Оглавление
«Юридический сумбур»
Оксана Данчевская напомнила, что в 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство всем уроженцам Соединённых Штатов. Она не распространялась на одну-единственную категорию населения — членов индейских племён.
Три года спустя власти США приняли закон, который лишил индейские племена статуса «суверенных народов». Писатель и историк Юрий Стукалин рассказал в беседе с RT, что «ситуация с положением коренных жителей стала с юридической точки зрения сумбурной». По словам эксперта, индейцы находились под юрисдикцией правительства Соединённых Штатов, но при этом были лишены гражданских прав.
Также по теме
Системная изоляция: сможет ли коренное население Северной Америки покинуть резервации
260 лет назад на территории Северной Америки в районе местечка Шамонг была создана первая в истории резервация для индейцев. Так был…
Данчевская придерживается аналогичной точки зрения. Эксперт отметила, что «индейцы имели в этот период двоякий статус». Такое положение дел сохранялось более 50 лет.
«С одной стороны, их всячески притесняли и не считались с их правами, с другой — власти США постепенно развивали связанную с ними нормативную базу. Нужно отметить, что часть индейцев получила за это время гражданство благодаря воинской службе, заключению браков и ассимиляции», — подчеркнула кандидат культурологии.
По словам Данчевской, мощным катализатором процесса предоставления прав коренным народам стала Первая мировая война.
«Многие индейцы служили в армии, коренное население участвовало во всех войнах, которые вели США», — добавила она.
В 1924 году американский парламент по предложению конгрессмена Гомера Снайдера принял закон «О гражданстве индейцев». 2 июня его подписал президент Джон Калвин Кулидж — младший.
- Закон «О гражданстве индейцев», 1924 год
По словам Стукалина, гражданство коренным жителям дали, но до конца было непонятно, что с ним делать.
«Индейцев многие белые по-прежнему не считали за людей», — отметил историк.
Несмотря на то что формально вместе с гражданством коренные жители должны были получить все полагающиеся белым американцам права, на уровне штатов с этим возникли проблемы. Так, право голоса на всей территории США индейцы получили только в 1948 году, после Второй мировой войны.
В свою очередь, Данчевская рассказала, что после принятия закона о гражданстве индейцев власти США начали предоставлять коренным американцам некоторые льготы.
Так, индейцы получили социальную помощь от государства и налоговые льготы при осуществлении определённых видов деятельности, в частности в области игорного бизнеса.
«Ими могут пользоваться только члены племён, признанных на федеральном уровне. Но, во-первых, не все племена признаны, а во-вторых, не все индейцы могут доказать, что они являются членами племени», — подчеркнула эксперт.
Калифорния – известный район проживания индейцев
Западный кинематограф и популярная художественная литература очень часто рисуют картину проживания индейцев именно здесь – в Калифорнии. Это отнюдь не значит, что кантри-музыка и фильмы обманывают: такие же факты приводит и статистика.
Переписи населения Америки за прошлые десятилетий подтверждают, что большинство современных индейцев обитает в Калифорнии. Стоит заметить, что представители этой расы в данном мегаполисе уже давно смешались с остальным населением. За долгие годы большая часть из них утратили знание родного языка. Например, более 68% индейцев сегодня не знают ни одного языка, кроме английского. Лишь 20% отлично разговаривают на наречии собственного народа, как и на государственном.
Необходимо отметить, что калифорнийские краснокожие имеют определенные льготы, например, на образование и поступление в высшие учебные учреждения. Но предоставленными льготами большинство индейцев не пользуются. Сегодня среднее образование получают около 65% детей из индейских семей, а диплом бакалавра – всего 10%.
Пуэбло
Современные пуэбло являются потомками старинного и пришедшего в упадок народа анасази, который особенно интересен тем, что был довольно цивилизованным, в отличие от большинства североамериканских индейцев. Начав оседлую жизнь в VIII веке, уже к X-XII векам они испытывают культурный взлет, строят поразительные крепости и поселения в скалах и проявляют себя как прекрасные торговцы и земледельцы.
Однако золотой век анасази прошел, и выяснилось, что их культура возникла в очень неудачное время: за климатическим пиком произошел резкий спад, и местность из цветущей превратилась в пустынную. Древние пуэбло пришли в упадок, были атакованы кочевыми племенами и оказались практически уничтожены. Судя по раскопкам, голод привел к массовому каннибализму, а умерших было столько, что некому было их хоронить.
Интересные факты:
-
Пуэбло строили хорошо защищенные каменные башни. Индейцы навахо переняли эту технику и сами начали возводить такие башни, которые теперь носят название «пуэблито». Разрушить их проблематично даже из пушек, в чем убедились испанцы.
-
В стратегии American Conquest (от создателей тех самых «Казаков») пуэбло не строят отдельные здания — вместо этого у них есть один пятиэтажный хорошо укрепленный город-крепость, что, в общем-то, исторически достоверно.
Индейцы после второй мировой войны
Семейные отношения и семья у индейцев Соединенных Штатов после второй мировой войны претерпели существенные изменения, обусловленные всем ходом социально-политического развития страны и интеграцией коренного населения в американскую экономику. Это особенно проявилось с 60-х годов, когда начались бурный отток индейцев из сельского хозяйства в другие отрасли производства и связанное с ним быстрое увеличение доли городских жителей. Достаточно напомнить следующее: если к началу 60-х годов в сельском хозяйстве было занято свыше 33% коренных американцев, а в городах жило не более 26% их, то в 70-х годах соответственно — 2 и 50%
Наконец, важно подчеркнуть, что упомянутые обстоятельства привели к изменению социального состава индейского населения, которое из преимущественно мелких сельских хозяев превратилось в наемных работников. В 1980-х годах по найму работало более 80% коренных жителей США, тогда как двумя десятилетиями ранее — менее 35%.
Наиболее важной проблемой существования современной индейской семьи является устойчивость ее как особого социального института. Статистика показывает, что у коренных американцев в этом отношении ситуация достаточно стабильна: в 60-х годах семьи образовывали свыше 80% официально зарегистрированных индейских хаусхолдов, в 70-х — 82 и в 80-х — более 77%
Эти показатели, заметно превышающие общенациональные, в первую очередь связаны с весьма высоким уровнем брачности индейцев: в 80-х годах в браке состояли более 49% индеанок в возрасте старше 18 лет и почти 50% мужчин. Впрочем, средние данные по брачности варьируются в зависимости от возраста индивидов. В возрастной группе 18—25 лет число женщин, заключавших брак, в 1,5 раза больше, чем мужчин, что объясняется несколько более высоким в среднем возрастном вступлении в брак последних. В группах 26—35 и 36—45 лет показатели брачности у обоих полов почти одинаковы. После 45-летнего возраста доля женщин, состоящих в браке, начинает постепенно превышать аналогичную долю мужчин, причем в группе старше 65 лет довольно значительно — в 1,5 раза. Это объясняется более низкой средней продолжительностью жизни лиц сильного пола и как следствие — довольно большим числом (около 44 тыс.) овдовевших индианок, чья доля среди совершеннолетних женщин составляет почти 10%.
Падение престижа семьи и брака, затронувшее Соединенные Штаты Америки в истекших десятилетиях, коснулось, правда в меньшей степени, и коренных американцев. В начале 60-х годов доля лиц каждого пола среди индейцев, состоявших в браке, была выше, чем в начале 80-х — соответственно 55 и 61%.
Из факторов, подрывающих устойчивость семьи, следует выделить разводы, число которых постепенно увеличивается. В 1960 г. доля лиц среди коренного населения, состоявших в разводах, равнялась 4,7% у мужчин и 5,2% у женщин. К 1970 г. эти показатели увеличились до 6,3 и 9,3%, а к 1980 г. достигли 10,5 и 14,1%. Конечно, они более низкие; чем у остальных жителей Соединенных Штатов, однако тенденцию к росту количества распавшихся браков у индейского населения отрицать нельзя. Но более серьезная проблема здесь, на наш взгляд, заключается в резком увеличении числа юридически неоформленных разводов среди актов такого рода. Если в 60-х годах подобные случаи носили единичный характер, то в 80-х на их долю пришлась без малого 1/3 всех разводов, причем число женщин, брошенных своими мужьями, превышает аналогичный показатель для мужчин в 2,4 раза.
Североамериканские индейцы
Где сегодня обитают индейцы Северной части Америки? Напомним, что данная территориальная область представляет собой два масштабных государства, а именно США и Канаду.
Области обитания индейцев:
- субтропики на представленной территории;
- прибрежные районы северо-западной части материка;
- Калифорния – это знаменитый штат, где живут индейцы;
- юго-восточная часть Соединенных Штатов;
- территория Великих равнин.
Основными видами деятельности индейцев является охота, рыбалка, собирательство и заготовка ценного меха. Более 60% современных индейцев проживают в крупных штатах и сельской местности по всей территории США. Остальные, как правило, живут на территориях государственной резервации.
Резервации индейцев в США карта
Коренные жители живут в разных частях страны. На их территории находятся многие красивые и уникальные места. Например, путешественников привлекают водопады Хавасу, Каньон Антилопы и Долина Монументов.
Лучше всего посмотреть сколько резерваций индейцев в США на карте. Больше всего их проживает в Калифорнии, Оклахоме и Аризоне.
Самая крупная резервация охватывает штатов Аризоны, Юты и Нью-Мексико. Она принадлежит многочисленному народу навахо. Интересный факт: получить сертификат крови может любой человек, кто докажет свою принадлежность к народу. Для признания достаточно иметь четверть крови навахо.
Законодательную власть осуществляет Совет нации навахо. Законопроекты утверждает непосредственно министр внутренних дел Америки.
Навахо больше всех нацелены на сотрудничество с правительством. Например, язык навахо знают только члены племени. Представители этой нации работали шифровальщиками в период Второй Мировой войны. Противники так и смогли расшифровать послания, которые навахо отправляли друг другу.
PainPine Ridge Indian Reservation – резервация оглала
Пайн-Ридж — индейская резервация племени оглала. Она располагается в юго-западной части штата Южная Дакота, США. Здесь находится место бойни при Вундед-Ни в 1890 году, которая положила конец индейским войнам.
Сейчас средний возраст проживающий в Пайн-Ридж индейцев составляет 21 год.
Воспитанием подрастающего поколения занимаются дедушки и бабушки. Многие представители племени оглала-лакота стали алкоголиками или наркоманами. Ущерб местной экономике причиняют стихийные бедствия.
В 2007 году он и его единомышленники сожгли американские паспорта. Минс умер в 2012 году, но его Республика Лакота стала символом антиамериканского сепаратизма.
Племя чикасо (Chickasaw Nation)
Чикасо были одним из «Пяти цивилизованных племён». Они продали земли в 1832 году. Сегодня их нация проживает на территории штата Оклахома. Племя признано правительством. По численности занимает 13 место.
После чокто, чикасо были самым многочисленным народом в Миссисипи
Они отстаивали свою независимость в постоянных войнах с другими индейцами и с переселенцами из Европы. Чикасо постоянно воевали, поэтому подготовка мальчиков начиналась с детства.
Индейцы участвовали в Гражданской войне. Они выступили за англичан и нападали на американцев. Они сдались только после принятия Закона о переселении. Тогда племя перекочевало за Миссисипи.
Ирокезы в наше время
Сегодня численность ирокезов составляет около 125 тысяч человек. Они стараются сохранить свою культуру и продолжают отстаивать свои права. К счастью, времена войн европейцев и индейских народов позади, однако ирокезы мечтают воплотить в жизнь надежды их предков.
Главная цель общин – независимость для их края со столицей в поселении Онондага. Отношение к ирокезам по-прежнему нельзя назвать однозначным. Немало людей считают их жестокими и кровожадными, чему, по правде говоря, способствовали произведения американских авторов, старавшихся показать индейские народы в негативном свете.
Современные ирокезы значительно отличаются от своих предков. Известно немало случаев, описанных в литературе, когда ирокезы проявляли коварство и непомерную жестокость к противнику. Воины прошлых столетий были хитры и изворотливы, нередко прибегали к пыткам и даже каннибализму. Ирокезы нашего времени – мирные жители США и Канады.
Роберт Гриффин «Ирокез с ракеткой для лякросса», 1998 год
Большинство из них является христианами, однако это не мешает индейцам сочетать свою веру с обрядами предков. Так, например, ирокезы часто зазывают добрых духов, а главным своим защитником считают жилище – тот самый «длинный дом».
Но не стоит забывать, что к моменту появления европейцев ирокезы уже построили собственное государство, развивали культуру и преуспели в военном деле. Прозвище дикарей” они получили лишь потому, что их обычаи значительно отличались от тех, какие были у белых чужеземцев.
Ирокезы продолжают развиваться как народ, однако не забывают о прошлом и традициях своих племён. Интересно, что и сегодня есть семьи индейцев, что помнят о своих мифических прародителях, в образах которых выступают животные.
Их изображения считаются мощными оберегами и талисманами, которые раньше могли защитить воина во время сражения, а сегодня помогают своему обладателю найти удачу. Подобные верования возвращают нас ко временам тотемизма, то есть к заре появления человечества. Пройдя через жизненные испытания, ирокезы доказали, что память о прошлом не менее важна, чем вера в будущее.
Расскажите о первой нации (индейцах)?
Все мы так или иначе знаем историю индейцев: как вырезался их народ и как захватывались земли. Однако, смирившись с участью, они в итоге подписали договор – отдав свою землю, индейцы получили все возможные блага цивилизации и бонусы от правительства. Вы поймете, к чему я веду, но здесь будет небольшая, но важная заметка: нельзя судить нацию по маленькой группе людей. И я надеюсь читатели будут об этом помнить.
Итак, логично, что полицейских отправляют туда, где они требуются. С недавних пор, провинция Саскатчеван является одним из лидеров по тяжким преступлениям в стране. И живя среди людей в моей резервации, я понимаю почему.
Фото: www.peterballantyne.ca/communities/sandybay.html
Получив бесплатное жилье (они давно не живут в вигвамах и не скачут на конях, а жаль), денежные пособия, медицинскую страховку и прочие прелести жизни, индейцы, забывая свои корни и традиции, со временем стали деградировать. Работу они предпочли выпивке, а охоту – чипсам.
Индейцы, с которыми мне пришлось столкнуться, в 95% случаев алкоголики, наркоманы и дебоширы. Мужчины и женщины пьют здесь беспрестанно. Даже беременность не является резонной причиной остановиться, в виду чего каждый второй ребенок рожден с алкогольным синдромом. Хуже, когда в состоянии алкогольного опьянения они начинают выяснять отношения. Драки, изнасилования и убийства уже не повергают в шок, а являются неотъемлемой частью наших обсуждений прошедшего дня за ужином.
Самые запомнившиеся мне истории:
- Мать напилась и буянила в доме с друзьями. Когда дочь попросила ее быть потише, она начала душить девочку, после чего укусила ее за щеку. У матери был СПИД, дочь под угрозой заражения.
- Мальчик 14 лет постоянный гость в полицейском отделении: выбил однокласснику глаз из рогатки – ребенок лишился зрения на один глаз; поджег другому однокласснику волосы; кидает камни в дома учителей, разбивает машины.
- Заправка не работает. Владелец осужден за изнасилование.
Тем не менее, я хочу отметить, что среди всего этого безобразия, есть и приличные люди. Несколько представителей первой нации работает в полицейском отделении, кто-то стрижет газоны и расчищает зимой дорогу, а некоторые дети летом собирают ягоды и бегают по домам, продавая их. В такие моменты, это место почти похоже на нормальный город.
Помимо прочего, существуют и обычные поселения с людьми первой нации. Обычные резервации, где все живут в мире и покое, каждый при работе от фермерства до офиса. Поэтому я напомню: все люди разные.
Ирокезы
Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.
В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное — у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.
Современный дед-ирокез
При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.
Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)
В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов — ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.
Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.
Интересные факты:
-
Ирокезы не носили соответствующую прическу — она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.
-
Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».
-
Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США — британцы. Быть союзником ирокезов — плохая примета.
История
Став штатом в 1850 году, Калифорния была обязана по закону разрешить правительству Соединенных Штатов поддерживать все формальные отношения с племенными общинами. Поскольку предыдущее мексиканское правительство Калифорнии не имело официальных отношений с индейцами после Закона о секуляризации 1833 года, который закрыл католические миссии испанской эпохи , большинство из 150000 выживших племен либо стали слугами владельцев ранчо Калифорнии, либо мигрировали на восток, в горы Сьерра, либо в на севере, где они смешались с другими не-миссионерскими племенами, которых Мексика оставила в покое.
Фермеры и золотодобытчики Калифорнии требовали, чтобы индейцы и другие «инопланетяне» были обложены высокими налогами или удалены с золотых приисков. В 1851 году, в то же время, когда Соединенные Штаты создавали Государственную земельную комиссию в соответствии с требованиями Договора Гваделупе-Идальго 1848 года с Мексиканской Республикой для проверки законности земельных грантов ранчо Калифорнии, предоставленных гражданам Калифорнии до 1846 года, правительство также создало при военной поддержке, в результате которой 134 из более чем 300 индейских племен штата подписали 18 договоров, по которым их суверенные права были переданы в обмен на 7,4 миллиона акров земель «резервации», разбросанных по всему штату.
Карта Калифорнии 1896 года с указанием земель и резерваций индейцев (исконных народов)
Между 1851 и 1865 годами Калифорния выполнила желание своих граждан: изгнать племенные общины с их исконных земель военной силой по всей Калифорнии. Соединенные Штаты согласились с этими действиями, вместо того, чтобы использовать свои ресурсы, чтобы остановить государство от этого периода геноцида в Калифорнии, который был узаконен Законом о защите индейцев 1850 года
США Бюро по делам индейцев , которые первоначально входили в составе департамента США войны , в конечном итоге установить четыре оговорки, предусмотренные Конгресс, а затем позже дополнительные участками земли , переданную различные индиец миссии , расположенных в основном в Южной Калифорнии. В 1896 году Смитсоновский институт подготовил отчет, в котором задокументированы все исторические события с указанием даты и племени земель, взятых из США или созданных ими резерваций.
Лариса Миллер задокументировала, как в 1903 году Ассоциация индейцев Северной Калифорнии (NCIA) обратилась к президенту Рузвельту с ходатайством о покупке федеральных земель для тысяч бездомных индейцев по всему штату, поскольку «титул и право собственности на эту прекрасную землю никогда не прекращались». Их кампания привела к повторному открытию 18 договоров, подписанных 134 бандами калифорнийцев, и отмене сенатского приказа о секретности 18 января 1905 года.
Карта Калифорнии 1896 года с указанием земель и резерваций индейцев (исконных народов)
Бюро американской этнологии Соединенных Штатов готовило ежегодные отчеты для Смитсоновского института по различным вопросам коренных американцев (коренных народов). В своем 18-м ежегодном двухтомном отчете они опубликовали полный список всех сборов (уступок), договоров и оговорок США до 1896 года. Отчет был составлен Чарльзом К. Ройсом, а 122-страничное введение — Сайрусом Томасом. судебные иски в связи с действиями, на которых основывались свои действия Соединенные Штаты, с акцентом на решение Верховного суда США по доктрине открытия 1823 года .
Тон вступления задал Томас:
«Его масштабы давали широкое поле для амбиций и предприимчивости всех, а характер, низкий культурный статус и религиозные верования аборигенов позволили извиниться за то, что считали их народом, над которым высший гений Европы мог бы по праву претендовать на господство. Поэтому правители Старого Света без труда убедили себя в том, что они сделали достаточную компенсацию туземцам, даровав им блага цивилизации и христианства в обмен на контроль над ними и их страной ».
Отчет включал цветные карты для каждого штата, по две для Калифорнии, с пронумерованными областями (также в цвете) для обозначения каждой уступки или резервирования. Их можно использовать для определения местоположения земли.
Геноцид индейцев в США
Расширяя границы своих территорий, молодое государство пользовалось доктриной открытия. Подразумевалось, что у аборигенов нет прав на земли. Они могут только проживать, но не владеть. Право собственности может быть только у более цивилизованных народов.
Согласно этой доктрине с 1830 года началось изгнание индейцев с родных мест
Правительство забирало экономически выгодные участки, плодородные земли. Навязывались невыгодные коренному населению договора. Освоение Нового света проходила через истребление народов.
Геноцид включал в себя:
принудительная стерилизация женщин;
выселение в непригодные для жизни места;
аресты и лишение жизни;
запреты на поклонения богам предков;
внедрение чуждых ценностей.
Перед коренным населением поставлен нелегкий выбор: переехать в города или остаться в резервациях. В первом случае индейцы ассимилируют, а во втором – сохранят культуру. Современные резервации индейцев в США никого не удерживают насильно.
Им выплачивают колоссальные компенсации за тяготы, которые пережили предки. Но тяга к независимости прослеживается очень четко и явно. Америка для них – это захватчик. Большинство не желает становиться гражданами чужой страны.
Чтобы вы посоветовали будущим иммигрантам?
Подумать тысячу раз, взвесить все плюсы и минусы, а также запастись терпением, поддержкой и валерьянкой. Иммиграционный процесс (документы и бумаги) – самый легкий этап иммиграции. Куда сложнее влиться в общество, где все новое и чуждое. Сколько бы раз вы не посещали страну, будучи туристом, когда вы прилетите сюда на ПМЖ, это будет совсем по-другому. Вы увидите все подводные камни, столкнетесь с непониманием и различиями менталитета, языковым барьером, новыми порядками и правилами
То, что дома казалось знакомой маловажной обыденностью, здесь окажется испытанием. Здесь все иначе – от получения водительских прав до аренды квартиры
Самое важное — помнить, зачем вы это делаете и ради чего. Потому что ответ всегда одинаков и прост: ради себя и своего будущего.
Контакты Вероники
Инстаграм: www.instagram.com/life.by.nika