Краткая история древнего рима

Оглавление

Правление

Romulus-правитель был озабочен тем, как увеличить население города. Так как основную массу жителей на момент основания составляли мужчины (притом, далеко не лучшие категории населения – беглые рабы, каторжники, бродяги), соседние поселения не спешили породниться с ними.

Поэтому правитель пошел на хитрость: во время городского праздника римляне просто захватили понравившихся женщин (в историю сей факт вошел как «похищение сабинянок»). Одна из сабинянок, Герсилия, стала женой самому основателю Рима, родив ему сына Авилия и дочь Приму.

Скандал тогда разгорелся нешуточный, вплоть до военных угроз со стороны соседних территорий. Долгая кровопролитная война, право за обладание лучшими землями, претензии на власть… Наконец, племена римлян и сабинян решили примириться.

Заключили меж собой соглашение два сильных правителя – Ромул и Тит Таций, правившие впоследствии вместе в течение шести лет (после смерти Тация в одном из походов Ромул стал единоправным царем). Сабиняне поселились на одном из семи холмов – Капитолийском.

Romulus становится первым, кто ввел новую систему правления – сенат. Свое многочисленное войско он делит на легионы, а из остального населения Рима выбирает лучших из лучших, дабы составить из них городской совет. Он называет их «отцами», потому что они заботятся не только о собственных сыновьях, но и о других жителях Рима.

Потомки будут называть их – патриции. Это будущие сенаторы, призванные решать основные вопросы жизнеобеспечения Рима.

Царь поделил жителей на патрициев и плебеев, задав тем самым задачи каждому из них – патриции решают вопросы насущные, плебеи занимаются земледелием и скотоводством. Однако каждый плебей был защищен законодательно, и каждый бедняк мог выбрать себе патрона – защитника (именно отсюда берет начало понятие патроната).

При Ромуле появляются свои праздники и обычаи. Убийство собственного брата (а Ромула долгие годы мучили угрызения совести за содеянное) послужило толчком к созданию Ромулом праздника Лемурий – в честь усопших.

Похищение сабинянок дает начало римскому обычаю похищать невесту перед свадьбой. А в честь женщин-сабинянок, которые примирили представителей двух племен – римлян и сабинян – Ромул установил праздник Матроналий.

Правил Romulus Римом около 38 лет. Но во время одного из походов Ромул исчез. Случилось это при странных обстоятельствах: по свидетельству Плутарха, на месте сражения вдруг возникла странная туча, появлению которой сопутствовали ветры и вихри. Народ в панике бежал с поля боя, но после того, как туча рассеялась, Ромула не нашли – ни живым, ни мертвым.

Римская мифология приписывала Ромулу чуть ли не вознесение на небо. Но часть историков склоняется к версии, что в результате заговора в Сенате Ромул был убит своими же соратниками.

Символ Рима

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.

Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Советуем посетить: экскурсию в Капитолийские музеи с лицензированным гидом в Риме и Ватикане Еленой Вязниковой

Миф о Янусе

У Януса, римского бога начала, было два лица, одно из которых отражало прошлое, а другое — будущее. Даже месяц Январь обязан своим названием Янусу. Более того, именно он отвечал за движения и изменения, происходящие во времени. Он сыграл важную роль в древнеримском мифе, например, когда Ромул похитил сабинянку, Янус появился в картине как спаситель. Он спас женщину, затопив путь к ней вулканическим горячим источником, который похоронил всех похитителей под пеплом и кипящей водой.

Существует бесчисленное множество мифов и историй римской цивилизации. Некоторые из них являются адаптациями из греческой мифологии. Но несмотря, ни на что, Древний Рим был колыбелью культуры, из которой будущие поколения развили свои собственные верования и мифы.

Отражение в легенде о Ромуле подлинных исторических событий

В легендарных сказаниях об основании Рима Ромулом, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины Ромула и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково. По мнению одних, это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа Ромулом на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ. Таким образом, Рим эпохи Ромула произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община в легендарную эпоху Ромула, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно, заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда о Ромуле характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе Ромула свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Легенда об основании Рима

После падения Трои в Лаций приплыли троянцы с Энеем. Их принял местный царь Латин. Эней женился на дочери Латина по имени Лавиния. После смерти Латина Эней стал царем над латинами и троянцами. Сын Энея Асканий-Юл построил город Алба-Лонгу после смерти отца и стал в нем царем. Позднее здесь воцарился Нумитор, но он был свергнут старшим братом Амулием, а его дочь Рея Сильвия стала весталкой. Весталки должны были давать обет безбрачия, за нарушение которого их заживо погребали. Рея Сильвия не смогла сдержать обет и вскоре у нее от бога Марса родилось два сына-близнеца: Ромул и Рем. Тогда Амулий решил избавиться от них и приказал бросить их в Тибр, но братьям удалось спастись — волна выбросила их на берег, где их подобрала и вскормила волчица. Позже детей нашел пастух, у которого близнецы жили до совершеннолетия. Когда Ромул и Рем выросли и узнали о своем происхождении, то они наказали Амулия и восстановили в правах своего деда. Вскоре они основали новый город, который в честь старшего брата назвали Римом (Roma). Но между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема, а город назвал своим именем.

Подобную трактовку легенды мы можем видеть у Плутарха, Дионисия Галикарнасского и Тита Ливия. В легенде нет исторического зерна. Легендарные сведения дают нам очень мало для изучения истории города. По мнению Белкина М.В., данная легенда включает в себя два пласта: с одной стороны, распространенный у многих народов миф, получивший литературную обработку, о таинственном происхождении и чудесном спасении героя, вскормленного каким-либо животным, с другой — фольклорные мотивы, объясняющие происхождение названий самого города, холмов, на которых был расположен Рим, различных праздников и обрядов. И в том и в другом случае, вероятно, действовал один герой-основатель города. Удвоение героя могло произойти тогда, когда два пласта объединились в одну легенду, но полного отождествления героев не получилось. Так возникла легенда о близнецах-Ромуле и Реме. В конце легенды один из героев должен был погибнуть — эта участь выпала Рему — так как по представлению римлян, и эпонимом, т.е. тем, кто дал свое имя городу, и носителем царской власти мог быть только один человек. Это мнение можно подтвердить при помощи археологических данных: найдено этруское надгробие V в. до н.э. с изображением волчицы кормящей одного ребенка. Хотя на известной бронзовой скульптурной группе Капитолийская волчица, которая сейчас находится в Риме в Капитолийском музее, мы можем видеть двух младенцев, но статуи Ромула и Рема были отлиты в XVI веке, предположительно мастером Антонио дель Поллайоло. Из вышесказанного мы видим, что версия о двух близнецах сложилась несколько позже. Ковалев С.И. считает, что легенда получила официальное признание в I в. н.э. в связи с желанием доказать божественное происхождение рода Юлиев, из которого вышла первая династия римских императоров. Этим объясняется роль, которую играет в легенде Асканий-Юл.

Этруское надгробие 5-ый век до н.э.

Капитолийская волчица. Lupa Capitolina. XII век. Капитолийские музеи, Рим

Индивидуальные доказательства

  1. Андреас Бендлин : Ромул . В: Новый Поли. Энциклопедия древности. Том 10, Метцлер, Штутгарт / Веймар 2001, ISBN 3-476-01470-3 , Sp. 1130–1133, здесь Sp. 1130
  2. Ганс Бек, Уве Вальтер: Ранние римские историки. Том I: От Fabius Pictor до Cn. Геллий (оригинальные тексты, перевод, комментарий) ( исследовательские тексты ). Дармштадт 2001, ISBN 3-534-14757-X , стр. 89.
  3. Адольф Ширмеру : Lykastus 3 . В: Вильгельм Генрих Рошер (Hrsg.): Подробный лексикон греческой и римской мифологии . Том 2.2, Лейпциг 1897, колонка 2174 ( версия ).
  4. Теодор Эйселе : Парразий 3 . В: Вильгельм Генрих Рошер (Hrsg.): Подробный лексикон греческой и римской мифологии . Том 3.1, Лейпциг 1902 г., столбец 1646 ф. ( ).
  5. Хельга Вэсс: Ограбление сабинянок из семьи Градениго. Последние исследования ранних работ Тинторетто. Поклонение отцам-основателям Венеции на неизвестной венецианской живописи периода после 1539 года. Schnell & Steiner Verlag, Passau 2000, ISBN 3-7954-1338-9 .
  6. Источники и анализы в Дэвиде Энгельсе : Postea dictus est inter deos acceptus. Магия погоды и цареубийство: на фоне обожествления древнеримских царей. В кн . : Гимназия . Том 114, 2007, стр. 103-130.
  7. Йоханнес Ирмшер (Ред.): Лексикон античности . VEB Bibliographisches Institut Leipzig, Leipzig 1987, ISBN 3-323-00026-9 , p. 507.
  8. Для обзора см. Katrin Dolle: Sabinerinnen. В: Питер фон Мёллендорф , Аннет Симонис, Линда Симонис (ред.): Исторические деятели античности. Прием в литературе, искусстве и музыке (= Der Neue Pauly . Supplements. Том 8). Мецлер, Штутгарт / Веймар 2013, ISBN 978-3-476-02468-8 , Sp. 819-834.
  9. Хельга Вэсс: Ограбление сабинянок из семьи Градениго. 2000 г.
  10. Брюс Линкольн: Индоевропейский миф о сотворении мира. В кн . : История религий. Том 15, 1975, стр. 121–145, здесь: стр. 138; См. Также Дуглас К. Адамс , Джеймс Патрик Мэллори (ред.): Энциклопедия индоевропейской культуры. Фицрой-Дирборн, Лондон / Чикаго 1997, стр. 129 f.
  11. Брюс Линкольн: Миф, Космос и общество. Cambridge MA 1986, стр. 66 и сл.
  12. Герхард Биндер: Отстранение королевского ребенка. Кир и Ромул. Издатель Антон Хайн, Майзенхайм-ам-Глан, 1964 г.
  13. Наму Джила: Мифы и традиционные верования о волке и вороне в Центральной Азии: примеры из тюркского У-Сун и монголов . В кн . : Азиатский фольклор. Том 65, номер 2, 2006 г., стр. 161–177, здесь стр. 172.
  14. Йоханнес Ирмшер (Ред.): Лексикон античности. VEB Bibliographisches Institut Leipzig, Leipzig 1987, ISBN 3-323-00026-9 , p. 507.
предшественник Офис преемник
Короли Рима 753–717 гг. До н. Э. Chr. Нума Помпилиус

Противостояние Ромула и Тита Тация

Сабиняне объявили войну Ромулу и двинулись на Рим. Однако поход был недолгим – серьёзной преградой стали крепостные сооружения на Капитолийском холме, так вовремя возведенные Ромулом. Долго пришлось сабинянам штурмовать укрепления, однако римляне не сдавались.

Взять крепость удалось хитростью – сабиняне подкупили дочь караульного, Тарпею, что открыла двери противнику. Девушка видела, что все сабинянские воины носят на левой руке чудесное украшение – тяжёлый золотой браслет. Взамен на свою услугу она потребовала отдать ей то, что воины Тита Тация носят на левом запястье.

Джамболонья «Похищение сабинянок»,1583 годМестонахождение: Лоджия Ланци, Флоренция, Италия

Однако, как известно, предателей не любит никто. Сабинянский царь был обрадован победой над римским отрядом, однако презирал корыстную женщину. Своим воинам он приказал бросить в неё не только браслеты, но и золотые щиты, что воители также носили на левой руке. Тарпея была погребена под золотом, расплатившись жизнью за свой гнусный поступок.

Узнав, что сабинянам удалось взять одно укрепление, Ромул двинулся с войском против врагов. Битва была долгой и изнуряющей. Из последних сил сражались воины каждой из сторон. Понимая, что Рим может пасть, Ромул простер руки к небу, моля Юпитера помочь им.

Джамбатиста Фонтана «Тарпея раздавлена сабинскими щитами», XVI векМестонахождение: Фонд Ахенбаха, Сан-Франциско, США

Когда отряды римлян и сабинян выстроились для нового боя, произошло нечто поистине невероятное. На поле боя выбежали женщины-сабинянки, что уже стали жёнами римлян. Они взмолились, обращаясь к своим соплеменникам и римским отрядам, прося прекратить противостояние.

На их руках были плачущие младенцы. Женщины не хотели терять своих родных, воинов Тита Тация, а отцы их детей сражались за Ромула. Могущественные правители приняли волю сабинянок, приняв решение править Римом вместе.

Жак-Луи Давид «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1798 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Предание о противостоянии Ромула и Тита Тация – один из самых необыкновенных легенд. Два непримиримых врага вынуждены были отбросить вражду ради блага их народов. Поразительно, но исход боя двух армий определили не сила и мощь вооружения, а женские слёзы и боязнь потерять своих близких, что были на каждой из сторон.

Миф о Юпитере и Ио

Жрица Ио была одной из смертных любовниц Юпитера, которая была известна своим поведением, похожим на Казанову. Юпитер влюбился в Ио и превратился в черное облако, чтобы он мог жить ближе к ней, прячась от своей жены Юноны. Однако Юнона не была женщиной, которую можно было обмануть. Она заметила черное облако и легко узнала в нем своего мужа. В тот самый момент, когда Юнона прибыла на Землю, Юпитер превратил Ио в белую корову, чтобы защитить ее от гнева своей жены. Несмотря на несколько попыток скрыть Ио, Юнона нашла белую корову и поставила ее под наблюдение Аргуса, у которого была сотня глаз, которые почти никогда не закрывались.

Чтобы освободить Ио, Юпитер послал своего сына Меркурия рассказывать Аргусу истории, пока тот не заснул. Меркурию удалось усыпить Аргуса, затем он убил его и освободил Ио. Зная все это, Юнона была так расстроена, что послала ядовитого овода ужалить Ио или белую корову. И только когда Юпитер поклялся никогда больше не преследовать Ио, Юнона была освобождена из заключения. После этого она отправилась в Египет, поселилась там и стала первой египетской богиней.

Знаменитая легенда

Согласно легенде, мальчики родились у Реи Сильвии, жрицы храма Весты. Задолго до этих событий, дед близнецов, царь Нумитор, благополучно правил городом Альба-Лонги. Был у Нумитора младший брат, Амулий, который отчаянно завидовал успехам старшего брата.

Заручившись поддержкой недобросовестных советников Нумитора, Амулий решил свергнуть брата с престола и занять его место. Это и случилось поздней ночью: подкупленная стража открыла ворота дворца и повстанцы захватили царя Нумитора.

Помимо этого, был схвачен и убит сын царя. Амулий быстро разделался со всеми неугодными ему придворными и занял престол.

Оставалась еще племянница Амулия, дочь Нумитора – Рея Сильвия. Со временем она могла выйти замуж и родить детей, которые имели бы возможность претендовать на трон. Этого Амулий допустить не мог.

Судьба Реи Сильвии была определена сразу – ее отправили жрицей в Храм Весты. Весталки не имели право выходить замуж и рожать детей, им суждено было на роду оставаться вечными девственницами. Подстраховавшись таким образом, Амулий избавился от всех предполагаемых наследников мужского пола и занял трон.

Однажды отправившись за водой, Рея Сильвия встретила в одной из пещер мужчину – им оказался Марс — отец Ромула и Рема. Не всегда Марс был богом войны – изначально он считался у древних римлян и этрусков богом плодородия.

Благодаря чуду Рея Сильвия родила спустя время близнецов, крепких мальчиков.

Услыхав об этом, Амулий пришел в ярость. Он только-только укрепился во власти, и тут возникла новая угроза в лице предполагаемых наследников. Амулий приказал доставить всех троих – мать и ее детей – во дворец, а затем вывезти их к Тибру и избавиться.

Мать Ромула и Рема — Рею Сильвию — столкнули в воду, по легенде она не утонула, а стала женой речного бога (по другой версии Рея Сильвия была заточена в темницу, где и провела остаток своих дней).

Младенцев, которым было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить. Но палачи просчитались – по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы.

Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного сильнее инстинкта хищника.

Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в сухую пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел – ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере.

В волчьем логове близнецы пробыли совсем недолго. Однажды детские голоса услыхал проходивший мимо царский пастух – Фаустул. Приглядевшись, он заметил волчицу и двух детей. Вернувшись, он рассказал об увиденном своей жене, Акке Ларенции.

У пастуха и его супруги было свое дитя, но ребенок умер в младенчестве, а после, долгое время у пары не было детей. Появление двух мальчиков супруги восприняли как дар небес. Возвратившись к пещере, супружеская пара забрала близнецов и стала отныне воспитывать их как своих. Одного из мальчиков нарекли Ромулом, другого – Ремом.

Мальчики росли крепкими и смышлеными детьми, быстро завоевав доверие местных жителей. Постепенно они создали свою команду, которая в случае необходимости защищала родные места, а порой и не гнушалась нападать на соседние деревни.

Легенда о Ромуле и Реме

Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в храм богини Весты. Но, несмотря на то, что у жриц не должно быть потомства, Рея Сильвия в скором времени родила мальчиков близнецов. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.

Узнав обо всем, Амулий сильно разгневался и приказал убить Рею Сильвию, а новорожденных выбросить в Тибр. Раб, выполнявший приказ, понес детей к реке в корзине. В это время на Тибре были большие волны из-за сильного половодья, и раб побоялся зайти в бушующую реку.

Волчица

Вода ушла, а мальчики выпали из упавшей корзины и стали плакать. На детские крики к реке вышла волчица, недавно потерявшая своих щенков. Она подошла к детям и материнский инстинкт пересилил инстинкт хищника. Волчица облизала детей и напоила их своим молоком. В наше время памятник волчице установлен в музее Капитолия, он является символом Рима.

Кто воспитал Ромула и Рема

Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Они направились в сторону Палатинского холма, к тому месту, где их когда-то нашла волчица. Здесь они решили построить собственный город. Однако в процессе решения: «где строить город?», «чьим именем его назвать?» и «кому править?», между братьями разгорелась очень сильная ссора. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Ромул разгневался  и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города!».

 Основание Рима

Затем Ромул заложил на этом месте город, начав с глубокой борозды, отмечавшей границы города. И назвал он город в свою честь – Римом (Roma). В начале, город был лишь группой бедных хижин из глины с соломой. Но Ромул очень сильно хотел увеличить численность населения и благосостояние своего города. Он привлекал к себе изгнанников и беглецов из других городов и совершал военные набеги на соседние народы. Чтобы женится, римлянин должен был украсть себе жену в соседнем поселении.

Похищение сабинянок

Так как большинство похищенных относились к племени сабинян, произошедшее стало известно в истории как Похищение сабинянок. Благодаря похищенным женщинам, Ромулу удалось объединить сабинян и римлян в одно целое, расширив, таким образом, население своего города.

Основные источники

Ливий , Дионисий и Плутарх полагаются на Квинта Фабия Пиктора как на источник. Другие важные источники включают Овидия «s FASTI и Вергилия » s Энеиду . Греческие историки традиционно утверждали, что Рим был основан греками, что восходит к логографу Гелланику с Лесбоса в V веке до нашей эры, который назвал Энея его основателем. Римские историки связывают Ромула с Энеем по родословной и упоминают предыдущее поселение на Палатинском холме , иногда приписывая его Эвандеру и его греческим колонистам. Для римлян Рим был институтами и традициями, которые они приписывают своему легендарному основателю, первому «римлянину».

Легенда в целом заключает в себе представления Рима о самом себе, его происхождении и моральных ценностях. Для современной науки это остается одним из самых сложных и проблемных мифов о фондах. Древние историки не сомневались, что Ромул дал городу свое имя. Большинство современных историков считают , что его имя является обратно-образование от названия города. Римские историки датируют основание города между 758 и 728 годами до нашей эры, а Плутарх сообщает, что друг Варрона Тарутий подсчитал, что 771 год до нашей эры был годом рождения Ромула и его близнеца. Традиция, по которой Ромул был далеким предком в лице полубожественного троянского принца Энея, получила дальнейшее развитие, и Ромул стал прямым предком первой императорской династии Рима . Неясно, являются ли рассказы о Ромуле или близнецах оригинальными элементами мифа об основании, или оба или оба были добавлены.

Ромул-Квирин

Римский денарий с Ромулом в роли Квирина

Энний (около 180-х гг. До н.э.) называет Ромула самостоятельным божеством без ссылки на Квирина . Римские мифографы идентифицировали последнего как изначально сабинское военное божество и, таким образом, отождествляли с римским Марсом . Луцилий называет Квирина и Ромула отдельными божествами, а Варрон дает им разные храмы. Изображения Квирина изображали его как бородатого воина, вооруженного копьем, как бога войны, воплощения римской силы и обожествленного подобия города Рима. У него был Фламен Майор по имени Фламен Квириналис , который курировал его поклонение и ритуалы в посвящении римской религии, приписываемой королевскому преемнику Ромула, Нуме Помпилиусу . Однако нет никаких свидетельств объединения Ромула и Квирина до I века до нашей эры.

Одна теория, касающаяся этой традиции, предполагает возникновение двух мифических фигур из более раннего, единственного героя. В то время как Ромул является героем-основателем, Квирин мог быть богом урожая, а Форнакалия — фестивалем, посвященным основным культурам ( пишется ). Благодаря традиционным датам из сказок и фестивалей они связаны друг с другом. Легенда об убийстве такого героя-основателя, захоронении тела героя в полях (встречается в некоторых источниках) и празднике, связанном с этим героем, богом урожая и основным продуктом питания, — это образец, признанный антропологи . Этот образец, названный « архетипом дема », предполагает, что в предшествующей традиции бог и герой на самом деле были одной и той же фигурой, а позже превратились в две.

Миф или реальность?

Кратко ее содержание сводится к одному: нынешнюю столицу Италии основали два брата, которых вскормила волчица. После смерти Рема Ромул приступил к основанию города. Он запряг в плуг быка с коровой и, погоняя их, сделал глубокую борозду, очертившую границу древнего Рима. Город был назван его именем. А Ромул стал его первым и пожизненным правителем.

Так звучит старинная легенда об основании города Рима. Ее рассказывают туристам, приезжающим в столицу Италии, но она не имеет ничего общего с действительностью.

Доказано, что город свое название получил вовсе не от Ромула – мифической личности, да и сама легенда об основании Древнего Рима была выдумана для того, чтобы хоть как-то объяснить его возникновение и название. Правда, в ней отражены и достоверные исторические события, к примеру, связанные с приблизительным временем возникновения итальянской столицы, о первых поселенцах, и об Альба-Лонге, которая существовала на самом деле.

Ученые-историки относят легенды об основании Рима к так называемым этиологическим. По их мнению, они были созданы с целью объяснить причину возникновения нынешней столицы Италии и ее названия. Поэтому сегодня научно принято считать, что не Рим получил свое имя от Ромула, а легенда о внуках Нумитора была выдумана для того, чтобы объяснить появление города. Общепринятая дата его основания — двадцатое апреля или одиннадцатый день перед календами мая. В древнеримском календаре так называли первое число месяца. Именно тогда римляне празднуют День города.