Какой город стал столицей древней руси: столицы государства в хронологическом порядке

Оглавление

Москва (1918 – наст. время)

Идея переноса столицы вновь в Москву родилась летом 1917 года и принадлежала она Временному правительству. Сложилась очень непростая внутриполитическая обстановка в городе, да и немецкие войска находились в опасной близости. Начало эвакуации было запланировано на 12 октября 1917 года, но события развивались настолько стремительно, что пришлось эту операцию отложить. Но с теми же проблемами столкнулось и новое Советское правительство.

В феврале 1918 года состоялось заседание Совета Народных комиссаров, на котором В.И. Ленин представил проект постановления об эвакуации правительства в Москву. Соответствующее сообщение было опубликовано в газете «Правда». Все учреждения обязывались переехать в Москву 11-12 марта.

12 марта 1918 года Москва вновь стала столицей нашего государства.

Завершая наш небольшой экскурс, стоит отметить, что вокруг слова «столица Руси» всегда хватало всяких спекуляций. Например, один из наших соседей с удивительным упорством доказывает, что единственной и легитимной столицей Руси и всех прилегающих территорий (Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев. Мотивировка очень простая: это исконная и первоначальная столица Руси, и именно этот город был очень долго столицей. Насколько это соответствует истине, судить вам, а мы подробно рассказали, сколько было на самом деле столиц Русского государства.

Владимир I Cвятославич. Братоубийственная война за киевский стол

У Святослава, как это было принято у язычников, было несколько жён. Его сыновья Ярополк, Олег и Владимир, судя по всему, были от разных матерей. Младший, Владимир, был сыном простой ключницы Малуши. Братья попрекали Владимира низким происхождением. По наущению Добрыни, брата Малуши, новгородцы выпросили сына ключницы себе в князья.

С 972 по 980 г. в Киеве правил Ярополк. Под его «рукой» находились все русские земли. Видя, что Русь устала от кровопролитных походов, Ярополк вёл политику подобно Ольге. Он тайно принял крещение (возможно, под влиянием своей первой жены-гречанки), но от этого отношения с Византией не улучшились, и Ярополк искал опоры в христианской Европе — в Риме и в Германии.

Главной задачей Ярополка было укрепление своей власти и подчинение древлян и новгородцев. Летописец Нестор рассказывает, что однажды Лют, сын престарелого воеводы Свенельда, столкнулся на охоте с древлянским князем Олегом, и тот убил Люта за то, что он посмел охотиться в его владениях. Свенельд затаил злобу на Олега и стал подговаривать Ярополка идти на брата и захватить его земли. Вняв совету Свенельда, Ярополк отправился в древлянские земли. Ему навстречу выступил Олег с войском. В битве победил Ярополк. Олег и остатки его воинства хотели укрыться в городе Овруче. Но, переправляясь через мост над глубоким рвом, окружающим Овруч, Олег упал в ров и разбился. Ярополк узнал о смерти брата лишь на следующий день, когда услышал о его гибели от очевидца. Найдя тело Олега, он оплакал его, обвинив Свенельда в смерти брата.

Древнерусская
кольчуга

Тем временем весть о гибели Олега от руки Ярополка дошла до Владимира в Новгороде. Испуганный Владимир бежал к варягам. Ярополк подчинил себе Новгород и стал единовластным правителем Руси.

В 980 г. Владимир с варяжской дружиной напал на Новгород и вызвал Ярополка на битву. Готовясь к походу на Киев, он решил покорить Полоцк, где княжил Рогволод, чья дочь, красавица Рогнеда, была невестой Ярополка. Владимир убил Рогволода и его сыновей и силой взял в жёны Рогнеду, высокомерно называвшую его сыном рабыни.

Подойдя к Киеву, где княжил Ярополк, Владимир осадил город. Ярополк бежал на юг, в городок Родню, на месте впадения реки Рось в Днепр. Владимир осадил Родню, и там начался страшный голод. Воевода Блуд, занявший место умершего от старости Свенельда, предал Ярополка Владимиру. На встрече, на которой Ярополк хотел просить у брата мира на любых условиях, варяги закололи Ярополка.

Варяг.
Фрагмент
настенного
ковра. XII в.

Так язычники севера снова нанесли удар христианам во главе с Ярополком, собравшимся на юге страны. Христиане пытались ввести Киевскую Русь в ряд цивилизованных стран Европы и Азии, а старая языческая знать, опирающаяся на такую же языческую Скандинавию, не хотела перемен в политике «войны и торговли».

Победив брата, Владимир должен был считаться с язычниками, которые помогли ему захватить Киев. Став князем, он выставил в Киеве новые идолы языческих богов во главе с Перуном. Но о «торговом» Велесе в этой языческой плеяде «Повесть временных лет» умалчивает. Возможно, отсутствие Велеса означало, что Владимир всё же ощущал необходимость перемен.

Старая Ладога — столица Древней Руси

Данное поселение находится на высоком берегу реки Волхов, прямо на великом пути «из варяг в греки». Когда в 2015 году археологи проводили раскопки вблизи Старой Ладоги, ими были найдены стоянки древних людей, которые можно датировать аж третьим тысячелетием до нашей эры — а это эпоха неолита. Наверное, именно тогда на данной территории поселился первый человек.

Самые первые постройки, которые можно отнести уже к городищу, — это мастерские по починке судов, и относятся они к 753 году. Скорее всего, построены они выходцами из Северной Европы. Как показывают данные археологов, первое поселение было основано скандинавами. Одна из находок археологов — это гребень для волос эпохи Меровингов (первой французской династии королей). Находка примерно датируется VII веком.

В VIII веке, а точнее в 760-е годы, это поселение было разрушено одним из племен раннеславянской культуры с юга-запада (скорее всего: из Поднестровья, Подунавья, с верховьев Днепра или Западной Двины). К IX веку Старая Ладога — это уже славянское поселение с небольшим населением (около ста человек), где проходят торговые пути, существует ремесленное дело, земледелие и торговля. Жители Ладоги варили бусы — «глазки», которые исполняли роль первых денег. За «глазки» скупалась пушнина, которая продавалась потом арабским купцам, совершавшим свои длительные переходы по путям «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Как и во многих первых городах северо-западной Руси, будь то Изборск, Псков или Камно, в Старой Ладоге отливали украшение, используя известняковые формочки. К сожалению, междоусобные войны не обходили поселение стороной, и Старая Ладога не однажды подвергалась разрушению в VIII-IX веках.

Первая крепость была построена в 870-е годы. К этому же периоду относится и развитие Старой Ладоги как небольшого ремесленного города, типичного для севера Древней Руси той эпохи.

В главном историческом источнике — в «Повести временных лет» — говорится о Старой Ладоге, что именно она первая столица Древней Руси. Считается, что в 862 году, когда был призван варяг Рюрик править на Руси, первоначально «сел править» он именно в Старой Ладоге. И только спустя два года перебрался в Великий Новгород (тогда еще просто Новгород, но о нем — ниже). Также считается, что именно в Ладоге находится могила Вещего Олега — «курган Олега», который расположен у реки Волхов.

Статус города Старая Ладога потеряла в 1704 году, когда указом Петра Великого в устье Волхова был заложен город Новая Ладога.

В 2003 году с размахом праздновали 1250-летие Старой Ладоги. Владимир Путин посетил в эти дни город дважды, также событие очень активно освещалось прессой. Звание «древняя столица Руси» Старая Ладога, скорее всего, получила не только исключительно исторически, но и в противовес Киеву — «матери город русских». Собственно, как и «курган Вещего Олега» — как противовес версии о том, что захоронение Олега находится в Киеве на горе Щековице. К сожалению, политика способна управлять историей.

Столица древнерусского государства в 9 13 веке

talantov.info

Когда к власти пришел князь Олег, кто провозгласил Киев столицей древнерусского государства, Новгород потерял свой авторитет столицы. С периода, как Древняя Русь обрела христианство (с Х столетия), Киев стал городом, где пребывал митрополит. Это имело очень большое значение для развития города и государства.
Столица древнерусского государства Киев находилась на земле полян, имела удобное месторасположение, что сделало ее главным городом на долгие годы. Именно в Руси была основана столица, как главный центр политических и светских событий.
В 1020 году столицей древней Руси был Киев, который оставался культурным и светским центром Руси, не смотря на отсутствие в стране политической целостности. Все процессы, происходящие в древнерусском государстве, были сконцентрированы вокруг персоны главного политического деятеля – великого князя.
Начиная с конца XII и до начала XIII века, Русь была разделена на четыре центра: Суздальский (Владимирский), Волынский, Смоленский и Черниговский. В каждом из них был свой правитель. Но он оставался зависим от Киевского княжества. Занять трон киевского князя могли только наследники Рюрика. Но династия так и не сложилась, ведь этот престол становился целью для большинства претендентов. Часто родные братья становились врагами, убивая друг друга. Эти братоубийственные войны привели Киев к падению, но он оставался центром интересов всей древнерусской державы.
Столица Руси в 12 веке еще пребывала в Киеве. Но он уже потерял свою роль центра Руси. Великий князь уже не обязательно располагался именно в Киеве. С 1169 года начала появляться тенденция к тому, что князь отдавал столицу во владение родственником, сам при этом предпочитая черниговские или смоленские земли.Но традиционно, тем владыкам, которые хоть немного пребывали правителями в столице, прилагали титул князя всей Руси. В большинстве источников и среди других стран Киев оставался главным городом Древней Руси.
Эту традицию прервали нападения монголов на Киев. Разрушенный город еще на долгие годы стал отставать в развитии, за него больше не боролись претенденты на престол.
С периода разрушения Киева, столицей древнерусского государства являлся город Владимир, который возглавил князь Ярослав. Уже никогда Киеву не удалось достигнуть былой силы и влияния. Город возглавляли слабые князья, который не была нужна власть над всей Русью.

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси. 

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества. 

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви. 

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити». 

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён. 

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе. 

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.  

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии. 

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины: 

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых. 
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси. 

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках. 

Значение принятия христианства 

  1. Укрепилось международное положение Руси, которая находилась в окружении монотеистических стран. На Русь перестали смотреть как на языческую, варварскую. Это открывало возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков) 
  2. Киевские князья получили прекрасную идеологию для объединения пёстрых племён в древнерусскую народность – русичей, ведь в церкви перед Богом все едины: и князь, и раб, и смерд, и иудей, и вятич). 
  3. Русичи обрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровной мести и родовой вражды). 
  4. Русь приобщилась к великой культуре православной Византии, начав украшаться соборами. 

Смотрите также:

  • Категории населения. «Русская Правда»
  • Международные связи Древней Руси
  • Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Что происходило на Руси в 9-12 веке

На таких собраниях могли с легкостью принять, а также отменить закон. Киевская Русь 9-12 века представляло собой раннефеодальное государство.

Основные даты и события

862                            — призвание Рюрика,

862-879                     — годы правления Рюрика,

879-912                     — годы правления Олега,

907, 911                     — походы Олега на Византию,

912-945                     — годы правления Игоря,

941, 944                     — походы Игоря на Византию,

945                             — убийство Игоря древлянами,

945-972                     — годы правления Святослава,

945-964                     — годы регентства Ольги,

965                             — покорение Хазарского каганата,

968                             — победа над Волж­ской Булгарией,

972 – 980                   — годы правления Ярополка,

980-1015                   — годы правления Владимира,

988                             — принятие хри­стианства,

1015 – 1019               — годы правления Святополка I Окаянного,

1019-1054                 — годы правления Ярослава Мудрого,

1054                           — разделение единой христианской церкви на православную и католическую,

1054 — … — 1078        — годы правления Изяслава I,

1078-1093                 — годы правления Всеволода I,

1093-1113                 — годы правления Святополка II,

1097                           — съезд в Любече,

1113 – 1125               — годы правления Владимира Мономаха

Образование древнерусского государства.

Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

1.            Славянская (антинорманнская).  Отрицается роль варя­гов в образовании древнерусского госу­дарства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).

2.            Норманнская. Древнерусское госу­дарство создано нор­маннами (варягами) с добровольного согла­сия славян (Г.

Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).

3.            Центристская (современная). Древнерусское госу­дарство возникло как результат внут­реннего обществен­ного развития сла­вян, но и при уча­стии варягов (большинство современных историков).

Древнерусские князья и их деятельность.

Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей.

Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика и его легендарных братьев (Синеуса и Трувора) княжить на принадлежавшей им территории.

В соответствии с «Повестью временных лет» Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.

Олег. Олег во время своего правления завоевал Киев (882 г.), Смоленск и ряд других городов.

Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.).

Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г.

– заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства.

Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье — это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружи­ной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения.

В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.

Ольга.  После гибели Игоря его жена Ольга для стаби­лизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки) и установила места сбора дани (погосты). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.

Святослав.(сын Игоря и Ольги) Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

Владимир I Святой.980 г.

– языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

Ярослав Мудрый. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией).

Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Основатель письменного русского законодательства («Русская Правда» → «Правда Ярослава»).

Владимир II Мономах.

(внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Санкт-Петербург

За 3 века, прошедшие со времен Ивана III, территория страны увеличилась в 14 раз. Но оторванность от международных торговых путей сдерживала развитие. Царь из правящей династии Романовых, Петр, решил вывести Россию к морям. Первые победы на Балтийском море требовали закрепить успех, и в 1703 году на берегу реки Невы была заложена крепость, ставшая началом нового города — Сан(к)т-Питер-Бурха.

Стремление царя ко всему новому, прогрессивному, а также желание порвать с боярскими традициями Москвы привело к тому, что новопостроенный город в 1712 году был объявлен столицей Российского государства. С 1717 года его стали называть на русский манер Санкт-Петербургом (а часто и просто Питерградом). Питер оставался столицей до 1918 года, т.е. до времени, когда Российская империя рухнула, потеряв часть территорий, и город оказался слишком близко к границе.

Галич Мерьский

В бассейне верхней Костромы развивался город Галич Мерьский, центр удельного княжества, главный оплот анти-централизаторской деятельности в период феодальной войны второй четверти XV в. История Галича плохо освещается нашими источниками. Впервые город упомянут в летописи под 1237 г. в связи с разорением его татарами, но возник он, конечно, раньше.

Галич находился в слабо заселенном районе и был первоначально опорным пунктом славянской колонизации среди неславянских народностей, откуда и название города «Мерьский», т. е. находящийся в земле меря.

Своим развитием Галич был обязан, вероятно, богатым соляным источникам. В XIV–XV вв. эти источники разрабатывались крупными феодалами, имевшими свои варницы. Среди владельцев галичских варниц мы видим Троице-Сергиев монастырь и самого великого князя и членов его семьи. Вокруг Галича образовались небольшие промысловые поселения, имевшие укрепления и тянувшие к Галичу – Соль Галичская, Унжа.

Герб и место расположения древнего города Галич Мерьский

Уже в первой половине XIII в. Галич стал центром княжества Константина Ярославича. В документах XIV в. он фигурирует как «купля» Ивана Калиты. Попав по завещанию Димитрия Донского во владение его сына – Юрия Димитриевича, Галич приобрел затем большое значение в политических событиях XV в. Само по себе это обстоятельство может служить косвенным указанием на заметное развитие города, потому что только развитый город мог служить в течение длительного времени устойчивой опорой мятежных князей в феодальной войне.

Отдаленный от основных районов Северо-Восточной Руси, Галич сравнительно меньше подвергался нападениям. Только ок. 1420 г. Галич пострадал от мора, а в 1429 г. к городу подошли татары, но взять его им не удалось. Галич не подвергался таким разорительным опустошениям, как большинство русских городов XIV–XV вв., и это не могло не отозваться благоприятно на развитии города.

Галич был хорошо укреплен, остатки его оборонительных дерево-земляных сооружений сохранились. Московские войска смогли взять в 1450 г. Галич, расположенный на высокой горе, только обойдя город по оврагам со стороны озера. Характерно, что за 16 лет до этого, в 1434 г., великий князь Василий Васильевич «взя Галич и сожже, а люди в полон поведе». Уничтоженный Галич, однако, восстановился и вновь стал грозной крепостью, гарнизон которой в 1450 г. располагал даже пушками.  Ничего неизвестно о местном производстве этих пушек, но несомненно, что ремесло в Галиче было хорошо развито, ибо без этого нельзя было воссоздать серьезные укрепления.

В Галиче был посад, расположенный «на поле, у озера». Интересно, что соборная Спасо-Преображенская церковь Галича находилась на посаде. Галич был видным торговым центром, а сами галичане иногда отправлялись в весьма далекие торговые путешествия: источники называют галичанина Тереха, торговавшего в 1499 г. в Кафе.

Когда Галич был взят московской ратью в 1450 г., то «гражане же предавшася» великому князю, а «он град омирив и наместники своя посажав». До этого же времени галичане, видимо, поддерживали своего князя в феодальной войне, и не случайно их, как врагов, увел великий князь в плен в 1434 г. Когда соотношение сил окончательно изменилось в пользу великокняжеской власти, горожане, заинтересованные в сильном князе, «предаются» Москве даже в тех городах, которые долго служили опорой ее противников. Галичский удел был ликвидирован, а сам Галич стал местом ссылки противников великого князя – в 1493 г. туда отправился избежавший казни князь Ф. Бельский.

Киев (882 – 1243)

С приходом к власти Олега Киев становится столицей Руси. В конце Х века с принятием христианства князем Владимиром город на Днепре объединяет в себе политические и религиозные функции. В древнерусской литературе столица соответствовала понятию «старейший стол», и в дальнейшем Киев получил статус Матери городов русских (т. е. метрополии), что сравнивало его с Константинополем.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 года власть в Киеве постоянно была объектом борьбы. Век спустя князь Андрей Боголюбский, обладая признанными правами, впервые в 1169 году отказался занять киевский престол. Он посчитал, что быть самым сильным и сидеть в Киеве отныне не обязательно, это вполне может выполнять и кто-нибудь из сыновей. Точку в столичном статусе поставило монгольское нашествие. В 1240 году город был разрушен и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за Киев прекратилась. Старейшими князьями были признаны Ярослав Всеволодович и Александр Ярославович Невский, им были переданы права на Киев, но они, как ранее и Боголюбский, предпочитали сидеть во Владимире-на-Клязьме.

Владимир на Клязьме

Киев формально оставался столицей до 1243 года. Фактически он перестал ею быть после смерти князя Мстислава в 1132 году. Именно со смертью этого князя на Руси начинается “удельный период”. Единое государство распалось на множество земель. Каждая из них была государством в миниатюре. У каждой была своя история. Но Киев все равно оставался символом власти. И титул Киевского князя почитался превыше всего, хотя реальной властью над всеми землями великие князья уже не обладали.

В 1237 году на русские земли пришли захватчики. Сил у маленьких княжеств не хватило, чтобы справиться с Ордой. Один за другим гибли города. В 1240 году был сожжен Киев. Население с южных земель бежало на север, где была надежда укрыться от монголо-татар в лесах. Начался период зависимости Руси от Орды, который продолжался 240 лет. Ордынцы признали за владимирскими князьями право представлять все русские земли. С 1243 года князь, получивший ярлык на Великое Владимирское княжение, становился главным, а Владимир, соответственно, столицей. Хотя реальная власть также была минимальна, князья устраивали кровопролитные войны, чтобы получить этот титул.

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.

В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.

Святослав. Князь-воин

Ольга позаботилась о воспитании сына, дав Святославу в дядьки воевод Асмунда и Свенельда.

Из Святослава вышел отменный воин, который считался со своей дружиной. Когда Ольга, приняв христианство, предложила и сыну креститься, Святослав отказался, сославшись на то, что его дружина, преимущественно языческая, не поймёт этого поступка.

Современники описывали Святослава человеком среднего роста, широкоплечим, несколько диковатой внешности. Из-под густых бровей сверкали голубые глаза. Он носил длинные пышные усы, на лысой голове торчал клок длинных волос — что- то вроде казачьего чуба — знак знатности, в ухе одна золотая серьга с жемчугом и рубинами. Ни одеждой, ни поведением Святослав не отличался от своих дружинников. Выносливый и привыкший к трудностям походной жизни, Святослав в походы не брал с собой ни возов, ни провизии, питаясь вместе с дружиною зажаренной на углях дичью или кониной, спал на земле, подложив под голову седло. В отличие от дружин Олега и Игоря, ходивших в походы на ладьях и воевавших пешими, воины Святослава воевали на конях. Эту небывалую для русских привычку Святослав приобрёл, отражая набеги степняков во время правления своей матушки. Именно туда, в степь, были направлены усилия князя Святослава.

Киев был лишь третьей столицей Руси

Принято считать, что первой, главой и чуть ли не единственной столицей до Москвы был Киев. Но борьбу с Киевом Ладога выигрывает достаточно просто. Киев захватил Вещий Олег, который был вторым правящим князем – он принял власть от Рюрика.

Ведь именно варяга Рюрика пригласили славяне управлять ими. Соответственно, первая столица была там, где сидел первый князь. Основным стольным городом Рюрика был Новгород (позднее он стал называться Великим), но первые два года своего правления князь размещался в Ладоге.

История запутанная, но хронологически это выглядит так: в 862 году Рюрик разместился в Ладоге, через пару лет он перебрался в Новгород, а лишь в 882 году Олег завоевал Киев.

Зато стольным градом Киев был намного дольше Ладоги и Новгорода вместе взятых – 361 год. Видимо, за столько веков забылось, что у него были предшественники. Это самый продолжительный непрерывный период для наших столиц.

Ближе всех подобралась Москва – ее первый «столичный период» продолжался 323 года. Однако сейчас она пребывает в статусе главного города государства уже 100 лет и по совокупности опережает Киев.

Также столицами Руси в разное время были Владимир и Санкт-Петербург.

Возрастание княжеской власти

В середине IX веке роль князя на Руси постепенно возросла. Предводитель местной племенной дружины властвовал над ней и своими соплеменниками лишь во время ведения боевых действий. В остальное время он ничем не отличался от других, обладал равными с ними правами и статусом. В период формирования государства положение вещей меняется. Князь перестает быть исключительно военным предводителем, структура княжеской власти усложняется. На князя возлагаются:

  • судебные обязанности (князю доверяют вершить суд и в мирное время, его слово становится окончательным при разборе бытовых, военных и иных споров);
  • дипломатические обязанности (для ведения переговоров ранее выбирались лучшие представители племени, теперь договариваться с соседями по поводу торговли, заключения мира или объявления войны мог лишь князь);
  • обязанности по созданию и внедрению новых законов;
  • обязанности по сбору и распределению дани.

Сильная княжеская власть обеспечивала закон и порядок в государстве. Князь полностью содержал дружину. Соответственно, только он мог контролировать ее действия и направлять на защиту рубежей государства. Дружинники постоянно находятся при князе, поддерживают его, защищают. Являясь наиболее преданными его сторонниками, дружинники способствовали развитию и усилению княжеской власти на Руси, от которой напрямую зависело их положение в обществе.

Москва (1389 – 1712)

Москва появилась в 1147 году, о чём сообщили летописи. В 1263 году город в удел получает младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который смог за короткое время значительно его усилить. Он пригласил к себе на службу много служилых людей, которые со временем стали основой московского боярства. Сыновья Даниила Юрий Данилович и Иван Калита деятельность отца успешно продолжили, вступили в борьбу с владимирскими князьями за великокняжеский ярлык, значительно расширили владения Московского княжества.

В 1325 году в Москву переехал митрополит. Особое место в истории Москвы принадлежит Дмитрию Донскому. Первоначально ярлык на Владимир Дмитрию Ивановичу не достался (ему было 9 лет), но из-за усобиц внутри самой Орды московское боярство получило ярлык от другого претендента на ханский престол и отстояло владение Владимиром. Дмитрий проигнорировал все ярлыки, которые были выданы Мамаем Михаилу Александровичу Тверскому.

Московский князь сумел создать устойчивую коалицию из своих союзников, включая все земли Северо-Восточной Руси, а также части верховских и смоленских княжеств. Объединёнными силами князь принудил к покорности оставшуюся без союзников Тверь и разгромил ордынскую армию Мамая в Куликовской битве 1380 года.

При Иване III Московское княжество смогло объединить вокруг себя большую часть русских земель и окончательно освободиться от зависимости от Орды.

В 1547 году Иван IV венчался на царство, и Москва до эпохи Петра Великого становится столицей Русского государства.

Походы Олега

Пока подрастал сын Рюрика Игорь, все государственные дела вёл его опекун и родственник Рюрика Олег. Первой задачей Олега как князя было подчинение своей власти земель на важнейших торговых путях. В 883 г. Олегу покорились древляне. На следующий год Олег пришёл к днепровским северянам, предложив им платить дань не хазарам, а ему, Олегу, в обмен на защиту от хазар. В 885 г. Олегу подчинились и радимичи.

Варяжский
шлем VII—IX вв.

Получая богатую дань мехами, мёдом и воском, Олег задумал обеспечить выгодный сбыт этих товаров в Византии. В 907 г., собрав 2000 судов и 80 000 воинов, Олег двинулся на Царьград. Византийцы «замкнули» свою бухту цепями, чтоб не дать Олегу подойти к городу. Но хитрые русичи вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их под самые стены столицы Византии. Царьград сдался, выплатил Олегу большой откуп и подписал крайне выгодный для русских торговый договор. По этому договору русские купцы могли по полгода жить в Византии за её счёт и беспошлинно торговать. В знак победы над Византией Олег прикрепил свой щит на ворота Царьграда и возвратился домой с драгоценностями, винами, тканями и оружием. В 911 г. после нового похода Олега на Царьград договор с Византией был дополнен статьями о выдаче обеими сторонами беглых рабов, о помощи при кораблекрушениях и о наказаниях за преступления против друг друга. Русские получили право наниматься на службу Византии.