Оглавление
Основные даты жизни и деятельности Н.И. Нестерова (даты даны по старому стилю)
1887, февраль 15 — родился в Нижнем Новгороде.
1897-1904 — учился в Нижегородском кадетском корпусе.
1904-1906 — учился в Михайловском артиллерийском училище.
1906-1909 — служил в 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригаде (г. Владивосток).
1909-1910 — прикомандирован к воздухоплавательной роте (близ г. Владивостока).
1911, июнь — август — строит в Нижнем Новгороде совместно с П.П. Соколовым планер, летает на нём и приступает к разработке проекта самолёта.
1911, октябрь — зачисляется в Офицерскую воздухоплавательную школу.
1912, август 18 — совершает длительный полёт на аэростате.
1912, август 29 — зачисляется в Гатчинскую авиационную школу.
1912, сентябрь 28 — получает звание пилота-авиатора.
1912, октябрь 5 — получает звание военного лётчика.
1912, октябрь-1913, февраль — тренируется на самолёте «Ньюпор» в Варшаве.
1913, апрель 26 — вступает в должность и.о. начальника XI корпусного авиационного отряда в Киеве.
1913, июль 2-20 — проводит на киевском артполигоне опыты по совместной работе самолёта с артиллерией.
1913, август 10-11 — совершает первый в истории авиации групповой перелёт Киев — Остёр — Нежин — Киев.
1913, август 27 — впервые в истории авиации совершает «мёртвую петлю», ныне носящую его имя.
1913, август 31 — произведён в чин штабс-капитана.
1913, сентябрь 6-19 — участвует в манёврах войск Киевского военного округа, дав наилучшие показатели.
1913, ноябрь 22 — проводит опыты ночных полётов с прожектором.
1914, март 1-5 – совершает перелёт Киев-Одесса-Севастополь.
1914, март 31 – выполняет вторую «мёртвую петлю».
1914, май 11 – совершает перелёт Киев-Гатчина.
1914, май 13 – совет Киевского общества воздухоплавания оглашает справку, устанавливающую приоритет Нестерова в совершении петли.
1914, май 14 – выступает в Большой аудитории Политехнического музея в Москве с докладом о совершонной им петле. На этом же заседании А. Пегу публично признаёт первенство Нестерова.
1914, июль 11 – совершает перелёт Москва-С.-Петербург.
1914,июль 28 – совершает первый в истории войн воздушный бой-таран, вкотором, сбив самолёт противника, сам героически погибает (Галиция, с. Воля-Высоцка, близ Львова).
1914, август 31 – похороны П.Н. Нестерова на Аскольдовой могиле в Киеве.
«В воздухе везде опора»
В Киеве Нестеров попал в благодатную среду единомышленников — как военных, так и гражданских. В те годы под крылом Киевского общества воздухоплавания творили такие выдающиеся в будущем авиаторы и конструкторы, как профессор Николай Делоне (ученик Жуковского, председатель общества), Георгий Адлер, Федор Андерс, Дмитрий Григорович, Василий Иордан, Константин Калинин и, конечно, юный Игорь Сикорский. Финансами помогал молодой миллионер и фанатик неба Федор Федорович Терещенко.
Заинтересованная, творческая и конкурентная атмосфера провоцировала единомышленников на совершенно фантастические свершения, но даже в такой компании Нестеров выделялся.
Вот что писал друг и сослуживец Нестерова, военный летчик Виктор Георгиевич Соколов:
27 августа 1913 года на Святошинском аэродроме в Киеве Нестеров осуществил задуманное и выполнил фигуру высшего пилотажа, получившую впоследствии его имя.
nest
Фото: commons.wikimedia.org
Это казалось чудом, и вскоре о достижении Нестерова знала вся страна. Он мгновенно стал знаменитостью — о нем писали газеты, пилота пригласили в Думу, встретиться с ним старались самые влиятельные люди страны. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: «Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации». А комиссия совета Киевского общества воздухоплавания и научно-технического общества под председательством генерал-майора П.И. Вербицкого единогласно постановила: «Выдать поручику Нестерову от имени Киевского общества воздухоплавания золотую медаль «За первое в мире научное решение с риском для жизни вопроса об управлении аэропланом при вертикальных кренах».
А вот как сам Нестеров описывает свои впечатления в статье «Как я совершил мертвую петлю», опубликованной в «Санкт-Петербургской газете» от 4 и 5 сентября 1913 года:
Петля Нестерова дала старт смелым экспериментам русских пилотов. Вскоре Адам Габер-Влынский сделал три подряд мертвые петли, а Константин Арцеулов сознательно ввел самолет в штопор и вывел из него машину. Несмотря на скепсис армейского начальства, освоение фигур высшего пилотажа становилось основой обучения русских военных летчиков, и не зря немецкий кайзер Вильгельм II в одном из предвоенных приказов по войскам отметил: «Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на такой же высоте проявления искусства, как это делают русские…»
Путь в небо
Нестеров родился в Нижнем Новгороде 27 февраля 1887 года. Его отец был потомственным военным и служил офицером-воспитателем в кадетском корпусе. Когда Петру было три года, отец умер, после чего мать сама воспитывала четверых детей.
Также по теме
Сто лет назад в Сараево был убит эрцгерцог Франц Фердинанд
Ровно сто лет назад произошло убийство, которое привело к Первой мировой войне. В Сараево 19-летний националист Гаврило Принцип убил…
В 1897 году Нестеров был принят в кадетский корпус. У Петра с детства проявились способности к математике. Кроме того, он зачитывался романами о путешествиях. В 1904-м Пётр завершил учёбу и как один из лучших выпускников был направлен в престижное Михайловское артиллерийское училище.
«Через два года Нестеров с отличием сдал выпускные экзамены и был произведён в подпоручики», — рассказал в интервью RT сотрудник научно-методического отдела Музея Победы Антон Кобец.
Молодой офицер с блестящей подготовкой мог выбрать себе престижное место службы в европейской части России, но вместо этого отправился в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду во Владивосток.
В 1910 году Нестеров увлёкся авиацией, а в 1911-м, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, вступил в Общество воздухоплавания. Вместе со своим земляком Петром Соколовым он разрабатывал новые модели планеров и проводил их испытания.
- Русский военный лётчик Пётр Нестеров
- РИА Новости
Под конец отпуска Нестеров отправился в Санкт-Петербург и попытался поступить в военно-авиационную школу. Однако туда принимали либо военных инженеров, либо людей, имевших серьёзную протекцию. Не смирившись с отказом, Нестеров пошёл на отчаянный шаг — отправился на приём к руководству военного министерства и добился своего. Его направили на учёбу в Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине.
В 1912 году Нестеров совершил первый самостоятельный полёт и окончил курс авиационного отдела школы. Параллельно он работал над собственным оригинальным проектом самолёта без вертикального оперения.
Перед тем как отбыть в войска, Нестеров в конце 1912 года прошёл дополнительную подготовку в Варшаве, осваивая самолёты типа «Ньюпор». Здесь он совершил первый лётный подвиг — отвёл от черты городской застройки вышедшую из строя крылатую машину и, несмотря на возгорание в воздухе, посадил её на аэродроме.
Фильмы
На телеэкранах Нестеров впервые промелькнул в 2009 году, сыграв администратора казино в эпизоде сериала Ольги Субботиной «Столица греха». В 2012 году актер снялся в социальном ролике благотворительного фонда помощи детям «Расправь крылья».
Петр Нестеров (справа) в сериале «Екатерина»
Первая главная роль в фильмографии Петра Борисовича появилась, когда актеру было 34 года, именно в этом возрасте погиб знаменитый ас-авиатор. В короткометражном фильме-антиутопии «Личность № 74» он создал образ Дэна. Герою Нестерова ради всеобщего блага надо расстаться с горячо любимой Лизой, с которой он планировал создать семью.
В 12-серийной драме «Екатерина» обладатель дипломов инженера и менеджера перевоплотился в офицера лейб-гвардии Измайловского полка Ивана Орлова. В Российско-португальском историческом сериале Mata Hari, показанном Первым каналом в 2017 году, кроме Нестерова снялись такие звезды, как Алексей Гуськов и Ксения Рапппапорт, Жерар Депардье и Рутгер Хауэр.
Есть у Петра Борисовича и опыт озвучивания. Во втором сезоне сериала «Мамочки» актер подарил свой голос врачу ультразвуковой диагностики.
«Победа духа над материей»
У Нестерова были слабые легкие, и ему трудно оказалось приспособиться к дальневосточному климату. Вскоре он серьезно захворал. Врачи посоветовали перевести офицера в более теплые края, и он получил назначение в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду «по климатическим условиям сроком на один год». Во Владикавказе молодой офицер познакомился с авиатором Артемием Кацаном, построившим планер собственной конструкции, что вдохновило Нестерова на новые свершения. Позже Петр Николаевич писал:
Автор цитаты
Первый шаг к мечте Нестеров сделал летом 1911 года, когда приехал в отпуск в родной Нижний. Здесь молодой офицер вступил в Нижегородское общество воздухоплавания и познакомился с Петром Соколовым — учеником профессора Жуковского. В сарае Соколовых новые друзья и затеяли строить планер. Пригодились и теоретические расчеты Соколова, и мастеровые навыки Нестерова, и помощь его мамы, которая помогла сшить обшивку к планеру. Разгоняли аппарат с помощью лошади: Соколов сидел в телеге и держал веревку, Нестеров был в кабине планера. Как отмечал «Нижегородский листок» от 3 августа 1911 года, «проба оказалась весьма удачной»: аппарат оторвался от земли на 2–3 м.
nest
П.Н. Нестеров с женой и дочерью Маргаритой, 1910
Фото: commons.wikimedia.org
После этого Нестеров окончательно заболел небом. Он многократно писал начальству рапорты об отправлении его в только что открывшуюся школу пилотов, но врачи отказывались дать ему разрешение, ссылаясь на слабые легкие. И тогда поручик решается на неординарный шаг: он едет на квартиру к товарищу — заместителю, как говорят сегодня, военного министра генералу Алексею Поливанову — и уговаривает его составить протекцию.
7 октября 1911 года Нестерова зачислили в Санкт-Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, а в августе 1912-го — в Гатчинскую авиационную школу, готовившую пилотов. Свой первый самостоятельный вылет на самолете Нестеров осуществил 12 сентября 1912 года, а вскоре сдал экзамен на звание пилота-авиатора. И наконец, 5 октября 1912 года на биплане «Фарман» он сдает экзамен на звание военного летчика.
По окончании школы Нестеров был направлен в Киев, где создавался новый авиационный отряд, но сначала съездил в Варшаву, дабы освоить принятый на вооружение императорской армии моноплан «Ньюпор». Во время одного из полетов он набрал высоту 1,6 тыс. м (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмерками спланировал над Варшавой, чем «привел товарищей в трепет». Он искал новые способы пилотирования, что стало его жизненным кредо.
Любовь стоит Дальнего Востока
Современному молодому человеку решение, принятое Нестеровым, может показаться удивительным, а вот для его однокашников и сослуживцев оно было совершенно естественным. Молодые офицеры того времени имели право вступать в брак только по достижении 23 лет. Нестерову же едва-едва исполнилось восемнадцать. Чтобы жениться, ему требовалось разрешение начальства, а чтобы получить его, нужно было доказать свою финансовую состоятельность: представить документы на недвижимость, которая приносит ежемесячный доход не менее 250 рублей, или сделать банковский вклад на сумму 5000 рублей – колоссальную по тем временам сумму.
Избежать этого можно было, только если годовой доход офицера составлял более 1200 рублей. На такой заработок могли рассчитывать прежде всего офицеры, служившие в дальних гарнизонах. В том числе и в дислоцированной во Владивостоке 9-й Восточно-Сибирской стрелковой Его Императорского Высочества Генерал-Фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича артиллерийской бригаде, в которую и был зачислен подпоручик Нестеров. Но зато к месту службы он отправился с молодой женой Надеждой.
История жены Петра Нестерова заслуживает отдельного короткого рассказа. Родилась и крещена она была под именем Ядвиги Луневской, поскольку появилась на свет в небогатой семье польских крестьян. Жившие на грани нищеты родители поступили так, как нередко делали в то время такие же бедняки: отдали дочь на воспитание бездетным богатым соседям Галицким. Те воспитали приемную дочь в православной вере, дали новое имя – Надежда, а со временем перевезли вместе с собой в Нижний Новгород. Там-то и познакомились Надя и Петя, которым суждено было полюбить друг друга и стать на удивление всем сослуживцам Нестерова очень нежной и верной парой. Которой, к сожалению, было отпущено совсем немного времени на счастье.
Путь в небо
Доказывая справедливость давней кадетской характеристики, подпоручик Нестеров уже на первом месте службы проявил себя как инициативный военный, способный внедрить в рутинную службу новаторские идеи. Командование, оценив рвение, молодого офицера прикомандировало к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте разрабатывать методику корректировки артиллерийской стрельбы с помощью привязного аэростата. Совсем уж новой эту идею назвать нельзя, поскольку с подобной целью аэростаты использовал русский флот еще в Русско-японскую войну. Но вот на суше эта идея почему-то не приживалась, и в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде автором нововведения числился именно Нестеров.
Видимо, те первые полеты навсегда заставили Петра Николаевича влюбиться в небо. А вскоре довелось ему увидеть и первый самолет – французский «Фарман» легендарного авиатора Сергея Уточкина. Случилось это в августе 1910 года, когда из-за слабых легких поручика Нестерова на год перевели служить во Владикавказ, в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду, и он ехал к новому месту службы через родной Нижний Новгород. 6 августа на нижегородском ипподроме Уточкин провел показательный полет, а среди множества зрителей был и Петр Николаевич. Три года спустя в своей статье «Как я совершил мертвую петлю» Нестеров напишет: «Начал я свою авиационную деятельность в 1910 году, после того как первый раз увидел полет одного из наших известных авиаторов. Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без кренов. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься мое сердце: я боялся, что аэроплан опрокинется в наружу кривой».
Новое увлечение небом окрепло, когда на Северном Кавказе Нестеров познакомился с Артемием Кацияном – легендарным авиатором того времени. Уроженец Северной Осетии, Артемий учился живописи, но променял ее на небо: в 1909 году он стал 29-м дипломированным летчиком в России. Кациян и заронил в Нестерова мечту о покорении неба, попутно познакомив с основами создания летательных аппаратов тяжелее воздуха: как раз в то время несостоявшийся художник строил во Владикавказе планер собственной конструкции.
Год спустя, получив двухмесячный отпуск и приехав на родину, в Нижний Новгород, поручик Нестеров попробует повторить этот опыт и построить собственный планер. Делать его он будет вместе с математиком Петром Соколовым – товарищем по Нижегородскому обществу воздухоплавания, в которое Нестеров вступил незадолго до этого. Построили планер в сарае у Соколовых, а обшивку для него сшила Маргарита Нестерова, мать будущего авиатора. Именно на этом аппарате Петр Николаевич впервые и поднялся в воздух: пусть невысоко, всего на два-три метра, но поднялся! Неслучайно позднее он признавался: «Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском обществе воздухоплавания».
Память
- Город Жолква Львовской области (Украина) с 1951 по 1992 год носил название Нестеров
- Кубок имени П.Н. Нестерова — переходный приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу
- Улица Петра Нестерова в Киеве, рядом с местом, где он впервые выполнил петлю Нестерова
- Улицы и переулки в Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине, Керчи, Минске, Краснодаре, Нижнем Новгороде и ряде других городов
- Памятники в Киеве и Нижнем Новгороде, бюст в Казани.
- Имя «Нестеров» присвоено астероиду № 3071.
- Медаль Нестерова — государственная награда Российской Федерации. Ею награждается лётный состав за личное мужество и отвагу
- В честь Нестерова назван самолёт Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот»
- Монета номиналом 5 гривен, выпущенная Национальным банком Украины, посвящённая 100-летию исполнения фигуры высшего пилотажа — «мёртвой петли», известной также как «петля Нестерова»
- В Киеве на Волчьей Горе растёт 250-летняя «сосна Нестерова»
- В Киеве установлен мемориальный камень с доской в память экспериментов лётчика в этой местности в 1913 году, во время военных манёвров
Путь лётчика
Одного хочу лишь я, Свою петлю осуществляя: Чтобы эта «мертвая петля» Была бы в воздухе живая.Не мир хочу я удивить, Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора…
Петр Нестеров
Имя великого русского летчика Петра Николаевича Нестерова широко известно не только в нашей стране, но и во всем мире.
Его яркая и многогранная авиационная деятельность продолжалась очень недолго — всего три года. И за столь короткий срок он вырос из безвестного провинциального артиллерийского офицера в национального героя, овеянного немеркнущей славой.
Громадный вклад, внесенный П. Н. Нестеровым в развитие русской и мировой авиации, сохранил свою ценность вплоть до настоящего времени, полностью воспринят и ныне успешно развивается российскими летчиками.
П. Н. Нестеров — родоначальник высшего пилотажа, ведущего свое начало от первой в мире «мертвой петли», ныне носящей его имя. Идя по завещанному Нестеровым пути, русские летчики разработали и осуществили множество новых приемов пилотирования. За петлей Нестерова последовали перевернутый полет И. И. Кульнева, штопор К. К. Арцеулова, множество новых фигур, освоенных на мощных современных самолетах нашими мастерами высшего пилотажа Ю. А. Братолюбовым, В. А. Степанчёнком, В. П. Чкаловым, С. П. Супруном. А в послевоенные годы отечественные летчики первыми в истории авиации освоили выполнение фигур на реактивных самолетах.
П. Н. Нестеров раздвинул рамки полетов далеко за пределы границ аэродромов. Продолжая этот путь, русские летчики М. М. Громов, В. П. Чкалов, В. С. Гризодубова, М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, И. П. Мазурук, А. Д. Алексеев, а за ними многие другие совершили беспримерные дальние перелеты, освоили Арктику, завоевали Северный полюс.
П. Н. Нестеров подал пример полетов в условиях «нелетной» погоды, первым практически испытал некоторые виды военного применения авиации.
Таран Нестерова — наиболее решительная форма воздушного боя — был, есть и остается только русской тактикой боя в воздухе, все попытки перенять подобную тактику боя нашими врагами выливались только в форму фанатичного самоубийства. Он был неоднократно повторен советскими летчиками и в боях над рекой Халхин-Гол и в годы Великой Отечественной войны с германским фашизмом. Наши летчики научились не только уничтожать врага тараном, но и сохранять при этом свои самолеты для дальнейших боев с врагами Родины.
Новаторские конструкторские идеи Нестерова, в частности изобретенная им оригинальная система изменения в полете угла установки крыльев, получили свое развитие в работах отечественных авиационных конструкторов 50-60 х годов прошлого столетия.
Слава П. Н. Нестерова и его заслуги перед родиной и отечественной авиацией высоко оценены нашим народом, служат примером для молодых военных летчиков.
Copyright Andrey Nesterov 2008. All rights reserved
Детство и юность
Будущий актер появился на свет в последний ноябрьский день 1979 года. В молодости по настоянию родителей Петр получил инженерное и экономическое образование в московском институте электроники и математики.
Петр Нестеров в молодости
Однако мечта о сцене не оставляла выпускника технического вуза. С 2006 года Нестеров посещал актерские тренинги, самым значимым из которых считает учебу в театральной мастерской «Открытие».
В 2013 году Петр получил вожделенную профессию актера драматического театра и кино в Школе драмы Германа Сидакова, расположенной на Никитском бульваре. Одновременно москвич довел уровень своего английского языка до продвинутого в Школе WallStreet Institute.
«Идеальный тип будущего офицера»
Будущий покоритель неба родился в самой что ни на есть российской глубинке, у слияния Оки и Волги, в семье офицера – воспитателя Нижегородского кадетского корпуса штабс-капитана Николая Нестерова. К этому времени у четы Нестеровых уже было двое детей, Петр стал третьим. Через год родился еще один сын Михаил, и всё было бы замечательно, но вскоре глава семьи неожиданно скончался. Всё наследство, оставленное капитаном Нестеровым, состояло из большого сундука, полного книг по военной тематике. Пенсии в 600 рублей, которую положили вдове Маргарите Викторовне, едва хватало на самое необходимое, и, чтобы сократить расходы на жилье, семье даже пришлось переехать в благотворительный вдовий дом.
Но к образованию детей Маргарита Викторовна относилась серьезно, и сначала старший Николай, а потом и Петр выдержали экзамены в кадетский корпус, где некогда преподавал их отец. Позже туда же поступит и младший Михаил. Все они станут офицерами, причем двое младших — летчиками. Оба погибнут в Первую мировую. А старший, Николай, уже в советское время дослужится до генеральских погон.
nest
Штабс-капитан П.Н. Нестеров с мотористом-механиком Г.М. Нелидовым, с которым он совершил перелет из Киева в Гатчину, 1914
Фото: commons.wikimedia.org
В выписке из аттестационного журнала Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса за 1904 год сохранилась весьма лестная для 16-летнего выпускника характеристика:
Автор цитаты
Окончивший кадетский корпус по 1-му разряду, Петр Нестеров был рекомендован для продолжения учебы в столичное Михайловское артиллерийское училище. Вступительные экзамены он сдал великолепно, учился в первых рядах. Приказ по училищу от 9 ноября 1906 года гласил: «…Высочайшим приказом от 29 октября 1906 года портупей-юнкер Нестеров Петр произведен в подпоручики со старшинством (правом преимущественного производства в следующий чин. — «Известия»)… и назначается во Владивосток в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду».
Будучи отличником, Нестеров мог выбирать место службы, и Дальний Восток он выбрал исключительно по меркантильным соображениям: там платили больше, чем в европейской части страны. Молодой офицер был влюблен, а для создания семейного очага необходимы были средства.
На Дальнем Востоке Нестеров впервые поднялся в небо, правда, пока на аэростате. Аппарат этот был приписан к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте, но стоял без дела. Нестеров же предложил использовать аэростат в качестве наблюдательного пункта для корректировки артиллерийской стрельбы, сам рассчитал таблицы и составил правила. Молодого офицера даже временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка. А после того как артиллерийские стрельбы с применением привязного аэростата дали отличный результат, подпоручика Нестерова назначают преподавателем бригадной учебной команды.
А еще Нестеров увлекся слесарным делом. Все свободные от службы часы он проводил за станками и даже испросил назначения по совместительству на должность начальника бригады слесарной мастерской. Вскоре он вполне профессионально владел любым инструментом.
И последний штрих к портрету подпоручика Нестерова: в своем подразделении он полностью и безоговорочно запретил брань и рукоприкладство унтер-офицеров по отношению к нижним чинам. Это было большой редкостью, поскольку, хотя такие «меры воздействия» официально были запрещены, на деле они применялись почти повсеместно.
Личная жизнь
Симпатичный сероглазый шатен, весящий 75 кг при росте 183 см, не обнародует детали личной жизни. На странице звезды в «Инстаграме» преобладают не фото, а ролики, в которых актер предстает то в образе подростка 90-х годов XX века, то шаолиньского монаха, то героя вестернов.
Нестеров спортивен — играет в футбол, волейбол и баскетбол, катается на роликах, велосипеде и сноуборде, занимается боксом и кикбоксингом. Москвич пишет картины, рассказы, стихи и сценарии.
Ради роли в сериале «Исчезнувшая» знаменитый исполнитель ролей научился водить грузовик «Урал». Сейчас актер овладевает итальянским языком.
После окончания статьи редакцией дано к ней такое примечание:
«Блестящая статья отважного авиатора поручика Нестерова, надо думать, положит конец всем толкам о том, что «мёртвая петля» была совершена им лишь ради какого-то удальского трюка и не может иметь серьёзного значения в деле авиации. Наоборот, смелый опыт Нестерова, рассчитанный на строго обоснованных данных, открывает совершенно новые горизонты и представляет собою гигантский шаг в деле завоевания воздуха
Опыт поручика Нестерова, сделавшего ряд серьёзных наблюдений и ценных выводов, даст возможность предотвращать катастрофы, которые почти ежедневно уносят дорогие для человечества жизни».