Оглавление
Норманисты и антинорманисты
Споры о происхождении Рюрика появились из-за крайне скудных письменных свидетельств о родоначальнике русской княжеской династии. В «Повести временных лет» имя князя встречается лишь дважды — в сообщениях о его прибытии и смерти. Очевидно, что такой информационный вакуум рождает возможности всевозможных дискуссий, зачастую переходящих в откровенные спекуляции.
Варяги в Радзивилловской летописи, 15-й век. (ru.wikipedia.org)
Проблема Рюрика, столетия волнующая исследователей и общественных деятелей России, стала не только научным, но и политическим вопросом. Обсуждение происхождения первого русского князя является частью фундаментального спора «норманистов» и «антинорманистов», начавшегося в 18-м веке и связанного с именами крупнейших учёных, работавших в России: Михаила Ломоносова, Готлиба Байера, Герхарда Миллера и других.
Зачастую баталии на историческом фронте носили ярко выраженную политическую окраску: «норманистов» обвиняли в антипатриотизме, а «антинорманистов» — в излишней фанатичности. В последние десятилетия историки благодаря применению междисциплинарных подходов выдвинули более логичные гипотезы, касающиеся проблемы возникновения древнерусской государственности в целом и личности Рюрика в частности. Однако в непрофессиональном сообществе до сих пор существуют зачастую диаметрально противоположные мнения о том, кем же был первый русский князь и был ли он вообще.
Русский Властелин колец
Одна из самых удивительных историй связана с другим правителем Гардарики по имени Сигрлами. Этот князь тоже был потомком самого Одина, жил в 4 веке. С него начинается одно из самых удивительных сказаний – «Сага о Хервёр», которая стала одним из источников для писателя Джона Толкина, автора знаменитого романа «Властелин колец».
Так вот, однажды русский князь вынудил двух гномов Двалина и Дурина сделать ему лучший в мире меч, который бы рубил железо как ткань, никогда не ржавел и доставлял победу в битвах и поединках. Гномы сделали ему меч, вот только сказали: «Меч этот будет убивать человека всякий раз, как его извлекут из ножен. Им будут совершены три позорных деяния. Он станет твоим убийцей». Повелитель Гардарики назвал меч Тюрфинг. Он носил его всегда при себе и одерживал победы в боях и поединках, но, в конце концов, предсказания гномов сбылось. Конунг Сигрлами погиб от своего же меча во время боя с берсерком.
Впрочем, этот меч еще не раз мелькнет в сагах. После череды приключений меч оказывается у короля готов Ангантюра. И тот с ним вступает в великую битву на Дунхейде (р.Дунай), в которой войско готов остановила бич божий – гуннов.
Согласно саге, меч из варяжской Руси сыграл чуть ли не главную роль в этой победе. Это он спас Европу от беспощадных гуннов, которые так и не смогли оправиться от поражения. Эта сага является ценным источником о древних конунгах Гардарики, поскольку основана на древнейшей устной традиции. Даже готские имена в ней сохранились в форме, вышедшей из обращения после 390 года. Во второй части саги описывается грандиозная битва гуннов и готов в стране Ойум, где также находилась столица готов Археймар. Сражение закончилось победой готов.
Попутно упоминается и еще одна любопытнейшая история. Еще одного князя Гардарики звали Хандван. Он был правителем города Дюна на Ладоге. Эту неприступную крепость враги смогли взять, лишь прикрепив горящие куски ткани к лапкам голубей, которые подпалили город. Причем это случилось задолго до княгини Ольги, именно так и отомстившей древлянам.
Княжение в Новгороде
Предположительно, на русские земли прибыли братья Рюрик, Синеус и Трувор. Каждому досталась своя вотчина. Рюрик расположился в землях словен, и столицей у него стала Ладога, а позднее он перебрался в Новгород (Рюриково городище у истоков Волхова, рядом с современным Великим Новгородом).
По прошествии определенного времени правление варягов стало вызывать сильное недовольство. Вспыхнуло восстание, которое возглавил некто Вадим Храбрый. Восстание было подавлено, но, по легенде, погибли и братья Рюрика. Он присоединил их земли к своим и установил единовластие.
Это интересно: 1558,Правление Федора Алексеевича: кратко
Игорь, сын Рюрика: биография
На момент смерти первого новгородского князя в 879 году его сыну было около двух лет. Он был слишком мал, чтобы править, поэтому опекуном при нем был поставлен Олег. В некоторых древних источниках указывается, что он был братом Ефанды и родным дядей Игоря. Рюрик и Олег, краткая биография которых может уместиться в пару строк, прибыли в свое время на Русь вместе и князь всецело доверял своему верному ратнику.
Регент при малолетнем Игоре оказался не только храбрым воином, но и мудрым политиком, обладающим хитростью и гибким умом.
Именно последние качества помогли ему завоевать Киев, где правили варяги Аскольд и Дир, так как он их выманил из города и, показав на малютку Игоря, сказал, что править городом должен сын Рюрика, а не простые воины, не принадлежащие княжескому роду.
Затем Олег покорил все славянские племена, которые находились между Новгородом и Киевом. В 912 году регент умер. По легенде это произошло в результате укуса змеи, выползшей из черепа погибшего князя, о чем его в свое время его предупредили волхвы.
После смерти Олега на престол Новгорода воссел Игорь, отцом которого был Рюрик (биография представлена выше). В 25 лет он женился на Ольге, которая родила ему сына Святослава — отца Владимира Святого — Крестителя Руси.
Игорь был храбрым воином, но отличался жадностью и ненасытностью. Он облагал огромной данью подвластные ему народы, и во время одного из походов был схвачен древлянами, возмутившимися его поборами. Они привязали его и вершинам деревьев и разорвали на части.
Биография
Становление Рюрика
К сожалению, время рождения Рюрика не известно. Но известно, что он родился в Померании, на землях западных славян. Его имя происходит от вянского «Рарог» — сокол. В 808 году его отец, Готлиб, был убит на переговорах с германцами. По легенде, германцы казнили Готлиба на виду у защитников города Рерика (столица славянской Померании). Мать Рюрика, славянка Умила, закрыла его младшим братьям глаза, а Рюрик всё видел. И затаил он злость на германцев. Умиле с детьми: Рюриком, Синеусом и Труваром удалось бежать на остров Рюген. Там уже существовал город Аркона. Сведения о этом периоде его жизни очень неоднозначны, но известно, что он стал начальником варягов. Они воевали с германцами, датчанами и норманнами.
Вскоре после этого правитель восточных славян, словенский князь Гостомысл, начал подумывать о наследовании престола.
Призвание варягов
- Основная статья: Призвание варягов
Призвание варягов Гостомыслом
Вскоре перед Гостомыслом встал вопрос о наследовании престола. Так как наследников у него не было, то в 862 году он отправил своему племяннику послание, в котором говорил:
«Земля наша велика, а наряду в ней нет» (слово наряд нужно толковать, как государственность)
Однако добиться решения отдать престол Рюрику на Вече было нелегко. Тем более, что зять ничего не отвечал на послание Гостомысла. Но вдруг ему приснился сон, в котором на Восточную Русь пришёл княжить Рюрик и «разрослась земля русская до огромных размеров и покрыло державное дерево по всему миру». Вече согласилось призвать Рюрика. Последний долго думал но всё же согласился, приехав к умирающему Гостомыслу со своими братьями, Синеусом и Трувором. Так Восточная Русь поделилась на Новгородское (во главе с Рюриком), Белоозерское (во главе с Синеусом) и Кривичское княжество (во главе с Трувором).
Восстание Вадима Храброго
- Основная статья: Новгородское восстание (864)
Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей, которые стали строить там крепости, однако уже через два года после его вокняжение в Новгороде вспыхнуло восстание. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его дружины.
Восстание Вадима Храброго. Скриншот из анимационного телесериала «История Государства Российского»
Новгородский воевода, Вадим Храбрый, использовал недовольных, чтобы поднять восстание. Также им движило нарушениями условий договора о приглашении варягов новгородцами и формальная утраченная независимость. Однако восстание было подавлено варягами, сам он был убит Рюриком. В восстании не принимали участия «лучшие новгородские люди», что стало одной из причин его поражения. Восстание продлилось недолго — дружины Рюрика быстро разгромили армию восставшего воеводы и, судя по летописи, Вадим был убит.
Единовластие
По наиболее популярной версии, братья Рюрика, Синеус и Трувор, погибли при восстании Вадима Храброго. После их гибели Рюрик объединил Новгород с землями братьев и положил начало единовластию на Руси.
При Рюрике также началось завоевание свободных славянских и финно-угорских племён. Так в 865 году к Новгородской Руси присоединилась территория некоторых финских племён, которые добровольно переняли славянскую веру, язык и обычаи.
Поход на Царьград
- Основная статья: Русско-византийская война (860)
Были у Рюрика недовольные и в своем окружении. Недовольные князем Аскольд и Дир в поисках богатства отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси, которая в будущем станет оплотом Русского государства: Киевское княжество.
Собрав многочисленную дружину, Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев, ужас охватил всех. Такого не видел еще никто. Пощады не было никому — ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев.
Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.
Наследник
Согласно обычаям язычников Рюрик мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен, Эфанда, родила ему сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.
Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему воеводе Олегу.
Хронология событий
Позднее 850 г. Рождение Олега.
862 г. Дата летописного сообщения о призвании на княжение союзом славянских и финно-угорских племен династии варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Начало княжения Рюрика в Ладоге, Синеуса — в Белоозере, а Трувора — в Изборске. Прибытие Олега в составе отряда варягов на земли Северной Руси.
864 г. Смерть Синеуса и Трувора. Летописное указание на то, что «принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города». Рюрик вместе с дружиной обосновался в городище у истока Волхова.
Позднее 864 г. Участие Олега в военных походах князя Рюрика Новгородского.
Позднее 864 г. Женитьба Рюрика на «урманской княжне» Ефанде, сестре Олега.
Позднее 864 г. Восстание в Новгороде под предводительством Вадима Храброго против единовластия Рюрика. Возвращение Рюрика в Новгород. Убийство Рюриком Вадима Храброго и подавление восстания. Бегство многих «новгородских мужей» в Киев во избежание расправы.
Позднее 864 г. Подданные Рюрика Аскольд и Дир получают разрешение идти военным походом на Византию. Прибытие их в Киев и освобождение города от хазарской дани. Начало княжения Аскольда и Дира в Киеве.
Позднее 864 г. Рождение у князя Новгородского Рюрика и Ефанды сына Игоря.
865 г. Военный поход киевского князя Аскольда против Полоцка. Участие Олега в походе новгородского князя Рюрика против Аскольда. Сохранение Полоцка под протекторатом Рюрика.
Позднее 865 г. Войны киевского князя Аскольда с древлянами и уличами.
867 г. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов.
869 г. Поход киевских князей Аскольда и Дира на кривичей. Участие Олега в военном походе новгородской дружины против Аскольда и Дира.
Конец 860-х гг. Назначение Олега воспитателем Игоря.
874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе.
879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.
879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».
Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).
882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.
882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.
882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.
882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.
Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.
Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.
883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.
884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.
885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.
885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.
Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.
898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.
Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.
X-XII вв. Складывание древнерусской народности.
903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.
907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Оставление князя Игоря Рюриковича наместником в Киеве.
907 г. Заключение мирного договора с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией.
Позднее 907 г. Князь Олег получил прозвище Вещий.
909-912 гг. Военные походы русов на южное побережье Каспийского моря.
911 г. Поход князя Олега на Константинополь.
912 г. 2 сентября — Заключение мирного договора с Византией. Олег впервые назван «великим князем русским». В договоре Русь впервые упомянута как государство.
912 г. Смерть великого князя Киевского и князя Новгородского Олега.
Никоновские сведения
В Никоновской летописи по своему описано, как пришел к правлению князь Рюрик. Биография, отраженная в сводах, отчасти повторяет ранние источники и дополняет их новыми фактами. Патриарший (Никоновский) текст рассказывает, что новгородцы не сразу обратились к варягам, а хотели избрать правителя из местных народов, но потерпели неудачу. Призывы у варягов не сразу увенчались успехом, поскольку многие их них боялись крутого нрава местного населения.
Согласились лишь три брата, одним из которых был будущий князь Рюрик. Биография двоих братьев практически не отражена в записях – их постигла скорая смерть, а Рюрик правил в Новгороде с 864 года. В летописи рассказано, что новгородцы пострадали от крутого нрава призванного правителя и создали сопротивление. Бунт был жестоко подавлен, предводитель Вадим – казнен, многие новгородцы бежали в Киев.
Гипотеза идентичности с Рориком из Дорестада
Рорик из Дорестада, задуманный Х.В. Куккуком
Имя Рюрик является формой древнескандинавского имени Хререкр . Рорик Дорестадский был членом одной из двух конкурирующих семей, о которых франкские летописцы сообщают, что они правили зарождающимся датским королевством в Хедебю . Возможно, он был племянником короля Харальда Клака . Он упоминается как получение земли в Фрисландии от императора Людовика I . Он начал грабить соседние земли: он взял Дорестад в 850 году, напал на Хедебю в 857 году и разграбил Бремен в 859 году, в то время как его собственные земли были разорены в его отсутствие. Император пришел в ярость и лишил его всего имущества в 860 году. После этого Рорик исчезает из западных источников на значительный период времени. В 862 году, согласно русским источникам, Рюрик прибыл в восточную Прибалтику и построил Ладожскую крепость. Позже переехал в Новгород.
Рорик из Дорестада вновь появился во франкских хрониках в 870 году, когда его владения во Фрисландии были возвращены ему Карлом Лысым . В 882 году Рорик упоминается как мертвый (без указания даты смерти). Русская летопись помещает смерть Рюрика Новгородского в 879 году, на три года раньше, чем франкские летописи. Согласно западным источникам, правитель Фрисландии был обращен в христианство франками. Это может иметь параллели с христианизацией Руси, о которой сообщил Патриарх Фотий в 867 году.
Идея отождествления Рюрика Русского с Рориком Дорестадским была возрождена антинорманистами Борисом Рыбаковым и Анатолием Кирпичниковым в середине 20 века, но Александр Назаренко и другие ученые возражали против нее. Гипотеза об их идентичности в настоящее время не пользуется широкой поддержкой среди ученых, хотя поддержка «норманнского» (скандинавского, а не славянского) происхождения Руси возросла.
Князь Рюрик — русский швед
«Библия» норманистов — «Повесть временных лет» Нестора. Первым норманистом считается Пётр Петрей, который в 1620 году установил, что варяги на самом деле — потомки шведов. Вывод он сделал на основе анализа новгородских записей, которые попали к нему в 1611 году. «Отцом» русской норманисткой теории стал Готлиб Байер, который был убеждён, что Рюрик — чистый прусс. Даже название нации «русские» произошло за счёт удаления первой буквы «п».
Известным русским норманистом был Николай Крамзин, который в начале XIX века представил веские доводы в защиту своей теории. Помимо сходства имён князей со скандинавскими, он также упомянул о «варяжской гвардии». «Гвардия» существовала в Византии и набирали туда исключительно скандинавов, англичан и норманнов.
Кроме того, Карамзин подчеркнул важный нюанс в «Повести временных лет». Прародители славян жили на западных берегах Балтийского моря. Вместе с готами, англичанами и свеями. Вот и получается, что с точки зрения географии и лингвистики Рюрик — настоящий русский швед.
«Прибытие Рюрика в Ладогу». В. Васнецов
Синеус и Белоозеро
Современный Белозёрск находится не на том же месте, что древний город. В 14-м веке после разрушительной эпидемии чумы поселение перенесли на несколько километров — там и поныне стоит город, и он не имеет ничего общего с легендарным Синеусом.
Территория современной Вологодской области в 9-м веке была населена финно-угорским племенем весь, от которых произошли современные карелы и вепсы. Они имели тесные хозяйственные связи с восточнославянскими племенами и, по всей видимости, в определённой степени зависели от них политически. Значительные доходы гарантировала продажа пушнины, контроль над ними имел стратегическое значение, именно поэтому Синеус отправился вершить правосудие в эти земли.
Однако археологические раскопки, проведённые в окрестностях Белозерска в последние десятилетия, показали, что город возник не раньше 10-го века. Исследователи обратились к другим поселениям региона. Одно из самых значительных находилось на месте современного посёлка Городище — тогда оно называлось Крутик. Посёлок возник в середине 9-го века и был вовлечён в торговый путь из варяг в греки, что подтверждается археологическими находками, однако скандинавские артефакты относятся лишь к 10-му столетию — таким образом, пребывание в этом поселении викингов, которые были бы современниками Синеуса, не доказано.
«Сказание о призвании варягов» — летописная вставка уже 11-го века. К этому времени Белоозеро играло важную политическую и торговую роль в регионе. По всей видимости, именно поэтому это название появилось в тексте. Но соотнести его с легендарным Синеусом на данном этапе исторического знания невозможно. Можно лишь гипотетически предположить, что в бассейне Шексны существовали другие крупные поселения, где могла находиться княжеская резиденция.
Правление князя Рюрика на Руси 862-879 годы
Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород
Традиционно призвание славянскими племенами на княжение Рюрика с его братьями-варягами Синеусом и Трувором считается отправной точкой русской государственности.
Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.
Призвание варяговХуд. В. Васнецов (1909 г.)
Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.
Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.
Находки из Рюрикова городища Государственный исторический музей
Русский сокол
«Степенная книга», написанная по благословению митрополита Макария в царствование Ивана Грозного связывает происхождение русского царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья. Эта «августовская легенда» основана на «Сказании о князьях владимирских». Согласно этому сказанию, князь Рюрик происходил от древнеримского правящего рода. Римский император Август послал своего родича Пруса править на берега Вислы и Немана… Этот Прус и есть предок Рюрика.
«Прибытие Рюрика в Ладогу» Васнецов В. М.
Позднее новгородские старейшины по совету Гостомысла отправили в Прусскую землю послов и призвали оттуда правителя из того рода, восходящего к Августу. Новгородцы умолили править у них князя Рюрика, и тот явился с братьями Синеусом и Трувором и племянником Олегом. Кстати, некоторые ученые находят подтверждение тому, что Рюрик пришёл из Прусской земли. Сейчас разбираться не будем. Вполне вероятно, что Рюрик на пути из Вагрии, земли ободритов, мог некоторое время жить в Пруссии
Для нас важно то, что Пруссия для нас не чужая земля. На ней жили прусы
Здесь протекает река Русне, которая на средневековых картах именуется «Русс». Прусы это союз племён, жившей по реке Руссе, то есть по-руссы.
Кстати, одно
из племён называлось «вармийцы», что созвучно варягам. Вот так история отвечает
нам на непонятный на первый взгляд вопрос.
Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
И ещё одна
историческая параллель того времени. Территория Германской Демократической Республики
(ГДР) во многом совпадает с местами расселения славян в средневековье. И после
объединения Германии внутренне разделение на восточную (славянскую) и западную
части остаётся заметным.
Вот сколько
открытий и разъяснений приносит изучение происхождения князя Рюрика.
А теперь
вобьём последний гвоздь в гроб норманнской теории. Научный гвоздь.
По данным ДНК-генеологии в
России всего несколько человек имеют скандинавскую гаплогруппу. Среди ныне
живущих Рюриковичей их вообще нет.
Так что в сражениях концептуальной войны мы можем смело утверждать, что Русь создавали не иностранцы. И править в своей стране мы в состоянии сами. По своим российским русским законам. Рюриком славяне называли сокола. Так пусть же парит наш Рюрик высоко, оберегая родную землю.
Владимир
Анищенков
23 июня
2019 г.
Воскрешение Рюрика[править]
Модификация не пощадила ни Советский Союз, ни жизнь генерала Крылова. После поражения от Германии, раненый Крылов с оставшимися в живых офицерами его армии примыкают к новообразованной Центральносибирской республике, где им поручают новое задание — дать отпор анархической Сибирской Чёрной армии, где Николай Иванович снова терпит крах и предательство со стороны генерала Андреева, который отступает уже в Красноярск. Это, а также злоупотребление веществами разного рода тягостно влияют на разум старика и, после некого «сеанса» с литературой, посвящённой ранней истории Киевской Руси, в нём что-то резко изменилось. Так родился Рюрик II — князь Кемерово и будущий объединитель России.
Рюрика не существовало
Существует точка зрения, отрицающая существование Рюрика. Её чаще всего отстаивают филологи и текстологи, а автором этой гипотезы является известный русский учёный Алексей Шахматов, выдвинувший своё предположение в начале 20-го века. По его мнению, «рукою летописца управляли мирские страсти и политические интересы», а сообщение о призвании варягов учёный считал поздней вставкой.
Тезис Шахматова уже в советское время развил выдающийся отечественный учёный-филолог Дмитрий Лихачёв. В целом ленинградский исследователь не отрицал возможность происхождения великокняжеской династии «извне», однако он справедливо отмечал, что приглашение правителей «из-за моря» не оказало значительного влияния на складывания государственности на территории Древней Руси — местное население уже было готово к новому этапу своей истории. Тем не менее легенды о призвании чужеземцев для управления страной — сюжет не исключительный. Как отмечал Лихачёв, «династии большинства западноевропейских государств имели иноземное происхождение, но это не побуждало историков сомневаться в том, что государственные образования Западной Европы имели автохтонное происхождение».
***
Несмотря на многочисленные споры, само существование Рюрика не подвергается сомнению большинством исследователей. Кем бы ни был родоначальник великокняжеской династии, он действительно с отрядом сторонников действовал на северном отрезке «пути из варяг в греки» и стал лидером протогосударственного образования с центром в Ладоге, а позднее — и Новгороде. Споры же о происхождении Рюрика имеют зачастую политический характер и весьма косвенно связаны с серьёзными научными дискуссиямм.
Трувор и Изборск
Изборск обычно ассоциируется с могучей крепостью, которую европейцы называли «железным городом» — он становился причиной головной боли для немецких крестоносцев, вторгавшихся в пределы Псковской и Новгородской республик в Средневековье. Однако современный Изборск был основан лишь в 1330 году и имеет весьма опосредованное отношение к летописному, куда Рюрик отправил своего брата, Трувора.
В отличие от истории Синеуса и Белоозера, место, куда мог прибыть легендарный князь, можно локализовать. Речь идёт о Труворовом городище. Археологи датируют его 7-м веком — поселение было крупным племенным центром кривичей, которые, согласно «Сказанию о призвании варягов», участвовали в приглашении правителей из-за рубежа. Археологические раскопки, в отличие от вологодского Крутика, подтверждают присутствие в древнем Изборске варягов, хотя и в небольшом количестве. Другие же артефакты позволяют говорить о том, что Труворово городище было глубоко вовлечено в хозяйственные и торговые отношения Руси с соседними странами, а политическое значение центрального поселения кривичей не подлежит никакому сомнению.
Труворово городище. Современный вид. (wikipedia.org)
«Назначение» Рюриком своего брата или приближённого князем Изборска в этой связи выглядит вполне логичным и вызывает меньше сомнений, чем присутствие в центральном поселении племени весь Синеуса. А об имени легендарного Трувора туристам напоминает древний каменный крест, находящийся на территории старого кладбища.
Существовали Трувор и Синеус или нет, но они живут до сих пор в топонимике и народных преданиях. Поэтому, в определённой степени, братья Рюрика реальны, хоть и в людской памяти. Оба брата, согласно летописи, скончались в 864 году, после чего Рюрик стал единоличным правителем своего государства.
Датчанин
По первой версии «наш» Рюрик — это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».
Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.
Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.
Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.
Последствия правления
Умер князь Рюрик в 879 году, из наследников князь оставил единственного малолетнего сына Игоря, а его регентом и фактическим правителем Новгородских земель после смерти Рюрика стал Олег, который по одной версии приходился родственником князя, а по другой его близким соратником. При Олеге был захвачен и присоединён город Киев, позже он стал столицей древнерусского государства во главе с правителями из династии Рюриковичей.
Таким образом, князь Рюрик, годы правления которого датируются 862-879 годами, по одной из версий скандинавский, по другой западнославянский представитель княжеского рода, призванный править новгородскими землями. Наиболее известен Рюрик как основатель династии древнерусских правителей.
Русиланд, Аттила и Владимир Древний
Но имя еще одного легендарного конунга Русиланда сохранилось в «Саге о Тидрике Бернском», написанной во второй половине 13 века. Правителя звали Гертнит. Он потерпел поражение от конунга шведов и обязался платить дань. Спустя некоторое время конунг собрал большое войско и, разбив шведов, присоединил их земли к своей державе.
Перед смертью Гертнит разделил свои владения между тремя сыновьями. Русиланд (Русь) и Пулиналанд (Польша) достались младшему Вальдимару. Страной тот правил из Хольмгарда (Великий Новгород). Однажды правитель гуннов Аттила посватался к его племяннице. Получив отказ, он вторгся в страну и увез ее силой. В ответ Вальдимар совершил набег на землю гуннов и разорил ее. Решающая битва произошла у Полоцка и Смоленска, в которой Аттила победил и убил Вальдимара, а его брата Ирона, который до этого правил в Смоленске, сделал царем этих земель. Впрочем, из Иоакимовской летописи, достоверность которой многие ученые ставят под сомнение, известен еще один князь Владимир Древний, который вполне мог быть этим Вальдимаром.
Братья
Есть версия, что князья Синеус и Трувор на самом деле не существовали. Некоторые исследователи считают, что древнерусские летописцы не смогли понять перевод иноязычного текста, который повествовал о том, что Рюрик прибыл на Русь с дружиной (тру-вор’ом) и со своим «домом» (сине-хус’ом).
Что касается классической версии, то согласно ей Рюрик отдал старшему брату Синеусу Белоозеро, где жили племена чудь и весь, Трувору — город кривичей Изборск. После того, как они скончались, не оставив наследников, Рюрик присоединил к Новгороду их вотчины и в 864 году объявил его столицей всей Руси.
Версии происхождения
Есть множество версий, откуда появился князь Рюрик. Краткая биография и скудные сведения дают возможность историкам, лингвистам проявлять фантазию, опираясь на обрывки фраз, пространные или профессиональные трактовки древних источников и собственные знания. Варианты происхождения:
- Скандинавское. В пользу версии приводится созвучие с именем скандинавского правителя Рёрика Ютландского, несколько интерпретаций надписей на камнях с сопки Шуй, датируемых теми же годами, когда Рюрик правил в Новгороде.
- По еще одной версии, род варягов, из которых вышел Рюрик, французского происхождения, а, следовательно, полное имя русского правителя Рюрик Фрисландский.
- Балтийское происхождение. Некоторые ученые утверждают, что Рюрик происходит от народности, заселявшей остров Руян (ныне Рюген). В пользу версии говорит история о том, что Рюрик пришел на Русь через Ладогу.
- Славянское происхождение. При изучении «Повести временных лет» становится понятно, что между князьями из варягов и древними народностями Руси нет языковых отличий, все понимали друг друга без переводчика, названия древних городов понятны и сегодня – Белоозеро, Ладога, Новгород и т. д. Гумилев утверждал, что варяги – это не этнос, а профессия. В той же летописи есть фраза: «И от тех варягов прозвася Русская земля, новугородьци, ти суть людъе новогородъци от рода варяжъска». Т. е. получается, что новгородцы – славяне, а значит, и варяги тоже славяне.
Приведенный список версий происхождения первого русского князя далеко не полный. На право называться страной, из которой вышел правитель, претендуют шведы, германцы и прочие народы Европы. Историческая наука не пришла к единому мнению о происхождении Руси и появлении князей, споры ведутся постоянно, и, наверное, не затихнут даже после появления на свет нового документа. За давностью лет проследить с точностью, какова была биография Рюрика, не представляется возможным, к тому же многими историками ставится вопрос: а был ли Рюрик?
Единовластие
На объединенных землях Рюрик занялся внутренним обустройством созданного государства. Определил структуры управления, посадил своих наместников в Белоозере, Изборске, Полоцке, Муроме. При нем начинается активное строительство новых городов.
Внимание князя было обращено на усиление рубежей со стороны Балтики. И если от набегов викингов страдала вся Северная Европа и даже Англия, то на земли Рюрика не было ни одного нападения
Совершил Рюрик и южные походы. Он заключил мирный договор с Киевом, по которому тот выплатил ему выкуп. В 879 году история Рюрика закончилась.
Летописцы сообщают, что Рюрик был женат несколько раз. Примерно в 874 году в составе посольства он побывал в Норвегии. Здесь состоялось его знакомство с норвежской принцессой Ефандой. Свадьбу сыграли в Ладоге. Супруга родила Рюрику сына Игоря. Правой рукой и советником князя стал брат Ефанды Одда, который известен нам как Олег, в народе получивший прозвище Вещий. Всем им нашлось место в дальнейшей истории Древней Руси.