Оглавление
Содержание серий сериала «Шуша»
1-я серия В отделение полиции поступает звонок – мужчина сообщает о скором конце света. Тем временем у железнодорожных путей обнаружено тело девушки. Талантливый эксперт-криминалист Александра Ладынина, на счету которой множество блестяще раскрытых дел, выезжает на место преступления. По сложившейся в отделении традиции, она негласно руководит оперативниками и следователем Кукушкиным. Но обстановка в слаженном коллективе внезапно меняется, когда начальника отдела Ильченко отправляют на пенсию…
2-я серия Новый начальник убойного отдела Илья Власов оказывается старым знакомым Ладыниной. Совместная работа у них не складывается. Власов не воспринимает её всерьёз, называет детской кличкой Шуша и запрещает своим сотрудникам исполнять её поручения. Ладынина и группа Власова начинают расследование убийства Игнатенко – человека, предупреждавшего о скором конце света. Ладынина выясняет, что его смерть связана с найденной у железнодорожных путей мёртвой девушкой. Оба находились под воздействием одних и тех же наркотических веществ. Вскоре обнаруживается ещё одна важная деталь: Игнатенко – биологический отец погибшей.
3-я серия В отделе Власова расследуется двойное убийство – найдены мёртвыми два ремонтника. Их трупы подвешены на крюки для люстр в квартире заказчика. Шуша находит множество следов и улик, которые ей предстоит обработать. Непрекращающиеся насмешки Власова отвлекают её от расследования. Шуша вызывает его на откровенный разговор. Вскоре выясняется, что один из погибших был повешен уже мёртвым…
4-я серия Шуша начинает собственное расследование смерти некоего Рябинкина – одноклассника её отца физика Ладынина. Ладынин пропал семь лет назад. В деле о смерти ремонтников появляется подозреваемый, на которого удаётся выйти благодаря неожиданной версии Шуши. Однако Власов по-прежнему не намерен признавать её ключевой вклад в расследование. Тогда Ладынина решает взять отпуск на неделю. А вскоре у Власова из сейфа пропадает табельное оружие…
5-я серия На парковке рядом с домом в собственной машине застрелен предприниматель Жучков. Выстрел был произведён из снайперской винтовки. Убийство явно заказное. Ладынина устанавливает точное расположение стрелка и приходит к удивительному выводу: киллер – женщина с большим размером груди. Власов, как всегда, поднимает Шушу с её версией на смех…
6-я серия В ходе следствия выясняется, что у Жучкова было немало врагов, включая секретаршу и собственную жену. Шуша пытается понять, как на коврик, который использовала женщина-киллер, попал волос редкого грызуна – альпийской бурозубки. Начальник Главка Щукин вызывает к себе Власова. Когда-то он помог отцу Ильи, а теперь просит об ответной услуге – присмотреть за Ладыниной…
7-я серия Шуша продолжает своё расследование и замечает, что за ней следят. Тем временем группа Власова расследует убийство владелицы фитнес-клуба Демидовой. Кто-то задушил её штангой во время тренировки. Отпечатков на орудии убийства нет, их злоумышленник стёр. Но Ладыниной всё-таки удаётся найти необычные следы – слёзы убийцы, оставленные на полотенце…
8-я серия По делу Демидовой арестована подозреваемая. Доказательств для вынесения ей обвинительного приговора в суде достаточно, но она отрицает свою причастность к убийству и просит Ладынину доказать её невиновность. Неожиданно младший брат Шуши оказывается в больнице…
Договор, остановивший гонку
Представители СССР и США договорились о встрече на самом высоком уровне, её было решено провести в Москве. 26 мая 1972 года президент США Ричард Никсон и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев подписали судьбоносное соглашение о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-I).
Договор содержал ряд важнейших пунктов, по которым удалось договориться сторонам. Главной, конечно, стала статья о прекращении производства и наращивания ядерных наступательных вооружений. Стороны обязались держать их на уровне, соответствующем времени подписания договора и обязались не наращивать их более этого количества.
Другим важнейшим пунктом стало обязательство для каждой из сторон развернуть не более одного района ПРО в стране. Примечательно, что в СССР выбрали для защиты Москву, крупнейший населенный пункт Советского Союза, а в США прикрыли пусковые установки своих ядерных ракет в районе Гранд-Форкс.
Стороны обязались в письменном виде вести дальнейшие консультации и двусторонний диалог для совершенствования достигнутых договоренностей.
Расходы
Три института провели исследования в отношении сметных затрат, которые правительство США должно будет заплатить для реализации СНВ-1: Бюджетное управление Конгресса (CBO), Комитет сената США по международным отношениям (SFRC) и Институт оборонного анализа (IDA). . По оценкам CBO, стоимость полного внедрения будет состоять из единовременных затрат в размере от 410 до 1830 миллионов долларов, а постоянные ежегодные расходы будут составлять от 100 до 390 миллионов долларов.
По оценке SFRC, единовременные расходы составят от 200 до 1 000 миллионов долларов, а общие расходы на инспекцию за 15-летний период действия договора составят от 1250 до 2 050 миллионов долларов.
Наконец, IDA оценила только затраты на проверку, которые, по его утверждению, составили около 760 миллионов долларов.
Помимо затрат на реализацию договора, США также оказали помощь бывшим советским республикам Программой совместного уменьшения угрозы (Программа Нанна-Лугара) , которая добавила 591 миллион долларов к затратам на реализацию программы СНВ-1 в бывшем Советском Союзе. , что почти удвоило бы стоимость программы для США.
После выполнения договора запасы ядерного оружия бывшего Советского Союза упадут с 12000 до 3500 единиц. США также сэкономили бы деньги, поскольку им не нужно было бы заботиться о содержании и инновациях в отношении своих собственных ядерных сил. По оценкам CBO, общая экономия составит 46 миллиардов долларов за первые пять лет действия договора и около 130 миллиардов долларов до 2010 года, что примерно в двадцать раз окупит затраты на реализацию договора.
Другой риск, связанный с СНВ, заключался в невыполнении обязательств со стороны России. Комитет обороны Сената США выразил обеспокоенность тем , что Россия могла бы скрытно производить ракеты, ложные цифры относительно количества боеголовок, а также мониторинга крылатых ракет.
Оценка этих ситуаций Объединенным комитетом начальников штабов определила, что риск существенного нарушения договора находится в допустимых пределах. Другой риск — это способность России осуществлять шпионаж во время инспекции американских баз и военных объектов. Оценка также определила риск как приемлемый фактор.
Принимая во внимание потенциальную экономию от реализации СНВ-1 и его относительно низкий фактор риска, Рейган и правительство США сочли это разумным планом действий по достижению цели разоружения.
Цели договора
Согласно договору, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой из сторон осталось не более 6 000 единиц. В реальности, согласно «правилам зачёта» боезарядов, находящихся на тяжёлых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6 500 боеголовок, а США — 8 500.
Договором запрещалось производство, испытание и развёртывание баллистических ракет воздушного запуска (БРВЗ — в СССР разрабатывалось несколько проектов, гражданский вариант — Воздушный старт (проект)), донных пусковых установок баллистических и крылатых ракет (в том числе размещаемых и во внутренних водах), а также орбитальных ракет (Р-36орб).
Базирование подвижных грунтовых ракетных комплексов разрешалось только в ограниченных районах, при этом требовалось указывать названия районов и их географические координаты.
Достижение паритета и его разрушение
Договор ОСВ-I не просто так отмечен единицей. Согласно ему, к 1979 году СССР и США вышли на новый этап переговоров по ограничению стратегических вооружений. В Вене встретились генсек Леонид Брежнев и новый президент США Джимми Картер. 18 июня 1979 года они подписали новый договор ОСВ-II, который должен был действовать до 1985 года. Договор предусматривал отказ от наращивания количества ядерного вооружения во всей так называемой «ядерной триаде»: во флоте, ВВС и стационарных ядерных ракет.
Неожиданное препятствие в виде отказа американского сената ратифицировать договор не помешало его реализации. Фактически его условия выполнялись обеими сторонами.
Наиболее важным достижением обоих договоров ОСВ стало установление ядерного паритета между двумя враждующими блоками – социалистическим и капиталистическим. Более того, эти договоры открыли дорогу к более современным соглашениям о сокращении стратегических наступательных вооружений, третий (и последний) из которых был подписан в 2010 году президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и президентом США Б. Обамой. И договорам о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
К сожалению, в последние годы руководство США проводит необдуманную и откровенно опасную политику. Выход американцев в одностороннем порядке из договора ДРСМД в 2019 году, подвергает опасности не только всю Европу, но и весь мир. Нынешнему американскому руководству есть чему поучиться в своей же истории. А история учит тому, что честные и взаимовыгодные переговоры, всегда идут на пользу как коллективной, так и индивидуальной безопасности всех государств мира и их граждан.
Лиссабонский протокол
Договор СНВ-1 был подписан когда парад суверенитетов советских республик вел к распаду СССР. Всего через полгода после подписания договора СССР прекратил существование. На его территории появились 4 независимых республики, на территории которых находились ядерные вооружения: Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия. Россия сразу же после ликвидации СССР заявила о продолжении выполнения международных обязательств СССР, в том числе договора СНВ-1. Однако Украина, Казахстан и Белоруссия не сохранили за собой каких либо обязательств СССР.
Решение о вывозе в Россию тактических ядерных боеприпасов было принято во время Беловежских соглашений в виде подписанного 21 декабря 1991 года Соглашения о совместных мерах в отношении ядерного оружия. Уже весной 1992 года все тактические ядерные боеприпасы с территории бывшего СССР были вывезены в Россию. Стратегические ядерные боеприпасы распределялись следующим образом:
Страна | МБР | БРПЛ | Авиационные | Всего |
---|---|---|---|---|
Россия | 3970 | 2652 | 271 | 6893 |
Украина | 1240 | Нет | 372 | 1612 |
Казахстан | 980 | Нет | 240 | 1220 |
Белоруссия | 81 | Нет | Нет | 81 |
Итого | 6171 | 2652 | 883 | 9806 |
Судьба стратегических ядерных вооружений была решена в рамках подписания Россией, Украиной, Казахстаном, Белоруссией и США дополнительного соглашения к СНВ-1, известного как Лиссабонский протокол. Подписание состоялось 23 мая 1992 года в Лиссабоне. Протокол оговаривал что Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина являются правопреемниками СССР по условиям Договора СНВ-1. Также протокол оговаривал обязательства Белоруссии, Казахстана и Украины в кратчайшие сроки избавиться от ядерных вооружений и присоедниниться к Договору о нераспространении ядерного оружия на правах государств, не обладающих ядерным оружием.
Договор СНВ-2
Работа над договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г. Основными положениями этого соглашения стали сокращение суммарного количества боезарядов до уровня в 3000-3500 единиц, а также ликвидация всех ракет наземного базирования, оснащенных боевыми блоками индивидуального наведения, в том числе всех тяжелых ракет. Кроме этого, в июне 1992 г. СССР и США договорились об изменении правил заcчета боезарядов, числящихся за стратегическими бомбардировщиками.
Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Столь быстрое заключение соглашения стало возможным в основном благодаря тому, что Договор СНВ-2 в значительной мере опирался на процедуры и положения согласованные при заключении СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения и некоторые новые процедуры.
Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц. При этом на баллистических ракетах морского базирования не может быть размещено более 1750 боезарядов. Другим ключевым положением Договора является требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боеблоком и всех тяжелых ракет. Пусковые установки ракет с РГЧ ИН должны быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежат уничтожению в соответствии с предусмотренной Договором процедурой. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры.
В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала ряд уступок, которые впоследствии существенно затруднили его ратификацию. Договор находился на рассмотрении Федерального Собрания с 20 июня 1995 г., и его ратификация состоялась лишь в апреле 2000 г., более чем через четыре года после одобрения Конгрессом США. Однако, тем не менее, Договор так и не вступил в силу, поскольку Россия увязала его ратификацию с одобрением к СНВ-2 и Договору ПРО, подписанными в 1997 г. Последние, а особенно , встретили жесткую оппозицию в американском Конгрессе. А когда к власти в США в 2001 г. пришла администрация Буша вопрос отпал сам собой, поскольку новое руководство США взяло твердый курс на развертывание масштабной системы противоракетной обороны территории США и отказ от Договора ПРО.
Детские пособия на карту «Мир»
В начале месяца завершается период перевода детских пособий на карты «Мир». С этого момента на карты других платежных систем выплаты на детей приходить не будут.
Ранее на отечественную платежную систему перевели другие социальные выплаты, в том числе пенсионные. Их перевод завершился летом 2021 года.
Напомним, что карты отечественной платежной системы можно оформить в любом банке.
Тем, кто еще не оформил карту, деньги будут поступать на банковский счет. Получить их можно будет в отделении либо почтовым переводом.
Единоразовые «школьные» пособия эта мера не затронет — они будут начисляться на карты всех платежных систем.
Лиссабонский протокол[править | править код]
Договор СНВ-1 был подписан когда парад суверенитетов советских республик вел к распаду СССР. Всего через полгода после подписания договора СССР прекратил существование. На его территории появились 4 независимых республики, на территории которых находились ядерные вооружения: Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия. Россия сразу же после ликвидации СССР заявила о продолжении выполнения международных обязательств СССР, в том числе договора СНВ-1. Однако Украина, Казахстан и Белоруссия не сохранили за собой каких либо обязательств СССР.
Решение о вывозе в Россию тактических ядерных боеприпасов было принято во время Беловежских соглашений в виде подписанного 21 декабря 1991 года Соглашения о совместных мерах в отношении ядерного оружия. Уже весной 1992 года все тактические ядерные боеприпасы с территории бывшего СССР были вывезены в Россию. Стратегические ядерные боеприпасы распределялись следующим образом:
Страна | МБР | БРПЛ | Авиационные | Всего |
---|---|---|---|---|
Россия | 3970 | 2652 | 271 | 6893 |
Украина | 1240 | Нет | 372 | 1612 |
Казахстан | 980 | Нет | 240 | 1220 |
Белоруссия | 81 | Нет | Нет | 81 |
Итого | 6171 | 2652 | 883 | 9806 |
Судьба стратегических ядерных вооружений была решена в рамках подписания Россией, Украиной, Казахстаном, Белоруссией и США дополнительного соглашения к СНВ-1, известного как Лиссабонский протокол. Подписание состоялось 23 мая 1992 года в Лиссабоне. Протокол оговаривал что Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина являются правопреемниками СССР по условиям Договора СНВ-1. Также протокол оговаривал обязательства Белоруссии, Казахстана и Украины в кратчайшие сроки избавиться от ядерных вооружений и присоедниниться к Договору о нераспространении ядерного оружия на правах государств, не обладающих ядерным оружием.
Инструменты проверки
Режимы проверки в договорах о контроле над вооружениями содержат множество инструментов, позволяющих им привлекать стороны к ответственности за их действия и нарушения их договорных соглашений. Положения Договора о СНВ по проверке были самыми сложными и требовательными из всех соглашений в то время, поскольку предусматривали двенадцать различных типов инспекций. Между сторонами возникла необходимость в обмене данными и заявлениях, которые включали точные количества, технические характеристики, местонахождение, перемещения и статус всех наступательных ядерных угроз. В национальные технические средства контроля (НТМ) предоставление защищенных спутников и других информационно-измерительных систем , контролируемые проверочной стороны, так как они помогли проверить соблюдение международных договоров. Предоставление международных технических средств проверки защищает многосторонние технические системы, указанные в других договорах. Были приняты совместные меры для облегчения проверки со стороны NTM и включали отображение предметов на виду, а не укрытие от обнаружения. Новые положения об инспекциях на местах (OSI) и непрерывном мониторинге периметра и портала (PPCM) помогли сохранить целостность договора, предоставив систему регулирования, в которой постоянно присутствует представитель проверяющей стороны. Кроме того, теперь требуется доступ к телеметрии летных испытаний баллистических ракет, включая обмен лентами и запрет на шифрование и инкапсуляцию с обеих сторон.
Из двух зол меньшее
О том, чтобы в последующие пять лет, пока действует СНВ-III, обсуждать новое разоруженческое соглашение, говорит и Москва. В конце ноября 2020 года замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков, возглавляющий делегацию на двусторонних консультациях с США, сообщил, что российская сторона передала своим партнерам «как пищу для размышлений» предложения по такому соглашению. Его суть в том, чтобы вместе с учетом новых видов вооружений, перспективных технологий и новых политических реалий «разработать новое стратегическое уравнение».
Испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты LGM-30 Minuteman III на базе ВВС США в Калифорнии, 2013 год
— Мы хотим, чтобы это уравнение включало в себя не только традиционные стратегические вооружения, такие как межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики, но также все ядерные и неядерные вооружения, которые могут выполнять стратегические задачи, — заявил он, выступая в ходе российско-американского форума «Диалог Форт-Росс».
По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, в настоящий момент говорить о новом соглашении сложно: одним договором все вряд ли ограничится — скорее, в будущем появится система договоренностей различного уровня (юридически обязывающие документы, политические декларации, меры доверия и безопасности, односторонние инициативы).
— Что касается охвата таких договоренностей — очевидно, США продолжат искать вариант «зацепить» арсенал российского «нестратегического» ядерного оружия, в то время как для России в том самом «стратегическом уравнении» особое значение имеют неядерные вооружения, способные играть стратегическую роль, причем как «наступательные», так и «оборонительные», — пояснил «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. — К слову, сюда же относятся и ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, причем попадают они и в «российскую», и в «американскую» корзины (Договор об этом виде вооружений прекратил свое существование в 2019 году. — «Известия»).
Как рассказал собеседник «Известий» в российских дипломатических кругах, Москва была бы также готова говорить о регулировании в сфере гиперзвукового оружия
В декабре 2020 года на ежегодной пресс-конференции Владимир Путин обратил внимание на то, что подобные системы вооружений разрабатывают в том числе Великобритания и США. Россия открыта к переговорам по этой теме, но с ней «до сих пор никто вообще никак на этот счет не разговаривает», отметил президент
И СНВ здравствуйте1
Российский многоцелевой истребитель МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой «Кинжал»
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
По оценке экспертов, сегодня вряд ли имеет смысл выделять гиперзвуковое оружие в отдельную категорию.
— Хотя использовать популярность данной темы как «драйвер» в поиске решений по более широкой категории высокоточного оружия большой дальности представляется весьма разумным вариантом, — отметил Дмитрий Стефанович. — Благо с учетом интереса широкой публики согласование каких-то общих подходов по управлению «гиперзвуковой гонкой» может стать политически привлекательным действием для руководства заинтересованных стран.
Что касается многосторонности (Штаты ратовали за подключение Китая, Россия — Британии и Франции), то вряд ли в текущих условиях новый договор затронет кого-то, кроме Вашингтона и Москвы, считает Алексей Арбатов.
— Подключить третьи страны и по политическим, и по стратегическим причинам на следующем этапе очень сложно, — отметил эксперт. — Переговоры по новому договору — СНВ-IV — конечно, будут очень трудными, потому что, помимо участия Великобритании, Китая и Франции, там есть много спорных вопросов: как быть с ПРО, что делать с высокоточными системами большой дальности в обычном оснащении, как поступить с тактическими ядерными боеприпасами, о которых США поставили вопрос еще при предыдущей администрации. Предсказать что-то сложно, но если переговоры все-таки начнутся, появится шанс использовать этот тайм-аут и всерьез поработать над новым соглашением.
Таким образом, сейчас есть два варианта развития событий: как сказал шеф российской дипломатии Сергей Лавров, СНВ-III «можно либо продлить, либо не продлить». По словам Алексея Арбатова, речь идет о выборе между очень трудным, но не безнадежным процессом и процессом намного более трудным и почти безнадежным.
Куда идти дальше?
Глядя на все эти накопившиеся разногласия да и вообще на предельно нездоровый фон российско-американских отношений, невольно впадаешь в обоснованные сомнения насчет перспектив хоть какого-то контрольного режима по СНВ. Только что на наших глазах с треском развалился Договор РСМД — знаковое соглашение конца холодной войны, впервые открывшее военные базы СССР и США для взаимных инспекций и проверяемого уничтожения нескольких классов ракетного оружия, что на тот момент было беспрецедентно.
В такой ситуации предусмотренное текстом Пражского договора его продление на пять лет, до февраля 2026 года, представляется уже чуть ли не идеальным конечным результатом. Потому что вполне вероятен и такой исход: весной 2021 года мир проснется вообще без каких бы то ни было юридических ограничений по СНВ. Дальше что — здравствуй, новая гонка вооружений? Она точно нужна всем причастным?
Тематика новых видов СНВ явно требует существенного объема работы технических экспертов. Кроме того, в начале 2010-х годов на столе лежали обсуждения дальнейших сокращений СНВ — до 1,2 тыс. и даже до 1 тыс. блоков. По мнению ряда экспертов, это сокращение позволить сохранить потенциалы сдерживания, но при этом сделает контрсиловые ядерные операции предельно неэффективными. Российские военные несколько лет назад намекали, что 1,2 тыс. блоков — это тоже неплохой вариант, но нужны гарантии по ограничению систем ПРО, то есть поговорить есть о чем.
СНВ_6
Подвижный грунтовой ракетный комплекс «Ярс» выходит на полевые позиции для несения боевого дежурства в Тейковской ракетной дивизии РВСН
Фото: РИА Новости/Вадим Савицкий
Кроме того, опять возникнет фактор Китая, который как-то нужно подтягивать к двусторонним режимам. Но как это сделать, если прецедентов в области контроля над СНВ просто нет, а в Пекине продолжают делать вид, что не понимают, почему они вообще должны заботиться об этой проблеме? Китайский арсенал-де «слишком маленький», вам, великим, надо бы еще сократиться до него. А каков он по объему, мы не скажем, потому что это подорвет нашу стратегию минимального сдерживания.
Именно поэтому пятилетнее продление выглядит почти спасением: оно дает время для практической содержательной работы, позволяет всем немного успокоиться, а заодно и перевести конечное решение в 2026 год — то есть, по сути, в руки новым администрациям как в США, так и в России. Впрочем, история знает примеры, когда многолетние тупики разламывались за считаные месяцы, а надежно блокированные «пакеты» увязок расшивались. Но здесь мы уже переходим от сухой темы контроля над вооружениями к политическому доверию и чуть ли не «личной химии» руководителей, а эта материя, способная сыграть ключевую роль в переговорном процессе, — предмет отдельного рассуждения.
Исполнение договора
Согласно лиссабонским договоренностям договор СНВ-1 вступал в силу после его ратификации всеми подписантами Лиссабонского протокола. Однако белорусское, казахстанское и украинское руководство настаивало на компенсации за вывод стратегических ядерных вооружений со своей территории.
Белоруссия
4 февраля 1993 года парламент Белоруссии ратифицировал Договор СНВ-1 и Лиссабонский протокол. 22 июля 1993 года Белоруссия присоединилась к ДНЯО в качестве безъядерного государства. В обмен Белоруссия получила средства на ликвидацию боезарядов и их носителей на территории государства в рамках американской Программы совместного уменьшения угрозы («Программа Нанна-Лугара»). Также существовал ряд программ помощи со стороны Германии, Швеции и Японии по повышению уровня безопасности на ядерно-опасных объектах Белоруссии.
Казахстан
2 июля 1992 года парламент Казахстана ратифицировал Договор СНВ-1 и Лиссабонский протокол. 12 февраля 1994 года Казахстан присоединился к ДНЯО в качестве безъядерного государства. Так как на территории республики оказалось множество ядерно-опасных объектов, включая объекты с высокообогащенным ураном и плутонием, Казахстан получил ряд программ и сделок по снижению опасности, исходящей от них. В их числе была помощь в рамках программы Нанна-Лугара (85 млн долларов) и выкуп США высокообогащенного урана.
Украина
Несмотря на заявленный еще в 1991 году Верховной Радой безъядерный статус Украины позиция Украины при ратификации Лиссабонского протокола и договора СНВ-I оказалась более сложной. Компенсацию за безъядерный статус правительство Украины оценило в $2,8 млрд и требовало гарантий безопасности от всех держав, официально обладающих ядерным оружием (России, США, Великобритании, Франции и Китая). 18 ноября 1993 года Верховная Рада ратифицировала Договор СНВ-1 с односторонними изменениями, которые оговаривали сохранение за Украиной ядерных вооружений. США и Россия не приняли эту ратификацию. После интенсивных переговоров 3 февраля 1994 года Верховная Рада ратифицировала оригинальные Договор СНВ-1 и Лиссабонский протокол. 16 ноября 1994 года Украина присоединилась к ДНЯО в качестве безъядерного государства. В качестве компенсации Украина получила порядка 500 млн долларов по программе Нанна-Лугара. Также США увязали заключение контракта по соглашению ВОУ-НОУ с поставками Россией ядерного топлива для украинских АЭС на сумму 160 млн долларов в качестве компенсации за ядерное оружие.
Итоги
Договор вступил в силу 5 декабря 1994 года.
6 декабря 2001 г. Россия и США заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов: у России было 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США — 1237 стратегических носителей с размещенными на них 5948 ядерными боезарядами.
По состоянию на 1 января 2007 г. в составе стратегических сил России имелся 741 носитель. Всего стратегические носители могут нести до 3821 боезаряда.
При выполнении этого договора было зафиксировано около 10 серьёзных нарушений, допущенных США. В частности, ядерные боеголовки и вторые ступени ракет не утилизировались, а складировались, за счёт чего был создан так называемый «возвратный потенциал».
Поиск контактов
К концу 1960-х годов ХХ века стратегические ядерные силы СССР и США развивались настолько быстрыми темпами, что СССР разворачивал на своей территории свыше 200 тяжелых ядерных ракет в год. Более того, сами ракеты (как стационарные, так и базирующиеся на подводных ракетоносцах) изменились качественно. Новые усовершенствованные носители сокращали подлетное время, а разделяющаяся головная часть – РГЧ превращала каждую ракету в сверхсмертоносное оружие, способное стереть с лица земли несколько крупных городов.
Но самое главное – это большое перенапряжение сил двух государств, с которым им давалась безудержная ядерная гонка. Экономики стран как капиталистической, так и социалистической были перегружены военными заказами, обеим сторонам требовалась передышка и снятие хотя бы части огромных военных расходов.
Поиск контактов начался ещё в конце 1960-х годов. Сначала представители СССР и США, как говорится, «прощупывали почву». Встреча в Хельсинки в 1969 году и дальнейшие консультации дипломатов в том же Хельсинки, а также в Австрии и Вене проложили дорогу к будущей договоренности. Стороны оказались значительно ближе друг к другу чем думали. Эти консультации быстро дали плоды, и в мае 1971 года было заключено предварительное соглашение по противоракетной обороне (ПРО), открывшее дорогу к дальнейшим переговорам.
Увеличение окладов для военных и силовиков
Оклады российским военным, в том числе тем, кто находится на срочной службе, с начала месяца повысят в 1,037 раза (или на 3,7%). Соответствующее постановление правительство приняло еще в мае этого года.
Повышение также коснется сотрудников других силовых структур, в том числе сотрудников Росгвардии, полицейских, пожарных, работников ФСИН и «лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской службы».
В прошлом году их оклады также индексировались, но в 1,03 раза (то есть на 3%).
Кроме того, до 1 октября правительство должно найти средства на индексацию зарплат военных и силовиков выше уровня инфляции. Такое поручение правительству в середине сентября дал Владимир Путин. Средства должны быть заложены в бюджет на 2022 и 2023 годы.
Что изменится
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков