Основы философии позитивизма

Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)

Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.

Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.

Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.

Великие исторические этапы

Научный позитивизм Огюста Конта

Огюст Конт

В его Курах де Философия Positive , написанных с 1830 года до года , Конт утверждает , что научный разум обречен, по неумолимому закону прогресса в человеческом сознании , называемом законом трех государств , чтобы заменить богословские убеждения и объяснение. метафизика . Таким образом он основал .

Став «позитивным», ум откажется от вопроса «почему?» », То есть искать первопричины вещей. Он будет ограничен «как», то есть формулировкой законов природы, выраженных на математическом языке , путем выявления посредством повторяющихся наблюдений и экспериментов постоянных отношений, которые их объединяют. позволяют объяснить действительность фактов.

Эмиль Литтре , Эрнест Ренан и Эрнст Мах , среди многих других, приняли подход, более или менее совпадающий с этим.

Обратите внимание, что в своей биографии, посвященной Огюсту Конту, Эмиль Литтре дает краткое определение позитивной философии:

— Эмиль Литтре, Огюст Конт и позитивная философия

Религиозный позитивизм Огюста Конта

«Религиозный» позитивизм соответствует второй фазе мысли Огюста Конта , весьма отличной от первой.

В этот период мысль Конта смещается в сторону естественной религии ( религии человечества ), основанной на культе мертвых: Конт — «первосвященник» человечества, обществом управляют ученые, человечество — великое существо …

Это теория, которая устанавливает отношения в обществе на основе научных и технических законов, призванных обеспечить порядок, прогресс , любовь в смысле альтруизма (любовь, распространенная на группы людей, превышающие союз полов, см .  : Agape , ἀγάπη в отличие от эроса , Ἔρως ).

Он игнорирует исследования смысла жизни, истоков и целей человека, счастья …

На этом этапе появляется система позитивной политики (четыре тома, опубликованные с 1851 по 1854 год), которая развивает социологию согласно Конту, «  позитивистский катехизис  » и субъективный синтез .

По словам Ракель Capurro , позитивизм находит свой источник в культ Разума , кратко практиковал в момент Французской революции , в 1793 году — .

Позитивистский календарь Огюста Конта

В 1849 году Огюст Конт создал позитивистский календарь, призванный сопровождать позитивистскую религию как инструмент «искусства памяти» и заменить католических святых традиционного календаря великими деятелями человечества.

Мы замечаем известных людей (философия, наука …), переквалифицированных в ряды «богов, героев и святых», включая Моисея , Сократа , Платона , Пифагора …

Юридический позитивизм

Юридический позитивизм — это правовая доктрина, в которой право сводится к положительному праву, как описано в кодексах. Главный представитель этого течения является австрийским Кельзен ( 1 881 — ), автор конституции Австрии в 1920 году .

Кельзен был вдохновлен системой позитивной политики в Огюст Конт (книги , написанных в так называемом «религиозной» фазе философии Конта) разработать теорию стандартов пирамиды , которая также называется нормативизмом .

Юридический позитивизм исключает любую ссылку на «  естественный закон  ». Эти идеи обсуждаются в «Чистой теории права » Ганса Кельзена . Более того, позитивное право является основой того, что Ганс Кельзен назвал верховенством права .

Логический позитивизм (или логический эмпиризм, неопозитивизм, рациональный эмпиризм)

Примечания

  1. Кутырев В. А. Когнитизация мира и её философско-исторические основания // Философская мысль. — 2012. — № 1. — С. 1-45.
  2. Гусев Д. А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель. XXI век. — 2014. — № 3. Часть 2. — С. 219—225.
  3. Гусев Д. А. — Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоической теории познания // Философская мысль. — 2015. — № 1. — С. 148—191.
  4. Материализм и эмпириокритицизм
  5. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
  6. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). — С. 20.
  7. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Гардарики, 2007, с. 15
  8. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) — М.: Академический проект, 2008, с. 88
  9. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.
  10. Гусев Д. А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель, XXI век. — 2014. — № 3. — С.219-225.

Позитивизм как одна из форм постклассической философии

Позитивизм стал самыми заметным философским направлением 19 столетия, который выступил против классического немецкого идеализма. Но бунт Огюста Конта не был одиноким. Вместе с позитивизмом возникли другие философские традиции:

  • неокантианство;
  • философия жизни;
  • прагматизм;
  • философия воли;
  • марксизм.

Возникшие в этот период школы и их идеи познания общества и человека сформировали понятие «постклассической философии». Ценность и уникальность этой философии в ее разнообразности – переосмысление человеческого бытия осуществлялось с разных мировоззренческих перспектив.

Новое поколение интеллектуалов начало задавать другие вопросы. Они уже не интересовались абстрактными понятиями Гегеля и процессами мышления Конта. Вопросы постклассической философии относились к познанию внешней среды. Новые стили мышления в 19 веке делали акцент к живому.

Согласно этой философии 19 века, бытие – это больше чем разум (как было принято в идеализме). Это воля, жизнь и опыт человека в его каждодневном существовании. Главными категориями познания постклассической философии было общество, внутренний мир и природа человека, наука и культура социальной реальности.

Таким образом, каноны и идеи позитивизма не были чем-то монолитным. В Западной Европе активно развивались другие направления познания мира, но из-за своего междисциплинарного статуса позитивизм оказал наиболее сильное влияние на дальнейшее развитие науки и философии в следующие десятилетия. Однако получить ответы на все вопросы так и не удавалось, поэтому в будущем позитивизм несколько раз трансформировался.

Этапы позитивизма

Первый этап (классический позитивизм)

Этап классического позитивизма, зарождения течения в 30–40 годы 19 века.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт.

Огюст Конт (1798–1857)

Однако первым, кто заговорил про науку как позитивную философию, был французский философ Анри Сен-Симон (1760–1825). Его труды внесли вклад в возникновение и развитие позитивизма.

Классический позитивизм критикует философию и метафизику, основное внимание уделяется наукам. Отрицается поиск первопричин, так как познание человечества, природы, общества должно происходить только научным путём, в частности с помощью физики

По мнению Конта, наука может постоянно развиваться. Основной наукой же Конт считал социологию. Она изучает общество и при этом лишена критического подхода, который свойственен философии. Соответственно, выводы от изучения будут объективными и чисто научными.

Конт в своей работе «Дух позитивной философии» (опубликована в 1844 году) выделяет три стадии развития человечества:

  • религиозную: при решении вопросов, выяснении первопричин появления и существования мира предпочтение отдаётся религиозному обоснованию;
  • метафизическую: человек пытается познать сущность вещей и первопричины событий, но в своём мышлении не опирается на факты. А место Бога занимают разумные существа или сверхъестественные силы;
  • научную (позитивную): на смену метафизике приходит наука и научное познание с помощью опыта и наблюдения.

Второй этап (эмпириокритицизм)

Второй этап начался в 70-е годы 19 века. На данном этапе развития позитивизм также именуют эмпириокритицизмом или махизмом.

Австрийский философ и учёный Эрнст Мах был активным представителем данного этапа развития позитивизма. Поэтому позитивизм на данном этапе ещё называют махизмом.

Эрнст Мах (1838–1916)

Вторым ярким представителем был швейцарский философ Рихард Авенариус.

Рихард Авенариус (1843–1896)

Оба философа подвергают критике научное познание и рассуждают о релятивизме. Это доктрина, согласно которой все знания относительны, а абсолютной истины нет, есть только идеи, в которые верит конкретный человек, поэтому они считаются истинными.

Происходит развитие психологии. Поэтому познание мира происходит больше с помощью ощущений и наблюдений.

Читайте подробнее про Релятивизм.

Третий этап (неопозитивизм)

Этап логического позитивизма сложился в 20-е годы 20 века.

Логический позитивизм основывается на логике, которая берётся из математики.

Представители неопозитивизма организовали Венский кружок во главе с немецко-австрийским философом Морицом Шликом. Это сообщество неопозитивистов, которые собирались в Вене с 20-х годов 19 века.

Среди других членов Венского кружка были: Рудольф Карнап, Курт Гёдель, Ханс Хан, Отто Нейрат и другие.

Мориц Шлик (1882–1936)

Неопозитивисты утверждали, что в каждом языке есть своя логика. Чтобы познать человека и мир в общем, нужно провести логический анализ языка.

Постпозитивизм

С 50-х годов 20 века и до настоящего времени принято говорить о постпозитивизме.

Представители постпозитивизма:

  • Карл Поппер;
  • Имре Лакатос;
  • Пол Карл Фейерабенд;
  • Томас Кун; и др.

Постпозитивисты по-прежнему опираются на науку.

Особое внимание уделяется научной методологии, т. е

каким образом осуществляется научная деятельность. Причём в широком понимании под наукой понимается любой процесс получения знаний. А выходит, что научное знание присутствует абсолютно во всех сферах жизни.

Постпозитивизм сосредоточен на разрешении существующих вопросов. Он не формулирует новые теории или концепции.

По мнению Поппера, научная теория — это та, которую можно опровергнуть, а не подтвердить. Потому как найти подтверждение можно даже ложным теориям, а опровергнуть необходимо лишь один раз.

Что такое постпозитивизм?

Для начала стоит дать определение философскому течению позитивизма, после которого и возникли новые течения — неопозитивизм и постпозитивизм:

  • Позитивизм — научное и философское направление, главные идеи которого основываются на «позитивном», что означает ориентирование на фактическое, устойчивое и несомненное. Данными рамками ограничивается исследование и изложение с позитивистской точки зрения. При этом метафизические объяснения считаются неосуществимыми теоретически и бесполезными практически;
  • Логический позитивизм —философское течение, которое появилось позже, современная форма позитивизма;
  • Постпозитивизм —это множество различных философских концепций, которые пришли на смену логическому позитивизму, называемому также неопозитивизмом;

Рациональный метод познания признаётся представителями постпозитивизма в качестве основной идеи данного философского течения.

Неопозитивизм

Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют “аналитической философией”. Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений. Одним из них стал логический позитивизм — основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал “Познание”. В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский).В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия — это вид деятельности, цель которого — детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука. Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит — оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.
Рис. 4. Представители позитивизма и неопозитивизма

Эмпириокритицизм

Вторая волна позитивизма возникла в конце 19 века: теперь научные идеи познания выдвигали не только философы, но и физики (В. Ф. Оствальд, Р. Авенариус, П. Дюгем, Э. Мах и другие).

Интерес новой силы к позитивизму вместе с его новыми идеями возник как результат кризиса, в котором находилась классическая физика того времени. Вплоть до 19 века ученые были твердо убеждены в том, что сущность каждого явления основывается на механике, и для их объяснения изучали механические причины, которыми они обусловлены.

Однако ряд научных открытий того времени (электромагнитные волны, рентгеновские лучи, естественная радиоактивность, электрон, давление света и т.д.) объяснить с позиции механики было крайне сложно, а иногда и вовсе невозможно. Тогда научное сообщество пришло к выводу, что, если эти явления нельзя трактовать механическим путем, следует и вовсе прекратить попытки к их объяснению, достаточно лишь дать им точное математическое описание.

Вскоре возникло такое направление, как эмпириокритицизм, название которого с греческого переводится как «критика опыта», «критика с позиций опыта» или же «критическое исследование опыта». Данное направление основано швейцарским философом Рихардом Авенариусом, который считал, что предметом теории познания должны быть сами механизмы получения знания, т.е. научное мышление. Главным представителем эмпириокритицизма, наряду с Р. Авенариусом, считается Э. Мах, который разработал часть идей, которые получили название «второй позитивизм – махизм», хотя среди его последователей не последнее место занимают Г. Корнелиус, Р. Вилли и К. Пирсон.

Сторонники эмпириокритицизма ставили во главу научного подхода именно тот опыт, который человек может получить в процессе непосредственного взаимодействия с окружающим миром. Они считали, что только тщательный критический анализ познания способен выявить «слабые стороны» научного мышления, в результате которого ученые приходят к ошибочным умозаключениям и получают ложные знания.

Согласно эмпириокритицизму, именно ошибки научного мышления, которым не уделяется достаточно внимания, приводят к тому, что в науке начинает возникать метафизика, которая не имеет никакого научного основания и приводит к возникновению и распространению ложных знаний. Таким образом, чтобы не допускать возникновения такого рода убеждений, необходимо избавиться от метафизических умозаключений в мышлении и использовать только данные, подтвержденные опытным путем.

В чем же представители эмпириокритицизма видели столь серьезную угрозу, исходящую от метафизического знания? Они считали, что, поскольку метафизическое знание не может быть подтверждено, оно неизбежно рождает дуализм (отделение субъективного от объективного), который в свою очередь приводит к серьезному разделению философии на две стороны, которые борются между собой вместо того, чтобы изучать мир совместными усилиям, а такое положение дел не способно привести науку к истине. Эмпириокритицизм предлагает вместо бесконечных бессмысленных метафизических споров исследовать компоненты опытного знания и выводить на основе этого научные, объективные понятия.

Особую роль в развитии эмпириокритицизма сыграл Эрнст Мах, идеи которого получили название «махизм», который и является темой нашей статьи. Многие ошибочно полагают, что понятия и течения «эмпириокритицизм» и «махизм» являются синонимами, однако это не совсем так. Опираясь на эмпириокритицизм, махизм, как понятно даже из названия, отражает преимущественно идеи самого Маха, разработанные на основе этого подхода к познанию.

Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут несомненными отправными точками знания».

Позитивизм в философии в целом шире, чем позитивистский подход в философии науки. Общий принцип — избавление от «излишеств», которые не могут быть обоснованы эмпирически и поэтому заявляются бесполезными. Этот подход наглядно демонстрируют эпикурейцы как в области познания, так и в этике: мы не можем выйти за рамки эмпирики, и поэтому должны отбросить «расширение самих себя» за рамки фактов. При этом эпикурейцы использовали наработки скептиков как минимум в плане изостении.

Позитивизм: его положительные и отрицательные стороны

Позитивная философия очень сильно повлияла на познание общества, но она, как и многие другие науки, имела ряд положительных и отрицательных сторон. К положительным сторонам можно отнести следующие пункты:

  • основным предметом изучения данной науки стало непосредственно общество. Методы позитивизма помогали накопить всю необходимую информацию;
  • благодаря тому, что предметом исследований стало непосредственно общество, это привело к появлению новых знаний о его существовании, функциях, а также способах развития;
  • философы в области позитивизма склонялись лишь к точным наукам, поэтому максимально использовали это в позитивной философии, занимаясь поиском информации, а также проводя опыты и эксперименты;
  • позитивизм оставил свой отпечаток в гуманитарных науках, приведя к тому, что их методология стала четкой.

Минусы, которыми обладала позитивная философия, также внесли свои коррективы.

концепция позитивизма была достаточно слабой в связи с тем, что не было проведено достаточное количество исследований, а также упускалось множество важных данных, фактов и методов;
события, происходившие в прошлом и предполагающиеся в будущем, не брались во внимание, что свидетельствовало об ограниченности человеческого познания. Считалось, что необходимости в изучении и понимании прошлого нет, а изучение будущего приравнивалось к точной науке;
новое поколение философов отказалось использовать учения классической философии, основываясь лишь на своем опыте, что существенно исказило результаты;
все явления описывались достаточно подробно, но при этом размыто, что приводило к непониманию сказанного;
подробная характеристика явлений способствовала вытеснению умозаключений, что не давало своих положительных плодов в изучении позитивизма.

История позитивизма

Основоположником позитивизма является основоположник социологии как науки Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Милля и Спенсера. Этот позитивизм получил название Первого, или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали различать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом

, или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:

Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма

Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм, или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха. Помимо Шлика, центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат. Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна. С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.

«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка. Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивали «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом, и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма. Ключевыми представителями английского неопозитивизма были Гилберт Райл, Джон Уисдом и Джон Остин, американский неопозитивизм был представлен Гудменом, Дэвидсоном, Крипке и Сёрлем.

После Второй мировой войны в англоязычных странах появился постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Позитивизм Огюста Конта | Второй позитивизм: Эмпириокритицизм + Махизм | Неопозитивизм: Венский кружок + Львовско-варшавская школа ______________|_____________ | | Постпозитивизм Аналитическая философия

Философия и наука

Фото автора Anna Shvets: Pexels

Огюст Конт считал, что наука может развиваться бесконечно и при этом не нуждается в размышлениях и пояснениях. Позитивизм стал популярен не только среди учёных. К тому времени мир потрясли французская революция, война с Наполеоном.

Все эти тяжёлые события были «подогреты» философами и их влиянием на людей. Конт призывал не уходить в размышления «о высшем», оставаясь в рамках фактов и событий. Огюст Конт описывал мир и природу как набор фактов, явлений. Взгляд на мир сквозь призму причинно-следственных связей – устаревший способ.

Конт объяснял, что невозможно одно природное явление объявить причиной, а другое – следствием. Он считал, что все явления, процессы в природе существуют одномоментно и просто связаны между собой функциями.

В 1844 году вышла программа «Дух позитивной философии», в которой Огюст Конт описывает развитие социума, как живого, единого организма. Согласно классическому позитивизму, социум сначала проходит стадию детства. Для этой стадии характерна фигура всемогущего Бога. Все процессы и природные явления понимаются человеком через теологию. Даже устройство нашей солнечной системы было описано с учётом Бога – Создателя. Все природные процессы управлялись божественным началом. Судьба человека зависела от заповедей и воли Бога.

Что такое позитивизм?

Конт считал эту стадию детской потому, что это очень похоже на восприятие ребёнком родителей. Родитель – большой, сильный, всё решает, даёт жизнь. А ребёнок подчиняется правилам родителя, надеется на него и доверяет.

Вторая стадия развития социума – юношество. На место Бога встаёт абстрактное понятие природы. На место теологии приходит философия с её размышлениями и неподтверждёнными плодами фантазий. Общество взрослело и стремилось постичь устройство мира, но осмыслить и понять это было ещё трудно, отходя от концепции Бога.

Третья стадия развития социума – зрелая. Когда общество, наконец, готово осмыслить суть вещей и явлений, понять, что объяснить должным образом их может только наука. Появление позитивизма и ознаменовало «взросление» общества.

Критика позитивизма

Научный критик

Актуальность этой доктрины сомнительна:

Кроме того, позиция Огюста Конта и некоторых учеников сместилась в сторону псевдорелигиозного сектантства.

Религиозная критика

Согласно энциклике Fides и др соотношению по Иоанну Павла II (1998) принятие во внимание метафизики необходимо, в данном контексте, для философских размышлений , с целью поиска смысла, ибо все что науки касается жизни , в частности , :

«Большой вызов, который стоит перед нами в конце этого тысячелетия, заключается в том, чтобы знать, как осуществить переход от явления к основанию, если он необходим и срочен. Невозможно останавливаться на одном опыте; даже когда это выражает и проявляет внутреннюю сущность человека и его духовность, умозрительное размышление должно достигать духовной субстанции и основания, на котором оно покоится. Философская мысль, которая отвергала бы любое метафизическое открытие, поэтому была бы радикально неадекватной для выполнения функции посредничества в разуме Откровения » .

Энциклика критикует позитивизм в его более позднем развитии и, в частности, сциентизм, что не одно и то же:

«С этой точки зрения ценности сводятся к простым продуктам аффективности, а понятие бытия откладывается, чтобы освободить место для чистой и простой фактов. Поэтому наука готовится доминировать над всеми аспектами человеческого существования посредством технического прогресса » .