Всероссийская чрезвычайная комиссия (вчк): 100 лет на страже государственной безопасности

Глава 5-я. Порядок назначения на должности

20. Все руководящие и оперативные должности начальствующего состава разделяются на категории, соответствующие установленным специальным званиям.

Каждому специальному званию соответствует определенная категория должностей, указываемая Народным комиссаром внутренних дел Союза ССР в инструкции по применению настоящего «Положения».

Назначение на старшие должности в пределах категории, соответствующей специальному званию назначаемого, производится в аттестационном порядке на свободные вакансии.

21. Продвижение на должности следующей категории производится, как правило, с получением очередного звания.

Примечания.

1. В отдельных случаях при отсутствии вакансий или в силу особых условий произведенный в следующее звание может быть оставлен в занимаемой должности без ущерба своему дальнейшему продвижению в звании.
2. При наличии свободных вакансий, хорошо аттестованное лицо начальствующего состава может быть допущено к исполнению должности высшей категории, оставаясь в своем звании.

22. Перемещение лиц начальствующего состава с высших должностей на низшие допускается:

а) при переводе на менее ответственную работу в аттестационном порядке;
б) в случае необходимости перевода по состоянию здоровья;
в) при сокращении штатов или реорганизации;
г) и в отдельных случаях при особых условиях, вызываемых оперативной обстановкой.

Во всех указанных в настоящей статье случаях за перемещенными сохраняются их звания.

22. Назначение лиц начальствующего состава на должности производится:

а) до оперативно уполномоченного включительно — приказами начальников республиканских, краевых и областных управлений НКВД СССР;
б) на все вышестоящие должности, в том числе на должности начальников районных и городских отделений НКВД — приказом Народного комиссара внутренних дел Союза ССР.

24. Все назначения начальствующего состава (независимо от должностей), связанные с перемещением из одного республиканского, краевого (областного) управления НКВД СССР в другое, производится приказом Народного комиссара внутренних дел Союза ССР.

25. Временное отстранение лиц начальствующего состава допускается в исключительных случаях и производится приказом начальников соответствующего республиканского, краевого и областного управления НКВД СССР только в отношении начальствующего состава не выше оперативного уполномоченного, с немедленным донесением Народному комиссару внутренних дел Союза ССР о причинах, вызвавших применение этой меры, и ходатайством об утверждении.

Все вышестоящие лица начальствующего состава Главного управления государственной безопасности могут быть отстранены от должности только приказом Народного комиссара внутренних дел Союза ССР.

Роль НКВД в укреплении советской власти и в политических репрессиях

Значение наркомата внутренних дел в становлении и укреплении власти Советов было
огромным. Вспомните, какой внушительный перечень
обязанностей этого комиссариата был упомянут в предыдущем разделе
статьи.

В Великую Отечественную войну первыми приняли на себя удар
немецких войск пограничники, т. е. войска НКВД. Военные
подразделения этого ведомства воевали на фронте, охраняли железные
дороги и важные промышленные предприятия, а также боролись с
бандитизмом на территории страны.

В борьбе во имя блага государства наркомат допустил
серьезные перегибы, впоследствии названные политическими
репрессиями. Этому способствовал тот факт, что НКВД было дано
исключительное право на обвинение и наказание
выявленных «врагов народа».

Впоследствии было установлено, что большинство из них были
осуждены безвинно. Именно поэтому аббревиатура НКВД вызывает у
людей негативные ассоциации.

Вот какую характеристику дает наркомату известный историк
Александр Колпакиди, специализирующийся на анализе деятельности
спецслужб:

«Это было сложное суперведомство, со сложной
историей. Если бы не ежовщина, то я бы оценил его роль однозначно
позитивно. Но о Большом терроре при Ежове и трагедиях миллионов
людей забывать нельзя, поэтому историческая роль НКВД СССР в целом
видится мне весьма противоречивой», — подытожил эксперт.

Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога7j.ru

Использую для заработка

Контрразведывательная деятельность.

17 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принимает ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 187 сс опреобразовании органов Третьего управления Народного Комиссариата Обороны от отделений в дивизиях ивыше в особые отделы НКВД СССР, а Третье управление — в Управление Особых отделов НКВД СССР.

В ДИРЕКТИВЕ № 169 от 18 июля 1941 года Народного Комиссара НКВД СССР Л. П. Берии отмечалось, что«Смысл преобразования органов Третьего управления в Особые отделы с подчинением их НКВДзаключается в том, чтобы вести беспощадную борьбу со шпионами, предателями, диверсантами,дезертирами и всякого рода паникерами и дезорганизаторами. Беспощадная расправа с паникерами,трусами, дезертирами, подрывающими мощь и порочащими честь Красной Армии, так же важна, как иборьба со шпионажем и диверсией».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственного Комитета Обороны «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГЛАВНОМУПРАВЛЕНИИ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ».

21 апреля 1943 г

УТВЕРДИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ» — (СМЕРТЬ ШПИОНАМ)И ЕГО ОРГАНОВ НА МЕСТАХ.

Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин.

                                                  ПОЛОЖЕНИЕ
                                    О Главном Управлении контрразведки
                                    Народного Комиссариата Обороны ("Смерш")
                                    и его органов на местах

1. Общие положения.

1. Главное Управление контрразведки НКО («Смерш» — смерть шпионам) создан на базе бывшегоУправления Особых отделов НКВД СССР, входит в состав Народного Комиссариата Обороны. НачальникГлавного Управления контрразведки НКО («Смерш») является заместителем Народного КомиссараОбороны, подчинен непосредственно Народному Комиссару Обороны и выполняет только егораспоряжения. 2. Задачи органов «Смерш».

1. На организацию «Смерш» возлагаются следующие задачи:

а) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранныхразведок в частях и учреждениях Красной Армии;

б) борьба с антисоветскими элементами, проникшими в части и Управления Красной Армии;

в) принятие необходимых агентурно-оперативных и иных (через командование) мер к созданию на фронтахусловий, исключающих возможность безнаказанного прохода агентуры противника через линию фронта стем, чтобы сделать линию фронта непроницаемой для шпионских и антисоветских элементов;

г) борьба с предательством и изменой родине в частях и учреждениях Красной Армии (переход на сторонупротивника, укрывательство шпионов и вообще содействие работе последних);

д) борьба с дезертирством и членовредительством на фронтах;

е) проверка военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении противника;

ж) выполнение специальных заданий Народного Комиссара Обороны.

2. Органы «Смерш» освобождаются от проведения всякой другой работы, не связанной непосредственно сзадачами, перечисленными в настоящем разделе.

5. Организационная структура органов «Смерш».

1-й Отдел — агентурно-оперативная работа по центральным органам Красной Армии — УправлениямНаркомата Обороны.

2-й Отдел — работа среди военнопленных, представляющих интерес для органов «Смерш», проверкавоеннослужащих Красной Армии, бывших в плену и окружении противника.

3-й Отдел — борьба с агентурой противника (парашютисты), забрасываемые в наш тыл.

4-й Отдел — контрразведывательная работа на стороне противника в целях выявления каналовпроникновения агентуры противника в части и учреждения Красной Армии.

5-й Отдел — руководство органами «Смерш» военных округов.

6-й Отдел — следственный.

7-й Отдел — оперативный учет, статистика.

8-й Отдел — оперативно-технический.

9-й Отдел — обыски, аресты, установки, наружное наблюдение.

10-й Отдел «С» — работы по особым заданиям.

11-й Отдел — шифросвязь.

Положение цитируется с соблюдением орфографии и пунктуации.

Функции НКВД СССР

НКВД СССР было наделено функцией политического сыска. Именно данная функция вызывает у историков множество споров. Дело в том, что НКВД имело право выносить решения во внесудебном порядке.

НКВД СССР выполнял также функцию по депортации населения по национальному признаку. Эта функция также вызывает много споров и вопросов. Во многом депортация народов в СССР была оправдана. Особенно тяжело понимать, что ряд народов активно помогал фашистам и иным желающим развалить молодое советское государство. Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918–1925 годах и продолжилась вплоть до 50-х годов прошлого столетия.

Во время Великой Отечественной войны пограничные и внутренние войска НКВД использовались для охраны территории и поиска дезертиров, а также непосредственно участвовали в боевых действиях. На освобождённых землях проводились аресты, депортации и исполнение смертных приговоров в отношении оставленного немцами подполья и неблагонадёжных лиц.

У НКВД были широкие полномочия в рамках разведывательной функции. Разведывательные службы НКВД занимались устранением за границей лиц, которых советская власть считала опасными. Кроме того, разведывательная деятельность НКВД включала развертывание широкой разведывательной сети с помощью Коминтерна. Контрразведка входила в число функций Народного Комиссариата Внутренних дел.

Кроме вышеперечисленного НКВД СССР проводил в жизнь и контролировал исполнение распоряжений правительства по общему администрированию и «установлению охраны революционного порядка», выдавал гражданам заграничные паспорта и визы на выезд из СССР, ведал и регистрацией актов гражданского состояния: это также было важно, чтобы «враг» не смог сменить фамилию или «сделать» себе «пролетарское происхождение», чтобы никто не мог свободно перемещаться по стране и получать жилье в «режимных» городах, чтобы следить за «лишенцами». В завершении нашей статьи следует подчеркнуть, что Народный комиссариат внутренних дел занимал особое положение в государственном механизме

Уже изначально он утвердился как связующий аппарат между центральным и местным управлением, а издаваемые им нормативные акты во многом определяли территориальные, организационные и иные основы местных Советов

Уже изначально он утвердился как связующий аппарат между центральным и местным управлением, а издаваемые им нормативные акты во многом определяли территориальные, организационные и иные основы местных Советов

В завершении нашей статьи следует подчеркнуть, что Народный комиссариат внутренних дел занимал особое положение в государственном механизме. Уже изначально он утвердился как связующий аппарат между центральным и местным управлением, а издаваемые им нормативные акты во многом определяли территориальные, организационные и иные основы местных Советов.

Народный комиссариат внутренних дел сложился как орган, наделенный обширной компетенцией. Его структура предусматривала наличие в качестве базовых подразделений множество отделов, наделенных широким спектром полномочий.

Литература

  1. Меняйло Д. В. История органов внутренних дел в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие – Белгород: БЮИ МВД России, 2009.
  2. Ковыршин Е. В. Войска НКВД в структуре военной организации СССР.//Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. – Вып. 22. Серия «История. Археология». – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – С.153-158
  3. Малыгин А.Я. Развитие системы органов внутренних дел в предвоенные годы – М.: Норма, 2012.
  4. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е.История отечественных органов внутренних дел – М.: Просвящение, 2003
  5. Лобанов А.В. Переход к нэпу и реорганизацияНКВД РСФСР: Дис…. канд. юрид. Наук – М.:2003.
  6. Ящук Т.Ф. Полномочия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР по организации местного управления и хозяйства // Вестник Омского университета Ежеквартальный журнал. – 01/03/2006. – N. 1 (39)– С. 111 – 114

НКВД – это …

Для начала расшифруем аббревиатуру: НКВД –
это народный комиссариат внутренних дел.

Теперь по порядку разберем, что обозначает каждое слово:

  1. «народный» — так назывались многие структуры в СССР в
    связи с тем, что социалистический строй подразумевает, что
    политическая власть принадлежит народу;
  2. «комиссариат» — с латинского переводится как «поручать»,
    следовательно, это организация, выполняющая определенные
    (порученные) функции. С 1917 и по 1947 годы в СССР так назывались
    структуры, управляющие работой какой-либо отрасли государства или
    народного хозяйства. В наше время эти структуры называют
    министерствами;
  3. сфера «внутренних дел» — это деятельность, направленная на
    обеспечение безопасности и порядка в обществе в рамках
    государственной политики.

Таким образом, НКВД – это организация, реализующая
меры по поддержанию общественного
порядка, в том числе – по борьбе с преступностью. В
некоторые периоды своего функционирования наркомат также выполнял
задачи по обеспечению государственной безопасности.

Примечание: госбезопасность (ГБ) – это защищенность
конкретного общественного и политического строя от внутренних и
внешних угроз. Защита ГБ – это комплекс мер, направленных на
сохранение территориальной целостности государства, на недопущение
подрывной активности со стороны других стран и внутренних
противников.

Полномочия НКВД СССР

Полномочия НКВД, зафиксированные в Положении 1922 г., с одной стороны, вытекали из направлений его деятельности, исторически сложившихся в предыдущий, революционный, период, с другой – представляли заявку на сохранение его позиций в перспективе. Однако дальнейшая эволюция НКВД не подтвердила первоначальных намерений оставить в качестве центрального наркомата специальный орган, стоящий над местным управлением. Предложенная модель государственного управления слабо увязывалась с иными политическими стратегиями, вытекающими из содержания нэпа и отраженными в решениях VIII и IX Всероссийских съездов Советов, предусматривавшими укрепление местных органов власти, их значительную финансовую и хозяйственную самостоятельность .

Комплектация карабина

Надёжность

10

Использование дополнительного оснащения

7

Вес

8

Точность стрельбы

8

Эргономичность

8

Итого
Удобное и эффективное гражданское оружие.

Изделие поставляется в картонной коробке, на которой отсутствуют обозначения. Автомат дополнительно завёрнут в целлофан или ингибитированную бумагу. Предоставляются приспособления для ухода, которые находятся в пенале, помещённом в прикладе, а также шомпол и магазин на пять патронов. При продаже может быть оснащено фонарём, которые заряжается от аккумулятора. Это удобно при использовании в тёмное время суток.

Этот карабин продаётся в различных модификациях. Например, в нём может использоваться ствол длиной 336 мм или 415 мм с дульным тормозом. Существует ствол длиной 520 мм. Он обеспечивает лучшую дальность и точность стрельбы из этого оружия. Используется прицельный механизм механического типа. Для него доступна калибровка в двух плоскостях.

Существует несколько различных модификаций карабина.

  • «Сайга-М» представляет модель с удлинённым стволом. Затвор устроен таким образом, что в нём имеется три упора. Используется более совершенная конструкция ударно-спускового механизма, требующая меньших усилий для спуска. Такая особенность способствует улучшению меткости выстрела. У приклада имеется защитная щёчка, которая снижает действин отдачи. Модернизированная модель может имеет три варианта: «Сайга-М1», «Сайга-М2» и «Сайга-М3».
  • «Сайга-МК» выпускается с укороченным стволом. В ней применён блокирующий механизм, который не разрешает стрелять в том случае, если приклад сложен. Считается, что у этого варианта недостаточная эргономика — например, приклад является слишком коротким. Это можно доработать самостоятельно, установив на него резиновый затылок нужной толщины.

В наименовании моделей далее используются цифровые обозначения. Они обозначают тип патрона. Стандартным является 7,62х39. Если карабин использует его, то цифровой индекс отсутствует. Каждом другому варианту соответствует определённый код. Например, патрон 7,62х35 имеет обозначение 308.

Существуют модели особого исполнения. В наименовании марки ставят дополнительный индекс через пробел.

В некоторых случаях винтовки используются силовыми органами или военными. Это связано с работой охраны в первом случае и с использованием в качестве штурмовой винтовки во втором. Такой патрон имеет значительное поражающее действие вследствие относительно высокой массы.

В ранних моделях может встретиться больше недочётов. Это надо учитывать при выборе. Работа над этим оружием продолжается постоянно выходят новые модели. Кроме рассматриваемого карабина существует большое количество разновидностей, среди которых большинство найдёт ту, которая подойдёт.

НКВД и советская экономика

Внутренняя система труда в лагерях ГУЛАГа принесла огромную пользу советской экономике и развитиюрегионов. Освоение Сибири, Севера и Дальнего Востока было самой главной задачей среди первыхсоветских законов, насаждавших рабочие лагеря. Шахтерское и инженерное дело (дороги, железнодорожныепути, каналы, дамбы и заводы) и другие задачи рабочих лагерей были частью советской плановой экономики,и у НКВД были свои производственные планы. Самым необычным достижением НКВД была его роль всоветской науке и технике. Многие ученые и инженеры были арестованы и обвинены в политическихпреступлениях и посажены в специальные тюрьмы, которые были известны как «шарашки», где ихзаставляли работать по специальности. Продолжая свои исследования там и освобожденные позже,некоторые из них стали мировыми лидерами в науке и технике. Заключёнными «шарашек» были такиевыдающиеся ученые-инженеры, как Сергей Королёв — создатель советской ракетной программы,отправивший первого человека в космос в 1961, и Андрей Туполев — знаменитый авиационный конструктор.

После войны НКВД руководило работой над советским ядерным оружием.

Формирование НКВД

Народный комиссариат внутренних дел СССР (далее НКВД) берет свое начало в 1917 году. Принято считать, что родоначальником НКВД о котором в последствии много писали и говорили, является «рабоче-крестьянская милиция«, которая появилась 28 октября 1917 г., которая, выделяется в орган, специализирующийся на поддержании правопорядка и борьбе с «неполитической» преступностью, хотя рамки, определяющие, какое преступление – политическое, а какое – нет, были очень расплывчатыми.

В 1918 году НКВД РСФСР имело утвержденную структуру. При наркоме НКВД создается коллегия, в которую вошли: Ф.Э. Дзержинский, И.С. Уншлихт, М.С. Урицкий, М.Я. Лацис.

Созданная в декабре 1917 г. ВЧК, в состав НКВД РСФСР не входила, являясь самостоятельным органом. Однако в марте 1919 г. Ф.Э. Дзержинский стал наркомом НКВД, сохраняя за собой пост Председателя ВЧК. Два органа, де-факто, объединились. Это повлекло за собой дальнейшее усиление влияния НКВД.

Однако впоследствии была утверждена та структура Народного Комиссариата Внутренних дел, которая состояла из следующих отделов:

  1. местного управления;
  2. местного хозяйства;
  3. финансового;
  4. иностранного;
  5. управления медицинской частью;
  6. ветеринарного;
  7. секретариата;
  8. бюро печати;
  9. контрольно-ревизионной комиссии [].

Так складывается та структура, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала многие десятилетия.

Особую важность, в сложившихся в 20-х годах прошлого века условиях существования советского государства, представлял иностранный отдел НКВД. Им часто пугали приезжающих в Россию иностранцев

Иностранный отдел НКВД занимался внешней разведкой, отдел печати – цензурой. Интересно, что контрольно-ревизионный орган у НКВД был свой – другие органы власти его не контролировали; «сам себе – контролер». Отдел местного хозяйства постепенно разросся в экономическую «империю» – по мере появления и развития ГУЛАГ. Отдел местных органов потом стал – уже в ОГПУ – Секретно-политическим отделом.

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление о ликвидации ВЧК и образовании Государственно-политического управления при НКВД РСФСР, таким образом, передавая управление милицией и госбезопасностью в руки одного ведомства. В августе 1923 г. наркомом НКВД РСФСР стал А.Г. Белобородов (известный тем, что руководил расстрелом царской семьи).

После создания СССР наркомат остался республиканским.

В январе 1928 г. наркомом НКВД РСФСР стал В.Н. Толмачев.

15 декабря 1930г. НКВД РСФСР был ликвидирован. Его функции частично перешли к ВЦИК СНК СССР, частично – к ОГПУ и наркомату юстиции РСФСР, при этом ОГПУ получило право на использование в своих целях, как гласного состава милиции, так и ее агентурного аппарата.

Для НКВД РСФСР были характерны следующие особенности:

  • объединение следственных функций с исполнением наказаний. На практике – и с судебными функциями тоже: любое дело могло быть передано из НКВД в ГПУ, а председатель и там, и там был общий – Ф.Э. Дзержинский;
  • выведение НКВД из-под правительственного контроля: он подчинялся только ЦК партии;
  • принятие на себя функций хозяйственного органа. В дальнейшем это логично вылилось в использование труда заключенных;
  • политическая функция – «защита завоеваний революции» значила больше, чем охрана безопасности граждан.

Структура НКВД СССР после10 июля 1934 г .

10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел», в составе которого были созданы Главные управления государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений и некоторые другие службы .

2 февраля 1939 г. СНК СССР принял Постановление «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками», в соответствии с которым

Структура Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД СССР

20 ноября Приказом НКВД СССР введено «Положение о конвойных войсках НКВД СССР» .

21 января 1947 года конвойные части и войска МВД переданы в МГБ СССР.

О Роли НКВД очень хорошо написал Р.С. Мулукаев . По его мнению, в упразднении НКВД сыграли роль конкретные политические обстоятельства. А.Г. Белобородов, занимавший с октября 1921 г. пост заместителя наркома, а фактически возглавлявший это ведомство, неоднократно выступал с жесткой и обоснованной критикой Сталина, что дало вождю повод рассматривать НКВД чуть не как центр оппозиции.

Создание и сфера деятельности

НКВД был образован в 1934 году. Сфера
деятельности данного комиссариата была довольно обширна. В его
компетенцию входило:

  1. управление строительством, ЖКХ и др.отраслями в формате
    курирования;
  2. регистрация записей актов гражданского состояния (ЗАГС);
  3. выявление политических преступников.
    Примечание: наркомату было дано право обвинять и приводить
    наказание в исполнение без суда и следствия;
  4. обеспечение общественного порядка и пожарной безопасности;
  5. охрана государственной и личной (не путаем с частной)
    собственности;
  6. руководство системой наказаний (тюрьмами, колониями,
    лагерями);
  7. осуществление внешней разведки (сбор информации о потенциальных
    внешних врагах);
  8. защита границы государства (пограничные войска);
  9. контрразведка (пресечение шпионской активности).

Очевидно, что одна госструктура не смогла бы справиться с таким
огромным количеством делегируемых функций. Поэтому в рамках НКВД было создано множество организаций,
каждая из которых занималась выполнением определенных задач:

  1. главное управление (ГУ) госбезопасности;
  2. ГУ милиции;
  3. ГУ пограничной и внутренней охраны;
  4. ГУ пожарной охраны;
  5. ГУ исправительных лагерей (ГУЛАГ);
  6. ЗАГС;
  7. структуры, обеспечивающие хозяйственную и финансовую основу
    деятельности перечисленных ведомств.

Руководители НКВД в разные
периоды:

  1. 1934—1936 – Г.Ягода;
  2. 1936—1938 – Н.Ежов;
  3. 938-1945 – Л.Берия;
  4. 1945—1946 – С.Круглов.

Примечание: участь перечисленных комиссаров (кроме
Круглова) довольно печальна. Все они были расстреляны.

В 1946 году комиссариат был преобразован и переименован в
МВД (министерство внутренних дел).
Функции по охране государственной безопасности, начиная с 1941 г.,
несколько раз передавались отдельному ведомству и возвращались
обратно.

И только в 1954 году эти обязанности окончательно были
делегированы специальной госструктуре – Комитету
госбезопасности (КГБ).

Приказ НКВД от 30.07.1937 № 00447

Основная статья: Приказ НКВД СССР № 00447

I. КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ.

1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.

2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.

3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.

4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.

5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.

7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.

9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне — в колхозах, совхозах, сельско-хозяйственных предприятиях и в городе — на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.

II. О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ.
1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ.

б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но всё же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.
Приказ НКВД от 30.07.1937 № 00447

Послевоенные годы

Что касается послевоенных лет, то и в этот период роль НКВД в подъёме экономики страны едва ли можно считать заметной. С одной стороны, размещение лагерей ГУЛАГа в малообжитых районах севера страны, Сибири и Дальнего Востока, способствовало их освоению, но с другой, малоэффективный труд заключённых стал препятствием в реализации многих экономических проектов.

В полной мере это относится и к попыткам использования подневольного труда учёных и конструкторов, во множестве ставших жертвами массовых репрессий сталинского периода. Известно, что органами НКВД создавались специальные тюрьмы, получившие в народе название «шарашек». В них представители научно-технической элиты, осуждённые на основании сфабрикованных обвинений теми самыми «особыми тройками», о которых шла речь выше, обязаны были заниматься научными разработками.

Среди бывших узников подобных «шарашек» были такие известные советские учёные-конструкторы, как С. П. Королёв и А. Н. Туполев. Результат же попыток ввести принудительное техническое творчество был весьма невелик и показал полную нецелесообразность этой затеи.