Опричнина: что это (определение) в истории, начало проведения политики и причины возникновения

Оглавление

Содержание политики опричнины

Земщина облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов. В опричнине же начались кровавые казни бояр и князей. Из Александовской слободы Иван Грозный регулярно совершает визиты в Москву, чтобы наказать изменников государства и своих личных врагов. Почти все, кто осмеливался встать у него на пути, воспротивиться творящемуся беззаконию, вскоре погибали.

В 1569 году Иван Грозный небезосновательно решает, что в Новгороде недовольны происходящим и зреет заговор против него и его политики. Царь собирает большие силы и направляется с ними к Новгороду, достигает его зимой 1570 года. Бесчинства в Новгороде продолжались 1,5 месяца, за это время каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек. Получили широкое распространение грабёж местных жителей, поджоги, убийство мирных граждан. В живых осталась лишь 5-ая часть населения. Таким образом, всякое возможное сопротивление в Новгороде была сломлено.

Далее кровавое движение направилось в Псков. Значительно увеличившаяся армия опричников вошла в город. Сначала Иван Грозный желал устроить и в Пскове кровавые расправы подобно новгородским, но было казнено лишь несколько бояр, а их собственность конфискована в государственную казну.

После Пскова царь с войском возвращается в замершую от страха Москву, с целью найти и вытравить заразу новгородского заговора. Московские расправы стали наивысшей точкой в хаосе опричнины. Было казнено по подсчётам специалистов приблизительно 200 человек из верхушки боярского сословия, в том числе близкие к царю люди. Последствия такой резни, массового истребления представителей древних родов больно сказались на состоянии внутренней политики и восприятии происходящего внутри станы и за её пределами.

Несостоятельность политики опричнины, её плачевные последствия для страны ( её обороноспособности в частности) стали видны в 1571 году во время нашествия на Москву крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Тогда привыкшие к грабежу и разбоям, избалованные слабым сопротивлением горожан опричные войска не смогли отстоять Москву, многие просто не явились на поле боя.

Вскоре царь отменил политику опричнины, расформировал опричников, и даже казнил нескольких, но приближенная свита Ивана Грозного просуществовала в таком виде до самой его смерти, лишь изменив своё название с опричнины на двор.

Мы рассмотрели причины и ход политики опричнины. Каковы же были её последствия и итоги для страны?

Введение опричнины Иваном Грозным

Проводя первые мероприятия в связи с указом об опричнине, Иван Грозный вместе с А. Басмановым, А. Вяземским и П. Зайцевым занялся организацией опричного корпуса и выделенной на его содержание территорией. В Москву вызывались все служилые люди из «опричных» уездов и из них производился отбор. Отобранные становились «опричными» людьми, приносившими особую присягу.

В опричнину Иван Грозный выделил часть уездов страны и «1000 голов» бояр и дворян. В опричнине действовала своя Боярская дума («бояре из опришнины»), были созданы свои особые войска, возглавлявшиеся воеводами «ис опришнины». Опричная часть была выделена и в Москве.

Возглавляли опричнину люди из ближайшего окружения царя — двоюродный брат его первой жены В. Юрьев, А. Басманов — воевода, отличившийся в Казанских походах, брат царицы Марии Темрюковны князь М. Черкасский .

Рядовые опричники по своему социальному составу не отличались от рядовых служилых людей из земщины. Невелика была разница и в составе руководителей. С самого начала в число опричников вошли многие отпрыски знатных и старинных боярских и даже княжеских родов. Те же, кто не принадлежали к аристократам, тем не менее и в доопричные годы в основном входили в состав «дворовых детей боярских» — верхушки феодального сословия, традиционной опоры русских государей. Внезапные возвышения таких малознатных, но «честных» людей неоднократно случались и раньше (например, Адашев).

«Хотя в опричный корпус попадали знатные люди вроде князей Трубецкого, Одоевского, Телятевского, — пишет В. О. Ключевский, — но известно, что в опричнине не любили ни родословных людей, ни родословных счетов. Сам Иван Грозный в письме к упомянутому Грязному выразительно характеризует генеалогический подбор своей «кромешной» дружины, как общества худородных «страдников», которых он стал приближать к себе вместо изменников бояр. …Все это развязывало руки царю, открывало ему полный простор в выборе советников, в придворных и должностных назначениях, без досадного упрямства со стороны хранителей родословной и разрядной чести своих отцов и дедов. В опричнине он чувствовал себя дома, настоящим древнерусским государем-хозяином среди своих холопов-страдников, мог без помехи проводить свою личную власть, стесненную в земщине нравственно-обязательным почтением к почитаемым всеми преданиям и обычаям» .

Введение опричнины Иваном Грозным приостановило действие законов и заменило право произволом самодержца. Прежде члена Думы нельзя было судить или отнять у него вотчину без боярского суда и сыска. Теперь думных людей опричники могли подвергнуть преследованиям без всякой доказанной вины . Опричники стали личными слугами самодержца, пользовавшимися гарантией безнаказанности.

По указу самого Ивана IV земская «государственная» Дума отныне ведала «воинство и суд», в то время как манориальные опричные органы опекали царскую гвардию и государев двор. Правда, в отличие от прежних времен манориальные органы наравне с земскими озаботились и сбором податей и прочими государственными задачами, что обусловлено значительным размером опричных земель и ростом царских расходов .

«Чрезвычайное положение»

Иван Васильевич согласился вернуться. Однако, пользуясь выгодной ситуацией, он решил изменить административное устройство государства, разделив его на две части: земщину и опричнину.

Также по теме

Собиратель земель русских: почему фигура Ивана III столетиями была недооценена потомками

580 лет назад родился великий князь Московский, государь всея Руси Иван III. Историки называют его одним из наиболее недооценённых в…

Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь» — «за пределами», «снаружи». Опричнинами ранее называли уделы вдов, выделяемые им из поместий после смерти мужа, а также личные владения великих княгинь, находящиеся в их полном распоряжении. Иван Грозный придал данному слову новое, более широкое значение.

Земли, вошедшие в опричнину, оказались в прямом управлении Ивана Васильевича.

«Выражаясь современным языком, это было введение чрезвычайного положения с отменой конституционных прав граждан. Конечно, никакой конституции на Руси в то время не было, однако существовал другой институт, даже более важный, чем закон, — традиция», — рассказал в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.

По словам историка, традиции ограничивали власть государя и гарантировали определённые права его подданным.

«Государь мог наказать своего боярина. Однако боярин не человек с улицы. Его предки служили монархам многие поколения. Чтобы его казнить, нужен суд. А суд — это доказательства. Если вина доказана, то могут и голову отрубить, а если нет — боярин будет свободен. Сам же государь мог наложить опалу, но это была не казнь, а отдаление от двора. Попавший в опалу просто ехал в поместье оплакивать свою участь. Зато в опричнине сам государь получал право казнить каждого, кого сочтёт врагом», — подчеркнул эксперт.

  • Николай Неврев. «Опричники»

Царь включил в опричнину около 20 дворцовых и оброчных волостей в центре России, на северо-западе и в Поволжье, а также города, связанные с соледобычей, находящиеся на важных торговых маршрутах или значимые в военно-политическом плане. Так, в частности, в составе опричнины оказались Соль Тотемская, Сольвычегодск, Великий Устюг, Вологда, Вязьма, Можайск, Старая Русса, Козельск, Суздаль. Вошла в опричнину и часть районов Москвы. Политическим центром опричнины стала Александровская слобода. В последующие годы опричнина несколько раз расширялась.

На остальных землях государства устанавливалась земщина, где действовали старые порядки. Царю были отведены военные, дипломатические и церемониальные функции. Кроме того, он выступал арбитром в спорах между представителями земщины и опричнины.

Кроме того, по его словам, существует предположение, что царь при помощи опричнины мог бороться с попытками иноземного влияния на элиты государства. В любом случае значительную роль в происходящем сыграли религиозные представления Ивана Грозного, который, как и многие его современники, ожидал приближения Страшного суда и пытался «бороться со скверной».

  • Алексей Максимов. «Иван Грозный в Александровской слободе»

Значение опричнины в истории России

Несмотря сравнительно короткий срок существования, опричнина имела серьезные последствия для дальнейшей судьбы государства. В результате опричнины:

  • усилилась самодержавная власть царя;
  • уменьшилось влияние бояр на государственные дела;
  • наступил раскол, приведший к сильному экономическому упадку.

Из-за опричнины произошло еще одно знаковое явление, которое повлияло на судьбы людей того времени: царь ввел Заповедные лета. Это произошло в 1581 году. Согласно Заповедным летам, крестьянам запрещено было переходить от одного землевладельца к другому, в итоге народ массово мигрировал на юг, где можно было спастись от агрессивных действий царя. Масштабное переселение людей не могло не сказаться на экономике и общем благосостоянии русского народа, но это тема уже для отдельной статьи.

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы. Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем. За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня. При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Это интересно: 1581,Присоединение правобережной Украины к России

Опричнина Ивана Грозного

К середине 1560-х годов измученное сознание Ивана IV, позже прозванного Иваном Грозным за его ужасный «послужной список», было подвержено параноидальным подозрениям. Его любимая жена ушла из жизни много лет назад, и его горе еще более усилилось из-за убеждения, что она была отравлена ​​представителями боярско-княжеской знати.

За несколько лет до этого, когда Иван IV внезапно заболел, некоторые из бояр отказались дать клятву верности его только родившемуся сыну. Семена недоверия переросли в полномасштабную паранойю, и к 1565 году, когда Русское царство проигрывало Ливонскую войну, и дворяне переходили на сторону врагов, царь стал уверен, что все были готовы предать его. Это и стало годом начала опричнины.

Частый заложник теорий заговора, царь был также мастером интриг. Он придумал свою собственную схему, которая, как он верил, выведет всех предателей на чистоту, что и послужило причиной опричнины.

Поход на Новгород и Псков

Наибольшему разгрому в период опричнины подверглись центральные и северо-западные земли, где позиции боярства были традиционно сильны. Одной из самых кровавых страниц стала расправа над Новгородом. Причиной стали все те же шведские события. На основании доносов сыскное опричное ведомство докладывало Ивану о неблагонадежности Новгорода и Пскова, их готовности к мятежу по примеру Стокгольма.

Карательный поход готовился в глубокой тайне. В декабре 1569 г. опричное войско двинулось в путь. Им руководил Малюта Скуратов, главный палач Ивана Грозного. Множество людей было убито опричниками еще по пути к цели. Массовые казни были в Торжке, Твери и других городах. По некоторым данным, за время пути было убито большее количество людей, чем при разгроме основных целей – Новгорода и Пскова.

Историческое значение опричнины

Опричнина сыграла серьёзную роль в централизации государства. Однако к этому процессу не было ни экономических, ни социальных предпосылок. Централизация была форсированной – власть стремилась утвердиться посредством террора. В результате Ивану Грозному удалось создать тоталитарный режим, но его не волновал вопрос благосостояния страны, и Россия оказалась разорённой своими же русскими.

В результате опричнины произошли ещё два события, повлиявших на ход истории России:

  1. Общественно-политический кризис, следствием которого было наступление Смутного времени;

  2. Введение в 1581 году заповедных лет, согласно которым крестьянам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому (фактически это стало закрепощением крестьян, результатом которого стало массовое бегство последних на юг).

Опричнина Ивана Грозного — описание

В декабре 1564 года Иван Грозный исчезает из Москвы. В январе 1565 года митрополиту Афанасию приходит письмо, в котором царь обвиняет феодальную знать во всех ошибках своей политической деятельности и отказывается от престола в пользу юного сына Ивана. Москвичи поднимают бунт. Находясь под сильным общественным давлением, члены Боярской думы просят Ивана Грозного вернутся назад. Царь соглашается, но с условиями: выделить землю, на которой он будет пользоваться безграничной властью. Так начинается эпоха опричнины.

Условно Московское царство разделилось на две части: земщину и опричнину. Земщина оставалась территорией совместного правления Боярской думы и царя, а на опричнине Иван Грозный царствовал самолично. Он оставлял за собой право свободно казнить изменников, лишать их имущества, налагать опалу без «печалований» со стороны духовенства. Начались террор, репрессии и насилие, в основном направленные на боярскую знать и удельных князей.

Опричнина длилась с 1565 по 1572 год. К её началу государство уже находилось в состоянии войны сразу с несколькими европейскими державами. Она продолжалась и после опричнины, вплоть до 1583 года.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Политика опричнины Ивана Грозного

Изначально предполагалось создать “опричную тысячу”, то есть число опричников должно было быть равно 1000. Однако, впоследствии оно выросло до 6000 человек. А суть политики опричнины Ивана Грозного заключалась в выделении части земель исключительно для государственных нужд.

Сами опричники одевались на манер монахов, но, в отличие от представителей духовенства, они имели право носить и применять оружие, и этим правом они активно пользовались. Религиозная составляющая была очень велика, у самого Ивана Грозного на отправление обрядов уходило до 9 часов в сутки. Царь не пропускал молебнов ни в полночь, ни в четыре часа утра, ни в восемь, подавая своим подчинённым пример благочестия. Пожалуй, ещё никогда идея религии, изначально благая, не была так вывернута наизнанку, превратившись в годы террора.

Возникновение опричнины и деятельность опричников

В конце 1564 года царь покинул столицу, уехал в Александровскую слободу, откуда сообщил, что отрекается от престола, мотивируя своё решение неверностью бояр. Под давлением народа бояре вынуждены были послать к самодержцу делегацию с целью уговорить его вернуться в столицу. Царь согласился, но при этом поставил два условия:

  1. Право казнить всех уличённых в государственной измене.
  2. Создание нового государственного строя.

5 января 1565 монарх объявил о создании опричнины. Новая система подразумевала разделение всех земель государства на опричнину (земли изъятые царём) и земщину (земли, оставшиеся в собственности бояр). Чтобы успешно осуществить этот проект, царь создал отряд из 1000 человек, члены которого стали называться опричниками. В их обязанности входило наведение порядка в стране.

Подчинялись опричники непосредственно самому царю. Они имели полную свободу действий и были неподсудны. Большая часть опричников была представителями царского двора, но в команду входили также дворяне и князья. Иван Грозный сравнивал опричнину с европейскими монашескими орденами – он называл себя игуменом, а опричников – братией. Отличительными знаками опричника были привязанные к его седлу метла (чтобы выметать из страны всякую крамолу) и собачья голова (чтобы загрызать изменников).

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Это интересно: 1689,Результаты февральской революции

Неодобрение действий царя боярством как причина опричнины

К 1560-м взаимоотношения Ивана Васильевича и боярства становятся сложными. Они постепенно ухудшались год от года.

Из-за негативного процесса в отношении психики царя, он иногда делал необдуманные и импульсивные поступки, которые не всегда были полезны Московскому государству.

В основном неодобрительные действия боярства выражались в отношении к военным и внутриполитическим делам государства. Это касается затяжной Ливонской войны, а также конфликтов со Швецией, Польшей, Крымским ханством. Иван Васильевич в скором времени решил, что не нуждается в помощниках, поэтому распустил всяческие сословно-представительные органы законодательной и исполнительной власти. Это также не получило одобрения боярами.

В отместку грозному царю бояре пытались всячески проникнуть в Европу, в основном в государства, вражеские Московскому. Например, в Польшу, Ливонию. Но Иван IV был хитрее и часто ловил таких предателей за границей. На родине их, бесспорно, ждало заслуженное наказание. Это также не получило одобрение в боярской среде.

Также бояре были против всяческого уравнения их с поместным дворянством, которое только-только начало зарождаться. Царь лишал бояр привилегий, сузил круг их прав и обязанностей. Иван Васильевич пытался всячески сократить их вмешательство в жизнь государства, пытаясь взять все в свои руки.

Неодобрение боярством действий царя, бесспорно, сильно било по его самомнению и самооценке, а также значительно снижало авторитет Ивана Васильевича в русском и зарубежном обществе. Многие политики Западной Европы считали его действия сумасбродством и сумасшествием, нелепостью и иррациональностью. Действия Ивана Васильевича принимались народом смешно именно с подачи авторитетных бояр.

Установление опричнины

Приговор об опричнине был готов к середине февраля. Иван Грозный лично прибыл в Москву и представил текст приговора на утверждение думе и Священному собору. Территорию государства предлагалось разделить на две части – личный удел царя опричнину и земщину. Каждая часть отныне имела собственную думу, приказы, войско и казну. Столицей земщины объявлялась Москва, свою столицу царь перенес в Александровскую слободу.

В опричнину были отведены наиболее плодородные земли, экономически развитые районы, стратегически важные пункты. В нее вошли центральные уезды, где были расположены родовые вотчины бояр, богатые поморские земли, важные в торгово-промышленном отношении земли Строгановых на Урале, некоторые слободы и улицы Москвы. Вотчины на этих территориях были конфискованы в опричную казну, прежним владельцам выделялись земли в других районах, но уже на правах поместья.

Освободившиеся земли были розданы дворянам, входившим в опричное войско, – опричникам. Приговор определял численность личного войска царя в 1000 человек. Обязанности по его содержанию возлагались на земщину.

В стремлении разрешить династический кризис Боярская дума и Священный собор согласились на все требования Ивана IV, в том числе и самое гибельное для них самих и всего народа – царю было предоставлено право внесудебной рас­правы над любыми «изменниками». Теперь он мог казнить и миловать подданных по своему произволу.

Конец опричнины Ивана Грозного

Причиной окончания опричины стало разочарование Ивана Грозного в этой идее

Окончательный конец опричнины наступил после того, как царь в ней разочаровался. После начала войны с Крымским ханством он рассчитывал на то, что опричное войско станет грозной силой, которая поможет ему одержать победу. Как оказалось, всё было совсем не так – опричники привыкли заниматься репрессиями и террором среди собственного мирного населения, а не воевать, так что на призыв царя идти на войну многие из них попросту не явились. Это показало Ивану Грозному, что от опричнины, как от военной силы, толку не будет никакого.

15 интересных фактов о Вернере фон Брауне
Сословная, парламентская, конституционная монархии в Англии и Франции

Тут он развернул репрессии уже против самих опричников, и под раздачу попали многие его приближённые. Всего было казнено несколько сотен человек, и такая же участь постигла всех их родственников, включая жён и детей. При этом Иван Грозный сам придумывал самые изощрённые и жестокие пытки.

Заключение

Споры о смысле столь жестокой формы правления до сих пор ведутся в исторических кругах. Опричнина относится к разумным, а возможно необходимым мерам. Хронологические рамки, в которых упоминается опричнина – это темные века в мировой истории.

Примерно в это же время происходят такие кровавые события как массовое убийство в ночь святого Варфоломея. Поэтому не стоит называть Грозного каким-то неуравновешенным и жестоким правителем. В столь сложные времена он сумел избежать удара ножом в спину (вспомним Цезаря) и вывести страну из политической «бездны».

Последние события и итоги

После прибытия в Москву репрессии продолжились. В списки изменщиков попали даже руководители опричнины и приближенные царя. В конце 1570 были казнены более 200 человек, для многих изобретали новые казни: перетирание тела тонкой веревкой, подрыв на пороховой бочке и т. д. В казнях нередко участвовал сам монарх, в то время как опричники стояли вокруг и подбадривали его криками «Гойда!».

В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей предпринял поход на Москву. Опричники проявили полную неспособность: большинство попросту не явилось на войну, из-за чего набрался только 1 полк против 5 полков земщины. Добиться помощи от них оказалось невозможно. Сражение с ханом было проиграно, окончанием стало сожжение Москвы.

После такого провала Иван IV в 1572 году принял решение расформировать опричнину. Однако полностью отмена произошла только в 1584 после смерти царя. К последствиям опричнины относятся:

  1. Значительно усилилась царская власть.
  2. Упало влияние бояр на управление государством.
  3. Начался экономический спад, Россия была разорена и сожжена.
  4. Крестьяне начали массово переселяться на окраины. Это было связано с принудительным выселением родовитых бояр и грабежами.

Опричнина существовала всего 7 лет, после чего была распущена самим царем, но результаты ее крайне негативны. Россия оказалась разорена, государственный аппарат практически разрушен, а крестьяне массово сбегали из столицы поближе к окраинам. Обещание избавить страну от изменников и губителей совершенно не было выполнено опричными воинами.