Референдум

Оглавление

Этнолингвистическая структура до плебисцита

Языковая ситуация в Силезии в 1905-06 гг.

Самые ранние точные данные переписи этнолингвистической или национальной структуры (Nationalverschiedenheit) прусской части Верхней Силезии относятся к 1819 году. Последние доступные данные всеобщей переписи населения перед Первой мировой войной относятся к 1910 году (если не считать переписи школьников 1911 года). — Sprachzählung unter den Schulkindern — который выявил более высокий процент говорящих на польском языке среди школьников, чем по данным переписи 1910 года среди населения в целом). Цифры ( Таблица 1 ) показывают, что большие демографические изменения произошли между 1819 и 1910 годами, когда общая численность населения региона увеличилась в четыре раза, процент говорящих по-немецки значительно увеличился, а процент говорящих по-польски значительно снизился. Кроме того, общая площадь земель, на которых говорили на польском языке, а также площадь, на которой на нем говорило большинство, уменьшились в период с 1790 по 1890 годы. Польские авторы до 1918 года оценивали количество поляков в Прусской Верхней Силезии как немного выше, чем предполагалось. к официальной переписи населения Германии.

Три западных округа — Фалькенберг (Немодлин) , Гротткау (Гродкув) и Нейсе (Ниса) , хотя и являются частью Regierungsbezirk Oppeln , не были включены в зону плебисцита, поскольку они были почти полностью населены немцами .

Таблица 1. Численность поляков, немцев и других жителей (Regierungsbezirk Oppeln)
Год 1819 г. 1828 г. 1831 г. 1834 г. 1837 г. 1840 г. 1843 г. 1846 г. 1852 г. 1855 г. 1858 г. 1861 г. 1867 г. 1890 г. 1900 г. 1905 г. 1910 г.
Польский 377 100

(67,2%)

418 837

(61,1%)

443 084

(62,0%)

468 691

(62,6%)

495 362

(62,1%)

525 395

(58,6%)

540 402

(58,1%)

568 582

(58,1%)

584 293

(58,6%)

590 248

(58,7%)

612 849

(57,3%)

665 865

(59,1%)

742 153

(59,8%)

918 728 (58,2%) 1 048 230 (56,1%) 1 158 805 (57,0%) Перепись, одноязычный польский: 1169340 (53,0%)

или до 1,560,000 вместе с двуязычными

Немецкий 162 600

(29,0%)

255 483

(37,3%)

257 852

(36,1%)

266 399

(35,6%)

290 168

(36,3%)

330 099

(36,8%)

348 094

(37,4%)

364 175

(37,2%)

363 990

(36,5%)

366 562

(36,5%)

406 950

(38,1%)

409 218

(36,3%)

457 545

(36,8%)

566 523 (35,9%) 684 397 (36,6%) 757 200 (37,2%) 884 045 (40,0%)
Другой 21 503

(3,8%)

10 904

(1,6%)

13 254

(1,9%)

13 120

(1,8%)

12 679

(1,6%)

41 570

(4,6%)

42 292

(4,5%)

45 736

(4,7%)

49 445

(4,9%)

48 270

(4,8%)

49 037

(4,6%)

51 187

(4,6%)

41 611

(3,4%)

92 480

(5,9%)

135 519

(7,3%)

117 651

(5,8%)

Общая численность населения: 2 207 981 человек

Государственные и территориальные референдумы

Штаты и территории Австралии также могут проводить референдумы. Вот некоторые из наиболее важных из них:

  • В годы, предшествовавшие созданию Федерации Австралии в 1901 году, все шесть колоний (как тогдашние штаты) провели референдумы в пользу Федерации.
  • В 1933 году избиратели в Западной Австралии с целью возврата к Британской империи в качестве автономной территории. Правительство Западной Австралии направило делегацию в Вестминстер ; однако Палата общин Соединенного Королевства отказалась вмешаться, заявив, что не имеет полномочий предоставлять отделение, и поэтому никаких действий по выполнению этого решения предпринято не было.
  • В 1967 году избирателей на северо-востоке Нового Южного Уэльса спросили, одобряют ли они в своем регионе. Нет голосов вон, с 54,1% от официального голосования.
  • В 1968 году тасманские избиратели приняли участие в референдуме, чтобы одобрить предоставление Федеральной группе первой в Австралии лицензии на управление казино Wrest Point Hotel в Хобарте. Референдум прошел при наличии 53% формальных голосов.
  • В 1975 году избиратели в Западной Австралии проголосовали против постоянного перехода на летнее и зимнее время .
  • В 1978 году Австралийская столичная территория проголосовала на референдуме по вопросу о том, следует ли предоставить ACT самоуправление. Избирателям был предоставлен выбор: стать самоуправляющейся территорией, местным правительством или продолжить Законодательное собрание в качестве консультативного органа при Департаменте столичной территории. 63,75% проголосовали за сохранение нынешнего порядка. Несмотря на результаты референдума, парламент Австралии принял Закон об австралийской столичной территории (самоуправлении) в 1988 году, и в 1989 году АСТ стал самоуправляющейся территорией.
  • В 1981 году правительство Тасмании провело неоднозначный референдум, чтобы решить, где будет расположена гидроэлектростанция на реке Франклин . Поскольку избирателям просто предоставлен выбор из двух разных плотин, примерно 33% электората проголосовали неофициально, написав «Нет плотин» в своих избирательных бюллетенях.
  • В 1984 году избиратели в Западной Австралии проголосовали против постоянного перехода на летнее / летнее время во второй раз.
  • В 1992 году, после трехлетнего испытания перехода на летнее время в Квинсленде, был проведен референдум , на котором 54,5% жителей Квинсленда проголосовали против перехода на летнее время. Региональные и сельские районы решительно выступали против перехода на летнее время, в то время как жители юго-восточной части мегаполиса проголосовали за него. (Формально это был плебисцит , поскольку часовые пояса могут быть изменены в любое время парламентами штатов.)
  • В 1992 году референдум по внесению поправок в конституционный закон Квинсленда с целью продления максимального срока пребывания в парламенте с трех до четырех лет потерпел поражение от 51,1% до 48,9%.
  • Также в 1992 г. избиратели в Западной Австралии в третий раз проголосовали против перехода на летнее и зимнее время.
  • В 1995 году избиратели в Новом Южном Уэльсе проголосовали за фиксированный четырехлетний срок пребывания в парламенте штата.
  • В 2005 году избиратели в Западной Австралии отклонили два референдума, связанные с торговлей в будние и воскресные дни .
  • В 2009 году, после трехлетнего судебного разбирательства, избиратели в Западной Австралии проголосовали против постоянного перехода на летнее и зимнее время в четвертый раз за четыре десятилетия.
  • В 2016 году избиратели в Квинсленде проголосовали 52,96% за фиксированный четырехлетний срок полномочий однопалатного парламента штата.

Примечания

Примечание
  1. Не следует путать с «народным голосованием». Так, в РСФСР, а затем в Российской Федерации проведение референдумов регламентируется законом: Закон РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР» и закон «О референдуме Российской Федерации» (с 1995 года). В случае «народного голосования» правовая база отсутствует.
Сноски
  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 декабря 2008.
  2. Шетилов А.А. Выступление на семинаре-совещании / Беляков О.Б. Материалы семинара-совещания председателей избирательных комиссий субъектов РФ, 30 июня — 1 июля, 2005 г.. — Совершенствование правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов. Повышение эффективности использования ГАС «Выборы». — Москва: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2005. — С. 123—124. — 149 с. — 5000 экз.
  3. . ria.ru. Москва: Российское информационное агентство «РИА Новости» (10 августа 2017). Дата обращения: 6 июня 2019.
  4. Чиркин А. // Насилие как опасный производственный фактор. — 2019. — 10 с. — (Белорусская цифровая библиотека). Проверено 6 июня 2019.
  5. . ТАСС (8 августа 2018). Дата обращения: 8 августа 2018.
  6. Наталья Корченкова. . www.kommersant.ru. Москва: Коммерсантъ (29 августа 2018). Дата обращения: 6 июня 2019.
  7. Е. Кузнецова. . РБК (17 октября 2018). Дата обращения: 17 октября 2018.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 августа 2018.
  9. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе / Под ред. В. Я. Швейцера — М.: Весь Мир, 2009. — С. 137—138.
  10. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе / Под ред. В. Я. Швейцера — М.: Весь Мир, 2009. — С. 138.
  11. Qvortrup, Matt. Direct Democracy: A Comparative Study of the Theory and Practice of Government by the People (англ.). — Manchester: Manchester University Press (англ.)русск., 2013. — ISBN 978-0-7190-8206-1.

Примеры

В Европе:

XIX век

21.10.1860 территория королевства Обе Сицилии соединена с Сардинским королевством (будущая Италия).

Между Второй и Первой мировыми войнами:

  • Варминско-Мазурский плебисцит (11.07.1920) — произведен по решению Версальского мира на территории Повислья,Вармии, Мазуры. В результате большая часть областей проведения плебисцита была в границах Германии, даже невзирая на то, что здесь проживало большее количество поляков — не торопились местные поляки соединяться с Польским государством.

  • Шлезвигский плебисцит (1920) — по его итогам север германской земли ГольштейнШлезвиг отошёл к Дании.

  • Верхне-Силезский плебисцит (20.03.1921) — большая часть населения высказалась за то, чтобы территория осталась в составе Германии, но через полгода приняли решение передать 30процентов территории Верхней Силезии Польше.

  • Саарский плебисцит (13.01.1935) — по его итогам во владение Германии возвратилась территория угольного Саарского бассейна.

  • Австрийский плебисцит (13.03.1938) — в отношении независимости Австрии. Отменяется ввиду давления Германии.

Плебисцитарная демократия (партийная, мандатная, теория демократии плебисцитарного вида) — это тип демократии, в которой при прямом волеизъявлении народа, влияние на власть ограничено схемой «отвергнуть или одобрить».

плебисцит — это… Что такое плебисцит?

(лат. plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально-юридической точки зрения процедуры П. и референдума совпадают.

* * *

(лат. plebiscitum, от plebs — простой народ + scitum — решение, постановление; англ. plebiscite) — 1) в конституционном праве форма непосредственной демократии, голосование граждан по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. К институту П. весьма близок институт референдума, принципиальные юридические различия между ними отсутствуют. Как и на референдум, законопроект или др. вопрос выносится на П. в окончательно сформулированном виде и в результате голосования может быть принят или отвергнут только целиком. Термин «П.» употребляется в законодательстве Франции, ФРГ, Италии, Коста-Рики, Чили, Эквадора, Бразилии и др. стран. Содержание данного понятия далеко не одинаково и определяется национальным законодательством.

Впервые идея П. возникла в революционной Франции как следствие принципа народного суверенитета. Первым актом Конвента (21.09.1792 г.) было объявлено, что «конституция не может войти в силу, не будучи принята народом», и конституция от 24.06.1793 г. была принята в результате П. В XIX в. Франция неоднократно использовала П. для решения важнейших гос-ных вопросов.

П. в международном праве впервые был применен тоже в эпоху французской революции: жителям Авиньона было предоставлено в 1791 г. право высказаться в пользу или против присоединения к Франции. Проводились также П. по вопросам о присоединении Савойи (1792 г.) и Бельгии (1793 г.). В 1860 г. к П. вновь прибегли итальянские революционеры, когда решался вопрос о присоединении к Сардинии Тосканы, Пармы, Модены, а затем Неаполя. В результате П. в 1860 г. к Франции были присоединены Савойя и Ницца, в 1866 г. Венеция была передана Италии, в 1870 г. к Италии присоединен Рим, в 1877 г. Швеция уступила Франции о. Варфоломея;

2) в римском праве постановление, принимаемое корпорацией плебеев (без участия патрициев), предложенное одним из плебейских  магистратов. Они не требовали утверждения сената (senatus auctoritas) и были обязательны лишь для плебеев, а не для всего римского народа (populus). С 287 г. до н.э. (Lex Hortensia de plebiscitis) П. были признаны законом для всех римлян и представляли собой одну из форм права вплоть до конца существования республики. Возникновение П. относится к эпохе, когда началась открытая борьба патрицианского и плебейского сословий (начало V в. до н.э.), когда плебеи для ограждения своих прав создали трибунат и организовали собственные собрания (concilia), вначале по куриям, а с 471 г. до н.э. — по трибам. С этого времени П. сделались орудием оппозиции плебеев против патрициев. Ограничиваясь первоначально сферой чисто плебейских сословных интересов, П. постепенно стали регулировать государственно-правовые вопросы, касавшиеся всего народа. Первым П., имевшим законодательную силу и фактически признанным патрициями, был П. 494 г. до н.э., определивший права плебеев как самостоятельного сословия, и предоставивший им защитников в лице трибунов. С III в. до н.э. термин «П.» стал употребляться все реже, и к I в. до н.э. его окончательно заменил термин «lex».

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

ПЛЕБИСЦИТ и РЕФЕРЕНДУМ – в чем разница?

Первым различием между этими двумя видами голосования, является то, что референдум может проводиться в качестве обсуждения нескольких важных вопросов, и его результаты могут нести как обязательный, так и рекомендательный характер. При плебисците народу задается один четкий вопрос, на который необходимо ответить «да» или «нет». Иногда вопросов может быть несколько, но они поставлены так, что любой из вариантов будет удовлетворять инициировавшую плебисцит власть.  Из этого можно сделать вывод, что следующим различием будет то, что референдумы, как правило, проводят в демократических странах, а плебисциты в недемократический или тоталитарных.

Еще в качестве одного различия, можно назвать способ инициации данных голосований. Все дело в том, что референдум может инициировать как сама власть, так и народ, путем подачи петиций о проведении референдума на ту или иную тему. Плебисцит в свою очередь всегда инициируется непосредственно властью, как правило, для того, чтобы придать легитимности тем или другим решениям правительства.

Про различия между плебисцитом и референдумом — коротко и по пунктам.

Для простоты понимания, изложенное выше можно резюмировать несколькими тезисами:

  • Референдум проводится в демократической среде. Плебисцит — в недемократической;
  • Референдум дает возможность принять или отклонить инициативу. Плебисцит — это голосование, нацеленное на получение в любом случае положительного ответа. Как правило, это изменение суверенитета;
  • Референдум может быть инициирован гражданами. Плебисцит — только властями;
  • Референдумы – это способ узнать мнение народа. Плебисцит – это техника, используемая правительством для того, чтобы узаконить необходимые решения;
  • Референдумы проводятся часто. Плебисциты – редко. Как правило, в неспокойные времена и когда правительство отчаянно нуждается в поддержке общества.

Обратная сторона плебисцита

Теоретически плебисцит являлся свободным волеизъявлением граждан. Но фактически очень часто власти оказывали на людей давление. Собрания были формальными, результат все знали заранее. Правительства использовали плебисциты для усиления своей власти.

К примеру, в 1799 году во Франции прошло всенародное голосование о принятии новой конституции. В результате Наполеон Бонапарт стал первым консулом. В 1802 году плебисцит дал Наполеону статус пожизненного консула, а в 1804 году – статус императора. В 1851 году после государственного переворота Наполеон III провел плебисцит с целью получить статус императора. А. Гитлер в 1934 году получил полную государственную власть тоже благодаря плебисциту.

Но не всегда народ поддавался влиянию и давлению властей. Существует множество примеров, когда люди отстаивали свои права, использовали плебисцит в качестве инструмента прямой демократии. Например, в 1988 году жители Чили высказались за уход А. Пиночета с поста президента. После этого в стране были проведены демократические выборы главы государства. В наше время плебисцит отождествляют с референдумом.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Что такое плебисцит?

Это слово пришло в русский язык из латинского: plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение, постановление.

Отсюда несложно сделать вывод, что такое плебисцит

Это решение, а иногда и закон, который принимается всеобщим голосованием народа стран и имеет наиболее важное значение

Часто синонимом слова плебисцит считают слово «референдум» — тоже всеобщее голосование по особо важным вопросам.

Различие значений слов «плебисцит» и «референдум»

  • Плебисцит проводится с целью решения международных вопросов, часто связанных с присоединением территории другого государства или решения вопроса о гражданстве лиц присоединённой территории. Это может быть и вопрос, связанный с выходом из состава государства. Например, присоединение Ниццы и Савойи к Франции в 1860 г.
  • Референдум — всеобщее голосование, проводится по особо важным внутригосударственным вопросам. Так, в результате референдума была принята Конституция РФ 12 декабря 1993 года.

Таким образом, несмотря на сходство проведения референдума и плебисцита с юридической точки зрения, эти слова отличаются по своему значению.

Информация по данной теме содержится в статье на нашем сайте Что такое референдум.

Результаты и проведение голосования

30.12.1920 Межсоюзническая комиссия утвердила, что участвовать в плебисците могут те, кому до 01.01.1921 исполнилось 20 лет, и кто:

1. проживает и родился на территории, где проводят плебисцит (категория A)

2. родился на территории, где проводят плебисцит, но больше там не проживает (категория B) — так называемые «эмигранты»

3. не родился на территории, где производится плебисцит, но там поселился до 1 января 1904 года (категория C)

4. был перемещён до 1920 года немецкими властями на территорию плебисцита (категория D)

Всего к участию в плебисците допущено 1220524 человека, из них 19,3 процента составили «эмигранты». Данная категория появилась ввиду того, что польская сторона в 1919 году предложила, чтобы в плебисците принимали участие и те, кто родился в Верхней Силезии, но не проживает более там. Польские власти считали, что в итоге за них проголосуют поляки, которые работают в Рурской области, но в результате лишь сделали хуже себе: 10120 «эмигрантов» высказалось за вхождение в состав Польши Верхней Силезии, в то время как 182288 «эмигрантов» хотели видеть в составе Германии Верхнюю Силезию.

В результате в референдуме 20.03.1921 участвовало 1190846 человек, из которых 40,4 % проголосовало за вхождение в состав Польши Верхней Силезии, а 59,5 % — за оставление её в составе Германии.

Раздел Верхней Силезии по результатам референдума

После подведения результатов плебисцита возник вопрос о их трактовке. Ввиду того, что Германия сказала о невозможности оплатить репараций в ситуации, когда её лишат Силезского промышленного района, Италия и Великобритания предлагали оставить самые развитые промышленно части Верхней Силезии, как часть Германии; Франция, желая ослабить извечного врага, стремилась передать данные территории Польше. Переживая, что возобладает итальянско-британская точка зрения, поляки возглавили Третье силезское восстание. Произошли бои меж немецкими и польскими вооружёнными образованиями.

20.10.1921 на конференции в Париже решили, что территория Верхней Силезии разделится приблизительно по линии противостояния немецких и польских формирований, которая сложилась на тот момент. В итоге Германия потеряла 70 % — общенациональной добычи цинка и 18 % угля.

Мы коротко рассмотрели плебисцит: примеры, принципы, история, подготовка, проведение и результаты. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Краткое определение понятия Плебисцит

Если трактовать плебисцит простыми словами, то можно сделать вывод, что это один из вариантов проведения опроса. Здесь гражданам государства дается возможность одобрить или опровергнуть предложения, выдвинутые правительством. При проведении данной процедуры могут решаться такие вопросы, как смена власти, полит. режима или передачи отдельной территории другому правительству.

Определение довольно сложное в определении, поэтому многие граждане не полностью понимают, что означает это слово. Ведь определение так схоже с референдумом, однако, имеет свои особенности и нюансы. В чем же разница, разберем подробнее.

Как трактуется понятие в словарях?

Определяя значение слова, в первую очередь нужно посмотреть его трактовку в известных словарях. В одном из которых говорится, что это исторический термин, обозначающий закон в Древнем Риме. Он утверждался на всеобщем собрании, и не мог быть в дальнейшем опровергнут. Примером служит соблюдение плебисцита в начале V в. до н. э., когда было всем известное громкое противостояние плебеев и патрициев. Однако, для патрициев это было не обязательным, так как на собрании такой закон не утвердил сенат.

Другая же трактовка в словаре отмечается с пометкой «политическое», и расшифровывается, как государственный опрос населения, по разным политическим вопросам. Он может проводиться несколько раз в год, по инициативе правительства или простого народа.

Есть ли у понятия синонимы?

Народный опрос, имеет много близких по значению слов, но не все они передают, такое же значение. К наиболее точным и известным синонимам определения «плебисцит», относят:

  • Референдум.
  • Опрос.
  • Собрание.
  • Решение народа.

Слово пришло к нам из латинского языка, от понятия plebiscitum. Латинское слово имеет две части plebs и scitum. Первая в переводе на русский «обычный народ», вторая — «решение». Если соединить эти две части, то латинское слово будете переводиться как «народное решение». Слово использовалось еще в древние времена, с помощью него решались важные вопросы, и утверждались законы. Благодаря чему государству удавалось взаимодействовать с простыми людьми.

Отличие плебисцита от референдума

Чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос, для начала нужно понять, что такое референдум. Это одна из форм изъявления своего решения простым народом. Оно происходит по средству голосования или всеобщего собрания. Здесь могут решаться все государственные, политические вопросы, которые требуют мнения и решения граждан. Данную форму опроса использовали еще в древней Греции для регулировки законов.

Слова между собой очень схожи. Но имеют весомые различия в юридической сфере. Однако, несмотря на это в России есть авторитетные юристы, которые считают, что плебисцит и есть одной из форм референдума, поэтому разницы в их понятии нет.

Обычно народный опрос проводится при решении территориальных и внутренних вопросов государства. Вопросы же международного уровня проводятся при помощи референдума. Однако в обоих случаях проводится голосование или опрос, на котором народ выдвигает свое окончательное решение. Его нельзя опровергнуть или изменить.

Пару слов в заключение

Из определений можно сделать вывод, что плебисцит и референдум — это способы проявления демократии гражданами государства. Понятия схожи с собой, поэтому часто граждане не видят в них весомой разницы. Первая форма проводится только в случае возникновения отдельных вопросов, касающихся территории и законов государства. Для решения более глобальных вопросов проводится вторая.

В таких странах как РФ, Италия, Германия, Франция преобладает такая форма опроса, как референдум. В других же государствах, например, как Чили или Коста-Рики, предпочитают проводить плебисцит, что решить важные вопросы, касающиеся страны.

Несмотря на свою схожесть слов, обозначающих «народное решение». Главное отличие определения в том, что оно помогает решить внешнеполитические вопросы страны. В то время как другие формы выносят, а рассмотрение вопросы внутриполитического характера.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Законная сила плебисцита

В 449 году до н.э. был принят закон Валерия и Горация, в 339 году до н.э. – закон Филона, а в 287 году до н.э. – закон Гортензия. Они оказали огромное влияние на законодательную сферу, дали плебисциту законную силу. Постановления плебейских собраний стали обязательными для всех сословий. Плебисцит был инструментом народного участия в принятии важных политических решений. Он стал прообразом референдума.

Вторую жизнь плебисцит получил во времена революционных войн французов конца XVIII столетия. В 1791 году находившийся под управлением Ватикана город Авиньон был аннексирован Францией. Тогда горожанам предложили прийти на общее собрание и высказать свое мнение по вопросу присоединения к Франции.

Плебисциты обрели популярность в XIX-XX веках. Их проводили с целью определить принадлежность спорных территорий к тому или иному государству. Например, в 1860 году на собрании было решено присоединить Неаполь, Сицилию и другие области к Сардинскому королевству. К Франции отошли Ницца и Савойя. В 1877 году французскими стали острова Варфоломея, находившиеся ранее под юрисдикцией Швеции.

После окончания Первой мировой войны в Европе образовались новые государства. На Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. было принято решение о проведении нескольких плебисцитов на спорных землях. Именно на народных собраниях произошел окончательный раздел территорий между Германией и Польским государством. Плебисцит 1935 года поспособствовал присоединению Саара к Третьему рейху. В 1957 году он вошел в ФРГ.