София киевская

Оглавление

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Настоятели, ключари

  • Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
  • Иларион (1764 — 1766)
  • Иосиф (1766 — 1767)
  • Мелхиседек (1771 — 1774)
  • …..
  • Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
  • Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824)
  • Стефан Семяновский (1824 — 1829)
  • Каллистрат Соколовский (1829 — 9 марта 1849)

    Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 )

  • Григорий Крамарев (5 августа 1863 — 12 июля 1868)

    Николай Оглоблин (5 августа 1863 — 1877)

  • Пётр Лебединцев (18 июля 1868 — 3 декабря 1896)
    • Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
    • Василий Розов (1886 — 1890 )
    • Александр Браиловский
  • Александр Браиловский
  • Павел Преображенский (11 июля 1900 — 26 октября 1908)

Лазерное шоу по расписанию намазов

Вся эта политическая петрушка не отменяет главного вопроса: что же теперь будет? Турецкие власти сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма. Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа. Официально, конечно, София останется открытой для посетителей, как власти и обещали, но на практике посетителю ни на секунду не дадут забыть, где именно он находится.

Yuksel Goz/Unsplash

Из западных путешественников, посетивших Софию в бытность ее мечетью, был один, которому она в этом состоянии нравилась даже больше, — Иван Бунин, видевший в ее первобытной простоте и наготе возвращение к «началу ислама, рожденного в пустыне»: «Когда я вступаю в храм, пигмеями кажутся среди его необъятного простора и необъятной высоты фигурки молящихся — сидящих на огромной площади ухабистого от землетрясений мраморного пола, сплошь покрытого золотистыми скользкими циновками из тростника. (…) И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» («Тень птицы», 1907).

Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.

Эти коврики, к сожалению, уже не вынесешь обратно. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.

Княжеские автографы

Хоры Софии — княжеское место

Особого внимания заслуживают граффити, расположенные на хорах Софии. Ведь это место, куда в XI–XIII веках не было доступа простым смертным – здесь молилась великокняжеская семья и их приближенные. Оказывается, что и правители древней Руси не очень отставали от своих подданных в деле писания на стенах.

В северной части хоров, на женской половине (т. н. гэниконите), на одном из столбов можно видеть такую надпись: «Господи, помози рабе Своей Олисаве, Святополчей матери, руськой княгине» – и ниже находится приписка мужской рукой: «а аз дописал: сыны Святополчии».

Запись княгини Олисавы и Святополка II

Большинство исследователей склонны считать, что в надписи идет речь об одной из жен великого князя Изяслава І Ярославича, от брака с которым родился Святополк, со временем занявший киевский престол. По всей видимости, надпись была создана именно во времена княжения сына Олисавы – великого князя Святополка II Изяславича, и вполне вероятно, что «сынов Святополчих» в моление своей матери дописал он сам. Тем более что рядом с первой надписью на том же столбе можно увидеть: «Господи, помози рабу Своему Михаилу», а ведь Михаил – это крестильное имя Святополка II.

История строительства

Годы возведения самого древнего храма времен Киевской Руси, сохранившегося до сегодняшних дней, являются предметом споров и дискуссий. Учеными выдвинут ряд версий.

  1. На дату в 1037 г. опираются ученые, согласно хроникам Нестора «Повесть временных лет». Однако летописец на этот год записал также строительство Золотых Ворот, двух внушительных монастырских сооружений и Благовещенской церкви. Правдивость версии маловероятна, так как такое количество построек воздвигнуть одновременно невозможно даже по сегодняшним меркам. Историки имеют мнение, что Нестор-летописец просто подвел итоги правления князя Я. Мудрого в строительной сфере на 1037 г.
  2. В хрониках Новгорода указывается 1017 год, как время воздвижения храма. Опираясь на документ, ученые-историки приняли 1017 год, как начало постройки и 1037 год в качестве завершения выполняемых работ.
  3. В сказаниях «Слово о законе и Благодати», вышедших из-под пера первого митрополита г. Киева Иллариона, упоминается, что в 1022 г. Софиевская святыня была довольно известна, приводится ее описание. Также упоминается, что строить собор начал князь Владимир Великий, а его сын Ярослав закончил постройку. Англичанин Титмар Мерзебургский в своих Хрониках путешествий заявлял, что посещал Софию в 1017 и 1018 годах. На основании этих фактов некоторые ученые пришли к выводу, что храм строился ранее 1015 г. (даты смерти князя Владимира).
  4. Последняя версия выдвинута историками Софийского музея-заповедника. Заложена святыня была в 1011 г. правителем Владимиром Великим, а достроена в 1017 г. Я. Мудрым. В 1018 г. произошло освещение храма.

Известно, что для строительства святыни были вызваны византийские мастера. Это подтверждает архитектурные характеристики сооружения. Прототипом будущего собора послужила Константинопольская церковь Айя-София (название означает «мудрость в христианстве»).

Этапы преобразования Софийского собора можно выделить следующие:

1. Приобретение статуса первенствующего храма Древней Руси, места обитания митрополита Киева. В соборе проходят официальные приемы, помазания на власть. Площадь перед зданием считается основным местом сбора вече.

2. В ХІІ-ХV веках наступают периоды княжеских междоусобиц, нашествий орды монголо-татар, повлекшие осквернение, разграбление святыни. Собор теряет свое величие и торжественность, но остается главным храмом страны.

3. В XVI веке в результате заключения Брестской унии центр митрополии был перенесен из Киева. Собор совсем обветшал, потерял свой вид. Наступили тяжелые времена состояния войны между различными христианскими религиями за наибольшее влияние в церковных делах.

4. В XVII веке Петр Могила смог восстановить русскую православную церковь, возвратив Софии Киевской звание первенствующего собора страны. Здание перенесло реставрацию в ренессансном стиле. Состоялась постройка мужских монастырских келий на территории храма.

5. Большая заслуга в восстановлении святыни принадлежит гетману И. Мазепе, который отстроил святыню в стиле казацкого барокко, возвел колокольню.

6. В результате масштабных строительных работ XVII-XVIII столетий на территории храма были достроены:

  • дом для обитания митрополита г. Киева;
  • трапезная;
  • хозяйственные постройки;
  • хлебная;
  • семинария;
  • восточные (Заборовского) и южные ворота.

7. В 1786 г. состоялось уничтожение монастырской организации.

8. Самое масштабное восстановление внутреннего интерьера собора прошло в 1843-1853 гг.

9. В период событий Украинской Народной Республики святыня была наделена статусом первенствующей при православной украинской Автокефалии.

10. После прихода к власти большевиков храм закрыли. В 1934 г. всей прилегающей территории собора был придан статус заповедника под названием «София Киевская».

11. В 1990 году вся местность заповедника было занесена в Мировую книгу Достояний ЮНЕСКО.

Архитектура Софии Киевской

Любителям цифр будет интересно узнать количественные характеристики собора:

  • длина – 37 метров;
  • ширина – 55 метров;
  • высота – 29 метров;
  • этажей – 2;
  • апсид – 9;
  • бань – 19, из них сферической (старинной) формы – 8, барочной (грушевидной) – 11.

Материалы, из которых построен Софийский собор, – бутовый камень и плинфа, их ряды чередуются. Арочные своды сделаны без использования камня.

Цементирующим веществом является известняковый раствор с примесью песка и толченого кирпича. В верхней части стен собора при строительстве были заложены керамические кувшины-голосники, благодаря которым храм имеет прекрасную акустику.

Внутреннее убранство храма

Внутренняя архитектура Софийского собора в Киеве практически не изменилась с 11 века. Очень хорошо передал впечатление от интерьера советский историк Греков. Он сказал, что как только Вы попали в собор, то сразу попадаете во власть его великолепия и грандиозности.

Поражает величественный размер внутреннего помещения, четкие пропорции, а фрески и мозаики Софийского собора в Киеве поразят Вас своим совершенством, над всем этим трудилось большое количество известных мастеров:

  • Фресками называют росписи водяными красками по сырой штукатурке. Они украшали хоры, галереи и башни. Во время ремонта они частично обновлялись клеевой краской. Со временем поврежденные были оштукатурены и забелены.
  • Мозаика украшает главный алтарь и купол собора. Все части мозаики, которые сохранились – это оригиналы 11 века. Основной фон, на котором выполнены мозаики – золотой. Ему характерен перелив красок, яркость и насыщенность тонов. Каждый раз при проведении реставрационных работ, проводят очищение от грязи и укрепляют места отслоения.

Современный вид

На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690—1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже — остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722 — 1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже — консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731 — 1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763 — 1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Захоронение князя Ярослава Мудрого

Саркофаг Ярослава Мудрого занял алтарную часть бывшей северной внутренней галереи Софийского собора. Он является прямоугольным ящиком с двускатной крышкой, имеющей выступы по углам. На ящике и крышке имеются резные изображения кипариса, виноградной лозы, крестов, пальмы и прочего. Весит гробница около шести тонн, материалом для ее изготовления послужил проконесский мрамор, который был доставлен из Византии.

В 1936–1939 годы саркофаг был вскрыт и исследован, ученым тогда предстало зрелище перемешанных мужского и женского скелетов, что подтвердило догадку об ограблении гробницы. Позднее было установлено, что кости принадлежат Ярославу Мудрому и его супруге Ирине.

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Каменная летопись

Основатель собора – князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. Не только знатные горожане, но и простые люди знали грамоту, читали и писали. Князь говорил: «Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».

В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.

Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания, переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки, свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний «посажения» князей на киевский престол.

Настенная летопись

Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого

Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.

Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:

«В 6562 (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего…», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:

«Преставися князь русский Ярослав… предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» .

Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).

Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.

Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:

«Месяца декембря в 4 сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».

Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского.  Переговоры проходили примерно в 1097–1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства…

***

Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.3)«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко //  Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб., 1997.4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. – К., 1966.

Описание

Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма — 54,6 м, длина — 41,7 м, высота до зенита центрального купола — 28,6 м. Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

План Софии Киевской

Пространственное решение центрального ядра — крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами. Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии — палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.

София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма — главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах — в нишах и на столбах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях — керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.

Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Рядом с собором расположено достаточно много остановок, так что доехать до него не составит большого труда. Прямо рядом с национальным заповедником София Киевская размещена остановка «Софіївська», рядом с Софийской площадью есть остановка «площадь Софіївська», на небольшом удалении расположилась также остановка «Володимирська (вул. Велика Житомирська)», от которой до места нужно пройти какое-то время пешком.

От собора на примерно одинаковом удалении находятся две станции метро — Хрещатик и Театральна. От них до святыни движутся по улице Володимирьска.

Схема киевского метрополитена

Такси в Киеве представлено службами Uber, Яндекс. Такси и Максим. Также много местных служб.

Софийский собор в Киеве: видео

Десятинная церковь

В X–XI веках Киев был заполнен не только деревянными постройками, тогда же настало время первых каменных сооружений. Самой первой каменной церковью стала Десятинная, ее построил князь Владимир. Его сын Ярослав после восхождения на престол основательно перешел к перестройке города и возведению новых храмов и укреплений. Он возвел достояние Киева — Золотые Ворота и собор Святой Софии.

Те, кто придерживается теории о новой датировке святыни, находят непосредственную связь между теми, кто создавал собор, и строителями Десятинной церкви. Сомнений нет, что святыня в некой степени выступила в качестве творческого переосмысления Десятинной церкви, это подтверждает общая композиция и близкие масштабы.

Мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора) в зените купола Софийского собора, Светлана Апполонова