Оглавление
Собор
Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.
Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.
Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.
Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.
Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.
Готический стиль в архитектуре: элементы
Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.
Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки
- высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
- наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
- вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
- узорчатые мозаичные окна.
На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.
Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):
Собор Парижской Богоматери. Париж Франция
Сложно отыскать на карте Европы более известного храма, чем Notre-Dame de Paris, воспетый многими поэтами и литераторами, отображенный на не на одной сотни картин великих живописцев разных эпох.
Символ Парижа начали строить в 1163 году, а уже в начале XVI века он предстал во всей своей красе. Красивый католический собор стал ярким примером французской готики, вместе со столицей переживал счастливые и трагические события.
Во время Великой революции многие ценности были разграблены, а скульптуры, украшавшие здание, разбиты. Помнит собор и коронацию Наполеона Бонапарта, а также бои на улицах Парижа во времена Парижской коммуны.
20
Миланский собор. Милан. Италия
Всемирно известная готическая церковь уже долгое время выступает визитной карточкой итальянского города. Заложили ее в 1386 году, а автором проекта выступил известнейший итальянский архитектор Симоне де Орсениго.
На протяжении всего строительства, а продолжалось оно до 1880 года, на посту главных архитекторов собора французские зодчие сменялись немецкими, а потом на их место приходили итальянцы. Знаменит собор в Милане своими уникальными витражами, через которые внутрь поступает свет.
Уважение вызывают скульптуры и статуи, которые украшают фасад церкви. А вот самой знаменитой святыней является гвоздь с креста Иисуса, который находится под сверкающим золотом алтарем.
12
Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды
Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.
ФОТО: pp.userapi.comПри строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов
Композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.
В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.
ФОТО: farm6.staticflickr.comКонтрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системыФОТО: про-путешествия.comСобор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему
Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства
В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.
Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка
Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.
Собор парижской Богоматери
Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:
- Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
- Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
- , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
- Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
- , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
- , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
- , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
- Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
- Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
- Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.
За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии.
Капелла Сент-Шапель внутри
За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.
Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.
На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.
СРЕДСТВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Часто говорилось, что грандиозные культовые здания Франции явились результатом кропотливого и терпеливого векового труда. И действительно, бедствия этой эпохи вызывали многочисленные и длительные перерывы в работе; но когда работы производились, они могли поспорить по темпам с нашими наилучше организованными строительствами. Первый камень собора Парижской Богоматери был заложен в 1163 г., а в 1196 г. уже возводили крышу. Мы видели, с какой быстротой изменялся стиль в эпоху постройки Амьеиского собора; но неф Амьеиского собора был сооружен в один прием в такой короткий срок, что от основания его до вершины изменения в стиле едва уловимы.
Население чувствовало потребность ознаменовать свое новое социальное положение новыми по типу зданиями. Не только строили заново, но стремились также обновить здания предшествующей эпохи, и для этого не отступали перед самыми смелыми перестройками, начиная с фундаментов. Байе, Сен-Реми в Реймсе, неф собора в Мане — все это примеры сооружений, получивших совершенно новую оболочку, перестроенных от основания до крыши.
Наконец, если принять во внимание, что в то время, когда воздвигались соборы, строилось невероятное количество церквей в самых маленьких деревушках, то можно составить себе представление о той деятельности, равную которой редко можно найти в другие архитектурные эпохи. Какими же средствами располагали для одновременного осуществления такого количества предпринятых работ? Налоги бывали двоякого рода: деньгами и даровым трудом
Какими же средствами располагали для одновременного осуществления такого количества предпринятых работ? Налоги бывали двоякого рода: деньгами и даровым трудом.
Денежные налоги. — Для постройки соборов наиболее значительным источником было, конечно, ассигнование самих городских общин, как бы олицетворявших себя в своей величественной постройке. Затем на эти нужды шли: часть выручки за индульгенции, передаваемая попечителям работ, и пожертвования, которые собирались странствующими проповедниками.
В реестрах собора в Отене упоминаются налоги, взысканные с капитула, и передача на строительные нужды доходов от вакантных церковных приходов. В некоторых соборах, как в Руанском и Буржском, имеются башни, название которых сохраняет воспоминание о льготах, создавших фонд для их постройки *.
Примечание: Руанская башня, как и одна из башен собора в Бурже, сохранила прозвание «масляной», поскольку участвующим в строительстве ее была дана льгота есть масло во время так называемого великого поста. См. Еnbart, упом. соч.
Что касается приходских церквей, то там существовал обычай (сохранившийся до последних дней старого режима), по которому содержание нефа возлагалось на жителей, а содержание хора — на сеньора. Без сомнения, подобное разделение обязательств имело место и во время строительных работ, и это объясняет странные несоответствия: великолепное святилище рядом с бедным нефом, монументальная башня при более чем скромном здании; каждый заботился о той части здания, которая была поручена ему, и не проявлял интереса к соседним частям.
Даровой труд. — Что касается добровольного участия в строительстве, то папы и епископы поощряли его, приравнивая заслуги верующих, записывающихся на постройки, к заслугам солдат, отправляющихся на освобождение Палестины.
Население откликалось на этот призыв массами; среди других примеров сохранилось воспоминание об участии населения в постройке Шартрского собора и церкви Сен-Пьер сюр Див. Но это была помощь скорее кажущаяся, чем действительная. Если бы эти массы рабочих рук были правильно организованы, то с ними можно было бы осуществить постройки римского масштаба; но именно организации и не хватало, и производительность труда была настолько низка, насколько это может быть при всякой неоплачиваемой и добровольной работе. Хроники повествуют, что при постройке Сен-Пьер сюр Див тысяча человек впрягались в одну телегу; сделаем поправку на несомненное преувеличение, — все же чувствуется, что этот избыток рабочих рук создавал скорее помеху, чем действительную помощь, поскольку масса приходила не столько ради работы на постройке, сколько ради индульгенций; в конечном счете настоящими строителями больших готических зданий во Франции были оплачиваемые рабочие.
Модные веяния средневековой Европы
Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
Мода готического Средневековья
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:
- котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
- блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
- пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
- нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Бургундские костюмы придворных
Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.
Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.
Периоды развития готической архитектуры в мире
В центральной части Восточной и Северной Европы готический стиль формировался в несколько этапов: с XI – XII веков и с XV – XVI веков. Здания, построенные в этот период, даже сегодня считаются «устрашающими и величественными».
ФОТО: upload.wikimedia.orgОгромные залы, витражи и сводчатые потолки – главные элементы готических соборовФОТО: i2.wp.comВитражи в готических соборах использовались на всех этажах
ФОТО: static.tonkosti.ruЗалы Кентерберийского собора вытянуты не только ввысь, но и в длину
В тринадцатом веке готический стиль активно распространялся по Европе. Строились красивые и величественные соборы в Англии, Австрии, Чехии и Германии.
ФОТО: static.tildacdn.comВитражи – основной элемент готических соборов. Как правило, они отображают библейские сюжеты
Готические сооружения Германии и Испании
Готика в Германии развивалась под прямым воздействием Франции. Среди самых значимых сооружений исследователи выделяют Часовню Святого Варфоломея, Кёльнский собор, Церковь Святого Михаила в Нижней Саксонии. Постепенно готический стиль в Германии приобрел мощь и собственные характерные черты.
ФОТО: ucarecdn.comКёльнский собор занимает третье место в мировом списке самых высоких церквейФОТО: incomartour.com.uaКёльнский собор внутри украшен капителями и большими оконными проёмами
Искусство орнамента было принесено в Испанию арабами. Среди крупнейших готических построек в Европе – кафедральный собор в Толедо. Основание собора было заложено в 1227 году. Особенность сооружения – пять нефов и элементы французского готического стиля.
ФОТО: cdn.pixabay.comМюнстерский собор в Ульме перестраивался несколько раз и был восстановлен окончательно лишь в 1956 годуФОТО: aristeya.com.uaБургосский собор в Испании является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО
Шартрский собор (Франция)
Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.
Собор Богоматери Шартрской
Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения
- в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
- Ренессанс (хоры),
- классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
- индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
- современная (создание витражей)
не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.
- Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
- порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
- великолепные витражи 12-го и 13-го веков —
все в замечательном состоянии.
Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры
Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.
Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.
Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:
- на Западе — Страшный суд;
- на севере — прославление Богородицы;
- на юге — прославление Христа.
Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.
Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.
Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.
Соборы ранней французской готики
Сенс собор
Следуя модели Сен-Дени, собор Санс стал первым полностью готическим собором. Он был построен между 1135 и 1164 годами. В нем использовался новый шестичастный ребристый свод в нефе, что придавало церкви исключительную ширину и высоту. Поскольку шестичастные своды распределяли вес неравномерно, своды поддерживались чередующимися массивными квадратными опорами и более тонкими круглыми колоннами. Он оказал большое влияние на готический стиль не только во Франции, но и в Англии, потому что его мастер-строитель Вильгельм Сенский был приглашен в Англию и привнес элементы ранней готики в реконструированный неф Кентерберийского собора .
Санлисский собор
Санлисский собор был построен между 1153 и 1191 годами. Его длина была ограничена скромным бюджетом и расположением здания у городской стены. Как и собор Сенса, он состоял из нефа без трансепта, окруженного единственной боковой стенкой. Хор, как и Сен-Дени, окружали лучистые часовни. Возвышение имело три уровня, включая большие трибуны. Как и в Сенсе, в Санлисском соборе чередовались сильные и слабые опоры, чтобы воспринимать неравномерную тягу от шестиэлементных сводов. Церковь претерпела значительные перестройки в 13 и 16 веках, включая новую башню и новое внутреннее убранство. Многие из ранних готических особенностей перегружены с Flamboyant и последующим декорированием.
Нойонский собор
Нойонский собор , строительство которого началось между 1150 и 1155 годами, был первым из ряда знаменитых соборов, появившихся в Пикардии , процветающем регионе к северу от Парижа. Город имеет важную связь с французской историей, так как это место коронации Шарламань и раннего французского короля Хью Капета . В новом соборе сохранилось много романских черт, в том числе видные трансепты с закругленными концами и глубокие галереи, но он внес несколько готических новшеств, в том числе четвертый уровень, трифорий — узкий проход между галереей нижнего уровня, трибунами и верхним уровнем. Кресторай , Нойон также использовал массивные составные опоры, чередующиеся с круглыми колоннами, что было необходимо из-за неравномерного распределения веса от шестичастных сводов. Восточный конец имеет пять излучающих излучающих часовен и три уровня окон, создающих драматический поток света в неф.
Лаонский собор
Лаонский собор (начат ок. 1190 г.) был построен одновременно с Нотр-Дам-де-Пари и представлял собой столь же крупный проект, но имел совершенно другой внешний вид. Лаон был построен на вершине холма высотой в сто метров, что делало его видимым с большого расстояния. Вершина холма возлагала на строителей особую ношу; все камни нужно было нести на вершину холма в телегах, запряженных волами. Выполнявшим эту работу быкам воздавались статуи на башне законченного собора.
Лаон также был необычным из-за пяти башен; два на западном фасаде, два на трансептах и восьмиугольный фонарь на переходе. Лаон, как и большинство соборов ранней готики, имел четыре внутренних уровня. Лаон также имел чередующиеся восьмиугольные и квадратные опоры, поддерживающие неф, но они опирались на массивные столбы, сделанные из сказочных частей камня, что придавало ему большую гармонию и большее ощущение длины. Новый собор имел необычную форму; Апсида на востоке была плоской, а не закругленной, а хор был исключительно длинным, почти равным длине нефа. Еще одной яркой особенностью Лаонского собора были три больших окна-розетки, одно на западном фасаде и два на трансептах. (Остались только западное и северное окна). Еще одна необычная особенность Лаона — фонарная башня на пересечении трансепта, скорее всего, вдохновленная церквями нормандского готического аббатства в Кане .
Английская готическая архитектура
Собор воздвигался не в центре города, а за городом, где помещался монастырь. Он гармонично вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а вширь, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. Вмместительными были романские постройки, которые не требовали коренной перестройки. Усилия английских зодчих сосредоточивались чаще на декоративной, а не на конструктивной стороне нового искусства, нередко они как бы надевали на романское ядро готические одежды.
Даже главное требование готики — устремлённость к небу — английские зодчие постарались выявить по-своему. Воздвигая соборы всё более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплётов с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием.
Главным средоточием соборного строительства в Англии сделались крупные аббатства, как например Вестминстерское, в городах и сельской местности были распространены приходские церкви. Характерные черты английской готики обозначились достаточно рано. Уже Кентерберийский собор имел ряд существенных отличий от французских построек: у него было два трансепта, один короче другого. Сдвоенный трансепт стал впоследствии отличительной чертой соборов Линкольна, Уэльса, Солсбери, в которых самобытность готической архитектуры Англии выступила наиболее отчётливо.
Базилика Сен-Дени
Базилика Сен-Дени было важно , потому что это было местом захоронения французских королей династии Капетингов с конца 10 до начала 14 — го века. Он привлекал очень большое количество паломников, которых привлекали мощи Сен-Дени , покровителя Парижа
Чтобы вместить большое количество паломников, Сугер сначала построил новый нартекс и фасад в западной части, с башнями-близнецами и окном-розеткой в центре.
Самым оригинальным и влиятельным шагом Сугера было создание чевета , или восточного конца, с излучающимися часовнями. Здесь он использовал остроконечную арку и ребристый свод по-новому, заменив толстые разделительные стены арочными ребристыми сводами, установленными на колоннах со скульптурными капителями. Сугер писал, что новый чевет «облагорожен красотой длины и ширины». И «середину здания внезапно возвысили двенадцать колонн». Он добавил, что при создании этой детали его вдохновили древнеримские колонны, которые он видел в руинах бань Диоклетиана и в других местах Рима. Он описал законченную работу как «кольцевую вереницу часовен, благодаря которой вся церковь будет сиять чудесным и непрерывным светом самых светлых окон, проникая во внутреннюю красоту».
Сугер был поклонником доктрин раннехристианского философа Иоанна Скота Эриугена (ок. 810–887) и Диониса, или Псевдо-ареопагита , который учил, что свет является божественным проявлением, а все сущее — «материальным светом», отражая бесконечный свет самого Бога. Таким образом, витражи стали способом создания сияющего неземного света, идеального для религиозных размышлений.
По словам Сугера, каждый аспект новой архитектуры апсиды имел символическое значение. Он писал, что двенадцать колонн, разделяющих часовни, представляют двенадцать апостолов , а двенадцать колонн боковых проходов представляют второстепенных пророков Ветхого Завета .
Базилика, включая верхнюю часть хора и апсиду, была значительно изменена в стиле Rayonnant в 1230-х годах, но оригинальные амбулатории и часовни в раннем готическом стиле все еще можно увидеть.
Знаменитые храмы и соборы Чехии
В Чехии готика появилась намного позже, чем в остальных странах. Когда в Германии и Франции этот стиль уже набрал большую популярность, строители Чехии только начали использовать готические элементы. Поначалу они смешивались с романским стилем, и только к XIII веку получили широкое распространение.
ФОТО: i.pinimg.comСобор Святой Варвары, построенный в готическом стиле, находится в местечке под названием Кутна Гора
В двенадцатом веке в Чехии отсутствовали крупные города, поэтому развитие готического стиля происходило медленно.
ФОТО: upload.wikimedia.orgКостёл Благовещения Девы Марии в Чехии – образец ранней готики