Краткое содержание повести «шемякин суд»

Оглавление

“Шемякин суд” – краткое содержание повести

«Шемякин суд», краткое содержание которого приведено ниже, поможет школьникам подготовиться к уроку. Учителя начальных классов всегда наказывают своим ученикам завести читательский дневник, в котором школьники должны будут записывать пересказ и главные мысли прочитанных ими произведений.

Но большинство детей не совсем понимают, что от них требуется, да и осилить целое произведение или даже несколько им часто не по силам, а родители загружены работой и им некогда читать книги со своими детьми. Чтение краткого пересказа отнимет у вас всего лишь несколько минут.

Автором этого сказочно-сатирического текста является сам русский народ. Из некоторых источников становится ясно, что данное произведение было написано в еще в XVII веке и повествует оно о несправедливости и корысти раннего правосудия.

Главные герои повести

Всего в произведении не так много героев: бедный брат, его брат-богач, боярин – человек, пострадавший от бедного брата (третий истец), поп и судья по имени Шемяк.

Бедный брат немного труслив, но в то же время он является очень невезучим и одновременно удачливым человеком. Можно сказать, что он поймал удачу за хвост.

Его брат-богач и боярин скорее всего нейтральные герои, которые просто не любят проблем и им проще от них откупиться, чем вступать в разборки.

Судья – очень алчный человек, который готов присудить что угодно, лишь бы извлечь из этого выгоду.

Краткое содержание повести «Шемякин суд»

Пересказать эту историю можно буквально парой строк. Итак, бедному брату были нужны дрова, но коня у него не было. Тогда он решил одолжить его у богатого. Тот дал лошадь бедному своему брату, но в лесу его настигло невезение – у коня оторвался хвост.

Богатый брат подает на него в суд. После чего бедный падает с моста на отца боярина, вследствие чего тот погибает. Боярин тоже подает на бедняка в суд.

И вот, идут в суд три человека. Бедный вспоминает одну поговорку, которая гласит, что бедного все равно засудят. И тут он решает взять с собой камень, чтобы, если что, убить судью.

Суд идет, а бедный тихонько показывает судье мешок с камнем. Тот думает, что в мешке золото и решает дело в пользу бедняка. Он присуждает ему держать коня у себя, пока у того не отрастет новый хвост. Но брат решает, что конь ему нужен сейчас и выкупает его у бедняка.

Боярину же судья говорит, чтоб тот раздавил на коне бедняка, как тот раздавил его отца. Но боярин не любитель насилия и тоже решает откупиться деньгами.

Так наш бедняк еще и денег заработал. В конце произведения судья подходит к нему и просит, чтоб тот отдал ему мешок. На что наш бедный брат ему сказал, что хотел его убить, но судья не расстроился, а даже обрадовался, что жив остался.

Анализ произведения

Можно сказать, что значение у этого произведения весьма двоякое. С одной стороны автор просто высмеивает героев, которым пришлось еще и заплатить за свое несчастье. А с другой стороны, его смысл заключается в том, чтобы показать всю несправедливость не только ситуации, но и этого мира.

По ходу чтения можно уловить основной конфликт этого произведения – это столкновение между справедливостью и алчностью. С одной стороны судья выбрал не такое уж и плохое наказание, но с другой, если бы бедняк не показывал ему мешок, наказание не было бы таким мягким. К тому же наверняка судья знал, что богатому дорога его лошадь, а боярин милосерден и не станет топтать на лошади человека.

На самом деле эта история достаточно иронична, ведь именно она показывает, что дуракам всегда везет. По сути здесь все остались в дураках. Это может значить только одно.

В то время народ хотел высмеять суд, так как большинство его решений были не только куплены и несправедливы, но иногда даже абсолютно абсурдны и донельзя смешны. В большинстве своем суд просто-напросто закрывал глаза на правду и оставлял в дураках добропорядочных граждан.

«Шемякин суд» очень краткое содержание полного сюжета

Был у одного богатого крестьянина брат — бедняк. Богатый постоянно снабжал братца своего, но тот всё равно оставался в нужде.

Однажды бедняк попросил у богатого лошадь. Надо было ему дров навозить. Богатый нехотя одолжил ему лошадь на время. А вот хомут по просьбе бедного богач давать не захотел.

Так и быть, бедный вместо хомута дровни к хвосту лошадиному привязал.

А когда заезжать во двор стал, дровни за подворотню зацепились, хвост лошадиный и отвалился начисто.

Пришлось назад лошадь отдавать без хвоста. Да не взял её хозяин в таком вот бесхвостом виде обратно. Задумал судье пожаловаться за убыток такой.

Судьёй был там Шемяка.

Зная, что всё равно в суд вызовут, решил бедняк сам туда пойти по собственной воле.

По дороге они заночевали у одного знакомого попа. Сели поп с богатым ужинать, а бедняка звать не стали. Тот места себе не находил. Вертелся-вертелся на полатях, да вниз шмякнулся. И угодил прямо на младенца. Тот сразу и помер.

Поп тоже пошёл в суд жаловаться на бедняка.

Идут они все по мосту. А внизу человек отца своего в баню везёт. А бедный того не видел, да и решил оккурат в ентом месте самоубийство над собой свершить. Потому как вину за собой чувствовал за лошадь, да за мальца задавленного. Всё равно бы не оправдали.

Сбросился он с моста, да прямо на старика того немощного и угодил. И тоже погубил его. Словили бедного, да к судье привели. А он всё думу думал, что бы такое судье взяткой предложить.

Завернул в платок камень и предстал перед судьёй.

Богатый брат выложил всю свою претензию судье Шемяке на бедного своего брата. Судья дал слово бедному.

Бедняк показал камень в платке судье. А тот не знал, что в платке камень. Думал, что такая сумма там крупная. И выдал решение, чтобы лошадь оставалась у бедного, пока у неё хвост не отрастёт.

Потом со своей жалобой на бедняка поп выступил. Бедный опять камнем перед судьёй помаячил.

Судья и тут решение, угодное бедняку, выдал. Поп должен отдать бедному свою попадью, чтобы она с бедным жила, пока нового ребёнка не получила от него.

И, наконец, последний истец начал рассказывать, что ему сделал бедняк, и за что он на него в суд подаёт. Шемяка и тут, глядя на потрясывания завёрнутого камня в руках у бедняка, вынес выгодное для него решение.

Теперь он велел сыну отомстить таким же образом. Т.е. он тоже должен убить бедняка, бросившись с моста прямо на него.

После окончания судебного заседания богатый уже и сам захотел вернуть свою животинку, да только бедный теперь уж, ссылаясь на судебное решение, стал цену загибать.

Пришлось богачу за свою же лошадь бедняку пятак отдавать, чтобы вернуть её себе, пусть даже и бесхвостую.

Бедный начал попадью требовать. Решение суда, дескать, таково было.

А попу жену-то жалко отдавать стало. Заплатил за неё 10 рублей, выкупил жёнушку у бедного.

Бедный пошёл к третьему истцу, чтобы и тот решение суда выполнил. Но тот хорошо всё обдумал, да и отказался от мести. Пошёл на мировую и тоже заплатил ему, чтобы не требовал с моста на него кидаться. А вдруг да промахнётся. Самому же тяжко и будет.

Судья же отправил к бедняку своего человека за тремя свёртками, которыми бедняк каждый раз на суде потрясывал.

Бедняк вынул камень. Шемяка удивился экому диву.

— Что за камень такой?

А бедняк ответил, что это он так грозил, если б решение не в его пользу было бы вынесено, то получил бы Шемяка этим камнем.

Судья обрадовался, что правильное решение в пользу бедняка каждый раз выносил. Да и бедный обрадовался, довольный домой отправился.

Кратко об истории создания произведения «Шемякин суд»

“Шемякин суд” – древнерусская повесть, в которой рассказывается о нерадивом судье Шемяке, прообразом которого, по некоторым данным, являлся Великий Московский князь Дмитрий Шемяка. Название повести со временем стало крылатой фразой, обозначающей несправедливые или предвзятые суждения.

Оригинал повести был написан на древнерусском языке и со временем много раз переводился. Ныне существуют различные вариации – от прозаических произведений до тех, что написаны в стихотворной форме.

Повесть предположительно происходит от польских народов. Сюжет произведения именуется “бродячим” и по-разному интерпретировался в древней и средневековой литературе Востока и Запада. Ранее повесть входила в состав лубочных изданий, а позднее перешла в фольклор.

Анализ произведения Шемякин суд

«Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий тех времен. В таких произведениях главными героями выступают простые люди без наград и призваний, со своим горем и проблемами. «Повесть о Шемякином суде» считается лучшим произведением данного жанра.

Главная проблема в повести – нечестный, несправедливый и подкупной суд. «Повесть…» осуждает лицемерие, ханжество, прогнившую систему суда и продажных судей, выносящих лживые приговоры.

Сюжет завязывается на истории бедняка-крестьянина и нелепых (однако, также, печальных) происшествиях, случившихся с ним. Убогий приходит просить у своего богатого брата лошадь с хомутом. Богатый, возмущаясь, даёт ему лошадь, но, услышав про хомут, начинает поносить бедняка за убожество. Крестьянин же, из-за несчастного случая, вскоре приводит лошадь без хвоста. Разъяренный богатый брат идет в город бить челом на убогого Шемяке-судье. Виновник плетется за ним.

Братья останавливаются в селе у попа. Богатый пирует вместе с попом, а убогого не зовут. Тот смотрит с полатей на набитый едой стол и, заглядевшись, нечаянно зашибает младенца, сына попа. В итоге и поп, и богатый брат едут бить челом к судье на бедняка.

Главный герой понимает, что проиграет суд, и решает покончить с жизнью. Он бросается с моста и падает на старика, убив его. Сын погибшего старика присоединяется к попу и богатому брату и идет судиться с бедняком.

Обвиняемый, не зная, что делать, заворачивает в платок камень. Во время судебных процессов он достает его из шляпы, кланяясь, показывает судье. Шемяка-судья, подумав, что это взятка, оправдывает все три дела в пользу крестьянина. Шемяка предлагает богатому брату, попу и сыну невыгодные решения и потерпевшие, поняв это, решают откупиться от бедняка деньгами.

После завершения судебных процессов судья посылает к убогому своего человека забрать, как ему кажется, «взятку», но убогий показывает камень. Главный герой объясняет, что если бы Шемяка не оправдал его, то он забил бы судью этим камнем.

Шемяка, узнав об этом, счастливо говорит, что правильно посудил.

Радостный бедняк с деньгами возвращается домой…

«Повесть о Шемякином суде» показывает комичные ситуации, но оставляет после прочтения грустную горечь. Бедный крестьянин, если подумать, ни в чем не виноват, но от этого виноватым не становится и богатый брат, чье негодование оправдано из-за покалеченной лошади; и поп, который лишился сына из-за несчастного случая; и городской житель, страдающий по своему погибшему отцу из-за бедняка. Они все не являются виновными, а приговоры, вынесенные судьей, не несут справедливости по отношению к ним. Прогнившая система суда не осуществляет правосудие, не радеет за истинную правду. Она давно уже разложилась, постановления и вердикты обросли коростой и их выносят за проплаченный посул.

«Шемякин суд» остается по-прежнему актуальным произведением. Размышления в повести о судьбах людей, законности и справедливости, лжи и истине, социальных статусов пользовались огромной популярностью в 17 веке и, как видно, в наши дни тоже. Ведь и в современном мире встречаются прототипы Шемяки, нечестные приговоры, подкупы и взятки для изменений решений должностных лиц и чиновников, законы, непрописанные четко, которые можно трактовать двояко, так, как выгодно кому-то, а не простым людям.

Выражение «Шемякин суд» до сих пор используется в нашей речи, когда мы говорим о несправедливости и коррумпированности в нашей жизни.

Популярные сегодня темы

Главный герой рассказа, молодой художник, ведет повествование от своего имени. Описываемые события случились с ним в период творческого спада, когда он временно оставил живопись и поселился

Михаил Юрьевич Лермонтов один их великих классиков русской литературы, который остается любимым автором в домашних библиотеках современных читателей. Главной темой произведений Лермонтова была его родина.

Выдающийся писатель Н.В. Гоголь умел замечать в окружающем мире, не только истинную красоту, но и суровую действительность. Петербург стал для него мрачным и серым городом

Форма художественной речи, которая получила название эзопов язык или по-другому иносказание, восходит к далеко незапамятным временам. Ее очень просто связать с именем Эзопа, который является гениальным создателем

В романе Тургенева «Отцы и дети» Виктор Ситников является второстепенным персонажем. Виктор родился в семье состоятельного купца, но всегда стеснялся своего происхождения.

Анализ произведения Шемякин суд

Реальная программа по литературе для 8 класса сотворена на базе Федерального компонента муниципального эталона основного общего образования, Программы основного общего образования по литературе и программы основного курса литературы В. Федеральный базовый учебный план для образовательных учреждений Русской Федерации предугадывает обязательное исследование литературы в 8 классе в размеру 68 ч 2 часа в недельку. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту его федеральному компоненту , не считая этого, в нее включены для исследования произведения, не предугаданные Госстандартом:. Общественная черта учебного предмета.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сенька Некрасова Сенька из щели наблюдал как со всех сторон пикировали вражеские самолёты. Табак закончился, а тело трясло от ужаса. Мимо с раненой рукой прополз пулемётчик. Тут же на Сеньку упал кто-то тяжелый, оказалось это убитый солдат.
  • Краткое содержание Лесков Леди Макбет Мценского уезда Молодая купчиха Измайлова Катерина Львовна одиноко тоскует в полупустом доме, в то время как супруг вечно проводит время на работе. Она влюбляется в юного и красивого приказчика Сергея.
  • Краткое содержание Приключения Кроша Рыбакова В книге рассказывается о летней стажировке 9 класса на автобазе. Крош не обладал никаким техническим образованием, но хотел поводить автомашину при прохождении практики. Вместо этого Крош вместе с Петром Шмаковым работал в гараже
  • Краткое содержание Унесенные ветром Митчелл Действие происходит на плантации Тара. Владеет землёй Джералд О’Хара. Скарлетт, его дочь, несмотря на то, держит в поклонниках чуть ли не всех парней в округе, влюблена в Эшли Уилкса и не может поверить, что он предпочёл ей простушку Мелани.
  • Краткое содержание Паустовский Собрание чудес В рассказе К.Г. Паустовского герой отправляется в путешествие к озеру Боровое вместе с деревенским мальчишкой Ваней, рьяным защитником леса. Путь их лежит через поле и село Полково с удивительно высокими крестьянами

Повесть «Шемякин суд» может заинтересовать читателя, если вдуматься в её содержание.

Почему один брат был богатым, а другой — бедным, хотя бо­гатый много лет помогал брату? Должен ли он был помочь ему еще раз? Автор описывает поведение героев, не объясняет при­чин произошедшего. Далее следует комическое описание того, что случилось с лошадью. Кто был виноват? Тот, кто, дав ло­шадь, не дал хомут? Или тот, кто привязал дровни за хвост ло­шади?

Нанизывание друг на друга нелепых случайностей приводит к тому, что читателю становится уже не смешно, а страшно. Это происходит до сцены суда, где комическое начало опять усили­вается.

Те нелепые решения, которые предлагает судья, восприни­маются людьми, жертвами преступлений, вполне серьезно. Так усиливается впечатление полного произвола и беспредела, про­исходящего в суде. Если это всё русская действительность, то становится горько, грустно.

Много вопросов возникает, когда доходим до конца произ­ведения. Что означает заключительная фраза: «Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь». Не хочется предполагать, что так автор одобряет действия бедняка. Более правильным представляется такое толкование: этот финал по­вести является гротескным, так усиливается впечатление абсур­дности происходящего.

Печально то, что в повести изображены довольно живучие явления русской жизни. Подобный Шемякин суд показан во многих современных фильмах, например, «Ворошиловский стрелок».

Получается, это произведение актуально по сей день.

В селе жили два брата, бедный и богатый. Бедному для перевозки дров понадобилась лошадь. Он обратился за помощью к богатому брату. Тот дал, но без хомута. Сани довелось привязывать к хвосту. Но забыв поставить подворотню, бедняк оставил животное без хвоста. Богатый направился к судье, брат последовал за ним, понимая, что будет все равно вызван. На пути в город путники остановились на ночлег у попа. Упав с полати бедняк задавил ребенка. А пытаясь покончить собой упал на пожилого человека и тот тоже умер. На обвинения бедняк показывает Шемяке завернутый камень. Судья думает, что это взятка. Он присудил лошади оставаться у бедного, пока хвост не отрастет снова, сделать с попадьей нового ребенка, а сын старика может отомстить упав тем же образом на него. Истцы дают деньги ответчику, чтобы не исполнять приговор. А судья, узнав, что в свертке был камень, благодарит Бога за спасение.

Как написать сочинение на тему «шемякин суд»?

И только собрался уходить, подзывает его судья: На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня. Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал. — Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня. А бедняк веселый, с песенками, домой пришел. Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью . — Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет. Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю. Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти? Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого земледельца, попа и «жителя града» , у которого убогий убил отца.

Инфо

Белинский назвал повести «драгоценнейшими историческими документами» и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью? Обдумайте и объясните его суждения.В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках.

Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы.

Анализ произведения

Можно сказать, что значение у этого произведения весьма двоякое. С одной стороны автор просто высмеивает героев, которым пришлось еще и заплатить за свое несчастье. А с другой стороны, его смысл заключается в том, чтобы показать всю несправедливость не только ситуации, но и этого мира.

По ходу чтения можно уловить основной конфликт этого произведения — это столкновение между справедливостью и алчностью.

С одной стороны судья выбрал не такое уж и плохое наказание, но с другой, если бы бедняк не показывал ему мешок, наказание не было бы таким мягким. К тому же наверняка судья знал, что богатому дорога его лошадь, а боярин милосерден и не станет топтать на лошади человека.

На самом деле эта история достаточно иронична, ведь именно она показывает, что дуракам всегда везет. По сути здесь все остались в дураках. Это может значить только одно.

В то время народ хотел высмеять суд, так как большинство его решений были не только куплены и несправедливы, но иногда даже абсолютно абсурдны и донельзя смешны.

В большинстве своем суд просто-напросто закрывал глаза на правду и оставлял в дураках добропорядочных граждан.

Примечания[править | править код]

  1. «Им награвирована одна из 15 картин к известной притче „Суд Шемякин“; на этой картинке изображен сидящий за столом Шемяка и стоящие перед ним истец и ответчик. Под гравюрою надпись: „Изобразил Федор Задубской“.» // Задубский, Федор Лазаревич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  2. «Суд Шемякин», (М., 1794)
  3. «Шемякин суд, или Последнее междоусобие удельных князей русских» (1832)
  4. Шемякин суд // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. кн. I, 189—192, IV, с. 166
  6. «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков», с. 1443
  7. «Сборник», X, с. 28
  8. «История литературы» Галахова, т. I, с. 433
  9. «Etto Schemiakin Sud. Ein russisches Sprichwort», стр. 147—151
  10. «Russische Volksmärchen» (Лейпциг, 1831, стр. 187—191)
  11. «Literarischer Grundriss zur Geschichte der deutschen Poesie», Берлин, 1812, стр. 172
  12. В. Docen, «Etwas über die Quellen des Shakspear’s Schauspiele», в «Museum für altdeutsche Literatur», т. II, с. 279—283
  13. Н. Тихонравов, «Сочинения», т. I, М., 1898, стр. 310—313
  14. «Pantschantatra», 1859, т. I, с. 394—397
  15. «Pantschantatra», 1859, т. I, с. 402—403
  16. С. Tawney, «Indian Folk-Lore notes from the Pali Jatakas» и т. д., в «Journal of Philol.», 1883, XII, 112—120; В. Morris, «Folk-Tales of India», в «The Folk-Lore Journal», 1885, III, 337—448 и др.
  17. Clonston, «Popular Tales and Fiction their migrations and transformations», Лондон, 1887, I, с. 62—64; В. Жуковский, «Персидские версии Шемякина суда», в «Записках Восточного Отд. Русского Археологического Общества», т. V, с. 155—176

Сочинение на тему шемякин суд по литературе 8 класс

Комментарии преподавателя

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через “царев кабак”. Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны. Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев. Повесть о шемякином суде Повесть посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы. Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. “Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его”. Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке. По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем. Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему “узел злата”, во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил. В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы. ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ — произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках. В первой части повести рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”. Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива. Источники – иллюстрация

Краткий пересказ «Шемякин суд»

Краткое содержание повести поможет понять главную мысль произведения.

Завязка

Завязка сюжета «Шемякин суд» начинается с ситуации, когда бедняк приходит к более богатому брату, чтобы просить его о помощи.

Бедствующему мужчине нужны дрова, но привезти их из леса не на чем. Он принимает решение попросить у брата лошадь. Тот скрепя сердце дает ему коня, но без хомута.

Бедняк видит абсурдность ситуации, однако деваться ему некуда. Он привязывает сани (дровни) к хвосту несчастной лошади и едет в лес.


Бедняк едет на одолженной лошади в лес

Всё бы ничего, но на обратном пути, крестьянин забывает выставить подворотню. Лошадь ударяется о ворота и лишается хвоста.

Развитие действий

Бедняку ничего другого не остается, как идти к брату с бесхвостой лошадью.

Но рассерженный владелец не взял порченого коня. Он решает искать справедливости в суде.

Богач и бедняк отправляются в другое село к судье, чтобы тот разрешил их спор. В пути их застала ночь.

Богач решает остановиться на ночлег у знакомого священнослужителя – зажиточного попа. Бедняк идет вслед за ним: не оставаться же на улице. Там он залезает на полати и пытается заснуть. Но это ему не удается.

Брат и священник ужинают. Несчастный и голодный мужчина свешивается с печи, наблюдает за ними, однако не удерживается и падает. На беду, он сваливается прямо на спящего попенка – ребенка священника и давит его на смерть. Теперь они идут к судье уже втроем.

По дороге им попадается мост, под котором в это время купец перевозит больного отца. Бедняк же надумал свести счеты с жизнью, так как понимает, что спор непременно проиграет. Он бросается с моста и приземляется прямо на больного. Старик погибает. Путь к судье продолжают уже четверо мужчин.

Кульминация

Бедняк, над которым смеется судьба, совершенно не знает, что ему делать. Ведь мало того, что он испортил коня, так он еще и убил двух человек. Несчастный понимает: участь его неизбежна. В этот момент ему приходит мысль откупиться от судьи. Однако денег на это нет. Тогда смекалистый человек поднимает на дороге камень, оборачивает его платком и помещает в карман.

Так они и приходят к судье.

Шемяка внимательно выслушивает жалобы истцов. Он уже готов вынести свой приговор, явно не в пользу бедного крестьянина. Но в этот момент вершитель судеб видит, как виновный показывает ему сверток весьма приличных размеров.


Бедняк показывает судье камень, обернутый в платок

Судья мигом меняет решение и выносит следующий приговор:

Бедный брат должен вернуть лошадь владельцу только тогда, когда у несчастной клячи отрастет новый хвост. Попу же виновный должен возвратить, «добыть» нового ребенка. Потерявшему отца судья предлагает «отомстить» виновному и убить его тем же способом, то есть броситься на него с моста. Таким образом, желаемого истцы не добились.

Развязка

После суда три истца остались не довольны решением Шемяки. Но приговор есть приговор. Они пытаются сами исправить положение:

Богатый брат доплачивает бедному 5 рублей, чтобы тот вернул хотя бы бесхвостую лошадь. Священник дает бедняку 10 рублей, чтобы тот не трогал его супругу и не стал «добывать» от нее младенца. Купец также отказывается бросаться с моста и откупается от смекалистого, но бедного крестьянина. Так по решению судьи в выигрыше оказывается только бедняк.

Но есть еще и судья, который требует вернуть вознаграждение. На просьбы Шемяки виновный разворачивает плат и говорит, что прибил бы вершителя судеб, если бы тот вынес другой приговор. Судья счастлив, что легко отделался.

Список и краткая характеристики героев повести «Шемякин суд»

Главные герои произведения:

  • Поп – семьянин, скорбящий о гибели ребенка. Однако, в силу своего высокомерия и заносчивости не пригласил бедняка за стол, когда тот был очень голоден.
  • Бедный брат – отчаявшийся крестьянин, уставший от бедности. Невезучий человек, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь – ему остается полагаться только на свою смекалку.
  • Богатый брат – зажиточный крестьянин, не желающий безвозмездно помогать брату-бедняку, но готовый иногда одолжить что-нибудь на время. Скупой и расчетливый человек.
  • Купец – случайный участник событий, отец которого погиб по вине бедняка. Сожалеет о смерти отца, но трусит отомстить убийце.
  • Судья – хитрый взяточник, решение которого зависит от того, какая сторона предложит большую сумму денег.

Главная мысль повести

Основная мысль произведения заключена в том, что следует быть справедливым. В противном случае наказание неизбежно.

Автор показывает: все герои, ищущие наживы, получили по заслугам. Более того, хотя они и предполагали нажиться на бедном крестьянине, сами понесли убыток.

Можно также отметить и то, что дело удалось бы уладить мирно. Ведь судиться пошли братья, а это уже абсурдно. Вместо того, чтобы помочь менее обеспеченному родственнику, старший брат решает до конца обездолить его, разорить. Хотя он, как никто лучше, знает о бедственном положении несчастного мужчины.

В этом произведении выносится урок всем вершителям судеб: они должны быть беспринципными и справедливыми, не искать выгоды, действовать по- совести.

Актуальность произведения, автор которого не известен, доказана временем. Выражение «Шемякин суд» используется и в наше время, когда нужно сказать о несправедливом решении. Оно приобрело устойчивую форму и используется как фразеологический оборот.

Русская литература приносит неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения. Рекомендуем познакомиться с произведением в полном варианте. Только так удастся оценить мастерство автора создавшего гениальную повесть.

  • https://logoprav.ru/literatura/shemyakin-sud
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1779-shemyakin-sud.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/sud.html
  • https://briefly.ru/_/povest_o_shemiakinom_sude/
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/povest-shemyakin-sud.html

One more step

Важно

Лещ и Головль, «ростовского озера жильцы», жалуются в суд на «Ерша, на Ершова сына, на щетинника, на ябедника, на вора, на разбойника», который попросился у них на малое время «пожить и покормиться» в Ростовском озере. Простодушный Лещ и Головль поверили ему, пустили, а он там расплодился и озером завладел. Дальше повествуется о проделках Ерша, «векового обманщика».

В конце концов судьи признают, что правы Лещ с товарищами и выдают им Ерша. Но и тут Ерш сумел избежать наказания. Он предложил Лещу проглотить его с хвоста, и Лещ, видя лукавство Ерша, не стал с ним связываться и отпустил на волю. Причем Лещ и Головль называют себя «крестьянишками», а Ерш — «из детишек боярских».

Повесть напоминала современникам жизненную ситуацию, когда сын боярский обманом и насилием отнимает у крестьян землю.