Реставрация мэйдзи: путь к современному государству

Оглавление

Масштабы вызова и поиски ответа

Первый японо-американский договор 1854 г. был заключен всего на 12 лет позже первого неравноправного договора, который Китай подписал с Великобританией по итогам первой опиумной войны (1842 г.). Казалось бы, «китайская модель» западной экспансии имела все основания стать и «японской моделью». От открытия портов — к разрушению национальной экономики дешевыми западными товарами. От появления иностранных сеттльментов — к «аренде» национальных территорий и созданию западных анклавов. От свободы миссионерской деятельности — к периодическим вооруженным интервенциям для «защиты порядка и законности». Тем более, что Япония, разумеется, не располагала ни человеческими, ни экономическими ресурсами, сопоставимыми с потенциалом империи Цин.

Как представляется, разница между Китаем и Японией в этот переломный для обеих стран момент заключалась прежде всего в том, как политические элиты двух стран оценивали баланс рисков и возможностей при выборе своей стратегии. Консервативная элита дряхлеющей Цинской империи почитала высшей ценностью «стабильность» и на протяжении нескольких десятилетий пыталась всеми силами сохранить статус-кво. Групповые интересы на излете династии Цин часто доминировали над национальными, индивидуальные — над групповыми. Первая попытка по-настоящему системных реформ в Китае была предпринята только в самом конце века (т.н. «сто дней реформ» молодого императора Цзайтяня в 1898 г.), да и то была быстро подавлена могущественной бюрократией и вдовствующей императрицей Цыси. За упущенное во второй половине XIX века время Китаю пришлось расплачиваться падением династии, а также многочисленными иностранными интервенциями и смутами, занявшими половину следующего столетия.

history.com
Казнь самураев — участников восстания 1877 г.

Японская элита (или, по крайней мере, наиболее активная ее часть), напротив, быстро осознала, что попытки сохранить «стабильность» любой ценой, игра на удержание статус-кво — это и есть самая рискованная стратегия, грозящая потерей всего. Поэтому неизбежные и немалые риски, связанные с переменами, воспринимались как меньшее из двух зол. Возможно, такое отличие было связано с тем, что японская элита болезненнее, чем китайская, чувствовала свою ущербность и уязвимость по отношению к Западу, острее ощущала конечность отрезка времени, отпущенного потомкам Ямато на модернизацию. Китаю потребовались долгие десятилетия и великие потрясения, чтобы избавиться от своих великодержавных иллюзий и объективно оценить свое растущее отставание от Запада, тогда как в Японии это понимание пришло очень быстро, и в этом понимании есть личная заслуга и личное мужество молодого императора Мэйдзи и его ближайшего окружения.

Отречение от власти последнего, пятнадцатого сёгуна Ёсинобу, ликвидация сёгуната как института, устранение с политической арены клана Токугава и восстановление императорской власти в декабре 1867 г. были хотя и самыми яркими, но не самыми существенными переменами эпохи Мэйдзи. Замена одной властной группировки (сёгунской) на другую (императорскую) могла означать революцию в умах японцев, но сама по себе она еще не создавала предпосылок для технологического, экономического и социального прорыва. Она лишь изменила соотношение сил между великими державами, претендующими на «особые отношения» с Японией: Франция, традиционно делавшая ставку на сёгунат в Эдо, оказалась в проигрыше, а Англия, традиционно поддерживавшая императорскую власть в Киото, существенно усилила свои позиции

Значительно более важное событие, на наш взгляд, произошло через три месяца, когда император Муцухито Мэйдзи принял свою знаменитую «Высочайшую клятву в пяти статьях», которая и стала основой всей его последующей деятельности.

Пункты этой клятвы, подписанные 832 представителями высшей японской знати, сводятся к следующему:

1.       Управление народом должно сообразовываться с общественным мнением (отказ от абсолютизма и обещание демократизации в будущем).

2.       Люди высших и низших классов, без различия, должны быть единодушны во всех начинаниях (отказ от сословности и уравнение подданных в правах).

3.       Военные и гражданские чины, а также и все остальные могут проявлять личную инициативу (отказ от господства ритуалов и поощрение предпринимательства).

4.       Отжившие обычаи следует устранить, а управление должно идти по «Пути Неба и Земли» (фактически — заявка на создание правового государства).

5.       Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета (отказ от изоляционизма и поощрение заимствований за рубежом).

history.com
Портрет Императора Мейдзи, 1888

Гражданская война

По возвращении сёгуном Токугава Ёсинобу государственной власти Императору, в Японии было сформировано новое правительство. 3 января 1868 он провозгласил указ о реставрации прямого Императорского правления. Согласно этому документу сёгунат Токугава ликвидировался, а управление государством переходило в руки Императора и его правительства. На совещаниях этого правительства было принято решение лишить экс-сёгуна всех рангов, титулов и большей части землевладений. Против этого решения выступили сторонники ликвидированного сегуната. Япония оказалась расколотой на два лагеря и вступила в гражданскую войну. По японской традиции 1868 год именовался «годом земляного дракона» — потому то разразившаяся гражданская война и была названа войной Босин — буквально «Война года земляного Дракона».

В конце января сторонники бывшего сёгуната попытались захватить Киото и восстановить свою власть в стране. 27 — 30 января 1868 в битве при Тоба-Фусими их разбило немногочисленное, но модернизированное войско Императорского правительства. Сайго Такамори повёл победоносную императорскую армию на северо-восток Японии, что привело к капитуляции Эдо в мае 1868. Последний объявил экс-сегуна врагом трона и двинул свою армию на восток до города Эдо, основной цитадели сёгуната. 3 мая 1868 Императорские силы заняли Эдо без боя.

В течение лета-осени они воевали в Северной Японии против Северного союза, выступавшего на стороне сёгуната. Он был окончательно разгромлен в ноябре того же года с падением замка Айдзу-Вакамацу. После того, как Ёсинобу капитулировал, большая часть Японии признала императорское правление, но ядро сторонников сёгуната, возглавляемых кланом Айдзу, продолжало сопротивление. После затяжного сражения, продолжавшегося месяц, клан Айдзу наконец признал своё поражение 23 сентября 1868, после чего масса юных самураев из отряда Белого Тигра (Бяккотай) совершила самоубийство. Через месяц Эдо был переименован в Токио и началась эпоха Мэйдзи.

В финальной стадии войны адмирал флота сёгуната, Эномото Такэаки, с остатками флота и несколькими французскими советниками бежал на остров Хоккайдо и организовал там республику Эдзо, объявив себя президентом. 27 июня 1869 перед правительственными войсками капитулировали отряды самопровозглашенной республики Эдзо во главе с Эномото, которые оборонялись в пятибастионной крепости города Хакодатэ на острове Хоккайдо. Таким образом за полтора года Императорское правительство смогло подавить оппозицию вооруженным путем и вернуть Японию под власть Императора.

Алфавитный список довоенных политических партий

Это частичный список политических партий в Японской империи до Второй мировой войны.

  • Айкоку Кото , 1874-1874 годы, основанный Итагаки Тайсуке
  • Айкокуша , 1875 и 1878–1891, основал Итагаки Тайсуке
  • Вечеринка Дзиюто : организована Итагаки Тайсуке и Гото Сёдзиро
  • Кенсейкай 1916-1925, основанный Като Такааки
  • Кенсейто 1889-1910, основанный Окума Сигенобу и Итагаки Тайсуке
  • Кокумин Домей : 1932-1940, основал Накано Сэйго
  • Коммунистическая партия Японии (1922–1925; до 1935 в подполье) Ямакава Хитоши и Фукумото Кадзуо
  • Нихон Мусанто : 1937-1937, основал Сузуки Мусабуро
  • Нихон Роно : 1926-1928 гг.
  • Риккен Дошикай : 1913-1916, основал Кацура Таро
  • Риккен Минсейто : 1927-1940, основал Хамагути Осачи
  • Риккен Кайсинто : 1882-1896, основал Окума Сигенобу
  • Риккен Сэйюкай : 1900-1940, основал Ито Хиробуми
  • Риккен Тейсэто : 1882–1883, основатель Фукуичи Геничиро
  • Роде Ниминто : 1926-1928 гг.
  • Шакай Миншуто : 1926-1932, основал Абэ Ису
  • Шакай Тайсюто : 1932-1940, основал Абэ Ису
  • Шимпото : 1886–1889, основал Окума Сигенобу
  • Tōhōkai : 1936-1940, основал Накано Сейго

Обратите внимание, что в этот список не входят ультранационалистические организации, которые (хотя и имели политическую повестку дня) не принимали непосредственного участия в избирательном процессе, выставляя своих собственных кандидатов на государственные должности. Точно так же этот список не включает политические фракции в японских вооруженных силах, которые также не были настоящими политическими партиями.

Земельно-налоговая реформа

Главнейшей задачей Императорского правительства в построении новейшей Японии было создание надежной финансовой системы. Основным источником пополнения государственной казны был земельный налог в виде натурального оброка, который веками платили японские крестьяне своим господам. После того как были ликвидированы ханы, правительство взяло на себя их долговые права и обязательства, поэтому пополнять бюджет деньгами было чрезвычайно сложно. Поэтому власти взялись провести земельную и налоговую реформы, с целью стабилизировать японские финансы.

В 1871 году Императорское правительство разрешило создавать новые пахотные участки на нетронутых землях, а в следующем 1872 был отменен запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Владельцы недвижимости получили сертификаты на владение землей, в которых указывалась цена участка. Система сертификатов ликвидировала традиционную общинную форму землевладения. 28 июля 1873 на базе этой системы Императорское правительство начало земельно-налоговую реформу, которую завершило в 1880 году. В результате реформы вместо нестабильного урожая критерием налогообложения стала стабильная цена на землю, а собственники земельных участков превратились в налогоплательщиков. Земельный налог следовало платить деньгами в размере 3% от стоимости земельного участка. Горные леса и участки, которые использовались членами общины совместно, были огосударствленные как ничейные. Эти преобразования обеспечили стабильное наполнение государственной казны и способствовали развитию товарно-денежных отношений в регионах. Однако, с другой стороны, они вызвали новую социальную дифференциацию и увеличили налоговое бремя на селе и, как следствие, стали причиной крестьянских волнений.

Император Муцухито: клятвы пяти пунктов

Император Муцухито уже через три месяца своего правления объявил программу, которая и послужила началом кардинальных перемен в жизни Японии. Программа получила название «Клятвы пяти пунктов» и гласила:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Новым для Японии была не только программа правителя, но и его поведение. Император стал появляться на публике, покинул дворец, чтобы лично возглавить войско, путешествовал по стране. В 1868 году он переименовал город Эдо в Токио («восточная столица»), а 15 октября был коронован в Киото. После церемонии и провозглашения новой эпохи Муцухито отправился в Токио и, встречаясь с населением, щедро угощал их сакэ. В 1889 году Токио был провозглашен столицей.


16-летний император в пути из Киото в Токио. (wikipedia.org)

Теперь правителю предстояло заняться изменениями в стране, чтобы она могла конкурировать с европейскими государствами. Управлял Японией государственный совет министров, был введен пост премьер-министра. Император присутствовал на заседаниях, но редко выступал, доверяя своим подчиненным. Кроме сёгуната была упразднена и прежняя система административного деления. Вместо княжеств вводились 72 префектуры. Князья (даймё) должны были отдать земли императору добровольно, в противном случае их отнимали силой.

В 1868 году были уничтожены цехи и гильдии, японцам предоставили свободу выбирать себе профессию. Население могло беспрепятственно передвигаться по стране, вводилось равенство всех сословий перед законом, устанавливался единый поземельный налог, армия стала перестраиваться на европейский манер. Бывшие княжеские войска, состоявшие из самураев, теперь подчинялись военному министру, милитаризация страны шла быстрыми темпами, вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Отдельно от армии была организована полиция.

Развивалось сообщение внутри страны, была построена первая железная дорога между Токио и Иокагамой, между этими же городами в 1877 году была проведена телефонная линия. В Японии приняли закон об образовании, который вводил школы по французскому и немецкому образцу, — теперь мальчики и девочки учились вместе. В Японии открывались университеты, создавались педагогические институты. Была проведена земельная и налоговые реформы, полным ходом шла индустриализация.

Жизнь японцев изменилась. На смену деревянным домам пришли каменные, появилась мода на европейскую жизнь и стиль одежды. В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь. В крупных городах возникали газеты и журналы. Япония развивалась и обретала могущество, постепенно она стала требовать пересмотра ранее заключенных кабальных торговых договоров на международной арене. Закономерным итогом многочисленных реформ правительства Мэйдзи стал проект Конституции. Документ не только определял статус императора и органов власти, но также закреплял перечень прав и свобод обычных граждан. Конституция вступила в силу в 1890 году.

Эпоха Мэйдзи оказалась для Японии переломной. Из отсталой аграрной страны империя превратилась в государство, которое могло конкурировать с европейскими державами на равных и даже диктовать свои условия. Мэйдзи заложил путь развития страны вплоть до Второй мировой войны. Все это стало возможным благодаря руководству императора Муцухито. Он скончался 30 июля 1912 года и лучше всего о нем написала газета «Нью-Йорк Таймс», охарактеризовав итоги революции и всех последующих лет: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Политика реформ нового правительства Мэйдзи: упразднение княжеств и переход к префектурам

Опасавшиеся, что правительство придёт к краху при сохранении сложившейся ситуации уроженец княжества Тёсю Кидо Такаёси и выходец из княжества Сацума Окубо Тосимити решились на заговор с целью ликвидации всех княжеств, для чего собрали в Токио военные силы численностью 8 тысяч солдат из Сацумы, Тёсю, Тоса, и в июле 1871 года, опираясь на эту армию, объявили об упразднении княжеств и учреждении префектур с освобождением от должности глав княжеств и назначением на руководство префектурами губернаторов. Глав княжеств собрали в Токио; где им и было велено проживать.

Поскольку это было поистине революционным преобразованием, Кидо и Окубо ожидали ожесточенного сопротивления, но вопреки ожиданиям, перемена не всколыхнула волну протеста, и переход от княжеств к префектурам прошел весьма гладко. По всей видимости, это было в большой степени обусловлено тем, что новая власть выразила намерение сохранить жалованье княжеским самураям и взять на себя задолженности княжеств. Как бы то ни было, княжества были ликвидированы, и новое правительство добилось успеха в политическом объединении страны. После этого новая власть в короткий срок решительно осуществила разительные перемены в жизни общества. По возможности быстрая модернизация и строительство «богатой страны с сильной армией» предпринимались для того, чтобы не допустить её принудительной колонизации.

Инициаторы ликвидации княжеств и учреждения префектур Кидо Такаёси (слева) и Окубо Тосимити (цифровая коллекция Национальной библиотеки парламента)

Правительственная реформа

Одновременно с административной реформой шли преобразования в структуре правительства. За основу новой исполнительной вертикали была взята структура японского правительства VIII века. С 15 августа 1869 правительство делилось на три палаты: главную, левую и правую. Главная палата выполняла функции кабинета министров. В ее состав входили большой государственный министр, левый и правый министры, и советники. Левая палата была законодательной органом власти и совещательным органом при главной палате. В состав правой палаты входили восемь министерств, которые руководствовались министрами и их заместителями. Большинство постов в правительстве занимали выходцы из бывших ханов Сацума (Сайго, Окубо Тосимити, Курода Киётака), Тёсю (Кидо Такаёси, Ито Хиробуми, Иноуэ Каору, Ямагата Аритомо), Тоса (Итагаки Тайсукэ, Гото Сёдзиро, Сасаки Такаюки) и Хидзэн (Окума Сигэнобу, Оки Таката, Соэдзима Танэоми, Это Симпо), образовавшие в нем так называемые ханские фракции. Главные должности занимали столичные аристократы, такие как Сандзё Санэтоми и Ивакура Томоми.

Стивенсоновский «Ёсида Торадзиро» и истинный образ «человека долга»

Хотя, как уже говорилось выше, первая биография Ёсиды на японском появилась только в 1890-е, биографический очерк о нем, на английском языке увидел свет уже в 1880, и написал его никто иной, как Роберт Льюис Стивенсон, автор «Острова сокровищ», «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» и других произведений. Стивенсон познакомился в Эдинбурге с Масаки Тайдзо, бывшим учеником Сёина, и был тронут до глубины души рассказами японца о достоинствах и достижениях своего наставника. В результате была написана и опубликована в журнале зарисовка под названием «Ёсида Торадзиро». Несмотря на переименование героя в названии, этот очерк гораздо более точно описывает характерные черты Сёина, чем все более поздние японские биографии.

Роберт Льюис Стивенсон (предоставлено Национальной галереей Шотландии)

Стивенсон описывает Сёина таким, каким видел его юный Тайдзо: «Он был уродлив. И до смешного изуродован оспой. Природа и так с самого начала обделила его, но он к тому же был еще и неряшлив. Его одежда никуда не годилась, когда он ел или умывался, то вытирал руки о рукава, и так как он мыл голову не чаще двух раз в месяц, на него неприятно было смотреть. С таким-то видом немудрено, что он так и не женился. Но он был хорошим учителем, мягким в поведении, и жестким и возмутительным в речах. Его уроки имели тенденцию не укладываться в головах учеников, повергая их в недоумение, но чаще вызывая смех».

Он также подробно описывает неудачную попытку уплыть на «Повхатане», патриотизм Сёина и его неутомимую энергию во время тяжелого кризиса, в котором оказалась Япония.  Стивенсон отмечает способность Сёина к оценочным суждениям (ведь вместо того, чтобы поддаться эмоциям и противостоять иностранной угрозе, тот пытается получить новые «западные» знания), его феноменальное упорство и нежелание сдаваться, хотя провалы следуют один за другим: «Он придерживался одного мнения с Торо: «облагороженная отвагой неудача — тот же успех!» Вспоминая свой энтузиазм, свои горячие обещания, он ничуть не смущался. И даже если все шло с точностью до наоборот, и было ясно, что достичь намеченной цели никак невозможно — ну что ж, значит это служило ему еще одной причиной для того, чтобы быть смелым и настойчивым в достижении следующей».

Глядя на то, каких успехов добились некоторые его ученики, можно оценить всю его харизматичность и оказанное им влияние. Именно это и почувствовали в нем Перри и Стивенсон, это то, что привлекло их. Закончив работу над «Ёсида Торадзиро», Стивенсон пишет другу: «Это рассказ о японском герое, который разгорячит твою кровь».

(Редакционный совет / Дзюн Мамия)

Фотография вверху страницы: здание школы «Сёка Сондзюку» в Хаги, префектура Ямагути.

Сопротивление

В конце января сторонниками бывшего сёгуната была предпринята попытка захватить Киото, чтобы восстановить свое правление. Против них вышли немногочисленные, но модернизированные силы императора. 27-30 января 1868 года восставшие были разбиты в сражении при Тоба-Фусими. Императорская армия двинулась к северо-востоку. В мае 1868-го капитулировал Эдо. На протяжении лета-осени войска сражались в северной части государства против Северного союза, который также выступал на стороне бывшего сёгуната. Но в ноябре армия сопротивления была окончательно разбита с капитуляцией замка Айдзу-Вакамацу.

После свержения Ёсинобу большая часть государства признала императорскую власть. Однако ядро сторонников бывшего сёгуната, которым руководил клан Айдзу, продолжало активное сопротивление. Состоялось сражение, которое длилось месяц. В результате 23 сентября 1868 года Айдзу признал поражение, после которого большинство молодых самураев отряда «Белый тигр» совершили самоубийство. Спустя месяц Эдо переименовали в Токио. С этого момента началась история Мэйдзи.

Социальные реформы

Для построения национального японского государства Императорское правительство проводило также активную социальную политику. 25 июня 1869 оно образовало два привилегированные сословия — титулованное (кадзоку) и не титулованное (сидзоку) дворянство. В первое входили сами столичные аристократы и даймё ликвидированных ханов, а во второе — среднее и мелкое самурайство. Благодаря образованию двух сословий правительство пыталось преодолеть извечное противостояние самураев и аристократов, а также ликвидировать социальную дифференциацию и средневековую модель отношений «господин — слуга» в самурайской среде. Наряду с этим Императорская власть провозгласила равенство крестьян, ремесленников и купцов, независимо от рода занятий и должностей. Они стали называться «простонародьем» (хэймин). 1871 году правительство приравняло к нему париев, которые подвергались дискриминации в течение периода Эдо. Простонародье обязали иметь фамилии, которые ранее носились исключительно самураями, а титулованной и не титулованной знати теперь дозволялись межсословные браки. Традиционные ограничения на поездки и смену профессии были отменены. 4 апреля 1871 Императорское правительство издало закон о регистрации населения. В следующем году население было занесено в посемейные регистровые книги в соответствии с тремя сословными категориями — титулованное и нетитулованное дворянство, и простонародье.

Японское дворянство находилось полностью на государственном обеспечении. Они получали ежегодную пенсию, которая составляла 30% от всего бюджета страны. С целью ослабить государственное бремя, 1873 года правительство издало Закон о возвращении пенсий Императору, который обязывал дворянство отказаться от пенсий в обмен на выплату единовременных премий. Впрочем проблема решена не была, а государственный долг по выплатам пенсий постоянно рос, поэтому 1876 власти окончательно отменили практику их назначения и выплат. В связи с этим правовая разница между самураями, которым с того же года запретили носить катаны, и простонародьем исчезла. Чтобы обеспечить свое существование, часть привилегированного сословия стала государственными служащими: правительственными клерками, полицейскими и учителями. Многие стали заниматься сельским хозяйством. Однако большая часть подалась в коммерцию и быстро обанкротилась из-за отсутствия предпринимательских навыков. Для спасения самураев правительство выделяло субсидии и поощряло их осваивать полудикий Хоккайдо. Однако эти меры оказались недостаточными, что стало причиной будущих беспорядков.