Оглавление
Губернатор остановил казни, испугавшись за жену
Массовый психоз стал распространяться и на соседние города, где тоже начались свои процессы. Для разоблачения ведьм приглашали всё тех же девушек из Салема.
Тем временем происходящее стало пугать даже тех, кто изначально инициировал процесс. Священники заявили, что видения жертв в качестве доказательств использовать нельзя, поскольку это могут быть козни дьявола с целью опорочить невиновных.
Статья по теме
Пакт, как и у всех в Европе. Имел ли право СССР договариваться с Гитлером?
Губернатор Массачусетса Уильям Фипс, изначально давший добро на суд над ведьмами, ввёл запрет сначала на вынесение смертных приговоров, а затем и на новые аресты. По некоторым данным, сделал он это по личным причинам: девочки обвинили в колдовстве его собственную жену.
Из-под стражи были освобождены 28 человек, а для рассмотрения дела пятерых оставшихся был сформирован Верховный суд штата Массачусетс. В мае 1693 года все оставшиеся фигуранты дела «салемских ведьм» вышли на свободу.
Настало время подводить итоги. 19 человек были повешены, один умер под пытками, до пяти человек, по разным данным, скончались в тюрьме, а всего через заключение прошли от 150 до 200 человек. Четырёхлетняя Дороти Гуд провела в тюрьме восемь месяцев и лишилась матери.
Анна Гёльди — последняя ведьма Европы
К концу 18 века в Швейцарии состоялось свыше 5 тыс. судов над ведьмами. Такому усердию могли позавидовать итальянские, германские и французские инквизиторы. При этом особой изобретательностью их швейцарские коллеги не отличались: пытали и казнили осуждённых тогда везде одинаково. Больше всего процессов прошло в кантонах Вале, Фрибург, Невшатель и Во. В Швейцарии к обезглавливанию была приговорена и горничная Анна Гёльди, которую называют последней ведьмой Европы.
Текст объявления о поимке Анны. (wikipedia.org)
В 1782 году служанку обвинили в колдовстве и отравлении ребёнка — дочери её хозяина. Девочка поправилась после увольнения Гёльди, но на неё объявили настоящую охоту и вскоре арестовали. Под пытками она созналась в сговоре с дьяволом, который явился к ней в образе чёрной собаки. Исследователи выяснили, что Гёльди долгое время была любовницей своего работодателя — судьи Иоганна Якоба Тшуди. Женщина пригрозила рассказать об их связи, когда с ней захотели прекратить отношения. Но хозяин быстро придумал, как избавиться от надоевшей горничной, чтобы не рисковать карьерой и инициировал судебное разбирательство.
Через 200 с лишним лет после казни Гёльди была реабилитирована парламентом Швейцарии. В память об этом деле и неправосудном приговоре была издана специальная книга. Про неё также сняли несколько художественных фильмов и открыли в её честь музей.
О ведьмах настоящих
Экстрасенсы о салемских ведьмах говорят, что этот феномен интересовал ни одного ученого современности. Также им был интересен и сам процесс охоты на ведьм в принципе. Причем выдвигали самые нереальные версии:
- с одной точки зрения, это был своеобразный процесс искоренения ереси в церкви;
- с другой точки зрения, это было не что иное, как галлюцинации, побуждающие к активным кровавым действиям, вызванные отравленными посевами зерна.
Вот только на сегодняшний день точного объяснения происходящему невозможно дать.
Так были ли в городе Салем настоящие ведьмы? Подобные мистические настроения навевают некоторые эпизоды истории, произошедшей в Салеме.
Слова эти были пророческими. В 1717 году у терзателя случились кровоизлияния внутреннего характера, и он буквально захлебнулся собственной кровью.
Но если говорить о ведьмах, как об исчадиях истинного ада, то лучше всего на роль эту будут подходить сами маленькие девочки…как они могли додуматься о расправе над собственными друзьями и, в частности, над собственными родителями (так пострадали отец и мать Абигайль).
Экстрасенсы о Салеме говорят, что больше всего поражает полная вера в праведность свершенных деяний. Неужели никто из судей не усомнился в том, что маленькие девочки не могут судить…почему вера в их слова была столь велика?
Салемский процесс – это один из самых масштабных процессов общей агрессии и слепоты за всю историю человечества.
Если есть казнь, должны быть и ведьмы
Коллективное бессознательное уверенным шагом чеканит землю и время, нанизывая на нить разные страны, эпохи и общества. Это сила, которая соединяет человеческие поступки и отсутствие причины их свершения, которая хоть как-то смягчает при падении удар логики об асфальт повседневной реальности. История за время существования человечества успела собрать целую коллекцию, подтверждающую могущество этого явления массовых истерий, предрассудков, верований или страхов. Даже самым необъяснимым событиям прошлого при помощи этой тёмной силы можно найти объяснение, потому что оно, как минимум, кроется в этом самом общественном архетипическом неосознанном страхе, ведущем к необъяснимым, глупым и фатальным поступкам.
Историей с сомнительными мотивами, граничащими с откровенным идиотизмом, фанатизмом, садизмом и ещё рядом слов той же тематики с данным суффиксом, является легенда о салемских ведьмах, которая окутана тёмной вуалью колдовских тайн, средневекового невежества, сериалов, фильмов и костюмов на Halloween. И вот почему рьяная борьба с прислужницами чёрного козла на самом деле является одним из ярчайших проявлений симбиоза юнговского бессознательного и цепочки пресловутых случайностей.
Салем (или Сейлем) — один из старейших городов Новой Англии, основанный в 1626 году переселенцами из Европы. Они были протестантами-пресвитерианами, и в своей коммуне сразу постарались внедрить порядки религиозного Средневековья с характерным гонением еретиков и подозрительным отношением ко всему необъяснимому или красивому. Само название города происходит от слова «шолом» — «мир» в переводе с иврита, что сейчас для нас звучит как тонкая ирония. Но тогда никто из жителей небольшого тихого поселения не мог и предположить, что это место навсегда войдет в историю как одно из самых жутких. Конец 17-ого века был действительно тяжёлым для Салема: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, неурожай, суровые зимы. Царь, которого можно было бы обвинить во всех бедах, там никогда не правил, поэтому поселенцы-протестанты, недолго думая, списали все беды на нечистую силу и происки дьявола. К тому же в 1641 году в штате Массачусетс, где Салем и расположен, была установлена смертная казнь за колдовство. А если есть казнь, значит должны быть и ведьмы.
Прислужники Сатаны оказались людьми исполнительными и не заставили себя долго ждать. В январе 1692 года одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Пэррис – племянница и дочь городского священника – стали вести себя крайне странно. Они кричали, корчились от боли, речитативом произносили рифмованные отрывки на непонятном языке, прятались по углам, принимали жуткие позы и всё время жаловались, что их кусает и колет кто-то невидимый. Когда преподобный отец Пэррис пытался читать молитвы, девочки начинали визжать ещё сильнее и затыкали уши. Скоро тот же недуг поразил и их подружек, в том числе и одиннадцатилетнюю Анну Путнам. В феврале того же года доктор Уильям Григгс, после долгого анализа симптомов и изучения научно-медицинской литературы тех лет, в восторге от собственной компетентности ставит единственно верный диагноз: одержимость колдовством. К слову, в этих самых книгах артрит советовали лечить микстурой из соскобов со свежего человеческого черепа, белого вина и трав, которую следовало пить при полнолунии, что, например, английский король Джеймс I и делал. А популярные в 1670-ых годах капли Годдарта, названные так в честь изобретшего их химика, состояли из смеси черепного порошка с собачьим молоком и лечили практически все болезни от эпилепсии до похмелья.
Деревня с проблемами
Жизнь в деревне Салем была нелегкой. Почвы не отличались плодородием, так что урожаи редко радовал фермеров. А новые земли приходилось отвоевывать у индейцев, которые периодически устраивали ответные атаки. Мрачные жители Салема привыкли воспринимать все невзгоды как испытания, посланные Богом. Но все это не делало их добрее друг к другу. Даже среди соседей-пуритан из ближайшего города (он тоже назывался Салем, что иногда создает путаницу) жители деревни слыли угрюмыми и неприветливыми. Дети воспитывались в крайней строгости, им запрещалось играть (вместо этого следовало охотиться, рыбачить или овладевать ремеслом). Женщины находились в полном подчинении у мужчин и считались созданиями, изначально греховными по своей природе. Понятно, что ни о какой музыке, танцах и прочих светских увеселениях речи не шло.
«Городских» жители деревни Салем недолюбливали. Также они не хотели подчиняться городскому священнику и добились того, чтобы им назначали своего собственного пастора.
Правда, тут же обнаружилась проблема — бережливые до скупости салемцы совершенно не желали платить своему духовному лидеру зарплату. Поэтому первые трое пасторов не задержались на невыгодном месте. В июле 1689 года новым священником Салема стал Сэмюэль Пэррис.
Пастор Сэмюэль Пэррис — организатор Салемского процесса.
Увы, у него отношения с населением тоже не сложились. Жители деревни были недовольны буквально всем. Тем, что он дает плохие советы. Тем, что он неспособен решить споры, возникающие внутри общины. Наконец, тем, что он купил слишком роскошные подсвечники и сосуды для Святых Даров. Спустя 2 года службы Пэрриса община Салема единодушно решила прекратить выплачивать ему деньги и потребовать его отзыва из прихода. Однако лидеры пуританской церкви Новой Англии уже устали от несговорчивости салемцев. Да и желающих ехать служить в столь проблемное и неуютное место как-то не находилось. Поэтому Пэррис остался на своем месте.
Пуритане о сверхъестественном
По представлениям пуритан человеческой душе в момент рождения предопределяется, куда она попадет – в рай или в ад. Изменить место назначения нельзя, но можно отыскать вокруг себя указующие на божью волю знаки. В пуританских религиозных традициях отсутствуют многие привычные православным элементы: святые заступники, иконы, святая вода. Защитить себя от зла они могли единственным способом – молиться. Но молитвы не спасали от ведьм. Так появилось понимание, что с уличенными в колдовстве можно справиться единственным способом – физически уничтожить их.
У пуритан ведовство считалось по большей части женским занятием. В головах этих строгих аскетов женщина была более похотливой и менее стойкой перед влиянием дьявола, чем мужчина. Надо понимать условия жизни тогдашних пуритан – из Англии в Новый свет они бежали из-за религиозных гонений. Протестанты-фундаменталисты хотели поселиться в чистом от пороков месте, но оказались на землях язычников-индейцев. Даже свой город они назвали Салем в честь Иерусалима. Дохристианская Америка была территорией дьявола, и она подлежала очищению. Зажжение огня истинной веры не обошлось без уничтоженных ведьм – считающие себя добропорядочными христианами люди через три с лишним столетия выглядят не иначе как крайне жестокими глупцами.
Ведьмы в Массачусетсе
Пуритане не только расчетливы, бережливы и трудолюбивы. Людям, которые много и тяжело работают, лишают детей игрушек и с малых лет учат тех ремеслам, свойственна прижимистость и скверный характер. В Салеме, как и во всех подобных общинах, пастора выбирали сами горожане, они же платили ему жалование. Однако фермеры были слишком скупы, и желающие заботиться о такой пастве находились с трудом. Два пастора подряд ушли со своих постов, отработав по два года. За ними пришел Сэмюэл Пэррис, в семье которого и начались проблемы, спровоцировавшие салемскую охоту на ведьм.
В начале 1692 года дочь и племянницу пастора (9 и 11 лет) поразил странный недуг. Девочки катались по полу, корчились в странных позах и издавали пугающие звуки. Пэррис попытался прочитать им молитву, но больные стали кричать, затыкать уши, убегать и прятаться под мебелью.
Девочек осмотрел доктор. Он постановил, что детей заколдовала ведьма – подобный случай несколько лет назад описывал в своих трудах выпускник Гарварда и священник Северной церкви Бостона Коттон Мэзер. Когда начали искать ведьму, больные указали на рабыню по имени Титуба, прислуживавшую в доме Пэрриса. Она рассказывала детям о колдовстве.
Вскоре заболело еще несколько человек, и борцы с ведьмами стали работать активнее. Они арестовали трех женщин. Чернокожую (по другим сведениям – индианку) Титубу, нищенку Сару Гуд и одинокую больную вдову Сару Осборн обвинить в колдовстве было легко. Все подозреваемые долго не ходили в церковь, у них не было защитников, а Осборн еще и судилась с пастором по какому-то имущественному вопросу. У общества сомнений не оставалось – женщин справедливо обвиняли в колдовстве.
В марте арестовали еще 4 человек, в том числе, четырехлетнюю дочь Сары Гуд. Скучавшая по матери девочка сказала, что и она ведьма, и ее тоже бросили в тюрьму. Еще одна арестованная по имени Марта Кори открыто насмехалась над судом, потому что в колдовстве начали обвинять уже и добропорядочных прихожанок церкви. Смелого выражения своего мнения оказалось достаточно, чтобы угодить за решетку.
Первые убийства «салемских ведьм»
Пока суд вел разбирательство по делу девочек Пэррис – Салем содрогнулся от очередного потрясения. О своем плохом самочувствии заявили и другие дети города. Так как, Титуба была уже вне подозрения – начались поиски ее помощниц по «колдовскому делу».
Под подозрение попадали все неугодные обществу люди. Даже косого взгляда было достаточно, чтобы заподозрить человека в колдовстве
Особое внимание обращалось на людей, которые не были частью церковного прихода
В первую очередь горожане обвинили местную жительницу Сару Осборн, у которой практически со всеми были напряженные отношения. Следующей жертвой стала Марта Кори, которую арестовали после того, как она прилюдно придала сомнению слова девочек Пэррис.
Первый смертельный приговор был вынесен Бриджет Бишоп. Местной колоритной женщине со сварливым нравом. В суде защитник так и не смог защитить ее честное имя, что и повлекло за собой целую череду дальнейших смертей. Против женщины на стороне обвинения свидетельствовали муж ее сестры и красильщик. Второй успел упрекнуть Бриджет в том, что ее кружева являлись неподобающими как для приличной женщины. А уже десятого июня 1692 года Бишоп повесили.
История салемских ведьм
Холодным зимнем днем в начале 1692 года маленькая Лиззи Паррис и Эбигейл Уильямс – племянница преподобного Самуэля – начали вести себя странно, их самочувствие резко ухудшилось. Семья священника обратилась за помощью к городскому врачу Уильяму Григгсу.
В течение месяца Григгс наблюдал девочек, отслеживал динамику их состояния и пытался понять, что за непонятная болезнь поразила маленьких пациенток. Он искал лекарство, однако все попытки привести в чувства Лиззи и Эбигейл оказались тщетными. В то же время загадочный недуг начал поражать и других детей, которые дружили и общались с Уильямс и Паррис.
Отчаявшись, в середине февраля доктор Григгс сделал шокирующее заявление: Лиззи и Эбигейл не больны, но одержимы. По его мнению, девочками управляла некая ведьма или же сам Сатана желал забрать души невинных христианских детей. Свою теорию врач подкрепил информацией, взятой из книги 1689 года «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions».
Автором упомянутого пособия выступил преподобный Коттон Мазер (Маттер). Он был причастен к бостонскому судебному слушанию, итогом которого стал смертный приговор для Гуди Гловер. Так как преподобный имел дело с ведьмой, все изложенное в его труде воспринималось как чистая правда.
Заявление доктора Григгса повергло в шок жителей Салема. В конце XVII века страх перед магией и всяким колдовством был настолько силен, что история Лиззи Паррис и Эбигейл Уильямс спровоцировала начало салемской охоты на ведьм.
Кроме того, девочки охотно давали показания, рассказывая, что они постоянно подвергаются магическому воздействию. Их слова подтверждали и другие «заболевшие» дети.
Первой подозреваемой стала Титуба – служанка в доме Паррисов. Она действительно втайне от хозяев практиковала магию вуду и рассказывала детям на ночь страшные истории о колдовстве и кровавых обрядах.
Первоначально женщина отрицала свою вину, но позднее начала помогать следствию, подтвердила свою причастность к магии. Такие поступки в итоге помогли ей сохранить жизнь.
Титубу, о которой Эбигейл и Лиззи рассказывали ужасные вещи, вынудили испечь особый «ведьмин пирог» и скормить его бездомным псам. Жители Салема верили, что это поможет избавиться от колдовских чар, излечит детей. Однако результата не последовало, темнокожую служанку отправили в тюрьму, чтобы позднее вынести ей приговор.
Из-за того, что не только дочка Самуэля Парриса и его племянница оказались одержимыми, был сделан вывод, что в городе живет сразу несколько ведьм и колдунов. Потому после заключения Титубы под стражу расследование продолжилось.
Следующими жертвами салемской охоты на ведьм стали Сара Гуд, которую в городе недолюбливали, и пожилая смертельно больная Сара Осборн. Подозрения на Осборн пали ввиду того, что у не нее был скверный характер и она отказывалась переступать порог местной церкви уже более года.
Сара Гуд
Когда пострадавших от рук салемских ведьм детей привели на допрос и показали им задержанных, те стали плакать, кричать и утверждать, что именно Гуд и Осборн занимаются черной магией и мучают их. После таких детских заявлений первого марта 1692 года обе женщины оказались за решеткой.
Постепенно охота на ведьм и колдунов в Салеме начала походить на всеобщее помешательство. Уже к концу марта 1692 года любой, кто высказывал какие-то сомнения по поводу проводимых «зачисток» или косо смотрел на представителей паствы, попадал под подозрение.
К примеру, из-за резких неодобрительных высказываний в адрес якобы одержимых детей – «они просто лгут вам!» – в тюрьму отправили Марту Кори, назвав ее ведьмой салема.
К началу первых судебных заседаний по делу салемских колдунов и ведьм за решеткой оказались:
- Дороти Гуд – маленькая дочка Сары Гуд, заявившая, что она тоже ведьма; девочка провела в тюремной камере долгие восемь месяцев;
- Джон Проктор – владелец пивной лавки, первый мужчина в Салеме, кого официально обвинили в колдовстве и в связи с Сатаной;
- Бывший священник города Джордж Берроуз;
- Шестидесятилетняя хозяйка таверны Бриджит Бишоп;
- Сестры Ребекка Нерс, Сара Клойс и Мэри Исти;
- Старик Жиль (Жюль) Кори;
- Джордж Джейкобс и его внучка Маргарет Джейкобс, с которой быстро сняли обвинения, она стала выступать в качестве свидетеля, оклеветав своего дедушку;
- Филипп Инглиш, позже сумевший сбежать из-под стражи;
- Линдия Дастин, не дождалась приговора и умерла в камере;
- Роджер Тусекар, умерший в тюрьме;
- Мэри Блэк и многие другие «без вины виноватые» жители Салема.
В документах, связанных с салемской охотной на ведьм, указано, что под подозрение в общей сложности попало не менее двухсот человек. Из них двадцать человек приговорили к смертной казни, пять заключенных скончались за решеткой.
Упоминание в играх и музыке
Тематику колдовства и магии используют в играх и музыке разных стран мира. Игра „Ведьмы Салема“. Игроку предстоит примерить роль доброй ведьмы, основное задание которой — сохранить в целостности все драгоценные камни. Игра в жанре квест „Тайны прошлого. Основное задание игрока — раскрыть мрачную тайну, которая окутала город Салем в конце 17 века. С помощью подсказок призрака писателя Натаниэля Готорна , вы сможете узнать, что в действительности случилось в городе четыре века назад. Игрок должен помочь призраку избавиться от проклятия ведьм.
В 2012 году шведская студия Seatribe разработала многопользовательскую онлайн-игру Salem. Действия игры происходят в Новой Англии 17 века. Игроки выступают в роли колонистов Старого Совета. Здесь игрокам предстоит вести смертельные бои между собой. В Salem задействованы необычные системы ремесел, сельского хозяйства и строительства.
Американский рок-исполнитель Мэрилин Мэнсон посвятил песню „Cupid Carries a Gun“ сериалу „Салем“. Песня звучит на титульных страницах картины. Главному празднику города Салем — Хэллоуину посвящена музыка и песни. Одной из популярных композиций является „This is Halloween», автор Дэнни Эльфман. Американский исполнитель Monster в песне „Salem (The city of Witches)“ рассказывает о событиях города 1692 года.
Главная тайна до сих пор не раскрыта
Меньше чем за год на виселицу отправились 40 горожан и ещё 150 было заключено в тюрьму или подземелье. Кому-то удалось бежать, кто-то смог дождаться амнистии и отмены приговора в 1702 году, когда решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв этой кровавой трагедии. Вот только найти место захоронения «салемских ведьм» так и не удалось. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс, и сейчас это излюбленное туристами место, в котором фигурки ведьм можно встретить на любом углу и почти каждый дом является музеем, достопримечательностью или исторической ценностью.
Максимальную известность история салемских ведьм получила благодаря американскому писателю 19 века Натаниелю Готорну. Уроженец Салема посвятил теме религиозного безумия в родном городе два романа: «Алая буква», где он впервые приподнимает завесы тайны над жизнью предков-пуритан и рассказывает о дремучих предрассудках прошлого, привезенных из Европы в Новую Англию, и «Дом о семи фронтонах». Второй роман получился настоящим откровением, потому что в нём Готорн раскрыл семейную тайну. Оказывается, что прадед писателя, Джон Готорн, и был одним из тех самых средневековых судий, которые выносили смертные приговоры.
Однако самая главная тайна так и осталась не раскрытой до сих пор: зачем девочки изначально повели себя таким образом, открыв среди фанатичных протестантов сезон охоты на невинных людей. Было выдвинуто множество версий, объясняющих их поведение. Например, что виной всему могло быть заболевание детей особой формой энцефалита. Согласно другой версии, роковую роль сыграл фитопатогенный гриб Claviceps purpurea, который паразитирует не некоторых злаках. Весна и лето 1691 года были влажными и тёплыми, что благоприятствовало развитию патогена. Симптомы заболевания начали проявляться в декабре после сбора урожая, и прежде всего пострадали наиболее восприимчивые к токсинам категории населения: дети, подростки и старики. Многие страдали от эрготизма – отравления спорыньёй, попавшей в муку из зёрен ржи и некоторых других злаков. Это заболевание вызывает неконтролируемое сокращения мышц, сильные боли во всём теле, гангрену, умственное расстройство, агрессивное поведение, галлюцинации, а в конечно итоге может привести и к мучительной смерти. Однако в 17 столетии об этом ещё не знали и подобное отравление средневековым людям больше напоминало одержимость дьяволом, чем заболевание. Поэтому одно из названий эрготизма было «ergotismus convulsivus» – «ведьмина корча». Вполне логично связать процесс над салемскими ведьмами с этой эпидемией, которая закончилась после засухи в 1692 году, но успела забрать с собой 40 псевдоведьм. Девочки отравились спорыньей, содержащейся в хлебе, и под влиянием всех перечисленных симптомов запустили волну массового бессознательного страха. Поначалу они даже сами могли искренне верить в свои обвинения, ведь никак иначе их сознание не могло объяснить происходящее с ними, а потом, когда Анна, Эбигайль, Энн и Элизабет поняли, что натворили, было слишком поздно останавливаться и сознаваться, ибо тогда их ждала жестокая расправа. Солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова, порождая ложь за ложью. Ни у кого из них не хватило смелости признаться и остановить кровавое безумство.
Одним из документов, подтверждающим вышесказанное, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя в возрасте 26 лет:
«Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения».
Судебный процесс
В конце весны 1692 года по приказу губернатора Уильяма Фиппса был организован специальный суд – Court of Oyer and Terminer, который и занялся вынесением приговоров по делу салемских ведьм.
В число судей вошли: Уильям Стаутон – ярый борец с ведьмами, занимавший должность вице-губернатора и не имевший никакого юридического образования, Джон Хавторн, Питер Серджент и некоторые другие личности.
Первое обвинение вынесли Бриджит Бишоп. Свидетелями выступили не только «одержимые» дети, но и муж родной сестры Бриджит, несколько обычных жителей Салема, а также местный красильщик.
Бриджит Бишоп
Представители защиты не сумели убедить судей в том, что Бишоп не причастна к магии и что даже сам Люцифер не в состоянии поработить человека, забрать его душу, если человек того не пожелает.
Судьи без сомнений и споров признали женщину виновной и вынесли ей смертный приговор, который привели в исполнение в начале июня 1692 года. Бриджит Бишоп повесили на Висельном холме в городке Салем.
Следующей жертвой стала Сара Гуд. За несколько секунд до того, как петля стянулась на ее шее, обозленная женщина прокляла всех горожан Салема и особенно священника Ноэса, присутствующего на казни. Удивительно, но проклятие Гуд, гласящее о том, что Ноэс скончается, захлебнувший собственной кровью, исполнилось через двадцать пять лет.
Дальнейший процесс над салемскими ведьмами велся очень быстро. Судьи выносили сразу по несколько смертных приговоров за раз, основываясь в большей степени на «спектральных» или «призрачных» доказательствах. В эту категорию попадало все то, что не было материальным: слухи, рассказы, не задокументированные факты.
Указанный подход подвергался критике, в том числе и со стороны соответствующих инстанций из соседних от Салема городов. Ведь молва об охоте на ведьм уже давно разнеслась за пределы городка. Потому губернатор приказал действовать быстро, без промедлений и долгих разбирательств.
В середине июля 1692 года на эшафот отправилось еще пять женщин, в числе которых была Ребекка Нерс, ранее слывшая очень прилежной прихожанкой и ведущая праведный образ жизни. Первоначально большая часть судей ее оправдала, но Стаутон настоял на повторном рассмотрении дела и убедил всех, что Нерс – ведьма, заслуживающая смерти.
Первыми казненными мужчинами стали Джон Проктор и преподобный Берроуз. Проктор пытался добиться, чтобы его дело перенаправили для рассмотрения в Бостон, однако его просьба услышана не была.
Берроуз за несколько минут до повешения старался убедить всех в своей невиновности, без запинки прочитав «Отче наш». Но и такой поступок не вразумил судей и «обезумевших» салемцев, требующих расправы над «служителями Сатаны».
В середине августа на Висельный холм отправили шесть человек, включая Джона Проктора и бывшего салемского священника. В числе осужденных на смерть была также молодая жена Проктора – Элизабет. Ей удалось избежать казни только потому, что в тот момент она была беременна.
В течение сентября состоялось еще несколько массовых казней, 22 сентября привели в исполнение последний смертный приговор. В тот страшный день на Висельном холме расстались с жизнью Мэри Исти, Марта Кори, Элис Паркер, Маргарет Скотт и еще несколько человек.
За три дня до последнего публичного повешения умер престарелый Жиль (Жюль) Кори. Его не приговорили к виселице, а отправили на пытку, названную «forte ex dure».
Судьи хотели «выбить» из Кори признание, потому, устроив на его груди деревянную доску, на нее стали складывать тяжелые камни. Мужчина ни в чем не сознался, через двое суток встретив мученическую смерть.
Вероятно, расправа над людьми, именуемая судебным процессом над салемскими ведьмами, продолжалась бы еще несколько месяцев. Однако под обвинение попала любимая жена губернатора, потому Фиппс настоял на быстром роспуске специального суда. Почти всех оставшихся заключенных оправдали. Массовые аресты прекратились к концу осени 1692 года, но из тюрьмы людей освободили только в мае 1693 года.