Патриотизм и гражданственность: что это, чем отличаются, в чём сходство

Патриотическое воспитание

Вам будет интересно:Конституция Норвегии: прошлое и настоящее

Очень трудно существовать государству, которое отрицает важность патриотизма. Непатриотичное общество является угрозой для власти

Люди, стоящие во главе России, прекрасно это понимают, поэтому не жалеют сил и ресурсов на госпрограммы по патриотическому воспитанию российских граждан. Общенациональный патриотизм провозглашается важнейшим для объединения общества фактором.

Патриотические установки и ценности россиян формируются с помощью СМИ, кинематографа, художественной литературы, музыки. Кроме того, патриотические чувства воспитывают и развивают по таким направлениям, как единства национального истории и языка, прославления отечественных героев разных времен, возвеличивание экономических, военных, спортивных, дипломатических, научных и культурных достижений страны.

Портрет ура-патриота

Вам будет интересно:Игорь Еремеев: жизнь и смерть

Существует довольно стойкая закономерность: когда у государства наступают хорошие времена, когда оно бурно развивается в экономическом и культурном плане, выходит победителем из войны или трудной геополитической ситуации, в обществе появляется множество ура-патриотов. Они исступленно хвалят власть, нацию или страну, наслаждаясь причастностью к великим событиям и победам. Но в тяжелые для государства моменты число восторженных граждан стремительно уменьшается, а вчерашние ура-патриоты порой становятся неумолимыми хулителями.

Ура-патриотизм – это своего рода психическое состояние. Если составлять универсальный портрет ура-патриота, то ему, безусловно, можно приписать следующие черты: внушаемость; демагогия и двойные стандарты; агрессивность и нетерпение к чужому мнению; категоричность суждений; склонность к лозунгам и обобщениям; тяга к милитаризму и авторитарному стилю управления; часто встречающийся шовинизм и неприязнь к оппонентам, другим странам и национальностям.

К счастью, в обычных условиях квасной патриотизм присущ незначительному количеству россиян. Большинству из них без удовольствия, но признают проблемы и недостатки своей страны, обладают критическим мышлением и умением слушать контрдоводы. Однако с помощью СМИ и пропаганды ура-патриотизмом можно заразить целые нации, тому много свидетельств в истории.

Опасность ура-патриотических настроений

Одной из главных черт ура-патриота является его уверенность в силе и непобедимости своего государства. Например, перед первой мировой войной миллионы европейцев страстно желали начала военных действий, поддавшись могучему воздействию пропаганды и заявлениям властей и военных. Европа была пропитана милитаристскими идеями. Горел такой пожар ура-патриотизма, что любые призывы к миру и предупреждения об ужасных бедах тонули во всеобщих призывах к войне.

Все участники предстоящей бойни были убеждены в победе. Итогом этого взрыва патриотизма стала безумная война, в которой было убито, покалечено и ранено почти тридцать миллионов европейцев и прекратило существование несколько империй. Ура-патриотизм пышно цвел в фашистской Италии, нацистской Германии и Японии, которые развязали еще более страшную войну. В этом мировом конфликте было убито и ранено почти сто пятьдесят миллионов людей.

Это явление не обошло стороной и Россию. Перед русско-японской войной в начале двадцатого века в Российской Империи царили милитаристские идеи, ура-патриотизм и шапкозакидательские настроения. Значительная часть населения жаждала быстрой победы над японцами, военные и чиновники убеждали, что русское оружие и русский воин быстро сломят сопротивление технически отсталой Японии. В результате Россия оглушительно проиграла, практически потеряв флот, заключив унизительный мирный договор и испытав общенациональное чувство унижения.

Уже в Советской России происходили похожие события. В 1939 году перед началом войны с Финляндией с помощью СМИ среди советских граждан взрастили уверенность в молниеносной победе Красной армии и необходимости вторжения в соседнюю страну. Но военные действия обернулись громадными потерями, незначительными на их фоне успехами и договором, который закрепил за Финляндией статус независимого государства.

История патриотизма в Новейшее время

Событиями, изменившими представление о патриотизме, явились русские революции 1905 и 1917 годов. Их итогом стал приход к власти в России партии коммунистов (большевиков) под руководством В. И. Ленина. Для коммунистического движения патриотическая борьба за свою страну была противопоставлением так называемому «Интернационалу» (не зря идеолог движения Карл Маркс именно так назвал созданную им организацию). По сути, теория Маркса логически преобразовывала мысли европейских философов о космополитизме. Как и для космополита, для интернационалиста интересы его идеологии были выше интересов земли, территории, страны, народа (нации), религии.

После победы большевистской революции в 1917 году значительное количество русских граждан покинули Родину. Часть из них открыто выступила на стороне врагов революции, и снова решался вопрос о патриотизме в ситуации борьбы против своих сограждан. Но в отличие от французской революции, революционеры 1917-1921 годов не стали провозглашать лозунги защиты революционного Отечества, а выступили с идеями мирового пролетарского братства, отрицая государство в исторической перспективе, а, следовательно, и патриотическую идею как таковую. В связи с чем, объединённая под общим лозунгом борьбы за Белое дело, русская контрреволюционная оппозиция, а впоследствии и эмиграция, не считала своё поведение антипатриотическим и полагала, что долгом патриотов является борьба с большевистским безбожным режимом. По выражению одного из идеологов Белого движения И. А. Ильина, патриотизм состоял «не в бытовом пристрастии к родине, а в любви к России как подлинно религиозной святыне». И в этом проявилась особенность антиреволюционного движения в XX века. Оно опиралось не на идею Бога и монарха как в XIX, а на идею Бога и Родины, поскольку идея восстановления монархии не пользовалась популярностью.

Несмотря на вышесказанное, стоит отметить, что ситуацию в сфере отношения к России со стороны новой власти уже в 1925 году стал менять И. В. Сталин, бывший тогда Генеральным секретарем ЦК ВКП(б). Именно он сформулировал идею «построения социализма в отдельно взятой стране», что противоречило всем предыдущим марксистко-ленинским умозаключениям о мировой революции.

Претворяя в жизнь данную идею, Сталин неизбежно пришёл к идеологии советского патриотизма. Не указывая точной даты формирования идеологии советского патриотизма мы, тем не менее, видим присутствие патриотической риторики в советских СМИ с начала Великой Отечественной войны. Сам термин «Отечественная война» обращается к идеям борьбы за освобождение Отечества в 1812 году.

В послевоенное время противостояние СССР с Западом по инициативе Сталина приобрело характер борьбы советского патриотизма с космополитизмом. Одной из главных идейных тем этой борьбы было противодействие патриотических сил советского общества западничеству части советской элиты, её потребительскому отношению к своей Родине, как к территории проживания.

После незаконного развала Советского Союза на его бывшей территории возобладали как раз те космополитические тенденции, против которых велась борьба в СССР.

В настоящее время в Российской Федерации и на всей территории Исторической России идёт борьба исторически сформировавшихся течений патриотической мысли, то есть патриотизма малой родины и государственного патриотизма, выражающаяся в замещении «патриотизма малой родины» общенародным государственным патриотизмом.

И лишь общенародный государственный патриотизм является той идеологией, на базе которой возможно сохранение суверенитета нации, без которого, как показывает история, в условиях жёсткого противостояния с противником невозможно сохранение жизни единого государства.

Средние века: Патриархат вместо патриотизма

Konstantin Makovsky , via Wikimedia Commons

подчиняется

Однако сеньор не мог принимать решения за вассала своего вассала — это одно из основных политических правил феодальной Европы. Связано это было с тем, что между ними нет личных взаимоотношений, они опосредованы третьим человеком. А вот с этим третьим человеком и у его вассала, и у его сеньора взаимные обязательства есть, но при этом по отношению к друг к другу — нет.

Таким образом, с помощью иерархии личных взаимоотношений между вассалами и сеньорами выстраивается вся феодальная система, завершающаяся и объединяющаяся Богом, как высшим сеньором, непосредственными вассалами которого являются короли. Все остальные же являются подданными королей, исполняющими их волю, а также волю Бога. И это подданство совершенно не зависело от национальности или языка. В связи с этим разделённая Европа осознавала себя как единое культурное пространство. Основной линией разделения на своих и чужих была не нация и не подданство, а религия, ведь иноверцы не подчиняются тому Богу, который является высшим сувереном для всех европейцев, так что им нельзя доверять.

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность

Обнаружить связь между понятием “гражданственность” и “патриотизм” довольно просто. Первое понятие означает, что человек принадлежит к конкретной стране. Оно обладает юридической силой, закрепляется официально в удостоверении личности индивида. Патриотизм относится к разновидностям духовной принадлежности. Родина – основа обоих понятий. Одно более рационализированное, другое – духовное. Патриотические принципы и взгляды не закрепляются в юридической форме, не отображаются в документации. Патриотизм может быть различных форм:

  1. Городская форма – привязанность к населенному пункту, в котором проживает человек.
  2. Квасная форма – избыток любви к государству, для таких людей характерна организация митингов, пикетов, готовность поехать в любую точку страны, лишь бы продолжать борьбу с несправедливостью. 
  3. Государственная – предполагает наличие истинной любви к стране в целом.
  4. Ультра-патриотическая – такую форму патриотизма называют гипертрофированной, она переходит к крайностям.
  5. Этническая – привязанность не столько к стране, сколько к традиционным, историческим, этническим корням.
  6. Имперская – чувство любви к правлению, гордость за власть.
  7. Полисная – любовь к небольшому государству, имеющему свои традиции и законы.

Делает войну более вероятной

Патриотизм – готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин.

Бертран Рассел

Сам тип мышления патриота, одобряющего укрупнение государственных территорий или влияния, располагает к началу военной агрессии – как в захватнических целях, так и в интересах чиновников. Русский писатель Лев Толстой считал, что причиной войн является «желание исключительного блага своему народу». С тем, что патриотизм является причиной войн, соглашалась и Эмма Гольдман:

Альберт Эйнштейн:

Действительно, если ты гордишься своей страной и считаешь её самой лучшей, а объективная реальность говорит о том, что это не так, то мозг начинает мыслить в направлении предположения, что раз твоя страна самая лучшая, но многое в ней плохо – значит, мешают другие страны, а значит, имеет смысл их «приструнить», чтобы не мешали, или хотя бы показать им силу.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Золоту старости нет. Родине цены нет», — говорится в русской пословице. В ней Родину сравнивали с золотом. Как золото не стареет, так и Родина не обесценивается. Она остается самой дорогой землей для нас до конца жизни.
  1. «На чужой стороне и сладкое — горчица, на родине и хрен — леденец», — гласит русская пословица. Она утверждает, что на чужой земле даже самое сладкое блюдо кажется горчицей, а на родной земле даже хрен становится самым вкусным леденцом.
  1. «Самое дорогое для человека на чужбине — родина», — утверждает русская пословица. В ней говорится о том, что на чужой земле самым дорогим для сердца человека является его родина. О ней мы думаем, мечтаем и по ней скучаем на чужбине.
  1. «Глупа та птица, которой гнездо своё немило», — считал русский народ. Он говорил, что птица, которой не мило свое гнездо, глупа. Не обладает житейской мудростью и тот человек, который не любит свою землю.
  1. «В каком народе живёшь, того и обычья держись», — говорится в русской пословице. Она советует уважать и почитать традиции и обычаи того народа, среди которого мы живем.
  1. «Своя земля и в горсти мила», — гласит русская пословица. В ней говорится о том, что родная земля всегда мила. Даже если ее совсем немного, всего горсточка, но она все же дороже всяких богатств.
  1. «Без патриотизма не разбить фашизма», — считает русская пословица. В ней говорится о том, что без любви к родине, без искреннего желания защитить, фашистов не разбить, не победить.
  1. «Не тот — человек, кто для себя живет, а тот — кто народу счастье дает», — говорится в русской пословице. В ней заключается следующий смысл: настоящим патриотом считается не тот человек, который живет для себя, удовлетворяет только свои интересы, а тот, кто заботится и переживает о счастье других людей.
  1. «Кто за Родину горой, тот истинный герой», — утверждал русский народ в пословице. Наши предки говорили, что истинным героем можно назвать только того человека, который стоит за родину горой, защищает ее, оберегает и искренне любит.
  1. «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха», — говорится в русской пословице. В ней родную землю сравнивали с матерью. Как мать любит своих детей, так и родина старается для своего народа. А чужая земля похожа на мачеху, она не умеет ни любить, ни жалеть чужих детей.

О чем идет речь?

Из словарей можно узнать, что патриотизм – это не просто любовь к своей родной местности, но и уважение краев, а также всех связанных явлений и объектов, включая природный мир, социум, его особенности и черты. Патриотизм предполагает готовность служить интересам общества и страны, оберегать державу и работать, дабы ее блага приумножились. В равной степени человек должен прилагать усилия для улучшения материального благополучия и духовного богатства страны и ее обитателей.

Патриотизм – это еще и способность персоны радоваться достижениям своей страны и отдельных представителей ее народности. Патриот – человек, способный прилагать усилия для преодоления общественных сложностей; он участвует в борьбе с коллективными бедами, сражается со сложностями, даже если для него лично они менее значимы, нежели для общества как единицы.

Вместе с тем патриотизм принято трактовать как политическое убеждение, обусловленное ответственностью, верностью, осознанием своего долга перед родными краями.

Подлинный патриотизм

В последнее время в России наблюдается необычайный патриотический подъем в обществе. Поводов для гордости за страну много: Олимпиада в Сочи, присоединение Крыма, военные успехи в Сирии, прекрасно проведенный мировой чемпионат по футболу, возросший геополитический вес страны. Конечно, люди по-разному оценивают каждое из этих событий, но в целом сегодня более 90% россиян называют себя патриотами России.

Хотя в девяностые годы после крушения СССР слово «патриот» стало почти ругательством, его зачастую наделяли негативной смысловой окраской, ассоциируя с советской идеологией, со свойственным ей в поздние годы номенклатурным приспособленчеством или вбитым в головы ура-патриотизмом. Граждане молодой России не очень понимали, в какой стране они живут, куда эта страна движется и будет ли вообще существовать через несколько лет.

Вам будет интересно:Парламент Узбекистана: структура, статус, полномочия и спикер

Тяжелые и смутные девяностые прошли, государство выдержало испытания, решило ряд сложнейших проблем и вошло в новое тысячелетие более крепким и стабильном в экономическом и политическом плане. Россияне стали с большими надеждами и уверенностью смотреть в будущее. Понятие патриот вернуло себе истинный смысл. Люди перестали стесняться своих патриотических чувств и добровольно проявляют его. Что же такое подлинный патриотизм?

Согласно словарям, это нравственная категория и особое социальное чувство, которое выражается в любви к собственному Отечеству (краю, городу), готовности поставить государственные интересы выше собственных благ и выгод, в желании защищать Родину, отстаивать ее целостность. Патриотизмом также называют сильное эмоциональное переживание человека, который внутренне осознает свою очевидную принадлежность к определенному государству, народу, языку, культуре, истории, традициям.

Афоризмы

  1. «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней», — так говорил русский писатель Алексей Николаевич Толстой. По его мнению, быть патриотом – это значит не только любить свою родину, но и осознавать себя ее малой частицей, переживать вместе с родной землей ее счастливые дни и не отрекаться в годины несчастий.
  1. «Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации, он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других», — утверждал индийский общественный деятель Махатма Ганди. Он убеждает нас, что истинный патриотизм – это не только любовь к своей земле и нации, но и уважение к другим нациям. Он готов отказаться от такого патриотизма, который угнетает другие народы ради благополучия своего.
  1. «Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм», — считал известный русский критик Виссарион Григорьевич Белинский. По его мнению, настоящий патриот не только тот, кто любит свою родину и расхваливает ее достоинства, но и тот, кто видит недостатки и пороки, смело указывает на них и готов с ними бороться.
  1. «Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило — люди злые», — говорил английский писатель и поэт Оскар Уайльд. По его словам, патриотизм агрессивное качество, а среди патриотов практически нет добрых людей.
  1. «Патриотизм – это не только любовь к Родине. Ведь, любовь – это чувство. А патриотизм – это ежеминутное действие, направленное на защиту интересов своей страны в любой точке мира», — утверждает наш современник Олег Евгеньевич Бочаров. Он считает, что патриотизм проявляется не просто в любви к родине, а прежде всего в защите интересов родной земли со всех концов планеты.
  1. «Патриотизм — это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека», — американский политический деятель Эдлай Стивенсон. Для него патриотизм – это глубокая и прочная преданность, которая рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним.
  1. «Патриотизм — это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились», — писал выдающийся ирландский драматург и романист Джордж Бернард Шоу. Для него истинным патриотизмом являлась уверенность в том, что эта страна лучше, чем другие только потому, что он здесь родился.
  1. «Болея за свою страну, не чихай на другие», — известный армянский шахматист Ашот Наданян. Он считал, что истинный патриотизм заключается не только в любви к своему родному дому, народу, но и в глубоком уважении традиций, культуры, земли других народов.
  1. «Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен», — говорил русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов. По его глубокому убеждению, истинный патриотизм не приемлет всякую вражду между народами, а настоящий патриот всегда готов трудиться во благо не только своего народа, но и всего человечества.
  1. «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования», — считал русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он искренне убеждает нас в том, что человек устроен так, что может не любить и родного брата, при условии если он плохой человек, но не любить родину нельзя, какой бы она ни была. Истинный патриот не довольствуется тем, чем богата его родина, он всегда желает ее развития и усовершенствования.

Воспитание патриотизма в современном мире

Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.

Многокомпонентное явление

Патриотизм – это слово, имеющее корни в греческом языке. На языке греков оно звучало как «патрис». Именно отсюда пошло современное слово, скрывающее под собой преданностью, любовь к Отчизне и родному народу. Патриотом считается тот, кто верит в духовные перспективы своих соотечественников и готов служить общественным целям, интересам. Слово «патриотизм» в разных ситуациях можно применять по-разному. Оно подразумевает способность заботиться об исторической судьбе родных краев, их интересах. Человек может считаться патриотом, если готов к самопожертвованию во имя мест, которые считается родными для себя.

Хорошее определение патриотизма – верность Отчизне. Одновременно это способность гордиться присущими социуму достижениями, культурным прогрессом и историческими вехами. Патриот сострадает своим соотечественникам, негативно воспринимает общественные пороки и прикладывает усилия для их искоренения. Одновременно патриотизм предполагает привязанность к месту обитания, населенному пункту и державе, а также уважение к прошлому этих краев, к традициям, полученным в наследство от прежних поколений.

Почему нас отговаривают быть патриотами?

Противоположностью патриота является космополит (продукт всеобщей глобализации общества) – это человек, верящий, что все люди братья, граждане мира, планеты. Таким образом, последние стирают любые отличия между странами и нациями, а заодно их исторические ценности и культуру, пропагандируя всенародное единство.

Патриотизм — это очень глубинное чувство, которое было свойственно сотням тысяч поколений наших предков. Оно одно из самых «настоящих» и самых потрясающих. Если вы его никогда не испытывали, то многое потеряли.

Таких чувств в жизни человека может быть совсем не много. Это как любовь — описать очень сложно, но те, кто ее испытал поймут и без слов. А те, кто испытать не способен обзовут это идиотизмом или еще чем-то таким (авось им от этого станет легче и не так обидно).

Патриотизм обладает одним очень важным качеством — он сплачивает. Как ни что другое. Делает общество монолитным. Это очень хорошо для страны, но очень плохо для ее антагонистов, которые в этом, естественно, не заинтересованы. Россия большая, и запад ее всегда боялся на подсознательном уровне.

В США патриотизм — это национальная идея. Они вывешивают флаги на своих домах и искренне гордятся страной (где больше всего в мире заключенных и бездомных от общего числа населения). Это хорошо для США. Но плохо то, что в других странах может происходить то же самое.

Допустить этого нельзя и поэтому «запад» продолжает «гадить» в мозг нашим детишкам (как это было и столетия назад), делая из них космополитов (нигилистов — только отрицающих, но ничего не предлагающих). Что примечательно, стоит это не дорого (коллаборационисты всегда довольствовались жалкими тридцатью серебренниками).

Борьба за умы идет не только на нашем поле, но и по всему миру. Чтобы сохранить гегемонию «запад» обязан не дать усилиться своим реальным или потенциальным противникам. На самом деле, их много (полмира). Так что мы не одиноки в этой борьбе (бьют не только по нам).

Запад обладает несоизмеримо большими информационными возможностями (хотя это, пожалуй, последнее их преимущество) и не отягощен моральными принципами, как мы (ведь наша сила в правде!).

Надо понимать, что идет информационная война и мы тут не в выигрышной позиции, но все равно обязательно победим. Потому что за нами правда, а в ней вся сила!

Не согласны? Тогда прочитайте эту оду патриотизму:

Я узнал, что у меня Есть огромная семья. И тропинка и лесок, В поле каждый колосок. Солнце, небо голубое — Это всё моё, родное! Это — Родина моя! Всех люблю на свете я!

Лично я хочу быть патриотом именно из чувства противоречия. Так бы я может быть и «прошел мимо», но когда так нагло и грубо пытаются направить «в нужную сторону» и не дают мне морального права быть патриотом только потому, что это удел высшей касты (особенной нации, как говорил их бывший) — я «встаю на дыбы».

Зря они так. Я ведь не один такой. Такая у нас особенность — инстинктивно противостоять давлению извне. Наверное, именно поэтому мы и выжили при всех попытках нас удушить на протяжении тысячелетий.

Любить свою страну — это так же естественно и понятно, как любить свою семью (мать, жену, детей). Все то же самое, только в большем масштабе. И это право человека нужно уважать и не покушаться. Оно есть у всех, а не только у жителей избранных стран.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Что такое патриотизм

Согласно энциклопедии Britannica, патриотизм – это чувство привязанности к стране, нации или политическому сообществу. Большая российская энциклопедия сообщает, что это осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Там также отмечено, что «в средние века патриотизм предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену… С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». По словарю Ожегова, патриотизм – это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Наконец, словарь Merriam-Webster определяет это понятие как «любовь или преданность своей стране». То есть, согласно всем словарям, патриотизм — это любовь и преданность своей стране.

Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление – свою страну любить хорошо, следовательно – любить другие страны, может, и не хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам.

Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий. Фредерик Клегг из романа «Коллекционер» Джона Фаулза тоже любил Миранду Грей, только довольно извращённой любовью. Любовь может быть и у раба к своему хозяину, только такая любовь заслуживает лишь презрения. Желание создать Тысячелетний Рейх, в котором все немцы будут счастливы за счёт страданий остальных людей – это тоже любовь к своей стране, пусть извращённая, как любовь фаулзовского коллекционера, но это тот же самый патриотизм.

В понятие «патриотизм» входят как положительные действия:

  • Поддержка местных производителей товаров и услуг с целью сохранения капитала внутри страны;
  • Инвестирование средств в развитие экономики страны;
  • Практические действия по улучшению условий жизни на территории проживания – уборка мусора на улице, помощь людям, попавшим в беду и так далее;
  • Защита страны в случае военного вторжения со стороны других стран;
  • Борьба за демократию в своей стране.

Так и отрицательные:

  • Словесная «любовь» к своей стране/её административным единицам и обрядность. Сюда входят, например, гордость за достижения других людей или групп людей (так называемая «национальная гордость») или наклейка агитационных плакатов на машину;
  • Высказывания, отражающие интересы в первую очередь элит;
  • Враждебная реакция на критику своего правительства;
  • Участие в захватнических войнах и развязывание военных действий на территории других стран;
  • Разжигание вражды и ненависти между странами, презрение к дипломатическому решению конфликтов и международным компромиссам.

Однако весь смысл в том, что для положительных действий не нужен патриотизм. Они возможны и без патриотизма. Если мы хотим объяснить людям, что нужно помогать попавшим в беду – нам нужно объяснять, что нужно именно это, а не патриотизм. Патриотизм же – это амальгама, которая служит тому, чтобы протащить отрицательные ценности, прикрываясь положительными. Давайте не будем обманываться этой амальгамой и посмотрим, к чему приводит продвижение патриотизма в обществе и зачем он нужен.