Софокл

Оглавление

«Антигона» очень краткое содержание

Софокл «Антигона» краткое содержание для читательского дневника:

После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям. Это было необычно, но царь думал только о власти да о Греции. Но их сестра – Антигона чла людей и богов. И для неё оба были просто братьями. Она уже готова была пойти против указа, хотя он даже не был оглашён. Она говорит с сестрой Исменой, которая отказывается ей помогать.

Приходит хор старейшин, которому оглашается: герою – честь, злодею – срам. К телу Полиника приставлена стража, с приказом убить любого, кто нарушит его указ. Во время произнесения указа вбегает стражник, оповещая, что указ уже нарушили.

Креонт приказывает найти неугодного, или стража будет казнена. Всё это время хор поёт, и внезапно замолкает, ведь возвращается стража с Антигоной. Выходит Исмена, пытается защитить сестру, но их отправляют в темницу на казнь. Антигону согласилась с казнью, хотя Креонту тяжело было принять это деяние, она считают, что поступила правильно.

К Креонту является прорицатель, он говорит, что не только люди против казни, даже боги против. Он начинает сомневаться, и благодаря совету хора, отменяет казнь. Но он опоздал, Антигона повесилась, а рядом с ней стоит возлюбленный, который обнимает уже висящее тело, он тоже уже мёртв: бросился на меч.

Придя в темницу с сыном, сын бросается на меч видя эту картину. Креонт сообщает о смерти сына царице, ты уходит, через минуту к нему прибегают с вестью, о том что царица бросилась на меч. Креонт плачет, хор поёт: “Мудрость – дар, гордыня – грех”.

Именные растения и животные Софокла

Исследование тотемных символов Софокла – ключ к получению тонкостей портрета личности и характера. Тотемные растения и их символы определяют степень и характер отношения человека к самому себе. В свою очередь, тотемные животные позволяют изучить его отношение к другим людям. Понимание основных качеств и предпочтений личности помогает выстраивать крепкие и хорошие отношения, наполненные взаимным пониманием.

Ведущее растение – Олива

Олива символизирует целеустремленность. Личности, которые славятся целеустремленностью, легко достигают своих целей. Софокл преодолевает любые жизненные сложности собственным усердием и рвением.

Тотемное дерево – Бук

Бук – символ задумчивости, решительности. “Семь раз отмерить и один отрезать” – именно так говорят про Софокла. Это именно та личностная черта, которая позволяет ему достигать жизненных успехов. Стратегия и умение планирования этих людей нередко становится причиной для зависти окружающих.

Духовное дерево – Эвкалипт

Эвкалипт символизирует утонченность. Это довольно редкая черта личности, которая проявляется в весьма тонких и необычных жизненных моментах. Чаще всего она заметна в некоторых выборах Софокла, которые касаются вкусовых предпочтений, а также – не особо значимых для жизни решений.

Ведущее животное – Хомяк

Хомяк – символ серьезности. Софокл не терпит несерьезного отношения к жизни и серьезным вопросам, и сам предпочитает действовать выверено, взвешивая всё “за” и “против”.

Тотемное животное – Дельфин

Дельфин – символ бодрости. Люди, окружающие Софокла, отмечают, будто его запас сил не истощается. Его энергии хватает на решение любых задач и проектов. Среди всего прочего, окружающие ценят его именно за это.

Духовное животное – Креветка

Креветка – символ креативности. В своем окружении Софокл – генератор идей и необычных решений. Если для большинство человек задача кажется нерешаемой, а ситуация – безвыходной, то Софокл именно тот человек, который предложит необычное решение.

Антигона.

Антигона решается похоронить брата Полиника, погибшего при попытке завоевать родной город. Она идет на это вопреки приказу Креонта, нового правителя Фив, в соответствии с которым тело Полиника должно быть брошено птицам и псам. Стража хватает девушку и приводит ее к Креонту; Антигона презирает угрозы правителя, и тот приговаривает ее к смерти. Сын Креонта Гемон (жених Антигоны) напрасно пытается смягчить отца. Антигону уводят и заточают в подземную темницу (Креонт смягчил свой первоначальный приговор – побивание камнями), и в своем замечательном монологе, который, правда, некоторые издатели не признают подлинно софокловским, Антигона пытается проанализировать мотивы своего поступка, сводя их в итоге к чисто личной привязанности к брату и забывая о том религиозном и семейном долге, на который она ссылалась изначально. Пророк Тиресий приказывает Креонту похоронить Полиника, Креонт пытается возражать, но в конце концов сдается и отправляется хоронить погибшего, а также освободить Антигону, однако посланный Вестник сообщает, что, когда он явился в темницу, Антигона уже повесилась. Гемон обнажает меч, угрожая отцу, но затем обращает оружие против самого себя. Узнав об этом, жена Креонта Эвридика в горе удаляется из дома и также кончает с собой. Трагедия завершается бессвязными причитаниями Креонта, вынесшего на сцену тело своего сына.

Представители и работы

Эсхил (525/524 до н.э. — 456/455 до н.э.)

Эсхил был греческим драматургом. Ученые считают его отцом греческой трагедии. Он был предшественником других успешных греческих драматургов, таких как Софокл и Еврипид.

Он также был постоянным участником театральных конкурсов, известных как Великий Дионисий, из которых он выиграл в общей сложности тринадцать раз..   

Из приблизительно семидесяти до девяноста трагедий, написанных Эсхилом, только семь сохранились в первозданном виде до настоящего времени.

Работы, такие как Агамемнон, Носители освобождения и Eumenides. Точно так же «Персы», «Просители», «Семь против Фив» и «Прометей в цепях» являются частью его театрального драматического репертуара..

Софокл (496 г. до н.э. — 406 г. до н.э.)

Софокл был греческим трагическим поэтом. Среди многих нововведений, представленных в его произведениях греческой трагедии, стоит упоминание о третьем актере. Это дало Софоклу возможность глубже создавать и развивать своих персонажей..

По словам его историков, он написал около 120 работ. Согласно El Suda (древняя византийская энциклопедия X века), сегодня сохранились только 7 его полных сочинений: Царь Эдип, Эдип в Колоне и Антигоне Аякс, Трахин, Электра и Филокететы..

По мнению специалистов, его работы всегда завоевывали первую или вторую премию в театральных конкурсах, в которых он участвовал..

В его постановке он был вдохновлен человеческой природой и благополучием. Свою художественную карьеру он начал в 468 году. C., выиграв приз за свою работу и победив Эсхила в конкурсе.

Еврипид (484/480 до н.э. — 406 до н.э.)

Еврипид был греческим трагическим поэтом. Он считается специалистами (наряду с Эсхилом и Софоклом) одним из трех отцов греческой трагедии. На самом деле Еврипид был последним и, возможно, самым влиятельным в группе..

Как и все ведущие драматурги своего времени, Еврипид участвовал в ежегодных афинских драматических фестивалях, проводимых в честь бога Диониса. Он впервые участвовал в фестивале в 455 году и одержал первую из четырех побед в 441 году..

На протяжении всей своей карьеры поэта и драматурга он написал около 90 пьес. Однако только 19 из них выжили для нынешних поколений благодаря рукописям.

Одними из самых известных трагедий Еврипида являются Медея, Вакха, Ипполит и Альцестис. Также очень запомнились троянцы, Электра, Андромака, Елена, Орест, Ифигения между Тауросом и финикийцами..

Афинский Агатон (448 г. до н.э. — 400 г. до н.э.)

Агафон был афинским трагическим поэтом. Ему приписывают добавление музыкальных интерлюдий, оторванных от истории произведения. Кроме того, еще одно новшество, введенное Агатоном, заключалось в том, что персонажи их произведений вместо того, чтобы быть производными от греческой мифологии, были своими собственными изобретениями..

С другой стороны, Агатону приписывается только одна пьеса. Название этой работы, как полагают, La Flor. Только около 40 строк его письма сохранились для последующих поколений.

Керило (546 г. до н.э. — 460 г. до н.э.)

Керило был одним из старейших афинских трагических поэтов, о которых есть записи. Говорят, что он создал свою первую работу около 523 г. C. и это конкурировало с трагическим Эсхилом около года 498 a. С.

Некоторые источники приписывают ему 13 побед на конкурсах фестиваля Великой Денизы и определенные нововведения, сделанные в трагических масках и костюмах. Из его художественных работ, до наших дней сохранилось только название: Алоп.

Царь Эдип

Еще одна знаменитая пьеса — «Царь Эдип». Сюжет еще более закручен, чем в «Антигоне». Отец Эдипа, узнав о пророчестве, что его сын будет его убийцей, отдал приказ умертвить младенца, но солдат, которому было поручено это дело, отдал ребенка на воспитание крестьянам. Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве и уходит из дома. У города Фивы на него наехала колесница. Разразился конфликт, в результате которого Эдип убил старика и его спутников.

Старик оказался его настоящим отцом. Эдип становится царем города и женится на своей матери. Однако, спустя 15 лет в результате нового пророчества дельфийского оракула правда открывается Эдипу — его жена на самом деле его мать, а убитый им старец много лет назад — его отец. Не вынеся тяжкой ноши позора, он выкалывает себе глаза, чтобы не видеть горькой правды.

Софокл признан настоящим мастером трагедии — его пьесы имели огромный успех в афинских театрах. Он даже умер в 406 году, работая со своими произведениями. Софокл умер в возрасте девяноста или девяноста одного года. В одной из историй говорится, что он умер от напряжения, пытаясь произнести длинную фразу из своей пьесы «Антигона», не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. В то время как другая история предполагает, что он задохнулся, поедая виноград на фестивале в Афинах. Какова бы правда ни была, Софокл остается одним из самых популярных даже сегодня мастеров трагедии, чьи пьесы мы можем лицезреть в театрах.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и
  2. ↑ и (en + grc) Souda , sv Σοφοκλῆς = sigma 815 Адлер.
  3. Athénée , Deipnosophistes , И, 20ф.
  4. и Ромилли 1970, стр.  82-91 .
  5. ↑ и Ромилли 1980, с.  87
  6. ↑ и Demont & Lebeau, стр.  97
  7. Демонт и Лебо, стр.  99
  8. ↑ и Ромилли 1970, стр. 112
  9. Ajax , введение Рафаэля Дрейфуса, Bibliothèque de la Pléiade , Gallimard editions , 1967, ( ISBN  2-07-010567-9 ) , стр.  415-418.
  10. Демонт и Лебо, стр.  100
  11. Наиболее часто цитируемая трагедия в « Поэтике» .
  12. Демонт и Лебо, стр.  104
  13. Ромилли 1980, стр.  89
  14. Demont & Лебо, стр.  106
  15. Демонт и Лебо, стр.  108
  16. ↑ и Демон и Лебо, стр.  110-111
  17. Демонт и Лебо, 111
  18. ↑ и Ромилли 1970, стр.  37–39
  19. Всегда, если сравнивать с Эсхилом: см. на эту тему.
  20. , стр.  2766 (1449b).
  21. , стр.  15-16.
  22. (пер. Леконт де Лиль)
  23. , стр.  2784 (1456а).
  24. , стр.  44.
  25. По этому поводу см. Статью «   ».
  26. Жан-Пьер Вернан, «Двусмысленность и обратное. О загадочной структуре царя Эдипа », Vernant & Vidal-Naquet, I, p.  104
  27. ↑ Romilly 1970, p.  84
  28. ↑ и Жан-Пьер Вернан , «Напряженность и двусмысленность в греческой трагедии», Vernant & Vidal-Naquet, I, p.  33
  29. В. 1246, пер. Пол Мазон
  30. Болдри, с. 136
  31. «Невосприимчивый к возрасту и времени, ты остаешься абсолютным хозяином Олимпа с ослепительной ясностью» (ст. 609-610, перевод Пола Мазона)
  32. «А! Сделай Судьбу, чтобы я всегда хранил святую чистоту во всех своих словах, во всех своих действиях. Законы, которыми они управляют, находятся на высоте: они родились в небесном эфире, и Олимп — их единственный отец; их не родило ни одно смертное существо; забвение никогда не усыпит их: в ней могущественный бог, бог, который не стареет. » (Т. 863-971, пер. Пол Мазон)
  33. ↑ и Ромилли 1970, стр.  97-113
  34. Аякс , 399; Антигона , 790
  35. Les Trachiniennes , 126–135; Антигона , 1155–1160; Царь Эдип , 1186-1192 гг.
  36. V. 713, пер. Пол Мазон
  37. В. 166-168, пер. Пол Мазон
  38. В. 747-782, пер. Пол Мазон
  39. В. 1014-1015
  40. ↑ и Ромилли 1970, стр.102
  41. В. 1159-1163
  42. ↑ Romilly 1970, p. 104
  43. В. 633-662
  44. В. 692-717.
  45. В. 1140-1152
  46. Агамемнон , т. 973-974
  47. Hecube , v. 1021-1022
  48. Так же, как когда Орест побуждал Эгиста увидеть свой труп в теле Клитемнестры ( Электра , т. 1466-1471).
  49. См.
  50. ↑ и Ромилли 1970, стр. 91-97
  51. В. 539, пер. Пол Мазон
  52. В. 876, пер. Пол Мазон
  53. В. 919, пер. Пол Мазон
  54. В. 383
  55. В. 614, пер. Пол Мазон
  56. В. 855-864
  57. V. 1019-1020, пер. Пол Мазон
  58. В. 267-273, 538-539, 964, 977, 987
  59. Пьер Видаль-Наке, «Эдип между двумя городами», Вернан и Видаль Наке, II, стр.  204
  60. ↑ Romilly 1970, p. 97

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Антигона

<p>Запомни же. Немного вех ристальных<br /> Минуют в горних Солнца бегуны —<br /> И будет отдан отпрыск царской крови<br /> Ответной данью мертвецам – мертвец.<br /> Ты провинился дважды перед ними:<br /> Живую душу, дщерь дневного света,<br /> В гробницу ты безбожно заключил,<br /> А Тьмы подземной должника под солнцем<br /> Удерживаешь, не предав могиле<br /> Нагой, несчастный, полный скверны труп.</p>Тиресий

Трагедии. Эсхил, Софокл, Эврипид

<p>Ты, ты — виной, Палада, это ты<br />К заснувшему ахейцев подослала…<br />Мы ль, девять Муз, твой город не любили,<br />Подолгу не гостили у тебя?</p>»Рес» Еврипид

Трагедии. Эсхил, Софокл, Эврипид

<p>Я — Пиерида<br />Всех девять нас, я — муза мудрецов,<br />А это сын мой, это мой любимый,<br />Убитый Одиссеем бедный Рес.</p>»Рес» Еврипид

Эдип в Колоне

<p>Отца ведь ты же выгнал, ты повинен,<br /> Что на чужбине в рубище хожу.<br /> Теперь ты плачешь, видя это: сам<br /> Попал в беду, как твой отец несчастный.<br /> Но я не плакать буду, а терпеть -</p>Эдип

Эдип в Колоне

<p>Что нам долгие дни! — Они<br />Больше к нам приведут с собой<br />Мук и скорби, чем радостей.<br />Если пережил ты свой век,<br /> Позабудь наслажденья!<br /> Срок придет, и всех сравняет,<br />Лишь раздастся зов Аида,<br />Песен, плясок, лир чужда,<br />Смерть, всему скончанье.</p>Хор

Все рецензии

Аякс.

Действие трагедии начинается с того момента, как обойденный наградой Аякс (предназначенные храбрейшему герою доспехи погибшего Ахилла присудили Одиссею) решился покончить с обоими царями-Атридами и Одиссеем, однако в безумии, насланном богиней Афиной, он истребил захваченный у троянцев скот. В прологе Афина демонстрирует безумие Аякса его врагу, Одиссею. Одиссей сожалеет об Аяксе, но богиня не знает сострадания. В следующей сцене к Аяксу возвращается разум и с помощью пленной наложницы Текмессы герою становится известно содеянное им. Осознав истину, Аякс решает покончить с собой, несмотря на трогательные уговоры Текмессы. Следует знаменитая сцена, в которой Аякс представлен размышляющим о задуманном сам с собой, его речь полна двусмысленностей, и в конце ее хор, поверив, будто Аякс отказался от идеи самоубийства, поет радостную песнь. Однако в следующей же сцене (не имеющей параллелей в аттической трагедии) Аякс закалывается на глазах у зрителей. Его брат Тевкр является слишком поздно для того, чтобы спасти жизнь Аякса, однако ему удается отстоять тело покойного у Атридов, желавших оставить своего врага без погребения. Две сцены яростного спора заводят противников в тупик, но с появлением Одиссея ситуация разрешается: ему удается убедить Агамемнона, чтобы тот разрешил почетное погребение.

Основной конфликт

Пьеса строится на конфликте родового закона, который нигде не писан, и закона государства. Религиозные верования, уходящие корнями в глубокое прошлое, верность традициям и память предков вступают в противоречие с недолговечной земной властью. Во времена Софокла законы полиса, которые обязан был исполнять каждый гражданин, часто расходились с родовыми традициями, что приводило к множеству конфликтов

Именно на эту проблему решил обратить внимание драматург и показать, к чему она может привести

Таким образом, только в согласии государства и религии видел выход из этой ситуации Софокл. «Антигона», в сокращении представленная здесь, стала своеобразным призывом к объединению двух могучих сил, конфликты между которыми неминуемо ведут к гибели.

Судьба

Софокл родился около 496 года до н. э. в Колоне, районе Афин, в обеспеченной знатной семье изготовителя военного обмундирования Софилла. Отец всесторонне развивал сына, но особенно плодотворно у мальчика складывались отношения с искусством. В детстве Софокл изучал музыку, а после победы греков над персами в Саламинской битве 480 года до н. э. возглавил юношеский хор, воспевающий героизм воинов.


Бюст Софокла

Биография поэта связана не только с драматургией, но и с общественно-политической жизнью. Предположительно, в 443-442 годах до н. э. Софокл состоял в коллегии казначеев Афинского союза, а в 440 году до н. э. избран стратегом Самосской войны. В преклонном возрасте грека включили в число пробулов, то есть советников, которые помогали Афинам восстановиться после провальной Сицилийской экспедиции в рамках Пелопоннесской войны.

В труде «Пир мудрецов» Афиней писал, что Софокл испытывал тягу к мужчинам:

«Софокл любил мальчиков так же, как Еврипид любил женщин».


Рисунок Николая Рериха «Софокл» из серии «Эллада»

Опровергнуть или подтвердить этот интересный факт из личной жизни трагика невозможно, но доподлинно известно, что у Софокла была жена — Никострата. Из двух детей в законном браке родился лишь один, Иофонт. Второй сын, Аристон, появился на свет от гетеры Феориды Сикионской. Иофонт пошел по стопам отца и стал драматургом.

Прожив 90 лет, Софокл скончался в 406 году до н. э. Существуют 3 версии произошедшей трагедии. Согласно историкам Истру и Неанфу, драматург поперхнулся виноградом. По рассказам писателя Сатира, во время чтения «Антигоны» перед публикой Софокл не рассчитал запаса легких и задохнулся на длинной фразе.


Портрет Софокла

Третья версия предполагает, что причиной смерти стала очередная победа на литературных состязаниях — поэт, возрадовавшись, скончался от сердечного приступа.

Софокла погребли у дороги, которая вела из Афин к городу Декелея. На надгробии написана цитата:

«В этой могиле, в священной обители, прячу останки Трагика, взявшего верх в славном искусстве своем».

Софокл в одном ряду с Эсхилом и Еврипидом

И Эсхил, и Софокл, и Еврипид — величайшие греческие авторы трагедий, значительность творческого наследия которых признавали еще их современники. Между этими авторами, принадлежавшими к разным поколениям, обнаруживается значительная разница в области драматической поэзии. Эсхил проникнут заветами старины во всех отношениях: религиозном, моральном и политическом, его персонажи часто даны схематично, а герои Софокла — уже не боги, а обычные личности, но отличающиеся проработанными характерами. Еврипид жил уже в эпоху нового философского движения, начал пользоваться сценой для пропаганды определенных идей. Эсхил и Софокл значительно отличаются в этом плане. Действующие лица Еврипида — совершенно обычные люди со всеми слабостями. В произведениях он поднимает трудные вопросы религии, политики или морали, но окончательного ответа никогда нет.

Зарождение и развитие греческой трагедии

источник

Точное происхождение греческой трагедии до сих пор является предметом споров среди ее ученых. Некоторые связывают это с более ранней формой искусства, драматическими декламациями эпических стихов. Другие предполагают, что его происхождение связано с ритуалами, проводимыми в культе Диониса (греческого мифологического бога экстаза)..

В этом смысле Дионис является одним из нескольких божеств, чей популярный культ практиковался по всей Греции. Пространственно связан с Афинами и Фивами.

Среди ритуалов в его честь была ритуальная песня под названием trag-ódia, а также использовалось использование масок. На самом деле, Дионис стал известен как бог театра.

С другой стороны, другой из ритуалов, определенных как происхождение греческой трагедии, были обрядами питья. В них преданные пили, пока не потеряли полный контроль над своими эмоциями и не стали другими людьми, такими как актеры, когда они действовали.

Со своей стороны, философ Аристотель утверждал, что греческая трагедия произошла от дифирамба, хорового танца, связанного с поклонением Дионису. Считается, что его пел круговой хор (корос) из пятидесяти певцов..

Наконец, другие ученые, отличные от Аристотеля, приписали происхождение трагедии Тэспису. Это был поэт шестого века, который представил выступления актера в хоровых представлениях.

развитие

В пятом веке греческая трагедия была представлена ​​только на винных фестивалях: Дионисий и Ленеас (оба в декабре) и Великий Дионисий (в марте). Представления были сделаны в круглых кинотеатрах под открытым небом, похожих на спортивные арены..

У первых трагедий был один актер, который замаскирован и носил маску, которая позволяла ему делать представления о богах. Позже актер разговаривал с руководителем хора, группой из 15 актеров, которые пели и танцевали, но не разговаривали.

Впоследствии актер переоделся во время презентации (используя небольшую палатку за сценой). Таким образом, они могли бы разделить работу на разные эпизоды.

Хотя сценарий был исключительно для актеров мужского пола, была введена модификация для представления женщин и пожилых людей. Он состоял в разделении хора на разные группы для представления даже других второстепенных персонажей мужского пола.

Позже три актера были допущены на сцену. Это число было увеличено до тех пор, пока на сцене не работали многие переводчики (при условии, что они не участвовали в диалогах). Это последнее изменение позволило увеличить финансовую поддержку произведений, что привело к улучшению костюмов для представлений.

Римский театр: наследие греческой комедии

В Афинах продолжали ставить новые пьесы и в Эллинистическую эпоху. Правда, новые авторы не могли встать в один ряд с прежними. Поэтому афиняне продолжали ставить трагедии авторов, ставших классиками.

Греческие театральные традиции были переняты римлянами. После завоевания греческих полисов Италии римляне познакомились с их культурой. На торжествах в честь победы в войне с Карфагеном в 240 году до н. э. грек Ливий Андроник поставил комедию на латыни по греческому образцу. После этого он получил несколько новых заказов.


Мозаика из Помпей c театральными масками. (Wikimedia Commons)

Преемники Андроника стали переводить греческие комедии на латынь. Они не просто делали перевод, но вносили что-то от себя, а также объединяли две или три греческих комедии. Образцами служили ныне утраченные пьесы Средней и Новой Аттической комедии. Величайшими творцами комедии паллиаты (название происходило от греческого плаща) стали Плавт и Теренций. Их пьесы сохранились до наших дней.

Древнегреческие трагедии вдохновляли художников, поэтов и писателей на новые произведения. Десятки картин, созданных в Новое время, изображают сюжеты, воспетые Эсхилом, Софоклом или Еврипидом. Современные режиссеры делают свои версии постановок древних трагедий и комедий.

Электра. Картинка к рассказу

Театральные новшества

Софокл внес существенные изменения в театральные постановки. Его нововведения стали использовать и другие известные драматурги той эпохи. Так например был добавлен третий актер, для того чтобы уменьшить роль хора. Затем исключен автор пьесы из числа выступающих. Скорее всего, это было сделано из-за слабого голоса Софокла. И сам хор уменьшился с 15 человек до 12. Эти изменения привнесли новые краски в греческие постановки, и Афинский театр получил огромную популярность.

Истинный патриот

Софокл быстро завоевал сердца зрителей, а о его таланте заговорили и за пределами Афин. Многие иностранные правители приглашали его выступить для них, но каждый раз он отказывался. Как говорил сам драматург, он хочет радовать своих соотечественников и выступать только в Афинах. Зрители любили Софокла, благодаря их голосам на литературных состязаниях он одерживал победы. В 469 г. до н.э. драматург представил на фестивале тетралогию (до наших дней не сохранилась), с которой одержал свою первую блистательную победу и превзошел Эсхила.

Сохранившиеся произведения

По данным древнегреческого филолога Аристофана Византийского Софокл написал 123 произведения. Но до наших дней сохранилось всего 7 из них: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой является «Царь Эдип», написанная примерно в 429-426 годы до н.э. Сам Аристотель назвал ее идеалом трагического произведения. Эта пьеса входит в фиванский цикл и открывает его. Хронологически ее продолжает пьеса «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.). Поставлена она была уже после смерти автора. «Антигона» (442-441 год до н. э) стала заключительной трагедией в этом цикле. Как критики, так и зрители высоко оценили пьесы Софокла. Его герои живые и эмоциональные, каждый со своим характером. У них есть как слабые стороны, так и сильные. Софокл был верующим человеком, но в своих произведениях все же право выбора оставляет за героями. Они отдаются собственным желаниям и действуют, поддавшись чувствам.

Социально-политическая деятельность

Софокл занимался не только литературой, но и активно принимал участие в общественно-политической жизни Афин. Примерно в 443-442 годах до н. э. Софокл был членом коллегии казначеев Афинского союза. А позже в 440 году до н. э. его назначили стратегом Самосской войны. Так же он помогал Афинам восстановиться после неудачной Пелопоннесской войны.

Тайна смерти

Софокл прожил очень длинную жизнь и скончался в 406 году до н. э. До сих пор нет единого мнения, о том, как это произошло. Существует три разные версии. Некоторые историки говорят о несчастном случае. Якобы драматург поперхнулся виноградом. Другие называют причиной смерти сердечный приступ, из-за сильного эмоционального напряжения после очередной победы на литературном состязании. Третья версия наименее вероятна, но и у нее есть сторонники. Так во время чтения «Антигоны» перед зрителями, автор не рассчитал запас воздуха и на слишком длинной фразе задохнулся. Похоронили Софокла возле дороги, ведущей из Афин в город Декелея.

Антигона

Продолжаем описывать краткое содержание. Антигона – дочь Эдипа, в отличие от Креонта, думала и о чести, и о богах, и о людях. Полиник приходился ей таким же братом, как и Этеокл, поэтому ее долгом было позаботиться о его теле и душе. И ради этого она готова ослушаться приказа царя.

Антигона призывает к себе Исмену. Но сестра не соглашается пойти против государства, ведь она всего лишь слабая девушка. Тогда Антигона решает действовать одна. В этой сцене Софокл показывает силу, мужество и верность богам, которые несет в себе хрупкая, но смелая Антигона.

Краткое содержание описывает появление хора фиванских старейшин, в голосах которых слышно ликование – теперь Фивы спасены, государство не падет жертвой разгневанных богов. Навстречу старейшинам выходит Креонт, который оглашает свое решение: героя похоронить, а злодея предать поруганию. Если же кто-то нарушит указ, его будет ждать смерть.

В этот момент появляется стражник, он сообщает, что указ только что был нарушен. Прислуга не успела, труп был присыпан землей.

Жизнь

Мраморный рельеф поэта, возможно, Софокла.

Софокл, сын Софилла, был богатым членом сельской деме (небольшой общины) Гиппея Колона в Аттике , которая должна была стать декорацией для одной из его пьес; и он, вероятно, родился там, за несколько лет до Марафонской битвы в 490 году до нашей эры: точный год неясен, но наиболее вероятен 497/6. Он родился в богатой семье (его отец был изготовителем доспехов) и был высокообразованным. Его первый художественный триумф был в 468 г. до н.э., когда он занял первый приз в Дионисии , победив действующего мастера афинской драмы Эсхила . По словам Плутарха , победа пришла при необычных обстоятельствах: вместо того, чтобы следовать обычному обычаю выбирать судей по жребию, архонт попросил Кимона и других присутствующих стратегов определить победителя состязания. Плутарх далее утверждает, что после этой потери Эсхил вскоре уехал на Сицилию. Хотя Плутарх говорит, что это была первая постановка Софокла, сейчас считается, что его первая постановка была, вероятно, в 470 году до нашей эры. Триптолем, вероятно, был одной из пьес, представленных Софоклом на этом фестивале.

В 480 г. до н.э. Софокл был избран возглавить пеан (хоровое песнопение богу) в честь победы греков над персами в битве при Саламине . В начале своей карьеры политик Кимон мог быть одним из его покровителей; но, если он был таковым, Перикл , соперник Кимона, не испытывал зла, когда Кимон подвергся остракизму в 461 г. до н. э. В 443/2 Софокл служил одним из Hellenotamiai , или казначеев Афины, помогая управлять финансами города во время политического господства Перикла. В 441 г. до н.э., согласно Vita Sophoclis , он был избран одним из десяти генералов, исполнительных должностных лиц в Афинах, как младший коллега Перикла; и он участвовал в афинской кампании против Самоса . Предполагалось, что он был избран на эту должность в результате его постановки « Антигона» , но это «очень маловероятно».

В 420 г. до н.э. он был избран, чтобы получить изображение Асклепия в своем собственном доме, когда культ был введен в Афинах, и ему не хватало надлежащего места (τέμενος). За это афиняне дали ему посмертный эпитет Дексион (приемник). Но «в этой истории есть некоторые сомнения». Он также был избран в 411 г. до н.э. одним из уполномоченных ( пробулоев ), который отреагировал на катастрофическое разрушение афинского экспедиционного корпуса на Сицилии во время Пелопоннесской войны .

Софокл умер в возрасте 90 или 91 года зимой 406/5 г. до н.э., увидев за свою жизнь как греческий триумф в Персидских войнах , так и кровопролитие Пелопоннесской войны. Как и в случае со многими известными людьми классической античности, его смерть вдохновила на создание ряда апокрифических историй. Самым известным является предположение, что он умер от напряжения, пытаясь процитировать длинное предложение своей Антигоны, не останавливаясь, чтобы перевести дух. Согласно другому сообщению, он подавился, когда ел виноград на фестивале Anthesteria в Афинах. Третий считает, что он умер от счастья, одержав свою последнюю победу в Городе Дионисии. Несколько месяцев спустя комический поэт в пьесе «Музы» написал такую ​​хвалебную речь: «Блажен Софокл, который прожил долгую жизнь, был счастливым и талантливым человеком, автором многих хороших трагедий. его жизнь хорошо, без каких-либо несчастий «. По некоторым данным, однако, его собственные сыновья пытались объявить его недееспособным ближе к концу его жизни; и что он опроверг их обвинение в суде, прочитав из своего нового Эдипа в Колоне . Один из его сыновей Иофонт и внук по имени Софокл также стали драматургами.

гомосексуальность

Древний источник, работа Афинея « Софисты за обедом» , содержит ссылки на сексуальность Софокла. В этой работе, персонаж по имени миртил утверждает , что Софокл «был неравнодушен к мальчикам, таким же образом , что Еврипид был неравнодушен к женщинам» ( «φιλομεῖραξ δὲ ἦν ὁ Σοφοκλῆς, ὡς Εὐριπίδης φιλογύνης»), и относится анекдот, приписываемое Ion Хиосский , Софокл, флиртующий с прислужником на симпозиуме :

Он также говорит, что Иероним Родосский в своих Исторических записках утверждает, что Софокл однажды вывел мальчика за городские стены для секса; и что мальчик схватил плащ Софокла (χλανίς, khlanis ), оставив свою мантию размером с ребенка («παιδικὸν ἱμάτιον ») для Софокла. Более того, когда Еврипид услышал об этом (это много обсуждалось), он высмеял пренебрежительное обращение, заявив, что сам занимался сексом с мальчиком, «но не дал ему ничего, кроме его обычного гонорара» («ἀλλὰ μηδὲν προσθεῖναι» ), или, «но ничего не было снято» («ἀλλὰ μηδὲν προεθῆναι»). В ответ Софокл написал такую ​​элегию:

Софокл «Царь Эдип» – идея

В своих произведениях Софокл стремится провести идею единство общества и государства, отстоять такое государство, в котором отсутствовала бы тирания и царь осуществлял бы наиболее тесную связь с народом. Образ такого царя он видит в Эдипе.

Эти идеи шли вразрез со временем Софокла – ведь он борется против сил, нарушающих полисные связи. Рост денежных отношений разлагал государство, пагубно влиял на сохранение прежних устоев. Распространялись стяжательство, подкуп. Не случайно царь Эдип бросает Тиресию несправедливые упреки в корыстолюбии (378-381).

Причина разрушения прежней гармонии личности и коллектива заключена еще в растущем нигилистическом свободомыслии, распространении идей софистики, в пренебрежении волей богов, в религиозном скептицизме. Почти все партии хора прославляют Аполлона. Песни хора наполнены жалобами на нарушение древнего благочестия, на пренебрежение к изречениям оракулов.

Признавая божественное предопределение, против которого бессилен человек, Софокл в условиях отделения личности от коллектива показал человека в свободном стремлении уклоняться от предначертанного, бороться с ним.

Следовательно, «Царь Эдип» Софокла – не только «трагедия рока», как указывали неогуманисты XVIII и XIX вв., противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, где хотя и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем провозглашается идея духовной свободы человека, которую он обретает, проявляя мужество посреди ударов судьбы.