Кто такие половцы на самом деле

Оглавление

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Образ жизни и социальная организация

Их социально-политическая организация представляла собой типичный военно-демократический строй. Весь народ подразделялся на рода, названия которым давались по именам их старшин. Каждый род имел в собственности земельные участки и летние кочевые маршруты. Главами были ханы, являющиеся и главами определенных куреней (мелких подразделений рода).

Добытое в походах богатство делилось между представителями местной элиты, участвующей в походе. Простые же люди, не имея возможности кормиться самостоятельно, попадали в зависимость к аристократам. Мужчины-бедняки занимались выпасом скота, женщины же прислуживали у местных ханов и их семьи.

По поводу внешности половцев до сих пор ведутся споры, продолжается изучение останков с использованием современных возможностей. Сегодня ученые имеют некоторый портрет этих людей. Предполагается, что они не относились к монголоидной расе, а больше походили на европейцев. Самым характерным признаком является белокурость и рыжеватость. В этом сходятся ученые многих стран.

Независимые китайские специалисты также описывают кипчаков, как людей с голубыми глазами и «красными» волосами. Были среди них, конечно и темноволосые представители.

То враги, то друзья

Войны русских князей с половцами шли с переменным успехом.

В 1068 хан Шарукан разбил сыновей Ярослава Мудрого в битве на реке Альте. Через сорок лет, в 1111 году, уже русские князья разбили орду сына Шарукана Атрака и вынудили его отступить в предгорья Кавказа.

В 1170-м сын Атрака Кончак вернулся в южнорусские степи и в течение десятилетий совершал набеги под Киев и Переяславль.

В этом набеге русские князья из клана Ольговичей взяли добычу, но не вернулись с домой — половцы мобилизовали ополчение и окружили князей на востоке нынешней Украины. В последующей битве номады вопреки обычаю перебили русских воинов и взяли в плен только самих князей, которые были родственниками Гзака и Кончака.

Это поражение с неожиданно большим количеством жертв и стало поводом для созданияСлова о полку Игореве», на основе которого в XIX веке композитор Бородин написал знаменитую оперу.

Вопреки ориенталистским стереотипам о противостоянии Древней Руси и Великой степи, русские не только воевали с половцами, но и торговали с ними. Некоторые половцы принимали православие и выдавали дочерей замуж за русских князей.

Во второй половине XII века русские князья регулярно использовали половцев в междоусобных войнах. Особо прославился этим известный нам поСлову о полку Игореве» Олег Гориславич, князь Черниговский и Новгород-Северский. Половцы приходили на помощь русским князьям во время усобиц, укрывали родственников от врагов и помогали им в борьбе за престол.

Финал судьбы половецкого народа оказался не менее печальным, чем у печенегов. И если печенегов уничтожили половцы, то самих половцев — монголо-татары, которые обрушились на них в 1222 году. В битве в степи половецкие князья с говорящими именами Данило Кобякович и Юрий Кончакович пали от рук монголов. Князья Южной Руси откликнулись на призыв родичей и вышли им на подмогу. В битве на реке Калке в 1223 году половцы сражались и погибали вместе с русскими союзниками. После этого часть из них во главе с ханом Котяном эмигрировала в Венгрию, часть ушла в Византию, часть бежала на Русь, а часть осталась в Великой степи и подчинилась монголам.

Битва на Калке

Судьба половцев была разной. В Венгрии они пережили монгольское нашествие и составили важную этническую группу, потомки которой до сих пор живут в районе города Карцег. Именно эти венгерские половцы перекочевали на экраны компьютеров в игре Kingdom Come.

На ту же тему Безмолвные свидетели сражений: о чём говорят раскопки

В Византии половцы составляли заметную часть армии, а некоторые из них возглавляли крупные воинские соединения. В 1261 году половцы помогли византийцам отбить Константинополь у крестоносцев.

Те, кто ушли на Русь, сражались с монголами до конца. Так, во время раскопок братской могилы защитников Ярославля были обнаружены останки взрослого мужчины с признаками ритуальной трепанации черепа, выраженными монголоидными чертами и остатками сапог, характерных для представителей половецкой культуры. С большой вероятностью этотвраг народа» погиб, защищая русский город от монголов и был погребён в общей могиле с защитниками крепости.

Иной была судьба половцев, которые сдались завоевателям. Бату-хан и его потомки лишили их пастбищ, разделили на группы и насильно переселили в разные концы Великой степи. Это привело к тому, что половцы стали лишь одной из составляющих Золотой Орды.

Зачем печенегов и половцев вспомнили в текущей ситуации — понятно. В условиях мобилизации страны для борьбы с кризисом нужен образ врага, который, с одной стороны, будет известен всем и каждому(спасибоСлову о полку Игореве» и учебнику истории), а с другой — не будет связан с конкретными современными народами. В сегодняшней России нет людей, которые считали бы себя наследниками половцев и печенегов. Это позволяет использовать их в качестве образа общего врага — так же, как их использовали до этого русские летописцы и византийские историографы. Половцам и печенегам не привыкать.

Кто такие печенеги

Под печенегами историки понимают союз кочевых племен, образованный в 8-9 веках в степях Заволжья. Это потомки сарматов, тюрков и угро-финнов. Продвигаясь из Средней Азии под давлением других племен, печенеги перешли Волгу и освоились на новых землях. 

Кочевники сильно окрепли после ослабления и уничтожения Хазарского каганата. До этого печенежские племена на Руси большой проблемой не считали. Окрепнув, они стали терзать Русь, грабя ее города. Они не стремились захватить чужие земли, им было достаточно взять что-то ценное из вещей и рабов. Так они терзали Русь в течение долгого времени. 

В 968 году печенеги окружили Киев, когда князь Святослав вместе с дружиной ушел в наступление на Болгарию. Осада была тяжелой для киевлян. Но Святослав, получив письмо из родных краев, возвратился вовремя и отбил недругов. Но в 972 году его войско было полностью уничтожено печенегами. Также был жестоко убит и сам князь. 

В 990 году внушительное печенежское войско снова попыталось напасть на Русь, но дружина князя Владимира Святославича дала врагу отпор. Таким же поражением закончился поход кочевников и в 992 году. 

Вопрос с печенегами был решен только при Ярославе Мудром. В 1036 году его войско нанесло врагу сокрушительное поражение. 

Поражение как сюжет

Войны возобновились по двум причинам: в кочевьях родились новые поколения бойцов, а князьям понадобились союзники в спорах за престолы. Во второй половине XII века половецкие орды окрепли и объединились. В 1176 году произошёл удачный набег, русские войска потерпели поражение.
В 1184-м объединённая армия киевского князя Святослава Всеволодовича вошла в степь, разгромила войска ханов Кончака и Кобяка, причём Кобяк попал в плен и предположительно был казнён в Киеве. Надо заметить, что оба хана были хорошо знакомы Святославу как прежние союзники в междоусобных войнах.
Весной следующего года Святослав начал собирать княжескую коалицию, чтобы осуществить поход, сравнимый по масштабу с действиями Владимира Мономаха. Часть потенциальных союзников — Новгород-Северский князь Игорь и его брат Всеволод, князь Трубчевский и Курский — решили действовать самостоятельно. Итогом стали первоначальные успехи и крупное поражение в битве с превосходящими силами Кончака. Судьба самого князя Игоря сложилась счастливо: он сбежал из плена, а позже вернулся и его сын Владимир, женатый на дочери Кончака. Брак по расчёту удался: Игорь с сыном и дальше ходил на половцев, но на тестя не нападал, а тот платил ответными любезностями — не трогал владения родни.
Символично, что сюжетом самого знаменитого памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» стал именно этот неудачный поход, с последующим удачным побегом и выгодным браком. Маятник русско-половецкого противостояния ещё некоторое время колебался, но каждой из сторон становилось ясно: военное решение невозможно.
Половцам было не под силу разбить русских князей на самой Руси и взять города крупнее несчастного Римова, упомянутого в «Слове». Князья, в свою очередь, тоже не могли очистить степь от кочевых соседей. Приходилось договариваться и играть свадьбы.

Половецкая знать. Виктор Корольков, 2001 год. («Дилетант»)

Правда, в 1203 году половцам удалось разграбить Киев, но исключительно в качестве наёмников Рюрика Ростиславовича. И в дальнейшем половцы предлагали русским князьям корыстную помощь, пока в 1223 году не сообщили, что помощь нужна им самим: в половецкие степи вторглись с востока монгольские тумены Чингисхана…
Половцы не хотели и не могли установить на Древней Руси «половецкое иго». Но и князья не могли создать на границе подобие древнеримского лимеса или Засечной черты времён Московского царства. Даже успешные походы в степь не избавляли приграничных земледельцев от нападений небольших конных банд. Князь Игорь мог договориться с ханом Кончаком, но смерд со степняком-налётчиком договориться не мог.
Именно поэтому население южных княжеств понемногу стало уходить в Ростово-Суздальскую землю, пусть не настолько чернозёмную, как окрестности Курска, но относительно безопасную. Потом явился новый степной враг — монголы. Его уже не остановили северо-восточные леса, и на Руси, возможно, впервые в её истории задумались о том, что неприятности прошлого были терпимей новой беды.

История возникновения Половецкого народа

Половцы оставили след в истории Русского государства. Своими набегами они наносили огромный урон княжествам древней Руси, разоряя деревни и уводя в плен женщин. Многие правители русских земель пытались победить степных кочевников, об этом сложено множество былин и песен.

Корни образования половцев как народа уходят глубоко в историю начального периода нашей эры. Первые упоминания в летописях находятся уже в восьмом веке, а точнее в 740 годах. Половцев описывают как очень сильное, воинствующее племя кочевников, которое изначально входило в Кимакское объединение, расположенное на землях нынешнего Казахстана. Кочевники располагались на территориях Восточных земель. Землями, подступающими к границам Урала, владели половцы, вышедшие из племени Кимаков.

Со временем Кипчаки, как более сильное племя, одержало первенство над Кимаками, в последующем полностью подавив их. Постепенно, совершая дальнейшие набеги и военные походы, половчане захватывали новые земли.

К 11 веку, Половцам, как более сильному и воинственному племени, подчинились народы всей территории Казахстана. А на западе, границы расширились вплоть до берегов Волги. Благодаря своему воинствующему характеру маленькая народность приобрела множество земель и стала грозным и зажиточным племенем.

https://youtube.com/watch?v=YUC71aHyBlk

Это интересно: Где не удастся побаловаться спиртными напитками: запреты на алкоголь

Войны на территории Древнерусского государства

Изначально племена половцев являлись союзниками с княжествами Руси, но обретая «вес», и расширяя границы своих территорий, отряды кочевников стали активно нарушать Южные границы Киевской Руси. Жестоко нападали на поселения, жгли деревни, забирали скот, а людей уводили в рабство.

К середине одиннадцатого века, отвлечённые междоусобицами с другими кочевыми племенами, походы половцев на Русские земли временно прекратились, но впоследствии начались опять.

https://youtube.com/watch?v=zs8Q_0G63JY

Но в истории описаны и случаи крупных поражений. Примером может служить поход князя Игоря, объединённый с другими князьями 1185 года. Битва на правом берегу Дона окончилась поражением. Окруженное огромным числом половцев, Русское войско погибло, а сам князь взят в плен. Именно это событие описывается в знаменитом произведении «Слове о полку Игореве».

Общественное устройство

При переселение половцев  в XI в. в Причерноморье, основной их  экономической и общественной единицей были так называемые курени – соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу, близких большесемейным общинам земледельческих народов. Русские летописи называют такие курени родами. В орду входило много куреней, причем они могли относиться к нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.

Во главе орды стоял хан. Куренями тоже руководили ханы, далее по социальной следовали половецкие воины (свободные), а начиная с XII в. Зафиксированы еще две категории населения – «челядь» и «колодники». Первые – это свободные, но очень бедные члены куреней, а вторые – это военнопленные, использовавшиеся в качестве рабов.

В XII в., как отмечают русские летописи, происходит общественная трансформация. Кочевание родовыми куренями было заменено аильным, т. е. семейным. Правда, аилы богачей иногда были столь же крупными, как ранее курени, но состоял аил не из нескольких более или менее равных экономически семей, а из одной семьи (двух-трех поколений) и ее многочисленной «обслуги», в которую входили и бедные родственники, и разорившиеся соплеменники, и военнопленные – домашние рабы. В русской летописи такие большие семьи именовались чадями, а сами кочевники, вероятно, определяли ее словом «кош» — «коч» (кочевье). В ХII в. аил-«кош» стал основной ячейкой половецкого общества. Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны. В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы. Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котел (казан).

Но следует учитывать также, что, несмотря на феодальную иерархию, понятие рода (куреня) не исчезло ни из общественных институтов, ни из хозяйственных градаций. В кочевнических обществах всех времен очень сильна была так называемая вуаль патриархальности, поэтому курени — родовые организации – сохранились в виде анахронизма в половецком обществе. Кошевой самой богатой, а значит, и влиятельной семьи и был главой рода, т. е. нескольких больших семей.

Однако род-курень был единицей «промежуточной»; объединяющей аилы организацией была орда. Дело в том, что даже большой курень или аил не мог кочевать в степях в полной безопасности. Нередко аилы сталкивались из-за пастбищ, еще чаще происходил угон скота (барамта), а то и захват веж и пленных жаждущими скорого и легкого обогащения удальцами. Необходима была какая-то регулирующая власть. Она вручалась выборным путем на съезде кошевых главе наиболее богатой, сильной и влиятельной семьи (вместе с тем и куреня, к которому она принадлежала). Так аилы объединялись в орды. Очевидно, глава орды получал высший титул — хан. В русской летописи этому соответствовал титул князя.

С XII в. Происходит и процесс организации более крупных объединений – союзов орд, во главе которых встают «великие князья» — ханы ханов – кааны. Они имели фактические неограниченную власть, могли объявлять войну и заключать мир.

Можно предположить, что некоторые ханы исполняли и функции жрецов. Об этом говорит летопись, что перед одной из битв камланием занимался хан Боняк. Но в половецком обществе существовала специальная жреческая прослойка – шаманы. Шамана половцы называли «кам», отсюда произошло и слово «камлание». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщинам-предкам сооружались святилища. Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне. Так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда пере шедших в русский фольклор.

История народа, как он возник

Половцы (половчане, кипчаки, куманы) – кочевые племена, первое упоминание о которых относится к 744 году. Тогда кипчаки находились в составе Кимакского каганата, древнего государства кочевников, сформировавшегося на территории современного Казахстана. Основными жителями здесь были кимаки, занимавшие восточные земли. Земли же возле Урала занимали половцы, считавшиеся родственниками кимаков.

К середине 9 века кипчаки достигли превосходства над кимаками, и уже к середине 10 века поглотили их. Но на этом половчане решили не останавливаться и уже к началу 11 века, благодаря своей воинственности, они вплотную придвинулись к границам Хорезма (историческая область республики Узбекистан).

В то время здесь проживали огузы (средневековые тюрские племена), которым из-за нашествия пришлось переселиться в Среднюю Азию.

К середине 11 века кипчакам подчинилась почти вся территория Казахстана. Западные же пределы их владений достигли Волги. Таким образом, благодаря активной кочевой жизни, набегам и желанию завоёвывать новые земли, некогда небольшая группа людей, заняла обширные территории и стала одной из сильных и богатых среди племен.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники.

Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый».

По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Исторический путь

История половецких племён наполнена войнами и весьма успешными завоеваниями. Достаточно быстро кочевникам удалось занять территорию современного Казахстана.

К южнорусским землям половцы выдвигаются в XI веке, активно опустошая занимаемые территории и набирая тысячи пленников. Долгое время переяславские князья старались поддерживать мирные отношения с кочевниками, но это равновесие сил оставалось весьма хрупким. Половцы всё равно оставались независимыми воинами, что в любой момент могли ринуться на выбранные земли – независимо от того, кто властвовал на них.

Андрей Семёнов «Бой русичей», 2014 годМестонахождение: Частная коллекция

Нарушив договорённости, половцы направляются к переяславским территориям. После первой успешной попытки они продолжают наступление. Особенных успехов добился хан Искал, при котором половецкие земли значительно увеличились.

Русские князья нередко терпели поражения в схватках с воинственными соседями. Почему? Причина была вполне очевидна и банальна – они не могли оказать полноценный отпор половцам из-за раздробленности и разрозненности княжеств.

Осознавая причину своих ошибок, русские войска начали объединяться. В XII веке половцы всё чаще оказываются проигравшей стороной. Их оттесняют к Кавказским горам. Некоторая часть кочевников была принята в войско грузинского царя Давида.

А вот стычки с русскими половцам пришлось прекратить, поскольку с востока надвигалась серьёзная угроза для каждого из народов. Это было монголо-татарское нашествие. Оказывая сопротивление завоевателям, половцы выступили в качестве союзников Руси, но, к сожалению, потерпели поражение – их территории, как и земли русских, оказались под властью Орды.

Половцы, миниатюра из Радзивилловской летописи, XVвекМестонахождение: Библиотека РАН, Санкт-Петербург, Россия

Поход северского князя Игоря

Иногда и киевские князья шли с наступательной войной на врага. Такие мероприятия обычно оканчивались победой и наносили большой урон кипчакам, остудив ненадолго их пыл и дав возможность приграничным деревням восстановить свои силы и быт.

Но были и неудачные походы. Примером такого может служить поход Игоря Святославовича в 1185 году.

Тогда он, объединившись с другими князьями, вышел с войском к правому притоку Дона. Здесь они столкнулись с основными силами половчан, завязалась битва. Но численное превосходство врага было настолько ощутимо, что русские сразу попали в окружение. Отступая в таком положении, они пришли к озеру. Оттуда Игорь поскакал на помощь к князю Всеволоду, но не смог осуществить задуманное, так как попал в плен, а многие воины погибли.

Окончилось все тем, что половчане смогли разрушить город Римов, один из крупных древних городов Курской области и разбить русское войско. Князь Игорь сумел бежать из плена и вернулся домой.

В плену остался его сын, который вернулся позже, но для того, чтобы получить свободу, ему пришлось жениться на дочери одного половецкого хана.

Участие в междоусобицах

Молодая Русь регулярно подвергалась набегам кочевников из Великой Степи, и половцы не были самой грозной силой. Однако, в отличие от печенегов, половцы пришли на русские земли в эпоху междоусобиц.

Изначально половецкие орды не стремились к покорению всех земель Руси: им хватало набегов. В 1068 году объединенные силы трех русских князей были разбиты на реке Альте и военное превосходство кочевников стало очевидным. Правда, своей мощью половцы не воспользовались: за них это сделали русские князья.

Олег Святославич в 1078 году заручился поддержкой половецких орд для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно прибегал к помощи «поганых», за что автор «Слова о полку Игореве» наградил его прозвищем Гориславич.

Конечно, русские князья и половецкие ханы не всегда могли договориться. Например, Владимир Мономах всячески противился сложившейся традиции использовать кочевников в своих целях, и даже сумел уговорить других князей совершить поход в земли противника. Половецкое войско было разгромлено, и кочевники были вынуждены отойти от границ Руси.

После смерти Мономаха русские князья снова стали использовать половцев в качестве «наемных отрядов».

Дальнейшее развитие отношений между русичами и половцами было прервано пришедшими монголами.