Оглавление
Творчество
Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки). Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.
Лаура де Нов — безответная любовь Франческо Петрарки
Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического. Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.
Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям. Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.
Статуя Франческо Петрарки
Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие — любовь, смерть — целомудрие, слава — смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.
Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, Ференц Лист написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.
Классика и гуманизм
Петрарка стал священнослужителем, что дало ему право на церковные посты, которые поддерживали его как он преследовал свой интерес к древней литературе. Путешествуя в качестве дипломатического посланника Церкви, он также мог искать забытые классические тексты. На протяжении всей своей жизни Петрарка накопил внушительную коллекцию таких текстов, которые он позже завещал Венеции в обмен на дом, убежище от чумы.
Когда Петрарка узнал больше о классическом периоде, он начал почитать эта эпоха и рельсы против ограничений своего времени. Хотя он чувствовал, что живет «среди разных и непонятных штормов»Петрарка верил, что человечество может снова достичь высот прошлых достижений. Доктрина, которую он поддерживал, стала известной как гуманизм и сформировала мост от Средневековья до Ренессанса.
Сонет
Сонет состоит из 14 строк: два четверостишия (на две рифмы) и два трёхстишия (на две или три рифмы).Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини – нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне.Франческо Петрарка является непревзойдённым мастером сонетной формы.Сонет Петрарки отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde.
- < Назад
- Вперёд >
Изгнание и триумф
В 1304 году в семье изгнанного из Флоренции юриста по прозвищу Петракко родился мальчик, получивший имя Франческо. Пьетро Паренцо — так звали отца будущего поэта — принадлежал к белым гвельфам, агитировавшим за союзнические отношения с гибеллинами. За это его и изгнали из города представители чёрных гвельфов. Пьетро был вынужден покинуть Флоренцию одновременно с великим итальянским поэтом Данте Алигьери. Автор «Божественной комедии» тоже симпатизировал белым гвельфам.
Долгое время семья юриста кочевала из одного города в другой. После переездов из одного места в другое изгнанники поселились в Карпантре — торговом городке, который сейчас принадлежит Франции. Здесь маленький Франческо пошёл учиться в школу, где успешно освоил латинский язык. Это оказало огромное влияние на будущую деятельность юноши. Литературоведы делят творчество Петрарки на две части: италоязычные тексты и произведения, написанные на латыни. Кстати, о литературе: именно в школе Франческо увлёкся книгами. На сына изгнанника огромное впечатление произвели авторы, творившие во времена Римской империи.
Под влиянием отца-юриста Петрарка, окончивший школу, приступил к изучению права. Франческо поступил в Болонский университет, который он закончил без какого-либо желания заниматься профессиональной юридической деятельностью. Неудивительно, что Петрарка так и не попробовал стать юристом.
Портрет Петрарки. (pinterest.com)
Правовой сфере Франческо предпочёл религиозную. Петрарка переехал в Авиньон, где стал членом местного духовенства. Однако вскоре молодому человеку пришлось покинуть город: Франческо полюбил Лауру, которой начинающий поэт посвятил множество стихотворений; тёплое чувство Петрарки не было взаимным, и он решил уехать подальше от мест, напоминающих ему о любимой. Домом Петрарки стал город Воклюз.
В уединённом месте Петрарка смог полностью погрузиться в творчество. Связь с крупными представителями духовенства, оказывавшими материальную помощь выпускнику Болонского университета, позволяла ему не беспокоиться о деньгах и заниматься любимым делом. Узнав о смерти Лауры, которую поэт не забывал никогда, Франческо посвятил ей «Песенник» — сборник лирических сонетов. Стихотворения из этой книги филологи считают вершиной италоязычной части творчества Петрарки.
Смерть Лауры
Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?
Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:
- «Стихи на смерть донны Лауры»;
- «Триумф славы»;
- «Триумф смерти».
После её смерти Франческо прожил ещё 26 лет, и всё это время не переставал любить Лауру также трепетно и восторженно. За эти годы он посвятил ей около четырёхсот стихов, которые потом были собраны в самом знаменитом сочинении Петрарки – «Книге песен».
Влияние на музыку
Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские
стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов) уже композиторы XIV века (Ars nova ). Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI — начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Клаудио Монтеверди. С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта, фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа). Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке (А. Шёнберг. Серенада, op. 24: iv-sonett von petrarca).
Список произведений
Почтовая марка Молдовы, 2007 год
- «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
- «Trionfi» («Триумфы»)
- Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
- трактаты: «De remediis utriusque fortunae», 1360—1366
- «De vita solitaria», ок. 1346—1356
- «De otio religioso», 1346—1356
- «De vera sapientia»
инвективы:
- «Contra medicum quendam invectivarum», 1355
«Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
«Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
«De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
«De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
«De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337
«Itinerarium ad sepulcrum Domini»
Письма (Послания):
- «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361.
«Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374 «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
«Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358
«Variae» (Extravagantes), 65 писем
«Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем
«Itinerarium Syriacum»
Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений
эпическая поэма «Африка», 1339—1342
De gestis Cesaris
Contra quendam magni status hominem
Collatio laureationis
«Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
Collatio coram Johanne rege
Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
Arringhe
Orationes
Testamentum
Данте
Данте Алигьери, фрагмент фрески Луки Синьорелли в часовне , Дуомо, Орвието.
Петрарка сильно отличается от Данте и его Divina Commedia . Несмотря на метафизический сюжет, « Комедия» глубоко укоренилась в культурной и социальной среде Флоренции рубежа веков : приход к власти Данте (1300 г.) и изгнание (1302 г.); его политические страсти призывают к «насильственному» использованию языка, где он использует все регистры, от низких и тривиальных до возвышенных и философских. Петрарка признался Боккаччо, что никогда не читал Комедию , — замечает Контини, задаваясь вопросом, правда ли это или Петрарка хотел дистанцироваться от Данте. Язык Данте развивается по мере того, как он стареет, от изысканной любви к его раннему стильному Rime и Vita nuova до Convivio и Divina Commedia , где Беатриче освящается как богиня философии — философии, провозглашенной Донной Джентиле после смерти Беатриче.
Напротив, мысли и стиль Петрарки относительно единообразны на протяжении всей его жизни — он потратил большую часть времени на пересмотр песен и сонетов канцоньера, а не на переход к новым предметам или стихам. Здесь только поэзия утешает личное горе, не говоря уже о философии или политике (как у Данте), поскольку Петрарка борется внутри себя (чувственность против мистицизма , светская против христианской литературы ), а не против чего-либо вне себя. Сильные моральные и политические убеждения, которые вдохновляли Данте, принадлежат Средневековью и либертарианскому духу коммуны ; Моральные дилеммы Петрарки, его отказ занять позицию в политике, его затворническая жизнь указывают на другое направление или время. Свободная коммуна, место, которое сделало Данте выдающимся политиком и ученым, была ликвидирована: ее место заняла синьория . Гуманизм и его дух эмпирического исследования, однако, прогрессировали — но папство (особенно после Авиньона) и империя ( Генрих VII , последняя надежда белых гвельфов , умер около Сиены в 1313 году) потеряли большую часть своего первоначального престижа. .
Петрарка отполировал и усовершенствовал форму сонета, унаследованную от Джакомо да Лентини и которую Данте широко использовал в своей Vita nuova, чтобы популяризировать новую изысканную любовь к Dolce Stil Novo . Tercet выигрывает от terza rima Данте (сравните Divina Commedia ), четверостишие предпочитают ABBA-ABBA схеме ABAB-ABAB сицилийцев . Несовершенные рифмы u с закрытым o и i с закрытым e (унаследованные от ошибочного перевода Гиттоне сицилийского стиха ) исключаются, но рифма открытого и закрытого o сохраняется. Наконец, преобразование Петрарки создает более длинные семантические единицы, соединяя одну строку со следующей. Подавляющее большинство (317) из 366 стихотворений Петрарки, собранных в « Канцоньере» (посвященной Лауре), были сонетами , и сонет Петрарки до сих пор носит его имя.
Особенности творчества и духовная борьба
Смотреть галерею
Именно сборник «Канцоньере» определил место и роль поэта в итальянской и всемирной литературе. Петрарка, стихи которого были настоящим открытием своего времени, впервые создал художественную форму для итальянских лирических произведений – поэзия писателя впервые стала историей внутреннего индивидуального чувства. Интерес именно к внутренней жизни стал основой всего творчества Петрарки и определил его огромную гуманистическую роль.
К таким произведениям относятся и две автобиографии Петрарки. Первая, неоконченная, имеет форму послания к потомкам и рассказывает внешнюю сторону жизни автора. Вторая, имеющая вид диалога между Петраркой и блаженным Августином, описывает внутреннюю жизнь и нравственную борьбу в душе поэта.
Основой этого противостояния является борьба между аскетической моралью церкви и личными желаниями Петрарки. На этом фоне понятен интерес поэта к этическим вопросам, размышлению над которыми он посвятил 4 работы: «О монашеском досуге», «Об уединенной жизни» и т. д. Тем не менее в споре с Августином, отстаивающим аскетически-религиозную философию, побеждает гуманистический взгляд на мир Петрарки.
Ссылки
Тематические сайты | Notable Names Database · Discogs · International Music Score Library Project · MusicBrainz · Проект «Гутенберг» · RKDartists · Find a Grave |
Словари и энциклопедии | Большая каталонская · Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Краткая литературная · Ларусса · Ларусса · Ларусса · Малый Брокгауза и Ефрона · Britannica (онлайн) · Catholic (1997—…) · Швейцарский исторический |
Нормативный контроль | BAV: ADV10170645, ADV12593098, ADV12593099 · BNC: a10452229 · BNE: XX886780 · BNF: 11919436b · CONOR: 11713635 · EGAXA: 001898881 · GND: 118593234 · ICCU: IT\ICCU\CFIV\017574 · ISNI: 0000 0001 2128 7790 · LCCN: n79092622 · NDL: 00472990 · NKC: jn19990006495 · NLA: 35419481 · NLR: RUNLRAUTH7710722 · NTA: 068380984 · NUKAT: n96403218 · PTBNP: 48915 · LIBRIS: 206232 · SUDOC: 027068935 · VIAF: 39382430 · ULAN: 500323951 |
Литературные труды
Лирические произведения Франческо были очень популярными, такая литературная известность, вдобавок с покровительством кардинала Колонна, позволила поэту собрать некую денежную сумму и приобрести в 1337 году домик на реке Сорг. Здесь у истока реки и был расположен Воклюз – Уединённая Долина. Петрарка обожал это место. В море житейских бурь его маленький домик в этом тихом местечке служил поэту пристанью, где он наслаждался возможностью быть одиноким и бродить по природным просторам. Он скрывался здесь от суеты и шума городов, которые утомляли творческую натуру.
Франческо вставал очень рано и выходил созерцать сельские долины: зелёные лужайки, прибрежные камыши, скалистые утёсы. Обожал уходить в леса, за это местные жители дали ему прозвище Сильван в честь мифического лесного персонажа. Петрарка не только вёл подобный образ жизни, но и походил на Сильвана одеждой. Поэт ходил в простых крестьянских одеяниях – шерстяном грубом плаще с капюшоном. Питался скромно: рыба, пойманная в Сорге и зажаренная на вертеле, хлеб и орехи.
Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь.
Он приехал в Рим, где на Капитолийском холме 8 апреля 1341 года в праздник Пасхи поэт был увенчан лавровым венком. Европа признала его непревзойдённый поэтический дар и глубокие знания античной литературы. С Петрарки началось зарождение современной поэзии, а его «Книга песен» признана образцом литературного творчества высшей пробы. А этот день, 8 апреля 1341 года, многие исследователи литературного наследия называют началом эпохи Возрождения.
Лучшие произведения Петрарки, дошедшие до наших времён:
- эпическая поэма о Сципионе, победившем Ганнибала – «Африка»;
- книга «О славных мужах», в ней были собраны биографии выдающихся античных личностей;
- книга-исповедь «Моя тайна», она построена в форме диалогов между Петраркой и Святым Августином перед судом Истины;
- трактат «О достопамятных событиях»;
- «Покаянные псалмы»;
- поэма «Триумф любви»;
- поэма «Триумф целомудрия»;
- сборник стихов «Без адреса»;
- «Буколические песни»;
- прозаические трактаты «Об уединённой жизни» и «О монашеском досуге».
После вручения венка Петрарка около года провёл в Риме, где жил при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио. Весной 1342 года поэт вернулся в Воклюз.
Лавровый венок
Между тем благодаря своим литературным произведениям (особо стоит отметить сонеты) Франческо Петрарка стал знаменитым. В связи с этим он получил приглашение принять лавровый венок (высшая награда для поэта) от Неаполя, Парижа и Рима. Поэт избрал Рим, и в 1341 году был коронован на Капитолии.
После этого Франческо прожил примерно год при дворе Пармского тирана Аццо Корреджио, а затем вернулся в Воклюз. Все это время поэт мечтал о возрождении былого римского величия, поэтому он начал проповедовать восстание Римской республики. Такие политические взгляды разрушили его дружбу с Колонна, что привело к переселению в Италию.
Франческо Петрарка: биография
Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Считая наставником писателя-монаха Варлаама Калабрийского, он сыграл большую роль в итальянском Проторенессансе и стал культовым поэтом Средневековья.
Франческо Петрарка родился в Ареццо 20 июля 1304 года. Его отцом стал Пьетро ди сер Паренцо, флорентийский юрист, который был выдворен из Флоренции в то же время, что и Данте, за поддержку партии «белых». Паренцо имел прозвище «Петракко» — вероятно, из-за этого впоследствии образовался псевдоним поэта. Семейство Паренцо переезжало из одного города Тосканы в другой, а когда Франческо исполнилось девять лет, осело во французском Авиньоне. Впоследствии мать Петрарки переселилась в соседний город Карпантра.
Портрет Франческо Петрарки
В Авиньоне мальчик начал посещать школу, изучил латинский язык и начал интересоваться произведениями римской литературы. В 1319 году Франческо окончил школу, после чего отец посоветовал изучать право. Хотя юриспруденция не была близка Франческо, парень выполнил волю отца, поступив в Монпелье, а вскоре – и в Болонский университет. В 1326 году отец Петрарки скончался, а сам молодой человек окончательно понял, что классические писатели для него гораздо интереснее законодательных актов.
Единственным наследством, которое получил Франческо после смерти отца, стала рукопись сочинений Вергилия. Отчасти из-за тяжелого финансового положения, отчасти из-за стремления к духовному просвещению, после окончания университета Петрарка решил принять священство. Итальянец поселился при папском дворе в Авиньоне и сблизился с представителями авторитетного семейства Колонна (Джакомо Колонна — приятель еще со времен учебы в университете).
В 1327 году Франеско впервые увидел Лауру де Нов, безответная любовь к которой побудила его к написанию стихов, считающихся вершиной мастерства в сфере итальянских сонетов.
Краткая биография
Франческо Петрарка
— выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени — появился на свет 20 июля 1304 г. в городе Ареццо. Туда переехал изгнанный из Флоренции за политические убеждения его отец, флорентийский юрист. Поездив по провинциальным городам Тосканы, родители осели в Авиньоне (Франческо тогда было 9 лет).
Оказавшись во Франции, он становится учащимся школы, овладевает латынью, интересуется литературой Древнего Рима. По окончании обучения в 1319 г. юный Петрарка постигает азы права – поначалу в Монпелье, позднее в университете Болоньи. Там он пробыл до 1320 г., до смерти отца. Юриспруденция не представляла большого интереса для Петрарки, поэтому, окончив университет, он так и не начал практиковаться. Двадцатилетний Франческо принял сан священника: несмотря на то, что его очень интересовала классическая литература, нужно было найти источник средств к существованию; т.к. отец ему не оставил ничего.
После того как Петрарка поселился при папском дворе в Авиньоне, произошло его сближение с влиятельной семьей Колонна. Здесь же, в Авиньоне, в местной церкви, в апреле 1327 г. произошло событие, которое изменило его биографию и подарило миру множество прекрасных лирических стихов. Здесь он впервые увидел девушку Лауру, любовь к которой освещала его жизнь до самой смерти.
Чувства оказались неразделенными, и во многом поэтому Петрарка покинул Авиньон и переселился в Воклюз, где его ждало уединение. Литературная слава и поддержка Колонна помогли ему с помощью церковных синекур стать обладателем небольшого дома, располагавшегося в долине р. Сорга, где им в общей сложности было прожито с небольшими перерывами 16 лет, с 1337 по 1353 г.
Творения Петрарки получили такую широкую известность, что сразу несколько городов — Рим, Неаполь, и Париж — одновременно пригласили его к себе, чтобы короновать лавровым венцом. Торжественная церемония была проведена в 1341 г. на римском Капитолии. Примерно год прожив при дворе Аццо ди Корреджио, пармского тирана, Петрарка возвратился в Воклюз. Мечта о возрождении былого величия Древнего Рима сподвигла его на проповеди, призывающие к восстановлению римской республики. Из-за этого отношения с могущественными покровителями из семейства Колонна были испорчены, и Петрарка уехал в Италию. По этой стране он дважды путешествовал довольно продолжительное время (1344-1345 и 1347-1351). В 1353 г. поэт навсегда уехал из Воклюза в связи с вступлением на папский престол Иннокентия VI, который из-за увлечения Петрарки Вергилием счел его чародеем.
Петрарке предлагали кафедру во Флоренции, но он предпочел переехать в Милан, где выполнял мисстю дипломата при дворе Висконти. Покинув этот город в 1361 г. и предприняв несколько попыток возвратиться в Авиньон, а также обрести пристанище в Праге, Франческо Петрарка в итоге на протяжении 5 лет, в 1362-1367 гг., проживал в Венеции, где жила семья его незаконнорожденной дочери. Почти каждый год он ездил путешествовать в Италию, проводя там довольно много времени.
Последний период биографии Петрарки связан с жизнью при дворе Франческо Каррара; временами он жил в Падуе, в небольшой пригородной деревушке Арква. Там он, не дожив всего лишь одного дня до 70-летнего юбилея, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г. скончался прямо за столом, держа в руке перо.
Франческо Петрарка оставил после себя богатейшее лирическое наследие. Главным его произведением считается «Книга песен» («Канцоньере»), красной нитью которой проходят его чувства к Лауре, а также любовь к славе, которая всегда его вдохновляла. Образ Лауры стал новаторским для итальянской поэзии: героиня стихов больше не была абстрактным, неземным идеалом, а являлась земной, реальной женщиной. Стихи из сборника «Канцоньере» стали точкой отсчета современной поэзии. Петрарка наряду с Боккаччо и Данте являлся создателем итальянского литературного языка. Его творческое наследие, которое принято называть петраркизмом, наложило огромный отпечаток на последующее развитие литературы всего континента.
Петрарка был личностью чрезвычайно многогранной — не только выдающимся поэтом, прекрасным знатоком литературы античности, но и ценителем природы, путешественником, мыслителем, ученым. Он был одним из первых, кто говорил о том, что поэт имеет гражданское призвание, ратовал за торжество разума, воспевал человеческую красоту. В его поэзии проявилось все лучшее, созданное человеческой мыслью в эпоху, предшествующую Ренессансу.