Оглавление
Особняк Смирнова, Тверской бульвар, 18.
Особняк Смирнова – это особняк водочного короля России П.П. Смирнова. Особняк был перестроен Шехтелем в начале 20 века из более старой усадьбы, которая была известна еще с конца 18 века. Главным условием заказчика было не трогать габариты усадьбы и планировку внутренних помещений. В итоге к 1905 году Шехтель объединил в единый особняк три здания старой усадьбы, декорировал фасад в стиле модерн, а внутренние помещения оформил в разных стилях, как и было модно в то время.
В Романской гостиной, конечно же, располагается огромный камин, являющийся доминантой этого зала. Сделан камин из гипса, так как под полом зала находится арка во внутренний двор дома, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы каменный камин. Портал камина в романском стиле украшен сценами из средневековой битвы, по бокам на нем можно увидеть колонны со львами.
Строг и лаконичен камин в зеленой гостиной. Его украшение – рисунок камня. Камин в зале в стиле модерн и сам полностью воплощает это направление: сочетание камня и дерева, красного дерева и розового камня, круглая форма очага.
Личная жизнь
15 июля 1887 г. Франц Осипович сочетался браком с Натальей Тимофеевной Жегиной, дочерью своего попечителя. Она приходилась ему двоюродной племянницей. У них было четверо детей.
С женой Натальей и дочерью Екатериной
Старшая дочь, Екатерина (1888 г. – 1968 г.), имела слабое здоровье, никогда не была замужем. Свою жизнь она посвятила домашнему хозяйству и заботе об отце.
Сын Борис родился в 1890 г., умер пятилетним от воспаления легких. На его могиле на Ваганьковском кладбище Шехтель возвел некрополь, в котором была впоследствии похоронена вся семья, включая самого архитектора.
Младший сын, Лев (1892 г. – 1969 г.), взял фамилию матери. Он был живописцем и искусствоведом. Самая известная работе – «Язык живописного произведения».
Младшая дочь – Вера (1896 г. – 1958 г.). С детства проявляла художественный талант. Была участницей движения футуристов. В 1918 г. вышла замуж за архитектора Генриха Гиршенберга. В 1919 г. родила дочь Марину. По некоторым источникам отцом Марины был Владимир Маяковский, который уехал в Париж, бросив юную возлюбленную.
В 1924 г. Вера Федоровна снова вышла замуж за ученого секретаря Госплана СССР С. В. Тонкова. Сын Вадим (1932 г. – 2001 г.) стал заслуженным артистом СССР, прославился эстрадным образом эксцентричной дамы – Вероники Маврикиевны.
Здания
Второй собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке, 1896 г.
МХАТ, парадный вход, скульптура Анны Голубкиной
Детали дома Рябушинского 1900 года
- 1884: Щаповский дом (Москва, Бауманская улица, 58) — помощник Александра Каминского. Первое упоминание об архитектуре Шехтеля.
- 1886: Райский театр (Большая Никитская, Москва, ныне Театр Маяковского), с Константином Терским
- 1887: (проект) часовня Архангела Михаила, Таганрог
- 1889: Собственный (первый) дом (Москва, Петербургское шоссе, 20, разрушен в 1937 году).
- 1889: Морозовская мемориальная часовня ( Рогожское кладбище , Москва)
- 1892: Дом Морозова ( Киржач )
- 1893: Дом Зинаиды Морозовой (улица Спиридоновка, Москва)
- 1893 г. Дом (Софийская набережная, Москва).
- 1896: Дом Кузнецова (Москва, проспект Мира, 43)
- 1896: Собственный (второй) дом (Москва, Ермолаевский переулок, 28)
- 1897: мемориальная часовня Варвары Морозовой ( Преображенское кладбище , Москва)
- 1899: мемориальная часовня Захарьина ( Куркино , ныне Москва)
- 1899: Дом Аршинова (Москва, Большая Ордынка, 32)
- 1899: Аршиновские конторы (Москва, Старопанский переулок, д. 5)
- 1900: Лютеранская капелла (Москва, Старосадский переулок, 7)
- 1900: Особняк Рябушинских (Малая Никитская улица, Москва)
- 1900: Церковь Спасителя, Иваново (стиль византийского возрождения, завершен в 1903 году, разрушен в 1937 году).
- 1901: Дерожинский особняк (Кропоткинский переулок, Москва, ныне посольство Австралии ).
- 1901: Русский павильон на выставке в Глазго
- 1901: Доходный дом Кана (Москва, Малая Никитская улица, 35)
- 1902: Ярославский вокзал (построен в 1904 году).
- 1902: Разрушенная Никольская часовня (Тверская-Ямская улица, Москва) 1930-е гг.
- 1901-1903: Дом Смирнова ( Тверской бульвар , 18 , реконструкция прежнего строения).
- 1903: Рябушинский банк (Биржевая площадь, Москва)
- 1904 ?: Дом Харитоненко (Москва, Софийская набережная, 12, бывший дом Густава Листа , ныне посольство Великобритании ) с Василием Залесским
- 1904 ? : Могила Антона Чехова Новодевичье кладбище
- 1905: Дом старообрядческой церкви (Москва, Турчанинов переулок, 4).
- 1906: Дом Левенсона («Теремок», Чоботовский проезд, 4, Москва)
- 1907: Патрикеевский дом (Москва, Правобережная улица, 6, ныне больница №1).
- 1908: Зимний театр ( Краснодар , улица Красная, 55 ) с Александром Козловым
- 1909: Доходный дом (Пятницкая, 13, Москва)
- 1909: Кинотеатр «Художественный» ( Арбатская площадь , Москва).
- 1909: доходный дом Шамшина (Москва, улица Знаменка, 8/13)
- 1909: Захарьинская больница ( Куркино , ныне Москва) с Игорем Грабарем
- 1909: Магазин Строгановского училища (улица Рождественка, Москва)
- 1909: Собственный (третий) дом (Москва, Большая Садовая улица, 4).
- 1909: Усадьба Зинаиды Морозовой (Зиминой), ныне Горки Ленинские , завершена в 1914 году.
- 1910: (проект) Банковские конторы ( Никольская улица , Москва)
- 1911 г .: Чеховская библиотека , Таганрогский проект , завершен в 1914 г.
- 1912: Особняк Шароновых (ул. Фрунзе, 80, Таганрог)
- 1911: Дом Рейнеке ( Саратов , Соборная, 22 )
- 1913: Банк Рукавишникова ( Нижний Новгород,
- 1913: Миндовский дом (Москва, Вспольный переулок, д. 9)
- 1914: склеп Эрлангер (Введенское кладбище, Москва)
- 1923: Туркестанский павильон, Всероссийская выставка в Москве.
Проекты Ф. О. Шехтеля[править | править код]
- Часовня Михайловской церкви, г. Таганрог (1887)
- Часовня в Куркине у Владимирской церкви (фамильное захоронение Захарьиных.) (1899)
- Станция «Петровский парк» городской конки (??). Видимо, сгорел около 1915 г.
- Народный дом. 1897 г. (неосуществлён)
- Мемориальная часовня-памятник В. Е. и Е. Н. Морозовым на Преображенском кладбище (1897 г.)
- Особняк З. Г. Морозовой на ул. Спиридоновка, Москва (1893 г.)
- Усадьба Локалова, с. Великое Ярославской обл., Ярославская ул., 14 (1888 − 1890 гг.)
- Часовня — памятник Т. С. Морозову (1889 г.) и железная сень над фамильным участком Морозовых (1891 г.) на Рогожском кладбище
- Усадьба «Одинцово-Архангельское» В. Е. Морозова близ Домодедова Московской области (1892 г.)
- Личный дом, Петербургское ш., 20 (1989 г.) (разрушен)
- Собор Спаса Милостивого в г. Иваново-Вознесенск (1899). Была снесена в 1937 г.
- Часовня лютеранской кирхи в Старо-Садском, 7 (около 1900),
- Никольская часовня в память о дне бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны во имя Николая Чудотворца при храме Василия Кесарийского в Москве на углу 1-й Тверской-Ямской и Фучика
- Усадьба (городская) Харитоненко П. И., г. Москва, Софийская наб., д.14/12, Болотная пл., д.12/14, стр.1,2,3,4, инженер-архитектор В. Г. Залесский, художник Ф. Фламенг
- Театр МХАТ, Камергерский пер., (1902), перестроен из здания Лианозова(1902)
- Мавзолей мукомольных заводчиков Эрлангеров на Немецком кладбище (Введенское кладбище), Наличная ул., д.1 (1914)
- Особняк Паисия Михайловича Мальцева, г. Балаково, ул. Коммунистическая, 75 (1900 гг.)
- Усадьба С. П. Дервиза в Кирицах Рязанской губернии (1889)
- Усадьба фон Дервиза в Сохе Рязанской губернии
- Усадьба фон Дервиза в Старожилове Рязанской губернии
- Троицкая церковь, г. Балаково, ул. Ленина, 1 (1906-12гг.) худ. Н. К. Рерих
- Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке, г. Саратов, Соборная ул. 22 (1911?)
- Особняк А. И. Дерожинской-Зиминой, Кропоткинский пер., 13 (1901)
- Здание по заказу депутата С. П. Патрикеева на Химке (1907 г.). Ныне больница № 1 («Белые столбы») по адресу: Правобережная ул., 6
- Дача С. Т. Морозова в Городище (Киржач) 1892 г.
- Конторские помещения торгового дома «В. Ф. Аршинов и Ко» в Старопанском, 5 (1899)
- Здание скоропечатни товарищества «Левенсон А. А.», Москва, Трёхпрудный пер., 9, 1900 г.
- Усадьба Покровское-Рубцово, п. Пионерский МО, главный дом, интерьеры оформлял Ф. О. Шехтель (1900), пострадала от пожара в 1999 г.
- Магазин Строгановского училища на Рождественке, 9
- Торговый дом Московского страхового общества «Боярский двор», г. Москва, Старая пл., 8 (1901 г.)
- Доходный дом Кана на Малой Никитской, 35 (1901)
- Усадьба, г. Саратов, Коммунарская ул., д.22 (1900-е гг.)
- Дача Левенсона А. А., г. Москва, Чоботовский пр-д, 4 (1900-е гг.)
- Дом П.Смирнова, Тверской б-р, 18 (перестроен из особняка в стиле ампир)
- Доходный дом Строгановского училища на Мясницкой, 24 (1904)
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской старообрядческой общины, г. Москва, Турчанинов пер., д.4, стр. 2 «Дом-притча» (1905—1907 гг.)
- Здание типографии газеты «Утро России», Путинковский Большой пер., 3 (1907 г.)
- Здание Зимнего театра, г. Краснодар, Красная ул., 55 арх. Шехтель Ф. О., Козлов А. А. 1908 г.
- Здание Зимнего театра, г. Орехово-Зуево (1908-1912)
- Торговый дом Московского купеческого общества, Москва, Черкасский Малый пер., 2, Новая пл., 6 (1909 г.)
- Доходный дом № 13 на Пятницкой ул., г. Москва (1909)
- Банк Рукавишниковых (ныне здание Волжского речного пароходства), г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 23(1913—16 гг.)
- Доходный дом Шамшина на Знаменке, 8/13 (1909)
- Ансамбль больницы Захарьина, пос. Куркино (1909—1914 гг.), арх. И. Э. Грабарь, арх. Ф. О. Шехтель
- Усадебный дом Рукавишниковых на Большой Покровской, 39-а, (ныне к/т «Орленок»), г. Нижний Новгород (1911—1912 гг.)
- Кинотеатр «Художественный», Москва, Арбатская площадь (1912)
Файл:Mus Grad 01.jpg Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог
- Особняк Шаронова Е. И. (ныне Музей «Градостроительство и быт г. Таганрога»), г. Таганрог, ул. Фрунзе, 80 (1912)
- Особняк И. И. Миндовской, Вспольный пер., 9 (1913 г.)
- Особняк Василия Сурошникова, г. Самара (1913)
- Библиотека им. А. П. Чехова, г. Таганрог, ул. Петровская, 92 (1914)
- Покровская церковь Тульской дружины в «Соломенной сторожке», село Петровско-Разумовское Московского уезда (1916-е гг.). Уничтожен в 1960 гг. Проект восстановления храма был разработан с использованием сохранившихся чертежей Ф. О. Шехтеля архитектором А. В. Бормотовым. Курирование проекта и архитектурный надзор осуществлялся архитектором-реставратором В. И. Якубени.
- Усадьба «Горки» З. Г. Морозовой-Рейнбот — (бывшие «Горки Ленинские») (1912 г.).
Шехтель после революции
После революции 1917 года Федор Осипович пытался «встроиться» в новую действительность, но она не приняла его. Все его тогдашние опыты, относящиеся к выполнению «социального» заказа и службе победившему пролетариату, как-то неубедительны — будь то проект Мавзолея В. И. Ленина или проект памятника 26-ти бакинским комиссарам.
Не от хорошей жизни знаменитый зодчий занялся и промышленной архитектурой, заняв должность заведующего архитектурным подотделом Днепрогэса. Очевидным было угасание — большевистской России Шехтель оказался не нужен. Кажется, он и сам понимал это — оттого столь печальным видится финал жизни архитектора.
Умер Шехтель в июле 1926 года в полной нищете.
Когда мы говорим об архитектуре Москвы, то вспоминаем имена таких архитекторов, как Федор Шехтель, Матвей Казаков, Осип Бове. Без них архитектурный облик нашего города был бы совершенно иным. Мы открываем серию публикаций про московских архитекторов, создавших наш город таким, каким мы его любим и ценим
Особое внимание стоит уделить творчеству Франца Осиповича Шехтеля. Всего известно 210 архитектурных работ этого мастера, из них 86 построек дошли до наших дней
В Москве сохранилось 66 объектов, построенных или декорированных великим архитектором. Прежде чем перейти к проектам зодчего, скажем несколько слов о самом архитекторе, архитекторе-гении.
Находки на потолках и расследования цвета обоев и витражей
Хоть в здании не осталось вещей Шехтеля, его можно считать мемориальным с точки зрения планировки. Он создавался под нужды, привычки и образ жизни Федора Осиповича, его жены и троих детей. Первый этаж был общественный, и центральной его частью был просторный зал с потолками в 7 метров. Здесь была мастерская архитектора, а рядом находилась библиотека и столовая. О последней сохранилось много воспоминаний. «В ней стоял круглый стол, за которым обедали все: члены семьи, чертежники, гости. Среди гостей бывали Чехов, Врубель, Васнецов и другие художники. Здесь читал стихи молодой Маяковский», – говорит Парфенов.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
При реставрации столовая подарила архитекторам интересную находку. Убирая позднейшие наслоения с потолка, раскрыли небольшой фрагмент горизонтальной колонны с растительным орнаментом виноградной лозы. По найденному кусочку этот редкий элемент восстановили по всему потолку. И отдельное расследование проводили ,чтобы выяснить, какие в комнате были обои.
«Мы их восстановили по воспоминания правнучки Шехтеля, которой бабушка рассказывала, что обои в столовой были золотистые. Ученые подобрали рисунок, потом в Германии – цвет… В общем, комнату собирали по крупицам. Огромную роль сыграла исследователь Людмила Сайгина и Музей архитектуры», – вспоминает Михаил.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5
Находки ждали реставраторов и на потолке большого зала. Оказалось, что его украшал один из любимых элементов Шехтеля – квадраты, в данном случае гипсовые. «Еще один характерный для Шехтеля элемент – дубовые панели. Они потом будут очень популярны в сталинское время. Поэтому к нам часто приходят киношники с просьбой снять в этом зале кабинет какого-нибудь большого чиновника», – рассказывает Борис Баланцев. А Михаил Парфенов добавляет про утраченную деталь зала:
Лестница Фото: vk.com/schechtel
«Изначально здесь была деревянная лестница на второй этаж (его, в в отличие от первого, занимали комнаты для семейного пользования). Она занимала примерно треть зала. К сожалению, эту лестницу сожгли. А так как сейчас функция помещения поменялась – здесь проходят лекции и публичные мероприятия – нам разрешили ее не восстанавливать, чтобы не терять место. У нас даже стулья специально подобраны так, чтобы в зале умещалось 100 человек».
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3
Некоторые шехтелевские детали восстанавливали буквально наугад по фотографиям и аналогиям. Было известно, что в комнате с камином были витражи, но какой у них был рисунок и цвет, оставалось загадкой. Решили ориентироваться на узор витражей в предыдущем доме архитектора. Гобелены над камином тоже восстановили по фотографиям, но так как они были черно-белые, цвет подбирали сами.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2
Годы учёбы[править | править код]
После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии — единственного учебного заведения, дававшего среднее образование. Учился Федор Осипович посредственно, фактически имея приличные баллы по чистописанию, да еще по рисованию и черчению. Этим предметам Шехтель учился у «милейшего, добрейшего старичка» Андрея Сергеевича Година, того самого, у которого пятью годами раньше учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель.
26 августа 1873 года Фёдор Шехтель стал одним из 43 «казеннокоштных» воспитанников местной Тираспольской римско-католической семинарии (католическая семинария была открыта в Саратове 11 февраля 1856 года и предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители) и окончил её в 1875 г.
Свидетельство № 168 об окончании полного курса приготовительного четырёхклассного училища при Тираспольской римско-католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шёл уже 22-й год. Позаботиться о получении свидетельства заставила сама жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф. О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьевку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие. Лица, окончившие училище, имели определённые льготы при прохождении воинской службы. Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был получен документ, по которому он был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождён от службы».
В 1875 Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. И. Чичагова, которое он оставил в 1878 г., не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость»). В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А. С. Каминского (зятя П. М. Третьякова) и К. В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник» (под псевдонимом Финь-Шампань), вместе со своим другом Н. П. Чеховым (братом А. П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как Фёдор Осипович оформил виньетками первый его сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 году. До начала 1890-х годов работал и в театре, оформляя спектакли под руководством художника К. Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренёра, также уроженца Саратова, Михаила Валентиновича Лентовского (народный театр «Скоморох»). Свою карьеру Лентовский начинал в «летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полетов, превращений», и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве — множество временных сооружений. Н. А. Попов — замечательный русский театральный деятель, режиссёр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик — так вспоминает о Шехтеле: Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома — «Люди-звери» и ещё один альбом с набросками костюмов. Остальная сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё время пришёл архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Шехтеля, которая состояла из афиш, рисунков, программ. Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.
Семья[править | править код]
Сын Ф. О. Шехтеля, Лев Фёдорович (1892—1969), носивший фамилию «Жегин», стал живописцем и теоретиком искусств. Занимался также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга «Язык живописного произведения», 1970) . Сын Иван трагически погиб.
Дочь Шехтеля , Екатерина(Китти) Фёдоровна Шехтель, посвятила себя воспитанию племянников и внучатых племянниц.
Дочь Шехтеля , Вера Фёдоровна Шехтель (Тонкова)- художник оформитель, в ранней юности участница движения Футуристов, возлюбленная В.Маяковского. Вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора поляка по происхождению, Генриха Гиршенберга. В 1919 году родилась дочь Марина (впоследствие театральный художник Лазарева-Станищева Марина Сергеевна). Второй брак с Сергеем Васильевичем Тонковым. В 1932 году родился сын Вадим (впоследствии заслуженный артист России Вадим Сергеевич Тонков, известный в образи экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской).
Особняк Дерожинской (Посольство Австралии), Кропоткинский пер., 13.
Особняк Дерожинской построен Шехтелем в 1901–1903 годах для дочери фабриканта Бутикова Александры Ивановны Дерожинской. Особняк выстроен в стиле модерн. В грандиозном двухсветном зале зодчий поместил огромный камин из камня и дерева. Фирменный камин архитектора украшен двумя гигантскими фигурами мужчины и женщины. Размер фигур колоссален – полтора человека в высоту. Шехтель заключил очаг в огромный деревянный портал, сверху в нем вырезаны деревья с кроной.
В спальне хозяйки также расположился белый мраморный камин, декорированный изящными волнообразными линиями.
В столовой камин облицован яркой зеленой плиткой, хорошо сочетающейся с деревянной отделкой комнаты. В оформлении камина Шехтель применил необычное решение – он устроил вокруг него дубовый сервант.
О путешествиях и любимых городах
Федор Шехтель в Алупке. 1916 год Архив семьи потомков Ф. О. Шехтеля Архитектор Илья Бондаренко вспоминал, что Шехтель ежегодно бывал за границей, хорошо знал языки и в путешествиях продолжал работать, стараясь не терять ни минуты. В том же письме, отправленном из парижского отеля теще, он говорит, что не тратит на дорогу дневное время: «…езжу по железным дорогам только ночью, где, набегавшись и устав накануне, отлично сплю в вагоне, кажется даже, мог бы и стоя спать». Маршрут пролегал через Варшаву, Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, Геную, Ниццу, Париж, Брюссель, Кельн, Берлин, Лондон и другие города. В другом письме, адресованном дочери Китти и недатированном, Шехтель рассказывает: «Так много бегал, что поплатился левой ногой; до сего времени не могу как следует залечить натертые пальцы; пришлось даже в первый день, как я добрался сюда, сидеть на солнце; благо оно жарит и печет вовсю». Попадая в новый город, Шехтель непременно подмечал его особенности, посещал музеи и анализировал увиденное.
Происхождение[править | править код]
Родился в Петербурге 26 июля (7 августа) в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сестры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822—1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, происходившей из купеческой семьи, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи саратовских купцов Жегиных и позже служила экономкой в семье Третьяковых. Федор Осипович был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым.
В Саратове примечательной личностью считался дядя зодчего — купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещенного купечества — Немецкого танцевального клуба. В мае-июне 1859 года Ф. О. Шехтель построил в своём загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами. Впоследствии театр не раз горел и перестраивался, менялся и облик устроенного Шехтелем увеселительного сада. В настоящее время на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы, ведущего свое начало от маленького театра Шехтеля.
Переезд Осипа Осиповича Шехтеля с семьёй на постоянное место жительства в Саратов случился, видимо, в течение 1865 года, когда будущему зодчему было шесть лет. Возможно, на переезде Осипа настоял его старший брат. Сам он тяжело заболел, а других братьев — Антона, Ивана и Алоиза Шехтелей — уже не было в живых. Вероятно, хозяйство братьев требовало постоянного внимания, а инженер-технолог Осип Шехтель мог правильно управлять принадлежавшей братьям ткацкой фабрикой и театром.
Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. Однако способностям Шехтеля-антрепренера не суждено было раскрыться полностью: он умер от воспаления лёгких в конце февраля года. Осип Осипович Шехтель пережил брата только на два месяца, оставив после себя в «наследство» запутанные торговые дела и огромные долги. Его жена через доверенное лицо — Т. Е. Жегина — продала загородный сад с театром французской подданной Аделаиде Сервье. Так как братья состояли «в нераздельном капитале», то вышло так, что из-за огромных долгов Ф. О. Шехтеля семья его младшего брата оказалась без всяких средств к существованию. Положение было настолько тяжелым, что в 1868 году Дарья Карловна отдала своего младшего сына Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника К. Ф. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке (ныне Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области), а младшие дети, в том числе Фёдор, продолжали обучаться дома.
След в истории
Искусствоведы называют Шехтеля создателем нового языка архитектуры. Смелые искания и замыслы привели его на вершину исторически первого этапа современной архитектуры – русского модерна.
В своей деятельности архитектор всегда опирался на интересы заказчика, стараясь сделать здание не только внешне интересным, но и удобным.
Именем Шехтеля названа малая планета и аллея в Москве.
Имеются записи о 210 сооружениях, возведенных зодчим за время своей деятельности. Сохранились 86 зданий, из которых большая часть находится под охраной государства.
Федор Шехтель во время реконструкции 1902 г. придумал занавес сцены МХТ со знаменитым орнаментом из завитков и изображением чайки, которая стала символом театра.
Шехтель перестроил и расширил здание столичного Ярославского вокзала (1902-1906 годы), соединив элементы древнерусского зодчества и стиль модерн. Он впервые использовал железобетон, а также металлические конструкции, что значительно упростило и ускорило строительство.
Около вокзала поставлен памятник архитектору. В 2015 г. Банк России выпустил юбилейную серебряную монету номиналом 25 руб. из серии «Архитектурные шедевры России». Посвящена она Ярославскому вокзалу.
Особняк Харитоненко (Посольство Великобритании), Софийская набережная, 14.
Особняк построен в 1891-1893 годах двумя архитекторами, В.Г.Залесским и Ф.О. Шехтелем, для крупного промышленника и мецената Павла Харитоненко. Фасад и общая планировка дома – творение Залесского, интерьеры оформлял Шехтель.
Почти в каждом помещении Шехтель помещает изысканно оформленный камин с искусной резьбой по дереву. На некоторых каминах нас снова приветствуют маски грешников. Считается, что именно в этом особняке Шехтель использовал их впервые.
В Розовой гостиной зодчий поместил камин из позолоченного резного дерева. В центральной части расположены два медальона с изображением саламандры и дикобраза.
О Музее изящных искусств и заваленных дедлайнах
Строительство Музея изящных искусств. 1905 год Институт Генплана Москвы В 1896 году Иван Цветаев привлек Шехтеля вместе с другими известными архитекторами к участию в конкурсе на здание Музея изящных искусств (нынешний ГМИИ имени Пушкина). В итоге на конкурс предоставили 17 проектов, и шехтелевского среди них не было. Не успев его сделать, Федор Осипович написал это покаянное письмо.
Шехтель очень сопереживал цветаевской идее, который хотел сделать первый общедоступный музей, где можно было бы наглядно изучать искусство Европы и Востока. Цветаев попросил архитектора помочь с привлечением жертвователей, так как он свой человек в самом сильном кругу Москвы, — в результате спонсорами стали многие из его клиентов, а также сам Шехтель, оплативший слепки фриза Пергамского алтаря, которые делались в Берлине. А в 1898 году он выполнил проект Палаты славы русских художников, литераторов и ученых в византийском стиле. В дневнике Цветаев пишет, что план Шехтеля давал «место целому ряду ниш с полукуполами и куполом в центре. Для византийско-русской внутренней орнаментики тут было широкое и благодатное поле. Васнецову, который также с восторгом относился к этому проекту Шехтеля, было бы где разгуляться с его колоссальным талантом» Цит. по: Е. И. Кириченко. Ф. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. М., 2011.. Цветаеву проект очень понравился, однако по не зависящим от него причинам реализовать его не удалось.
Корни Федора Шехтеля
Федор Шехтель
родился в Петербурге в 1859 году, при рождении получил имя Франц Альберт (в православие Шехтель крестился лишь в 1915 году — с наречением Федором). Петербург архитектор никогда не считал своей родиной, он был москвичом по жизни и по духу. Тесные связи имелись у Федора Осиповича и с Саратовской землей.
Предки зодчего переехали из Баварии на Волгу в 1760-х годах. В 1820-х годах дед Шехтеля обосновался в Саратове, занимался торговлей — и весьма успешно: вскоре он стал очень богатым человеком. Богатые люди давали своим детям приличное образование — дед Шехтеля тоже отправил одного из своих сыновей, Осипа, учиться в Петербург (в Технологический институт). Там Осип Осипович женился, пошли дети, одним из которых был Франц Альберт. Однако пошатнувшиеся дела в Саратове вызвали возвращение Осипа Шехтеля на родину в 1866 году, где он вскоре, увы, умер. Семья Шехтелей после этого впала в бедность. Спасала лишь поддержка родственников.
В 1871 году мать будущего архитектора Шехтеля уехала в Москву, устроившись по протекции экономкой в семейство знаменитого мецената П.М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Франц Альберт остался «приживалом» в Саратове, учился в местной первой гимназии — учился плохо, во втором классе даже остался на второй год. С 1875 года он — тоже в Москве.
Собственные дома Ф. Шехтеля
Внимательные читатели наверняка удивляются, почему мы называем Федора Шехтеля Францем, а не Федором, как его зовут во всех энциклопедиях. Интересный факт: Федором Шехтель стал только в 1915 году после перехода из католичества в православие. Крестился Шехтель в церкви святого Ермолая на Козьем болоте. Церковь была снесена в 1932 году, на ее месте сегодня разбит сквер аллеи Федора Шехтеля. Совсем рядом с аллеей находится собственный дом архитектора на Большой Садовой, дом 4. Район Москвы между Никитской и Ермолаевским переулком – место, где Шехтель жил и творил. Особняк на Большой Садовой был построен в 1910 году Федором Осиповичем в рекордные сроки – всего за 3 месяца. Архитектурный стиль постройки – неоклассицизм с элементами ампира. На фасаде почти нет декора, присутствуют лишь строгие дорические колонны и небольшой портик. Над аркой помещен фриз с античными фигурами, а в центре композиции, выполненной по рисунку самого зодчего, находится Афина Паллада. Это был третий и последний дом, который построил для себя и семьи архитектор. В 1917 году Шехтель продал дом, так как не мог позволить себе его содержать. В советское время работать буржуазному архитектору не давали, он продавал редкие книги, искал работу.
Перейдём ко второму собственному дому архитектора (первый его дом не сохранился). Для этого после дома 6 свернем направо, пройдем по аллее Архитектора Шехтеля через сквер. Проходим сквер и упираемся в Ермолаевский переулок, который, кстати, получил свое название в честь храма. Храма больше нет, но его имя сохранилось в названии улицы. Затем поворачиваем налево и идем до дома 28. Перед нами второй собственный дом Шехтеля, построенный в 1896 году в неоготическом стиле. Дом расположен на маленьком участке – на изгибе дороги, и архитектор гениально обыгрывает этот дефект, проектируя сложные геометрические объемы и три фасада. Интересно мозаичное панно с ирисами над входом в дом. Оно символизирует три возраста человека: бутон ириса, расцветший цветок и увядающий. Цифра 96 означает год завершения строительства особняка, а буква S – фамилию владельца (Schechtel).
Печальное завершение жизненного пути
Федор Шехтель умер в бедности в 66 лет от тяжёлой болезни. Будучи без средств, состоя на социальном обеспечении, имея на содержании жену и дочь-инвалида труда, Шехтель жил, окружённый несметными богатствами: «Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую, и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека – бесценны; около десятка инкунабул начала XV столетия, которые оценивают в сотни тысяч, никто не покупает. Все мои картины должны быть в музеях, офорты… оригинальная бронза, удивительная скульптура Коненкова, Сомова, Полайоло, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор Саксонский, Попова, вазы этрусские, Танагры, Помпеи, керченских раскопок, за венецианское зеркало восьмигранное, которое с пошлиной обошлось 1000 рублей, дают 15 руб., гобелен фламандский XVI столетия 5×4 аршина, цена ему 3-4 тысячи, дают 200 рублей» – отрывок из письма Ф. Шехтеля к Ивану Сытину (письмо датировано 1926 годом).
Вера, Лев и Маяковский
Сейчас на первом этаже дома Шехтеля проводятся публичные мероприятия, а на втором находятся кабинеты фонда. В одном из них есть «уголок Маяковского». Раньше это была комната его возлюбленной Веры Шехтель. Ему было 20, ей 14, и футуристическое поведение кавалера приводило родителей девушки в ужас. Но поэт часто бывал в доме, читал с балкончика стихи на всю Садовую, а в комнате Веры вместе с ее братом Львом и его другом Василием Чекрыгиным рисовал свой первый рукописный сборник стихов.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Роман оборвался, когда выяснилось, что Вера беременна от Маяковского. Ему запрещают появляться в доме, а девушку отправляют за границу делать аборт. В ее жизни будет еще два супруга, но она бережно сохранит свои дневники, воспоминания и вещи, имеющие отношение к поэту. В 1953 году передаст это все в музей Маяковского. По словам сотрудников «Стратегии», в новой экспозиции музея появится отдельный стенд про дружбу детей Шехтеля и Маяковского.