Триумф и трагедия «короля воздуха»

Примечания

  1. См.: Сергей Уточкин: Изгой и баловень судьбы (Сб.) / Сост. Т. Щурова и А. Таушенбах. — Одесса: Optimum, 2005.
  2. ↑ Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России. Период до 1914 г. — М.: Машиностроение, 1981.
  3. ↑ Ляховецкий М. Б., Рудник В. А. В небе — Уточкин! — Одесса, 1982. — 118 с.
  4. Александр Куприн. Уточкин (1915).
  5. Валентин Катаев. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1983). В главе «Бадер, Уточкин, Макдональд…» Катаев передал дух всеобщего увлечения велосипедными гонками в Одессе, а также атмосферу восхищения, окружавшую Сергея Уточкина в расцвете его карьеры велогонщика.
  6. Кириллова Ю. М. Академик спорта: повесть о Сергее Уточкине — М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1985.
  7. Отчёт правления Одесского аэроклуба за 1908—1912 гг. — Одесса: Тип. Южно-Русского Общества Печатного Дела, 1910.
  8. Кириллова Ю. М. Академик спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с
  9. Котов Н. А. История гражданской авиации России. Ч. 1. С возникновения воздухоплавания до 1945 года: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУГА, 2007.
  10. Уточкин Сергей Исаевич: Грамота-свидетельство пилота-авиатора Одесского аэроклуба, Россия, № 1 от 13 апреля 1910 г.; Диплом пилота-авиатора ИВАК № 5, декабрь 1910 г. // Авиация в России: Справочник / Под ред. Г. С. Бюшгенса. — М.: Машиностроение, 1988. — ISBN 5-217-00300-6
  11. Авдеенко С. И. Александр Тышлер и аэроплан // Мелитопольский краеведческий журнал, 2017, № 9, с. 98-100
  12. «Русское слово», 10 мая 1910 г.
  13. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. — M.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — ISBN 5-224-05455-9
  14. Новое время. — 1910. — 1910 — 22 апреля.
  15. Новое время. — 1910. — 23 октября.
  16. Полёт Уточкина // Курская быль. — 1911. — 06 мая.
  17. Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. Первое издание. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  18. Можаровский Г. М. Пока бьётся сердце. — М.: Воениздат, 1973. — С. 12.
  19. Гиляровский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах / Том 2. Трущобные люди. Рассказы, очерки, репортажи / Из моих воспоминаний / III. Первый аэроплан. — М.: Полиграфресурсы, 1999.
  20. Pioneer aviators of the world : a biographical dictionary of the first pilots of 100 countries / by Hart Matthews. — Jefferson, North Carolina: McFarland & Co., 2003. P. 162—163. — ISBN 0-7864-3880-0
  21. Валерий Анисимов. «Русские летят…» : к 100-летию полёта первого отечественного самолёта // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — № 6. — Стр. 18.
  22. Русские ведомости. — 1911. — 15 июля.
  23. Александр Куприн. Уточкин (1915)
  24. Каменский еженедельник «ПИК». — 2012. — № 35 (882).
  25. Юрий Олеша. Цепь (1929).
  26. Малахов В. П., Степаненко Б. А. Одесса, 1900—1920 / Люди… События… Факты…. — 1-е. — Одесса: Optimum, 2004. — С. 176. — 448 с. — ISBN 966-8072-85-5.
  27. Исаак Бабель. Одесса (1916).
  28. Токарев С. Н. Хроника трагического перелёта. — М.: Патриот, 1991. — 247 с. — ISBN 5-7030-0238-9.
  29. Аркадий Аверченко. Позолоченные пилюли (1916).
  30. «Южная мысль». — 1916. — 3 января.
  31. Поэзия и проза золотого века авиации / Сб. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — ISBN 5-373-00745-5
  32. Сергей Уточкин. В пространстве (Впечатления авиатора) // Аэро и автомобильная жизнь. — 1910. — № 6. — С. 19.

Литература

  • М. В. Келдыш, Г. П. Свищев, С. А. Христианович и др. Авиация в России. . Справочник. Второе издание с изменениями. — М.: Машиностроение, 1983. — 368 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-217-00300-6.
  • Кириллова Ю. М. Академик спорта: Повесть о Сергее Уточкине. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с. — (Сердца, отданные спорту). — 50 000 экз.
  • Космодемьянский, А. А. Николай Егорович Жуковский — отец русской авиации. Серия: Научно-популярная библиотека солдата. — М.: Военное издательство военного министерства Союза ССР, 1952. — 136 с. — тираж засекречен. ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Менделеев Д. И. О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании. — Санкт-Петербург: Типография В. Демакова, Новый переулок, дом № 7, 1880. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Соболев, Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. . Справочное издание. — М.: Машиностроение, 1988. — С иллюстрациями 208 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-217-00298-0.
  • Фербер Ф. Авиация, её начало и развитие. — Санкт-Петербург: Издательство ?, 1910. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Сергей Уточкин. Изгой и баловень судьбы: Сборник / Составители А. А. Таубеншлак, Т. В. Щурова. — Одесса: Оптимум, 2005. — 220 с. — (Вся Одесса; Выпуск 10). — 300 экз. — ISBN 966-344-046-5.

Память

  • В Одессе в Городском саду, у входа в кинотеатр «КИНО-УТОЧКИНО» С. И. Уточкину установлен памятник.
  • Начиная с 2002 года в Одессе в марте проводится ежегодная велосипедная гонка «Мемориал Уточкина». С 2012 года гонка проходит в трёх возрастных группах и состоит из двух видов: индивидуальной и групповой.
  • С 1977 года работает «Одесский клуб „Авто-ретро“» имени С. И. Уточкина
  • В Одессе потомками авиатора создан мюзик-холл «Уточкин».
  • Именем Сергея Уточкина названы улицы:
    • в Приморском районе Санкт-Петербурга, проходит от Комендантской площади до проспекта Королева;
    • в Терновском районе Кривого Рога;
    • в Железнодорожном районе Воронежа имеется переулок Уточкина, где на доме № 2 находится мемориальная доска, посвящённая пионеру авиации;
    • в поселке Семеновка, Полтавской области Украины.
  • Корней Чуковский упоминает об Уточкине в автобиографической повести «Серебряный герб» как о кумире своего детства.
  • Уточкину установлена мемориальная доска на доме в Одессе по адресу — переулок Успенский, дом 23, где он родился и жил с 1876 по 1916 год.
  • 26 апреля 2016 года одесский переулок Первый Колхозный стал переулком Уточкина.

«Я – гений, гений!»

Утром 26 июня 1913 г. сильно возбуждённый Уточкин ворвался в подъезд Зимнего дворца и потребовал от швейцара доложить Николаю II о приходе знаменитого авиатора. Но дальше подъезда его, разумеется, не пустили. Тогда Уточкин набросился на швейцара с кулаками. Сбежавшаяся охрана схватила безумца.

Безумного авиатора доставили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке.

Болезнь отступала с трудом. Условия в больнице, в общей палате были скверными. Стараниями его друзей авиатора перевели в другую лечебницу, «Всех Скорбящих» на Петроградском шоссе, а расходы по содержанию больного взяла на себя городская Управа.

Александр Куприн вспоминал:

Лишь осенью 1913 г. Сергей Исаевич вышел из больницы, но, увы, не надолго. Время от времени он снова и снова попадал в психиатрические лечебницы.

– писала об Уточкине одна газета.

Уже шла Первая мировая война. Уточкин просился на фронт, в авиацию. Но кто его, сумасшедшего, мог выслушать всерьёз? Это ещё больше обострило страшную болезнь.

Зима 1915 г. выдалась в Петербурге морозной. Полуголодный, плохо одетый Уточкин простудился. С воспалением лёгких его положили в знакомую ему лечебницу для бедных св. Николая Чудотворца. Там он и умер в первый день нового, 1916 г., на сороковом году от роду.

Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, невдалеке от могил других русских авиаторов. Прошло это как-то тихо и незаметно.

Неутолённая жажда

Он одним из первых в России начал играть в футбол, прекрасно боксировал, был отличным фехтовальщиком, яхтсменом, борцом, конькобежцем, пловцом, известным велосипедистом-гонщиком и мотоциклистом. О безумной езде Уточкина на авто по улицам Одессы хорошо знали все одесские городовые. Из-за пустякового пари на бутылку вина он как-то взял и съехал в автомобиле по ступеням знаменитой Потемкинской лестницы.

Пылкий, даже бесшабашный, он безоглядно играл в карты, нередко проигрывая всё до последней копейки. Если влюблялся, то – безумно. Ввязывался в дела рискованные и сомнительные. Такова была сила жажды новых, незнакомых впечатлений. Он искал их, находил, но никак не мог эту жажду утолить.

Однажды Уточкин упросил водолазов опустить его в скафандре на морское дно. Удивительно ли, что когда впервые он увидел полёт на воздушном шаре, то сразу же «заболел» воздухоплаванием. В складчину с друзьями был приобретён у заезжего аэронавта воздушный шар, и 1 октября 1907 г. Сергей Уточкин совершил на нём полёт. Потом он поднимался на аэростатах не раз, в том числе за границей, в Египте.

Один из полётов в 1909 г. был совершён с писателем Александром Куприным на борту. Потом литератор вспоминал, что на обратном пути в огромной повозке Уточкин говорил о своей горячей мечте полететь на аэроплане. Он с восторгом называл имена первых авиаторов – Райта, Блерио, Латама, Фармана и рвался в Париж, тогдашнюю Мекку ещё очень молодой авиации.

Скопив десять тысяч франков, он осуществил свою мечту и поехал во Францию. Но биплан Фармана стоил тридцать тысяч. И вдруг в Париж приходит письмо от одесского банкира И. С. Ксидиаса. Тот предлагал Уточкину заключить контракт: он, Ксидиас, купит аэроплан, даст деньги на обучение полётам, но затем Уточкин три года должен будет работать на своего мецената.

Свободолюбивому и гордому Уточкину предложение банкира показалось унизительным. Он отказался от контракта и возвратился в Одессу ни с чем.

Воздушный марафон

В начале июля, отметив в Одессе свой юбилейный, сотый, полёт, Сергей Исаевич поспешил на север, чтобы принять участие в крайне трудном и опасном перелёте Петербург – Москва, первом в России.

В три часа утра 10 июля на Комендантском аэродроме грянул стартовый орудийный выстрел. Первым взлетел самолёт Уточкина – моноплан «Блерио». За ним – ещё восемь машин. Перелёт начался.

Уже в первый день потерпели аварии четыре авиатора. Одним из них был Уточкин. Около посёлка Крестцы у него остановился мотор. Посадка невдалеке от обрывистого берега реки оказалась неудачной. Аппарат был разбит. Уточкин оказался в реке. Он, потерявший сознание, утонул бы, не окажись невдалеке крестьянина. Раненого авиатора отправили в больницу. В это время лётчик Васильев, единственный из всех участников перелёта, уже достиг Москвы, затратив на это с промежуточными посадками без малого 25 ч.

Повреждения, полученные Уточкиным, оказались серьёзными: сотрясение мозга, переломы

Выздоровление шло медленно, и что-то навсегда изменилось в отважном пилоте, да и вокруг него

Неудачи одна за другой начали преследовать Сергея Уточкина. Слава «короля воздуха» начала меркнуть.

Здоровье его ухудшилось, а последние годы жизни выдающегося авиатора и вовсе оказались ужасными. Одесская газета писала об Уточкине:

Теперь же, больной, изувеченный, он вдруг остался один, без гроша в кармане и даже крыши над головой. Уточкин пристрастился к наркотикам и уже не расставался со шприцем.

Он жил в Петербурге. Немного зарабатывал бильярдом, благо мастерски владел кием. Ночевал у знакомых, а то и просто на улице, голодал.

В 1913 г. появились слухи о признаках сумасшествия прославленного авиатора. Им овладела мания преследования и беспричинной подозрительности. Апофеозом явился эпизод, который стал известен на всю Россию.

Уроки игры в настольный теннис

Этому и посвящен 3-часовой видеотренинг «Подавай и выигрывай». В нем разбираются 2 крайне важных вариации подачи, подходящих всем любителям. Весь материал курса можно назвать уникальным, поскольку в открытом доступе его найти невозможно, а основан на личном опыте мастера спорта. Учебная программа рассчитана не только на новичков или любителей, которые только сейчас решили улучшить свою игру. Также информация окажется крайне полезной для тех, кто профессионально занимается настольным теннисом, быстро растет и хочет получить качественное обучение. По словам Артёма Уточкина, его знания часто помогают тем, кто находится в «застое» и перестал расти.

Видеокурс разделен на 2 части. Посвящены они подачам с левой и правой стороны. Там же зритель узнает о базовых техниках, боковых вращениях, вариантах выполнения плоской или быстрой подачи, принципах выбора стороны для игры после левой или правой подачи, а также вспомогательных упражнениях.

Примечания

  1. См.: Сергей Уточкин: Изгой и баловень судьбы (Сб.) / Сост. Т. Щурова и А. Таушенбах. — Одесса: Optimum, 2005.
  2. ↑ Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России. Период до 1914 г. — М.: Машиностроение, 1981.
  3. ↑ Ляховецкий М. Б., Рудник В. А. В небе — Уточкин! — Одесса, 1982. — 118 с.
  4. Александр Куприн. Уточкин (1915).
  5. Валентин Катаев. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1983). В главе «Бадер, Уточкин, Макдональд…» Катаев передал дух всеобщего увлечения велосипедными гонками в Одессе, а также атмосферу восхищения, окружавшую Сергея Уточкина в расцвете его карьеры велогонщика.
  6. Кириллова Ю. М. Академик спорта: повесть о Сергее Уточкине — М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1985.
  7. Отчёт правления Одесского аэроклуба за 1908—1912 гг. — Одесса: Тип. Южно-Русского Общества Печатного Дела, 1910.
  8. Кириллова Ю. М. Академик спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с
  9. Котов Н. А. История гражданской авиации России. Ч. 1. С возникновения воздухоплавания до 1945 года: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУГА, 2007.
  10. Уточкин Сергей Исаевич: Грамота-свидетельство пилота-авиатора Одесского аэроклуба, Россия, № 1 от 13 апреля 1910 г.; Диплом пилота-авиатора ИВАК № 5, декабрь 1910 г. // Авиация в России: Справочник / Под ред. Г. С. Бюшгенса. — М.: Машиностроение, 1988. — ISBN 5-217-00300-6
  11. Авдеенко С. И. Александр Тышлер и аэроплан // Мелитопольский краеведческий журнал, 2017, № 9, с. 98-100
  12. «Русское слово», 10 мая 1910 г.
  13. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. — M.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — ISBN 5-224-05455-9
  14. Новое время. — 1910. — 1910 — 22 апреля.
  15. Новое время. — 1910. — 23 октября.
  16. Полёт Уточкина // Курская быль. — 1911. — 06 мая.
  17. Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. Первое издание. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  18. Можаровский Г. М. Пока бьётся сердце. — М.: Воениздат, 1973. — С. 12.
  19. Гиляровский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах / Том 2. Трущобные люди. Рассказы, очерки, репортажи / Из моих воспоминаний / III. Первый аэроплан. — М.: Полиграфресурсы, 1999.
  20. Pioneer aviators of the world : a biographical dictionary of the first pilots of 100 countries / by Hart Matthews. — Jefferson, North Carolina: McFarland & Co., 2003. P. 162—163. — ISBN 0-7864-3880-0
  21. Валерий Анисимов. «Русские летят…» : к 100-летию полёта первого отечественного самолёта // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — № 6. — Стр. 18.
  22. Русские ведомости. — 1911. — 15 июля.
  23. Александр Куприн. Уточкин (1915)
  24. Каменский еженедельник «ПИК». — 2012. — № 35 (882).
  25. Юрий Олеша. Цепь (1929).
  26. Малахов В. П., Степаненко Б. А. Одесса, 1900—1920 / Люди… События… Факты…. — 1-е. — Одесса: Optimum, 2004. — С. 176. — 448 с. — ISBN 966-8072-85-5.
  27. Исаак Бабель. Одесса (1916).
  28. Токарев С. Н. Хроника трагического перелёта. — М.: Патриот, 1991. — 247 с. — ISBN 5-7030-0238-9.
  29. Аркадий Аверченко. Позолоченные пилюли (1916).
  30. «Южная мысль». — 1916. — 3 января.
  31. Поэзия и проза золотого века авиации / Сб. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — ISBN 5-373-00745-5
  32. Сергей Уточкин. В пространстве (Впечатления авиатора) // Аэро и автомобильная жизнь. — 1910. — № 6. — С. 19.

Литература

  • М. В. Келдыш, Г. П. Свищев, С. А. Христианович и др. Авиация в России. . Справочник. Второе издание с изменениями. — М.: Машиностроение, 1983. — 368 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-217-00300-6.
  • Кириллова Ю. М. Академик спорта: Повесть о Сергее Уточкине. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с. — (Сердца, отданные спорту). — 50 000 экз.
  • Космодемьянский, А. А. Николай Егорович Жуковский — отец русской авиации. Серия: Научно-популярная библиотека солдата. — М.: Военное издательство военного министерства Союза ССР, 1952. — 136 с. — тираж засекречен. ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Менделеев Д. И. О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании. — Санкт-Петербург: Типография В. Демакова, Новый переулок, дом № 7, 1880. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Соболев, Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. . Справочное издание. — М.: Машиностроение, 1988. — С иллюстрациями 208 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-217-00298-0.
  • Фербер Ф. Авиация, её начало и развитие. — Санкт-Петербург: Издательство ?, 1910. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Сергей Уточкин. Изгой и баловень судьбы: Сборник / Составители А. А. Таубеншлак, Т. В. Щурова. — Одесса: Оптимум, 2005. — 220 с. — (Вся Одесса; Выпуск 10). — 300 экз. — ISBN 966-344-046-5.

«Браво, Уточкин!»

Предложение Ксидиаса принял другой одессит, рабочий-электрик и спортсмен-мотогонщик Михаил Ефимов, ставший первым русским лётчиком. Весной 1910 г. он продемонстрировал полёты на аэроплане своим землякам. Потом Ефимов откупился от банкира и уехал на полёты за границей. Ксидиасовский «Фарман» остался в Одессе. Аэроплан был выкуплен акционерами и передан Уточкину. И тот, нигде не обучаясь, решил взлететь во что бы то ни стало.

На рассвете 15 марта 1910 г. Сергей Исаевич в сопровождении механика приехал на ипподром, где стоял «Фарман». Вокруг виднелись препятствия, одно опаснее другого: канавы, заборы, постройки.

Когда машина оторвалась от земли, радость, восторг, упоение охватили пилота-самоучку. До Уточкина были лишь три случая, все во Франции, когда вот так, без инструктора, без предварительной подготовки удалось совершить самостоятельный полёт на аэроплане.

Совершив ещё несколько полётов, Уточкин сдал в Одесском аэроклубе экзамен на звание авиатора и, не теряя времени, отправился в турне по городам России.

Его первые показательные выступления состоялись в Киеве, в апреле того же 1910 г. Киевляне до приезда Уточкина ещё ни разу не видели летящего аэроплана. На «скаковом кругу» собралось не менее сорока тысяч зрителей. Константин Паустовский, в то время гимназист, вспоминал много лет спустя:

«Неуклюжая длинная коробка с оглушительным треском поднялась над забором и низко полетела, качаясь, вдоль спортивного поля. Бензиновый чад стрелял из неё равномерными синеватыми облачками. Толпа кричала: «Браво, Уточкин!», бросала в воздух шапки, свистела и аплодировала».

Уточкин совершил в Киеве три полёта и отправился дальше, в Москву.

О предстоящих выступлениях его на скаковом ипподроме за Тверской заставой московские газеты известили заранее. Программа полётов включала несколько «номеров»: эволюции в воздухе, спуск с остановленным мотором, подъём с пассажиром, посадка в намеченном месте и в заключение – метание «бомбы».

«Идеальный тип будущего офицера»

Будущий покоритель неба родился в самой что ни на есть российской глубинке, у слияния Оки и Волги, в семье офицера – воспитателя Нижегородского кадетского корпуса штабс-капитана Николая Нестерова. К этому времени у четы Нестеровых уже было двое детей, Петр стал третьим. Через год родился еще один сын Михаил, и всё было бы замечательно, но вскоре глава семьи неожиданно скончался. Всё наследство, оставленное капитаном Нестеровым, состояло из большого сундука, полного книг по военной тематике. Пенсии в 600 рублей, которую положили вдове Маргарите Викторовне, едва хватало на самое необходимое, и, чтобы сократить расходы на жилье, семье даже пришлось переехать в благотворительный вдовий дом.

Но к образованию детей Маргарита Викторовна относилась серьезно, и сначала старший Николай, а потом и Петр выдержали экзамены в кадетский корпус, где некогда преподавал их отец. Позже туда же поступит и младший Михаил. Все они станут офицерами, причем двое младших — летчиками. Оба погибнут в Первую мировую. А старший, Николай, уже в советское время дослужится до генеральских погон.

nest

Штабс-капитан П.Н. Нестеров с мотористом-механиком Г.М. Нелидовым, с которым он совершил перелет из Киева в Гатчину, 1914

Фото: commons.wikimedia.org

В выписке из аттестационного журнала Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса за 1904 год сохранилась весьма лестная для 16-летнего выпускника характеристика:

Автор цитаты

Окончивший кадетский корпус по 1-му разряду, Петр Нестеров был рекомендован для продолжения учебы в столичное Михайловское артиллерийское училище. Вступительные экзамены он сдал великолепно, учился в первых рядах. Приказ по училищу от 9 ноября 1906 года гласил: «…Высочайшим приказом от 29 октября 1906 года портупей-юнкер Нестеров Петр произведен в подпоручики со старшинством (правом преимущественного производства в следующий чин. — «Известия»)… и назначается во Владивосток в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду».

Будучи отличником, Нестеров мог выбирать место службы, и Дальний Восток он выбрал исключительно по меркантильным соображениям: там платили больше, чем в европейской части страны. Молодой офицер был влюблен, а для создания семейного очага необходимы были средства.

На Дальнем Востоке Нестеров впервые поднялся в небо, правда, пока на аэростате. Аппарат этот был приписан к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте, но стоял без дела. Нестеров же предложил использовать аэростат в качестве наблюдательного пункта для корректировки артиллерийской стрельбы, сам рассчитал таблицы и составил правила. Молодого офицера даже временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка. А после того как артиллерийские стрельбы с применением привязного аэростата дали отличный результат, подпоручика Нестерова назначают преподавателем бригадной учебной команды.

А еще Нестеров увлекся слесарным делом. Все свободные от службы часы он проводил за станками и даже испросил назначения по совместительству на должность начальника бригады слесарной мастерской. Вскоре он вполне профессионально владел любым инструментом.

И последний штрих к портрету подпоручика Нестерова: в своем подразделении он полностью и безоговорочно запретил брань и рукоприкладство унтер-офицеров по отношению к нижним чинам. Это было большой редкостью, поскольку, хотя такие «меры воздействия» официально были запрещены, на деле они применялись почти повсеместно.

Примечания[править | править код]

  1. См.: Сергей Уточкин: Изгой и баловень судьбы (Сб.) / Сост. Т. Щурова и А. Таушенбах. — Одесса: Optimum, 2005.
  2. ↑ Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России. Период до 1914 г. — М.: Машиностроение, 1981.
  3. ↑ Ляховецкий М. Б., Рудник В. А. В небе — Уточкин! — Одесса, 1982. — 118 с.
  4. Александр Куприн. Уточкин (1915).
  5. Валентин Катаев. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1983). В главе «Бадер, Уточкин, Макдональд…» Катаев передал дух всеобщего увлечения велосипедными гонками в Одессе, а также атмосферу восхищения, окружавшую Сергея Уточкина в расцвете его карьеры велогонщика.
  6. Кириллова Ю. М. Академик спорта: повесть о Сергее Уточкине — М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1985.
  7. Отчёт правления Одесского аэроклуба за 1908—1912 гг. — Одесса: Тип. Южно-Русского Общества Печатного Дела, 1910.
  8. Кириллова Ю. М. Академик спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с
  9. Котов Н. А. История гражданской авиации России. Ч. 1. С возникновения воздухоплавания до 1945 года: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУГА, 2007.
  10. Уточкин Сергей Исаевич: Грамота-свидетельство пилота-авиатора Одесского аэроклуба, Россия, № 1 от 13 апреля 1910 г.; Диплом пилота-авиатора ИВАК № 5, декабрь 1910 г. // Авиация в России: Справочник / Под ред. Г. С. Бюшгенса. — М.: Машиностроение, 1988. — ISBN 5-217-00300-6
  11. Авдеенко С. И. Александр Тышлер и аэроплан // Мелитопольский краеведческий журнал, 2017, № 9, с. 98-100
  12. «Русское слово», 10 мая 1910 г.
  13. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. — M.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — ISBN 5-224-05455-9
  14. Новое время. — 1910. — 1910 — 22 апреля.
  15. Новое время. — 1910. — 23 октября.
  16. Полёт Уточкина // Курская быль. — 1911. — 06 мая.
  17. Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. Первое издание. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  18. Можаровский Г. М. Пока бьётся сердце. — М.: Воениздат, 1973. — С. 12.
  19. Гиляровский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах / Том 2. Трущобные люди. Рассказы, очерки, репортажи / Из моих воспоминаний / III. Первый аэроплан. — М.: Полиграфресурсы, 1999.
  20. Pioneer aviators of the world : a biographical dictionary of the first pilots of 100 countries / by Hart Matthews. — Jefferson, North Carolina: McFarland & Co., 2003. P. 162—163. — ISBN 0-7864-3880-0
  21. Валерий Анисимов. «Русские летят…» : к 100-летию полёта первого отечественного самолёта // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — № 6. — Стр. 18.
  22. Русские ведомости. — 1911. — 15 июля.
  23. Александр Куприн. Уточкин (1915)
  24. Каменский еженедельник «ПИК». — 2012. — № 35 (882).
  25. Юрий Олеша. Цепь (1929).
  26. Малахов В. П., Степаненко Б. А. Одесса, 1900—1920 / Люди… События… Факты…. — 1-е. — Одесса: Optimum, 2004. — С. 176. — 448 с. — ISBN 966-8072-85-5.
  27. Исаак Бабель. Одесса (1916).
  28. Токарев С. Н. Хроника трагического перелёта. — М.: Патриот, 1991. — 247 с. — ISBN 5-7030-0238-9.
  29. Аркадий Аверченко. Позолоченные пилюли (1916).
  30. «Южная мысль». — 1916. — 3 января.
  31. Поэзия и проза золотого века авиации / Сб. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — ISBN 5-373-00745-5
  32. Сергей Уточкин. В пространстве (Впечатления авиатора) // Аэро и автомобильная жизнь. — 1910. — № 6. — С. 19.

Литература[править | править код]

  • М. В. Келдыш, Г. П. Свищев, С. А. Христианович и др. Авиация в России. . Справочник. Второе издание с изменениями. — М.: Машиностроение, 1983. — 368 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-217-00300-6.
  • Кириллова Ю. М. Академик спорта: Повесть о Сергее Уточкине. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с. — (Сердца, отданные спорту). — 50 000 экз.
  • Космодемьянский, А. А. Николай Егорович Жуковский — отец русской авиации. Серия: Научно-популярная библиотека солдата. — М.: Военное издательство военного министерства Союза ССР, 1952. — 136 с. — тираж засекречен. ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Менделеев Д. И. О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании. — Санкт-Петербург: Типография В. Демакова, Новый переулок, дом № 7, 1880. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Соболев, Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. . Справочное издание. — М.: Машиностроение, 1988. — С иллюстрациями 208 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-217-00298-0.
  • Фербер Ф. Авиация, её начало и развитие. — Санкт-Петербург: Издательство ?, 1910. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Сергей Уточкин. Изгой и баловень судьбы: Сборник / Составители А. А. Таубеншлак, Т. В. Щурова. — Одесса: Оптимум, 2005. — 220 с. — (Вся Одесса; Выпуск 10). — 300 экз. — ISBN 966-344-046-5.

Литература

  • М. В. Келдыш, Г. П. Свищев, С. А. Христианович и др. Авиация в России. . Справочник. Второе издание с изменениями. — М.: Машиностроение, 1983. — 368 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-217-00300-6.
  • Кириллова Ю. М. Академик спорта: Повесть о Сергее Уточкине. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с. — (Сердца, отданные спорту). — 50 000 экз.
  • Космодемьянский, А. А. Николай Егорович Жуковский — отец русской авиации. Серия: Научно-популярная библиотека солдата. — М.: Военное издательство военного министерства Союза ССР, 1952. — 136 с. — тираж засекречен. ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Менделеев Д. И. О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании. — Санкт-Петербург: Типография В. Демакова, Новый переулок, дом № 7, 1880. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Соболев, Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. . Справочное издание. — М.: Машиностроение, 1988. — С иллюстрациями 208 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-217-00298-0.
  • Фербер Ф. Авиация, её начало и развитие. — Санкт-Петербург: Издательство ?, 1910. — ? с. — тираж ? экз. — ISBN отсутствует.
  • Сергей Уточкин. Изгой и баловень судьбы: Сборник / Составители А. А. Таубеншлак, Т. В. Щурова. — Одесса: Оптимум, 2005. — 220 с. — (Вся Одесса; Выпуск 10). — 300 экз. — ISBN 966-344-046-5.

Примечания

  1. См.: Сергей Уточкин: Изгой и баловень судьбы (Сб.) / Сост. Т. Щурова и А. Таушенбах. — Одесса: Optimum, 2005.
  2. ↑ Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России. Период до 1914 г. — М.: Машиностроение, 1981.
  3. ↑ Ляховецкий М. Б., Рудник В. А. В небе — Уточкин! — Одесса, 1982. — 118 с.
  4. Александр Куприн. Уточкин (1915).
  5. Валентин Катаев. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1983). В главе «Бадер, Уточкин, Макдональд…» Катаев передал дух всеобщего увлечения велосипедными гонками в Одессе, а также атмосферу восхищения, окружавшую Сергея Уточкина в расцвете его карьеры велогонщика.
  6. Кириллова Ю. М. Академик спорта: повесть о Сергее Уточкине — М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1985.
  7. Отчёт правления Одесского аэроклуба за 1908—1912 гг. — Одесса: Тип. Южно-Русского Общества Печатного Дела, 1910.
  8. Кириллова Ю. М. Академик спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 128 с
  9. Котов Н. А. История гражданской авиации России. Ч. 1. С возникновения воздухоплавания до 1945 года: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУГА, 2007.
  10. Уточкин Сергей Исаевич: Грамота-свидетельство пилота-авиатора Одесского аэроклуба, Россия, № 1 от 13 апреля 1910 г.; Диплом пилота-авиатора ИВАК № 5, декабрь 1910 г. // Авиация в России: Справочник / Под ред. Г. С. Бюшгенса. — М.: Машиностроение, 1988. — ISBN 5-217-00300-6
  11. Авдеенко С. И. Александр Тышлер и аэроплан // Мелитопольский краеведческий журнал, 2017, № 9, с. 98-100
  12. «Русское слово», 10 мая 1910 г.
  13. Руга В., Кокорев А. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. — M.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — ISBN 5-224-05455-9
  14. Новое время. — 1910. — 1910 — 22 апреля.
  15. Новое время. — 1910. — 23 октября.
  16. Полёт Уточкина // Курская быль. — 1911. — 06 мая.
  17. Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. Первое издание. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  18. Можаровский Г. М. Пока бьётся сердце. — М.: Воениздат, 1973. — С. 12.
  19. Гиляровский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах / Том 2. Трущобные люди. Рассказы, очерки, репортажи / Из моих воспоминаний / III. Первый аэроплан. — М.: Полиграфресурсы, 1999.
  20. Pioneer aviators of the world : a biographical dictionary of the first pilots of 100 countries / by Hart Matthews. — Jefferson, North Carolina: McFarland & Co., 2003. P. 162—163. — ISBN 0-7864-3880-0
  21. Валерий Анисимов. «Русские летят…» : к 100-летию полёта первого отечественного самолёта // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — № 6. — Стр. 18.
  22. Русские ведомости. — 1911. — 15 июля.
  23. Александр Куприн. Уточкин (1915)
  24. Каменский еженедельник «ПИК». — 2012. — № 35 (882).
  25. Юрий Олеша. Цепь (1929).
  26. Малахов В. П., Степаненко Б. А. Одесса, 1900—1920 / Люди… События… Факты…. — 1-е. — Одесса: Optimum, 2004. — С. 176. — 448 с. — ISBN 966-8072-85-5.
  27. Исаак Бабель. Одесса (1916).
  28. Токарев С. Н. Хроника трагического перелёта. — М.: Патриот, 1991. — 247 с. — ISBN 5-7030-0238-9.
  29. Аркадий Аверченко. Позолоченные пилюли (1916).
  30. «Южная мысль». — 1916. — 3 января.
  31. Поэзия и проза золотого века авиации / Сб. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — ISBN 5-373-00745-5
  32. Сергей Уточкин. В пространстве (Впечатления авиатора) // Аэро и автомобильная жизнь. — 1910. — № 6. — С. 19.

Память

  • В Одессе в Городском саду, у входа в кинотеатр «КИНО-УТОЧКИНО» С. И. Уточкину установлен памятник.
  • Начиная с 2002 года в Одессе в марте проводится ежегодная велосипедная гонка «Мемориал Уточкина». С 2012 года гонка проходит в трёх возрастных группах и состоит из двух видов: индивидуальной и групповой.
  • С 1977 года работает «Одесский клуб „Авто-ретро“» имени С. И. Уточкина
  • В Одессе потомками авиатора создан мюзик-холл «Уточкин».
  • Именем Сергея Уточкина названы улицы:
    • в Приморском районе Санкт-Петербурга, проходит от Комендантской площади до проспекта Королева;
    • в Терновском районе Кривого Рога;
    • в Железнодорожном районе Воронежа имеется переулок Уточкина, где на доме № 2 находится мемориальная доска, посвящённая пионеру авиации;
    • в поселке Семеновка, Полтавской области Украины.
  • Корней Чуковский упоминает об Уточкине в автобиографической повести «Серебряный герб» как о кумире своего детства.
  • Уточкину установлена мемориальная доска на доме в Одессе по адресу — переулок Успенский, дом 23, где он родился и жил с 1876 по 1916 год.
  • 26 апреля 2016 года одесский переулок Первый Колхозный стал переулком Уточкина.