Страны снг

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Содружество Независимых Государств
(СНГ) в настоящее время переживает
сложный и переломный момент своего
становления в качестве регионального
интеграционного объединения на
постсоветском пространстве.

Годы существования СНГ
свидетельствуют о том, что Содружество
в целом состоялось как политическая
реальность, вместе с тем в базисной
сфере взаимодействия — экономической,
Содружество не оправдало многих надежд,
которые связывались с появлением нового
интеграционного образования, что
сказалось на других направлениях
многостороннего и двустороннего
сотрудничества.

Вместо Общего рынка, открытых
границ и единого таможенного пространства
на пути свободной торговли воздвигнуты
барьеры. Не состоялся Платежный союз,
полная, свободная и взаимная конвертируемость
национальных валют.

Иллюзорными оказались расчеты
на сохранение былой экономической
общности. Увеличивается разрыв между
странами СНГ в социальной сфере.

Сегодня серьезные трудности для
углубления интеграционных процессов
в рамках Содружества возникают из-за
разрыва хозяйственных связей, различий
в содержании и темпах проводимых реформ
в странах СНГ, спада производства,
неустойчивости национальных валют,
хронических неплатежей и преимущественно
бартерного характера взаимной торговли.

Ослабление экономических связей
внутри СНГ ведет к переориентации
внешнеэкономических приоритетов
государств Содружества на рынки третьих
стран, откуда черпается большая часть
инвестиционных ресурсов, финансовой
помощи и товарного импорта.

Существенные различия в
национальном законодательстве, в
национальных хозяйственных механизмах
препятствуют формированию общего
рыночного пространства. Экономические
интересы членов СНГ все чаще расходятся,
обусловливая различные подходы к целям,
формам и методам развертывания
интеграционных процессов.

Все эти факторы в совокупности
создают значительные трудности в
формировании нового международно-правового
образования СНГ, возникшего на руинах
СССР.

Цель курсовой
работы

— осуществить анализ процесса образования
Содружества Независимых Государств и
перспектив развития новой
международно-правовой общности.

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

  • сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
  • декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
  • сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ

В 2008 году после операции «Принуждения к миру» проведенной Россией в отношении Грузии, парламент этой страны постановил выйти из СНГ.  Таким образом с 18 августа 2009 года Грузия перестала быть членом организации.

Украина всегда имевшая особый статус учредителя организации не присоединившегося к уставу окончательно порвала с союзом в 2018 году из-за политических разногласий с Россией.

Остается болезненной и тема урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Карабахская проблема имеет долгую историю и обострилась в постперестроечные годы.

Особую остроту конфронтация приняла в 1991 – 1995 годах, когда с обеих сторон велись настоящие военные действия.

Столкновение закончилась подписанием Бишкекского протокола о перемирии. Ситуация могла привести к недовольству одной из сторон и ультимативному выходу из состава СНГ.

Но к счастью, были приняты грамотные политические решения и оба государства остаются в организации, которая, в том числе, является гарантом сохранения мира в регионе.

Еще одна точка напряженности существует в Молдавии. Это Приднестровский конфликт, который не урегулирован в полной мере до сих пор. Совместные усилия миротворческих сил РФ и Молдавии стабилизируют обстановку в регионе.

Членство в СНГ для Молдавии важно, так как идеологические границы, разделяющие страну, имеют еще и территориальный характер. Сторонники интеграции с Россией, русскоязычное население сосредоточено в Приднестровье и не заинтересовано в романизации

Лишь оставаясь в рамках экономической и политической интеграции со странами бывшего СССР, страна в состоянии обеспечить целостность.

Состав СНГ

В первую очередь, Россия, Беларусь, Казахстан (как организаторы создания СНГ). Затем список расширился – вошли Армения, Молдавия, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Грузия, Киргизия. Содружество Независимых государств (СНГ) было основано в 1991 году почти сразу после распада Советского Союза. Стоит отметить, что данная организация не является надгосударственной и обязательной для всех членов – быть участником можно добровольно. В 1991 году три страны – Беларусь, Россия и Украина – подписали соглашение о создании СНГ. Дело проходило в знаменитой Беловежской пуще, поэтому и название соглашений – Беловежские. Зимой, в декабре 1991 года, в столице Туркмении, Ашхабаде, прошла встреча еще пяти стран — бывших республик СССР. Это Киргизия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан.

Там также было подписано соглашение, но с некоторыми оговорками – так, другие страны должны признать эти пять участников полноправными и равными себе членами организации. И первая встреча стран прошла в Алма-Ате. Правда, там к уже упомянутым государствам присоединились еще Азербайджан, Армения и Молдавия. Совещания вообще периодически проводятся поочередно в столицах стран СНГ. На основе первой встречи члены содружества приняли Алма-Атинскую декларацию, в которой подтверждается обещание бывших республик сотрудничать в различных областях внешней и внутренней политики, а также объявляются гарантии выполнения международных обязательств бывшего Советского Союза.

Взаимодействие стран в рамках СНГ осуществляется через его координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, советы министров иностранных дел, министров обороны, командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, исполнительный комитет (правопреемник Исполнительного секретариата), Межгосударственный экономический комитет экономического союза.

Присутствует еще такой орган, как Совет коллективной безопасности, который принял такие документы, как концепция коллективной безопасности, декларация государств Договора о ней и основные руководящие принципы углубления военного сотрудничества между государствами. В соответствии с этими документами национальные контингенты организованы в три сектора (Западный, Закавказский и Центральноазиатский) и участвуют в совместных учениях в рамках своего сектора.

В ноябре 1995 года три основных члена СНГ: Россия, Казахстан и Беларусь договорились о создании Таможенного союза, который откроет двери единой экономической зоны. Этот союз впоследствии был преобразован в Евро-азиатское экономическое сообщество.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ

Проблемы образования СНГ нашли
отражение во многих монографических
изданиях, брошюрах: «Особенности развития
СНГ на современном этапе» (1995), «Российская
диаспора в странах СНГ и Балтии» (1998),
«Содружество Независимых Государств»
(1999); «Россия и нефть Каспия» (1997), «СНГ.
Концепция» (1998), «Дезинтеграционные и
сепаратистские тенденции в СНГ» (1999),
«Границы России и СНГ» (1999); в сборниках
материалов международных конференций
и круглых столов, книгах и других
изданиях, в том числе в периодической
печати: журналах «Дипломатический
вестник», «Международная жизнь»,
«Народонаселение», «Политические
исследования», «Социологические
исследования», «Федерализм» и др.

Так на страницах
журнала «Народонаселение» обсуждаются
миграционные процессы в странах СНГ,
представляющие для России целый комплекс
проблем правового и социально-экономического
характера1.

Во многих периодических
изданиях, монографиях и книгах нашли
свое отражение различные грани
межнациональных отношений в процессе
образования СНГ, среди которых следует
особо отметить труды К.С.Гаджиева,
А.Г.Здравомыслова и др. 2

Большой вклад в изучение вопросов
образования СНГ внесли также работы
А.В.Мальгина, Л.С.Бляхмана, М.И.Кротова,
В.Б.Мантусова и многих других аналитиков:
журналистов, политологов, социологов,
правоведов.

СНГ создали одновременно с распадом СССР

О том, что происходило в СССР в начале 90-х годов, написаны тысячи книг. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.

Процесс распада СССР был очевиден уже в 1990-м году, и спасти союз предлагалось разными способами. Например, Михаил Горбачев предлагал проект нового Союзного договора, в котором СССР сохранялся бы уже как федерация суверенных республик. Затем был Всесоюзный референдум, на котором жители 9 проголосовавших республик высказались за сохранение СССР, а потом всерьез обсуждался проект «нового СССР» – только вместо «Социалистических» республик его предлагали создать из «Суверенных».

Работа над новым договором была прервана из-за августовского путча, а потом ее возобновили – но в новой версии это был уже Союз Суверенных Государств (ССГ) в форме конфедерации. В ноябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и главы 7 республик объявили о готовности подписать договор о создании ССГ. Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа. Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать.

Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут – обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности.

В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и председатель Верховного совета Республики Беларусь (Станислав Шушкевич), которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась.

Но вместе с тем, стороны договорились создать Содружество Независимых Государств – СНГ. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации – стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т.д.

Говоря проще, сам по себе факт создания СНГ – это констатация факта распада СССР. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу – но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран.

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) представляет собой международное объединение, организованное для регулирования сотрудничества между рядом стран, ставших суверенными после прекращения существования Советского Союза. Участники не обязаны беспрекословно выполнять все решения Содружества. Обязательства перед страной возникают только в случае подписания документов. Межнациональная деятельность организации производится на добровольной основе.

Создание организации СНГ

Образование СНГ датируется 8 декабря 1991 г., когда президенты Российской СФСР, Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение.

Спустя 2 дня оно прошло процедуру ратификации в парламентах этих стран. В это время президенты среднеазиатских государств (Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Туркмении) зафиксировали свое согласие по поводу вхождения в состав СНГ на условиях равноправия всех его участников.

21 декабря была подписана Алма-Атинская декларация, провозглашавшая цели и принципы Содружества Независимых Государств. В 1993 г. в состав объединения вошла Грузия, а в 1994 – Молдавия. В 1993 г. принятием в Минске основного регламента организации – Устава Содружества – завершилось создание СНГ.

Цели организации

Основополагающим принципом организации Содружества является признание абсолютной самостоятельности и независимости его членов.

Целями формирования организации являются:

  • налаживание тесной связи в политической и экономической жизни государств, а также укрепление взаимодействий в гуманитарной и культурной сферах;
  • обеспечение гарантии соблюдения гражданских прав жителей;
  • взаимодействие в области поддержания мира и безопасности в планетарном масштабе,
  • стремление к отказу от вооружения;
  • оказание помощи при нарушении прав человека;
  • мирное разрешение спорных и конфликтных вопросов, возникающих между участниками.

Органы СНГ

Органом высшей инстанции объединения является Совет глав государств. На него возложена ответственность за принятие решений, связанных с деятельностью объединения. Заседания Совета проходят 2 раза в год.

С 2016 г. действует институт Председателя Совета министров иностранных дел.

С 1993 г. постоянно действующим органом Содружества является его Исполнительный комитет в городе Санкт-Петербург на Васильевском острове с отделением в городе Москва.
Кроме того, при Содружестве функционируют Советы:

  • экономический;
  • МИД;
  • министров обороны;
  • министров внутренних дел;
  • объединенных вооруженных сил;
  • командующих пограничными войсками;
  • руководителей органов безопасности и спецслужб.

Страны-участники СНГ создали:

  • Межпарламентскую ассамблею;
  • Антитеррористический Центр;
  • Экономический суд;
  • Статистический комитет;
  • Финансово-банковский совет;
  • Межгосударственный банк;
  • Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества;
  • Межгосударственный экономический комитет.

Военные органы

В рамках Содружества параллельно действуют две коалиционные военные структуры:

  1. Совет министров обороны СНГ, выполняющий при помощи постоянного секретариата и Штаба по координации военного сотрудничества организации функции разработки единого вектора военной политики.
  2. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), располагающая коллективными силами быстрого развертывания.

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

В 2003 г. между Россией, Казахстаном и Республикой Беларусь была создана такая форма межгосударственного объединения, целью которой является более свободный характер внешнеэкономических отношений внутри интеграционного сообщества и осуществление коллективной защиты сторонами интересов друг друга за его пределами.

Для ЕЭП характерны общность инфраструктуры и единая, монетарная, налоговая, валютно-регуляционная, таможенная и торговая политика. Такие меры способствуют беспрепятственному движению товаров, услуг, финансов и рабочей силы. Кропотливая, сопряженная со множеством трудностей, а потому и продолжительная по времени работа над интеграционными соглашениями ЕЭП завершилась лишь в 2012 г., когда началось полномасштабное функционирование этого объединения.

Реакция Комитета СССР по надзору за Конституцией

Беловежские соглашения это один из спорных вопросов отечественной историографии. Однако даже простейшее изучение этого вопроса показывает, что распад Союза и создании СНГ проходил с противоречиями действующей Конституции СССР. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года. Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие:

  • Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа — незаконны.
  • В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР — является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы.
  • Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации (Армения, Грузия и Азербайджан). Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции. Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями.
  • Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями.
  • У СССР есть международные права и обязанности. Кто-то должен взять на себя ответственность по ним.

Экономика

В 1994 году между странами СНГ были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), но соглашение не было подписано. Предлагаемое соглашение о свободной торговле охватывало бы все двенадцать тогдашних членов СНГ и участников договора, за исключением Туркменистана.

В 2009 году было начато новое соглашение о создании ЗСТ, Соглашения о свободной торговле СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь из одиннадцати премьер-министров СНГ; Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. Первоначально договор ратифицировали только Россия, Беларусь и Украина, однако к концу 2012 года Казахстан, Армения и Молдова также завершили ратификацию. В декабре 2013 года Узбекистан подписал, а затем ратифицировал договор, в то время как оставшиеся две подписавшие стороны, Кыргызстан и Таджикистан позже ратифицировали договор в январе 2014 и декабре 2015 года соответственно. Азербайджан — единственное полноправное государство-член СНГ, не участвующее в зоне свободной торговли.

Соглашение о свободной торговле отменяет экспортные и импортные пошлины на некоторые товары, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут отменены. На том же заседании в октябре 2011 года было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в СНГ.

Коррупция и бюрократия — серьезные проблемы для торговли в странах СНГ.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил членам СНГ заняться цифровизацией для модернизации экономики стран СНГ.

Единое экономическое пространство

После обсуждения создания единого экономического пространства между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) России, Украины , Белоруссии и Казахстана , принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена ​​после встречи в Подмосковье. Ново-Огарево, 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет подчиняться правительствам четырех стран. . Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте.

22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако большинство считает, что победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года, что «вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня невозможно, поскольку экономические принципы и законы ВТО не позволяют этого, мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». . Украина является членом ВТО с 2008 года.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России таким образом был создан в 2010 году единого рынка было предусмотрено в 2012 году, но вместо того, чтобы таможенный союз был переименован в Евразийский Таможенный союз и расширена за счет включения Армении и Кыргызстана в 2015 году.

Экономические данные

Данные взяты из  Статистического управления ООН и Всемирного банка .
Страна Население (2018) ВВП (долл. США) Рост ВВП (2012 г.) ВВП на душу населения Индекс человеческого развития (2017)
2007 г. 2012 г. 2007 г. 2012 г.
Беларусь 9 452 617 45 275 738 770 65 685 000 000 4,3% 4 656 6 940 0,808
Казахстан 18 319 618 104 849 915 344 196 642 000 000 5,2% 6 805 11 700 0,800
Кыргызстан 6 304 030 3 802 570 572 6,197,000,000 0,8% 711 1,100 0,664
Россия 145 734 038 1 294 381 844 081 2 022 000 000 000 3,4% 9 119 14 240 0,816
Таджикистан 9 100 835 3 695 939 000 7 263 000 000 2,1% 526 960 0,650
Узбекистан 32 476 244 22 355 214 805 63 622 000 000 4,1% 831 2137 0,710
Азербайджан 9 949 537 33 049 426 816 71 043 000 000 3,8% 3 829 7 500 0,757
Молдова 4 051 944 4 401 137 824 7 589 000 000 4,4% 1,200 2100 0,700
Армения 2 951 745 9 204 496 419 10 551 000 000 2,1% 2,996 3500 0,755

↑ Функционирование

Страны СНГ за всё время существования организации реализовали ряд общих проектов. Так, существенным событием стало образование Зоны свободной торговли, заменившее сразу две сотни документов, регулировавших торговые отношения между странами СНГ. Участницы Содружества осуществляют совместное командование своими вооружёнными силами, регулируют свои ядерные программы, миграционную политику и т. д.

Однако СНГ не является каким-либо государственным образованием, даже конфедерацией: у каждой страны собственное законодательство, своя валюта, экономические приоритеты (по крайней мере формально). Помимо полноправных участниц, статусом наблюдателей в СНГ являются Монголия и Афганистан. Первая имеет со странами бывшего СССР особо тесные связи – её неофициально называли «шестнадцатой советской республикой».

Вторая – глубоко отставшая во всех сферах страна с полуфеодальными порядками, но имевшая неудачную попытку строительства социализма и присоединения к восточному блоку. Также в состав СНГ пожелали войти страны бывшей Югославии, однако эти заявления пока что не были претворены в жизнь.

ВЫВОДЫ

Несмотря на трудности, переживаемые
в настоящее время странами СНГ, можно
предположить, что интеграционные
процессы в Содружестве имеют перспективы
развития. Предпосылкой этому может
служить то, что у стран Содружества
имеются общие экономические и исторические
традиции, сложившаяся хозяйственная
кооперация, взаимодополняемые природные
и другие ресурсы, общие задачи и
перспективы в формировании и
совершенствовании рыночных структур
и механизмов, демократических институтов,
межгосударственных отношений. Здесь
имеются развитые и взаимосвязанные
культурные связи, образование и наука,
межэтнические отношения и многие другие
факторы, определяющие и развивающие
объединительную тенденцию в СНГ.

Главная угроза безопасности СНГ
исходит, на наш взгляд, от приверженцев
ваххабизма, культивирующих так называемый
«исламский фактор». Угрозу религиозного
экстремизма нельзя недооценивать. В
немалой степени именно религиозный
экстремизм является главным катализатором
антироссийских настроений в
центральноазиатских странах-участницах
СНГ. Международный терроризм в современном
его виде и ваххабизм — это звенья одной
цепи, которой весьма влиятельные силы
стремятся опутать страны СНГ, разжечь
в этих государствах национальную вражду
и нетерпимость к представителям других
конфессий. Учитывая низкий уровень
социально-экономического развития
многих стран СНГ, экстремистские сценарии
успешно воплощаются умелыми, щедро
финансируемыми «режиссерами».

Сложная обстановка на пространстве
СНГ обусловлена не в последнюю очередь
отсутствием внятных теоретических и
идеологических основ государственной
политики вообще, внешней, федеративной,
национальной, информационной и военной,
в частности, что повлекло разнобой в
оценках и практических действиях.