Обратная сторона подвига

Оглавление

Был ли Жуков у курсантов?

Создатели картины позиционируют свою работу как историческую, идущую от документально подтвержденных фактов, с точным воспроизведением быта-антуража и военной составляющей той поры. Игорь Угольников считает это чуть ли не главным достижением проекта: это-де отличает «Подольских курсантов» от всех предыдущих современных фильмов о войне. Особенная его гордость – в съемках принимала участие восстановленная боевая техника, причем в точности та, которая действовала в битве под Москвой. Например, танк Т-34 образца именно 1941 года, а не усовершенствованный Т-34-85, выпускавшийся с 1944-го. Его и другие машины предоставил коллекционер и реставратор, создатель музея ретротехники бизнесмен Вадим Задорожный, также ставший продюсером фильма. По словам последнего, «у нас зритель не увидит откровенно фанерных танков или бронемашин заведомо более поздних времен. Атмосфера тревожной осени 1941-го воссоздана в мельчайших деталях, на совесть поработали все – и военные консультанты, и историки, и реконструкторы, и гримеры. Все – от моды военных времен до спецэффектов – воссоздано максимально достоверно».

В свою очередь энтузиаст-реставратор Максим Зубарев (он ведет проект «Трофейные машины») сказал, что в съемках фильма задействовали немалое количество и самой что ни на есть настоящей техники врага – от легковушек до бронемашин. Большинство различного рода автомобилей, бронетранспортеров и танков найдено в местах боев и стараниями увлеченных людей «оживлено».

Я поинтересовался у режиссера, почему в фильме отсутствует эпизод приезда на рубеж генерала армии Жукова, который выяснял в те дни обстановку (по архивным данным, он побывал на одном из строящихся пунктов Малоярославецкого участка обороны в ночь с 7 на 8 октября). Вадим Шмелев ответил, что такой соблазн был, но тщательно перелопатив множество источников, он не обнаружил чьего-либо прямого свидетельства. А то, что это показано в фильме «Освобождение», мол, не является достоверным фактом.

Однако увлечение «мелкими деталями» и скрупулезное «следование историчности» сыграло с создателями ленты «Подольские курсанты» если не злую шутку, то значительно отвлекло от выстраивания образов самих героев, включая и центральные – двух будущих офицеров и девушку-медсестру, в которую они по сюжету кинофильма влюблены. Эти трое нам показаны в массе, без ярко выраженных личностных характеристик. Да и сами артисты играют их, ничего не ведая, скажем, о довоенном прошлом своих персонажей, о том, как они стали курсантами. А такие вещи важны для понимания сути натуры героев, которых они изображают. Здесь предложение и мечта Вячеслава Фетисова показать в фильме, кто этих ребят воспитывал, не воплощена.

Не показана и эволюция превращения курсантов в бойцов, которым стало под силу кратно «перевыполнить» задачу командования по сдерживанию агрессора. Оставшийся в живых Иван Стрельбицкий в своей документальной повести «На Варшавском шоссе» (1979) писал: «В первый день вступления в должность начальника училища поразила какая-то открытая, детская безмятежность в лицах курсантов. Некоторые из них еще ни разу не брились и, наверное, никуда не ездили без родителей. А ведь через три-четыре месяца они пойдут в бой командирами огневых взводов противотанковых артиллерийских батарей». Он также описывал на ряде примеров, как эти курсанты стремились как можно скорее и лучше выучиться. «Мы никак не дождемся выпуска, вдруг война без нас закончится», – вспоминал он их слова. Все разговоры были об одном: «Ну покажем фашистам, где раки зимуют!».

Эти мальчики тогда еще не знали, что на самом деле представляет опытный, хорошо вооруженный враг, насколько он жесток и беспощаден. Весь трагизм ситуации и величие подвига курсантов как раз и состоят в том, что столкнувшись лицом к лицу с этой суровой реальностью, они не дрогнули, не отступили

Важно понять, что величие духа и весь предшествующий опыт их дедов и отцов помогли выполнить приказ, удержать назначенный рубеж, погибнуть, но не покориться вражеской воле

Тот же Стрельбицкий описывает, как на глазах мужали эти безусые юнцы, как учились побеждать. Сценарий кинофильма во многом основан на упомянутой повести, но вот эти самые важные моменты при его реализации, к сожалению, упущены. Впрочем, это вопрос уже к профессионализму кинодеятелей, а не к военной составляющей фильма, который, безусловно, надо обязательно посмотреть.

От идеи до реализации

Идея снять фильм о подвиге подольских курсантов родилась в 2016 году у легендарного хоккеиста Вячеслава Фетисова, когда в качестве депутата Госдумы он приехал в Подольск. «Судьба мне улыбнулась, я побывал в школе имени Подольских курсантов и в музее, благодаря которому из поколения в поколение передается любовь к тем, кого страна забыла, – рассказал он перед показом картины. – И возможность инициировать создание этого фильма считаю одним из самых больших достижений в своей жизни. То, что сделали в октябре 1941-го подольские курсанты, должны знать не только в нашей стране, но и во всем мире. Совсем еще мальчишки встали насмерть, не испугавшись жестокого врага, и сделали все, чтобы не пропустить фашистов к Москве. Мы должны понимать, кто этих ребят воспитывал, почему они не испугались, что для них значили слова Родина, семья, любовь. И фильм о них – очень значимый проект, который должен повернуть сознание молодежи, показать, к какой нации они принадлежат».

Помнит ли сегодня страна о подвиге подольских курсантов? И да, и нет. Память о них увековечена в бронзе и граните, названиях улиц и ряда школ. Но молодежь, современное поколение о них мало что слышало. Возможно потому, что в свое время не нашлось писателя, журналиста, которые бы рассказали об их подвиге так, как это случилось с теми же 28 панфиловцами. Вячеслав Фетисов прав: память об их подвиге должна быть на слуху у подрастающих поколений. И в этом смысле появление фильма можно только приветствовать.

Многие артисты, снявшиеся в ленте, как они сами признались, к стыду своему, до ознакомления со сценарием понятия не имели, кто такие подольские курсанты, какой подвиг они совершили. И это – представители культуры. Столь же преимущественно несведущ, повторим, и молодой зритель (картина позиционируется как 12+), который пойдет в кинотеатры. Но и после просмотра, увы, он вряд ли будет обладать полной информацией о смысле героического деяния 18-летних подростков. Потому, что в угоду этому самому молодому зрителю постановщики многие эпизоды сняли как боевик (экшен), а противостояние с вероломным лютым врагом отчасти показали как танково-артиллерийский биатлон, дартс или дуэль.

При всей драматичности увиденного в череде огненно-кровавых эпизодов ощущение именно смертельной схватки с рвущимся к Москве отменно вооруженным, жестоким противником не предвосхищает ожиданий. С одной стороны, сам враг показан весьма расплывчато. Сила его, подступившего к самой столице, не раскрыта. С другой – трудно понять, где именно географически проходил в октябре 1941-го Ильинский рубеж (хотя в кадре мы не раз видим карты с боевой обстановкой). Титры же, которые даются по ходу развития боев на разных участках обороны, мало что проясняют. Возможно, в финале надо было дать понять зрителю закадровым голосом или теми же титрами, в чем все-таки судьбоносное для страны значение подвига курсантов.

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ, НО САМАЯ ЛУЧШАЯ

С 1966 года фотокорреспондент Владимир Лычагин восстанавливает историю подольских курсантов. Вместе с бывшим начальником Подольского артиллерийского училища генерал-лейтенантом Иваном Стрельбицким он участвовал в поисковых операциях и искал захоронения на Ильинском рубеже.

– В 1972 году рядом с дотом под верандой дома мы нашли останки героически погибшего лейтенанта Алешкина, – вспоминает Лычагин. – Там же были обнаружены еще четыре бойца.

Уважая многолетний труд Лычагина, авторы «Подольских курсантов» отвели ему специальную роль.

– Эпизодическую, но самую лучшую, – шутит Владимир. – Сидишь в кадре, кепку набок надвинешь и фотографируешь. Я даже гримом не пользовался.

В отличие от деда, 11-летнему внуку Лычагина Алеше сидеть на съемках не пришлось.

– Надели синие шорты и белую футболку, выдали старый самокат и сказали ездить на нем взад-вперед, – рассказывает Алеша о своей первой роли в кино.

Подвиг и гибель

В октябре 1941 года Малоярославецкое направление считалось слабым местом при обороне Москвы. Чтобы защитить Ильинский рубеж, было решено направить туда курсантов подольских училищ, которые должны были удержать натиск противника до прихода подмоги. Алешкин тоже оказался на поле боя в качестве командира 4-й батареи артиллерийского училища.

Ситуация осложнялась тем, что большинство вчерашних курсантов, отправленных на передовую, были совсем юными. Многие не умели обращаться с оружием, которого тоже катастрофически не хватало. Приходилось использовать учебные образцы и даже музейные экспонаты.

Но защитники Ильинского рубежа отличались мужеством и желанием послужить на благо родине. Уже после прибытия на огневую точку они приступили к обороне и сражались, демонстрируя храбрость и самоотверженность, которой никто не ожидал от 17-летних мальчишек. В итоге удалось уничтожить десятки танков и бронемашин противника, а также тысячи немецких солдат, которые были поражены таким сопротивлением со стороны советских военных.

Но оборону не удалось бы долго удерживать, если бы не находчивость командиров. Особое значение имеет подвиг Афанасия Ивановича. Лейтенант замаскировал дот под сруб сарая и вел обстрел по противнику оттуда. Когда немецкие солдаты открывали ответный огонь, офицер отдавал приказ переместить орудие в запасной окоп, где пережидал атаку.

Алексей Бардуков в роли Афанасия Алешкина (кадр из фильма «Подольские курсанты»)

Гитлеровцы были уверены, что после такого сильного обстрела в укрытии никто не мог выжить и уверенно шли в атаку, но подчиненные Алешкина вновь занимали оборонительную позицию и продолжали уничтожение вражеских солдат. За это дот Афанасия Ивановича был назван неумолкающим, или оживающим дотом.

Лейтенанту удавалось сдерживать натиск противника больше недели, хотя изначально подольским курсантам требовалось продержаться хотя бы 5 дней, но в итоге хитрость военного раскрыли. 16 октября 1941 года немцы подобрались к доту с тыла и забросали его гранатами, что стало причиной смерти командира и еще 6 артиллеристов, которые были у него в подчинении.

В целом при обороне Ильинского рубежа из 3500 подольских курсантов выжили около 1000. Они дождались прибытия резервных сил и смогли продолжить учебу в Иваново. Благодаря этим солдатам следующие поколения узнали об Алешкине, который сумел задержать врага ценой жизни и повлиять на исход Второй мировой войны.