Оглавление
Происхождение и виды пантеизма
Прилагательное «пантеист» впервые появилось в книге Социанство действительно провозглашено, опубликовано в 1705 году ирландским философом Деистом Джоном Толандом. Позже это использовалось как существительное (пантеизм) противником идей Толанда.
Пантеизм можно разделить на два основных типа: монистический пантеизм и плюралистический пантеизм.
Монист Пантеизм
Примеры такого типа можно найти в классическом пантеизме Спинозы (Baruch Spinoza), чья философия считается наиболее радикальной в этом направлении..
Этот тип также отражен в различных формах индуистского пантеизма, которые уменьшают изменения и плюрализм до уровня иллюзорного и феноменального..
Другие виды монистического пантеизма — это романтики и идеалисты, имевшие широкий резонанс в Англии и Америке в 19 веке..
Множественное пантеизм
Он присутствует в тезисах Уильяма Джеймса (1842-1910), выставленных в книге Плюралистическая вселенная в 1908 году. В этой работе он излагает гипотезу, которая заменяет «фрагментарный сверхъестественность», описанный в Разновидности религиозного опыта, еще одна из его книг, опубликованных в 1902 году.
На религиозном уровне плюралистический пантеизм считает, что зло является подлинным, а божественное — конечным. Тезис о спасении, независимо от значения, остается открытым вопросом.
Другие примеры этого типа пантеизма присутствуют в нескольких движениях, появившихся в конце 20-го века. Здесь включена гипотеза Гея Джеймса Лавлока, согласно которой Земля саморегулируется и ведет себя как единое целое.
Также включены движение за глубокую экологию, движение за новую эру и движение за феминистскую духовность.
Суть и идеи пантеизма
В этом религиозно-философском учении абсолютный Господь не рассматривается как Личность, которая существует вне мира. Бог здесь вечно присущ природе, а человек рассматривается как часть Единого Творца. Живые существа, по пантеистическому учению, лишь на одно мгновения осознают себя в какой-либо определенной форме жизни, а после вновь растворяются в бесконечной и необъяснимой чистоте.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и Вселенную
Идея пантеизм чрезвычайно древняя, она имеет большое количество видов. Сложно подвести все его разновидности под одну определенную категорию. Однако основа всех пантеистических учений — отрицание конкретного различия между Абсолютным Богом и вселенной, утверждение полного их единства, которое находится в основании всего материального, мыслимого и интуитивного. Из этого предположения выделяют два главных направления:
- первое — пантеизм тяготеет к материализму, когда говорится, что Творец растворяется в природе;
- второе — мир есть только способ, которым Абсолют проявляется вовне, уже материя исчезает в Едином Творце.
Течения и представители пантеизма
Первым придумал термин «пантеизм» ученый английского происхождения Джозеф Рафсон в конце XVII века. Затем его употребил в своем труде философ Джон Толанд.
Но похожие идеи выражали задолго до этого, еще в дохристианские времена.
- Истинной родиной учения является Индия; две важнейшие формы индуистской религии, Веданта и Санкхья, равнозначно проникнуты пантеистической философией.
- Нашли отклик идеи безличного начала и в религиозных течениях востока. Китайские мыслители Лао-Цзы и Чжуан-цзы строили на этом свои учения.
- В Древней Греции приверженцами пантеистического мировоззрения были Гераклит и Ксенофан. При этом к самой последовательной теории пантеистического монизма относится стоицизм, который развивался при жизни Зенона Китийского и в последующие годы, вплоть до времен правления императора Марка Аврелия.
- Одна из первых крупномасштабных систем пантеизма на христианской основе была разработана Иоанном Эригене. Сочинение этого автора под названием «Divisione naturae» появилось в середине IX столетия и послужило авторитетным источником, которым вдохновлялись многие философы.
- В эпоху Возрождения пантеистическое учение сильно распространилось в Европе, главными представителем являлся Д. Бруно, а в XVII в. — Б. Спиноза. Немецкую философию после И. Канта можно полноценно назвать пантеистической (Гегель и Шеллинг).
В России развивал пантеистические взгляды писатель Лев Толстой.
Религиозно-философские течения, признающие пантеизм
На сегодняшний день известен довольно обширный перечень религиозно-философских течений, в основе которых лежат идеи пантеизма. Они возникали в разные эпохи и поддерживались, в первую очередь, представителями научных и литературных кругов. Среди них:
- толстовство;
- суфизм;
- язычество;
- нью-эйдж;
- масонство;
- хлысты;
- эпикуреизм;
- натурфилософия;
- немецкая классическая философия;
- стоицизм;
- агностицизм.
Мыслители, близкие к философии пантеизма
Пантеистических взглядов придерживались многие философы, за что некоторые были даже казнены, поскольку рассматривались церковниками, как распространители ереси.
Первое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно
К апологетам пантеизма относились:
- Джордано Бруно;
- Давид Динанский;
- Кампанелла Томмазо;
- Николай Кузанский;
- Парменид;
- Иоанн Скот Эриугена;
- Сковорода Григорий Саввич;
- Спиноза, Бенедикт;
- Джон Толанд;
- Толстой Лев Николаевич;
- Фихте Иммануил Герман;
- Филон Александрийский;
- Фейербах Людвиг Андреас;
- Фалес.
Современное развитие
В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ. Часто говорится о том, что пантеизм лежит в основе теологии язычества, пантеисты начали создавать организации, специально посвящённые пантеизму, и рассматривать пантеизм в качестве самостоятельной формы религии.
В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение (англ.)русск.», которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям.
В преддверии глобального экологического кризиса меняется отношение к природе, популярность и значимость пантеизма растёт с начала XXI века. Ричард Докинз в «Бог как иллюзия» описывает натуралистический пантеизм как приукрашенный атеизм.
Ватикан продолжает выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года и в послании 1 января 2010 года, в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе»
Фильм «Аватар», снятый Джеймсом Кэмероном в 2009 году, по общественной оценке представляет пантеистическое внимание и отношение к природе. The New York Times характеризует фильм как «продолжительную апологию пантеизма… выбор Голливуда религии для современного поколения».
Сущность и основные положения
Закон пан-теории призван главным образом решать проблему объединения двух противоположных состояний мировой гармонии: статичность и подвижность. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции сразу двумя видами свойств. К статичным явлениям относятся: вечность, бесконечность вселенной, неизменность, а к динамичным: постоянная природная изменчивость, движение жизни.
У Парменида философское учение, отождествляющее бога и мир, называется несколько иначе, однако, проповедует те же идеи, что и Pantheism. Он говорит о том, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всему живому, здесь он вспоминает закон цикличности природы. А вот Гегель, наоборот, приписывает творцу исключительно динамические способности к движению и развитию мира, таким образам, полностью искореняя противоречивость учения.
Приверженцы имманентного направления видели высшую силу, как некую закономерность, которая неподвластна времени и неизменна. Именно она управляет всем земным движением.
Эту мысль поддерживали:
- Гераклит;
- Спиноза;
- стоики.
Одно из ответвлений неоплатонической философии со временем сформировало новое направление пантеистического учения — эманационное. В эпоху возрождения средневековой философии идеи ученых эманационнистов не противоречили господствующей теологической доктрине, но представляли собой один из подвидов реализма. Его черты обнаруживаются в работах Эриугены и Давида Динанского.
Демография
Распространенность
Канадское пантеистическое население в процентах (Национальное обследование домашних хозяйств 2011 г.)
По состоянию на 2011 год около 1000 канадцев определили свою религию как «пантеистическую», что составляет 0,003% населения. В Ирландии количество пантеистов выросло с 202 в 1991 году до 1106 в 2002 году, до 1691 в 2006 году и 1940 в 2011 году. В Новой Зеландии в 1901 году был ровно один пантеист. К 1906 году количество пантеистов в Новой Зеландии увеличилось в семь раз. 7 (6 кобелей, 1 сука). К 2006 году это число увеличилось до 366.
Страна | Подразделение (а) | Число | Год | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Австралия | 1394 (0,006%) | 2011 г. | ||
Канада | 1000 (0,003%) | 2011 г. | ||
Канада | Квебек | 75 (0,001%) | 2011 г. | |
Канада | Онтарио | 295 (0,002%) | 2011 г. | |
Канада | Новая Шотландия | 30 (0,003%) | 2011 г. | |
Канада | Нью-Брансуик | 45 (0,006%) | 2011 г. | |
Канада | Манитоба | 40 (0,003%) | 2011 г. | |
Канада | британская Колумбия | 395 (0,008%) | 2011 г. | |
Канада | Остров Принца Эдуарда | 0 (0%) | 2011 г. | |
Канада | Саскачеван | 25 (0,002%) | 2011 г. | |
Канада | Альберта | 125 (0,004%) | 2011 г. | |
Канада | Ньюфаундленд и Лабрадор | 0 (0%) | 2011 г. | |
Канада | Северо-западные территории | 0 (0%) | 2011 г. | |
Канада | Юкон | 0 (0%) | 2011 г. | |
Канада | Нунавут | 0 (0%) | 2011 г. | |
Ирландия | 1940 (0,04%) | 2011 г. | ||
Ирландия | Приграничный регион | 179 (0,04%) | 2006 г. | |
Ирландия | Дублинский регион | 524 | 2006 г. | |
Ирландия | Средний Восток | 177 | 2006 г. | |
Ирландия | Регион Мидлендс | 118 | 2006 г. | |
Ирландия | Юго-Восточный регион | 173 | 2006 г. | |
Ирландия | Юго-Западный регион | 270 | 2006 г. | |
Ирландия | Западный регион | 181 | 2006 г. | |
Новая Зеландия | 366 (0,009%) | 2006 г. | ||
Объединенное Королевство | Шотландия | 60 (0,001%) | 2001 г. | |
Объединенное Королевство | Англия и Уэльс | 2216 (0,004%) | 2011 г. | |
Объединенное Королевство | Северная Ирландия | 29 (0,002%) | 2011 г. | |
Уругвай | 790 (0,02%) | 2006 г. |
Возраст и пол
В Канаде (2011 г.) возрастной группой с наибольшим количеством пантеистов был возраст от 55 до 64 лет. Возрастной группой с наименьшим количеством пантеистов были дети и подростки в возрасте до 15 лет, которые были пантеистами на 0,0005%, что в 9 раз реже, чем люди в возрасте. От 55 до 64. В Канаде не было значительных половых различий между мужчинами и женщинами. Однако в Ирландии (2011 г.) пантеисты чаще были женщинами (1074 пантеиста, 0,046% женщин), чем мужчинами (866 пантеистов, 0,038% мужчин).
До 15 лет | 15–24 | От 25 до 34 | От 35 до 44 | 45–54 | От 55 до 64 | 65 лет и старше |
---|---|---|---|---|---|---|
30
(0,0005%) |
165
(0,004%) |
185
(0,004%) |
140
(0,003%) |
140
(0,003%) |
205
(0,005%) |
130
(0,003%) |
Мужчина | женский | |||||
500
(0,003%) |
500
(0,003%) |
|||||
Общий | ||||||
1000
(0,003%) |
стиль
Музыка Pantheist, кроме одноименного альбома 2011 года, который считается прогрессивным Doom Metal, в основном приписывается Funeral Doom. Для сравнения, в частности пробуются представители Funeral Doom и Gothic Metal, такие как Skepticism, Deinonychus , Funeral , Morgion и My Dying Bride .
Музыка, которую играет Pantheist, — это погребальная судьба с грустным и меланхолическим настроением, которая передает праздничную и мистическую атмосферу за счет использования клавишных, звуков органа и случайного использования песнопений, напоминающих пение . Однако большая часть вокала состоит из . Кроме того, группа представила различные агрессивные металлические риффы . В дискуссиях часто подчеркивается сакральная атмосфера и оркестровые элементы, которые восходят к пению и синтетическим звукам органа.
Основные направления
Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:
- Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.
- Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.
- Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.
- Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.
Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.
Что такое пантеизм
Пан-теория объединяет и отождествляет элементы античной философии, основанной на познании природы и космоса. Несмотря на многочисленные заблуждения о том, что Pantheism — это стройная, выверенная до мелочей система, история доказывает обратное. Точнее всего было бы называть этим словом целое течение разных направлений мысли. Объединяет эти направления убежденность в существовании некой единой Божественной субстанции, наполняющей мир. Если пойти еще дальше, то, по мнению философов, реально существует только эта субстанция. Она вечна, и является причиной своего собственного начала. Она неделима, неизменна и находится абсолютно во всем. Все вещи и явления, подверженные ее влиянию образуют мир и являются частью мирового движения.
Некоторые философы в своих трудах сближают пантеистическое учение с атеизмом. Атеизм опровергает антропоморфную сущность Бога, не принимает его за личностную единицу и, соответственно, рушит религиозную доктрину, строящуюся на личности Господа.
Сложно сказать однозначно, возвеличивает ли Бога эта мысль или наоборот ниспровергает. С одной стороны оказывается, что Господь велик настолько, что одновременно присутствует в каждой мельчайшей частице. С другой — каждый предмет, существо и явление, имея в своей основе Божественную сущность, сами являются Богами по своему происхождению и естеству.
Происхождение слова
Само слово Pantheism имеет древнегреческие корни. Оно произошло от слияния двух основ «пан» — «все, всякий» и «теос» — «Бог». Отсюда и ключевая мысль всего учения: Божественная субстанция, заключенная во всем живом и неживом мире.
Но имея греческое происхождение, термин впервые появился в работе английского математика и философа Джозефа Рафсона « De Spatio Reali» в 1697 году. А на английском языке понятие «pantheist» было использовано только спустя несколько лет в 1705 году ирландским ученым Джоном Толандом в статье «Socinianism Truly Stated, by a pantheist».
Значение понятия
Пантеисты сходятся во мнении, что ключевое понятие их учения описывается одной короткой фразой: «Природа – это Бог в вещах». И, несмотря на различные ответвления, эта философия построена на едином принципе святости природы и Боге, как безличном начале.
Единое определение содержит в себе несколько различных понятийных форм, среди них можно выделить четыре основных:
- Трансцендентный или мистический уклон, который больше схож с панентеизмом.
- Теомонистическое направление, которое лишает вселенную самостоятельного бытия.
- Физиомонистическое течение, говорящее о том, что существует только природа, а Бог лишен самостоятельности.
- Имманентно-трансцендентное направление, делающее акцент на божественной сути вещей.
Сегодня понятие «Pantheism» продолжает развиваться и расширяться.
Средние века
Средневековье – время господства монотеистических религий, для которых характерно определять бога как могущественную личность, господствующую над человеком и всем миром. В это время пантеизм сохранялся в эманационной теории философии неоплатоников, которая представляла собой некий компромисс с религией. Впервые пантеизм в качестве материалистической концепции проявился у Давида Динанского. Он утверждал, что человеческий разум, бог и материальный мир — одно и то же.
Многие христианские секты, признанные официальной Церковью ересями и подвергнутые преследованиям, тяготели к пантеизму (например, амальрикане в XIII в.).
Формы
Четыре основных формы пантеистической теории родились в разное время и развивались в различных условиях. Но сегодня каждая из них имеет право на жизнь и ведет за собой целую армию поклонников, состоящих из ученых, философов, мыслителей и простых обывателей.
Натуралистический
Натуралистическая форма появилась в работах стоиков: Джордано Бруно и Спинозы. Эти труды концентрировались на обожествлении природы и всего живого. Мировая душа — одно из ключевых понятий этого направления, как и бесконечный разум. Философы-натуралисты тяготеют к материальному началу, ставя во главу вселенной природные силы.
Идеалистический
Идеалистические или по-другому монические формы признают «идеальное» началом всего сущего. Такие идеи родились еще в древней Индии, проявлялись в отдельных буддистских школах. В трудах Дипак Чопры дается наиболее полное определение этим пантеистическим формам, успешно распространившимся не только в восточной философии, но и в западной.
Мистический
Ученые: Николай Кузанский, Экхарт, Беме, Парацельс и другие были активными поклонниками и создателями мистической формы пантеизма. В своих трудах они пропагандировали не присутствие Творца в природе, а природы в Творце. Вселенная, все живое и природное — это особый уровень бытия Бога, наивысшая точка его существования.
Дуалистические
Дуалистические формы ярко проявляют себя в современном мире, поднимая популярность таких явлений, как реинкарнация, паранормальные явления, рождающие новые связи в природном мире. Неоязычество активно использует идеи дуалистических форм философских концепций прошлого.
Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы
Философское наследие Б. Спинозы – это самая яркая концепция пантеизма, созданная к Новому времени. Для изложения своего видения мира он использовал геометрический метод, как он сам его назвал. Им он руководствовался при создании фундаментального труда «Этика», посвященного философской метафизике, природе, богу, человеку. Отдельный раздел посвящен человеческому разуму, чувствам, нравственно-этическим проблемам. Автор по каждому вопросу излагает в строгой последовательности определения, после – аксиомы, затем – теоремы и их доказательства.
В центре доктрины Спинозы — мысль о тождестве бога, природы и субстанции. Приоритет божественного, его главенствующая роль в общей картине мира характерны для философии Нового времени. Но Спиноза вслед за Декартом отстаивает точку зрения, что существование (бытие) бога необходимо доказывать. Опираясь на аргументы своего предшественника, он значительно дополнил его теорию: Спиноза отказался от изначальной данности, априорности существования бога. Но доказательство этого возможно благодаря следующим постулатам:
— в мире бесконечное множество познаваемых вещей;
— ограниченный разум не способен понять безграничную истину;
— познание невозможно без вмешательства внешней силы – эта сила и есть бог.
Таким образом, в философии Спинозы происходит соединение бесконечного (божественного) и конечного (человеческого, природного), само бытие последнего доказывает присутствие первого. Даже мысль о существовании бога не может появиться самостоятельно в человеческом сознании – ее вкладывает туда сам бог. В этом и проявляется пантеизм Спинозы. Бытие бога неотрывно от мира, невозможно вне него. Более того, бог родственен миру, он внутренне присущ всем его проявлениям. Он одновременно является причиной существования всего живого и неживого в мире и причиной собственного существования. Следуя сложившейся философской традиции, Спиноза объявляет бога абсолютной бесконечной субстанцией, наделенной множеством свойств, характеризующих ее вечность и бесконечность.
Если другие представители пантеизма выстраивали дуалистическую картину мира, где присутствуют два полюса – бог и природа, то Спиноза скорее обожествляет мир. Это некая ссылка на древние языческие культы. Живая природа в ее вечном циклическом развитии и есть бог, рождающий сам себя. Божественная природа не является чем-то отдельным, отграниченным от материального мира, напротив, она имманентна, внутренне присуща всему живому. Антропоморфное, персонализированное токование бога, принятое в большинстве религий, абсолютно чуждо Спинозе. Так, натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения нашли свое самое полное воплощение в единой доктрине.
История
Термин придумал английский математик и философ Джозеф Рафсон (1697 год) в своём латинском труде «De Spatio Reali»; на английском термин «pantheist» впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.
Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр, а также Ксенофан. По мнению В. Дильтея, наиболее последовательной формой пантеистического монизма в Древней Греции был стоицизм, начиная с Зенона Китийского и заканчивая развитием позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм стал одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. В Древнем Китае ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен. Схожие пантеистические идеи встречаются в философии индуизма.
Бенедикт Спиноза (1665)
На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями, близкими к пантеизму, относятся: Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский. Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником, через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм», его считают самым известным представителем пантеизма). Джордано Бруно и Спиноза были главными представителями пантеистического монизма с середины XVI до начала XVIII веков. Джон Толанд, который находился под влиянием Спинозы и Бруно, в 1720 году написал «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа» на латинском языке.
В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и защитником обвинённого в пантеизме и атеизме Лессинга Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVIII — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлёк внимание таких мыслителей, как: Вордсворт и Кольридж в Англии; Шлейермахер, Фихте, Шеллинг и Гегель в Германии; Уолт Уитмен, Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США; Лев Толстой в России. В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии
Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени».
К числу известных пантеистов XX века можно отнести английского писателя Лоуренса, американского поэта Джефферса, учёного Альберта Эйнштейна, архитектора Фрэнка Ллойда Райта, историка Арнольда Тойнби. Историческое значение философского пантеизма состоит в развитии идеи единства мира и взаимосвязи явлений, лёгшей в основу холизма.
Известные сторонники идей пантеизма
Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.
Джордано Бруно (1548 – 1600)
Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.
Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.
Николай Кузанский (1401 – 1464)
Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.
Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.
Парацельс (1493 – 1541)
Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.