Октябрьская железная дорога

Оглавление

Кто изобрел поезд?

Кто изобрел поезд?

  • Поезд — сцепленные в состав вагоны с локомотивом, приводящим состав в движение. Первые поезда появились в Европе в XVIIXVIII веке. По началу это были вагонетке с лошадью во главе. И только в 1804 году англичанином Ричардом Тревитиком был изобретен паровоз.

  • Впервые поезд был изобрен аж в 1804 году. Поезд изобрел Ричард Тревитик. Это была обыкновенная паровая машина с прицепными вагонами, которая двигалась по рельсам. В то время это было лишь развлечением для людей.

  • Изобретателем поезда принято считать англичанина Тревитика, который в 1804-м году создал паровоз с прицепленным вагоном. Использовался этот поезд, как аттракцион для развлечения публики. Он имел все признаки поезда — локомотив с прицепным вагоном.

  • Это был некий гражданин Тревитик (Ричард), родом из Англии. Именно он поставил первую паровую машину на рельсы его считают тем самым человеком который изобрл поезд.

    Хотя конечно та паровая машина сильно отличается от современного понятия quot;поездquot;, но вс с чего-то начинается.

  • Еще в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги которые ездили по рельсам.Только спустя 1500 лет, появился новый тип рельс. Уже в 16 веке появились вагонетки для шахт.И только англичанин Ричард Тревик был первым кто догадался приспособить паровую машину для движения по рельсам.Это произошло в 1804 году.Машина была названа локомотивом и могла тащить за собой 5 вагонов с 70 пассажирами и перевозить 5 тонн угля.Такой поезд ходил по чугунным рельсам, изготавливавшимся на фабрике в Уэльсе.Но 1816 году Дж.Стефенсон создал более совершенный локомотив.

  • В 1804году появилась паровая машина, двигающаяся по рельсам — локомотив — поезд. Первый, кто это придумал — был англичанин Ричард Тревитик. Однако все это развивалось из античной древности.

  • Первый паровоз (паровой поезд) был создан инженером из Англии Ричардом Тревитиком (не знаю, может быть фамилия и не склоняется, прошу меня простить) в 1803 году, в конце, но запатентовано изобретение лишь в 1804, а потому эта дата и считается датой создания первого парового поезда.

  • В очень далеком прошлом, а точнее в глубокой древности человек изобрел рельсы. А в 1804 году англичанин по имени Ричард Треветик изобрел первую паровую машину, которая могла двигаться по рельсам. Эту машину назвали quot;Локомотивомquot;. Именно она смогла тащить за собой 5 вагонов, вмещающих в себя около 70 пассажиров и грузовмещаемостью в 5 тонн.

    Сначала рельсы были деревянными и уже потом стали делать рельсы из чугуна и железа. Это способствовало безопасности пассажиров, а также увеличению службы рельсов.

  • Первые поезда представляли из себя вагонетку, которую в движение приводили лошади. Такие quot;поездаquot; возникли ещ в 17 — 18 веках в Европе.

    Первый же паровоз, который собственно и двигал вагоны, изобрл английский изобретатель Ричард Тревитик. Паровоз этот со скоростью около 8 километров в час возил железную руду на заводе Пен-и-Даррен.

    В 1814 году другой английский изобретатель Джон Стефенсон усовершенствовал творение Тревитика. Стефенсон в 1814 году спроектировал первый локомотив, который был предназначен для буксировки по рудничной рельсовой дороги вагонеток с углем. Такой локомотив мог вести состав до 30 тонн. Спроектированная Стефенсоном колея рельсового пути, которая равна 1435 миллиметров до сих пор является стандартом во многих странах мира.

    Первый поезд в России с локомотивной тягой появился только в 1834 году. Да и первая железная дорога, по которой осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту Петербург — Павловск — Царское село была введена в действие только в 1837 году.

  • Изобретение поезда принадлежит англичанину Ричарду Тревитику, которые представил миру в 1804 году сво изобретение -поезд, который состоял их рельсов, по которой двигалась паровая машина с прицепленными вагонами. Первый поезд начал сво движение в Уэльсе и развлекал народ, катая их в вагонах. Но до этого прототипом поезда были различные вагонетки в шахтах, которые ездили по рельсам и возили руду. Затем через десять лет поезд был реконструирован в локомотив другим изобретателем.

Литература

  • Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845—1955), М.:Транспорт, 1995. ISBN 5-277-00821-7 Введение
  • История железнодорожного транспорта России. Том 1: 1836-1917 гг. / Под общ. ред. Е. Я. Красковского, М. М. Уздина // СПб.: ПГУПС, АООТ «Иван Фёдоров» Комитета РФ по печати, 1994. — 336 с. ISBN 5-85952-005-0. С. 28-47.
  • Журнал «Техника — молодежи» № 9 1987, Олег Курхин кандидат технических наук
  • Фролов А. И. Санкт-Петербург от А до Я. Вокзалы. — СПб.: Издательство «Глагол», 2008. — 160 с.: ил.
  • Газета «Октябрьская Магистраль» 22 сентября 2007
Архивные источники
  • Правление Общества Царскосельской железной дороги // РГИА. Ф. 377. Оп. 1. Д. 1–368 (1836–1902 гг.).
  • О передаче Царскосельской ж. д. в ведение Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д., 1899 г. // РГИА. Ф. 273. Оп. 11. Д. 26.
  • О передаче Царскосельской железной дороги в ведение общества // ЦГИА Санкт-Петербурга, Ф. 1361 Оп. 1 Д. 9 Л. 2 (1900—1901 гг.).

Наследие


Медная медаль отчеканена по случаю открытия Царскосельской железной дороги.

Царскосельская железная дорога имела небольшую протяженность, очень ограниченную пропускную способность и почти не имела промышленного значения — она ​​в основном перевозила дворян для осмотра достопримечательностей Царского Села и торжеств в Павловске. Тем не менее, это рассматривалось как важный шаг в развитии железнодорожной сети в России. В частности, опыт продемонстрировал недостатки расстояния между рельсами 6 футов ( 1829 мм ) , и следующие железнодорожные сети использовали более стандартные пути колеи 5 футов ( 1524 мм ) . В 1840–50-е гг. Царскосельская железная дорога активно использовалась для обучения железнодорожников, проведения различных локомотивных и железнодорожных испытаний.

Открытие Царскосельской железной дороги в 1837 году было чрезвычайно популярным событием, нашедшим отражение в новостях, ремеслах и театральных постановках в России. В ознаменование открытия железной дороги отчеканена медная медаль (диаметром 60 мм или 2,36 мм). На аверсе изображены Петр I , Минерва и Николай I, а также текст: «Первая железная дорога из Петербурга в Павловск была открыта 30 октября 1837 года. Николай I, последователь Петра I, ввел железные дороги в Россию». На реверсе был изображен паровоз с надписью: «Основатели первой железной дороги граф Александр Бобринский, Бенедикт Крамер и И.К. Плитт. Строителем железной дороги был Франц Герстнер, чех по национальности и родственник русских». Было отчеканено несколько сотен медалей для раздачи при открытии железной дороги, но Николай I по неизвестным причинам не одобрил.

1901 г. — начало работы Транссиба

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги. Окончание строительства на территории Российской империи датировано 5 (18) октября 1916 года, с пуском Хабаровского моста через Амур.

Многие технические решения, найденные отечественными инженерами при строительстве магистрали и осуществлённые героическим трудом нашего народа, не имели аналогов в мировой практике. Одним из наиболее ярких достижений русской инженерной мысли стала постройка мостов через крупные сибирские реки. Мостовой переход через Амур был назван современниками амурским чудом. Это сооружение, высотой 64 метра и длинной 2,6 км, строилось в 1913—1916 гг. по проекту инженеров Л.Д.Проскурякова и Г.П.Передерия. Мост включал 18 пролетов по 127 метров с 200-метровой левобережной эстакадой.

На строительство моста было израсходовано 17 800 тонн металла, казне он обошёлся в 13,5 млн. рублей. При ручном выполнении работ в сложных геологических условиях за 2,5 года был построен девятисотметровый мост через Енисей. В 1904 г. на станции Слюдянка-1 у озера Байкал был открыт единственный в мире вокзал, построенный целиком из мрамора. Вокзал был задуман как памятник, венчающий грандиозный труд строителей и завершающий сооружение уникальной Кругобайкальской железной дороги. Вокзал сохранился до настоящего времени практически в первозданном виде.

История

Первые железные дороги в России были короткими и узкими путями с деревянными, а затем стальными рельсами, которые использовались в 18 веке для перевозки вагонов с рудой на многочисленных шахтах Урала. В частности, нижнетагильская линия, построенная в 1833–1834 годах, была оснащена паровозом и могла перевозить несколько шахтеров вместе с грузом руды. Паровоз был построен русскими инженерами, отцом и сыном Черепановыми. Тем не менее, их конструкция не нашла применения за пределами завода и большей части оборудования для Царского Села, включая рельсы, вагоны и локомотивы были куплены за границей.

Первые европейские железные дороги продемонстрировали свой огромный экономический потенциал, и в августе 1834 года Министерство горной промышленности России пригласило австрийско-чешского инженера Франца Антона фон Герстнера для изучения возможности строительства железных дорог в России. После нескольких месяцев путешествий по стране, в январе 1835 года он представил письменный отчет Николаю I, а затем лично встретился с ним, предлагая построить железные дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, а затем между Москвой, Казанью и Нижним Новгородом. Предложение Герстнера было оценено комиссией во главе с Михаилом Сперанским, Комиссия сочла этот проект осуществимым и рекомендовала начать с короткой железной дороги между Санкт-Петербургом, Царским Селом и соседним Павловском. Эта резолюция была поддержана императорскими указами от 21 марта и 15 апреля 1836 года.

Прибытие первого поезда из Санкт-Петербурга в Царское Село 30 октября 1837 г.

Октябрьская железная дорога — реконструкция

После восстановления железных дорог началась их реконструкция, получившая значительное развитие в годы индустриализации. В июне 1931 г. между Москвой и Ленинградом начал ходить скорый поезд «Красная стрела». 22 июня 1941 года в 12 часов 15 минут по радио прозвучало заявление правительства о вторжении войск фашистской Германии в пределы СССР. Уже с июля 1941 г. фашистская авиация начала наносить массированные удары по главному ходу дороги, по ее станциям и узлам, мостам через Волхов и другие реки с целью парализовать движение поездов. Для восстановления железнодорожных объектов после бомбежек были сформированы восстановительно-ремонтные и мостовые поезда. Железнодорожники совместно с военными транспортными комендатурами организовывали срочные перевозки для фронта, эвакуацию людей и оборудования многочисленных предприятий города, Ленинградской области и Прибалтики. Много вагонов выделялось для вывоза библиотек и музеев, в том числе Эрмитажа.

Паровые двигатели

Следующей вехой развития рельсовой дороги стал паровой двигатель, который кардинально поменял концепцию этого вида транспорта. Возникла идея заменить ресурс для тяги с человека (животного) на мобильный паровоз, который мог бы передвигать вагоны по рельсам.

Воплощение этой идеи ускорилось после создания первого в истории парового двигателя. В 1769 году изобретатель из Шотландии Джеймс Уатт запатентовал тяжелую паровую машину, которую усовершенствовал к 1782 году. Обновленный вариант подходил для использования в паровозах, так как был более компактным и мощным.

Первым, кто смог представить миру повозку на паровом двигателе, стал француз Николя Кюньо. Его изобретение можно смело называть предшественником паровозов, хотя испытание закончилось провалом.

Успех пришел к Ричарду Третивику, которому в 1797 году удалось представить паровую повозку. Он занялся разработкой повозки, которая могла бы двигаться по рельсам, так как грунтовые дороги были в печальном состоянии. И, начиная с 1801 года, он создал несколько успешных моделей паровозов, которые сначала использовались на железной дороге-аттракционе.

Косвенно к резкому скачку в развитии железнодорожного сообщения приложил руку сам император Наполеон. Его войны с большинством европейских стран привели к подорожанию многих продуктов, в том числе и зерновых, которые шли на корм лошадям. Так как все крупные предприятия использовали лошадиную тягу, им пришлось срочно предпринимать меры для того, чтобы без потерь заменить лошадей на паровозы.

В качестве экспериментального участка стала использоваться Мидлтонская железная дорога, которая начала использовать паровую тягу. Она начала работу в 1758 году и сперва осуществляла перевозки за счет лошадей, которые таскали по рельсам тележки. Именно для Мидлтона в 1812 году был сконструирован первый коммерчески успешный паровоз «Саламанка».

Таким образом опыты по созданию успешного паровоза продолжались несколько десятилетий, и только в 1825 году состоялось открытие железной дороги, доступной общественности. Она была открыта официально 27 сентября, и в день открытия провезла 600 пассажиров. Тянул состав паровоз Locomotion №1, построенный изобретателем Джорджем Стефенсоном.

Дорога протянулась на 40 километров и на тот момент являлась первой, предназначенной для общего пользования. С того времени железнодорожный ажиотаж распространился на другие страны и стал настоящим прорывом в индустриальной революции.

«Сапсан»

С 2009 года на линиях широкой (1520 мм) колеи ж.д. России эксплуатируются новые поезда «Сапсан» технологии Siemens. Составность поезда – 4 моторных и 6 прицепных вагонов, число тележек – 20, из них 8 моторных. Питание от сети 3 кВ постоянного и 25 кВ, 50 Гц переменного тока. Номинальная мощность – 8800 кВт, максимальная скорость – 250 км/ч. Число мест для сидения – 600.

Электропоезд Сапсан

За последние 40 лет спрос на высокоскоростные железнодорожные сообщения значительно вырос. Высокоскоростные поезда, с точки зрения потребителей, превосходят другие виды транспорта по длительности поездок, уровню комфорта и безопасности, щадящему воздействию на окружающую среду. Эти преимущества в ближайшем будущем усилятся, благодаря росту протяженности линий, пригодных для движения с высокой скоростью. 

РЖД

В 2001 году в России была запущена реформа железнодорожного транспорта. В рамках нее было ликвидировано МПС, его хозяйственные функции были переданы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

В 2007 году в рамках реформы отрасли из состава РЖД были выделены грузовые операторы, в том числе Первая грузовая компания (приватизирована в 2011-2012 годах). Наибольшую часть пассажирских перевозок на поездах дальнего следования с 2010 года осуществляет дочерняя Федеральная пассажирская компания. РЖД имеет разные доли в компаниях — операторах пригородных перевозок, ряде других организаций отрасли.

17 декабря 2009 года в первый коммерческий рейс с пассажирами между Москвой и Санкт-Петербургом отправился новый скоростной поезд — Siemens Velaro Rus («Сапсан»). Минимальное время в пути при поездках — 3 ч 35 мин. ОАО «РЖД» эксплуатирует 20 десятивагонных «Сапсанов» (максимальная скорость — 250 км/ч) и более 60 электровозов ЭП20 и ЧС200, развивающих скорость до 200 км/ ч. Совместной компании РЖД и Финских железных дорог (VR Group) — Karelian Trains — принадлежат четыре скоростных поезда типа Pendolino («Аллегро», максимальная скорость 220 км/ч).

С 2013 года РЖД эксплуатирует выпускаемые в Германии и России электропоезда Siemens Desiro Rus («Ласточка», максимальная скорость — 160 км/ч). Они же используются на МЦК (пассажирское движение на московском ЖД-кольце было возобновлено после 80-летнего перерыва в 2016 году).

Вагоны

Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами»: это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. «Дилижансами» называли мягкие крытые вагоны большей вместимости; следующие классы были представлены открытыми повозками («линейками»): повозки с крышами назывались «шарабаны», без крыши — «ваггоны». Все вагоны были закуплены за границей и не имели отопления и освещения.

Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось депо.

Управляющие

Для текущего управления деятельностью железной дороги, а именно «для надзора за движением по дороге и содержанием оной в надлежащей исправности и наблюдения за лицами, состоящими при ней», Правление назначило «уполномоченного». Им стал гражданский инженер Фассман. Впоследствии «уполномоченного» стали именовать Управляющим дорогой и назначать по повелению Николая I из числа штаб‐офицеров Корпуса инженеров путей сообщения. Первым из их числа стал полковник Львов.

Фамилия управляющего, звание, титул, примечание. Дата вступления в должность Дата окончания полномочий
Фассман — первый управляющий (погиб в ж/д катастрофе) ? 21 мая 1839
Львов, полковник не позднее 1840 г. ?
Романов, Александр Никитич ? ?
Тесьмин — подполковник не позднее 10 февраля 1849 г. не ранее 1851 г.
Таубе, Фердинанд Иванович — инженер полковник не позднее 1857 г. февраль 1860
Тесьмин — инженер капитан 5 марта 1860 ?
? ? 1862
Петерс, Николай Николаевич — подполковник начало 1862 1867
Корвин-Круковской, Василий Васильевич — инженер штабс-капитан ранее 1 января 1867 ?
Петерс, Николай Николаевич коллежский советник, действительный статский советник начало 1874 г. начало 1877 г.
? 1877 г. ?
Мельников, Павел Александрович — Действительный статский советник, инженер путей сообщения — последний управляющий 1892 1900

Управляющие

Для текущего управления деятельностью железной дороги, а именно «для надзора за движением по дороге и содержанием оной в надлежащей исправности и наблюдения за лицами, состоящими при ней», Правление назначило «уполномоченного». Им стал гражданский инженер Фассман. Впоследствии «уполномоченного» стали именовать Управляющим дорогой и назначать по повелению Николая I из числа штаб‐офицеров Корпуса инженеров путей сообщения. Первым из их числа стал полковник Львов.

Фамилия управляющего, звание, титул, примечание. Дата вступления в должность Дата окончания полномочий
Фассман — первый управляющий (погиб в ж/д катастрофе) ? 21 мая
Львов, полковник не позднее 1840 г. ?
Романов, Александр Никитич ? ?
Тесьмин — подполковник не позднее 10 февраля 1849 г. не ранее 1851 г.
Таубе, Фердинанд Иванович — инженер полковник не позднее 1857 г. февраль 1860
Тесьмин — инженер капитан 5 марта 1860 ?
? ?
Петерс, Николай Николаевич — подполковник начало
Корвин-Круковской, Василий Васильевич — инженер штабс-капитан ранее 1 января ?
Петерс, Николай Николаевич коллежский советник, действительный статский советник начало 1874 г. начало 1877 г.
? 1877 г. ?
Мельников, Павел Александрович — действительный статский советник, инженер путей сообщения — последний управляющий 1892 1900

В СССР

В результате Первой мировой и Гражданской войн были разрушены более 60% железнодорожной сети, утрачено до 90% подвижного состава. Восстановить перевозки до уровня 1913 года удалось только в 1928 году.

В 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог. Первый электропоезд был запущен 13 мая 1926 года на территории современного Азербайджана по пригородному маршруту между Баку и Сабунчи. 1 октября 1929 года электропоезда связали Москву и Мытищи. В 1932 году в СССР были построены первые электровозы. Также началось строительство нового для страны вида железных дорог: 15 мая 1935 года начал работу Московский метрополитен. До распада СССР он и другие метрополитены подчинялись Наркомату/ Министерству путей сообщения.

В 1956 году в СССР был выпущен последний паровоз — П36-0251. К 1980 году железные дороги Советского Союза были окончательно переведены на тепло- и электротягу.

В 1960-1980-е годы особенно активно строились железные дороги к месторождениям природных ископаемых Сибири. В 1984 году было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали.

В 1984 году в СССР была начата регулярная эксплуатация первого скоростного электропоезда — ЭР200. Он курсировал между Москвой и Ленинградом, скорость достигала 200 км/ч. Время в пути составляло 4 ч 50 мин., но впоследствии сократилось до 3 ч 55 мин.

В царской России

Днем рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года. Он был построен механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774-1842) и его сыном Мироном Ефимовичем (1803-1849) для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить более 200 пудов тяжестей (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч).

В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи: на деньги польских банкиров была построена линия от Варшавы до Скерневице. В 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия) и стала именоваться Варшаво-Венской железной дорогой (общая длина с австрийским участком — 799 км).

1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км. 13 ноября 1851 года состоялось ее официальное открытие. Ровно в 11 ч 15 мин. из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч 45 мин. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) — впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм).

С 1865 по 2004 год железными дорогами в стране ведало Министерство (в 1917-1946 годах — Наркомат) путей сообщения (МПС, НКПС).

17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока. Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года со сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском.

Еще до окончания строительства Транссибирская магистраль дала толчок развитию Сибири, в 1906-1914 годах в восточные регионы переселились с ее помощью более 3 млн человек. По состоянию на 2017 год Транссиб является самой длинной железной дорогой в мире (9 тыс. 288,2 км).

Сведения о магистрали

Оценка этой магистрали обывателями была различной. Ей присвоили название «увеселительной», считая её царской забавой или аттракционом. С другой стороны, для специалистов значение дороги для дальнейшего развития железнодорожного строительства в России было очень большим:

  • Специалисты-путейцы, обучавшиеся в Корпусе инженеров путей сообщений, проходили практику на действующей железной дороге, что в конечном итоге позволило сформировать коллектив строителей Николаевской железной дороги.
  • С 1841 года проводились испытания подвижного состава и велись научные разработки с целью установления коэффициента сцепления колес паровоза с рельсами, проводились сравнительные испытания паровозов нескольких зарубежных фирм, чтобы выбрать нужные модели для производства отечественных паровозов и вагонов.
  • В результате экспериментальных закупок локомотивов и прочего подвижного состава были выставлены российские требования к паровозам, вагонам и другим механизмам железной дороги.
  • Была проведена долгосрочная эксплуатация расширенной колеи, а также опыты с шириной колеи, которые показали экономическую невыгодность этого расстояния и привели к выбору нормальной ширины рельсовой колеи, сохранившейся до сих пор.

Это интересно: 248,Внешняя политика Россиив конце 19- нач, 20 вв, русско-японская война (1904-1905гг)

История железных дорог 19 век — первый поезд в России

Вокзал

Царскосельская железная дорога положила начало строительству сети железных дорог России. Тридцатого дня в 12 часов 30 минут октября 1837 года первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село. Длина дороги составила 25 верст (26,3 км). На Царскосельской железной дороге построили ряд искусственных сооружений. В том числе мостов, среди которых самый большой – через Обводный канал – имел длину 25,6 м. За рубежом были закуплены 7 локомотивов и различные экипажи для поездов. Закрытые дилижансы на 40 мест, открытые шарабаны, линейки с мягкими сиденьями, кареты («берлины»). В 1838 году в Петербургском технологическом институте для Царскосельской железной дороги был создан паровоз «Проворный». С 1837 по 1841 год было перевезено 2,5 млн пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога дала казне чистого дохода 360 тыс. руб.

Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации практически доказали возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России во все времена года. Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта. Явившись первым опытом в организации железнодорожного движения в России, дорога дала существенный толчок развитию и широкой постановке железнодорожного дела в стране.

Архивные фотографии

С какой скоростью двигались поезда?

Интересно узнать, с какой скоростью передвигались первые составы. Известно, что пассажирские поезда передвигались по железной дороге со средней скоростью около 32 км/ч, а вот грузовые локомотивы передвигались в два раза медленнее – их средняя скорость равна была 16 км/ч. Где с 60-х годов девятнадцатого столетия скорость поездов заметно выросла благодаря использованию инженерных решений. Составы перевозили людей и грузы со средней скоростью 43-45 км/ч.

Если сравнить скорость первых поездов с современными составами, то она может показаться медленной. К примеру, Сапсан разгоняется без труда до 250 км/ч, но на то время это была большая скорость.

1788 г. — первая чугунная дорога

История отечественных железных дорог уходит в XVIII век. На Александровском пушечном заводе в 1788 г. была построена первая чугунная дорога. В последующие годы были введены в эксплуатацию дорога от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода на Алтае (1806). Возникла первая рельсовая дорога с паровой тягой на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых (1834).

Первые паровозы в России были построены русскими механиками и изобретателями, отцом и сыном Черепановыми — Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем, работавшими на Нижнетагильских заводах и бывшими крепостными Демидовых. Черепановы занимались самообразованием, посещали заводы Петербурга и Москвы. За изобретательскую деятельность Мирону Черепанову и его жене в 1833 г. была дана вольная. Ефиму Черепанову и его жене вольная была дана в 1836 г.

Черепановыми было создано около 20 различных паровых машин, работавших на нижнетагильских заводах.

Это интересно: 713,История создания ВДВ, кратко