Оглавление
Пленение Шамиля
Имам Шамиль, завладевший принадлежавшими Феликсу Круковскому предметами, был взят в плен лишь через 7 лет после описанных событий. Как указано в издании «История России XVIII-XX веков» (научные редакторы А. В. Шубин и П. П. Черкасов), несмотря на то, что Шамиль проявил себя опытным полководцем, со временем русские войска научились использовать свое численное преимущество. В 1858 году они взяли Ведено. Шамиль отступил в Дагестан, где он сам и еще около 400 воинов укрылись в ауле Гуниб, представлявшем собой природную крепость. 24 августа 1859 года наместник на Кавказе и главнокомандующий Кавказской армией Александр Барятинский потребовал, чтобы Шамиль в добровольном порядке сложил оружие.
Если верить Муслиму Мурдалову, автору книги «Шамиль – имам Чечни и Дагестана», Барятинский пообещал Шамилю полное прощение и дозволение ехать в Мекку, но с условием жить там безвыездно. После некоторых раздумий имам согласился на предложенные условия. 26 августа 1859 года он сложил оружие. Шамилю были и в самом деле оказаны королевские почести. Он был представлен императору Александру II, получал от государства пенсию в размере 10 тысяч рублей. Еще 20 тысяч ему выделяли на содержание семьи и свиты. Впоследствии Шамиль принял российское подданство. Однако священный хадж ему совершить так и не удалось. Он скончался по пути в Мекку, упав с верблюда.
Памятник «Белые журавли»
Памятник «Белые журавли» — мемориальный комплекс памяти павших защитников Родины. Установлен в Парке Победы имени Расула Гамзатова в Гунибе в 1986 г. Памятник создан по мотивам песни «Журавли» поэта Расула Гамзатова и композитора Яна Франкеля. Автор — Гаджи Ганиев. Ежегодно в сентябре у мемориала проходит литературный фестиваль «Дни белых журавлей».
Памятник «Белые журавли»
Символом надежды и вечной памяти воинскому подвигу стала песня «Журавли», положенная на стихи дагестанского поэта. На протяжении нескольких десятков лет она остается одной из наиболее трогательных и проникновенных песен о военном времени. В детстве, когда ты был совсем еще молод, слышал песни о солдатах, о войне, — но повзрослев, понимаешь их смысл куда более глубже. Мы меняемся старея, теряя близких, осознавая собственную смертность и тогда только начинаем думать о том малом промежутке в журавлиной стае, словно специально оставленном для нас.
Гунибский район для жителей дагестанской земли священное место. Здесь насчитывается более трехсот воздвигнутых мемориалов, архитектурных, исторических и культурных памятников. Среди них памятник «Белые журавли» в селе Гуниб, расположенный в Парке Победы имени Расула Гамзатова, являющийся одним из наиболее значимых достопримечательностей Гунибского района и Дагестана. Он стал первым в мире и, пожалуй, одним из лучших монументов, созданным в честь известной песни военных времен.
Ежегодно в дни памяти поэта в парк приезжают гости из разных уголков мира, из бывших советских союзных республик, где живут друзья и родные мастера слова, а также поэта и переводчика народной поэзии Кавказа Наума Гребнева, композитора песни Яна Френкеля, исполнителя — Марка Бернеса. В 1986 году из белого мрамора возвели стелу, спроектированную заслуженным архитектором России Гаджи Магомедовичем Ганиевым.
Однако стихотворение Расула Гамзатовича посвящено не только павшим воинам Великой Отечественной войны. В 1965 году поэт посетил город Хиросима в Японии. В центре города он увидел статую маленькой девочки, держащую в руках бумажного журавлика, и высоко поднимая птицу над головой. Мемориал установили в память о японской школьнице Садако Сасаки, после случившейся атомной бомбардировки на Хиросиму во время Второй мировой войны ее поразила лучевая болезнь. Девочку госпитализировали в тяжелом состоянии. Врачи вынесли вердикт — жить ей осталось не больше года. В больнице к Садако пришла подруга и принесла с собой бумажный лист, из которого сделала журавлика.
Садако успела сделать 644 журавлика, но ее желанию не суждено было осуществиться, девочки не стало. Слова не появляются из ниоткуда, но они раздаются в такт сильным переживаниям, рождающимся от пережитых событий. Эта история потрясла поэта до глубины души. В своих воспоминаниях он написал так: «… я испытал глубокое волнение, вылившееся позже в стихи…».
Когда Расул Гамзатов находился в Хиросиме, ему пришло извещение о смерти мамы, поэт немедленно вылетел на родину, в Дагестан. Пролетая над землей на высоте в несколько тысяч, он погрузился в размышления о матери, о павших во время войны братьях его отца, и о маленькой японской девочке. Переживания поэта вылились в стихи о перерождении души после смерти.
«Когда я находился посреди скорбящей толпы, в небо воспарили журавли. Сказали тогда, — они вернулись с севера, из Сибири. Стая была маленькой, и в ней я увидел небольшой промежуток…». Примечательно, в оригинальном тексте первая строчка звучит: «Мне кажется порою, что джигиты». Первый исполнитель песни Марк Бернес предложил приблизить песню к действительности того времени, и заменить «джигиты» на «солдаты».
Песня в исполнении Марка Бернеса — Журавли
Беседка Шамиля
Важнейшую достопримечательность Гуниба чаще всего называют беседкой (или ротондой) Шамиля, отодвигая в тень другого героя события, случившегося здесь 25 августа 1859 года, — князя Барятинского. Камень Барятинского и беседка Шамиля — это одно и то же. Ротонда, названная именем легендарного имама, в 1893 году была возведена над валуном, возле которого князь Барятинский ожидал сдачи в плен побежденного Шамиля.
Беседка Шамиля
Беседка находится на территории Верхнего Гуниба, ниже исторического селения, разрушенного в ходе четырехдневного сражения. К ней ведет тропинка от гунибского Парка Победы. Место очень популярно и почитается как исламская святыня — на дереве рядом с беседкой можно видеть привязанные ленты и платки. Само сооружение воссоздано в начале 2000-х, поскольку в 1995 году беседку взорвали ваххабитские экстремисты. Это не первая попытка уничтожить памятник, на него уже покушались в 1920-х, во время горских волнений. Причем сам валун всегда оставался цел, а беседка оказывалась более уязвимой. Изначально на куполе сидел бронзовый двуглавый орел, а на стене рядом с камнем висела табличка с надписью: «На этом камне восседал генерал-фельдмаршал Барятинский, принимая пленного Шамиля». Воссозданная ротонда лишена этих деталей, а рядом с ней установлен большой стенд, на котором перечислены основные вехи Кавказской войны начиная с 1932 года — то есть те, которые касаются Шамиля.
Дорога в Гуниб
По кратчайшему пути от Махачкалы до Гуниба добираться 140 км. Однако я советую удлинить маршрут на 15 км и проехать через Гимры и Ирганайское водохранилище. Эта дорога очень живописна. А если выеще и завернете к Сулакскому каньону и Чиркейскому водохранилищу, то весь день проведете среди непрерывной красоты.
В Гергебиле дорога сворачивает в горное ущелье реки Каракойсу.
Ущелье то раздается вширь, то резко сужается.
В одном месте скалы почти смыкаются, словно створки ворот.
За «воротами» скрывается плотина Гергебильской ГЭС и водохранилище. В этом месте нужно остановиться и прогуляться по дамбе на другой берег .
Дальше будет еще одна плотина, уже Гунибской ГЭС. Плотина была построена в 2005 году и носит имя Расула Гамзатова.
Возле плотины стоит башня Андалал.
На башню можно подняться и посмотреть сверху на окрестности и на саму плотину.
Долина реки Каракойсу
Гунибское водохранилище
К сожалению, вид портят пластиковые бутылки, принесенные водами реки к затвору плотины.
При самом подъезде к Гунибу переезжаем реку.
Высокий правый берег источен глубокими гротами.
Напротив возвышается Кегерское плато.
Семья
И о войне, и о мире: книги и лекции, которые помогут разобраться в истории Северного Кавказа
4 января 1860 года у Шамиля сильно чесалась левая бровь. С довольным видом и веселостью в голосе он рассказал об этом приставу Руновскому. Имам был уверен: это хорошая примета, верный знак скорого приезда дорогих, давно ожидаемых людей. Примета оправдалась: на следующий день в Калугу приехала семья Шамиля.
Шесть экипажей, потрепанных российскими дорогами и погодой, тяжело вкатились во двор дома. Шамиль не мог выйти встречать семейство — не полагалось по горскому этикету. Поэтому он напряженно вглядывался в лица уставших путников из окна своего кабинета.
В Калугу приехали две жены Шамиля — Зайдат и Шуанат. Вообще Шамиль любил женщин, за всю жизнь у него было восемь жен. Имам мог себе позволить жениться и по расчету, и по любви. Некоторые жены становились лишь небольшими эпизодами в насыщенной жизни горского вождя, другие много значили для него на протяжении всей жизни.
Жены Шамиля и в Калуге продолжили борьбу за первенство. У каждой были козыри. Зайдат пользовалась авторитетом в семье, а Шуанат, владевшая русским языком, лучше адаптировалась к жизни в почетном плену. так описала калужскую повседневность имамских жен: «Зайдата вовсе не говорила по-русски и очень мало понимала. Шуанат говорила свободно на нашем языке и служила Зайдате переводчицей. Я их расспрашивала об их жизни в Калуге, и они жаловались мне на то, что не переносят климата, и что многие из них (членов семьи Шамиля. — А.У.) сделались жертвой его, и что даже теперь есть еще больные; они сознавались, что скучают, сидя целый день в комнате; только по вечерам они гуляли на дворе в саду, обнесенном сплошным, высоким забором. Иногда, когда смеркалось, катались по городу в коляске. Зимой же не выезжали потому, что не выносили холода».
Зайдат и Шуанат почувствовали перемену своего статуса: из жен всесильного правителя имамата они превратились в спутниц хоть и уважаемого, но все же пленника. Руновский заметил, что, увидев во время одного из визитов бриллианты на знатных калужских дамах, жены Шамиля горько плакали по своим драгоценностям, навсегда утерянным еще во время отступления имама к Гунибу.
Приехали к Шамилю и сыновья. После смерти первенца, Джамалуддина, у Шамиля осталось два сына, оба от брака с Патимат — Гази-Мухаммед и Мухаммед-Шефи (уже в Калуге Зайдат родила имаму еще одного сына — Мухаммеда-Камиля). Жизнь развела их по разные стороны. Гази-Мухаммед не только сын, но и политический преемник отца, пользовавшийся огромной популярностью среди горцев и рассчитывавший занять пост имама. Сильный, храбрый, щедрый, приветливый, он с трудом переживал калужский плен, лишивший его славного будущего. В июле 1861 года Гази-Мухаммед вместе с отцом во второй раз посетил российские столицы. Из Москвы в Петербург они ехали на поезде, который привел их в восторг: «Подлинно, русские делают то, чего правоверным и на мысль не может прийти… Чтобы сделать то, что они делают, надо иметь слишком большие средства, а главное, слишком большие знания, которые, не знаю почему, отвергаются учением нашей религии», — говорил впечатленный Шамиль. Целью путешествия было свидание с императором Александром II.
Жена имама Шамиля Шуанат. Магомет-амин. Спуск пленных мюридов с Гуниба. Василий Тимм. 1850-е годы
Личная жизнь Шамиля
Интересно рассмотреть также и личную жизнь легендарного предводителя горцев. Всего на протяжении жизни у Шамиля было восемь жен. Старшей женой сначала была Патимат, первая супруга имама. После ее смерти главной стала Загидат, дочь Джамалутдина, учителя имама. А самой любимой была Шуайнат. О ней стоит рассказать поподробнее.
ШуайнатЗаидат
Любимую жену Шамиля изначально звали Анной Ивановной Улухановой Она была армянкой по происхождению, и ее взял в плен ближайший сподвижник имама генерал Ахбердил Мухаммед. Впоследствии Шамиль разрешил девушке вернуться в отеческий дом, но она сама предпочла, приняв ислам, остаться подле имама.
Анна-Шуайнат единственная из всех имела право посещать супруга во время военных действий. Как-то по дороге братья Анны захватили ее в плен и вернули к отцу. Но девушка просилась обратно, к мужу. Узнав о похищении, Шамиль отправил родственникам жены богатые подношения, а позже приехал сам. Купец Улуханов, видя, что его дочь нашла свое счастье, отпустил возлюбленных с миром.
Интересно, что Шамиль не любил роскоши, сам жил и одевался скромно – и женам запрещал излишне украшать себя. Поэтому женщины носили богатые одежды, только когда супруга не бывало дома.
Источники:
- М. Гаммер. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М. «Крон-Пресс». 1998
- Имам Шамиль. Биографическая справка. — РИА Новости, 7.09.2009 г.
- Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис. 1868. Вып. I
- Казиев Шапи Магомедович. Имам Шамиль. Молодая гвардия, 2003
- Имам Шамиль: почему горцы до сих пор почитают своего предателя? — Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36 02/09/2009.
- Гогитидзе М. Д.. Военная элита Кавказа II, Генералы и адмиралы народов Северного кавказа. — Тбилиси : Меридиани, 2011. — С. 108.
- Владимир Романов. Третий имам. — Журнал «Вокруг света», №6 (2753), Июнь 2003 г.
Ситуация на северо-восточном Кавказе к лету 1859 года[править | править код]
1 апреля 1859 года Кавказской армией была взята штурмом чеченская резиденция Шамиля — селение Ведень (Ведено). Вслед за этим по всей Чечне сторонники Шамиля прекратили сопротивление[источник не указан 2461 день]. Самому имаму с небольшим отрядом преданных соратников удалось скрыться. Вскоре стало известно, что новой ставкой Шамиля стал горный аул Гуниб на территории Внутреннего Дагестана, в междуречье Аварского Койсу и Каракойсу. Это был последний район, подконтрольный Шамилю. Поход Кавказской армии во Внутренний Дагестан должен был начаться в начале лета 1859 года[источник не указан 2461 день].
Кем был Шамиль
Иногда у людей, мало знакомых с историей войн на Кавказе, складывается впечатление, что имам Шамиль – не более, чем один из многочисленных горских абреков, бесстрашный, жестокий и коварный лидер отрядов таких же жестоких бородачей с кинжалами. Это ни в малейшей степени не соответствует истине.
Шамиль был человеком с подлинно государственным мышлением, сумевший создать из разрозненных племен Дагестана и Чечни государственное образование, в котором уделялось внимание социальному обеспечению и образованию. Почти тридцать лет он умело противостоял огромной Российской империи, при этом успешно лавируя между турецкими и британскими посулами и предложениями о сотрудничестве
Сын простого кузнеца, Шамиль получил прекрасное мусульманское образование, знал философию, риторику, богословие, говорил и читал по-арабски, по-русски и на многих кавказских языках.
Словом, родись человек с такими дарованиями и таким умом не в горном ауле, а где-нибудь в Европе, о нем говорили бы, как об одном из самых выдающихся людей эпохи.
Взятие Гуниба в культуре и искусстве
Пётр Грузинский. «Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 г.»
- Художник баталист Готфрид Виллевальде написал серию картин, посвящённых взятию Гуниба: «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля», «Охотники Ширванского полка на Гунибе».
- Теодор Горшельт написал картины «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года» и «Штурм аула Гуниб 25 августа 1859 года».
- В 1886 году Франц Рубо написал картину «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года».
- Пётр Грузинский написал серию картин на военную тематику, одна из картин «Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 г.»
- Чеченские барды Тимур Муцураев и Имам Алимсултанов посвятили песни обороне Гуниба, упоминая в песнях участие в этом событии Байсангура Беноевского, однако это не подтверждено историческими документами.
- В полковой песне84-ого Ширванского пехотного полка описываются события, связанные с взятием Гуниба:
Песня
Приветствуем с благоговеньем
Трофеи славы боевой.
С их Царственным благословеньем
За штурм, за подвиг громовой.
Развейтесь над полком, с любовью,
Геройством, мужеством полка
Добытые Ширванской кровью
На славном штурме, знамёна.
О полк блистательный, недаром
Награда Царская тебе:
Шамиль в плену — одним ударом
Ты положил конец борьбе.
Была пора — на штурм кровавый
Стекались все полки Царя.
Их вёл Наместник величавый,
Отвагой всех животворя.
В Чечне и Салатау грянул
Победный, непрерывный гром.
От Евдокимова отпрянул
Шамиль, охваченный кругом.
Уж пал от громовой осады
Его Веден и час настал —
К Гунибу двинулись отряды
От Каспия и Закатал.
Уж враг от Садретле отброшен,
Сдались Уму-Кала и Риб,
Цвет лучший мюридизма скошен,
Но старец мощный не погиб.
С Гуниба он перуны мечет
И наш воинственный Кавказ
Ему с восторгом рукоплещет.
Грохочет он, в последний раз.
С полуночи Орёл Державный
Поднимется под облака, —
Заутра штурм. О, подвиг славный
Победоносного полка.
Раздайся наш привет священный,
Чтоб дрогнула Гуниб-гора:
Да здравствует благословенный
Ширванский полк, — ура, — ура…
Маститый полк, тебе и слава.
Твой труд и кровь не лились зря.
И впредь Ширванец будет свято
Служить, чтоб радовать Царя.
Петром был создан полк Ширванский,
Его история громка.
Он службой верною, бесстрашной
Упрочил славу навсегда…
История картины[править | править код]
Теодор Горшельт.
Живописец и рисовальщик Теодор Горшельт родился в Германии, обучался художественному мастерству в Мюнхенской академии художеств под руководством Германа Аншютца. В 1858 году Горшельт отправился на Кавказ. Сначала он был советником Крузенштерна в Тифлисе, потом перебрался на левый фланг Кавказской линии, где сопровождал поход генерала Вревского в Дагестан и принимал участие в зимней экспедиции генерала Евдокимова в Чечню. Был волонтёром в штабе Отдельного Кавказского корпуса, при пленении Шамиля находился рядом с Барятинским. Горшельт был награждён орденом Святого Станислава 3 степени с мечами. В 1860 году он был признан академиком и членом Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. После пяти лет, проведённых на Кавказе, вернулся на родину.
Картина была написана в 1867 году. В том же году она экспонировалась на всемирной выставке в Париже и завоевала там Большую золотую медаль, а затем была отправлена заказчику в усадьбу Марьино Курской губернии, где уже выставлялась другая картина художника «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года», написанная в 1863 году. Кавказские произведения Горшельта принесли ему европейскую известность. Рисунки Горшельта пользовались большой популярностью в России. Император Александр II приобрел рисунки для своей коллекции. Большинство из них были изданы в фотографических снимках (И. Гоффертом в Санкт-Питербурге).
Картина была создана Горшельтом в Мюнхене. Картина сражения, как и многие его работы, произвели большое впечатление на жителей города. Она была выставлена на всеобщее обозрение. Далее холст был отправлен в Санкт-Петербург, где временно был выставлен в Серебряной зале в Царском Селе, а затем передан в Марьино в фамильный дворец Барятинских.
После революции 1917 года картина была изъята в собственность государства и передана в Курский краеведческий музей. Полотно «Штурм Гуниба» оставалось в Курском музее во время оккупации и сильно пострадало. Было реставрировано советским и российским реставратором Павлом Кориным. В настоящее время находится в прекрасном состоянии.
Взятие Гуниба в культуре и искусстве[ | код]
Пётр Грузинский. «Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 г.»
- Художник баталист Готфрид Виллевальде написал серию картин, посвящённых взятию Гуниба: «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля», «Охотники Ширванского полка на Гунибе».
- Теодор Горшельт написал картины «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года» и «Штурм аула Гуниб 25 августа 1859 года».
- В 1886 году Франц Рубо написал картину «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года».
- Пётр Грузинский написал серию картин на военную тематику, одна из картин «Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 г.»
- Чеченские барды Тимур Муцураев и Имам Алимсултанов посвятили песни обороне Гуниба, упоминая в песнях участие в этом событии Байсангура Беноевского, однако это не подтверждено историческими документами.
- В полковой песне84-ого Ширванского пехотного полка описываются события, связанные с взятием Гуниба:
Песня
Приветствуем с благоговеньем
Трофеи славы боевой.
С их Царственным благословеньем
За штурм, за подвиг громовой.
Развейтесь над полком, с любовью,
Геройством, мужеством полка
Добытые Ширванской кровью
На славном штурме, знамёна.
О полк блистательный, недаром
Награда Царская тебе:
Шамиль в плену — одним ударом
Ты положил конец борьбе.
Была пора — на штурм кровавый
Стекались все полки Царя.
Их вёл Наместник величавый,
Отвагой всех животворя.
В Чечне и Салатау грянул
Победный, непрерывный гром.
От Евдокимова отпрянул
Шамиль, охваченный кругом.
Уж пал от громовой осады
Его Веден и час настал —
К Гунибу двинулись отряды
От Каспия и Закатал.
Уж враг от Садретле отброшен,
Сдались Уму-Кала и Риб,
Цвет лучший мюридизма скошен,
Но старец мощный не погиб.
С Гуниба он перуны мечет
И наш воинственный Кавказ
Ему с восторгом рукоплещет.
Грохочет он, в последний раз.
С полуночи Орёл Державный
Поднимется под облака, —
Заутра штурм. О, подвиг славный
Победоносного полка.
Раздайся наш привет священный,
Чтоб дрогнула Гуниб-гора:
Да здравствует благословенный
Ширванский полк, — ура, — ура…
Маститый полк, тебе и слава.
Твой труд и кровь не лились зря.
И впредь Ширванец будет свято
Служить, чтоб радовать Царя.
Петром был создан полк Ширванский,
Его история громка.
Он службой верною, бесстрашной
Упрочил славу навсегда…
Описание[править | править код]
Картина изображает взятие солдатами Апшеронского полка 25 августа 1859 года аула Гуниб — практически неприступной природной крепости. Гуниб был высокогорным аулом, укреплённым завалами из больших камней и деревьев. На подходах был устроены все возможные преграды и пикеты. Аул Гуниб — последняя твердыня Кавказского имамата, — считался неприступной крепостью, где после ряда поражений укрылся Шамиль вместе с мюридами.
Автор картины сам принимал участие в штурме Гуниба и, как очевидец событий, детально изобразил сцену боя. События на картине происходят на рассвете около 6 часов утра. Картина изображает бой на тесном горном выступе под громадами нависших скал. Апшеронцы идут в штыковую атаку, пытаясь прорваться сквозь укрепления горцев. Горцы отчаянно защищаются, при этом прикрывая собой единственное орудие. Справа в тени скалы сражается отдельная группа горцев. На них с фланга наступает вторая часть колонны штурмующих. Один из мюридов держит знамя газавата. Команда апшеронцев теснит горцев, прижимая их к скале. Кисти художника запечатлели самый разгар боя. Художник избежал внешних эффектов и грубого натурализма: на картине без ущерба для её выразительности практически нет крови. Это трезвое, реалистическое произведение мастера, хорошо скомпонованное, с отличной расстановкой и прорисовкой отдельных фигур. В картине преобладают тёмные насыщенные краски. Горшельту в перерывах между сражениями приходилось быстро набрасывать этюды, позже он их переносил на холсты. Это описывается в книге по его воспоминаниям, изданной в Германии, с иллюстрациями кавказских походных рисунков.
Бесценные вещи
Все это время, согласно изданию «Всемирная волновая история от 1850 г. по 1889 г.» Владимира Кучина, вещи Феликса Круковского оставались у Шамиля или его подручных. По словам Кучина, царскому наместнику на Кавказе Александру Барятинскому удалось выкупить у имама за весьма крупную сумму лишь некоторые награды Круковского: Георгиевский крест и орден Святого Станислава 1-й степени. Они находились на черкеске Феликса Антоновича в день его гибели и были присвоены чеченцами. А вот с кинжалом и шашкой Круковского Шамиль расстаться наотрез отказался. В знаменитой «Военной энциклопедии», издававшейся Иваном Сытиным, написано, что Шамиль не согласился уступить оружие «ни за какие деньги».
Впрочем, это неудивительно. Круковский не раз выказывал храбрость в боях, чем и вызывал уважение Шамиля. Например, в 1843 году, как указано в издании «Казачьи войска» Владимир Казина, Феликс Круковский выказал особое мужество при защите станицы Бакешевской, за что и был награжден тем самым Георгиевским крестом. Вообще о Круковском все отзывались только с восторгом. Так, Кавказский наместник князь Воронцов писал военному министру в связи с гибелью военачальника: «Если бы выбрать из войска тысячу лучших людей и у каждого из этих людей взять его лучшие достоинства и качества, то и тогда сумма их не перевесила бы тех качеств, которыми обладал покойный атаман».
Итоги и последствия[править | править код]
Потери сторонправить | править код
Потери русской армии во время штурма по официальным данным: убитыми — 19 нижних чинов, 2 милиционера; ранеными — 7 офицеров, 114 нижних чинов, 7 милиционеров; контуженными — 2 офицера, 19 нижних чинов.
Наполеон Огюст Ланн, ссылаясь на частные беседы с русскими офицерами, говорил о потерях в 600 человек.
Потери защитников Гуниба — 360 убитых. 40—50 человек сдались вместе с Шамилем или были взяты в плен во время боя. Из 30 русских мюридов 8 удалось взять живыми.
Наградыправить | править код
Особо отличившиеся при штурме 1-й батальон Апшеронского пехотного полка получил георгиевское знамя с надписью «За отличие при взятии Гуниба 25 августа 1859 года», а 3-й и 4-й батальоны Ширванского пехотного полка — георгиевские знамёна с надписями «За штурм Гуниб-Дага 25 августа 1859 года».
А. И. Барятинский получил чин генерал-фельдмаршала и был награждён орденами Святого Георгия II класса за кавказскую кампанию 1859 года (см. Кавалеры ордена Святого Георгия II класса) и Святого Андрея Первозванного за взятие Гуниба.
Ситуация на северо-восточном Кавказе после пленения Шамиляправить | править код
26 августа на Кегерских высотах были проведены благодарственный молебен и смотр войск. В тот же день Барятинским был отдан немногословный приказ по армии: «Шамиль взят. Поздравляю Кавказскую армию!»
Пленение Шамиля нанесло решающий удар по мюридизму и положило конец организованному сопротивлению на северо-восточном Кавказе (разрозненные восстания происходили и в последующие годы), а также способствовало скорейшему завершению войны и на северо-западном направлении.
Итоги и последствия[ | код]
Потери сторон | код
Потери русской армии во время штурма по официальным данным:
убитыми — 19 нижних чинов, 2 милиционера;
ранеными — 7 офицеров, 114 нижних чинов, 7 милиционеров;
контуженными — 2 офицера, 19 нижних чинов.
Наполеон Огюст Ланн, ссылаясь на частные беседы с русскими офицерами, говорил о потерях в 600 человек.
Потери защитников Гуниба — 360 убитых. 40—50 человек сдались вместе с Шамилем или были взяты в плен во время боя. Из 30 русских мюридов 8 удалось взять живыми.
Награды | код
Особо отличившиеся при штурме 1-й батальон Апшеронского пехотного полка получил георгиевское знамя с надписью «За отличие при взятии Гуниба 25 августа 1859 года», а 3-й и 4-й батальоны Ширванского пехотного полка — георгиевские знамёна с надписями «За штурм Гуниб-Дага 25 августа 1859 года».
А. И. Барятинский получил чин генерал-фельдмаршала и был награждён орденами Святого Георгия II класса за кавказскую кампанию 1859 года (см. Кавалеры ордена Святого Георгия II класса) и Святого Андрея Первозванного за взятие Гуниба.
Ситуация на северо-восточном Кавказе после пленения Шамиля | код
26 августа на Кегерских высотах были проведены благодарственный молебен и смотр войск. В тот же день Барятинским был отдан немногословный приказ по армии: «Шамиль взят. Поздравляю Кавказскую армию!»
Пленение Шамиля нанесло решающий удар по мюридизму и положило конец организованному сопротивлению на северо-восточном Кавказе (разрозненные восстания происходили и в последующие годы), а также способствовало скорейшему завершению войны и на северо-западном направлении.