27 января 1944 года

Оглавление

Спасение Ленинграда

Несмотря на многочисленные попытки разорвать кольцо блокады, успеха на этом направлении советскому командованию удалось добиться только на фоне Сталинградской битвы, когда нацисты вынуждены были забрать из-под Ленинграда часть войск. В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса.

Также по теме

«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

27 января будет отмечаться 76-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали…

Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа.

Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль.

  • Блокадный Ленинград. Моряки Балтийского флота беседуют с девочкой Люсей. Её и других детей вывозят из блокадного города. Девочка осталась сиротой — её родители умерли от голода
  • РИА Новости

«После потери украинского промышленного района Ленинград был очень и очень важен, чтобы удерживать фронт поставками оружия и боеприпасов. И конечно же, потеря Ленинграда, высвободив огромные нацистские силы, резко бы усугубила положение на советско-германском фронте, и в том числе положение Москвы», — заявил эксперт.

Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.

  • Ликующий Ленинград. Блокада снята

«Надо отдать должное мужеству защитников Ленинграда, которые до последнего держались, не сломались и проявили высокие примеры преданности долгу. Мы знаем о пекаре, который умер от голода на своём рабочем месте, о сотрудниках НИИ растениеводства, которые умирали, но сохранили семенной фонд. То, как выстояли ленинградцы, — это высокий и яркий пример мужества, воли к борьбе и патриотизма», — резюмировал Дмитрий Суржик.

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

Популярное

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

4268

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

1917

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

1416

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

1410

«Мир пошёл под нож?

1294

Что видят осознанные: В.Багдасарян, Д.Перетолчин, С.Грошев, В.Ефимов, Нестор, Е.Именитов М.Ковальчук

1263

COVID-19 и Вакцинация — что это?

1176

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

1146

Наша колея в Афганистане

1102

Надо ли жалеть Авериных?

1087

Алгоритмика мышления. Цитатно-догматическое богословие как формирующий фактор ошибок

1027

Почему столицу переносят в Сибирь?

991

Страна обломовых

928

За кем придут из министерства правды?

919

Как мы до такого докатились

915

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

901

Бегущие янки и демократия у нас

888

МЁД, или как капитализм ест сам себя.

872

Сир, вы будете принимать ликование России ?

846

Кто внушает русофобию Европе. Пламен Пасков

810

Зазнобинские чтения 2-5 сентября 2021

792

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

777

Голодная зима

Немцам удалось блокировать Ленинград на 79-й день войны, после захвата Шлиссельбурга. В тот же день захватчики маршировали по ленинградским пригородам. Пройти дальше им не удалось — ни первой фронтовой осенью, ни позже. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались более 2,8 млн человек.

Блокада_2

Противотанковые ежи, надолбы и баррикады перекрывали все въезды в город. Октябрь 1941 года

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Трудно отрешиться от горечи при мысли о том, что тогда, первой фронтовой зимой, страна не сумела вырвать «город над вольной Невой» из тисков окружения, не сумела спасти тысячи ленинградцев, которых унес голод. В детстве, узнав в самых общих чертах о трагедии Ленинграда, я мечтал о машине времени и о волшебной палочке, чтобы помочь нашим дедам разомкнуть кольцо блокады и доставить в город продовольствие… Но «переиграть» историю невозможно.

Ошибки первых недель войны обходились дорого. Для Ленинграда — особенно. Город оказался не готов к осаде. Острая нехватка продовольствия и топлива ощущалась уже в начале осени. При этом городским властям не удалось провести масштабную эвакуацию — даже детей, инвалидов и стариков.

Блокада_3

Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте в дни блокады

Фото: РИА Новости/Борис Кудояров

С 20 ноября по 25 декабря 1941 года ленинградцы получали самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке (это примерно треть жителей города) и 125 г служащим, иждивенцам и детям… Работавшие в горячих цехах получали 375 г. И это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью. С 25 декабря нормы стали возрастать: помогала Дорога жизни. Но в рано ударившие холода еще труднее было найти дополнительное пропитание… Каждый ленинградец жил на волосок от голодной смерти.

Самые черные дни Ленинграда — это ранняя зима 1941–1942-го, первая блокадная зима. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Среди них — и погибшие при бомбежках, и жертвы болезней, но 9 из 10 унёс голод.

Передают атмосферу тех черных месяцев стихи Анны Ахматовой:

Блокада_5

Мирное население на строительстве оборонительных сооружений

Фото: РИА Новости/Григорий Чертов

22 ноября началось движение «полуторок» по специально проложенной через Ладожское озеро ледовой дороге. Страна не могла прорвать окружение в первую блокадную зиму, но военным, морякам, ленинградцам удалось в условиях блокады провести по Дороге жизни, по дну Ладожского озера три магистрали: телефонный кабель, трубопровод и линии электропередач. Блокадный город получил связь с Большой землей, получил топливо и электричество. Без этих подводных артерий город ждала верная гибель.

В записках академика Дмитрия Лихачева есть, на первый взгляд, парадоксальная мысль: «Только умирающий от голода живет настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование». И то, и другое — и самопожертвование, и подлость — он видел в дни блокады. Но победило все-таки самопожертвование. Голод расчеловечивает, корежит психику. Но ленинградцам и в этих тисках удалось сохранить человеческий облик.

Дорога Жизни

Настоящим “пульсом” блокадного города стала Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.

Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.

На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули. Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. “На вахту” заступили баржи. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады.

Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей. Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов.

К счастью, им это не удалось, а на берегах Ладожского озера сегодня стоит монумент “Дорога Жизни”, а также открыт музей блокады Ленинграда, в котором собрано множество документальных свидетельств тех страшных дней.

Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду. Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн.

Система обороны

Вермахт вместе с союзниками наступал на Ленинград с двух направлений. На юге действовали немецкие войска, на севере — финские. Наиболее тяжёлый удар неприятеля пришёлся по Прибалтийскому военному округу. Сопротивление частей Красной армии в Литве, Латвии и Эстонии было быстро сломлено.

  • Немецкие сапёры занимаются оборудованием противопехотных заграждений из колючей проволоки под Ленинградом

Боевые действия на Ленинградском направлении начались 10 июля 1941 года. Наступление противника сдерживали артиллерия Балтийского флота и постоянные контрудары сухопутных частей. В небе на подступах к Ленинграду шли ожесточённые воздушные бои. Одновременно советская армия строила оборонительные сооружения длиной около 900 км.

«Вокруг Ленинграда система обороны включала несколько поясов. На ближних подступах к городу с юго-запада и юга строился Красногвардейский укрепрайон. Оборонительные сооружения с узлами сопротивления создавались и по линии Петергоф (Петродворец) — Пулково», — говорится в материалах Научно-исследовательского института военной истории Академии Генштаба ВС РФ.

Датой начала блокады принято считать 8 сентября 1941 года. В этот день немцы захватили Шлиссельбург, находившийся на берегах Невы и Ладожского озера. В кольце оказались 8-я, 23-я, 42-я и 55-я армии и почти все части Балтийского флота.

Руководить обороной Ленинграда председатель Государственного комитета обороны (ГКО) Иосиф Сталин отправил будущего маршала Георгия Жукова. По его воспоминаниям, советский лидер оценивал положение города как «катастрофическое». 

Советские войска под натиском группы армий «Север» продолжали отступать. 

Также по теме


«Отдали жизнь 600 тысяч солдат и офицеров»: что говорится в рассекреченном рапорте маршала Жукова об освобождении Польши

В Москве вниманию общественности представлен рассекреченный рапорт командующего войсками 1-го Белорусского фронта маршала Георгия…

Остановить активное наступление врага удалось в середине ноября 1941 года. Однако Красная армия и местные жители столкнулись с серьёзной нехваткой продовольствия. Проблема голода приобрела первостепенный характер. Согласно норме, установленной 20 ноября 1941 года, дети получали по 125 граммов хлеба, работники предприятий — 250. Ситуацию ухудшала чрезвычайно холодная зима.

В феврале 1942 года хлебная норма значительно увеличилась. Детям полагалось 300 граммов, рабочим — 500. Из документов Нюрнбергского процесса следует, что за время блокады от истощения и болезней умерли более 630 тыс. ленинградцев.

С остальной территорией СССР Ленинградскую область связывало только Ладожское озеро, по которому в годы блокады проходила Дорога жизни. Однако навигации в тёплое время года препятствовали постоянные штормы и нехватка транспортных судов. Зимой продовольствие доставлялось по льду грузовиками. Но при толщине льда 25—30 см по Ладожскому озеру за сутки можно было перевезти не более 1,5—2 тыс. т грузов.

  • Регулировщик на Дороге жизни через Ладожское озеро
  • РИА Новости

Конвои для блокадников почти беспрерывно обстреливались люфтваффе. На прикрытие Дороги жизни командование РККА бросило несколько истребительных полков и соединений зенитных войск. Также была улучшена работа по эвакуации ленинградцев.

Почему так долго длилась блокада Ленинграда

На подступах к Ленинграду фашистская армия пыталась занять Пулковские высоты. Эти холмы расположены к югу от Ленинграда и должны были стать точкой для обстрела из артиллерии всего города с целью его полного уничтожения. Но яростное сопротивление советской армии не позволило фашистам занять эту выгодную точку.

Героические действия советской обороны под Ленинградом (в Южном Приладожье) лишили фашистские войска значительной части боеприпасов, танков и солдат. Им пришлось срочно укреплять другие фронта. Часть войск из-под Ленинграда была перекинута на другие позиции. Дальнейшее наступление на город было прекращено.

Фашистские войска сфокусировались на фронтах южнее Ленинграда, а сам город был окружён и каждодневно подвергался мощнейшим артиллерийским обстрелам и бомбежке.

По плану Гитлера, следовало уничтожить город и всех его жителей. Это должно было лишить советскую армию военных заводов и подорвать геройский дух.

Несмотря на отсутствие электричества, нехватку продовольствия, жесточайший голод и холод, город продолжал функционировать и сопротивляться захватчикам. Заводы работали, люди устанавливали баррикады и препятствия для танков.

Осаждённый Ленинград героически продолжал производить боеприпасы для советской армии, ремонтировал технику и оружие для солдат.

Были сформированы народные ополчения — то есть группы жителей города. Они сооружали огневые точки для ответного обстрела, укрепляли оборону.

Работали и театры: без электричества, в мороз, иной раз при бомбёжках. В блокадном Ленинграде был снят легендарный фильм режиссёра Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка» о судьбах двух детей 7 и 5 лет (уже после прорыва блокады некоторые сцены снимались в центре города). В осаждённом городе жила и творила поэтесса Ольга Бергольц.

Наперекор планам фашистов, город не только не умер, он — жил. Жил и яростно сопротивлялся.

Попытки прорыва блокады

При всех ошибках, просчетах, волюнтаристских решениях советское командование принимало максимум мер для скорейшего прорыва блокады Ленинграда. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая – в сентябре 1941 г.; вторая – в октябре 1941 г.; третья – в начале 1942 г., в ходе общего контрнаступления, которое лишь частично достигло своих целей; четвертая – в августе–сентябре 1942 г. Блокада Ленинграда тогда не была прорвана, но советские жертвы в наступательных операциях этого периода не были напрасными. Летом-осенью 1942 г. противнику не удалось перебросить из-под Ленинграда какие-либо крупные резервы на южный фланг Восточного фронта. Более того, Гитлер направил для взятия города управление и войска 11-й армии Манштейна, которые в ином случае можно было использовать на Кавказе и под Сталинградом. Синявинская операция 1942 года Ленинградского и Волховского фронтов опередила немецкий удар. Предназначенные для наступления дивизии Манштейна были вынуждены сходу вступать в оборонительные бои против атакующих советских частей.

Паёк ленинградца

Хлеб стал главной ценностью. Стояли за пайком по несколько часов.

Пекли хлеб не из одной муки. Ее было слишком мало. Специалистам пищевой промышленности была поставлена задача придумать, что можно добавить в тесто, чтобы энергетическая ценность пищи сохранилась. Добавлялся хлопковый жмых, который обнаружили в ленинградском порту. В муку примешивали также мучную пыль, которой обросли стены мельниц, и пыль, вытрясенную из мешков, где раньше была мука. Ячменные и ржаные отруби тоже шли в хлебопечение. Еще использовали проросшее зерно, найденное на баржах, которые были затоплены в Ладожском озере.

Дрожжи, которые были в городе, стали основой для дрожжевых супов: они тоже входили в паек. Мездра шкурок молодых телят стала сырьем для студня, с очень неприятным ароматом.

На второе сентября 1941-го рабочие горячих цехов получали 800 граммов так называемого хлеба, инженерно-технические специалисты и другие рабочие – 600. Служащие, иждивенцы и дети – 300-400 граммов.

С 1 октября паек был уменьшен вдвое. Тем, кто работал на заводах, выдавали 400 граммов «хлеба». Дети, служащие и иждивенцы получали по 200. Карточки были не у всех: те, кому не удалось их получить по каким-то причинам, просто умирали.

13 ноября еды стало еще меньше. Работающие получали 300 граммов хлеба в день, другие – только 150. Спустя неделю нормы снизились снова: 250 и 125.

В это время пришло подтверждение, что по льду Ладожского озера можно возить продовольствие на машинах. Но оттепель нарушила планы. С конца ноября до середины декабря пища в город не поступала, пока на Ладоге не установится прочный лед. С двадцать пятого декабря нормы начали повышаться. Те, кто работал, стали получать по 250 граммов, остальные – по 200. Дальше паек увеличивался, но сотни тысяч ленинградцев уже погибли.

В начале 1942 года нормы выдачи хлеба населению стали постепенно повышаться, но многие люди продолжали умирать от последствий голода — прежде всего от дистрофии. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. человек, в январе 1942 года — более 100 тыс. человек.

Этот голод сегодня относят к самым страшным гуманитарным катастрофам двадцатого века.

Операция «Искра»

Прорыв блокады произошёл только в январе 1943 года в ходе операции «Искра» Ленинградского (командующий генерал‑полковник Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. К. Жуков. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз.

Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города.

«Вы, живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы».

Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке»

Ленинград был окончательно освобождён от блокады 27 января 1944 года.

«Рыдают люди, и поют, и лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе — САЛЮТ! Сегодня ленинградцы плачут…»

Ю. Воронов

Исторические предпосылки и положение города

Заложенный как новая столица, Санкт-Петербург играл эту роль вплоть до конца существования Российской Империи. Несмотря на близость к границе, войны обходили его стороной. Революции, смена государственного строя, возврат центра управления страной в Москву отразились в переименованиях города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но сохранился его статус важнейшего политического, промышленного, научного, культурного и транспортного центра.

К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения.

Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг., несмотря на трудности первоначального этапа, СССР добился требуемого переноса границы, притом на более значительное расстояние.

«Финская война» оказала заметное влияние на жизнь Ленинграда и его население, которое первым в Советском Союзе ощутило на себе все превратности статуса «прифронтового города». Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия (светомаскировка, передача части школ под военные госпитали) сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне.

https://youtube.com/watch?v=Q7w-UiL6Vq8

В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий (7-й, 14-й и 23-й). Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. В Ленинграде также размещалось командование Краснознаменного Балтийского флота (самого многочисленного в ВМФ СССР). Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны.

Прорыв блокады

12 января после двухчасовой артподготовки советские войска в составе 67-й армии (Ленинградский фронт) и 2-й ударной армии (Волховской фронт) начали наступать и к концу дня сократили расстояние друг между другом на 3 километра с восточной и западной стороны. Несмотря на яростное вражеское сопротивление, к концу следующего дня между войсками оставался участок 5−6 км, который 14 января сократился до 2 км.

Гитлеровские войска всеми силами пытались удержаться в Рабочих посёлках № 1 и 5 и опорных пунктах на флангах прорыва, спешно переправляя свои резервные части. Часть германской группировки с северной стороны поселков несколько раз совершала безуспешные попытки прорыва через узкий участок на юг к своим основным силам.

Всего 17 дней понадобилось советским войскам для прокладки автомобильной и железной дороги. Дальнейшие попытки армии атаковать в направлении юга не удавались. Враг постоянно пополнял район Синявина свежими силами: за 11 дней он усилился пятью дивизиями и большим количеством артиллерии. Чтобы не допустить повторный выход фашистов к Ладоге, 67-я и 2-я армии заняли оборону. К моменту прорыва блокады Ленинграда в нем оставалось порядка 800 тысяч жителей. Их значительная часть на протяжении 1943 года была вывезена в тыл.

На пищевых комбинатах постепенно стала выпускаться продукция довоенного времени. Достоверным является факт, что в 1943 году Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской выпустила около трёх тонн конфет «Мишка на Севере».

Когда советские войска отвоевали территории возле Шлиссельбурга, враг продолжил основательно укреплять рубежи на южных окраинах Ленинграда. Немецкие линии обороны на Ораниенбаумском плацдарме протянулись до 20 километров в глубину.

Подвиг Ленинграда

Город не позволял финнам и немцам действовать безнаказанно и наносил ощутимые удары по врагам. В 1941-1942 годах тяжелые бои происходили на так называемом «Невском пятачке» — узком участке земли на левобережье Невы шириной два-четыре километра. Этот плацдарм советская армия хотела использовать для снятия блокады Ленинграда, и его удавалось удерживать на протяжении примерно четырехсот дней. В одно время крохотная полоска земли являлась чуть ли не единственной надеждой на спасение. Впоследствии «Невский пятачок» стал символов героизма советских бойцов, отстоявших город. Бои за него, по некоторым данным, унесли жизни пятидесяти тысяч воинов.

В январе 1942-го наше командование снова осуществило попытку снятия блокады Ленинграда и разрыва кольца фашистских войск вокруг города. В ходе Любаньской операции у второй ударной армии получилось прорвать оборону, однако не хватило сил, чтобы развить успех. Весной армию окружили и после тяжелых боев практически полностью пленили либо уничтожили.

При этом германское командование понимало, что не сможет взять Северную столицу весной-летом 1942 года. Немцы разработали операцию «Айсштосс» для уничтожения ударами артиллерии и авиации кораблей Балтийского флота, стоящих на Неве. Однако советские зенитчики сорвали ее.

В августе-сентябре очередное сражение завязалось на участке блокадного кольца, примыкающем к Ладоге. Наши войска попытались прорвать сильную немецкую оборону, но безуспешно. Зато благодаря этой атаке сорвалось намеченное наступление гитлеровцев с форсированием Невы.

Противодействие вражеской артиллерии постоянно совершенствовалось. Ленинградский военсовет организовал контрбатарейную борьбу, вследствие чего интенсивность обстрелов города значительно снизилась. В 1943 году число упавших на Северную столицу артиллерийских снарядов уменьшилось приблизительно в семь раз.

Самопожертвование жителей Ленинграда помогло им не только отстоять любимый город, но и указало всему миру на то, где находится предел возможностей фашистов.

Итоги, потери и значение

Блокада Ленинграда примечательна тем, что суровые тяготы войны, огромные жертвы и потери коснулись не только военнослужащих, но и простых граждан. Огромный город в течение двух с половиной лет подряд в практически полном вражеском окружении смог не только сражаться, но и продолжить работу своих предприятий, сохранять саму возможность проживания множеству людей.

Блокада нанесла «городу Ленина» очень чувствительные потери. Даже их определение заняло несколько лет. Самые массовые жертвы составили умершие от голода, их число оценивается в 620 тысяч человек, причем большинство этих смертей приходится на первую блокадную зиму. Немецкие артобстрелы и воздушные налеты привели к гибели примерно 17 тысяч ленинградцев из числа гражданского населения.

Потери советских войск в Ленинградской битве в целом составили около 330 тысяч только убитыми. Основная часть из них приходится на неудачные операции по прорыву блокады. Кроме того, эти прорывы, заканчиваясь попаданием атакующих советских частей в окружение, обернулись для 110 тысяч солдат и офицеров статусом «пропавших без вести».

Но понесенные жертвы оказались не напрасными. Упорная оборона советских войск под Ленинградом в 1941-1942 годах позволила сковать на этом направлении крупную немецкую группировку, исключив возможность ее использования на других участках советско-германского фронта. Кроме того, Ленинград удалось сохранить в качестве одного из основных оборонно-промышленных и научных центров страны и главной базы Балтийского флота. На протяжении всей войны вклад «города на Неве» в общую победу над фашизмом не прерывался и имел огромное значение.

Снятие блокады Ленинграда – кратко об итогах события

То, что Ленинград так и не был сдан врагу, имело огромное значение – как в военно-стратегическом, так и в политическом, и в моральном отношении. Гитлеровское командование было вынуждено держать в этом северо-западном регионе огромные силы и стратегические резервы.

Если бы Северная столица Союза ССР пала в первые два года войны, то значительная часть группировки «Север» немцы развернули бы в южных направлениях. Этот атакующий удар по центральным районам Союза вполне мог бы стать роковым: Москву, с большой степенью вероятности, удержать бы не удалось, и вся война развивалась бы совсем по иному сценарию.

 Радость солдат и жителей города на Неве

Поэтому бескомпромиссная стойкость города на Неве внесла огромный вклад в общую Победу, и когда сняли блокаду Ленинграда, это стало поистине всенародным праздником.

Когда была снята блокада Ленинграда, все люди хорошо представляли, какой дорогой ценой досталась эта победа. 

Точное количество жертв блокады подсчитать невозможно, так как перед её началом часть жителей покинула город. С другой стороны, в него и прибыли многие беженцы из других регионов. 

По современным оценкам, от голода, авианалётов и артобстрелов погибло, от 640 тыс. до 1 млн мирных жителей. Особенно смертоносной была лютая зима 1941-1942 гг. С другой стороны, уже в эти два года по Дороге жизни на Ладоге и самолётами из осаждённого города смогли эвакуировать 1,7 млн человек. И промышленные предприятия Ленинграда не останавливались, продолжая давать продукцию для фронта.

Жертвы были отнюдь не напрасными, а победа – невероятно важной. Поэтому полное снятие блокады Ленинграда, дата 27.01.1944, и стало одним из главных Дней воинской славы