Оглавление
Крупнейшие корабли и суда
В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее .
64-пушечный линейный корабль «Дербент»
Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нёс 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.
54-пушечные линейные корабли типа «Санкт-Михаил»
В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два 54-пушечных линейных корабля типа «Санкт-Михаил»:
- «Санкт-Михаил» («Архангел Михаил») — заложен 24 сентября 1721 года, спущен на воду 26 мая 1723 года.
- «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 года, спущен на воду 19 июля 1723 года.
Ещё два корабля этого типа были построены .
Кронштадтские гавани, 1722 г.
Дворец Монплезир как репрезентант архитектуры рококо в российском зодчестве XVIII века
В первой четверти XVIII века одновременно со строительством Петербурга велось сооружение загородных резиденций и дач по берегам Фонтанки и Финского залива (Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Екатерингофа, Ближних и Дальних Дубков, Фаворита).
Петергоф (Петродворец) с его прекрасно распланированными парками, фонтанами и каскадами, пышно декорированными золоченой и мраморной скульптурой, с его дворцами (Большим и Монплезиром) и парковыми павильонами (Эрмитажем и Марли) является блестящим ансамблем социоцентрического аспекта стиля петровского барокко, гармонично объединившего достижения древнерусской архитектуры с элементами художественных стилей западноевропейского классицизма, барокко и рококо.
Задуманный в подражание регулярным партерным паркам Европы и, в первую очередь, Версалю, Петергоф в завершенной форме получил совершенно оригинальный вид. Неповторимое своеобразие ему придали близость моря, расположение дворца на гребне естественного холма на берегу Финского залива, обилие так называемых «водных затей».
Архитектура Петергофа показывает, что зодчество России петровского времени, только что преодолевшее древнерусский этап своего развития, восприняло, освоило и оригинально переработало не только уходящий в прошлое стиль позднего европейского барокко, но и ультрасовременный для Западной Европы модный художественный стиль рококо.
Наиболее полно сохранился до наших дней барочно-рокайльный дворец Петра I Монплезир (1714-1723), над созданием которого в разные годы трудились немецкие, французские и итальянские специалисты в области стилей Барокко и Рококо, такие как Андреас Шлютер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти.
Таблица «Достижения культуры Византии»
Область
Достижения
Скульптура
Были бережно унаследованы скульптурные традиции Рима.Распространение скульптурных рельефов, изображающих повседневность и сцены библейских сюжетов.
Живопись и прикладное искусство
Расцвет мозаики (смальта).Высокая одухотворенность образов.Иконопись.Под влияние иконоборцев произошла замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных.Был выработан строгий живописный канон в размещении религиозных изображений.Реставрация индивидуализации иконописных изображений.
Архитектура
Большое внимание уделялось декорированию убранства храма – не только снаружи, но и внутри).Был разработан тип купольной базилики. Пример: знаменитый собор Святой Софии.Началось строительство крестово-купольных храмов
Пример: Апостольский храм.
Интерьеры и малые дворцы
С 1709 года в Летнем саду по проекту Трезини строили Летний дворец Петра I. Почти квадратное в плане здание с вальмовой кровлей на европейский манер и флюгером наверху напоминает дворец Маурицхёйс в Гааге. Лужёное железо кровли выкрасили в серый цвет под сланец, каковым кроют здания в странах Северной Европы. Строительством руководил А. Шлютер с помощниками: И. Ф. Браунштейном и другими. Интерьеры Летнего дворца, как и многих других дворцов петровской эпохи, оформлялись по проектам, которые привез с собой из Парижа Ж.-Б. А. Леблон, и по рисункам его помощника Н. Пино. В этих проектах использованы ламбри — деревянные панно во всю высоту стен с лепкой, окрашенной в светлые тона и частичной позолотой, а также росписи, зеркала, камины и десюдепорты, падуги, живописные плафоны.
Н. Пино после работы в России в 1726 году вернулся во Францию, где стал одним из ведущих мастеров стиля рококо. Известно также, что Пётр I сам делал эскизы некоторых интерьеров. При этом он пользовался альбомами французских декораторов Жана Маро Старшего, одного из мастеров «большого стиля» Людовика XIV, автора альбомов, называемых «Большой Маро» (Le Grand Marot) и «Малый Маро» (Le Petit Marot), и его сына Даниэля Маро Старшего, работавшего в Голландии и Англии, а также альбомы Пауля Деккера Старшего, немецкого рисовальщика-орнаменталиста из Нюрнберга, ученика А. Шлютера в Берлине. Рисунки Деккера, как и альбомы Маро, близки орнаментальным композициям Жана Берена, художника-декоратора «версальского стиля» и предтечи французского стиля регентства (1715—1720). Мебель для новых петербургских интерьеров привозили в основном из Голландии и Северной Германии, городов Ганзейского союза: массивные дубовые с резьбой «гамбургские» и «данцигские» шкафы, «гишпанские» кресла с бархатной обивкой или тиснёной кожей «гвадамасиле». Шпалеры заказывали на французской мануфактуре Гобеленов. При этом многие интерьеры сохраняли элементы русского быта конца XVIIвека. Такова историография и география стиля «петровского барокко».
Важное значение в формировании новой культуры петровского времени и стиля петровского барокко имели загородные дворцы и парки: в Стрельне, Петергофе, включая малые дворцы Монплезир и Эрмитаж, дворец Меншикова в Ораниенбауме. Своеобразным памятником петровской эпохи был Екатерингофский дворец — деревянный путевой дворец и парк близ устья реки Фонтанки, которые царь Петр подарил своей супруге Екатерине I (не сохранился)
Другой дворец Екатерины I: Кадриорг сохранился и находится близ г. Таллинна (до 1917 г. — Ревель).
↑ Петровское барокко в Москве
Параллельно строительству Санкт Петербурга в Москве стали строить новые здания, выполненные в стиле петровского барокко. Это, в основном, были характерные для этого времени церкви и соборы. Петровское барокко в Москве разделилось на несколько «подстилей» из-за индивидуальных вкусов заказчиков. К ним относятся:
Нарышкинское петровское барокко. Заказчиком построек был родственник императора Петра I боярин Нарышкин. Есть лишь небольшая единая идея в зданиях этого направления, т.к. строительством занимались разные мастера. Примеры нарышкинского барокко – церковь Бориса и Глеба, Успенская церковь, церковь Покрова Богородицы и т.д.
церковь Покрова Богородицы в Филях фото
- Строгановское петровское барокко. «Отцом» этого направления был промышленник Строгонов. Изюминка этого стиля изобилие декоративных элементов в архитектуре. Пример строгановского барокко церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
- Голицинское петровское барокко. Продумали Голицыны. Архитектурный стиль близок к древнерусскому, но в основе лежит петровское барокко. Самая красивая церковь с использованием голицинского петровского барокко – это церковь Знамения Богородицы.
- Прозоровское петровское барокко. Заказчиками были князи Прозоровские. Здесь барокко присутствует в очень сжатой форме. Пример – Церковь Спаса Нерукотворного.
Машиностроение
Воронеж и Воронежское Адмиралтейство в XVIII в.
Почтовая печать Воронежского Адмиралтейства, 1698—1712 гг.
Воронежское Адмиралтейство
Военная (адмиралтейская) верфь в Воронежа был основан в 1696 г. для строительства первого регулярного военно-морского флота России — . Строившиеся в городе корабли спускались по реке Дон к Азовскому морю, где уже в 1696 г. сыграли важную роль в блокировании устья Дона и взятии турецкой крепости Азов. Постепенно в районе Воронежа был построен целый комплекс военных верфей (подведомственных Воронежскому Адмиралтейству). Крупнейшими из них были следующие предприятия:
- Воронежская верфь (1696—1711 гг.) — построено 122 судна, включая 36 линейных кораблей.
- (1707—1725 гг.) — построено 101 судно, включая 17 линейных кораблей.
- Чижовская верфь (1698—1702 гг.) — построено 6 судов, включая 2 линейных корабля.
- Хоперская верфь (1697—1702 гг.) — построено 6 судов, включая 2 линейных корабля.
- Паншинская верфь (1697—1699 гг.) — построено 4 линейных корабля.
- Ступинская верфь (1697—1700 гг.) — построено 10 линейных кораблей.
Примечания
- Власов В. Г.. «Петровское барокко» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 384—385
- Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. — М-Л.: Искусство, 1940 — С. 5—8
- Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М.: Наука, 1978. — С. 10
- Грабарь И. Э. О русской архитектуре. — М.: Наука, 1969. — С. 310
- Власов В. Г.. Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 26
- Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. — М.: Наука, 1977. — С. 73—74
- Власов В. Г.. Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 26—27
- Власов В. Г.. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера. — СПб.: Белое и чёрное, 1996. — С. 12—13
- Виппер Б. Р.. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978. С. 43—45
- Андросов С. О. Пётр Великий в Венеции // Вопросы истории. — 1995. — № 3. — С. 134
- Грабарь И. Э.. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб.: Лениздат, 1994. С. 14—19
- Архитектурное наследство. — Л.-М., 1953. — Вып. 4. — С. 42
- Плужников В. И. Организация фасада в архитектуре русского барокко // Русское искусство барокко: Материалы и исследования. — М.: Наука, 1977. — С. 92
- Пунин А. Л. Пётр I и Кристофер Рен. К вопросу о стилевых истоках петровского барокко // Искусство архитектуры. — СПб, 1995. — С. 34—42
- Кириков Б. М.. Прообразы композиции Петропавловского собора // Краеведческие записки. СПб.: Акрополь, 1994. — Вып. 2. — С. 31
- Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 57—58
- Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг. — СПб: Стройиздат, 2004
- Власов В. Г.. Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 54
Периодизация культуры Византии
Периодом расцвета византийской культуры, когда наивысший прогресс был достигнут в архитектуре и различных искусствах, приходится на 11-й век. Однако, точных рамок периодизации здесь не существует, но обычно начало развития культуры Византии с момента основания Константинополя в 330 году, когда он стал столицей Римской империи (ещё до её распада на Западную и Восточную). После распада этого государства Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, то есть Византии, и был ею вплоть до захвата его турками-османами в 1453 году.
Благодаря своему месторасположению Византия долгое время не подвергалась набегам варваров
Культура Византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство. Также неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах.
Местные строители России
До возведения Петербурга, в России строили палаты, храмы и монастыри бродячие артели зодчих. Например, Яков Григорьевич Бухвостов за один сезон мог поставить белокаменные церкви и в Москве, и в Рязани, кроме того и в Иосифо-Волоколамском монастыре успевал поднять стены с шатровыми башнями.
Когда Пётр I взошёл на трон, русские зодчие, столь искусно возводившие храмы и дома, как будто исчезли. Настало такое время, когда вдруг не оказалось мастеров, способных создавать из дерева и камня шедевры, остались лишь типа подсобных для выполнения «чёрной работы».
Да и в Европе в конце XVII века наступил какой-то упадок. Итальянские города начали увядать, их художникам приходилось искать заказы при других дворах Европы. Начало XVIII века для Франции также не сулило создания новых Версалей. «Золотой век» Людовика XIV шёл на спад, страну истощили войны и долги.
Государь Пётр I осознавал, что «многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах», и повелел своим посыльным найти в столицах Европы архитекторов, которые смогли бы возвести город не хуже, чем у «чужих королей».
использованная литература
- Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дом Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 156.
- ^ Швидковский, Дмитрий (2007). «Русское императорское барокко». Русская архитектура и Запад . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. п. 183. ISBN. .
- ^ Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дом Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 156.
- Брамфилд, Уильям Крафт (1983). «Санкт-Петербург: Императорский дизайн». Золото в лазурном: Тысяча лет русской архитектуры . Бостон, штат Массачусетс: DR Godine. С. 233–237.
- Брамфилд, Уильям Крафт (1983). «Санкт-Петербург: Императорский дизайн». Золото в лазурном: Тысяча лет русской архитектуры . Бостон, штат Массачусетс: DR Godine. п. 238. ISBN .
- Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дом Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. С. 147–148.
- Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дома Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. С. 148–149.
- Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дома Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Издательство Чикагского университета. п. 150.
- ^ Сквидковский Д.О. (2007). «Русское имперское барокко: Иностранные архитекторы Петра Великого: Доминико Трезини». Русская архитектура и Запад . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. С. 197–200.
- ^ Швидковский Д.О. (2007). «Русское императорское барокко». Русская архитектура и Запад . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. С. 194–195.
- Крафт, Джеймс (1988). «Воплощение революции: дом Петербурга». Петровская революция в русской архитектуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 158.
Неоготика
Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.
Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.
↑ Архитекторы петровского барокко
- Как уже было сказано, многие зарубежные архитекторы были приглашены со стороны императора Петр I для стройки Санкт – Петербурга. Среди них были:
- Жан – Батист Леблон. Французский архитектор, который с 1716 года был выбран главным архитектором Северной столицы и остался на этой должности до самой смерти.
- Доменико Трезини. Швейцарский архитектор и инженер с итальянскими корнями, который был первым архитектором Санкт – Петербурга.
- Андреас Шлютер. Немецкий архитектор, который был самым популярным и востребованным в Германии. Получил должность директора строительства и переехал в Россию за год до смерти. Жил в Летнем дворце и придал этому зданию окончательный облик, который сохранился по сей день.
- Никола Микетти. Итальянский архитектор. После смерти Леблона стал главным архитектором Санкт – Петербурга. Один из самых известных его работ – это Екатериненский дворец.
- Георг Иоганн Маттарнови. Немецкий архитектор и скульптор. Проектировал Зимний Дворец Петра I, а также здание Кусткамеры.
- Михаил Григорьевич Земцов. Самый известный представитель раннего барокко среди отечественных архитекторов. Был помощникам у Трезини, Леблона и Микетти.
Строгановское барокко
Было распространено в русской архитектуре конца XVII-начала XVIII в. Названо по имени промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715).Строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, но с крайне пышным барочным декором. Примеры строгановского барокко: Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (1696-1703), Смоленская церковь в Гордеевке (1694-1697 гг.), Введенский собор в Сольвычегодске (1689-1693), Казанская церковь в Устюжне (1694), а также стилистически близкие здания церквей в других регионах России.
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде. Из Википедии. Автор – А. СавинЦерковь двухъярусная: наверху расположен трёхапсидный алтарь, моленный зал, трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света. Изначально главы были зелёные. В конце XIX в. они были окрашены по типу глав храма Василия Блаженного в Москве.Снаружи и внутри церковь украшена белокаменной резьбой.Верх колокольни увенчан крестом с флюгером под ним. На колокольне часы. Механизм часов ремонтировался русским механиком И. П. Кулибиным. Сейчас установлен новый механизм.Введенский монастырь в Сольвычегодске Архангельской области основан братьями Строгановыми в 1565 г. на берегу речки Солонихи. Это первое сооружение строгановского барокко. В конце XVII в. монастырь был уничтожен пожаром, но затем восстановлен. Введенский храм сохранился.
- < Назад
- Вперёд >
Крупнейшие морские порты
Кронштадт (расширение и укрепление)
По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха, Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введённому в строй позднее .
Башня-кроншпиц у входа в Шкиперский канал Галерной гавани, 2012 г.
Гребной порт Санкт-Петербурга
В 1721 г. по указу Петра I началось сооружение Гребного порта в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский Залив). Порт должен был служить укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной хорошо укрытой стоянке (в устье реки Фонтанки, где размещалась Галерная верфь, попросту не хватало места для огромного количества галер). Порт начавшего функционировать уже в 1723—1724 гг. после постройки Шкиперского канала (400 × 12 м) и сооружения первой части огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м), к концу 1720-х гг.
Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань.
Астраханский военный порт
Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в 1722 г., перед началом Персидского похода 1722—1723 гг. Порт стал местом дислокации Каспийского флота, строившегося на верфях Казанского адмиралтейства. В ближайшие годы были построены гавани, в городе открыта цифирная школа, началось строительство Астраханского канала, который шёл по южной границе Белого города Астрахани между Волгой и рекой Кутум (канал строился для дренирования территории и улучшения судоходства).
Особенности культуры Византии
Уникальность и самобытность византийской культуры обусловлена тем, что она представляет собой смесь западной и восточной культур. При этом заметно и античное наследие, и следы проникновения на территорию империи ислама
Важной особенностью культуры Византии является ориентация её носителей (то есть людей) на «идеальный мир высшей истины», порой даже иррациональный. Эта особенность является следствием доминантной роли религии в византийском обществе
Таблица особенностей культуры Византии
Не меньший интерес представляют искусство и архитектура Византии, которые испытали то же влияние, что и её культура в целом. Эта тема изучается на уроках истории в 6 классе, в особенности искусство и живопись. В Византийской империи художественное искусство стремилось воплотить не своё собственное видение мира, а мир божественный и идеальный. Художники, соответственно, считались кем-то вроде проводников божественной воли. Ещё одной особенностью культуры Византии является то, что школы в ней, в отличие от средневековой Европы, были светскими, а не церковными, так что античное наследие (философия, поэзия и т. п.) изучалось в них наравне со Священным писанием.
15 интересных фактов о Святейшем Синоде
Начало крестовых походов на Восток кратко
Фортификационные сооружения
См. .
План Крепости Святого Креста
Крепость Святого Креста
Среднего размера бастионная крепость была построена на нынешней реке Сулак взамен Терского городка в 1722—1724 годах и была практически морской вследствие небольшого расстояния по реке до Каспийского моря. В выборе места крепости, а также её проектировании принимал непосредственное участие лично Пётр I. По его словам «Идя назад, нашёл место на реке Сулаку зело изрядное, крепкое и пажитое, где сделали крепость и именовали Святым Креста, которое место лучше того места, где первой ретраншемент, а Терка сто раз удобней», «сам приискал под оную крепость место, сам снял с оного план, сам сделал чертеж сей крепости и сам оную размерил…».
Довольно-таки крупный размер крепости с гарнизоном в 1384 человека и 24 пушками, отсутствие местных пиломатериалов и строительство фактически в боевых условиях в чистом поле под охраной войск во временном лагере не оставляют сомнений в крупности проекта.
Крепость просуществовала до 1735 года, когда по договору граница с Персией была отодвинута севернее на реку Терек, а сама крепость перед отводом русских войск была полностью срыта, а её гарнизон был переведён во вновь основанную Кизлярскую крепость.
Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)
Печерская крепость в Киеве — завершение строительства
В это время по приказу Петра I в Киеве была полностью достроена новая бастионная система укреплений Печерского монастыря, ставшая с этого момента основным из городских укреплений.
Часть зданий сооружений крепости сохранились до наших дней. Гораздо позднее крепость .
Вал Царицынской линии в 2013 г. — стела показывает её изначальный профиль
Царицынская сторожевая линия
Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг.
Особенности
Суть Петровского барокко отличается от зарубежного, прежде всего, простотой, и практичностью. Важными отличительными особенности сооружений времен Петра, являются красно-белые фасады и плоскостной декор.
Вообще, Петровское барокко отличается не только от западноевропейского. В России этот стиль также имеет свои индивидуальные черты. Так, например, в отличии от Московского барокко, или, как его еще называют «нарышкинского», Петербургский стиль своеобразный и неповторимый.
В архитектуре северного барокко чувствуется отказ от всего византийского в пользу симметрии и уравновешенности. Визитной карточкой строений становится выделение центра, мансардные крыши, цветовая многоликость, сдержанность в украшении, а также оформление окон арочными проемами.
Кунсткамера
1714 год – год основания музея Кунсткамера. Он стал первым бесплатным музеем в России.
Свои первые экспонаты Петр I купил, когда путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей основать кунсткамеру в России. Это были птицы, рыбы, насекомые и уродцы, хранящиеся заспиртованными в сосудах.
В 1704 году вышел царский указ, по которому всех родившихся и умерших детей-уродцев должны были доставлять в Москву на хранение. Сюда же отправлялись необычные животные, растения.
В 1714 году всю накопленную коллекцию из Москвы перевезли в Санкт-Петербург, и первый общественный музей открыл свои двери посетителям.
Буквально через пару лет музей так разросся, что новые экспонаты уже некуда было складывать. Было принято решение о переносе музея в дом вельможи Александра Кикина.
Очень часто Петр I сам лично проводил экскурсии для своих гостей, рассказывая о каждом экспонате подробно.
В 1747 году случился сильный пожар, сгорело огромное число экспонатов, на пополнение коллекции ушло 20 лет.
К 1830 году экспонатов накопилось такое количество, что их распределение заняло целых 7 лет.
Кунсткамера во время блокады и Великой Отечественной войны была закрыта и сохранена.
Сегодня Кунсткамера имеет название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
См. раздел .
Лефортовский дворец, 1883 г.
Лефортовский дворец
Московский дворец видного государственного деятеля и царского любимца Франца Лефорта был возведён по указу Петра I в 1690-е гг. (строительство завершено в 1698 г.). Лефорт, однако, успел прожить во дворце недолго — он умер всего лишь через три недели после празднования новоселья 12 февраля 1699 года. После его смерти Пётр I использовал дворец для размещения иностранных послов, торжественных приёмов, праздников и театральных представлений, а также для собраний высшего общества (так называемых ассамблей, которые для России тогда были в новинку). Затем дворец был передан другому любимцу Петра — А. Д. Меншикову, отчего здание стало известно также как московский Меншиковский дворец.
Великий Растрелли и его продолжение
В 1716 году прибыли из Парижа в Санкт-Петербург два разных архитектора, первым — Бартоломео-Карло Растрелли, а потом Жан-Батист Александр Леблон. За петербургский период своей жизни Растрелли-старший изваял первые в России скульптурные портреты Петра Великого, Меншикова и свой собственный.
Растрелли принадлежат такие работы, как первый конный монумент — памятник Петру Великому; именно он создал первую скульптурную группу — «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе и «Анна Иоанновна с арапчонком»; первые аллегорические барельефы на историческую тему и др.
Помимо скульптурных работ, Растрелли выполнял множество заказов по оформлению дворцовых интерьеров. Также Растрелли-старший вырастил своего сына — Растрелли-младшего, который придал Северной столице блеск, запечатлевший величие преображенной Петром России.
В июне 1716 года, несколькими месяцами позже Растрелли, прибыл в Санкт-Петербург Жан-Батист Александр Леблон, приглашённый самим царем на должность второго, после Шлютера, «генерал- архитектора» Петербурга.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор является одним из самых крупных храмов России. Высота здания составляет 101,5 метров, что делает его заметным из любой точки Санкт-Петербурга.
А история строительства Исаакиевского собора началась так. Петр I родился в день памяти монаха Исаакия Далматского. Император всегда почитал святого, и в 1710 году началось строительство собора в честь святого Исаакия. По началу церковь была построена из дерева, но с 1717 года начался переход всех значимых зданий с деревянных на каменные. В первую очередь реконструкции подвергся Исаакиевский собор.
Под руководством троих архитекторов строительство заняло 10 лет. Но месторасположение было неудачное: стены постоянно подмывало Невой, и постоянный ремонт требовал больших вложений из казны. Было принято решение о закладке нового Исаакиевского собора. Само строительство началось лишь в 1768 году уже при правлении Екатерины II.
Исаакиевский собор претерпел несколько перестроек и изменений. И лишь в 1858 году прошло освящение храма.
Сегодня Исаакиевский собор является одним из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, который обязательно стоит посетить!
Русское барокко XVIII века
- Подробности
- Категория: Искусство России XVIII века
- Опубликовано 08.03.2018 19:54
- Просмотров: 5044
В характеристике русской архитектуры XVIII в. используются понятия «петровское барокко», «елизаветинское барокко», «нарышкинское барокко» и т.д. Давайте попробуем разобраться в этих разновидностях барокко.
Итак, барокко как стиль в искусстве, в частности, в архитектуре, начинает формироваться в эпоху Возрождения. Искусствоведы видят истоки архитектуры этого стиля в произведениях Виньола и позднего Микеланджело.Архитектура барокко в странах Европы, Центральной и Южной Америки охватывает период примерно с конца XVI и до конца XVIII вв. В каждой стране стиль барокко имел свои особенности и характерные черты.Как известно, Пётр I активно привлекал в Россию иностранных специалистов и деятелей культуры и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу: в Германию, Голландию, Австрию, Италию и др. страны. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство. Этот новый художественный опыт накладывался на отечественный, и в результате появлялись разновидности определённого стиля на «русский лад». Таким образом и появились разновидности барокко, о которых мы сегодня и намерены говорить.
Влияние Византии на культуру Руси
Византийская империя оказала огромное влияние на развитие культуры Древней Руси. Именно отсюда началось распространение первых книг, которые были написаны на греческом языке (после изобретения кириллицы письменности Кириллом и Мефодием эти книги начали переводить на древнерусский язык), отсюда на Русь пришла христианская религия. Также влияние Византии на Русь прослеживается в архитектуре – первыми каменными зданиями в Древнерусском государстве стали храмы, и в них заметно влияние византийского стиля.
Влияние Византии на культуру Древней Руси кратко
Киевская Русь имела водную границу (по рекам и Чёрному морю) с Византийской империей, поэтому контакты между двумя государствами были достаточно устойчивыми. Оба государства и торговали, и воевали друг с другом – так, киевский князь Олег Вещий успешно ходил в военный поход на Царьград, то есть на Константинополь. Но проникновение одной культуры в другую возможно при любых контактах – военных, дипломатических, торговых и других. Принятие православия князем Владимиром и крещение Руси упрочило эти контакты, византийские миссионеры прибывали на Русь, а храмы становились новыми очагами византийской культуры. Она активно распространялась, но не в «чистом» виде: русская культура шла своим собственным путём развития, заимствуя из византийской только то, что ей требовалось.
Крупнейшие корабли и суда
В это время крупные корабли вводились в строй только на Азовском море.
Корабль 3-го ранга «Крепость»
Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота
Определить точную стоимость кораблей , строившихся специально созданными кумпанствами (принудительно созданными обществами налогоплательщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами — корабли 3-го ранга, по-видимому, относятся к крупным проектам. Все 4 корабля несли по 52 пушки и были построены в 1699 г. на верфи в г. Паншин, а в мае того же года перешли в Азов:
- «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт») Прославился в то время тем, что побывал с дипломатической миссией в Константинополе, вследствие чего с 1709 г. стал первым в России кораблем-музеем. Оставлен в Азове при передаче крепости Турции в 1711 г., так как был уже не годен в починку для транспортировки.
- «Скорпион».
- «Флаг».
- «Звезда» (он же «Золотая Звезда», «Штарн» и «Дегоустари»).
«Гото Предестинация» — первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.
Корабль-музей «Гото Предестинация» — копия исторического линкора, 2014 год
58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)
Первый отечественный полноценный линейный корабль. Как и многие другие корабли Азовского флота, в официальных документах проходил одновременно под несколькими названиями, близкими по смыслу, но на разных языках. Строился лично Петром I (мастером Петром Михайловым) и мастером Федором Скляевым. Заложен 19 ноября 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 г.
58-пушечный линейный корабль «Черепаха» («Шхельпот»)
Второй полноценный линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.
Сталинский неоклассицизм
В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.
Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.
Плановая застройка
После смерти Сталина вместе с десталинизацией происходит полный отказ от сталинского ампира. Новые здания принципиально строятся без всякого декора, подчёркивая отсутствия пафоса и помпезности. Именно на этот период пришёлся максимально быстрый рост города и населения за счёт строительства массового и доступного жилья. Это так называемые «панельки» и другая плановая застройка, позволившая получить жильё новым жителям Петербурга, но страдающая от низкого качества и низкой архитектурной ценности.