Казаков матвей федорович

Оглавление

Тень Баженова

В 1768 году Казаков присоединился к проекту Василия Баженова «Большой Кремлевский дворец». Оба архитектора были одного возраста — 30 лет, но имели очень разное образование. Баженов получил формальное европейское образование, а Казаков научился своему ремеслу ремонтировать кремлевские реликвии и никогда не уезжал далеко от Москвы. Его огромный утопический проект медленно тянулся до его роспуска в 1774 году. К этому времени Казаков уже работал по частным заказам; Архитекторы пользовались большим спросом после пожара 1773 года, разрушившего богатую Тверскую улицу .

Казаков вышел из тени Баженова, получив свой первый личный королевский заказ на проектирование временного Пречистенского дворца для Екатерины II . Эта работа принесла ему лицензию коронного архитектора (1775 г.) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова вместе работали над временными царскими шатрами для празднования мира с Турцией . Эти готические сооружения вдохновили Екатерину II на то, чтобы наградить архитекторов двумя независимыми комиссиями в готическом стиле — Царицынский дворец Баженову и Петровский дворец Казакову.

Кабинеты дворца и их хозяева

Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.

Императорские кабинеты

После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.

Кабинет Ленина

В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.

Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.

Кабинет Сталина

В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.

Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.

Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.

«Безликий» кабинет Хрущева

В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.

Кабинет Брежнева

Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.

В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.

Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.

Кабинет Горбачева

Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.

Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.

Кабинет Ельцина

Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.

Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.

После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.

Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.

31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.

Усадьба Барышникова

Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.

Хозяин особняка – Иван Барышников — был большим ценителем архитектуры и искусства. В доме находилась большая коллекция картин известных художников. Купец уделял время самообразованию, по его инициативе строились учебные заведения в городах России. Дом чудом уцелел при пожаре, но был разграблен.

Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.

Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».

Комментарии ведомств

По словам Конова, Госинспекция ОКН выдала прорабу предписание о приостановке земельных работ, но это не подействовало. В самой Госинспекции на просьбу об оперативном комментарии предложили написать запрос через Министерство территориальных образований и информационной политики и получить ответ через семь дней. В пресс-службе МВД России по Рязанской области подтвердили: сотрудники Железнодорожного отдела провели проверку и передали материалы дела в Следственный комитет того же района — сейчас в ведомстве изучают документы. В пресс-службе Рязанской администрации сообщили: они знают о проблеме и выяснили, что разрешение на проведение работ 21 января выдало Управление благоустройства города.  

В 2017 году при строительстве новой часовни на месте старинного Владимирского храма на территории рязанского десантного училища им. Василия Маргелова был уничтожен слой земли с человеческими останками. Строители повредили и фрагменты остатков разрушенного храма. Человеческие останки вместе с землей и кирпичами вывезли на свалку ТБО на рязанской Окружной дороге.

Архитектор-педагог

Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения. Его дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи Казаковых: именно здесь под руководством мастера много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего — Василий, Матвей и Павел — стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты.

Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом. В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова выпустила указ об издании книг «Российская архитектура», включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами зданий и нереализованных проектов различного назначения, «кои, по хорошему вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут».

Казаков принял активное участие в подготовке неосуществленного издания чертежей, составив альбомы «казенных» (10) и «партикулярных» (6) строений Москвы. В первом альбоме представлены чертежи 19 зданий Казакова, из которых до наших дней в первоначальном виде дошли только пять: дом Долгорукова (позже — здание Благородного собрания), дом Губина на Петровке, дом Барышникова на Мясницкой улице, дом Демидова в Гороховском переулке, дом Гагарина в Армянском переулке. В это же время Казаков выполнял сложную работу по составлению «фасадического», то есть аксонометрического плана Москвы и съемке генерального плана города с показом всех его строений.

Они осуществлялись не для фиксации архитектуры города, но и чтобы обозначить «ситуацию» для дальнейшей его застройки. Одной из особенностей «фасадического» плана явилось иллюстрирование таблиц атласа выполненными в крупном масштабе видами архитектурных ансамблей города. По чертежам Казакова можно судить о первоначальном облике немногих дошедших до нас зданий, которые были уничтожены пожаром 1812 года. При приближении в 1812 году французской армии к Москве семья Казакова вывезла больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы скончался. Матвей Федорович Казаков погребен в Троицком монастыре на окраине города.

В творческой биографии Казакова обращает на себя внимание необыкновенное многообразие практической деятельности мастера. Полный список работ этого зодчего занимает много десятков страниц

Для своего времени он был передовым архитектором и крупным градостроителем, создавшим ряд замечательных ансамблей Москвы конца XVIII века и во многом определившим новые пути развития архитектурного облика города.

В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город, по существу, на пустом месте, мастер смог удачно вписать произведения «нового» стиля в древние кварталы Москвы. В лучших произведениях Казакова русский классицизм выступает как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской художественной культуры, врывающейся полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества.

Первые опыты

Весной 1763 года страшный пожар уничтожил Тверь. Восстанавливать город поручили ученику Ухтомского Петру Романовичу Никитину. Матвей Казаков – архитектор, включенный Никитиным в свою команду, работал над одним из важнейших объектов – домом для церковного главы Твери. Сама Екатерина II высоко оценила восстановленный по новым планам город, назвав Тверь вторым по красоте (после Петербурга) в России.

Архиерейский дом, ставший дворцом, в котором остановилась Екатерина по приезде во вновь отстроенный город, сделал имя зодчего известным, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от богатейших и знатнейших людей России. Так, для П. Ф. Нащокина им была построена великолепная усадьба Рай-Семёновское на реке Наре, у Серпухова.

Интерьеры резиденции Президента

Резиденция Президента Российской Федерации в Сенатском дворце разделена на представительскую часть и деловую.

Деловая часть:

  • рабочие кабинеты
  • зал заседаний Президентского совета
  • библиотека
  • помещения Совета Безопасности

Представительская часть – парадная анфилада залов, расположенных вдоль наружных фасадов и соединенных сквозными коридорами.

Рабочий кабинет Президента

Рабочий кабинет Президента выполнен в стиле классицизма, по размерам небольшой, но удобный. Стены обиты шлифованными панелями из мореного дуба. Удобная рациональная мебель – из того же материала.

Все продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Оживление в строгость обстановки вносят расписанные под старину потолки и хрустальные люстры, украшенные бронзовыми медальонами с гербами России.

В центре кабинета – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор из уральского малахита, изготовленный современными умельцами. Над письменным столом – герб Российской Федерации.

Справа и слева от стола – флаг Российской Федерации и штандарт Президента. Ближе к окну – стол для переговоров, удобное место для деловых встреч и совещаний с помощниками.

В книжных шкафах – собрание сочинений русских историков, философов, юристов и многочисленные словари: толковые, мифологические, «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Большая Советская Энциклопедия.

Библиотека президента

Библиотека президента – в живописной круглой ротонде на третьем этаже. В застекленных шкафах темного дерева – книги, необходимые для работы: энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания.

Шкафы заполнены сборниками законодательных актов дореволюционной и современной России. Также здесь книги по истории Российского государства, красочные альбомы и подробные монографии по истории Московского Кремля.

Отдельную значительную часть коллекции составляют книги с дарственными авторскими посвящениями Президенту России. Здесь хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу при вступлении в должность.

Зал заседаний Совета безопасности

Рядом с рабочим кабинетом президента – зал заседаний Совета Безопасности, который изысканно оформлен. Строгие полуколонны из темно-серого мрамора по периметру поражают величественной красотой: верхняя часть, выступающая за пределы колонны, декорирована позолотой.

Стены украшает гобелен ручной работы, в рисунке отражена символика Российского государства и переданы главные эпизоды из русской истории. Посреди зала – длинный стол для переговоров и совещаний. Зал оборудован новейшими средствами связи и современной техникой.

Представительский кабинет президента

За стеной рабочего кабинета президента расположен парадный кабинет, оформленный наряднее и торжественней, чем рабочие помещения. Представительский кабинет разместился в Малом, или Овальном зале Сенатского дворца, во втором по значению парадном зале (после Екатерининского).

Здесь проводятся встречи и переговоры с главами иностранных государств и правительств, проходят многосторонние международные форумы, вручаются государственные награды.

Архитектурное оформление торжественно и строго: бледно-зеленый с белым цвет стен, овальный купол, хрустальные люстры, выполненные по рисункам архитектора Казакова. Посередине – большой овальный стол для переговоров. Паркет, подобный ковру, выложен из десятков видов твердых пород дерева. На стенах – портреты видных военачальников, прославивших Россию. В четырех нишах – высокие скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II.

Украшает представительский кабинет большой малахитовый камин, облицованный тонкими пластинками малахита. Пластины подобраны так, будто покрытие вырезано из цельного куска, переливающегося разноцветными оттенками камня.

Камин декорирован зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Подставки для свеч под «старину» вносят уют и изысканность в интерьер. У камина – удобные кресла для ведения переговоров один на один. Здесь же оборудовано место для фото- и киносъемки. На ручках кресел – львиные головы, символ государственной власти.

Казаков и Баженов

Василий Иванович Баженов (1738-1799) – великий русский зодчий, который был ровесником Казакова. К моменту их встречи Баженов уже прошел школу европейской архитектуры после окончания Академии художеств, проведя долгие годы во Франции и Италии. Он выполнил модели собора Св. Петра в Риме и галереи Лувра в Париже, впитывал знания и опыт ведущих мастеров французского классицизма: Клода-Никола Леду, Жака-Жермена Суффло и др.

В отличие от Баженова Казаков не покидал Россию, поэтому старался добавить к своему практическому опыту и баженовское понятие архитектуры как высокого искусства, открыть новую красоту в сочетаниях объемов, в планировочных решениях, в изысканности декора. Работы Матвея Федоровича понравились Баженову, и он привлек его к сотрудничеству над грандиозными заказами, полученными от самой императрицы.

Казаков Матвей Фёдорович, русский архитектор

Казаков Матвей Фёдорович (1738-1812), русский архитектор. Один из основоположников классицизма в русской архитектуре XVIII в. Учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского в Москве (1751-60). В 1763-67 работал в Твери под руководством П. Р. Никитина, где участвовал в составлении плана города и построил Путевой дворец для Екатерины II. В 1768-74 помощник В. И. Баженова по проектированию Большого Кремлёвского дворца в Москве. В работах Казакова органично сочетались широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений и возвышенность архитектурного образа. Казаков разработал ряд типов жилых домов и общественных зданий, которые организовывали большие городские пространства и определили масштаб и характер застройки Москвы конца XVIII — начала XIX вв.: Сенат (ныне Верховный Совет и Совет Министров СССР; 1776-87), университет (1786-93, позже перестроен Д. И. Жилярди), Голицинская (1796-1801) и Павловская (1802-07) больницы, дома-усадьбы Демидова (1779-91), Барышникова (1797-1802), Губина (1790-е гг.). Для них характерны двуплановость построения композиции (арки ворот, флигеля, ограды выходят на красную линию улицы, главный корпус расположен в глубине обширного двора), акцентирование основной части здания портиками большого ордера и куполами, простой чёткий план, скупость декоративной обработки. Выразительность интерьера достигается введением большого ордера (Колонный зал Дома Союзов), скульптуры (Сенат, университет) и живописного декора (т. н. Золотые комнаты дома Демидова). Целостные и пластичные архитектурные формы преобладают в культовых постройках Казакова — церкви Филиппа Митрополита (1777-88), Вознесения (1790-93), Косьмы и Дамиана (1791-1803) — все в Москве. В псевдоготических сооружениях Казаков сохранял классическую основу здания, используя элементы древнерусской и готической архитектуры в декоре фасадов (Петровский подъездной дворец, ныне Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского, 1775-82, в Москве). В 1800-04 К Казаков руководил составлением генерального и «фасадического» («с птичьего полёта») планов Москвы и созданием серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий, воздвигнутых по проектам Казакова и других зодчих. Автор многих графических работ (архитектурных чертежей, рисунков, офортов), рисунков «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-75), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778) — оба в ГНИМА. Казаков организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлёвского строения» (ученики — И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, И. Г. Таманский, М. М. Казаков, Р. Р. Казаков, О. И. Бове и др.).

Лит.: И. Е. Бондаренко, Архитектор М. Ф. Казаков, М., 1938; Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова. Подготовка к изданию, статья и комментарии Е. А. Белецкой, М., 1956; А. И. Власюк, А. И. Каплун, А. А. Кипарисова, Казаков, М., 1957.

  • Каваллини Пьетро

  • Какабадзе Давид Несторович

Родительская категория: Биография

Категория: Краткая биография

Строительство Пречистенского дворца

Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.

За основу покоев Екатерины был взят дом Голицыных на углу Волхонки, к нему надумали присоединить дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно – нелегкая задача. К сожалению, хитроумный план не удался — государыня осталась недовольна постройкой. Холодные тесные помещения, круглосуточный запах из конюшен, длинные коридоры не привели никого в восторг. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.

В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.

Музей

Созданию музея Казакова мешало то обстоятельство, что дом после революции использовался под коммунальное жилье. К этой идее вернулись в конце 1980-х годов, когда при Московском архитектурном институте по инициативе ректора и академика архитектуры Александра Кудрявцева был создан музей истории Московской архитектурной школы. С тех пор в Музее собиралась коллекция архивных документов, эскизов, чертежей, рисунков, планов, тем более что для этого были все основания — многие выдающиеся русские и российские зодчие вышли из пенатов МАрхИ. Как рассказала директор музея МАрхИ Лариса Иванова-Веэн, еще в годы перестройки институт обращался к властям с просьбой использовать дом в Златоустинских в музейных целях. Несмотря на поддержку депутатов и академика Лихачева тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов отказал в просьбе, мотивируя это тем, что институт не в состоянии содержать свое здание. В 1989 году часть корпуса с условием капитального ремонта была передана ХОЗУ МВД РФ, но арендатор, по мнению жильцов, довел его до аварийного состояния. В 2003 году случился пожар, жильцов отселили, а здание забросили. В 2004 году, когда было подано прошение на имя Юрия Лужкова, дом был обещан МАРХИ под создание Музея московской архитектурной школы имени Казакова. Тогда же было выпущено постановление правительства Москвы о подготовке Департаментом имущества города и Москомнаследием распорядительных документов в связи с необходимостью безотлагательного проведения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ по восстановлению объекта культурного наследия дома Казакова. Решение выглядело очень логичным и справедливым, хотя согласно Постановлению поиском денег на реставрацию памятника, а также расселением четырех оставшихся к этому времени семей должен был заняться МАрхИ. Пока шли заседания, и Москомнаследие готовило распорядительные документы, в 2006 году вице-премьер столичного правительства Владимир Ресин обратился к мэру с письмом, где сообщил, что дом приглянулся обществу «Динамо» и спортсмены просят передать им участок под строительство нового жилого комплекса для ветеранов. То есть предлагалось снести федеральный памятник и на его месте построить новый современный дом, что в принципе запрещено законом. Пока казус обнаружился, дом ветшал, у него обрушились перекрытия, а на крыше выросли деревья. Весной 2008 года здание чуть не отдали под представительство одного из российских регионов. На данный момент дом находится на балансе ДЭЗ района «Басманное».

Интересные факты

  1. Согласно преданию, в день приемки Сенатского дворца кто-то из высокого начальства усомнился в прочности купола, венчавшего здание. Тогда архитектор сам встал на вершину купола и простоял на ней более часа.
  2. Первая телефонная станция и первый лифт в Сенатском дворце были установлены по инициативе Ленина, который оказался настоящим ценителем технических новшеств и удобств.
  3. По свидетельствам очевидцев, во время реконструкции под полом сталинского кабинета был обнаружен потайной ход. По структуре бетона специалисты пришли к выводу, что время создания лаза – 30-е годы XX века. Согласно одной из версий, инициатором создания тайного хода стал Берия, который использовал подземный коридор для того, чтобы подслушивать разговоры вождя народов.
  4. После того, как в Овальном зале и парадном холле перед Шохинской лестницей сняли паркет, перед мастерами открылся оригинальный мозаичный пол с выложенной на нем датой постройки.

Биография архитектора

М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.

Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром – к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.

С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером – Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.

Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.

Любимой формой построек архитектора становится ротонда – цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.

Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.

Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.

В связи с событиями, происходящими в стране в начале 19-го в., родственники увезли его из Москвы. Весть о пожаре нанесла сильный удар архитектору. Мысль о том, что созданные им шедевры навсегда разрушены, очень разочаровала его. В октябре 1812 года великий архитектор России скончался в Рязани.