богатейшее государство мира — Ош — было вычеркнуто с географических карт, а Соединенный флот, пытавшийся остановить Чуму, был вынужден с большими потерями отступить от острова, увозя с собой беженцев. Очевидно было, что любые достижения человеческого разума, примененные на этой войне с бесформенным врагом — Чумой — оказались совершенно бесполезными. Тем не менее, Чума не была воспринята как стихийное бедствие, а именно как разумный враг; десятки тысяч жителей Оша, солдат и матросов Соединенного флота, наблюдая за поведением Чумы, укрепились в той мысли, что это живое существо, преследующее некую цель — разрушения всего созданного человеческими руками.

Ошский предел, установленный южными магами, был поначалу сочтен (в том числе и ими самими) временным решением. Мало кто предполагал, что Чума задержится за ним надолго; установка предела воспринималась как кратковременная передышка перед окончательным концом света. Пока трезвомыслящие маги и ученые пытались разработать новые средства борьбы с Чумой, массами населения развитых стран овладела паника, приведшая к гражданским войнам и всеобщему увлечению идеями чумопоклонничества или же луддизма. Но если раннее чумопоклонничество было верой пассивной, то чумный луддизм был активен. Подразумевалось, что Чума — это кара за грехи человеческой цивилизации и ради выживания человечества цивилизацию (в первую очередь машины) следует уничтожить, и тогда Чума уйдет сама собой.

История риганхеймского луддизма — черная страница в истории королевства: в число луддитов вошел сам король и множество его приближенных, и государственная машина занялась упоенным разрушением самой себя. Даже Эпоха Багряных Облаков не нанесла королевству такого вреда, как постчумный луддизм (хотя потери в населении и несопоставимы). Гвара, Прит, старый Иис были превращены в руины своими же жителями; к 318 году, когда на престол взошел новый король, начавший попытки свертывания луддистского движения, в стране не осталось ни одного воздушного корабля, ни одной электростанции. Дно залива к северу от Гвары по сей день усеяно ржавыми останками кораблей Соединенного флота, благополучно ушедших от Оша, но затопленных собственными экипажами у собственного порта приписки. Следует отдать должное Братствам Стихий, которые, несмотря на собственное обнищание и потерю всякого авторитета, сумели дать прибежище крупным ученым, магам и сохранить обширные библиотеки. Благодаря этому спустя многие десятилетия оказалось возможным возродить цивилизацию на магических началах.

Осскильская власть не поддалась заболеванию луддизмом, однако попытки жестоко подавить луддистские движения вызвали жесточайшее противодействие. В Осскиле образовалось параллельное луддистское правительство, обе стороны поспешно вооружились, и более ста лет протекли под знаком гражданских войн, со временем ставших даже не двух-, а трехсторонними — первоначальная власть все-таки рухнула, не выдержав войны с оппозицией, но на ее месте появились сразу две вооруженные силы, равно грызущиеся и со старой оппозицией, и друг с другом. Положительным явлением здесь было то, что силы осскильцев были отвлечены все-таки на гражданскую войну, а не на луддизм, не позволив им сознательно растоптать собственную культуру и впасть в варварство; в итоге Осскиль вообще оставил луддистские идеи, предавшись технократии и отрицанию магии.

Если в Риганхейме сохранились останки централизованной власти, а храмы сохранили старые знания, что позволило со временем восстановить государственность, то Норсе и Бадрос после событий на Оше на века погрузились во тьму. Те немногочисленные машины и знания, что были вывезены с Шадарака, были уничтожены сразу после Чумы, и Бадрос был отброшен на многие столетия назад, да так и не смог оправиться и по сей день, Норсе же утратила всякие связи со старой человеческой цивилизацией, довольно быстро растеряла завезенные до Чумы технологию и была вынуждена строить собственную культуру с нуля.

XIX век: человек против станка

Мифический лидер луддитов в представлении неизвестного художника XIX века

Слово «луддизм» напоминает название философского течения, но у истоков этого движения стояли не самые образованные люди. Оно названо в честь Неда Лудда, английского рабочего, якобы жившего на рубеже XVIII-XIX веков. Эпоха Наполеоновских войн для Великобритании была временем стремительной индустриализации, одним из символов которой стали ткацкие станки. По легенде, как раз две такие машины для вязания дешёвых чулок и разбил Лудд в знак протеста ещё в 1779 году. Правда, никаких исторических подтверждений этому не найдено. В 1810-е годы подпись Лудда появилась на Манифесте рабочих, авторы которого требовали от нанимателей убрать с фабрик станки. Но нет гарантии, что это был тот самый человек.

Однако легенда о нём зажила собственной жизнью. В начале века зародилось и стало стремительно набирать популярность движение рабочих, выступавших против станков на фабриках. Их основным методом борьбы было «поступать как Нед Лудд» — то есть ломать станки. Именно тогда слово «луддит» вошло в широкий обиход, а позже им стали называть любого человека, выступающего против техники и прогресса. Впрочем, тогда индустриальным саботажем дело не ограничивались — рабочие устраивали стачки, избивали, а в редких случаях и убивали своих нанимателей. Для подавления выступлений правительству пришлось использовать войска, а фабрикантам — нанимать вооружённую охрану.

Концом движения условно считают Пинтричское восстание 1817 года, названное так в честь деревни Пинтрич. Две-три сотни человек, недовольных экономическим упадком, выступили в сторону Лондона с пиками и ружьями. Но восстание было подавлено, а зачинщики казнены или сосланы в Австралию.

Так выглядят луддиты в массовом сознании — варвары, ломающие непонятные машины, которых они боятся

Говоря о выступлениях начала XIX века, им иногда приписывают психологические или даже религиозные причины. Рабочих изображают чуть ли не дикарями, которые испугались непонятных машин и попробовали их уничтожить. Но всё было гораздо проще. Станки ставили под угрозу наиболее квалифицированный персонал. Зачем дорого платить кому-то, способному ткать быстро, если можно за те же деньги нанять пятерых людей «с улицы» и получить больший объём полотна от каждого за станком? Мастера, потратившие годы жизни на получение своих навыков, столкнулись с угрозой увольнения или серьёзного сокращения оплаты.

В Англии XIX века, где не было никаких социальных гарантий, снижение жалования легко могло стать катастрофой: рабочие лишались домов, теряли возможность содержать семьи. Их протест был направлен против несправедливости, символом которой стали станки. В этом смысле последователи легендарного Лудда и бунтовщики Пинтрича мало чем отличались от любых других людей, пытавшихся силой отстоять свои права.

Во многом их недовольство оказалось пророческим. Индустриализация Великобритании пошла на пользу богатой части общества и стране в целом, но для самих рабочих обернулась бедами. Увеличение рабочего дня, сокращение зарплат, использование детского и женского труда, знаменитый лондонский смог — всё это прямые последствия массового распространения станков. Понадобился целый век тяжёлой политической и общественной борьбы, чтобы работники фабрик начали получать хоть какую-то выгоду от механизации своего труда.

Образ безумного учёного возник из-за страха перед техникой

Но в том же XIX веке вдали от рабочей среды зародился набор идей, который и вдохновил то, что мы сейчас называем луддизмом. Романтизм второй половины столетия во многом строился вокруг противопоставления жизни всему «неживому». Одним из проявлений этого стал скепсис в отношении техники и технического взгляда на мир. Романтики превозносили человека как нечто целое, превосходящее сумму своих компонентов, отказываясь от механистического взгляда на людей, распространённого в эпоху Просвещения. Для романтизма было характерно настороженное отношение к технике, которое мы наблюдаем до сих пор.

В романе «Франкенштейн» Мэри Шелли задала архетип «безумного учёного» — он расплачивается жизнью за попытки безрассудно играть с силами природы. А немецкий романтик Эрнст Гофман в своём «Песочном человеке» впервые показал механического человека как нечто страшное, заложив начало традиции роботов-антагонистов. И хотя никто из этих писателей не был и не мог быть членом реального движения луддитов, их творческие идеи в сочетании с практической борьбой рабочих постепенно складывались в альтернативную картину мира, приверженцы которой критиковали технический прогресс.

Конец восстания

В году текстильщики попытались пойти по конституционному пути: они предложили парламенту принять закон, защищающий их торговлю. За юристов платят высокую цену, ведут настоящую лоббистскую работу ( группа давления ), но закон не принят.

Между тем луддиты получили частичное удовлетворение: зарплаты выросли, экономическое давление несколько ослабло. В то же время аресты ослабили движение. В 1812 году, несмотря на протесты и брошюры лорда Байрона , в частности, был принят закон, устанавливающий смертную казнь за поломку машины . Повешены тринадцать луддитов.

Если луддиты будут действовать до 1817 года , их уничтожение будет становиться все более отчаянным. Фактически, упомянутые три профессии почти исчезнут на заре 1820-х годов.

Если Луддиты исчезнут как таковые, однако, они питаются другие трудовыми движениями начала XIX — го  века . Спор становится подпольным или юридическим, а через несколько лет вновь вступает в силу и приводит к чартизму .

Борьба с луддитами

Английские власти решили принять наиболее жёсткие меры для подавления выступлений недовольных. На борьбу с луддитами было брошено 12 тысяч солдат (что было очень много, учитывая, что Великобритания вела войну с Наполеоном). В 1812 году вышел указ о том, что отныне любой саботаж, в том числе и разрушение машин, будет караться смертной казнью. Несколько десятков человек было повешено, многие оказались в тюрьмах или были насильно отправлены в удалённые от Великобритании колонии. При этом пострадало множество невиновных, никогда не участвовавших в разгроме фабрик. Жёсткие меры парламента были осуждены многими представителями английской интеллигенции, например, лордом Байроном. К 1817 году машиноборческое движение полностью угасло.

Однако британские рабочие вовсе не стали более пассивными или запуганными. Хотя движение луддитов не имело будущего, оно заставило людей сплотиться ради отстаивания своих прав. Следующее поколение рабочих осознало необходимость перехода к иным, более совершенным методам борьбы, и занялось созданием тред-юнионов, оказавших в дальнейшем большое влияние на развитие трудовых отношений в Великобритании.

Заметки [ править ]

  1. Историк Эрик Хобсбаум назвал их уничтожение машин « коллективными переговорами посредством бунта», что было тактикой, использовавшейся в Британии со времен Реставрации, поскольку фабрики были разбросаны по всей стране, и это делало непрактичным проведение крупномасштабных забастовок.
  2. ^ Воеводы Фалмута сообщил герцогу Ньюкасла (16 ноября 1727)что «буйные tinners» был «взломали и разграбили несколько подвалов и зернохранилища кукурузы.» Их отчет завершается комментарием, в котором говорится, что они не смогли понять логику прямых действий консервных предприятий: «бунтовщики выдвинули из себя обвинение в нехватке кукурузы в округе, но это предположение является несостоятельным. вероятно, ложь, так как большинство тех, кто уносил кукурузу, раздавали ее или продавали по квартальной цене ». ПРО, СП 36/4/22.
  3. ^ Монетку Magazine 1844, с.33
  4. ^ Хобсбаум популяризировал это сравнение и относится к первоначальному заявлению в Франке Онк Дарвалл (1934) народные волнения и общественный порядок в Regency Англии , Лондон, Oxford University Press, стр. 260.

Исторические прецеденты [ править ]

Предполагается, что в 1779 году Нед Ладд, ткач из Ансти, недалеко от Лестера, Англия, в приступе ярости сломал две оправы для чулок. Когда в 1810-х годах появились «луддиты», его личность была присвоена, чтобы стать фольклорным персонажем капитана Ладда, также известного как король Ладд или генерал Ладд, предполагаемого лидера и основателя луддитов.

Низшие классы 18-го века не были открыто нелояльны королю или правительству, вообще говоря, и насильственные действия были редкостью, потому что наказания были суровыми. Большинство людей были в первую очередь озабочены собственными повседневными потребностями. Условия труда на английских текстильных фабриках в то время были суровыми, но достаточно эффективными, чтобы угрожать средствам к существованию квалифицированных ремесленников. Новые изобретения производили текстиль быстрее и дешевле, потому что ими управляли менее квалифицированные и низкооплачиваемые рабочие, а цель луддитов заключалась в том, чтобы получить лучшую позицию на переговорах со своими работодателями.

Кевин Бинфилд утверждает, что организованные действия чулочников происходили в разное время с 1675 года, и предлагает рассматривать движения начала 19 века в контексте невзгод, перенесенных рабочим классом во время наполеоновских войн , а не как абсолютное отвращение к технике. Нерегулярный рост цен на продукты питания спровоцировал бунт Килменов в порту Тайн в 1710 году и оловянных горняков, которые воровали из зернохранилищ в Фалмуте в 1727 году. Произошло восстание в Нортумберленде и Дареме.в 1740 году и нападение на квакерских торговцев кукурузой в 1756 году. Квалифицированные ремесленники, занимавшиеся торговлей тканями, строительством, кораблестроением, полиграфией и столовыми приборами, организовали дружественные общества, чтобы мирно застраховаться от безработицы, болезней и вторжения иностранной рабочей силы в их профессию, поскольку было распространено среди гильдий.

Малкольм Л. Томис в своей истории 1970 года Луддиты» утверждал, что поломка машин была одной из очень немногих тактик, которые рабочие могли использовать для усиления давления на работодателей, подрыва низкооплачиваемых конкурирующих рабочих и для создания солидарности между рабочими. «Эти атаки на машины не подразумевали какой-либо необходимой враждебности к машинам как таковым; машины были просто удобно открытой целью, против которой можно было совершить атаку». Сельскохозяйственный вариант луддизма произошел во время широко распространенных бунтов свингеров 1830 года в южной и восточной Англии, в основном из-за поломки молотильных машин .

Литература

  • Bailey, Brian J. The Luddite Rebellion (1998), New York : New York University Press, ISBN 0-8147-1335-1.
  • Binfield, Kevin. Writings of the Luddites, (2004), Johns Hopkins University Press, ISBN 0-8018-7612-5
  • Fox, Nicols. Against the Machine: The Hidden Luddite History in Literature, Art, and Individual Lives, (2003), Island Press ISBN 1-55963-860-5
  • Hunt, Lynn, Thomas R. Martin, Barbara H. Rosenwein, R. Po-chia Hsia, and Bonnie G. Smith. The Making of the West. 3rd ed. Edited by Mary Dougherty. Vol. C of Since 1740. Boston: Bedford/St. Martin’s, 2009.
  • Jones, Steven E. Against Technology: From Luddites to Neo-Luddism, (2006) Routledge, ISBN 978-0-415-97868-2
  • Perlman, Fredy. Against His-tory, Against Leviathan, (1983) Black and Red, ISBN 0-934868-25-5
  • Sale, Kirkpatrick. Rebels Against the Future: The Luddites and Their War on the Industrial Revolution, (1996) ISBN 0-201-40718-3
  • Watson, David. Against the Megamachine: Essays on Empire and its Enemies , (1998) Autonomedia, ISBN 1-57027-087-2 .

Ответ правительства

Более поздняя интерпретация поломки машин (1812 г.), на которой изображены двое мужчин на гравюре 1844 г. из журнала Penny, на которой изображен жаккардовый ткацкий станок 1820-х годов . Взлом машин был признан уголовно наказуемым деянием Парламентом Соединенного Королевства еще в 1721 году, штрафом являлась транспортировка в уголовном порядке , но в результате продолжающегося противодействия механизации Закон 1812 года о нарушении рамок сделал смертную казнь доступной: см. « Уголовный ущерб в английском праве. «.

Британская армия столкнулась с луддитами несколько раз. В свое время с луддитами сражалось больше британских солдат, чем с Наполеоном на Пиренейском полуострове . Четверо луддитов под предводительством Джорджа Меллора устроили засаду и убили владельца фабрики Уильяма Хорсфолла из Оттиуэллс Милл в Марсдене , Западный Йоркшир, в Кросленд-Мур в Хаддерсфилде . Хорсфолл заметил, что он «подъедет к своему седлу в крови луддитов». Меллор произвел смертельный выстрел в пах Хорсфолла, и все четверо были арестованы. Один из мужчин, Бенджамин Уокер, стал информатором, а трое других были повешены.

Лорд Байрон осудил то, что он считал тяжелым положением рабочего класса, глупую политику правительства и безжалостные репрессии в Палате лордов 27 февраля 1812 года: «Я был в некоторых из наиболее угнетенных провинций Турции ; самое деспотичное из неверных правительств, видел я такую ​​жалкую нищету, какую я видел после своего возвращения, в самом сердце христианской страны ».

Британское правительство стремилось подавить движение луддитов с массовым судом в Йорке в январе 1813 года, после нападения на Cartwrights мельнице в Rawfolds около Cleckheaton. Правительство обвинило более 60 человек, включая Меллора и его соратников, в различных преступлениях, связанных с деятельностью луддитов. Хотя некоторые из обвиняемых были настоящими луддитами, многие не имели никакого отношения к движению. Хотя разбирательство было законным, суд присяжных был прекращен из-за отсутствия доказательств, и 30 человек были оправданы. Эти испытания, безусловно, были задуманы как показательные, чтобы удержать других луддитов от продолжения своей деятельности. Суровые приговоры признанным виновным, которые включали казнь и штрафную транспортировку , быстро прекратили движение. Парламент объявил «взлом машин» (т. Е. Производственный саботаж ) уголовным преступлением в соответствии с Законом о взломе рамок 1812 года. Лорд Байрон выступил против этого закона, став одним из немногих видных защитников луддитов после обращения с обвиняемыми на процессе в Йорке.

Прием в популярной культуре

  • Металкор группа Heaven Shall Burn Празднует битва луддитов в их песне The Final марта .
  • Эрнст Толлер создал драму под названием Die Maschinenstürmer .
  • Эдмунд Купер написал книгу The Cloud Walker (нем.: The Cloud Walker . Goldmann, 1978, ISBN 3-442-23276-7 ), действие которой происходит в мире, в котором луддизм доминирует в Англии.
  • В песне White Coats от New Model Army , в которой критически рассматривается технический прогресс, звучит «тост за мучеников-луддитов, погибших в то время напрасно».
  • В романе Терри Пратчетта « Похититель времени» гильдия подкидышей упоминается как «мальчики Ладда».
  • В фэнтезийной саге Der Dunkle Turm (Темная башня) американского писателя Стивена Кинга появляется разрушенный город Луд, и его название связано с луддизмом (частично вымышленным) Стивеном Кингом, который появляется позже в серии романов.
  • В Sam & Max: Season One Сибил называет двух главных героев луддитами, потому что у них нет компьютера.
  • В фильме Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» главный герой Сибил Джерард — дочь казненного агитатора-луддита.
  • Американский писатель Томас Пинчон 28 октября 1984 г. опубликовал эссе под названием « Нормально ли быть луддитом? .
  • В трилогии Скотта Вестерфельда о Левиафане людей, которые опасаются новых генетических созданий, называют обезьяньими луддитами .
  • В 8 серии 1 сезона сериала «Черный список» работает группа луддитов. Группа называется Генерал Ладд.
  • В компьютерной игре «Момент тишины » «луддиты» борются с государством слежки.
  • В романе Качество Страна из Марк-Уве Клинг , Апелляционная передовое фронт сопротивления против господства машин (VWfgdHdM) в луддитов.
  • В шестой серии компьютерного анимационного телесериала «Thunderbirds Are Go», который будет транслироваться с 2015 года, злодеи, которые хотят жить в мире без технологий, называются «луддитами».

Рождение движения [ править ]

См. Также Бартелеми Тимонье , чьи швейные машины были уничтожены портными, которые считали, что их работа находится под угрозой.

Ткачи-ручные ткачи сжигали мельницы и части фабричного оборудования. Текстильщики уничтожили промышленное оборудование в конце 18 века , вызвав такие действия, как Защита рамок чулок и т. Д. Закон 1788 года .

Движение луддитов возникло в суровом экономическом климате наполеоновских войн , когда возникли тяжелые условия труда на новых текстильных фабриках. Луддиты возражали в первую очередь против растущей популярности автоматизированного текстильного оборудования, угрожающего рабочим местам и средствам к существованию квалифицированных рабочих, поскольку эта технология позволяла заменять их более дешевыми и менее квалифицированными рабочими. Движение началось в Арнольде , Ноттингем, 11 марта 1811 года и быстро распространилось по всей Англии в течение следующих двух лет. Британская экономика сильно пострадала с 1810 по 1812 год, особенно из-за высокого уровня безработицы и инфляции. Причины включали высокую цену войн с Наполеоном, континентальную систему экономической войны Наполеона и эскалацию конфликта с Соединенными Штатами. Кризис привел к повсеместному протесту и насилию, но средний класс и высшие классы решительно поддержали правительство, которое использовало армию для подавления всех беспорядков рабочего класса, особенно движения луддитов.

Луддиты собирались ночью на болотах, окружающих промышленные города, чтобы практиковать военные учения и маневры. Их основные направления деятельности начались в Ноттингемшире в ноябре 1811 года, за ним последовал Западный райдинг Йоркшира в начале 1812 года, а затем в Ланкашире к марту 1813 года. Среди прочего, они разбили чулочные и обрезные рамы. Похоже, что за бунтами луддитов не было никаких политических мотивов, и не было никакой национальной организации; мужчины просто нападали на то, что они считали причиной упадка своих средств к существованию. Луддиты сражались с британской армией в Бертон-Милл в Миддлтоне и в Уэссотертон-Милл., оба в Ланкашире. Луддиты и их сторонники анонимно отправляли угрозы смертью и, возможно, атаковали магистратов и торговцев продовольствием. Активисты разбили кружевную машину Хиткота в Лафборо в 1816 году. Он и другие промышленники построили в своих зданиях секретные камеры, которые можно было использовать в качестве укрытий во время нападения.

В 1817 году безработный Ноттингемский чулочник и, вероятно, бывший луддит по имени Иеремия Брандрет возглавил Восстание Пентрихов . Хотя это было всеобщее восстание, не связанное с машинами, его можно рассматривать как последний крупный героический поступок луддитов.